Сбой программы в пенсионном фонде. Связан ли сбой в работе Росимущества с пенсионной «реформой»? Что такое счетная ошибка? Чем доказана

Счетная палата в очередной раз проверила финансовую дисциплину в Пенсионном фонде России (ПФР). Проверяющие анализировали, как фонд использовал средства, выделенные на закупку товаров и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, то есть на создание своей новой IT-системы. «Лента.ру» изучила отчет Счетной палаты.

Дубль 2

О какой сумме ущерба идет речь, предстоит еще подсчитать. Хотя некоторое представление об этом можно составить по отчету Счетной палаты. В первую очередь документ обращает внимание на то, какие деньги Пенсионный фонд уже потратил на создание собственной информационной системы и каких результатов при этом добился.

Так вот, в 2013-2014 годах ПФР на эти цели истратил 14,7 миллиарда рублей. Деньги пошли на закупку оборудования, его установку и оплату прочих услуг в сфере информационных технологий. А вот эффективность этих расходов может оказаться нулевой.

АИС ПФР-2 - так называется IT-система, внедряемая ПФР с 2012 года. Срок завершения работ - сентябрь 2016-го. Примечательно, что нечто подобное у ПФР уже есть. Тоже АИС ПФР, только без цифры 2. Эта система создавалась еще с середины девяностых. Проект, кстати, тоже сопровождался многочисленными скандалами и даже уголовными делами.

Назначение системы - персонифицированный учет пенсионных прав россиян, взносов работодателей за каждого своего работника, а также расчет и перерасчет каждой пенсии, пособия и так далее. Кроме того, система должна выполнять функции внутреннего информационного обмена, электронного документооборота, а также содержать в себе всю имеющуюся в фонде нормативную документацию.

Впрочем, человеческие трудозатраты по всякого рода учету, переучету, расчетам пенсий, выдаче справок и прочему система, как опасаются аудиторы, все равно не отменит. Наоборот, как подсчитали в Счетной палате, внедрение АИС потребует увеличения штата ПФР. Обслуживать ее должны 5850 человек. Из них 600 специалистам предстоит трудиться в центральном аппарате ПФР, еще 1550 - в региональных отделениях по всей стране, и 3700 сотрудников - на уровне районных отделений фонда.

Фото: Евгений Переверзева / «Коммерсантъ»

Таким образом, существует риск, что АИС ПФР-2 просто дополнит «ручной труд» уже имеющихся в штате сотрудников. Так же, как вышло с предыдущей версией. «Все это может привести к тому, что технологическое оборудование для АИС ПФР-2 формально будет введено в эксплуатацию, а работать специалисты фонда с ним не смогут», - опасается аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.

По мелочи

Изъянов у новой IT-системы, как считают в Счетной палате, более чем достаточно. В частности, при ее формировании ПФР не учел в полном объеме рекомендации Министерства связи и массовых коммуникаций, касающиеся общих подходов при создании единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры. А уже существующие в фонде информационные системы в АИС ПФР-2 не интегрируются.

В документе приводится следующий пример. В 2011 году ПФР принял в эксплуатацию IT-систему, призванную навести порядок в определении стоимости строительства и аренды зданий. Тех самых дворцов, дороговизна и внутренняя роскошь которых вызвали негодование у членов Общероссийского народного фронта (ОНФ), о чем они даже жаловались президенту. Эта информационная система носит длинное название: «Комплексное решение по управлению капитальным строительством, материально-техническим обеспечением и недвижимым имуществом». Однако в практической деятельности ПФР она до сих пор не применяется.

На ее разработку, напомним, ПФР потратил 67,8 миллиона рублей. По словам аудитора Счетной палаты Владимира Катренко, в этом уже принятом в эксплуатацию программном обеспечении есть системная ошибка. Дело в том, что оно не позволяет получить информацию о цене, по которой ПФР арендует офисные помещения в том или ином регионе, и, тем более, о стоимости строительства. Между тем именно такое требование к разработчикам значилось в техническом задании.

«Таким образом, средства в размере 67,8 миллиона рублей были использованы неэффективно», - констатирует в своем отчете аудитор. Кроме того, система не предусматривает возможность электронной подписи для вносимых в нее документов, что делает «Комплексное решение…» лишь справочным приложением к результатам «ручного труда» сотрудников фонда. Теперь в Счетной палате опасаются, что с АИС ПФР-2 произойдет то же самое.

Финансовая расхлябанность

Традиционно подобные отчеты Счетной палаты, рассмотренные на заседании коллегии ведомства, приводят либо к представлению проверяемым лицам с требованием устранить выявленные нарушения, либо к обращению в правоохранительные органы. На сей раз контрольный орган ограничился представлением в адрес председателя правления ПФР Антона Дроздова. В нем, в частности, Счетная палата предложила фонду «провести служебное расследование и рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, допустивших несоблюдение финансовой дисциплины при исполнении государственных контрактов».

