Ребенок 1 8 отказывается спать днем. Если малыш отказывается спать? Успокаивающие игры перед сном

Основы нравственного воспитания учащихся подростков.

В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

По данным российских социологов в настоящее время на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах.

Обратим внимание на развитие духовного потенциала подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения. Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенциале. Психологи считают подростковый возраст особенно благоприятным для развития духовно нравственного потенциала. При этом они исходят из следующих положений:

    подросток становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нормы.

    у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой - к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми. Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими.

С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации. Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию духовного потенциала подростка, а значит и осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума.

Итак, к группе негативных факторов следует отнести:

Формирование во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества;

Пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации;

Рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения;

Снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие ухудшения нравственно-психологической атмосферы в самом обществе;

Ослабление непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта воспитания;

Актуализация проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения, преодоления аморальных средств ее социализации.

К группе позитивных факторов относятся:

    возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе;

    ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе;

    возрастание влияния среды на нравственную социализацию личности;

    формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества;

В реализации нравственного потенциала подростков психологи предлагают опираться на следующие положения.

1. Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт.

2. Распространёнными способами нравственного воспитания подростков являются: организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

3. В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяется стратегия и тактика нравственного поведения.

Нравственный потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать. А развивать потенциал подростка можно лишь, включая его в разные виды педагогической деятельности.


1) В связи с этим , одним из условий развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников . По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки. Они помогают создать внутренний мир человека.

Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного общения (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля поведения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном общении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное обучение детей общению.

Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи. Развитие культуры речи школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания.


2) Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх. Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности, в которой подросток бы себя проявил. Такой деятельностью становится игра .

В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении. Замечено, что нравственное воспитание подростков осуществляется эффективней в ходе организации разнообразных социально-ориентированных игр с нравственным содержанием, которые способствуют развитию этической рефлексии подростков . Не случайно игра занимает особое место в социокультурной жизни человека и общества. Игровая деятельность образует культурное пространство, в котором её участники свободно развиваются. В игре присутствуют элементы дискурса – жесты, мимика, различные символы и предметы, что делает игру не только привлекательной, но и дедуктивной в плане полифонического развития нравственного сознания, приобретения нравственных качеств, усвоения моральных норм и поступков. В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчинённого определённым правилам.


3) В подростковом возрасте из-за небольшого жизненного опыта молодые люди еще не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную проблему, у них еще не сформировалось умение разрешать конфликтные ситуации. Как раз этому подростков и нужно учить.

Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор. Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий. Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования, т.е. педагогов заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.


Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями – все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.

Литература:

1. Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 675-677.

2. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95–97.

3. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 232.

4. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11.

Нравственные ценности подростку прививают в семье, школе. Помимо этого подростки также волей-неволей усваивают и те ценности, которые каждый день предлагает им телевизор, улица. Но не всегда, к сожалению, то, что подросток усвоил на улице, можно назвать правильным и полезным. Каким должно быть нравственное воспитание подростков ?

В наше время влияние на нравственность подростков различных телевизионных передач, современных кинофильмов очень велико . А потому те модели поведения, которые пропагандируются «голубым экраном», подростки принимают за истинные и стараются следовать им и в собственной жизни.

Так, сегодня на телеэкранах даже положительные герои убивают друг друга, ведут асоциальный образ жизни, заботятся только о собственном материальном благополучии, «шагают по головам» ради достижения своих целей. У подростков формируются вполне логичные выводы: чтобы хорошо жить, именно так и нужно поступать .

Не меньшее, а то и большее воздействие, чем телевидение, оказывают на подростков компьютерные игры, интернет — сегодня за компьютером подростки проводят очень много времени. Им доступны интернет-ресурсы различной направленности, компьютерные игры на любой вкус. И нередко посещаемые подростком сайты или его любимые игры несут в себе далеко не самые положительные черты .

Вот почему нравственное воспитание подростков играет столь важную роль . Подростки должны с помощью родителей выработать собственную шкалу ценностей. Такие понятия как любовь, дружба, взаимовыручка, помощь, уважение, благодарность должны быть старательно «вложены» в юные подростковые головы, и тогда они самостоятельно смогут понимать разницу между «хорошим» и «плохим», между «правильным» и «неправильным».

Однако подросткам свойственно все родительские советы и запреты по-своему проверять и оценивать . Ведь, спрашивается, почему нельзя распускать руки, если папа с завидной регулярностью бьет маму? Почему нельзя воровать в магазине жвачку, если родители лично принесли с работу «лишнюю» бумагу? Почему нужно отдавать владельцу найденный на улице мобильный телефон, если папа с мамой подобную находку сами советуют оставить?

