Что такое анамнез в медицине примеры. Анамнез жизни больного, его основное предназначение и план составления

Анамнез (от греческого слова Anamnesko – вспоминать, изучение анамнеза) представляет собой комплекс информации о развитии болезни и непосредственно пациенте. Изучение анамнеза проводят путем опроса самого пациента, а также лиц, которые его знают, и применяют для установления прогноза и диагноза болезни, а также подбоа оптимальных методов и способов терапии и профилактики. В некоторых случаях при изучении анамнеза используется документация. Опрос родственников и близких больного проводят при сборе анамнезе маленьких детей, пациентов, домашних животных в бессознательном состоянии или очень тяжелом течении болезни, а также у глухонемых и психически больных. Умело собранные данные анамнеза помогают правильно интерпретировать данные объективного клинического исследования и составить представление о характере и локализации патологического процесса в организме больного.

Изучение анамнеза проводят по определенному, четкому плану. Есть необходимость сначала собирать анамнез болезни (по латыни - anamnesis morbi ), а затем анамнез жизни (по латыни - anamnesis vitae ).

Изучение анамнеза болезни

При составлении анамнеза болезни выясняют жалобы пациента, анализируют временную последовательность формирования, возникновения, развития патологии и взаимосвязь отдельных симптомов и клинических признаков заболевания, динамику болезни в целом. Выявляют причинные факторы и те, что вызывают развитие заболевания. Узнают о ранее поставленном диагнозе и проведенном курсе лечение. Изучение динамики болезни представляет собой сбор сведений о работоспособности и состоянии здоровья пациента, наличие различных заболеваний, о продолжительности болезни и характеристик начального периода, о последовательности возникновения различных клинических проявлений болезни. Выясняют, были ли периоды ухудшения или улучшения общего состояния, чем они интерпретировались, наличие ремиссий и рецидивов, как менялась работоспособность.

Изучение анамнеза жизни

Изучение анамнеза жизни дает возможность более полного и общего анализа индивидуальных особенностей организма, что является очень важным для обеспечения индивидуализации способов терапии и профилактики возможных обострений. Изучение анамнеза жизни можно провести по такой схеме:

  • вакцинации
  • перенесенные заболевания
  • операции
  • общие биографические характеристики по периодам жизни
  • травмы
  • вредные привычки
  • наследственность
  • семейная жизнь
  • условия быта и труда

Перенесенные заболевания приводят в хронологическую последовательность, причем нельзя ограничиваться только выяснением факта заболевания, нужно уточнять наличие осложнений, особенности течения патологии и схемы терапии в тех случаях, когда это в той или иной степени мало влиять на особенности данной болезни. Важно иметь информацию, не болел ли пациент туберкулезом, не обнаружено у него злокачественной неоплазии. Иногда пациент может отрицать перенесенные болезни (например, сифилис, туберкулез и др.). Что касается гипотетического влияния условий труда на здоровье и работоспособность, особенностей профессии у испытуемого, информацию получают по следующей схеме: режим работы и трудовой процесс; химические, физические и бактериологические вредные факторы; санитарное состояние и организация мероприятий по борьбе с профессиональными заболеваниями на месте работы. Необходимо также собрать информацию о семейной жизни пациента: выясняют состояние здоровья супругов, а также детей. Нужно получит информацию о состоянии здоровья родителей пациента и ближайших кровных родственников, имея в виду наличие отягощенной наследственности относительно тех или иных болезней. Анализ данных следует проводить при учете личностных особенностей пациента, а достоверность их проверять путем сопоставления с данными физикального, инструментального и лабораторного обследования, а также по наличию отчетной медицинской документации.

История жизни (anamnesis vitae) включает сведения общебиографического характера: место рождения, образование, место и условия жизни в прошлом и в настоящем, материальная обеспеченность, семейное положение, представляют интерес увлечения, привычки, проведение отдыха, степень физической активности.

Характеризуется профессиональная деятельность с учетом возможных профессиональных вредностей, наличия подобных клинических проявлений у других работников данного производства.

Среди профессиональных факторов следует иметь в виду вдыхание пыли, в том числе содержащей двуокись кремния, асбест и др., вибрацию, лучевую нагрузку, воздействие свинца, ртути, паров растворителей, окиси углерода, бериллия. При этом следует уточнять наличие мер защиты, проведение профилактических мероприятий и периодических медицинских осмотров и их полноту.