Среди нарушений, например, значатся оплата до получения актов сдачи-приемки услуг связи на 321 с лишним миллион рублей, списание до поступления в бухгалтерию ПФР подтверждающих документов материальных ценностей на общую сумму 1,7 миллиарда рублей, нарушения законодательства при проведении конкурсов. И так далее и тому подобное. Например, по итогам проведенных за два года ПФР конкурсных торгов в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступило 52 жалобы. Из них с десяток были признаны ФАС либо полностью, либо частично обоснованными.

Счетная палата указывает, что ПФР так и не предпринял никаких мер даже для изменения организационно-правовой формы Информационного центра персонифицированного учета (ИЦПУ). Эта организация до сих пор зарегистрирована как федеральное учреждение и юридически в систему ПФР не входит. Зато именно она занимается персонифицированным учетом прав граждан в системе государственного пенсионного страхования. То есть фактически исполняет обязанности фонда, хотя соответствующий закон наделяет этой функцией исключительно ПФР. Аудиторы указывают и на другие законы, нарушаемые подобной практикой, - Гражданский и Бюджетный кодексы, закон «О некоммерческих организациях» и даже федеральный закон номер 83-ФЗ, принятый 8 мая 2010 года и внесший изменения в целый ряд правовых актов, регулирующих деятельность государственных и муниципальных учреждений.

Фото: Сергей Киселев / «Коммерсантъ»

В ПФР, правда, считают, что ИЦПУ все же входит в состав этого ведомства, поскольку фонд является его учредителем. ИЦПУ был создан в 1997 году в соответствии с правительственным распоряжением. В этом же документе было определено, что содержание данного учреждения возлагается на бюджет Пенсионного фонда России. В настоящее время готовится законопроект об определении правового статуса самого ПФР. «Законопроектом о статусе ПФР предусматривается, что ПФР, территориальные органы и филиалы ПФР, а также подведомственные ПФР учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления», - говорится в официальном ответе ПФР нашему изданию.

Следует отметить, что в соответствии с законом о Счетной палате, «представления» этого ведомства имеют достаточно серьезную силу. Претензия может быть направлена не только по результатам контрольного мероприятия, но и в ходе него. Срок рассмотрения продлевается не более одного раза. И если представление все-таки не будет выполнено, то контрольный орган по согласованию с Госдумой способен принять решение о приостановлении всех финансовых операций, осуществляемых Пенсионным фондом России. Так, во всяком случае, предусмотрено законом. Не хотелось бы подобного развития событий.

Запрещенная на территории РФ террористическая группировка ИГИЛ не взяла на себя ответственность за проведение пенсионной реформы в РФ.

«Не такие уж мы и террористы», – заявил официальный представитель организации.

(анекдот)

Вчерашнее выступление В. Путина и массированный прессинг по всем ТВ-каналам в поддержку пенсионной реформы не вызвал ожидаемого отклика в сердцах россиян. «Несознательные» граждане задают все больше неудобных вопросов: если убыль населения - следствие гайдаровских реформ, то кто за это ответил?; если необходимость пенсионной реформы вызвана неэффективным управлением пенсионными накоплениями россиян, – то кто виноват?

Недавно приключившийся пожар в ЦБ вкупе с длительным отсутствием в публичном пространстве его руководителя Эльвиры Набиулиной, вызвал дополнительную волну слухов. Например, появилась информация, что Э. Набиуллина смылась в США со всей своей семьей, и уже дает показания Конгрессу по фактам коррупции и хищений в РФ. Слухи не такие уж и беспочвенные…

А. Кудрин подливает масла в огонь, рассказывая о масштабной коррупции в России:

В России распространено воровство бюджетных денег, а государству не хватает институтов для пресечения коррупции. Об этом председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью газете «Коммерсантъ».

«Люди уверены, что воровство госфинансов широко распространено. Это мнение, к сожалению, оправданно», – сказал Кудрин. Он констатировал, что в России не хватает государственных и общественных институтов «для сдерживания воровства».

«Содействовать борьбе с коррупцией должно все: и свобода слова, и политическая конкуренция, и фактическая, реальная подотчетность органов власти своим избирателям», – указал Кудрин. По его словам, в России, в частности, до сих пор не научились работать с ценами госконтрактов. Приоритетом Кудрин назвал проверку госзакупок, поскольку «это самая сложная и самая коррупционная сфера».

Если общество считает, что госресурсы разбазариваются и воруются, то это является и недоработкой в том числе Счетной палаты, отметил Кудрин. При этом он добавил, что с антикоррупционным запросом «не все так просто». «Кажется, общество по какой-то причине не хочет, чтобы какие-то вопросы вообще анализировались, – пояснил Кудрин. – В отношении чиновников – что хотите, в отношении остальных – нет».

