Реформаторы китая. Реформы в китае

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

ПЕКИН, 18 дек - РИА Новости, Мария Чаплыгина. Китай в четверг отмечает 30-летие начала политики реформ и открытости, которая возвела Поднебесную на первое место среди развивающихся стран и сделала одной из мощнейших держав современности; в условиях глобального финансового кризиса на Китай рассчитывают ведущие мировые экономики.

Историческое решение о начале политики реформ и открытости было провозглашено в КНР на открывшемся 18 декабря 1978 года пленуме ЦК Компартии Китая 11-го созыва. На этом четырехдневном форуме высшее руководство страны под руководством идеолога или, как принято называть его в Китае, архитектора реформ Дэн Сяопина, решило сменить прерогативы государственной политики: модернизация и экономическое развитие должны были прийти на смену теории "продолжения революции при диктатуре пролетариата" и политической установки на ведение "классовой борьбы".

В четверг утром в Пекине ведущие СМИ Китая начнут трансляцию торжественного заседания с участием главных лиц страны, посвященного началам реформ. Задолго до юбилейного дня по всей стране шли тематические выставки, выпускались памятные монеты и медали, эксперты давали высокие оценки достижениям реформ.

"Практике нет конца, история предвещает будущее. Встав на новый исторический старт, при динамично меняющейся ситуации в мире путь развития Китая не будет гладким. Под великим знаменем социализма с китайской спецификой китайский народ полон уверенности и решимости не отступать ни перед каким риском и препятствием, неуклонно проводить политику реформы и открытости, углублять понимание научного развития, способствовать социальной гармонии, сделать нашу страну еще более прекрасной и внести новый вклад в развитие всего мира и прогресс человечества", - пишет в преддверии юбилея главная газета Китая "Жэньминьжибао".

Китай встречает юбилей торжественными ужинами и растяжками на горящих неоном улицах. Страна, пересевшая с велосипедов на автомобили (сегодня в Китае насчитывается 168 миллионов автомашин, что в 35 раз больше, чем в 1978 году), обошедшая в 2008 году США по количеству Интернет-пользователей (в ноябре текущего года их число превысило 290 миллионов), доказала миру правильность выбранного пути, продемонстрировала возможность достижения поставленной цели - социализма с китайской спецификой, построения социалистической рыночной экономики.

За 30 лет ВВП Китая вырос в 15 раз. Если в 1978 году его объем составлял лишь 362,4 миллиарда юаней, то в 2007 году ВВП достиг 5 триллионов 433,1 миллиарда юаней. Средние темпы роста ВВП за годы реформ составили, по данным китайских экономистов, 9,8%. Объем золотовалютных запасов КНР стал самым большим в мире и по состоянию на ноябрь 2008 года превышает 1,9 триллиона долларов.

Толчком к поэтапному развитию и реформированию страны, подавляющее большинство населения которой составляет крестьянство, стала аграрная реформа. Дэн Сяопин поставил перед народом конкретную цель - жить сыто и достойно. Благодаря внедрению системы семейного подряда, Китай смог в считанные годы накормить страну, обеспечить невиданный рост урожая.

Затем реформа пришла в город: государственным предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. Китайское правительство также способствовало созданию негосударственных предприятий. Сегодня количество частных предприятий в Китае достигло 6,24 миллиона.

Одним из направлений китайских реформ стало решение о необходимости открытия страны внешнему миру, создание Специальных экономических зон. Были установлены дипотношения с США, в страну пришли первые иностранные капиталы. В 2001 году КНР была принята во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Именно внешнеэкономический фактор: иностранные инвестиции и внешняя торговля сыграли значительную роль в успехе китайских реформ. Сегодня число предприятий с участием зарубежных инвестиций составляет 419,1 тысячи единиц, а прямые иностранные инвестиции в 2007 году достигли 74,7 миллиарда долларов.

