Здоровье человека как ценность факторы его определяющие. Здоровье - основная ценность человека

Сморгович Олеся Альбертовна

Воспитатель

МБДОУ «Д/с «Мастерок»

Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

От чего зависит здоровье.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

Список литературы:

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с

2. Гриненко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться? - М.: Знание. Сер.: Физкультура и здоровье, № 2, 1985. - 63 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов «Обучение дошкольников пониманию и принятию другого человека, как значимого и ценного»

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Не секрет, что в нашей стране и за рубежом обострилась...

Наглядное дидактическое пособие "Обитатели тропического леса и океана" (как изготовить и варианты его использования).

Способ изготовления макета своими руками, варианты игрового использования данного наглядного пособия для ознакомления детей с обитателями жарких стран....

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

План проведенияИнформационная часть.Психологическое здоровье человека.Специфика психологического здоровья ребенка.Факторы риска психологического здоровья детей.Психологическая поддержка детей в дошкол...

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

При этом, под физическим здоровьем — следует понимать совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов, и максимальную адаптацию к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье — предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни.

Социальное здоровье — отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.

Таким образом, здоровье следует рассматривать не только, как медицинскую категорию, следует рассматривать понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно ином уровне, чем принято традиционно.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ

Физическое: наследственность, движение, рациональное питание, закаливание, смена деятельности;

Социальное: адаптация в разнообразных средах;

Духовное: мышление, познание, ориентация;

УРОВНЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Объективные показатели: температура тела, кровяное давление, частота пульса, содержание гемоглобина, лейкоцитов, сахара в крови и т.д.

Субъективные показатели: самочувствие, настроение, наличие аппетита, сна и т.д.

Количество здоровья — это предельные возможности организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и т.д.) без изменений состояния, без остаточных последствий.

Факторы, оказывающие положительное влияние на ЗОЖ:

  • Соблюдение режима дня;
  • Рациональное питание;
  • Закаливание;
  • Занятия физкультурой и спортом;
  • Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Факторы оказывающие отрицательное влияние на ЗОЖ:

  • Неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания;
  • эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими;
  • вредные привычки (не соблюдение режима труда и отдыха, гиподинамия, алкоголь, курение, наркотики).

Привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья:

  • соблюдение режима двигательной активности;
  • соблюдение гигиены и правил питания;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • оптимистический настрой, движение, по пути укрепления здоровья;
  • ставить перед собой достижимые цели, не преувеличивать неудачи;
  • радоваться успехам, так как успех порождает успех;
  • чётко формулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью;
  • стремиться быть хозяином своей жизни;
  • ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
  • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государство, и семья в частности, должны стараться воспитывать в каждом человеке приятие норм здорового образа жизни. Потому, как приобретённые знания, умения и навыки, в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.

Человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к мутационным изменениям наследственных свойств. Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания.

Организм человека, приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т. п.), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может неблагоприятно повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

Итак, здоровье представляет собой интегральный показатель, результат сложного взаимодействия наследственных особенностей человека с природой и обществом. Оно зависит не только от качества окружающей среды, но также от условий труда, обучения и быта, от привычек и поведения людей, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов. Степень их влияния на организм различна.

Это свидетельствует о том, что заболеваемость и смертность связаны прежде всего с образом жизни людей. Не случайно «тремя китами здоровья» называют важнейшие составляющие нашего образа жизни: правильный режим труда и отдыха, рациональное питание и оптимальный двигательный режим. Большое значение имеет качество окружающей среды. Вкупе с образом жизни эти две группы факторов в 57% случаях обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77% случаев служат причиной болезни, в 55% — причиной преждевременной смерти.

Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую едим, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах радиационного или химического загрязнения. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.

Итак, человек имеет право на здоровье. Но права человека тесно связаны с его ответственностью. Ответственность — это особенное свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.

К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимаются спортом, до 30% имеют избыточный вес, около 70 млн. человек — курильщики. Широкое распространение имеют наркомания и алкоголизм.

В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятий на здравоохранение, уменьшаются пропуски работы по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.