Не знаю, понимал ли В. Путин и его спич-райтеры, что, сделав виноватым в необходимости проведения пенсионной реформы «реформаторов» из лихих 90-х, т. е. - идеологов и исполнителей идеи приватизации госсобственности и привязки рубля к доллару, он открывает ящик Пандоры? Сказав «А» он будет вынужден сказать и «Б».

Поиск виноватых в пенсионной «реформе» неизбежно приведет в ЦБ и к организаторам приватизации. Если спичрайтеры этого не понимали, то сами «виноватые», не глупые люди и спешно уничтожают доказательства: пожар в ЦБ - лучшее тому подтверждение.

Читатели сообщили мне о масштабных сбоях в работе Росреестра, где хранится информация обо всех сделках с недвижимостью…

Добрый день.
Встретилась информация, что Росреестр сейчас не работает и не проводит никаких сделок с недвижимостью. Как думаете, это взаимосвязано с пожаром в ЦБ и “исчезновением” Медведева и Набиулиной?

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ранее информировала об аварии в арендуемом центре обработки данных (ЦОД) Ростелекома, послужившей причиной сбоя в системе Росреестра, обеспечивающей прием и обработку заявлений на оказание государственных услуг ведомства.

Несмотря на принимаемые меры полного восстановления работоспособности системы до настоящего времени не произошло. Росреестром и Ростелекомом мобилизованы все технические и организационные ресурсы для устранения аварии. Работы ведутся в круглосуточном режиме.

Пути скорейшего выхода из ситуации обсуждались с представителями Ростелекома, в том числе старшим вице-президентом по развитию и управлению бизнесом компании Владимиром Кириенко во время совещания 27 августа под председательством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации – руководителя Росреестра Виктории Абрамченко. В ходе совещания в качестве предполагаемой даты восстановления работоспособности системы представители Ростелекома назвали 31 августа.

Обеспечение функционирования информационных систем Росреестра осуществляется с использованием вычислительных и сетевых мощностей ЦОД Ростелеком. Поэтому предоставление государственных услуг Росреестра в штатном режиме будет возобновлено после устранения аварии.

В связи с накопившимися в период сбоя обращениями возможно увеличение сроков оказания госуслуг. Для устранения последствий аварии и обработки накопившихся заявлений сотрудники Росреестра работают посменно.

Беглый просмотр биографий руководителей «госструктур» выводит нас на одного во всех смыслах выдающегося «госчиновника», который успел приложить руку и к управлению негосударственными пенсионными фондами и к управлению госимуществом, доставшимся от СССР в период разгула приватизации:

Бори́с Ио́сифович Минц (род. , , , ) - предприниматель, общественный деятель и меценат, основатель .

С 1990 по 1994 год - вице-мэр города , возглавлял комитет по управлению городским имуществом (КУГИ).

С 1994 по 1996 год - начальник Главного управления .

Государственный комитет РСФСР по управлению имуществом (ГКИ РСФСР, Госкомимущество ) был образован в июле 1990 года. Он осуществлял полномочия собственника в отношении предприятий, принадлежавших 1991 г . С 21 января 1991 года, после утверждения постановления «Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом», определявшего задачи и функции ГКИ РСФСР, комитет начал организовывать работу по разграничению федеральной собственности, собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краёв, а также муниципальной собственности.

С 2004 по 2013 год - председатель совета директоров, с 2012 по 2013 год - президент .

В 2004 году основал инвестиционную компанию , владеющую и управляющую активами в сфере недвижимости и финансов.

В 2010 году для управления активами в недвижимости создал инвестиционную компанию O1 Properties. По итогам 2017 года компания заняла 6 место в рейтинге владельцев коммерческой недвижимости России.

В 2013 году вышел из состава акционеров ФК «Открытие», продав свою долю партнёрам.

В 2014-2015 годах приобрёл доли в австрийских компаниях CA Immo, владеющей и управляющей портфелем коммерческой недвижимости в Австрии, Германии и Восточной Европе (Австрия) и Immofinanz.

В 2013 году компания O1 Group начала приобретение активов пенсионного бизнеса и за период до середины 2017 года закрыла сделки по покупке НПФ «Телеком-Союз», НПФ «СтальФонд», НПФ «Благосостояние ОПС», НПФ «Уралсиб», НПФ «Образование», НПФ «Наше будущее», НПФ «Социальное развитие».

В результате в 2016 году создана «Финансовая Группа „Будущее“» - одна из крупнейших финансовых групп, управляющая пенсионными активами в России. Группа управляет НПФ, осуществляющими деятельность в системе ОПС и НПО, в том числе: , НПФ «Телеком-союз», НПФ «Образование».