Курс на реформы и открытость, на пути которых были и внутренние партийные разногласия, студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь и смена лидеров страны, остается в Китае неизменным. Это, в частности, было в очередной раз провозглашено на прошедшей в начале декабря в Пекине Всекитайской центральной экономической конференции. Власти страны подтвердили, что даже во время всемирного экономического кризиса, из-за которого рост китайской экономики в октябре уже замедлился до 9% по сравнению с 11,4% в 2007 году, "встречающиеся трудности являются трудностями роста и прогресса, долгосрочные тенденции в развитии нашей экономики не претерпят изменений".

"Из-за глобального финансового кризиса мы не откажемся от политики реформы и открытости внешнему миру", - заверили участники конференции.

Китай продолжает утвержденный в 1978 году курс и не сомневается в том, что его главным вкладом в ликвидацию мирового кризиса станет внутренняя стабильность и твердость национальной экономики.

Предстоящее в четверг празднование, которое началось задолго до официальной даты, разделяют многие жители страны.

"Думаю, что Дэн Сяопин был великим и мудрым руководителем. Заложенный им политический курс оказался, может быть, единственно верным", - считает сотрудник одного из китайских вузов по имени Ян.

При этом многие отмечают, что достигнутый прогресс и "открытость" внешнему миру имеют и негативные последствия.

"Да, нам дали возможность зарабатывать деньги, выбраться из бедности, мои родители не могли когда-то даже мечтать о том, что сейчас имею я, но пугает то, как слепо порой мы перенимаем блага Запада, копируем, теряя свою идентичность", - делится в беседе с РИА Новости современный китайский художник Тань, отмечая, что ставшее синонимом современному Китаю слово "открытый", может нести негативные последствия для будущих поколений.

Наряду с "открытостью", с развитием экономики Китай вынуждено приобрел и иную проблему - стремительное расслоение общества, сокращение возможностей для социальной мобильности, растущее число бесправных рабочих мигрантов из деревень на фоне богатеющих городских предпринимателей, и нередко коррумпированных представителей власти.

Достигнутое благодаря реформам сокращение числа бедноты (с 500 миллионов в 1978 году до 24 миллионов по последним данным) нивелируется увеличивающимся разрывом между бедными и богатыми, порождает опасность социальной нестабильности. В этих условиях некоторые наблюдатели отмечают возрождение в молодых китайских умах интереса к идеям марксизма и Мао Цзэдуна, что порождает рассуждения о том, не произойдет ли в Китае в скором времени возвращения к попыткам установления социальной справедливости через "диктатуру пролетариата" и "классовую борьбу".

9 сентября 1976 г. на 83-м году жизни в Пекине скончался Председатель ЦК КПК Мао Цзэдун. С его смертью завершилась целая эпоха истории Китая новейшего времени. Мао оставил Китай в кризисной ситуации. По официальным данным, в стране насчи­тывалось 20 млн. полностью безработных, 8 млн. лиц, «искавших» работу, 100 млн. человек голодало. Среднедушевой годовой доход составлял около 220 долларов в год - один из самых низких пока­зателей в мире. В сельском хозяйстве же он был на отметке около 80 долларов.

Основные продукты питания и большинство непродовольствен­ных товаров распределялось по карточкам. Рост производства про­довольствия и предметов первой необходимости не превышал тем­пы роста населения, что еще более усугубляло экономическую ситуацию.

В результате перераспределения власти внутри партийно-госу­дарственного руководства на первые роли вышел Хуа Гофэн, за­нявший пост Председателя ЦК КПК при сохранении за собой дол­жности главы правительства. Одним из первых его шагов стало устранение с политической арены Цзян Цин и трех ее ближайших сподвижников - зятя Мао Яо Вэньюаня, членов Политбюро Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэня. Заклейменные официальной пропагандой как «банда четырех», они оказались в центре новой идеологичес­кой кампании по пересмотру итогов «культурной революции».

В 1980-1981 гг. в Пекине прошел открытый судебный процесс над «четверкой». Все подсудимые были признаны виновными в со­вершении тяжких преступлений в период проведения «культурной революции». Цзян Цин, так и не признавшая предъявленные обви­нения, приговаривалась к смертной казни (вскоре замененной на пожизненное тюремное заключение), остальные - к длительным срокам лишения свободы.