Особое внимание уделяется перенесенным болезням, их течению . При этом возможно выявление хронических патологических процессов, информацию о которых следует перенести в историю настоящего заболевания. Следует особо спросить о перенесенных операциях, осложнениях в пред- и послеоперационном периоде, кровотечениях и переливаниях крови, донорстве, при которых резко увеличивается вероятность инфицирования вирусами гепатита В и С (причина многих висцеральных поражений).

Общий анамнез должен включать сведения о половой функции . Женщин расспрашивают о течении менструаций (регулярность, обильность, болезненность), течении беременностей и родов, времени прекращения менструаций - климаксе и сопутствующих ему проявлениях (приливы, проявления невроза). Эти данные имеют значение для объяснения некоторых симптомов, в частности болей в сердце. Здесь же следует спрашивать о контрацептивных мерах, в частности о приеме гормональных препаратов, длительное использование которых может приводить к серьезным осложнениям.

Наследственность может играть роль фактора, предрасполагающего к болезни, которая развивается обычно под влиянием также внешних воздействий. Сведения о болезнях и причинах смерти родителей и близких родственников могут быть ценными для диагностики и особенно прогноза. Существенное значение имеют, например, заболевание и особенно смерть одного из родителей в относительно молодом возрасте от ишемической болезни сердца или мозгового инсульта, а также наличие у родственников таких болезней, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, подагра, туберкулез. Выясняется семейное положение больного , какие отношения в семье, кто ведет хозяйство, кто оказывает больному помощь в быту в случае необходимости.

Болезнь может проявляться у родственников одного пола. Так, гемофилией болеют только мужчины, но заболевание передается от деда к внуку только через внешне здоровую дочь.

При оценке психологического состояния больного учитываются манера рассказывать (заторможенность или, наоборот, возбуждение, многословие), реакция больного на различные виды психологического стресса, в том числе на настоящую болезнь - вызывает ли она излишний страх и опасение неблагоприятного прогноза или имеет место недооценка серьезности ситуации, что влечет нарушение режима, неаккуратный прием или даже скрытое прекращение приема лекарственных препаратов и т. п. Желательно стремиться к возможно более откровенной беседе с больным, создавая одновременно психологическую атмосферу доверия, уверенности больного в необходимости и важности проводимых диагностических и лечебных мероприятий, веры во врача.

По-особому могут складываться отношения больного со студентом-медиком, которому поручена курация. В любом случае даже короткая встреча должна начинаться со знакомства, выяснения имени и отчества, основных сведений о больном, его жалоб, а желательно (хотя бы кратко) - и анамнеза заболевания. Затем проводится обследование, иногда избирательно того или другого органа. В любом случае больной должен видеть в студенте одного из медиков, которые стремятся ему помочь.

Анамнез настоящего заболевания

Изучение жалоб больного тесно переплетается с историей развития настоящего заболевания (anamnesis morbi).

Цели изучения анамнеза больного:

  1. Установить контакт с больным.
  2. Получить информацию, необходимую для диагностики.
  3. Оценить вероятную тяжесть заболевания.
  4. Установить другие возможные источники информации (родственники, другие врачи и т. д.).
  5. Оценить личность больного и его реакцию (отношение) на развивающуюся болезнь (т.е. внутреннюю картину болезни).

«С какого времени считаете себя больным?» - нередко именно такой вопрос является первым. Врач и больной стремятся проследить развитие болезни от появления первых признаков до настоящего времени. Характеризуются периоды обострений, включается информация о результатах проводившегося обследования и лечения, в том числе по выпискам из историй болезни. Все это, безусловно, заслуживает пристального внимания, но и критического отношения, проверки.

Особенно важно оценить результаты проводившейся терапии, желательно знать эффективные дозы некоторых лекарственных средств, например такого мочегонного, как фуросемид.

Важно уточнить у больного возможные причины, вызвавшие заболевание или его обострение (перенесенная инфекция, погрешности в диете, инсоляция, охлаждение). Обязательно задаются вопросы о переносимости лекарственных препаратов, вероятных аллергических проявлениях.

Данные анамнеза целесообразно обобщить и вместе с жалобами представить в виде графика.

Как и изучение жалоб больного, уточнение анамнеза требует достаточного знания соответствующей патологии, закономерностей ее развития. Нередко, особенно при трудном и неясном диагнозе, к истории настоящего заболевания приходится возвращаться, отыскивая новую информацию, которая может стать решающей. В процессе знакомства с анамнезом врач должен дать больному возможность высказаться, однако рассказ больного должен постоянно сопровождаться вопросами, ответы на которые важны для врача. Особо обращается внимание на последний период, предшествующий госпитализации, причины ее и цель. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, - не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель - облегчение состояния пациента.

Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) - это сумма сведений, которые обследуемый - больной или здоровый человек (при диспансеризации) - сообщает о состоянии своего здоровья, о своем заболевании, о своих переживаниях и ощущениях в связи с заболеванием, о реакциях своего организма на внешние воздействия. Эти сведения врач использует при установлении диагноза и прогноза, а также и при назначении лечения. Расспрос о возможных (с точки зрения больного) причинах заболевания, его начале, развитии и течении - исторический метод изучения заболевания, имеющий целью установить правильный диагноз. В настоящее время этот метод продолжает приобретать все более широкий характер, включая также данные о реактивности организма, его компенсаторных способностях и т. д. Сюда относятся данные, имеющие большое практическое значение, об аллергических реакциях, индивидуальной непереносимости, осложнениях, гематологических и других проявлениях при применении антибиотиков, кортикостероидов и др.

Важнейшим условием правильного распознавания заболевания является тщательное методическое обследование больного, состоящее из двух разделов: изучения проявлений болезни, ощущаемых только больным (субъективных симптомов заболевания, выявляемых при собирании анамнеза, расспросе), и изучения признаков заболевания, доступных врачебному наблюдению (объективного обследования больного при помощи физических, а также различных лабораторных, инструментальных и других методов исследования).

Собирание анамнеза больного предшествует объективному его обследованию (см. Диагноз). Противопоставление этих методов обследования, как и недооценка одного из них, ошибочно, так как они дополняют друг друга и обеспечивают изучение организма в целом. В каждом отдельном случае в зависимости от индивидуальных особенностей больного и характера заболевания любой из этих методов может иметь то большее, то меньшее значение. Анамнестический метод позволяет изучать личность больного, характер нервных процессов, что приближает к пониманию типа высшей нервной деятельности. Совокупность всех методов обследования позволяет сделать заключение о диагнозе заболевания, прогнозе и лечении.

Выдающимся русским врачам М. Я. Мудрову, С. П. Боткину и особенно Г. А. Захарьину принадлежит важнейшая роль в разработке и развитии анамнестического метода.

Анамнез имеет большое значение для изучения болезни в развитии, в динамике. На основании анамнеза можно установить более или менее точно происхождение, причины и условия возникновения заболевания; изучить перенесенные в прошлом заболевания (а также реакции организма на те или иные воздействия), условия жизни обследуемого, наличие проф. вредностей, вредных привычек и т. д. При помощи анамнеза возможно распознавание функциональных нарушений, проявляющихся в субъективных ощущениях больного в период болезни, когда нет органических изменений, доступных объективному обследованию. При собирании анамнеза и расспросе важно обращать внимание не только на то, о чем сообщает больной, но и на то, как сообщает, на его манеру держаться, манеру разговора, его реакции на вопросы и т. д. Это позволяет изучить личность больного, особенности его характера, поведения, нервно-психического состояния. Собеседование между врачом и больным способствует возникновению между ними контакта, доверия к врачу, что помогает в распознавании болезни и особенно в лечении, в частности в психотерапии. Одной из важных задач при обследовании больного, установлении диагноза и лечении является выяснение тех индивидуальных особенностей, которые характеризуют проявления данного заболевания у данного больного. Одна и та же болезнь у разных людей протекает по-разному, со своими особенностями, что зависит от возраста, наследственных признаков, реактивности и других свойств организма больного. Выяснению этих особенностей наряду с объективным обследованием способствуют данные анамнеза. Как и все методы обследования, собирание анамнеза должно проводиться в определенной последовательности и по четкому плану. Чем больше фактов - признаков, симптомов - на основании расспроса и объективного обследования сумеет собрать врач, тем точнее будет диагноз заболевания.

Принято различать анамнез данного заболевания - анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни больного, или общий анамнез (anamnesis vitae).

Анамнез болезни включает сведения, касающиеся настоящего заболевания. Он является первым этапом в обследовании больного, на основании которого у врача создается первоначальное представление, гипотеза о характере заболевания.

Анамнез болезни должен дать ответ на следующие вопросы.
1. На что жалуется больной? Больной сообщает свои ощущения и переживания, а также и другие сведения о проявлениях болезни (например, боли в области сердца, сердцебиения, рвота, черный стул). Жалобы больного дают возможность врачу предполагать нарушения в той или иной системе организма (сердечно-сосудистой, пищеварения) и, не отступая от исследования организма в целом, обратить особое внимание на эту систему.

