Служба ранней помощи детям раннего возраста. Служба ранней помощи в доу

Надежда Гарифуллина
Служба ранней помощи-новое подразделение ДОУ

Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы , которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста .

В 2010 году в нашем детском саду в рамках муниципальной экспериментальной площадки была открыта Служба ранней помощи . В организации нового подразделения ДОУ оказал огромную помощь ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» г. Йошкар-Олы.

Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1.5 до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.

Задачи службы :

1. Информировать родительские, общественные и профессиональные организации о работе службы ранней помощи , ее миссии, целях и задачах.

2. Формировать позитивное отношение к ранней помощи , семьям с проблемными детьми.

3. Взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования.

4. Планировать и организовывать процесс комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.

5. Оказывать комплексную помощь ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

6. Оказывать информационно-просветительскую, консультативно-методическую и психотерапевтическую помощь в семье , сопровождать ее на всем протяжении нахождения в службе .

7. Планировать и организовывать процесс управления службой ранней помощи и непрерывного профессионального образования специалистов.

Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет : с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей на основании справки о состоянии здоровья.

Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием.

1. Дети с выявленными отклонениями в развитии - нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.

2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др., у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.

3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.

Зачисление семей с детьми в службу производится на основании заявления родителей и заключения психолого-медико-педагогического консилиума службы ранней помощи в порядке , определяемым Уставом учреждения.

Перечень должностей работников Службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования науки РФ, Госкомвуза РФ от 14 августа 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. №32.

Примерное штатное расписание : руководитель Службы , методист, социальный работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач-педиатр, врач детский невролог, врач детский психиатр, медицинская сестра.

К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести :

1. Консультативно – диагностическое направление :

Определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

Максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

Анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

Консультирование родителей по вопросам;

Обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

Реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

Создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

Консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста .

2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы :

Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

Обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

Проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста ;

Проведение психотерапевтических занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Информационно-методическое направление :

Информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи совместно с социальными институтами детства : женскими консультациями, роддомами, детскими поликлиниками и больницами, ДОУ (информирование с помощью буклетов , объявлений, информационных писем;

Информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

Создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста ;

Повышение квалификации педагогов групп раннего возраста .

4. Организационное направление :

Организация взаимодействия службы с учреждениями здравоохранения по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями;

Координация деятельности специалистов разного профиля и родителей по реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ;

Организация взаимодействия службы ДОУ и республиканского Центра ранней психолого-педагогической помощи по вопросам выявления детей раннего возраста с отклонениями в развитии, координации содержания и методов ранней психолого-педагогической помощи ;

Организация обобщения и распространения опыта ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.

Организационная модель службы представлена тремя взаимосвязанными блоками.

1 блок ориентирован на детей и включает в себя организованные формы оказания помощи детям раннего возраста с ОВЗ .

В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе :

Развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста , реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;

Коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи .

Коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся индивидуально 1-2 раза в неделю в присутствии родителей. Это особенно важно, так как на занятиях родители обучаются методам и приемам грамотного взаимодействия с ребенком, происходит их вовлечение в коррекционный процесс;

Игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

Второй блок ориентирован на оказание помощи педагогам , работающими с детьми раннего возраста . Большую часть педагогов групп раннего возраста составляли молодые воспитатели, то для них в детском саду не первый год функционирует «Школа молодого педагога» , на которой освещаются теоретические вопросы методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Практические навыки воспитатели получают при посещении и наблюдении за работой своих педагогов-наставников, а также при проведении открытых мероприятий.

В 2011- 2012 учебном году методическая работа с педагогами раннего возраста осуществлялась через педагогическое объединение «Особый малыш» , где заседания проводились не только педагогами-наставниками, но узкими специалистами : логопедами, дефектологами, психологами и т. д. Воспитатели осваивали методы и приемы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии.

Деятельность третьего блока в организационной структуре Службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста . Помощь оказывается через консультирование и «Школу заботливых родителей» .

Заседания «Школы заботливых родителей» носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей : компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т. д.

Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.

Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи

1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.

2. Выявление детей раннего возраста , нуждающихся в психолого-педагогической помощи .

3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи .

4. Заседание ПМПк. Квалификация выявленных отклонений в развитии. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку .

5. Промежуточная диагностика.

6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.

7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.

8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.

Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи , можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Так, если в 2010-2011 году из Службы ранней помощи были выведены 35% детей, то в 2011-2012 г. г. этот показатель вырос до 68%.

Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.