В октябре 2016 года «Финансовая Группа БУДУЩЕЕ» осуществила публичное предложение (IPO) обыкновенных акций ФГ «БУДУЩЕЕ» на Московской Бирже .

В конце января 2018 года Минц был внесён в список « » ( Countering America s Adversaries Through Sanctions Act of 2017)

В определении правомерности решения Пенсионного фонда необходимо понимать, какие именно ошибки сотрудников Пенсионного фонда могут привести к законным удержаниям из пенсии, а какие - только к незаконным. Подробнее - в нашей публикации.


Согласно ст.65 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» от 3.09.1993г. удержания из пенсий на основании решений районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов в случае излишней выплаты сумм пенсий пенсионеру могут производиться только в двух случаях:

вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия по случаю потери кормильца);

вследствие счетной или другой технической ошибки.

Если с первым случаем (злоупотреблениями пенсионера) все достаточно понятно, то второй случай (ошибки сотрудников Пенсионного фонда) вызывает определенные вопросы. Для того чтобы определить правомерность тех или иных решений Пенсионного фонда, необходимо разобраться с тем, что представляют из себя счетная и техническая ошибка. К сожалению, законодательство не разъясняет нам данные термины, поэтому придется опираться на имеющуюся судебную практику.

Что такое счетная ошибка? Чем доказана?

К счетным ошибкам относятся только те, которые допущены при выполнении арифметических подсчетов. Необходимо убедиться, что было неправильно произведено математическое действие (сложение, вычитание, деление, умножение). Доказательством счетной ошибки отдела Пенсионного фонда является четкий расчет, который привел к данной счетной ошибке. Он должен быть составлен письменно и подписан уполномоченным лицом (т.е. самим руководителем, а не ответственным лицом, совершившим расчеты). Если пенсионеру такой расчет не представляют или представляют без подписи, либо непонятным и без расшифровки, то такое действие можно обжаловать в вышестоящий орган Пенсионного фонда либо в прокуратуру. В случае судебного дела ответчик непременно обязан представить такой расчет в суд. Помимо указанного расчета, также доказательством являются акт об обнаружении счетной ошибки и объяснительная лица, непосредственно совершившего эту ошибку.

Что такое техническая ошибка? Чем доказана?

К техническим ошибкам, в частности, относятся описки в словах, пропуск слов, неправильный ввод данных. В настоящее время подсчеты совершаются с помощью компьютерных программ, в которых заложены все нужные формулы. Так что наиболее вероятна техническая ошибка, которая заключается в неправильном указании исходных данных для исчисления пенсии либо несоблюдении правил расчета, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами. Здесь также актуально требовать объяснительную ошибившегося сотрудника Пенсионного фонда и акт об обнаружении технической ошибки.

Отдельно следует упомянуть о техническом сбое в компьютерной программе. Сам по себе сбой - не причина для удержания из пенсии, если только он не привел к счетной ошибке . Он не свидетельствует и о счетной ошибке. Необходимо установить, как неполадки повлияли на вычислительные операции . Т.е. должна быть установлена связь между сбоем программы и ошибкой в расчете. Для этого необходимо заключение IT-специалиста о проблемах в работе программы, который должен зафиксировать и сам сбой в работе системы, и пояснить, какие неполадки привели к счетной ошибке. Если такого заключения специалиста нет, то и доказательств технического сбоя программы тоже нет. Следовательно, удерживать суммы из пенсии в данном случае неправомерно.

Обратите внимание

Таким образом, если действительно совершены счетная или техническая ошибка и имеются надлежащие доказательства, то, вероятно, действия сотрудников Пенсионного фонда по удержанию излишне выплаченных сумм пенсии могут быть правомерны.

Ни в каких других случаях удержания из пенсии не допускаются.
Поэтому, если пенсионеру сообщают причины удержания вроде «Мы потеряли ваши документы», «Мы неправильно применили вам льготу», «Мы ошибочно перевели вас с одного вида пенсии на другой», «А тогда другой закон был» и т.п., - тут однозначно неправомерные действия. Потому что ошибки в применении норм законодательства НЕ относятся ни к счетным, ни к техническим.

На основании правовой ошибки производить удержания из пенсии незаконно.

Что делать с неправомерным решением

Согласно ст. 270 ГПК для обращения в суд с жалобой на решение1 отдела Пенсионного фонда устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня , когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

В данном случае, учитывая предусмотренные законом сроки и условия, у пенсионера есть выбор - сразу обратиться в суд или сначала обратиться в вышестоящий орган Пенсионного фонда, а в суд идти только в случае отказа или неполучения ответа.

При этом следует иметь в виду, что хотя законодательство лояльно предусматривает возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы, все же лучше успеть в установленные сроки (не позднее трех месяцев, когда стало известно о незаконном удержании из пенсии).