2. Когда больной заболел, когда появились первые признаки заболевания? Этот вопрос позволяет со значительной долей точности решить, является ли данное заболевание острым или хроническим.

3. Как возникло заболевание, каковы первые его признаки, что им предшествовало? Диагностическое значение этого вопроса заключается в том, что некоторые болезни имеют характерное начало с последовательным развитием клинической картины (например, внезапное начало при крупозном воспалении легких и постепенное, более медленное развитие при бронхопневмонии).

4. Течение заболевания, его развитие с момента возникновения до настоящего времени. Выяснение этого вопроса дает возможность выявить динамику заболевания, постепенное развитие симптомов и различных проявлений болезни, смену периодов улучшения и ухудшения, обострения болезни, какое проводилось лечение и какой был при этом эффект.

При собирании анамнеза необходимо критически оценивать жалобы больного. Собирание анамнеза - это творческий акт изучения субъективных симптомов заболевания, их осмысливания, сопоставления, научной и логической интерпретации. Выслушивая рассказ больного и расспрашивая его, обследующий врач всегда должен при этом помнить важнейшее положение И. П. Павлова о целостности организма, о единстве организма и среды. За жалобами больного и субъективными симптомами врач должен видеть патологический процесс, происходящий в организме, значение повреждения и степень участия тех или иных органов и систем в развитии картины болезни.

При собирании анамнеза жизни больного отмечают те особенности биографии и условий его жизни, которые, возможно, имели значение в формировании конституционального типа и типа нервной системы и могли играть роль в возникновении данного заболевания. Тип высшей нервной деятельности формируется под влиянием внешней среды на унаследованные особенности организма. В связи с этим при собирании анамнеза необходимо обратить внимание на наследственные особенности больного, на состояние здоровья ближайших родственников и перенесение ими заболевания.

В формировании типовых особенностей организма особенно важную роль играют факторы социальные. Поэтому при расспросе подробно выясняются материально-бытовые условия, условия труда, наличие профессиональных вредностей, условия отдыха и т. д. Важное место занимает выяснение перенесенных в прошлом заболеваний, поскольку каждое заболевание может быть следствием, осложнением или обострением либо перенесенных в прошлом, либо хронически протекающих заболеваний. Необходимо помнить, что собирание анамнеза является лишь частью той работы, которая предшествует установлению диагноза, и что даже очень подробно и тщательно собранный анамнез не дает права ставить окончательный диагноз без данных объективного исследования.

Расспрос должен быть подробным и систематическим, особенно при хронических заболеваниях. При острых заболеваниях, особенно при состояниях, угрожающих жизни больного, он бывает кратким. В этих случаях у врача нет времени на собирание подробного анамнеза, а требуются срочные, немедленные действия для спасения жизни больного. О больных, находящихся в бессознательном состоянии, анамнестические сведения получают у родственников или окружающих лиц.

Анамнез жизни – anamnesis vitae. Сведения о жизни больного имеют большое значение для выяснения характера настоящего заболевания и установления причин и условий его возникновения.

Сведения об истории жизни пациента собирают по определенному плану:

I. Общебиографические сведения:

  • место рождения (некоторые болезни больше распространены в определенных местностях, например эндемический зоб);
  • возраст родителей больного при его рождении;
  • о характере протекания самой беременности (угроза выкидыша, инфекционные болезни, применение лекарственных веществ и т. д.);
  • о родах (в срок, степени доношенности, каким ребенком и от каких родов);
  • о вскармливании (грудное или искусственное);
  • о преморбидных состояниях (гипо- или гипертрофия, рахит или другие "фоновые" заболевания);
  • об общих условиях жизни в детстве и юности (местность, семейные обстоятельства, жилищные условия, питание);
  • об особенностях физического и умственного развития;
  • о половой зрелости;
  • причинные факторы возникновения заболевания и условия, отличающие течение и исход заболевания (недостаточное физическое воспитание и закаливание, плохой уход, нерациональный режим дня, неполноценное питание, несоблюдение эпидемиологического режима и т. д.).