Внимание! Для развитого общества характерно понимание самоценности человека.

Человек — не винтик государственной машины, а бесценная неповторимая вселенная. Только научившись понимать и ценить свою уникальность и необходимость для этого мира, мы в должной мере будем ценить и беречь свое здоровье.



Введение

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% -- медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.

Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

Здоровье человека как общественная ценность

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровье - непременное условие счастья. Наука о здоровье имеет много более широкие горизонты и значимость. Заметим в связи с этим, что в национальной Программе США "Healthy people" выделены три следующих подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три организующих принципа (в порядке убывания важности): 1) health promotion - обеспечение здоровья; 2) health protection - защита здоровья; 3) preventive services - профилактические и медицинские службыБерезин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - М, 2004. - 125 с. .

Здоровье не может характеризоваться благополучием, поскольку это - характеристика не субъекта, а результата его взаимодействия со средой. Поэтому на первое место в понимании здоровья выдвигается не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы эти задачи стали выполнимыми.

Основой собственно человеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье. Использование понятия духовного здоровья открывает эффективные возможности оценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества с уровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимость как инструмент экономического развития и социального прогресса. По этой, в частности, причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитых государств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматривать здравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать и использовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшими предпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, что впервые совпадают ведущие ценности личности и общества. Именно с этих позиций отбирался и анализировался предлагаемый вам материал. Нам приятно заключить, что новая значимость здоровья, как цели и как критерия социально-экономического развития, осознана, разрабатывается и реализуется медицинской общественностью целого ряда стран, и в первую очередь Всемирной Организацией Здравоохранения. В нашей стране, к сожалению, акцент поставлен на соотношение между клинической и профилактической медициной. Мы постарались показать необходимость и полезность более широкого взгляда на здоровье.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

При этом, под физическим здоровьем - следует понимать совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов, и максимальную адаптацию к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье - предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни.

Социальное здоровье - отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.

Таким образом, здоровье следует рассматривать не только, как медицинскую категорию, следует рассматривать понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно ином уровене, чем принято традиционно.

Составляющие здоровья:

Физическое : наследственность, движение, рациональное питание, закаливание, смена деятельности.

Социальное : адаптация в разнообразных средах;

Духовное : мышление, познание, ориентация.

Показатели, характеризующие уровень здоровья человека:

Объективные показатели : температура тела, кровяное давление, частота пульса, содержание гемоглобина, лейкоцитов, сахара в крови и т.д.

Субъективные показатели : самочувствие, настроение, наличие аппетита, сна и т.д.

Количество здоровья - это предельные возможности организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и т.д.) без изменений состояния, без остаточных последствий.

Факторы, оказывающие положительное влияние на ЗОЖ:

  • Соблюдение режима дня;
  • Рациональное питание;
  • Закаливание;
  • Занятия физкультурой и спортом;
  • Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Факторы оказывающие отрицательное влияние на ЗОЖ:

  • Неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания;
  • эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими;
  • вредные привычки (не соблюдение режима труда и отдыха, гиподинамия, алкоголь, курение, наркотики).

Привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья:

  • соблюдение режима двигательной активности;
  • соблюдение гигиены и правил питания;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • оптимистический настрой, движение, по пути укрепления здоровья;
  • ставить перед собой достижимые цели, не преувеличивать неудачи;
  • радоваться успехам, так как успех порождает успех;
  • чётко формулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью;
  • стремиться быть хозяином своей жизни;
  • ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
  • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Государство, и семья в частности, должны стараться воспитывать в каждом человеке приятие норм здорового образа жизни (ЗОЖ).

Потому, как приобретённые знания, умения и навыки, в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.

Человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к мутационным изменениям наследственных свойств. Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания.

Организм человека, приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т. п.), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может неблагоприятно повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

Итак, здоровье представляет собой интегральный показатель, результат сложного взаимодействия наследственных особенностей человека с природой и обществом. Оно зависит не только от качества окружающей среды, но также от условий труда, обучения и быта, от привычек и поведения людей, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов. Степень их влияния на организм различна.