Не подвергая в целом критике Мао Цзздуна, его преемники постарались все прежние ошибки списать на эту группу, в том числе и по дискредитации Дэн Сяопина. На XI съезде КПК, проходившем летом 1977 г., он вновь вернулся к руководству в партии и государстве, заняв посты заместителя премьера Госсовета и заместителя Председателя ЦК КПК. Постепенно под его полный контроль стала переходить и армия, продолжавшая в новых условиях играть важнейшую роль в жизни государства. На этом же съезде официально было объявлено о завершении «культурной рев|6люции».

  1. Экономическая реформа системы.

Официальное решение о проведении в КНР широ­комасштабной экономической реформы было при­нято по инициативе Дэн Сяопина на третьем Пле­нуме ЦК КПК в декабре 1978 г. Ему предшествовало постановле­ние сессии ВСНП в начале того же года, принявшей директивные указания о разворачивании программы «четырех модернизаций»: в промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике, а также в военной области.

Однако претворение в жизнь той программы столкнулось с боль­шим количеством трудностей, преодолеть которые было невозмож­но без радикальной модернизации всей экономической системы и поддержке высшей государственной власти.

На сессии ВСНП летом 1979 г. была поставлена задача стабили­зации всей системы народного хозяйства в ближайшие три года. На­чинается переход к системе производственной ответственности кре­стьян. Повсеместно внедрялся семейный подряд и видоизменялась прежняя система коллективного ведения хозяйства. Одновременно повышались закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.* В личную собственность крестьян постепенно переходила и сельс­кохозяйственная техника. Крестьяне теперь могли распоряжаться по своему усмотрению излишками произведенной продукции.

Затем реформа охватила промышленную сферу. Предприятия получали большую самостоятельность, разрешалась частнопредп­ринимательская деятельность, создавались свободные экономичес­кие зоны с участием иностранного капитала. Принимаются зако­ны, устранявшие обязательное прежде повсеместное директивное планирование. Партийные комитеты теперь занимались лишь вос­питательной работой среди населения, а не подменяли, как преж­де, государственные хозяйственные органы.

Вскоре проводимые преобразования дали первые положитель­ные результаты. За период шестой пятилетки (1981-1985) темпы роста промышленного производства ежегодно возрастали в сред­нем на 11%. Доходы городского и сельского населения в 80-е гг. уве­личились почти вдвое, однако, продолжали оставаться достаточно низкими в сравнении с другими странами.

К середине 80-х гг. также замедлились темпы роста сельскохо­зяйственной продукции, начался роет цен, увеличилась инфляция. В этих условиях осенью 1987 г, состоялся XIII съезд КПК, на кото­ром была сформулирована теория о начальной стадии социализма в КНР. Согласно этой концепции, строительство социализма в Ки­тае должно пройти три основных этапа. До 1990 гг. удвоится ВНП (по сравнению с 1980 г.) й население Китая будет обеспечено основ­ными продуктами питания и одеждой без использования карточной системы.

Второй этап, который займет следующее десятилетие, вплоть до 2000 г., даст увеличение ВНП еще в 2 раза (по сравнению с 1990 т.) и население достигнет «средней зажиточности». После­дний этап, наиболее длительный по времени, завершится в 2049 г. (т.е. в год столетия КНР) и приведет к превращению Китая в стра­ну среднеразвитого, по мировым меркам, уровня развития.

Для достижения поставленных целей, в конце 80-х гг. были пред­приняты решительные меры по стабилизации экономической ситу­ации: административными методами ограничивался рост цен на важ­нейшие товары, законсервировались многое объекты капитального строительства, подняты закупочные цены на ряд сельскохозяйствен­ных товаров. Вскоре «перегрев» экономики удалось остановить.

Параллельно осуществлялись меры, направленные на пресечение злоупотреблений государственных чиновников и партийных работ­ников в отношении частного бизнеса. Разоблаченные коррупционе­ры подвергались суровым наказаниям, вплоть до длительных сро­ков тюремного заключения, а в отдельных случаях и смертной казни.