II. Сведения о перенесенных инфекциях:

  • детские инфекционные болезни (корь, скарлатина, дифтерия, эпидпаротит, ветряная оспа, краснуха и др.), тяжесть их проявлений, наличие осложнений;
  • частые простудные инфекции (ОРЗ, грипп и др.), характер их проявлений, наличие осложнений. Например, частые ангины с длительными лихорадочными состояниями, опуханием и болезненностью суставов (развитие ревматоидного процесса) могут вызывать развитие осложнений со стороны дыхательной и выделительной систем;
  • врожденные инфекционные заболевания (сифилис, листериоз и др.) Выясняются выезды в страны Африки, Азии, Южной Америки и т. д. (для выявления малярии, лейшманиоза, трипаносомоза и многих других инфекций); контакты с окружающей природой и домашними животными, скотом. Так, в случае развития инфекционной патологии, например, при ГЛПС (геморрагической лихорадке с почечным синдромом) источником является вирус, передающийся мышевидными грызунами; при бруцеллезе (в основном болезни работников сельского хозяйства) происходит заражение бруцеллами от крупного и мелкого рогатого скота. Выясняются хронические очаги инфекции у больного: гаймориты, кариес зубов и т. д.

III. Сведения о вредности производства: химическое (ядохимикаты, пестициды и др.), радиоактивное и т. д.

IV. Сведение о социальных вредных привычках: склонность к алкоголизму, наркомании, табакокурению, токсикомании и т. д.

V. Семейно-наследственный анамнез позволяет выяснить состояние здоровья родственников и тем самым помогает распознаванию заболеваний у данного больного.

При наличии в семье больного туберкулезом имеется опасность инфицирования всех членов семьи.

Собирая семейно-наследственный анамнез, важно выявить не только возможные источники инфекции в окружении больного, но также предрасположенность к развитию определенной патологии - такой, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, желчно-каменная болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и др. Эти заболевания не являются наследственными, а являются фенотипическими, то есть такими, при которых передается по наследству не сама болезнь, а лишь предрасположенность к ней, способная проявиться в болезнь под влиянием определенных внешних условий (стресс, инфекции и др.).

В основе этой предрасположенности могут быть иммунные и неиммунные механизмы. Так, иммуногенетикой установлена связь некоторых аллелей главного комплекса гистосовместимости (система HLA) с определенными заболеваниями, установлен процент относительного риска их возникновения. Так, у человека, имеющего аллель молекулы HLA DR5, есть 3,2% риска развития аутоиммунного тиреоидита (Хашимото), а у обладающего аллелью HLA DR3 - 56,4% риска возникновения герпетиформного дерматита, 13,9% риска развития хронически активного гепатита и др. При этом само заболевание по наследству не передается.

Рассматривая наследственные (генотипические) заболевания, передающиеся из поколения в поколение, учитывается тип наследования: аутосомный, рецессивный, доминантный или сцепленный с полом; гомозиготное или гетерозиготное носительство генов, а также степень выраженности гена в признак, то есть его экспрессивность.

Основными методами диагностики наследственной патологии являются гениалогический анализ, метод цитогенетики, генетики соматических клеток и др. Генетический анализ обеспечивает раннюю диагностику, их рациональную профилактику, оценку риска появления в семье больного ребенка, степень наследственной патологии, а в некоторых случаях – возможность патогенетической терапии.

Анамнез болезни.

Подробно изучаются: а) начало заболевания, б) первые признаки его, в) возможные причины, г) течение и развитие заболевания. Особое внимание уделяется начальным симптомам и причинам его. Следует проанализировать связь начала заболевания и дальнейшего течения с воздействием неблагопри­ятных факторов (переохлаждение, тепловое воздействие, профессиональные вредности, отрицательные эмоции, нарушение режима питания, сна), с вред­ными привычками и пр. Описывается медицинская помощь, которая оказы­валась больному до поступления в клинику, назначаемые лекарственные препараты с указанием лечебного эффекта или другие методы лечения, дис­пансерное наблюдение. Изучаются содержание самолечения, если имело оно место, лечение с ис­пользованием средств и методов народной медицины, а также нетрадицион­ных методов (у знахарей, экстрасенсов и др.). Описывается последнее ухуд­шение состояния (или обострение заболевания), его клиника, предпринимае­мое лечение. Состояние трудоспособности. Отмечаются причины, послу­жившие показанием для госпитализации. Следует считать обязательным изу­чение имеющейся у больного медицинской документации – амбулаторной карты, выписок из историй болезни с описанием результатов лабораторных, инструментальных методов обследования и заключений консультантов. Кри­тически отнестись, с преемственностью, но не с абсолютным доверием к ра­нее поставленному у больного диагнозу. Изучается эпидемиологическая ха­рактеристика начала заболевания. Рассматривается как из­менилась трудоспособность больного с возникновением заболевания, а также его активность в быту.