Это свидетельствует о том, что заболеваемость и смертность связаны прежде всего с образом жизни людей. Не случайно "тремя китами здоровья" называют важнейшие составляющие нашего образа жизни: правильный режим труда и отдыха , рациональное питание и оптимальный двигательный режим . Большое значение имеет качество окружающей среды. Вкупе с образом жизни эти две группы факторов в 57% случаях обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77% случаев служат причиной болезни, в 55% - причиной преждевременной смерти.

Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую едим, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах радиационного или химического загрязнения. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.

Итак, человек имеет право на здоровье. Но права человека тесно связаны с его ответственностью. Ответственность - это особенное свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.

К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимаются спортом, до 30% имеют избыточный вес, около 70 млн. человек - курильщики. Широкое распространение имеют наркомания и алкоголизм. В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятий на здравоохранение, уменьшаются пропуски работы по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.

Для развитого общества характерно понимание самоценности человека.

Человек - не винтик государственной машины, а бесценная неповторимая вселенная. Только научившись понимать и ценить свою уникальность и необходимость для этого мира, мы в должной мере будем ценить и беречь свое здоровье.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

Реферат

по учебной дисциплине "Валеология"

на тему: "Здоровье человека - социальная ценность"

Выполнил:

Студент 1 курса, группы 4

Заочного отделения

Факультет: "Государственное и муниципальное управление"

Направление подготовки 081100.62 "Государственное и муниципальное управление"

Калашникова Н.С.

План

Введение

Введение

Здоровье на протяжении веков воспринимается как одна из важнейших общечеловеческих и индивидуальных ценностей. По определению ВОЗ, "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Существует трехмерное понимание здоровья как качества жизни, предполагающего взаимозависимость между физическим состоянием человека, его психическими и эмоциональными проявлениями и социальной средой, в которой он живет .

Здоровье находится в определенном соотношении с другими ценностями общества и личности и непосредственно связано с конкретной социокультурной средой. В последнее время взаимозависимость человека и общества становится все более тесной и неразрывной, в связи с чем социальный контекст здоровья усиливается.

С одной стороны, реализация людьми своих общественных функций, выполнение социальных задач в значительной мере определяются состоянием их здоровья. Так, больные люди, как правило, не способны к плодотворному интеллектуальному и физическому труду, к креативному решению актуальных проблем в различных жизненных сферах, к освоению новых видов деятельности. Если удельный вес больных в обществе велик, возможности его социально-экономического развития весьма ограничены.

С другой стороны, состояние здоровья каждого человека находится в прямой зависимости от окружающей его социальной среды. Загрязнение окружающей среды, ухудшение экологической обстановки в процессе жизнедеятельности общества неблагоприятно влияют на здоровье человека. Социально-экономическое развитие стран также оказывает влияние на здоровье. Наиболее значимыми являются такие факторы, как условия и характер труда, качество питания и жилья, материальная обеспеченность, социальный статус, особенности образа жизни. Особое место среди этих факторов занимают уровень развития системы здравоохранения, доступность и качество медицинской помощи, распространенность профилактики.

По мнению некоторых авторов , по мере роста социально-экономического уровня страны и благосостояния ее граждан ценность здоровья в системе жизненных ценностей возрастает, так как для реализации своих психофизиологических потребностей человек все больше использует продукты материального и духовного производства.

Восприятие здоровья находится в прямой зависимости и от культурных ориентиров общества, которые отражают меру осознания человеком самого себя и отношения его к себе. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению, основанное на нравственных началах, т.е. мотивационно-личностное отношение человека к своему здоровью.

Проведенный нами социологический опрос 124 москвичей показывает, что 98 % людей ставят здоровье на первое место в рейтинге жизненных ценностей. И в то же время лишь 13 % свой образ жизни осознанно подчиняют заботе о здоровье, его сохранению и укреплению. В реальной жизни у 76 % людей превалируют иные социальные ориентиры, в числе которых встречаются и неблагоприятно влияющие на здоровье.