Также законодательство в данном случае предоставляет право выбора подсудности для пенсионера. Жалоба на решение отдела Пенсионного фонда может быть подана в суд либо по месту жительства пенсионера, либо по месту нахождения отдела Пенсионного фонда, принявшего незаконное решение (ст.267 ГПК).

Возможность подачи регрессного иска непосредственно к сотрудникам Пенсионного фонда, виновных в совершении ошибки, рассмотрена в публикации «Удержания из пенсии можно оспорить».

14 ноября 2017, 11:02

Когда я устраивалась на службу в 2009 году, мне удалось с успехом пройти собеседования на должность менеджера с Сбербанке и специалиста в Управлении ПФР в нашем городе. Делая выбор, я вдруг решила, что мне, матери маленького ребенка, будет лучше предпочесть ПФР - отчего-то эта работа ассоциировалась у меня с беспечным просиживанием брюк в офисе, где чахнут пыльные фикусы, а перешагнувшие пенсионный рубеж сонные сотрудники гоняют бесконечные чаи. Нельзя сказать, что я никогда в жизни столь фатально не ошибалась - были в моей жизни ошибки и большие, но это мое представление оказалось совершенно не соответствующим действительности. Хотя, боюсь, многие это мое заблуждение разделяют.

Если бы мне пришлось охарактеризовать эту работу в двух словах, то это было словосочетание: управляемый хаос. Такая сложная структура организации, которая на первый взор представляется бардаком. Это единственная должность в моей трудовой биографии, когда момент - вот, я все сделал и могу, наконец, расслабится, никогда не наступал. Работа была всегда и всегда ее было много. И всегда она была срочной. И на исполнение ее всегда было отведено ограниченное количество времени, которое вот-вот кончалось. И надо было все успевать - закон не знает такого понятия: не успела!

Я была специалистом по назначению и перерасчету страховых (трудовых) пенсий. В мои обязанности входило - принятие заявлений от населения об установлении (перерасчете) пенсии, оценка правоустанавливающих документов, запрос дополнительных документов, корректный ввод данных в программу, расчет пенсии, формирование пенсионного (выплатного) дела (на бумажном носителе и параллельно в электронном виде), ведение выплатного дела (контроль автоматических перерасчетом, корректировок, индексаций и т.п.). Срок выполнения - 10 дней для назначения, 5 для перерасчета. Календарных дней, то есть если часть срока выпадала на выходные, то это мои проблемы. Готовое дело я отдавала на контроль, где главный специалист проверял корректность ввода данных и правильность расчета, и в случае необходимости возвращал обратно на доработку. Раз в два года все назначенные пенсионные дела подвергались ревизионной проверке. Сотрудники Управления ПФР нести материальную ответственность за правильность назначения. Если ревизия выявляла переплату - то есть вы назначали пенсионеру пенсию выше положенного, то переплаченную сумму были обязаны лично возместить ПФР. Если были недоплаты - то доплачивали, но за недоплаты могли лишить премии. Слава Эдварду, он нас на этот счет миловал, и никаких крупных переплат у нас не было. Один раз в складчику 45 тысяч заплатили - ну, у нас были нормальные сотрудники, и было понимание, что от ошибок не застрахован никто, потому мы предпочитали коллективную ответственность за переплаты.

В общем, структура такая - на одного работника по десять проверяльщиков, и в случае ошибки всегда виноват непосредственный исполнитель. Вся эта система порядком меня раздражала (может, от того, что я была именно исполнителем, а не начальством) - Москва выпускает распоряжение, отправляет его на адрес областного отделения, областное отделение - на адрес районных управлений, начальник управления - начальнику отдела, начальник отдела - старшему специалисту, старший специалист - исполнителю. Как бы всегда хотелось сократить эту цепочку.)) Но почему-то под сокращение в рамках оптимизации всегда попадали исполнители, а не начальники. Уже после моего ухода наше Управление "оптимизировали" на минус пять человек. Исполнителей. Как они теперь там справляются, бедные, я ума не приложу. Одно остается - радоваться, что вовремя сбежала.