В анамнезе заболевания в хронологическом порядке должны найти от­ражение начало и развитие всех ведущих жалоб.

Необходимо распознать заинтересованность больного в возможно преднамеренном освещении его заболевания, т.е. наличие симуля­ции, равно как и диссимуляции, а также возможную забывчивость его, ошибки памяти, отсутствие наблюдательности и пр. Пациенты молодого возраста склонны к диссимуляции, т.е. к неполной информации о симптомах своего заболевания, к сокрытию их, а пожилого и старческого – к агравации симптомов (гл.VIII).

При описании высказываемых больным признаков заболевания необ­ходимо подбирать слова и выражения, которые бы полно и возможно точно, но кратко отражали содержание патологии при трансформации бытовой тер­минологии в медицинскую. Задавая вопросы больному, необходимо терпе­ливо выслушивать рассказ больного как о болезни, так и о жизни. Этим пре­дупреждается превращение расспроса больного в допрос, создаются условия, располагающие больного к более полному и подробному изложению сведе­ний о своем заболевании.


Написание анамнеза заболевания – это не протокольное повествование вольного изложения произнесенных устами больного сведений, а творчески, активно переработан­ное, клинически осмысленное изложение фактов в их взаимосвязи, позво­ляющее прийти к заключению , в котором было бы представлено суждение о характере заболевания (острое, затяжное, хроническое), о его начале (острое, медленное, с наличием инкубационного периода), о течении (прогресси­рующее, непрогрессирующее, рецидивирующее и др.), о наличии осложне­ний, об эффективности проводимого лечения, о причинных факторах, спо­собствующих возникновению заболевания равно как и его обострению (ре­цидиву) и прогрессированию.

3.2.1. Изучаются где и когда родился, доношенным или недоношен­ным, материально-бытовые условия, развитие в детстве и во время учебы в школе, успеваемость, занятия физкультурой и спортом, служба в ар­мии. Описываются условия труда и быта в начале трудовой деятельности и в течение всей последующей жизни больного, состав семьи, квартирные усло­вия, психо-социальная характеристика. Необ­ходимо обратить внимание на наличие профессиональных вредностей, нару­шений режима питания, наличие смены климато-гео­графических зон проживания, в том числе пребывание в экологически неблагоприятных зонах. У женщин - начало и характер менструаций, регулярность их, время последней менструации, по­ловая жизнь, беременность, аборты, роды, их течение, климакс.

Зало­гом успеха изложения анамнеза жизни является уход от формализма. В одних случаях такие данные, как социальное происхождение, развитие в детском и отроческом возрасте, спо­собность к учебе в школе, профессиональная деятельность, начало половой жизни, время вступления в брак и другие данные не имеют существенного значения, подробное выявление их нецелесообразно, в других случаях они заслуживают особого внимания. Степень полноты описания их должна индивиду­ально варьировать, что определяется предположением о возможной роли их в возникновении и развитии конкретного заболевания.

3.2.2. Перенесенные заболевания . Перечисляются в хронологическом порядке с указанием возраста, с описанием особенностей течения, проведен­ным лечением, в том числе санаторно-курортным. Отмечаются профилакти­ческие мероприятия, обследования, их результаты. Выявляется наличие в прошлом травм, ранений, операций, их осложнений. Изучается наличие в прошлом как у больного, так и его родственников туберкулеза, сифилиса, эндокринных заболеваний, злокачественных новообразований, аллергиче­ских заболеваний, тех или иных реакций на введение вакцин и сывороток, непереносимость больным медикаментов.

3.2.3. Вредные привычки . Курение: начало (возраст), количество – 10, 20, 30 и более папирос в сутки, длительность. Употребление алкоголя: редко - 1 раз в 3-6 мес., часто – 1 раз в мес., регулярно – еженедельно, систематиче­ски – несколько раз в неделю. Другие вредные привычки (употребление наркотиков).

3.2.4. Наследственность. Изучается с изображением ввиде схемы по мужской и женской родословным (генеалогическим) ветвям больного с об­щепринятыми в генетической терминологии условными обозначениями (рис.1) или буквами алфавита (А, Б, В, Г и т.д.), в каждом поколении родные братья и сестры располагаются в порядке рождения слева направо, каждый из них обозначается арабскими цифрами (табл.2). Внизу схемы родослов­ной пишется легенда, в которой кратко, с выделением наиболее существен­ного характеризуется каждый индивидуум родословной (рис.2).

Таблица 2

Генеалогические ветви и поколения в родословной