Хорошее здоровье человека способствует достижению многих его потребностей и целей. Если они становятся более социально значимыми, чем здоровье, то оно приносится в жертву достижению этих целей и зачастую используется нерационально. При этом человек лишает себя возможности прожить наиболее продолжительную и полноценную жизнь.

Невозможно отрицать, что некоторое объективное противоречие между сохранением здоровья и достижением материального благополучия действительно существует. Но его необходимо сглаживать путем совершенствования объективных условий жизни и деятельности людей, а также осознания ими своего здоровья как основной жизненной ценности.

Практика свидетельствует о том, что ценность здоровья люди осознают только тогда, когда оно находится под угрозой или уже утрачено. Поэтому понимание людьми социальной ценности здоровья является чрезвычайно важным. Донести это до широких масс населения необходимо с участием всех возможных каналов - здравоохранения, образования, культуры, средств массовых коммуникаций и других.

Обобщая изложенное, можно отметить, что актуальность проблемы социальной ценности здоровья велика. Здоровье обусловливает все стороны жизнедеятельности как индивида, так и общества, причем как в биологическом, так и в социальном контексте, поэтому его необходимо рассматривать как наиважнейшую, фундаментальную ценность. Оно не может быть заменено какой-либо другой социальной ценностью без ущерба для жизни человека и общества. Учитывая значение здоровья в системе ценностей современного человека и серьезность тех ограничений, которые накладывают его нарушения, становится очевидным, что сохранение здоровья людей является первостепенной задачей не только системы здравоохранения, но и всей страны.

Ценностная сущность здоровья человека

Усиление социальной составляющей здоровья подтверждается процессом социализации, тем, что человек все больше и больше включается в систему социальных связей, а поэтому любые изменения в социальной среде сказываются (положительно или отрицательно) на его здоровье. Более того, основными причинами (прямыми или косвенными) современных болезней выступают именно социальные факторы, например такие, как экологические проблемы, дистресс как следствие социальных потрясений и т.д.

Социальность здоровья проявляется, по крайней мере, на двух уровнях: на личностном уровне - как социальные экзогенные причины, влияющие на возможности человека реализовать свой потенциал без нанесения себе вреда; на социумном уровне - как социальные эндогенные характеристики жизнедеятельности общества (этноса, конфессии, профессиональной группы и т.д.), выражающие его состояния в экономической, политической, правовой, нравственной и других сферах.

Здоровье может иметь различные ценностные характеристики, которые существенно различаются по носителям, по видам, структуре и т.д. Прежде всего, аксиологический анализ здоровья предполагает выяснение его ценностной сущности, структуры и роли в "жизненном мире" человека.

Здоровье как ценность включает два основных компонента. Объективный компонент - это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Это может быть статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.п. Субъективный компонент здоровья как ценности - это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью.

Ценностная сущность здоровья и ценностного отношения к нему могут выступать отдельные личности, социальные группы, общество в целом и т.д.

По своей социально-ценностной сущности здоровье - это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения.

Здоровье как индивидуальная ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации. Феномен человеческой телесности исследовался на основе гуманитарного познания, как ценности и значимости для всего человечества, в социокультурном окружении. Состояние человеческого организма в свете социальной оценки принимаем во внимание, прежде всего в соответствии со способностью человека выполнять тот или иной вид социальной деятельности.

Человек должен обладать хорошим здоровьем, чтобы выполнять всю полноту социальной деятельности. Здоровье есть залог реализации задуманной деятельности, ее целей. Следовательно, оно важно не только отдельному человеку, индивиду, личности, но и обществу в целом.

Здоровье анализируется так же как одна из высших жизненных ценностей человека, связанная с категориями блага социума, его красоты и мудрости. В понятие здоровья включаются такие формы поведения, которые позволяют улучшать нашу жизнь и делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Быть здоровым - значит самореализовываться.

Социальная ценность здоровья человека

Понятие здоровье индивидуума не является точно детерминированным, что связано с большой широтой индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности организма, а также множеством факторов, влияющих на здоровье человека. Одним из важнейших факторов является социальный фактор (социальное благополучие, индивидуальные взгляды, социальные отношения, а также социальная полноценность человека и т.д.).