Глава 8. Организация работы в службе ранней помощи

Актуальное социально-экономическое и демографическое положение, сложившееся в России в последние десятилетия, и необходимость соответствовать общемировым тенденциям развития цивилизации требуют проведения в жизнь государственной политики и управленческих решений, направленных на всемерное содействие улучшению человеческого потенциала, оптимизацию развития и реализацию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, начиная с раннего детства. В этой связи особую важность приобретает диагностика раннего развития и своевременная комплексная медико-психолого-педагогическая работа с проблемным ребенком и его семьей, т.е. ранняя помощь. Система ранней помощи может обеспечивать максимально возможный охват детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, формируя базу для своевременной профилактики вторичных по своей природе нарушений в развитии, максимально эффективной коррекции уже возникших нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром, а также оптимального включения родителей в коррекционную работу. Одной из форм оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов могут быть службы (отделы) ранней помощи.

В целях оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи детям групп биологического и социального риска, детям с выявленными отклонениями в развитии; психологической помощи и консультативно-методической поддержки их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формирования предпосылок учебной деятельности в образовательных учреждениях рекомендуется организовывать службы ранней помощи как структурные подразделения (отделы) этих учреждений. В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного видов (при уже сложившемся материально-техническом и кадровом обеспечении), а также в специальных (коррекционных) школах рекомендуется организовывать службы ранней помощи по профилю учреждения. Службы (отделы) ранней помощи могут открываться в структуре дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и в различных центрах образования: в центрах диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других. При обеспечении соответствующих условий службы (отделы) ранней помощи могут функционировать как узкопрофильные, оказывающие помощь только определенным категориям детей и их семей, так и многопрофильные структуры, способные проводить диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия для детей групп риска и детей выявленными отклонениями в развитии. Подобный подход позволяет наиболее успешно использовать сетевой организационный и кадровый ресурс дошкольного или школьного образования, ресурс психолого-педагогических и медико-социальных центров или иных центров и учреждений образования, приблизить коррекционную помощь к месту жительства ребенка, охватить ею как можно большее количество семей с детьми групп риска и с выявленными отклонениями в развитии.

Службы (отделы) ранней помощи открываются в помещениях, отвечающих педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Службы (отделы) оснащаются необходимым инвентарем, игрушками, пособиями и оборудованием в установленном порядке для специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждений и учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Целесообразно организовать работу служб (отделов) как в утренние часы, так и в вечернее время, а также в субботние и воскресные дни (в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения или центра). График их работы составляется с учетом потребностей родителей (законных представителей).

Деятельность службы (отдела) основана на семейно-ориентированном подходе, предполагающем работу со всей семьей. Ребенок при таком подходе является частью семейной системы, а его возможности и потенциал развития рассматриваются в контексте семейных отношений.

Служба (отдел) ранней помощи – система ценностная и не может организовывать свою работу без продуманных ценностных оснований, определяющих ориентиров в деятельности организации. Система ценностей предопределяет миссию службы, которая вырабатывается всем коллективом с учетом потребностей заказчика, клиента и учитывает реальные возможности коллектива специалистов службы (отдела).

Служба (отдел) ранней помощи основывает свою работу на следующих принципах :

открытости – способности к обмену информацией с социумом, со специалистами внутри службы, с родителями, лицами их замещающими, способности отвечать на запрос социума, организаций, родителей, родительских ассоциаций, перестраивая, изменяя и развивая систему помощи;

партнерства – установление партнерских отношений с организациями, учреждениями, фондами, родительскими организациями, семьей ребенка, ребенком и его ближайшим окружением;

командного междисциплинарного подхода – совместной комплексной работы команды специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи деятельности службы (отдела) ранней помощи, обменивающихся информацией, использующих приемы делегирования полномочий, активно взаимодействующих друг с другом и с семьей проблемного ребенка в своей профессиональной деятельности;

профессиональной ориентации на взаимодействие с семьей проблемного ребенка - содействие и укрепление семейных ценностей, семьи в целом, как социального института, создание условий для домашнего воспитания детей раннего возраста с проблемами в развитии;

добровольности – выстраивание отношений с организациями-партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;

конфиденциальности – неразглашение служебной и профессиональной информации о ребенке и его семье, без согласия всех членов семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.

Целью работыслужбы (отдела) ранней помощи может быть оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей проблемного ребенка первых трех - четырех лет жизни, для содействия его оптимального развития и социализации в обществе.

В связи с поставленной целью может быть определен базовый круг задач , решаемый службой (отделом) ранней помощи:



1. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе службы ранней помощи, ее миссии, цели и задачах. Работа с ближайшим социумом по формированию позитивного отношения к ранней помощи и службе ранней помощи, к семьям с проблемными детьми и детьми-инвалидами.