Как вы, может быть, понимаете, такая атмосфера к расцвету коррупции среди сотрудников ПФР ничуть не располагала. Ничего иного, как назначить и выплатить пенсию в строгом соответствии с действующим законодательством, у нас не было. Но понимания этого момента у нашего народонаселения как-то нет. Удивительно даже - ведь образованные люди, но почему-то считают, что сотрудники ПФР способны каким-то образом обойти закон: перечислить деньги на свой счет, а не пенсионера. Назначить большую пенсию за взятку. И, вообще - "вы тут с каждой пенсии по 5 рублей имеете!" и "Вам кто понравится, тому вы много и назначите!". Все эти претензии выносятся непосредственному исполнителю, работающему с населением - народным избранникам в Госдуму или Исполнительной Дирекции ПФР на улицу Шаболовка в Москве - отправить свой гнев недовольные отчего-то не спешат. Но надо отметить, Управления ПФР не работают с деньгами! Они работают с документами. Откуда такое представление, что деньги у специалиста в тумбочке лежат, и он такой - бац, по собственному хотению каждому отслюнявливает! О, все не так! Хуже нет, чем распоряжаться казенными деньгами. Не такое государство глупое, чтоб позволять каждому вволю от него откусывать. Я не негодую, на самом деле - так оно и должно быть! Просто будучи в свое время жертвой подобных облыжных обвинений во взяточничестве и коррупции, я очень деликатно отношусь к подобным же обвинениям в адрес других. Это только дикие люди, вроде Божены, считают, что во всех госстуктурах раздолье воровать. Но они - толи судят исключительно по себе, толи попросту не понимают, о чем они говорят. К сожалению, адекватное правовое мировоззрение формируется лишь у людей, у которых есть личный опыт работы в госучреждениях.

В целом, правовой нигилизм в нашей стране - это проблема государственного масштаба. Взять, например, отношение к документам. Преобладает злобное: "без бумажки ты букашка", сопровождаемое яростным презрением ко "всяким справкам". Объяснить иногда бывает тяжело, что это не бумажки, а документы, на основании которых вам устанавливается пожизненная финансовая выплата. И размер, и право на пенсию определяются на основании этих вот "бумажек". Вы деньги будете получать, до конца дней своих! Не с потолка же вам пенсию назначать, а на основании представленных правоустанавливающих документов: о стаже, заработке, смене фамилии, наличии детей и т.д. И не надо гордо швырять на стол инспектора помятую, как из зада вытащенную "бумажку". Уважение должно быть. А трудовые книжки? Какие-то покоцанные, бог знает чем облитые, грязные... у некоторых на титульной странице - имя, отчество, фамилия, дата рождения черт весть чьи! Человек всю жизнь работал и не знал, что у него в трудовой не его данные. А должно быть абсолютное соответствие. Более того - в трудовой книжке для принятия стажа к подсчету должны быть корректно сделаны все записи (с номером и датой приказа о принятии/увольнении), читаться все печати и присутствовать все переименования организации-работодателя (если приняты в ООО "ААА", то из него же и уволены, а не из ЗАО "БББ"), не допускаются исправления - либо исправления должны быть грамотно оформлены. Кадровики, надо отдать им должное, тоже по большей части в трудовых как пьяные пишут. Особенно молодые - которые в 2000-ых годах. Человек работает с 2008 года, а приказ о приеме на работу от 2005-ого! Дата приказа о приеме/увольнении - максимум 3 дня от даты приема/увольнения. Вот они нормальные, ваще? Все тяп-ляп, безответственно, на "отвали!" ... как индивидуальные сведения сдают - это и вовсе зашибись! Если частная контора, то туши свет (надо отдать должное крупные государственные предприятия и бюджетные организации вроде школ и садиков более-менее корректно ведут документацию) - вот прям если государство не контролирует, так у них, у большинства, все так, на авось... налоги не плачены, сведения не сданы, вместо трудового договора какие-то договора услуг, трудовые оформлены абы как... а ведь от этого зависит размер пенсии, на которую человек будет жить до старости! Неужели нельзя ответственно относится к таким важным вещам? Индивидуальные предприниматели - это просто песня. Там не уплачено, здесь - уплачено не вовремя... как бы это объяснить - в страховой стаж для установления пенсии принимаются только периоды работы, в течении которых начислялись (в идеале и уплачивались) страховые взносы в ПФР . То есть - если вы работали, но не платили, в страховой стаж этот период включен не будет. Если работодатель за вас не отсчитывался - эти разногласия решаются в суде и этот период будет внесен в стаж только по решению суда. Все должно быть корректно и грамотно оформлено, в соответствии с требованиями, предьявляемыми текущим законодательством. Нельзя относится к этому халатно.

Всю историю страны можно прочитать по одной трудовой книжке. Безупречный советский период - что-что, а оформление документации в "совке" было на зависть, архивное хранение - отлично, документы времен войны в лучшем состоянии, чем документы за 90-е годы. Черте чего в "святых" 90-ых, несчастные те люди, которые трудились в те времена во всяких шараш-монтажах, которые по своему банкротству бухгалтерские и кадровые документы, не мудрствуя лукаво, выкинули в помойку - концов потом людям не найти...((Ну и отчаянная попытка упорядочения в 2000-ых. Еще косовато, но они хотя бы стараются. Сейчас индивидуальные сведения обязали сдавать 4 раза в год. Под страхом тяжких кар и штрафов. Но теперь - с 2002 года трудовая книжка перестала быть основным документом о стаже застрахованного лица, теперь стаж к подсчету определяется по индивидуальным сведениям из общей электронной базы ПФР. У нас есть наши данные, и отпадает нужда в мятых справках из бухгалтерии. Естественно, эти данные только с 2002 года или даты регистрации в ПТК СПУ. Если у вас есть период работы до этого 2002 года, проверьте свою трудовую книжку. Лучше сразу собрать документы, которые возможно потребуются, чем бегать потом.