Ценность социального здоровья человека рассматривают и как слагаемые, где выделяют такие социально значимые критерии, как продолжительность жизни, умственная и физическая работоспособность, воспроизводство здорового потомства, позволяющее трактовать его как адекватность (взаимодополнительность) взвешенных социально-ценностных эталонов.

Согласно определению В.П. Казначеева и Е.А. Спирина /3/, здоровье индивида представляет собой динамическое состояние или процесс развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье человека можно рассматривать как характеристику социально-демографическую, отражающую способность членов общества полноценно и эффективно выполнять функции по дальнейшему его развитию и созданию условий жизни, обеспечивающих сохранение и развитие этой способности. В такой трактовке понятия здоровья, в его основе, лежат биологические и физиологические процессы, но доминирует социальная сущность человека и его духовное здоровье.

Здоровье должно быть естественным состоянием организма, характеризующимся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье все чаще стало осознаваться на уровне не только условия жизни индивида, но и собственного социального бытия (бытия Социума). Здоровье становится особой проблемой человека, его будущего в качестве носителя социального, "сохранителя" человеческого. Человек стал выступать в качестве субъекта, который в своей деятельности находит новые характеристики социальной материи, поэтому понимание здоровья значительно изменяется, как меняется его содержание, емкость, смысловые показатели как физического, психического, духовного и социального здоровья, рассуждает Д.И. Фельдштейн /4/. Социальная ценность здоровья связана с тем, что человек зависит не только от природной среды, но и от общественной стороны этой среды. Здоровье может быть столь значимой ценностью, что оно может диктовать цели, намерения и действия, как отдельных людей, так и социальных институтов, вплоть до общества в целом. Качество этой окружающей среды должно обеспечивать существование и развитие человека как биологического, социального, общественного, творческого и ценностного существа.

Социальная ценность здоровья связана с тем, что количественные и качественные характеристики здоровья человека определяют его социальную зрелость и незрелость и позволяют оценить гуманность той или иной системы, то есть определить меру "человечности" отношения конкретного общества к человеку. Проблему здоровья рассматривает в своей концепции Д.Д. Венедиктов /2/. Автор понимает проблему здоровья человека как: "динамическое равновесие организма с окружающей средой, при котором все заложенное в биологической и социальной сущности человеческой подсистемы проявляется полно и гармонично. Все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с возможно максимальной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне, оптимальном для сохранения целостности организма, его работоспособности, а также быстрой адекватной адаптацией к непрерывно меняющейся природной и социальной среде". Резонно это явление назвать феноменом окружающей среды и организма - гомеостазом.

В данном определении четко прослеживается динамичность понятия здоровья; дана также взаимосвязь способностей человека при максимальной его деятельности; предъявляется требование к адаптационным возможностям человека; признается необходимость равновесия внутри самого индивида и его равновесие с окружающей средой. По нашему мнению, данная позиция автора верна, так как он рассматривает здоровье комплексно. В Стокгольмской декларации Конференции ООН по окружающей среде (1972г.) было отмечено, что для благосостояния человека и соблюдения его основных прав, включая право на жизнь, существенное значение наряду с природной компонентой имеет общественная компонента (это право на медицинские услуги, на трудовую деятельность в здоровых условиях, и т.д.). Осуществление этих прав, неотделимых от феномена здоровья человека, тесно связаны с системой социальных ценностей общества, что и определяет его поведение. Многие авторы (Э. Дюркгейм, И.В. Солодникова, В.А. Фролов, и др.); социальную значимость здоровья понимают как систему ценностей, установок и мотивов поведения человека в социальной среде. Утверждают, что социальный фактор выступает определенным "индикатором" протекания адаптационного процесса всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Особенно активно он проявляется в процессе социализации личности. Социальный фактор связан с дезадаптацией людей, характеризуется наличием массовых психических состояний (чаще не осознаваемых) к ним можно отнести: тревожность, стресс, страх, апатию, агрессию, которые возникают в ответ на изменение состояния общества - а в результате ухудшение здоровья населения.

Социология выявляет также и социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов его риска.

