Упражнения для глаз для детей школьного возраста. Лечебная гимнастика для глаз в школе

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Немного среди нас осталось тех, у кого зрение «единица», а среди детей найти маленького человечка с идеально глядящими глазками трудно вдвойне. Уж очень много нагрузки ложится на детские глаза сегодня, начиная со школьной скамьи и заканчивая домашними девайсами, настырно стремящимися посадить зрение.

Смириться и уже к концу первого класса дружно шагать со своими чадами в магазин за модным аксессуаром или попытаться потренировать глазную мышцу, чтобы отодвинуть время водружения на нос очковой оправы, – выбор всегда остаётся за вами. Но коль вы не ленивы, то возможно детская гимнастика для глаз если и не вернёт упущенное, но начавшийся процесс ухудшения зрения приостановит точно.

Зачем детским глазам физкультура?

Ежедневная нагрузка на глаза детей приводит к сильному перенапряжению, а школьники наиболее к этому восприимчивы в силу того, что организм у них еще полностью не сформирован, и все системы находятся пусть не в начальной, конечно, но и не в конечной точке становления. Это касается и зрительной функции.

Слабые мышцы глаз ребёнка не справляются с большими объёмами поступающей визуальной информации, отдыхая порой только по ночам, и в результате сдаются и дают сбой.

Зрительное перенапряжение в школьном возрасте приводит к близорукости – это когда дети хорошо видят всё, что перед ними близко, и расплывчато различают то, что далеко. С помощью близорукости детское зрение приспосабливается под те условия, которые им создают. Когда перед ребенком на близком расстоянии часто живут либо книжка, либо , глаза со временем предпочитают видеть вблизи, отказываясь зорко смотреть вдаль.

Детская дальнозоркость – явление довольно нечастое, так как она не приобретается в школьном периоде при слишком трудоёмкой работе глаз. Причинами дальнозоркости являются наследственность и аномалии в глазной анатомии.

В обоих случаях нарушения зрения офтальмологи советуют после длительного напряжения на глаза прибегать к разминкам, по научному – офтальмологическим паузам, при помощи упражнений, позволяющих ослабить глазные мышцы и настроить глаза на новую работу.

Всю неделю по-порядку глазки делают зарядку…

Для тренировки глазных мышц существует много различных упражнений, цель которых у всех одна – снять усталость и облегчить труд глазам, улучшив кровоснабжение. Идеальный вариант – повысить остроту зрения и резкость наблюдаемых объектов.


Это важно! Носящему очки ребёнку гимнастику для глаз нужно делать в оптике, на одну или две диоптрии слабее обычной. Если нарушение зрения не выше одной диоптрии, то упражнения ребёнок должен выполнять без очков.

А как на счет подводной гимнастики для глаз? Хотите попробовать? Тогда смотрите видео)

Конечно, добиться весомых результатов «по щелчку» достаточно сложно. Зрение тем и отличается, что потерять-то его просто, а вот вернуть проблематично. Поэтому придётся запастись терпением, заведя за правило прерываться на гимнастику для глаз во время усердной работы. Кстати, взрослым это тоже полезно, почему бы не сделать это хорошей семейной привычкой?

С нетерпением буду ждать от вас рецептов для глаз, чтобы был «взгляд как у орла».

Желаю вам и вашим деткам крепкого здоровья!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

На уже с раннего возраста ложится большая нагрузка. Большинство информации и познание мира происходит посредством зрительного восприятия. Ко всему добавляется еще и электронные информационные средства, без которых не обходится ни один человек. На все это влияет не лучшим образом. Также вызывает беспокойство и факт ухудшения зрения у детей. Зарядка для глаз – способ, благодаря которому возможно добиться улучшения зрения, снятия напряжения, а также использовать в качестве профилактики развития нарушения зрительных функций.

Плюсы зрительной гимнастики

Помимо выраженного терапевтического эффекта от зрительной гимнастики, она имеет еще ряд других преимуществ:

  • не требует никаких дополнительных приспособлений и затрат;
  • выполнение зарядки возможно практически в любом месте и не требует много времени;
  • тренировка доступна в качестве самостоятельного выполнения (не нужно присутствие специалистов);
  • не связана с механическим воздействием на глаза;
  • простота, упражнения доступны даже для маленьких детей.