За что я любила свою работу... назначая пенсию, словно подводишь закономерный итог всей трудовой деятельности человека. У нас в Управлении была примета - если пенсия "идет легко", все документы собраны, все нормально, трудовая в отличном состоянии - то это пенсионер хороший, невредный. Работает много лет в одной организации, имеет нормальный заработок, выходит на коэффициент заработка - 1,4 - назначать одно удовольствие... а есть, конечно, люди, как Собчак, трудной судьбы. Нигде дольше месяца не работают. В трудовой исправление на исправлении, сама она в таком состоянии, что противно в руки взять, чем-то липким облита (надеюсь, хоть не обоссана), там уволены за прогул, тут - за явление на работу в нетрезвом состоянии... наскрести этим людям требуемый стаж, собрать кучу справок... ой! Весь перематеришься, пока назначишь. Но мы всегда стараемся действовать в пользу пенсионера. Ты же видишь этих людей. Этих-то, с трудной судьбой, еще и жалко... с одной стороны, сами виноваты, а с другой - надо ж и им на старости лет на что-то жить... в общем, в каком-то смысле - это еще и трудно психологически, тем более, что пенсии в нашей стране... на них не разгуляешься, скажем так. Те, у кого всю жизнь были приличные заработки и хорошие должности, у тех и пенсия будет приличная - 15-17 тысяч при назначении. Есть еще две категории людей, у который маленькая пенсия - но уже не по их вине. Социальные работники с маленьким окладом, но большим стажем - медсестры, нянечки в детсадах, библиотекари (в общем, обслуживающий персонал из бюджетников, врачи и учителя, кстати, нет). И - те несчастные, которые не смогли найти документы о стаже и заработке. Нет сведений - и все! Не сдали данные в архив, или утерян архив, и ничего не попишешь. Такие ситуации тоже возможны. Несправедливо, зато по закону. Закон и справедливость - разные вещи. Увы.

Вообще, наши законотворцы и мы сосуществуем словно на разных планетах. Закон, что дышло - как повернешь, так и вышло, это реальность, к сожалению. На один закон существует это пятьсот томов правоприменительной практики, которая раз в квартал меняется. То есть мы принимали стаж так, а потом - раз и этак! Иногда все меняется по решению суда, иногда просто толкователи нашего законодательства вдруг не с той ноги встали и решили все переиначить. При чем, такая фигня - закон обратной силы не имеет, то есть назначая пенсию в 2016, например, году - стаж до 1991 года вы будете оценивать по одному закону, с 1991 по 2002 по второму закону, с 2002 по 2014 по третьему закону, а с 2015 по дату назначения - по четвертому закону.)) Вот вы способны уложить в своей голове - с 6 октября 1992 года отпуска без сохранения заработной платы включаются в общий стаж, но исключаются из специального стажа, не более 14 дней в году в общей сложности и не более 14 дней подряд.)) Вот и вводи стажовку, держа в голове - какой стаж в какой период и как учитывается. Особенные заморочки с женщинами - потому как у них декреты и отпуска по уходу, и с лицами, имеющими специальный стаж - там надо делать оценку, какой стаж учесть, как специальный, дающий право на досрочное назначение пенсии, какой -как общий, что исключить и т.д. Ты не можешь самостоятельно повернуть закон, но должен упомнить, в какую сторону его следует заворачивать по последнему прочтению высоколобых консультантов.)) В этом плане опять хочется добрым словом вспомнить Советы, ибо в те времена (и за те времена) все везде включается и не надо морочить себе башку. Это потом капиталисты проклятые уже напридумывали всякого - осталось только специальный стаж по часам начать считать, блин!

Ну и особенно пинка, конечно, заслуживает наше программное обеспечение! По идее - задача специалиста лишь в том, чтоб внести корректно данные о стаже, заработке и взносах в программу, а уж проанализировать и вывести результат она должна сама! Должна, но не обязана. Иногда программа может считать фиг знает что! Дает неправильный размер, и вот хоть ты тресни! То есть любой расчет за программой надо еще и проверять, а то она тебе не такого наворотит. Ну и поскольку законотворцы наши зря без дела не сидят и постоянно что-то придумывают нам новенького, программу постоянно обновляют - иногда на откровенно косячные версии. Которых вдруг почему-то неправильно считает валоризацию, например. Или компенсацию по нестраховым периодам. И это обычное дело, Москва велит провести какой-то массовый перерасчет, привести пенсии в соответствии их каким-то новым придумкам - а программного обеспечения для этого нет! Более того - когда они разрабатывали новую программу, они ее тестирование спустили на места - приходилось назначать пенсию одновременно и в старой, и в новой программах, то есть дублировать собственную работу. А сроки выполнения все те же и ответственность - та же. Весело, да?