На состоявшемся в октябре1992 г. XIV съезде КПК было про­возглашено начало нового периода преобразований, который дол­жен был ускорить проведение экономической реформы, расширить связи с зарубежными странами и увеличить темпы роста в промыш­ленности и сельском хозяйстве. Именно с экономическими успеха­ми китайское руководство стало связывать задачу превращения КНР в «богатое^ мощное, демократическое и цивилизованное де­мократическое государство».

На съезде была поставлена задача построения «социалистичес­кой рыночной.экономики», о которой до этого в официальных кру­гах старались не говорить. По всей видимости, к такому шагу ки­тайских лидеров подтолкнул печальный опыт СССР и других стран бывшего социалистического лагеря, не сумевших вовремя задей-ствовать рыночные механизмы развития и потерпевшими из-за это­го политический крах.

После окончания съезда начала сокращаться сфера директив­ного планирования, ликвидировались многое отраслевые министер­ства и ведомства.

  1. Политическое развитие КНР в годы реформ

Китайское руководство, в отличие от советского, не связывало успешное осуществление экономических преобразований с коренным реформировани­ем политической системы, в которой руководящую роль по-прежнему продолжала играть коммунистическая партия. Тем не менее, начался процесс постепенной реабилитации жертв политических репрессий изчисла высших руководителей КПК. Так, посмертно были восстановлены добрые имена вначале Пэн Дэ-хуая, а затем Лю Шаоци. Многие репрессированные, но остав­шиеся в живых руководящие деятели КПК возвратились на клю­чевые посты в партии и государстве.

В докладе, посвященном 30-летию КНР, с которым выступил заместитель Председателя ЦК КПК Е Цзяньин, «культурная рево­люция» оценивалась как жесточайшая «феодально-фашистская диктатура», правда, вина за ее развязывание и проведение возлага­лась целиком на Линь Бяо и «четверку». Мао Цзэдун по-прежнему выводился из-под серьезной критики, что отражало борьбу в руко­водстве по этим вопросам. Тем не менее инициатива окончательно переходит в руки сторонников Дэн Сяопина. Уже в начале 1980 г. Хуа Гофэн и ряд его единомышленников теряют ведущие позиции в руководстве. На вновь восстановленный пост генерального сек­ретаря ЦК КПК был назначен Ху Яобан, в руки которого перешли многие важнейшие функции. Сменивший Хуа Гофэна на посту пре­мьера Госсовета Чжао Цзыян был введен в состав Постоянного ко­митета Политбюро ЦК КПК. Оба они были выдвиженцами Дэн Сяопина и жертвами «культурной революции».

В июне 1981 г. состоялся VI пленум ЦК" КПК, на котором было принято «Решение по некоторым вопросам истории КПК с момен­та образования КНР». В нем официально осуждался культ личнос­ти Мао Цзэдуна, политика «большого скачка», «культурная рево­люция», методы террора, осуществлявшегося в стране все эти годы. По обнародованным на пленуме официальным* данным, за годы «культурной революции» общее число репрессированных состави­ло 727 тыс. человек, из которых 34 тыс. «были доведены до смер­ти». Общее число пострадавших составило около 100 млн. человек. Однако на пленуме утверждалось, что заслуги Мао Цзэдуна перед партией и государством занимают главное место, а ег» ошибки - «второстепенное».

На состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК в качестве глав­ной задачи КПК на период до 2000 г., наряду с модернизацией эко­номики, объявлялось превращение КНР в страну с высоким уров­нем культуры и «высокоразвитой демократией».

Сам Дэн Сяопин на съезде был утвержден в должности Предсе­дателя Военного Совета КНР, одновременно, до 1989 г., занимая посты заместителя Председателя ЦК КПК и заместителя Премье­ра Госсовета КНР. Фактически все эти годы он играл решающую роль в руководстве.

С середины ЙО-х годов в китайском обществе нарастали демок­ратические тенденции, проявлявшиеся в требованиях либерализа­ции политической системы социализма. Особенно резко усилились выступления студенчества, в ряде городов перешедшие в открытые столкновения с властями. В начале 1987 г. виновным в «попусти­тельстве буржуазной либерализации» был обвинен Ху Яобан, сня­тый с поста главы партии. На его должность был назначен Чжао Цзыян. Премьером Госсовета стал Ли Пэн. Однако полностью по­давить это движение властям так и не удалось.