Принципы рациональной зарядки для глаз

Значимым фактором для получения положительного эффекта от упражнений для зрения служит соблюдение основных принципов тренировок:

  1. Систематичность. Зарядка для глаз должна носить систематический характер, иначе эффект будет рассеиваться.
  2. Периодичность. Важно выбрать для себя удобный график, поскольку даже физминутка для глаз должна быть проведена в комфортных условиях и не в спешке. Это может быть утреннее время после пробуждения, после работы за компьютером, просмотра телевизора, чтения книги, перед сном.
  3. Мера. И хоть подобную гимнастику можно и нужно выполнять несколько раз в день, не следует злоупотреблять чрезмерным количеством упражнений и интенсивностью их выполнения.
  4. Непрерывность. Зрительная тренировка не терпит выходных. Нельзя пропускать ни дня, и тогда вы достигнете максимального эффекта, а уже достигнутые успехи не будут утрачены.
  5. Индивидуализация. Нарушения зрения бывают разными. Следовательно, прежде, чем начать выполнение комплекса упражнений, нужно проконсультироваться с офтальмологом.

Методика тренировки зрения у детей

Методик зарядки для улучшения зрения большое количество. Одной из самых востребованных является зарядка для глаз при близорукости, поскольку эта проблема характерна для детей и подростков.

Нарушение зрения у детей чаще всего связано с интенсивным ростом и при выполнении комплексов несложных упражнений можно достичь восстановления зрения.

Детская зрительная гимнастика может включать в себя следующие упражнения:

  1. Быстрое моргание (в течение 10-15 сек) с последующим расслаблением закрытых глаз (10-15 сек). Повторить упражнение 2-3 раза.
  2. Сильное зажмуривание (5 сек) с чередованием обычного спокойного взгляда (5 сек). Выполнить 2-3 повторения.
  3. Круговые движения глазами с максимальной амплитудой. Выполнять по очереди влево и вправо. Темп медленный. В каждую сторону сделать 2-3 раза.
  4. Направлять взгляд вверх-вниз, влево-вправо. В каждой точке на секунду фиксировать взгляд. Выполнить 2-3 раза в каждую сторону.

Этих упражнений вполне достаточно для расслабления детских глазок, восстановления ясности и улучшения остроты зрения.

Время на гимнастику для глаз нужно выделить в распорядке дня как само собой разумеющуюся процедуру. Следует внедрить эту практику даже в школьных стенах, в которых немалая нагрузка приходится на глаза детей. В идеале лучше всего проводить физминутки после каждого урока. Достаточно выполнить на перемене 1-2 упражнения из комплекса и результат будет заметен.

Для детей помладше упражнения можно проводить в игровой форме, чтобы вызвать заинтересованность у малышей.

Зрительная гимнастика для взрослых

Арсенал упражнений для взрослых можно увеличить, но незначительно. Взрослым сложнее будет добиться восстановления зрения, но в любом случае положительный эффект от упражнений обеспечен. Дозировку выполнения доводить в среднем до 4-5 раз. Можно добавить следующие полезные упражнения:

  1. Концентрация взгляда на объектах, которые находятся вблизи и на отдаленном расстоянии от глаз. Сначала нужно смотреть на ближний предмет (это может быть, например, ваш палец или точка на стекле) несколько секунд, затем, пропуская взгляд сквозь ближний предмет, нужно сконцентрировать взгляд на дальнем. Повторить 4-5 раз.
  2. Рисование глазами разных фигур, слов, цифр. Выполнять, пока не надоест.
  3. Соляризация. Суть упражнения в чередовании света и тени. Нужно выбрать источник света (солнце, лампа, свеча). Рукой или книгой водить перед глазами, то закрывая, то открывая свет. Выполнять медленно в течении 1-2 мин.
  4. Пальминг. Нужно закрыть расслабленными ладонями глаза, не касаясь их. Для удобства руки можно облокотить. Необходимо стремиться достичь полного расслабления. Находиться в таком положении нужно около 4-5 мин. По окончании упражнения, убрав ладони, желательно еще несколько секунд посидеть с закрытыми глазами, потом медленно их открывать. Это упражнение хорошо как для начала зарядки, так и для ее завершения.

Общие правила при тренировках глазных мышц

Как и любые другие физические тренировки, при выполнении также существует перечень рекомендаций:

  • голова остается неподвижно, упражнения выполняют только глаза;
  • поза тела должна быть удобной;
  • не должно быть слишком яркого или, наоборот, темного освещения;
  • сразу прекратить выполнение при возникновении дискомфорта в глазах;
  • зарядка для глаз выполняется без очков и линз;
  • при тренировках с целью профилактики и снятия напряжения – не выполнять специальных упражнений, направленных на коррекцию нарушений;
  • не нужно отменять гимнастику, если у вас мало времени – есть прекрасная альтернатива – физминутка для глаз;
  • не бросайте занятия, если не сразу заметили улучшения, немного терпения и результат не заставит себя долго ждать;
  • контролируйте выполнение упражнений у детей;
  • в случае, если это зарядка для глаз при близорукости или дальнозоркости, то следует ее целесообразность согласовать с врачом и контролировать эффективность.