2. Выстраивание взаимодействия с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования для обеспечения своевременного выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для организации дополнительного медицинского обследования и/или обеспечения квалифицированной профильной медицинской помощью, а также для определения оптимальных путей дальнейшего дошкольного и школьного образования или получения услуг в сфере дополнительного образования. Создание партнерской сети службы (отдела) ранней помощи из организаций здравоохранения, социальной защиты и образования.

3. Планирование и организация процесса комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.

4. Планирование, организация и оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

5. Планирование и организация процесса оказания информационно-просветительской, консультативно-методической и психологической помощи семье, сопровождение семьи на всем протяжении ее нахождения в службе. Планирование и организация психотерапевтической помощи семье.

6. Содействие семье в дальнейшем переходе в систему дошкольного и школьного образования.

7. Планирование и организация процесса непрерывного профессионального образования специалистов службы (отдела) ранней помощи.

8. Планирование и организация процесса управления службой (отделом) ранней помощи.

Участниками образовательного процесса в службе (отделе) ранней помощи являются дети, их родители (законные представители), педагогические, психологические, медицинские, социальные, инженерно-технические и юридические работники учреждения.

Содержание образовательного процесса в службе (отделе) ранней помощи определяется программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура нарушения, уровень психофизического развития и т.п.), т.е. образовательный процесс может осуществляться с использованием индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ. Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программы из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ.

Клиентами службы (отдела) ранней помощи являются семьи с проблемными детьми первых трех - четырех лет жизни: с выявленными отклонениями в развитии, дети с нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в развитии в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу (отдел) ранней помощи принимаются дети от нескольких дней жизни до 3- 4-х лет по заявлению
родителей (законных представителей) и/или направленные другими образовательными, медицинскими или социальными учреждениями с согласия родителей (законных представителей) на основании медицинской
справки о состоянии здоровья ребенка.

Показаниями для направления семьи с ребенком от рождения до трех - четырех лет в службу (отдел) ранней помощи могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием детей:

1. Дети с выявленными отклонениями в развитии – с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательными нарушениями, генетическими синдромами, наследственно-дегенеративными заболеваниями, врожденными аномалиями развития, органическим поражением ЦНС, эпилепсией, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями.

2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные, дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.), малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности, дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму; младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паратит, скарлатина, корь и др.), дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар; дети из семей, имеющих высокий риск нарушений зрения, слуха, опорно-двигательные нарушения, нарушения речи и интеллекта.

3. Дети социальной группы риска – дети из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; дети от малолетних родителей; дети из семей, направленных социальными службами; дети из семей беженцев и переселенцев; дети из двуязычных семей и другие.

Зачисление семей с детьми в службу (отдел) производится на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения психолого-медико-педагогического консилиума службы (отдела) ранней помощи в порядке, определяемом Уставом учреждения. Прием в нее может проводиться в течение всего учебного года по мере поступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест.

Перечень должностей работников службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования РФ, Госкомвуза РФ от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, а также на основании миссии, цели и основных задач деятельности, отраженных в Уставе учреждения, уровня и направленности реализуемых образовательных программ, структуры службы (отдела) ранней помощи.

Примерное штатное расписание:

1. Руководитель службы (отдела);

2. Зам. рук. службы (отдела);

3. Координатор;

4. Методист;

5. Социальный работник;

6. Педагог-психолог (в соответствии с нормативом);

7. Учитель – логопед;

8. Сурдопедагог;

9. Тифлопедагог;

10. Учитель-дефектолог;

11. Музыкальный руководитель;

12. Педагог дополнительного образования;

13. Врач педиатр;

14. Врач детский невролог;

15. Врач детский психиатр;

16. Врач ЛФК;

17. Врач офтальмолог;

18. Врач сурдолог;

19. Специалист по ЛФК и массажу;

20. Медицинская сестра;

21. Медицинская сестра – ортоптистка;

22. Сурдотехник;

23. Специалист (по одному специалисту на каждый профиль работы);

24. Обслуживающий персонал.

Количество ставок по соответствующей должности определяется исходя из статуса учреждения, цели, задач, направлений деятельности и структуры службы (отдела), отраженных в Уставе учреждения, а также на основе изучения потребностей населения и количества нуждающихся в ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи детей и их семей.

Тарифно-квалификационные характеристики по должностям разрабатываются в соответствие с нормативными актами и ведомственной принадлежностью. Количество рабочих часов в неделю для каждого сотрудника определяется занимаемой должностью в соответствии с тарификационной системой.