Одним из доминирующих социальных факторов, влияющих на здоровье человека является социальный стресс. Кеннон определил социальный стресс как реакцию на чрезвычайную ситуацию. Если происходящие события не предсказуемы и не поддаются контролю, то они будут особенно стрессогенными - как для людей, так и для животных Таким образом, природные бедствия и неблагоприятная социальная окружающая среда являются стрессогенами, так же как и изменения в жизни, и ежедневные мелкие неприятности. Все эти стрессогенные факторы могут подвергать опасности здоровье путем подавления иммунитета и замедления процессов заживления и регенерации.

Многие исследователи (В.И. Гарбузов, И.Н. Егорова, Н.В. Панкратьев, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко и др.) указывают, что современное общество со стремительной силой перешло на новый рубеж XXI века, где жизнь усложняется, усложняются и требования общества к человеку.

Понятно, что риск появляется вместе с этими параметрами современного социума, где четко прослеживается взаимосвязь системы социальных ценностей и феномена здоровья человека. Индивид сегодня должен достаточно четко осознавать самоценность своего здоровья и использовать для его сохранения все многообразие информационных технологий.

Авторы О.П. Щепин, Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин здоровье определяют как "состояние оптимальной жизнедеятельности человека, обеспечивающее полноту реализации его сущностных сил" /5, с.21/. Здесь здоровье рассматривается сквозь призму жизнедеятельности человека, и именно на ней делается особый акцент.

По его мнению, И.И. Брехмана /1/ здоровье человека, - это "способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации".

Иными словами, невозможно понять и определить здоровье в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности, в отрыве от его назначения и целей. Здоровье представляется не столько биологическим свойством,

состоянием индивида, сколько сложным, многообразным социальным качеством, если угодно, социальным явлением, а это относится к здоровью человека, и к общественному здоровью.

Общественное здоровье - важнейший социальный, экономический и политический фактор.

От него и его уровня зависят во многом экономические ресурсы, физический, духовный, нравственный потенциал общества.

Социальные процессы в современном обществе оказывают существенное влияние на здоровье населения.

Наличие социальных потрясений (стрессогенность общества), ограничение развития человека посредством создания ему неблагоприятных условий (силовой контроль, апатия, "упадок духовных сил" и т.д.) формируют глубинные психологические процессы, вызывающие тяжелые

Особое субъективное отношение к здоровью и здоровье в субъектных отношениях индивидов, индивидов и общества в их сложном взаимодействии;

Здоровье - как мера свободы индивида в качестве субъекта исторического действия.

Социокультурные характеристики феномена здоровья, как явления социального мира, играют в жизни человека не последнюю роль. Осмысление знаний этих характеристик здоровья в современном мире, раскрывают сущность активности, самосознания, познания, самореализации человеком социальной природы здоровья.

здоровье социальная ценность человек

Заключение

1. По своей социально-ценностной сущности здоровье - это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России.

Здоровье как индивидуальная ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации.

Здоровье как социальная ценность - это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности.

Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах.

На протяжении всей истории человечества здоровье рассматривалось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.

В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиологических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско-аксиологического метода - подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья.

Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.

Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др.

По показателю отношения общества к индивидуальному здоровью его членов, можно утверждать, что для современной России характерно противоречие между всё большим осознанием его как высшей ценности и фактическим "обесцениванием здоровья как ценности". Это является следствием снижения социальной нацеленности политики государства, уменьшения расходов на здравоохранение, имущественной дифференциации населения и других социокультурных факторов, доля и роль которых значительно возрастает по сравнению с природными факторами. Это свидетельствует о росте влияния социальных причин на ценностное отношение к здоровью и личности, и общества.

Список используемой литературы

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: 2010, 120 с. #"justify">. Венедиктов Д.Д. "Социально-философские проблемы здравоохранения" // Вопросы философии, 2011, № 4 - 137с.

Казначеев В.П. и др. Основы общей валеологии. - Новосибирск, 2008,78 с.

Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. - М.: 2003, 64с

Приступа Е.И. Здоровье ребенка как социальная ценность // Знание, понимание, умение. - 2007. - № 1. - C. 176-183.