В последнее время очень много времени проводится перед различного рода мониторами и экранами. Жалейте свои глаза и помните, что хорошее зрение – это дар, за сохранение которого стоит побороться.

Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Врач-офтальмолог

Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.

Основные этапы создания зрительной гимнастики

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Показания

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Виды зрительной гимнастики

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

Обычно зрительная проблема возникает у детей школьного возраста, именно поэтому необходимо выполнять гимнастику для глаз. Орган ребенка должен воспринимать мелкий шрифт, фокусироваться длительное время в одном направлении, и находиться в постоянном напряжении. Поэтому важно, чтобы зрительный аппарат школьника расслаблялся, и для этого существуют специальные простые упражнения.

Зачем глазам нужна зарядка?

С тех пор как современные компьютерные гаджеты стали неотъемлемой частью жизни человечества, в том числе и самых маленьких его представителей, похвастаться 100% зрением может далеко не каждый. Учитывая тот факт, что в большинстве семей для детей с раннего возраста покупают планшеты и телефоны, а потом ребенок занимается в школе, глазной аппарат устает быстрее, и зарядка для глаз необходима. Из-за постоянного перенапряжения еще не сформированные мышцы слабеют, и зрение стремительно ухудшается. Для школьников выполнение несложных правил позволит не только расслабиться после учебного дня, но и купировать некоторые патологии, находящиеся на начальной стадии.

В чем польза?

Увеличение зрительной нагрузки провоцирует быструю утомляемость и раздражение глаз.

Регулярное выполнение упражнений для зрительного аппарата позволяет не только купировать заболевания глаз на начальной стадии развития, но и решить многие другие проблемы, которые не связаны с ними напрямую. Для этого достаточно 2-3 раза в день уделять органу 5-10 минут. Полезные свойства гимнастики:

  • Расслабление. В младшем школьном возрасте ребенок ежедневно должен воспринимать огромное количество новой информации, что часто приводит к нервозности и тревоге. Выполнение некоторых упражнений может купировать эти ощущения.
  • Снятие усталости. На уроках ребенок длительное время должен сосредотачиваться на монотонном чтении или письме. Чтобы «перезапустить» зрительный аппарат, достаточно сделать гимнастику.
  • Улучшение зрения. При выполнении разных движений глазами нормализуется кровообращение, и начальная стадия ухудшения способности видеть может быть купирована.
  • Предотвращение падения зрения. Если мышцы зрительного органа длительное время находятся в одном положении, слезные каналы пересыхают, из-за чего происходят различные нарушения, а при регулярной усиленной стимуляции в глазное яблоко попадают витамины и кислород.

Какие упражнения выполнять?


Можно провести занятие в игровой форме.

Чтобы процесс выполнения гимнастики был комфортным для ребенка, важно малышу занять удобную позу, можно включить любимую песню или сочетать процедуру с подвижными играми или другими занятиями. В первые сеансы достаточно 2-3 повторения каждого упражнения, постепенно количество подходов увеличивается до 6-8. Эффективными считаются такие занятия:

  • «Жмурки». Малыш сильно закрывает глаза на 3-4 секунды и резко открывает их на такое же время.
  • Моргание. Ребенок быстро моргает, не напрягая веко.
  • Поочередное моргание. Нужно быстро моргать правым или левым глазом по очереди.
  • «Маятник». Взгляд проводится из стороны в сторону. Для лучшей концентрации можно использовать игрушку.
  • «Потолок-пол». Удерживая голову на месте, следует переводить взгляд сверху вниз.
  • «Кто кого?» Упражнение выполняется в паре: ребенок садится напротив другого человека и начинает смотреть в глаза, не моргая и не отрываясь. Кто первый сдался, тот «засыпает».
  • «Ход стрелки». Неспешно зрачки движутся по и против часовой стрелки.
  • «Рисовашки». Глазками ребенок пытается воспроизвести несложные геометрические фигуры.

Простая гимнастика для глаз является эффективным способом сохранения здоровья вашего ребенка. Ежедневно выполняйте зарядку для улучшения зрения у детей.

Стоит закрыть на миг глаза, как пугающая темнота тут же распространяется вокруг. Мир, словно перестает существовать – становится безликим и неинформативным. Исчезают яркие образы, сочные краски, объем. Человек теряет способность видеть и ориентироваться в пространстве. В такие моменты понимаешь, как важно иметь хорошее зрение и бережно относиться к нему с самого раннего возраста. А первым шагом к здоровью должна стать доступная и простая детская гимнастика для глаз, эффективность которой признаёт офтальмология.