Права и обязанности специалистов и обслуживающего персонала службы (отдела) определяются правилами внутреннего трудового распорядка и Уставом того государственного учреждения, на базе которого она создана. Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой, педагогической и медицинской деятельностью осуществляется администрацией того государственного учреждения, на базе которого она создана.

АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об организации работы по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет в Одинцовском муниципальном районе Московской области

В рамках реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 , социального проекта Одинцовского муниципального района Московской области "Подари ребенку радость", направленного на профилактику детского и семейного неблагополучия, отобранного по итогам девятого конкурсного отбора инновационных социальных проектов для последующей финансовой поддержки Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 26.06.2015 N 3, регистрационный номер заявки 90п-2015.9 от 15.04.2015), а также в целях организации работы по своевременному выявлению детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска, проживающих на территории Одинцовского муниципального района,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Организовать работу Службы раннего вмешательства на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение".

2. Утвердить Положение о Службе раннего вмешательства (прилагается).

3. Установить срок работы Службы раннего вмешательства в тестовом режиме с 01.04.2016 по 30.09.2017.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Одинцовского муниципального района Московской области и на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.

5. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области Ляпистову О.И.

Исполняющий обязанности
руководителя Администрации Т.В. Одинцова

Положение о Службе раннего вмешательства

Утверждено
постановлением Администрации
Одинцовского муниципального района
Московской области
от "_31_" __03__ 2016 N 1661

1. Общие положения

1.1. Служба раннего вмешательства - это межведомственная структура, предназначенная для оказания помощи детям в возрасте от рождения до 3 лет с особыми потребностями и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

1.2. Служба раннего вмешательства осуществляет свою деятельность на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение" (далее учреждение).

1.3. Законодательными основами деятельности Службы раннего вмешательства являются следующие документы: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации , Федеральные законы: от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" , от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, Московской области, нормативные правовые акты Одинцовского муниципального района Московской области, Устав Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение".

1.4. Потребителями услуг, оказываемых Службой раннего вмешательства, являются дети от рождения до 3 лет, которые:

Имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;

Имеют диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;

Врожденные аномалии развития;

Проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию.

2. Цель и задачи Службы раннеГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

2.1. Целью Службы раннего вмешательства является создание комплексного межведомственного сопровождения семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития (риском нарушения).

2.2. Задачами Службы раннего вмешательства являются:

2.2.1. Выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

2.2.2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями, законными представителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

2.2.3. Ранняя помощь ребенку и семье:

2.2.3.1. Создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

2.2.3.2. Многопрофильное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

2.2.3.3. Наблюдение за динамикой развития ребенка и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

2.2.4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

2.2.4.1. Раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

2.2.4.2. Консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

2.2.4.3. Предоставление информации о законодательных и нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

2.2.5. Осуществление преемственности между Службой раннего вмешательства и детскими дошкольными организациями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты.

2.2.6. Информирование населения о работе Службы раннего вмешательства, ее целях и задачах.

2.2.7. Результатом работы Службы раннего вмешательства является предоставление квалифицированной межведомственной семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе; обеспечение преемственности программы сопровождения ребенка и семьи Службой раннего вмешательства, в том числе после окончания указанной программы.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

3.1. Добровольность - решение об обращении в Службу раннего вмешательства и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей (законных представителей).

3.2. Открытость - Служба раннего вмешательства отвечает на все запросы родителей (законных представителей) ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

3.3. Конфиденциальность - информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам Службы раннего вмешательства, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.

3.4. Уважение к личности - сотрудники Службы раннего вмешательства уважительно относятся к ребенку и родителям (законных представителей), принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей (законных представителей), сотрудники Службы раннего вмешательства принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

3.5. Междисциплинарный подход - совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.

3.6. Семейно-центрированная деятельность - профессиональная направленность сотрудников Службы раннего вмешательства на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями (законными представителями и другими членами семьи.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

4.1. Специалисты Службы раннего вмешательства и их функции:

Педагог-психолог - работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

Педагог-психолог - специалист по ранней коммуникации (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

Учитель-дефектолог - оценка уровня развития ребенка (диагностическая работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

Учитель-дефектолог - сурдопедагог (диагностическая работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями и детьми);

Врач-педиатр - определение физического, функционального состояния ребенка и анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие;

Детский невролог - диагностика заболеваний, вызванных поражением центральной и периферической нервной системы, а так же функциональными (следствия вышеуказанных поражений) нарушениями у детей;

Диспетчер - координация деятельности сотрудников Службы раннего вмешательства.

4.2. Обязанности штатных и привлеченных к деятельности Службы раннего вмешательства специалистов регламентируются должностными инструкциями, утвержденными директором учреждения, настоящим Положением.