Наверное, вас удивит, но в Управлениях ПФР до сих по старинке - шьют дела.)) В прямом смысле - штопальной иглой, нитками и шилом. Помню, свое первое пенсионное дело, я состряпала абы как - страницы из него выпадали, все косо-криво... принесла на контроль, меня спрашивают - почему в таком состоянии? Я говорю - так в компьютере же это все есть! А вот не фига, выплатное дело - велика ценность, его хранят 75 лет. Так что надо делать аккуратненькие такие книжечки, а все документы еще сканировать и делать электронную версию. В планах нашего многоумного руководства, конечно, перевести всю документацию на электронный формат, как это наверняка есть в развитых странах. Но до этого пока еще далеко - во-1, в управлениях большинство все еще старый персонал, которые привыкли к бумажному носителю и считают все еще на калькуляторах, во-2, отцифровка архивов еще только началась и работы непочатый край. По сути дела никакого электронного документооборота нет еще, и ПФР не оставляет без хлеба Почту России.

Оплата труда... оклад составляет 2,5-5 т.р. Но со всеми надбавками и премиями выходит 20 тысяч у специалиста 1 разряда, и где-нибудь может - 100 т.р. у начальника Управления. В крупных городах - выше. Естественно, полный соцпакет. Оплачиваемый отпуск, больничный лист и т.д. Рабочий день, правда, как у царей - ненормированный. Сидеть по вечерам и по выходным - обычное дело. Аврал - перманентное состояние. Те, кто покидает рабочее место точно по графику - считаются классовыми врагами в коллективе. Интернета на рабочем месте, разумеется, нет. Но и времени на него нет. В общем, эта работа требует определенной самоотдачи, хотя достойного материального вознаграждения, а порой и простого человеческого "спасибо" - ни от начальства, ни от "клиентов" не дождешься.

Наверное, на эту тему можно говорить вечно - впечатлений на всю жизнь, но надо уже как-то сворачиваться. Если у вас есть вопросы - могу ответить на них в комментариях. В заключении добавлю - тема пенсий, пенсионного реформирования, недостаточного пенсионного обеспечения, несправедливой социальной политики (все это есть, чего греха таить) чрезвычайно привлекательна для всякого рода политических спекулянтов. И иногда политики говорят такое и дают такие обещания, что становится кристально ясно - что они пенсионные законы с роду не открывали и, в целом, о том, как в РФ организована выплата пенсий имеют слабое представление. Знаете, сотрясать воздух по поводу несчастных пенсионеров, выживающих на 6 тысяч, очень легко, таким образом привлекаешь к себе сердобольных сторонников. Однако проекта реальной пенсионной реформы я не видела ни у кого! Когда ты знаком с матчастью, становится очевидно, что политики считают своих избирателей дураками...((Никто не вникает в суть вопроса, только горлопанить! Вы всем поднимем все! А про закон, не имеющий обратной силы - ты слышал? Так что - все эти разговоры... даже не в пользу бедных. Просто так.

Спасибо за внимание!))

Пенсионный фонд России снова подрывает доверие к нынешней пенсионной системе. На этот раз без заминок не обошлось в программе государственного софинансирования пенсии, которую инициировало правительство еще в 2008 году .

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Дело в том, что именно государственную составляющую пенсионных перечислений граждан ПФР никак не переведет в негосударственные пенсионные фонды. Размер таких средств достиг 2,93 миллиарда рублей , которые до 15 мая должны были оказаться на счетах НПФ. В результате этого, некоторую прибыль теряют не только клиенты НПФ, т. е. те граждане страны, которые вошли в эту программу. Ведь НПФ сразу же должны были передать данные средства в УК и инвестировать с целью получения прибыли. В то же время недосчитаются отдельной части прибыли и сами НПФ, которая складывается в размере 15% от дохода, полученного от инвестиций.

Однако, участники рынка пока не высказывают свое недовольство в открытой форме, т. к. все они дорожат партнерством с ПФР. К тому же в Пенсионном фонде обещали все перечислить в полном объеме в самое кратчайшее время. Данная задержка по их заявлению произошла из-за простой технической причины: сотрудники ведомства вели кропотливую работу по сверке реестров граждан, которые сменили страховщиков в текущем году.

Премьер не заметил индексации