После провозглашения политики -«перестройки» в СССР, обра­зуются новые группировки, выступавшие не только за демократи­зацию политической системы, но и пересмотра в ней роли комму­нистической партии. Это особенно ярко проявилось в ходе событий лета 1989 г., когда в Пекине оппозиционное студенческое движе­ние начало открытые выступления за демократизацию жизни в стра­не. Против демонстрантов были направлены войска. Персональная ответственность за происшедшее теперь была возложена на Чжао Цзыяна, который вынужден, был уступить свой пост Цзян Цзэминю - стороннику более жесткой линии во внутренней политике. Дэн Сяопин увидел в нем своего реального преемника и в 90-е гг. посте? пенно передал ему все рычаги управления партией и государством. В последние годы жизни (Дэн Сяопин скончался в 1997 г.) он ото­шел от руководящей работы, удалившись на покой. Тем не менее, за ним прочно укрепился титул «архитектора китайских реформ».

В марте 1998 г. на сессии ВСНП Цзян Цзэминь был переизбран на пост Председателя КНР и Председателя Военного Совета КНР, Премьером Госсовета был назначен последовательный сторонник реформ Чжу Жунзи. Ли Пэн был переведен на должность Предсе­дателя ЦК ВСНП.

В официальной пропаганде все более четко проводится линия на подчеркивание выдающейся роли Мао Цзэдуна как основателя КНР, Дэн Сяопина в качестве главного идеолога экономических реформ, а Цзян Цзэминя как верного продолжателя всего лучшего, что было накоплено китайским обществом в период строительства социализма с «китайской спецификой».

  1. Внешняя полити­ка. Нормализа­ция китайско-советских отношений

В конце 1979 г. начались советско-китайские пе­реговоры по урегулированию двусторонних отно­шений. Проводились они поочередно в Москве и Пекине на уровне заместителей министров инос­транных дел. В качестве предварительных усло­вий руководители КНР настаивали на сокращении советских войск вдоль совместной границы до уровня 1964 г., выводе вооруженного контингента из МНР, а также прекращении помощи Вьетнаму.

Советская делегация выдвинула свой проект, в котором выра­жалось стремление строить двусторонние связи на основе международного права, всемерно расширять контакты в различных обла­стях. Однако настоящий прорыв наступил лишь в конце 1982 г., пос­ле XII съезда КПК и смерти Л.И. Брежнева. Отношения между на­шими странами активизировались на всех направлениях.

В октябре 1985 г. Дэн Сяопин направил письмо новому советс­кому лидеру М.С. Горбачеву с предложением о проведении встре­чи на высшем уровне. Затем состоялся обмен визитами министров иностранных дел.

В феврале 1987 г. были возобновлены переговоры по погранич­ным вопросам, которые вскоре привели к соглашению о восточном участке советско-китайской границы-Это открыло дорогу к подго­товке официального визита М.С. Горбачева в КНР, состоявшегося в мае 1989 г.

В ходе беседы М.С.Горбачева с Дэн Сяопином китайский лидер заявил о полной нормализации двусторонних отношений. Перед двумя странами, таким образом, открывались широкие перспекти­вы для сотрудничества.

После распада СССР отношения КНР с Россией продолжали развиваться по восходящей линии. В конце 1992 г. с официальным визитом КНР посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано более 20 со­вместных документов, в том числе Совместная декларация об ос­новах взаимоотношений.

В свою очередь. Председатель КНР Цзян Цзэминь неоднократ­но в 90-е годы посещал с официальными визитами Москву. В част­ности, в ходе его визита в 1994 г. было подписано соглашение о за­падном участке российско-китайской границы.

Китай и Россия во второй половине 90-х гг. постепенно стано­вились стратегическими партнерами в азиатском регионе.