Таким образом, нравственное воспитание подростков - это прежде всего родительский пример . Родители должны показать подростку, какое поведение в тех или иных ситуациях является правильным. Так, например, все тот же найденный мобильный телефон родители не должны оставлять себе, а должны попытаться вернуть владельцу или же отнести в милицию. Да, это потребует некоторых усилий, но так ли уж нужна в доме чужая утерянная вещь?

Нравственное воспитание подростков в семье - это одна из основ будущей взрослой жизни подростков. Не зная, «что такое хорошо, а что такое -плохо», подростки могут наделать в жизни немало ошибок, платить за которые придется дорогой ценой. Отсутствие нравственного воспитания приводит подростков к аморальным и неэтичным поступкам, даже преступлениям.

Подросткам, которым родители привили нравственные ценности, даже в голову не придет издеваться над животными, применять физическое или эмоциональное насилие, воровать или грабить, хулиганить. Воспитанные подростки будут достойно вести себя в общественных местах, не позволят себе грубости по отношению к окружающим. Разумное, бережное отношение к людям и природе и долджно прививать подросткам нравственное воспитание .

Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.

Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речкина Любовь Федоровна

Педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД»

с. Красноселькуп, ЯНАО,

Тюменская область

Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.

«Человек отражается в своих поступках»

Ф.Шиллер

Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание в настоящее время выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего гуманистического воспитания. В современном обществе, требующем от молодого поколения не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

В связи с этим, появился социальный заказ – системе образования обучить и воспитать достойного гражданина своей Родины. Образовательным учреждениям и в большей степени учреждениям дополнительного образования реализовать одну из главных задач - подготовку ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей подрастающего поколения к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть

высоко нравственным.

Критерии сформированности нравственно-этической культуры системы образования МО Красноселькупский район.

Системообразующей основой воспитания в образовательных учреждениях нашего района является нравственное воспитание, представляющее собой процесс освоения индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственное воспитание, которое основывается на общечеловеческих понятиях добра и зла.

Для выполнения социального заказа в учреждениях образования ставится цель - формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни. И задачи, которые сегодня ставит сама жизнь:

  1. усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа (знакомство из литературы с основными приоритетными аспектами жизнедеятельности):
  2. знакомство с принципом толерантности;
  3. формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности «педагог-воспитанник-родитель»;
  4. развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения;
  5. воспитание высоких моральных качеств - доброты и милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.;
  6. формирование норм поведения, необходимых в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, природе.

Основные нравственные качества, воспитанием которых призваны заниматься учреждения образования МО Красноселькупский район и непосредственно «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» являются: совестливость, отзывчивость, доброта, общительность, чувство долга, гражданской ответственности, патриотизма и гуманизма. Структура воспитательного процесса в Центре представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

Воспитательный потенциал в сфере формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, нравственного потенциала опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, Концепцией модернизации образования на период до 2020 г., государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения обозначены Программой деятельности и Планом воспитательной работы Центра и определяются посредством этических требований общества.

В качестве основных задач этического воспитания педагогический коллектив Центра выделяет:

  1. накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения воспитанников (в семье, на улице, в школе и других общественных местах) ;
  2. разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям.
  3. Честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

В процессе нравственного воспитания детей, подростков и обучающейся молодёжи педагогический коллектив нашего Центра широко применяет такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

В план воспитательной работы, включаются мероприятия направленные на формирование и воспитание гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Самореализации личности воспитанника. Воспитание достойных граждан своего Отечества ; через различные формы воспитательных мероприятий. В соответствии со своими функциями деятельности педагог – организатор, осуществляет отбор форм работы с воспитанниками. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные;

по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

по времени подготовки - формы работы, проводимые с воспитанниками без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку воспитанников.

Выводы, которые будут составлены по окончанию цикла воспитательных мероприятий, могут звучать примерно так:

Подлинно воспитанный человек - это тот, кто ценит достоинство. Поэтому каждым своим шагом он непременно проявит уважение к тому, с кем имеет дело. Сильный всегда должен приходить на помощь слабому - это великодушие, это подлинное благородство и оно является основой воспитанности... И эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Воспитанность- это умение достойно держать себя в обществе. Бывает и так - все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие. Собрались, поговорили, а разговора не получается. Каждый говорит о своем и совсем не слушает собеседника. И вянет беседа. Уметь разговаривать - это значит уважать собеседника. Надо уметь разговаривать. Это тоже признак воспитанности.

Расул Гамзатов очень хорошо по этому поводу сказал:

Уважай чужое мнение,

Но, достойный, мудреца,

Сам высказывай сужденье

Лишь от первого лица.

Жизнь постоянно воспитывает человека. Жизнь многому учит. В том числе и подлинной культуре. Культура - это отношение к миру на основе своих знаний, свое понимание действительности. По-настоящему культурный человек всегда жадно относится к движению жизни, ко всему новому, свежему, современному. Уважение к другим - это, прежде всего строгость к себе. Скромность в поведении, простота, сдержанность в проявлении чувств на людях, терпимость к мнению собеседника. В основе этих качеств лежит уважение к человеку.

Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.


Когда ребёнок только родился, если создать ему комфортные для сна условия, он, как правило, спит. К такому положению дел весьма быстро привыкаешь и, порою, кажется, что так будет всегда. И, пока ребёнок спит, мама легко и непринуждённо успеет всё.

Но малыш растёт, развивается, адаптируется к внешнему миру и всё чаще и чаще вступает с этим миром в контакт. Это раз от разу удивляет молодую маму.

– Как это?! Только я подстроилась ко сну три часа через два, а тут на тебе! Уже два через три!

Ближе к двум-трём годам наступает время икс. Это когда малыш категорически не согласен спать когда-либо ещё, кроме ночи.
Это, с одной стороны, похвально. Ведь в вашем доме подросла ещё одна личность, принимающая самостоятельные решения!

И всё бы хорошо, если бы не одно «НО». До вечера без дневного сна эта личность никак не дотягивает. Превращается ближе к вечеру в плаксивую «плюшку» и портит вечер себе и окружающим.

– Как же быть, если ребёнок отказывается спать днём?

– спросите вы.

Вопрос, конечно же, интересный! И универсального ответа у меня, например, нет.

С каждым ребёнком, буквально каждый день я варьирую различные известные мне приёмы. И, как правило, какой-нибудь из них да срабатывает. Если же, вдруг, не сработало, это означает одно, — просто я не очень-то и хотела, чтобы мой ребёнок сейчас поспал.

Ну а поскольку, эта тема давно уже актуальна в нашей с Машей жизни, я решила собрать все изученные нами методы укладывания спать в одну памятку. Ведь очень часто бывает так, что в нужный момент отработанные, казалось бы, навыки вдруг берут и забываются.

А тут, пожалуйста, — шпаргалка! Достал, пальчиком поводил, выбрал нужный пункт и – к действию!

Итак, мы собрали наши наиболее эффективные способы уложить ребёнка 3 лет в этой шпаргалке для мамы.

Способов получилось ровно десять.
Можно, конечно было бы вспомнить и больше.
Но я решила, что 10 способов уложить ребёнка 2 – 3 лет спать, это – вполне достаточный ассортимент маминой шпаргалки для уверенной гарантии успеха предприятия.

Методы перебрала всякие-разные. На любой, так сказать, вкус и цвет.
Так что, налетай, выбирай! Какой-то из методов, наверняка сегодня подойдёт именно вам и вашему малышу!

Способ первый:

Заснуть рядом, или сделать вид

Чаще всего этот метод работает так.
Мама (или папа) ложится рядом с малышом и с мыслью о том, что вот, он сейчас полежит немного, подождёт, пока ненаглядное чадо потеряет бдительность и задремлет, и сразу же «бодрячком» вернётся к своим делам.
На деле же получается так: измученная непрерывным «бодрячком» мама (или папа) «вырубается» первой (ым). Чадо же ещё долго прыгает и веселится на маме (или папе), а потом, когда понимает, что мама (или папа) играть всё-таки не хотят, от безысходности пристраиваются рядышком и засыпают.

Плюсы: Работает. Просто, доступно (если, конечно, есть где лечь). Если вы никуда не торопитесь – идеально! Полезно для здоровья, бодрости, сохранения молодости и восстановления нервной системы мамы (или папы).

Минусы: Может получиться так, что делам придётся подождать. Если во время сна ребёнка всё-таки нужно что-то сделать, не стоит оптимистично относиться к своей стойкости в лежачем состоянии. Впрочем, если вы в себе абсолютно уверены, или не прочь поспать, то я не нахожу ни одного минуса в этом способе.

Способ второй:

Шрек. Работа Марины и Маши. Теперь, видимо, Маше нечего бояться

Дед Бабай, волк, Шрек и другие мамины помощники

Кому не приходилось в детстве слышать перед сном о Деде Бабае? Кстати, есть ещё волк. Как правило, — серый.
А у нас ещё и Шрек имеется в арсенале.
Раньше, когда Маша была менее сообразительная и верила всем на слово, а почётная обязанность укладывать сестрёнку доставалась старшей Марине, заботливая сестрёнка придумала Шрека. Шрек работал безотказно. Марина просто говорила:

– Ну, всё, Маш! Сейчас, если спать не ляжем, придёт Шрек.

И Маша послушно шла с Мариной спать.
Затем Маша начала догадываться, что вообще-то Шрека этого Марина придумывает.
А потом она ещё и начала пугаться. При этом, мысль о том, что Шрека всё-таки придумывает Марина её не покидала. Одним словом, метод сначала начал сбоить, а потом практически полностью выпал из нашего обихода.
Правда остался вот такой (иногда помогает). Марина прячет какие-то Машины игрушки и говорит:

– Маша. Шрек не любит, когда малыши не спят. Он спрятал твоих лошадок. И просил передать, что вернёт их только тогда, когда ты поспишь!