Почему падает острота зрения

У маленького человечка, только что пришедшего в наш мир, есть все предпосылки для развития 100% зрения. Но современная жизнь вносит коррективы в законы природы. Чтение книг, электронные гаджеты, даже пространство, ограниченное стенами квартиры. Заставляют глаз ребенка, приспособленный смотреть вдаль, рассматривать предметы на очень близком расстоянии. Эта нагрузка, а также наследственные факторы, травмы и пониженный иммунитет пагубно влияют на остроту зрения и тонус мышц, вызывая такие заболевания, как:

  • близорукость;
  • дальнозоркость;
  • астигматизм;
  • косоглазие;
  • ранняя глаукома;
  • патологии сетчатки.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения 19 миллионов детей имеют то или иное нарушение зрения. Причем у большей части проблемы являются обратимыми, при условии правильного лечения, включающего в себя систематическое выполнение простых упражнений для глаз.

Принцип действия и значение гимнастики

Острота зрительного восприятия ребенка во многом зависит от состояния мышц, поддерживающих глазное яблоко.


Правильно подобранные упражнения есть не что иное, как тренировка и восстановление работоспособности глазных мышц, вследствие чего значительно улучшается зрение ребенка. Кроме того, гимнастика:

  • помогает корригировать обменные процессы и кровоснабжение;
  • быстро снимает переутомление;
  • развивает координацию движений, что особенно важно при косоглазии;
  • стимулирует отделы мозга, отвечающие за зрительное восприятие информации.

К тому же это лучшее средство профилактики усталости глаз и развития миопии и дальнозоркости у детей.

Важно помнить, что такие комплексы противопоказаны при отслоении сетчатки и близорукости больше -6 диоптрий.

Для самых маленьких

Уже в 1-2 года ребенок может выполнять элементарную зрительную гимнастику. Конечно, занятия должны проходить в форме увлекательной игры и соответствовать возрастным особенностям.


В 2-3 года хорошо добавить к упражнениям тематический стишок – он сделает гимнастику более понятной, интересной и легко запоминающейся.

Это часики-глаза,
Тикают туда-сюда.
Ходят влево, ходят вправо
И не стихнут никогда.

Таким образом, детки привыкают к выполнению зарядки, которая пока кажется им веселой забавой, но уже приносит огромную пользу здоровью.

Зрительная зарядка для дошколят

В 3-4 года многие ребятишки начинают ходить в младшую группу детсада, и их жизнь меняется коренным образом. Теперь малыши проводят довольно много времени за занятиями. Чтобы снизить нагрузку, опытные воспитатели в обязательном порядке чередуют обучение с ЛФК и гимнастикой для глаз.

Каждый комплекс должен состоять из 5 упражнений и длиться не дольше 3 – 5 минут.


Наиболее эффективными по-прежнему остаются комплексы упражнений для дошкольников в стихах:

«Стало вдруг темным-темно – надо нам зажмуриться. День настал, и вот опять — надо глазки открывать. До 5-и с тобой считаем, снова глазки закрываем».

В конце зарядки – предложить деткам расслабиться и помассировать подушечками пальцев веки.

Мама также может придумать увлекательные игры для улучшения зрения: предложите похлопать ресничками, словно бабочка крыльями, или поймать глазками убегающего солнечного зайчика. Хорошо, если удастся подобрать веселый стих или рисунок, иллюстрирующий движения.

Готовимся к школе

В средней (4-5 лет) и в старшей (5-6 лет) группах детского сада идет интенсивная подготовка к школе. Ребенок должен посещать довольно длительные занятия по чтению, письму, математике, лепке и рисованию. Нагрузка на неокрепший организм резко возрастает. Гимнастика для глаз просто необходима для детей этого возраста, причем комплексы становятся все более сложными.


Как и прежде, все занятия должны проводиться в игровой форме, быть понятными и легко выполнимыми. Современные мультимедийные средства предоставляют широкий выбор упражнений для зрения в виде мультиков, анимации, сопровождающихся ритмичной музыкой или стихотворениями, которые задают дополнительный темп движениям. Использовать такие программы можно в детском саду и дома.

В начальной школе

В 6-7 лет дети, как правило, идут в первый класс. Школьные занятия, домашние задания, мелкий шрифт в учебниках, бумага ненадлежащего качества, плохое освещение становятся причинами колоссальной нагрузки на зрительный аппарат малыша. Глаза практически не отдыхают – после уроков дети, преимущественно, заняты компьютером или просмотром телевизионных программ. Не удивительно, что 4% первоклассников вынуждены носить очки.

В связи с этим физминутка, основанная на упражнениях из картотеки зрительной гимнастики, становится очень ценной для школьников.


Полезные упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с 3 минут в день и постепенно увеличивая нагрузку. Терпение, упорство и последовательность приведут к тому, что ваш школьник однажды скажет: «Мама, мне больше не нужны очки».