С конца 70-х годов и вплоть до событий на площади Тяньань-мэнь в 1989 г. также по восходящей линии развивались и китайско-американские отношения. В 1978 г. обе страны установили между собой официальные дипломатические отношения. Постоянно рас­ширялось экономическое и военное сотрудничество. Главным кам­нем преткновения в двусторонних отношениях продолжала оста­ваться тайваньская проблема. США, хотя и прекратили официальные политические контакты с тайбэйским режимом, про­должали поддерживать с ним широкий спектр отношений.

В 1977 г. был подписан мирный договор между КНР и Японией, что позволило поднять двусторонние отношения на новый уровень.

Продолжали оставаться довольно прохладными связи с Индией, омрачавшиеся давними пограничными спорами и проблемой Тибета.

Но наиболее напряженными оказались, вплоть до начала 90-х го­дов, отношения с единым Вьетнамом. Руководство СРВ, получавшее поддержку со стороны СССР, с 1977 г. вступило в серьезный конф­ликт с Китаем из-за Камбоджи, где у власти утвердился леворади­кальный режим Пол Пота. КНР обвинило Вьетнам в преследова­нии на своей территории этнических китайцев (хуацяо), а после ввода вьетнамских войск в Камбоджу и свержения полпотовского режима, в марте 1979 г. инициировала вооруженный конфликт на совместной границе. Отношения между двумя странами более чем на 10 лет фактически были заморожены на очень низкой отметке. Лишь после распада социалистического лагеря обе страны осозна­ли свою политическую близость, и нашли в себе политическую волю забыть прошлые обиды.

Уже достаточно длительное время в основе внешнеполитичес­кого курса КНР лежит идея приоритета национально-государствен­ных интересов над подходом в выборе стратегических партнеров по принципу идеологической близости. Еще натретьем пленуме ЦК КПК в декабре 1978 г. недвусмысленно подчеркивалось, что необ­ходимо видеть мир таким, каков он есть, без излишней идеологиза­ции и догматических шор.

С середины 80-х годов китайское руководство вырабатывает кон­цепцию многополюсного мира, в котором КНР должна занять по­добающее ей место одного из новых «центров силы» не только в Азии, но и в мире в целом. В этом желании КНР находит актив­ную поддержку со стороны России, поддерживающую и развиваю­щую данную идею со второй половины 90-х годов.

  1. Китай во второй половине 90-х годов

КНР выходит на передовые позиции в мировом экономическом развитии. По производству вало­вого внутреннего продукта (ВВП) она заняла 7 ме­сто, по объему внешней торговли -11. Доля стра­ны в общемировом объеме промышленного производства превы­сила трехпроцентный уровень.

Несмотря на значительную сумму внешнего долга, Китай имеет возможность вовремя производить его погашение, имея к тому же валютный запас, составивший в 1998 г. 149 млрд. долларов. Одна­ко доход на душу населения, уже превысившего отметку 1 млрд. 200 млн. человек, продолжает оставаться довольно низким - око­ло 560 долларов в год.

Китай продолжает испытывать трудности в связи с неравномер­ным развитием отдельных районов, относительно неэффективным госсектором экономики.

Значительным событием в жизни КНР стало воссоединение с Гонконгом и Макао - двумя крупными промышленными центра­ми и важнейшими стратегическими плацдармами на юге страны.

В перспективе интеграция рыночных систем этих образований в экономику Китая может привести к существенным положитель­ным результатам.

Во внешнеполитическом плане КНР пытается играть самостоя­тельную роль в качестве крупнейшей региональной державы и как один из центров силы в будущем многополюсном мире. В этом ки­тайское руководство поддерживает Россия, и весьма насторожен­но относятся США и их ближайшие союзники.

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.