4.3. Служба работает в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, образования, общественными организациями (фондами, ассоциациями и т.д.) по вопросам всесторонней помощи детям раннего возраста. Специалисты-консультанты: тифлопедагог, врачи (отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, и др.) могут привлекаться для работы в Службе на общественных началах.

4.4. Основанием для зачисления в Службу раннего вмешательства и организации диагностической, абилитационной помощи детям, является личное заявление родителей (законных представителей).

4.5. Основанием для отчисления является:

Окончание курса реабилитационной работы;

Непосещение занятий более 2-х месяцев без уважительной причины.

4.6. Организация работы Службы раннего вмешательства включает следующие этапы:

Направление специалистов или организаций, обращение родителей (законных представителей);

Прием направления, заявления (контакт с родителями (законными представителями), внесение в лист ожидания);

Первая встреча с родителями (законными представителями), заполнение индивидуальной карты ребенка и семьи;

Определение потребности ребенка и семьи (оценка взаимодействия родителя или законного представителя и ребенка);

Междисциплинарная диагностика, обсуждение направления и длительности ранней помощи (однократная встреча родителей или законных представителей с командой сотрудников, кратковременная программа раннего вмешательства, методы раннего вмешательства);

Индивидуальная программа сопровождения ребенка и семьи в Службе раннего вмешательства;

Окончание программы ранней помощи, перевод ребенка и семьи в другие программы.

Занятия с детьми могут проводиться как индивидуально, так и в группе, предельная наполняемость группы 2-4 человека.

4.7. Непосредственное руководство Службой раннего вмешательства осуществляется работником, ответственным за работу Службы раннего вмешательства который, назначается приказом директора учреждения.

4.8. Специалисты Службы раннего вмешательства проходят соответствующую подготовку по профилю деятельности Службы раннего вмешательства.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

5.1. Служба раннего вмешательства имеет право:

Запрашивать информацию у родителей (законных представителей), с их согласия, необходимую для осуществления комплексной деятельности Службы раннего вмешательства из учреждений другой ведомственной принадлежности;

Самостоятельно выбирать формы, средства и методы работы с детьми.

5.2. Обязанности Службы раннего вмешательства:

Разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения в Службе раннего вмешательства;

5.3. Все специалисты, участвующие в деятельности Cлужбы раннего вмешательства обязаны:

Соблюдать этические нормы;

Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях;

Знать закономерности развития ребенка;

Иметь базовые знания по раннему вмешательству;

Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни;

Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи;

Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.

5.4. Родители (законные представители) имеют право:

Участвовать в разработке и реализации программ индивидуального сопровождения;

Вносить предложения, направленные на улучшение работы Службы раннего вмешательства.

5.5. Родители (законные представители) обязаны:

Посещать занятия согласно графику;

Своевременно информировать специалистов Службы раннего вмешательства о причине пропуска запланированных мероприятий.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ

6.1. Служба раннего вмешательства разрабатывает и представляет директору учреждения на утверждение следующие документы:

План работы;

График работы;

Журнал учета обращений;

Журнал учета индивидуальных и групповых занятий;

Программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

Анализ деятельности.

Начальник Управления образования О.И. Ляпистова

Служба ранней помощи в ДОУ

Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста. Раннее вмешательство может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

Команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: педагог- психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный и медицинский работники, педагоги младших групп. При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины) , коррекционного взаимодействия с детьми.

Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Задачи службы:

  1. Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
  2. Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
  3. Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
  4. Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

В обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог оказывает помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.

Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей.

Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием:

  1. Дети с выявленными отклонениями в развитии - нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
  2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др.) , у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
  3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.

К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести:

1. Консультативно – диагностическое направление:

  • определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
  • максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
  • анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
  • консультирование родителей по вопросам;
  • обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
  • реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
  • консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:

  • разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
  • обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

3. Информационно-методическое направление:

  • информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
  • информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
  • создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
  • повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.

В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:

  • развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
  • коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
  • игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

Так же оказывается помощь молодым специалистам, работающими с детьми раннего возраста. Практические навыки воспитатели могут получить при посещении и наблюдении за работой более опытных воспитателей, а так же при проведении открытых мероприятий.

Осуществляется оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста. Помощь оказывается через консультирование и заседания СРП, где решаются образовательные задачи с целью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики раннего детства. Заседания проводятся практически ежемесячно специалистами и педагогами ДОУ. Они носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей: компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т.д.

Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.

Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи:

  1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
  2. Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
  3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи.
  4. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
  5. Промежуточная диагностика.
  6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
  7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
  8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.

Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.