В ПОНЕДЕЛЬНИК в Пекине начал свою работу XVII съезд Коммунистической партии Китая (КПК). 2200 избранных делегатов представляют 73 млн коммунистов Китая. С момента прошлого съезда, который проходил ровно пять лет, КПК увеличилась на 6 млн человек.
За неделю работы партийного форума его делегатам предстоит выслушать и утвердить доклад ЦК КПК, доклад Комиссии ЦК по партийной дисциплине, рассмотреть поправки в Устав партии, а также избрать новое партийное руководство. «Новая редакция Устава партии будет полностью отражать последние достижения в сфере адаптации марксизма к китайским условиям, к требованиям, вытекающим из новой ситуации в стране и мире, к задачам по улучшению партийной работы и партийного строительства», — заявил накануне пресс-секретарь съезда Ли Дуншэн.
К съезду КПК приковано пристальное внимание не только в самом Китае, но и во всём мире. Ведь КНР в настоящее время — государство с наиболее динамично развивающейся экономикой. Учитывая тот факт, что Китай — самая многонаселённая страна на планете, уже сегодня ни одно сколько-нибудь существенное для судеб мира решение не может быть принято без учёта его мнения и позиции. А уже в самое ближайшее время КНР имеет все возможности стать крупнейшей мировой сверхдержавой.
Стремительное развитие социалистического Китая проводится под руководством правящей Коммунистической партии. Главным событием первого дня работы съезда КПК стал отчётный доклад, который сделал генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао. Название доклада весьма характерное и точно отражает его суть: «Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества». (Подчеркнём: среднезажиточного, а не «процветающего», как неточно переводят этот термин в ряде российских СМИ. КПК реально оценивает положение дел в государстве.) Таким образом, КПК будет продолжать строительство социализма, не забывая о национальных традициях и особенностях своей страны. Цель этого строительства вполне конкретная. «Важно на основе экономического развития уделять социальному строительству повышенное внимание, специально гарантируя и улучшая народную жизнь, продвигая реформу социальной системы, ширя общественное обслуживание, совершенствуя социальное управление, стимулируя социальную справедливость. Словом, делать так, чтобы у всего народа было где получать образование, зарабатывать себе на жизнь, лечиться и жить, чтобы в старости все были обеспечены. Это значит — стимулировать строительство гармоничного общества», — заявил Ху Цзиньтао.
На пути к достижению этой цели проделана колоссальная работа. Подведя итоги последних пяти лет, лидер китайских коммунистов отметил значительный рост экономической мощи, заметное повышение уровня жизни народа, динамику в укреплении демократии и правопорядка, качественные изменения в сфере социально-культурного строительства. «Китайская экономика, одно время пребывавшая на грани разрухи, теперь по общим количественным показателям на четвертом месте в мире, а по объему импорта и экспорта — на третьем. Народ, живший в условиях дефицита одежды и продовольствия, достиг в целом средней зажиточности. Число нуждающихся в деревне сократилось с 250 млн до 20 млн человек», — сообщил глава КПК.
Рекордные достижения Китая, по мнению Ху Цзиньтао, были бы просто невозможны без планомерных усилий трёх поколений руководства Коммунистической партии. Он подчеркнул, что в основу политики реформы и открытости, 30-летие которой будет отмечаться в следующем году, положены идеи Мао Цзэдуна. Первое поколение руководства ЦК КПК создало новый Китай, накопило ценный опыт строительства социализма. «Великое дело реформы и открытости начато партией и народом под водительством руководящего коллектива ЦК второго поколения, ядром которого был товарищ Дэн Сяопин. Оно унаследовано, получило развитие и успешно продвинуто в XXI век под руководством ЦК третьего поколения, ядром которого был товарищ Цзян Цзэминь», — сказал Ху Цзиньтао.
Вместе с тем, проблем в жизни китайского общества хватает, а бурный промышленный и экономический рост порой создаёт новые, которые раньше, в условиях тотальной бедности населения, не существовали или казались незначительными. Руководство Китая хорошо это понимает, а потому одна из главных задач съезда — реально оценить жизнь и перспективы развития страны, не впадая в крайности излишнего оптимизма и приукрашивания — с одной стороны, и критиканства и очернительства — с другой. Главный метод разрешения проблем коммунисты Китая видят в углублённом претворении в жизнь научной концепции развития. Ху Цзиньтао указал, что Китай добился впечатляющих результатов развития, приковавших взоры всего мира. Производительные силы, производственные отношения, экономический базис и надстройка претерпели серьёзные изменения, имеющие колоссальное значение. И тем не менее основная реалия Китая состоит в том, что страна находится и будет ещё долго находиться на начальной стадии социализма. Противоречие между постоянно растущими материально-культурными потребностями народа и отсталым общественным производством остаётся главным противоречием общества.
Он подчеркнул, что важнейшим содержанием научной концепции развития является само развитие. В центре этой концепции — человек как основа основ. Главные требования развития: всесторонность, гармоничность и устойчивость, а коренная методология — единое и комплексное планирование. В докладе указано, что локомотивом экономического роста должен быть внутренний потребительский спрос, который напрямую зависит от уровня жизни населения, и лишь на втором месте — внешние инвестиции и экспорт.
Еще одной серьёзной для Китая проблемой является экологическая. Некоторые эксперты, особенно недоброжелательно относящиеся к китайскому социализму, не раз заявляли, что если учитывать «экологическую составляющую» (то есть средства, которые необходимы на восстановление и сохранение природной среды), то промышленные успехи Китая будут далеко не столь внушительными. Однако дело не в критиках и недоброжелателях, а в том, что как для миллиардного Китая, так и для его соседей, и прежде всего — России, экологические проблемы, вызванные стремительным ростом китайской промышленности, действительно чрезвычайно остры. А в ближайшее время могут стать жизненно важными. Как отметил в своем выступлении Ху Цзиньтао, созданию ресурсосберегающего и дружелюбного к окружающей среде общества необходимо отводить видное место в стратегии индустриализации и модернизации, сделать это обязанностью каждой организации и каждой семьи. Важно совершенствовать законы, нацеленные на экономию энергетических и других ресурсов и охрану экосреды. Необходимо практически осуществлять систему ответственности за экономию энергоресурсов и уменьшение выбросов, разрабатывать и распространять передовые технологии.
Экономические реформы в Китае вызвали серьёзное социальное расслоение в обществе, что также является предметом внимания и заботы КПК. В условиях социализма такое расслоение особенно опасно, поскольку порождает у рядовых граждан сомнения в справедливости существующего строя. Однако именно социалистический уклад даёт возможность бороться с этим негативным явлением. Ху Цзиньтао заявил, что необходимо углублять реформу системы распределения доходов, увеличивать доходы городского и сельского населения. При начальном распределении и перераспределении нужно правильно регулировать отношения между эффективностью и справедливостью, но уделять еще больше внимания именно справедливости. Следует постепенно увеличивать долю доходов населения в распределении национальных доходов, повышать долю вознаграждения за труд при начальном распределении. Специально повышать доходы низкооплачиваемых категорий людей, увеличивая как норму средств на преодоление бедности, так и норму минимальной заработной платы. Готовить условия для того, чтобы еще больше людей получали доходы от имущества. Создавать равенство шансов, улучшать порядок распределения и постепенно устранять тенденцию увеличения разрыва в распределении доходов.
Другое негативное последствие реформ — коррупция. «Характер и предназначение Компартии Китая предопределили ее абсолютную несовместимость со всеми негативными, разлагающими явлениями. Бескомпромиссное преследование за разложение и действенная его профилактика — от этого зависят расположение к нам народа и судьба самой партии», — заявил Ху Цзиньтао.
Как уже подсчитали, в своём докладе Ху Цзиньтао 60 раз употребил слово «демократия». Им было отмечено, что через расширение внутрипартийной демократии требуется стимулировать демократию среди народа и посредством укрепления внутрипартийной гармонии стимулировать гармонию социальную.
Поскольку КПК — основа государственности Китая, от выбранных партией путей своего развития напрямую зависит судьба всей страны. Со дня создания Коммунистической партии Китая прошло уже 86 лет, она правит страной 58 лет и насчитывает более 70 миллионов членов. Поэтому задачи её по воспитанию и управлению теперь куда сложнее, чем когда-либо раньше, отмечается в докладе. Реформа и открытость, осуществляемые под руководством партии, с одной стороны, вдыхают в неё огромные жизненные силы, а с другой — ставят ее перед лицом небывалых новых проблем и новых испытаний: «Со дня своего рождения наша партия смело взяла на себя историческую миссию — вести китайский народ к счастливой жизни, к великому возрождению китайской нации. Китайские коммунисты нашего времени обязаны продолжать выполнять эту свою историческую миссию».