Маша мужественно засыпает во спасение лошадок. А проснувшись, бежит их искать.

Плюсы: Тоже, довольно часто, работает. Особенно в маленьком возрасте.

Минусы: Ребёнок может серьёзно и надолго напугаться. Думаю, любой психолог будет не согласен с применением такого метода. Шантаж и запугивание всё же не педагогичные методы.

Способ третий:

Успокаивающие игры перед сном

Можно поиграть, например, в то, что ваш малыш – мама. У мамы есть дети. И они не умеют спать. Необходимо показать своим малышам, как это – спать.

– Как уже показала? Смотри, мамаша! Все твои малыши разбегаются! Показывай хорошенько!

Марина с Машей играют в кисок. Марина мама-киска, Маша – малышка-киска. Киски идут в свой кошачий домик и там ложатся спать. Как правило, у них бывает ещё какая-нибудь прелюдия. Например, киски моют лапки.

Можно поиграть в «представлялки». Мама и малыш вместе закрывают глаза и представляют себе, что они где-то. Например, на лугу. И начинается обсуждение того, что они там видят, куда идут, что делают.

– Я вижу на лугу красные маки! Ты видишь, Маша, мои маки?
– Вижу! А у меня – ромашки!
– А ко мне пришла козочка! Она хочет клевер. Давай поищем клевер для козочки.
– Давай!
– Ты видишь клевер?
– Нет. Не вижу.
– Мне кажется, клевер должен быть во-о-о-он за тем кустом шиповника. Давай мы до него дойдём по дорожке и посмотрим.
– Давай! Топ-топ.
– Топ-топ. Твои ножки обутые, или босиком?

И так далее…
Плюсы: Игра это — завсегда и с любой точки зрения хорошо, «развивательно» и одна сплошная польза.
Минусы: Часто малыш отказывается играть, понимая, что это всё не просто игра, а попытка уложить его спать.
А ещё… Наша Маша обожает играть в представлялки. Мы закрываем глаза и начинаем искать с ней, растерянных в траве барашков. Здорово! Вот только, пока Маша не найдёт всех барашков, спать она и не подумает!))

Способ четвёртый:
Как быстро усыпить ребёнка?

Ну, конечно, – укатать!

Попрошу не путать с укачать! Укачивание детей, на мой взгляд, чревато быстрым привыканием. Как следствие – ребёнок засыпает только в условиях качки. А это – жутко неудобно.
Итак. Именно укатать. Этот способ делится у нас на три вида укатывания:

  • В коляске
  • В велосипедном кресле
  • В автомобильном кресле

Выбор средства полностью зависит от наших планов, времени года и погоды.

Укатать в коляске

Да-да! Такой метод летом мы уже второй сезон практикуем. Сначала обедаем, а потом – в путешествие. У Маши своё велокресло. В нём хорошо качаться и засыпать.
Главное в этом деле – так выбрать маршрут, чтобы на обратной дороге ехать без остановок надо было прилично. Чтобы ребёнок успел заснуть.
Но в меру. Чтобы не начал малыш из кресла вываливаться. Особенно неудобно со спящим в велокресле малышом на пересечённой местности – голова начинает наклоняться и падать.
Вроде бы бывают кресла с сильным наклоном назад. НО. На мой взгляд, такой наклон сильно нарушит аэродинамику велосипеда. Даже с нашим наклоном велосипед катить трудновато.
Оптимально было бы, если бы у велокресла был фиксатор для головы. Возможно, такие уже придумали.

Плюсы: Несмотря на кажущуюся замысловатость метода – он работает. Если вы любите кататься, гулять, свежий воздух, и летом вам гораздо приятней прокатиться с детьми, чем читать в душноватом помещении вот уже двадцатую сказку, — это прекрасный способ для лета «по случаю».

Минусы: Не годится в дождь (в прочем – есть дождевики), зиму и много ещё когда. И совсем не годится, если вы не дружны с велосипедом.

Укатать в машине


Ну что тут говорить – сели, да поехали. В машине даже меня можно укатать. Честно признаюсь.

Плюсы: Работает.

Минусы: Нужна машина. И бензин. Со сном на свежем воздухе не очень-то коррелируется.

Способ пятый:



Взять ребёнка на ручки

Часто Маша у нас засыпает и так. Кстати, при этом она часто переносит такие лишения, как чтение книги Марине, или – маме.

Плюсы: Можно совместить с каким-либо дополнительным делом.
Минусы: Неудобно. И тоже – есть опасность заснуть.

Способ шестой:


Малыш может мгновенно заснуть, если его… подначить!

На днях, когда даже обещание мороженого не прошло, я вспомнила про такую штуку, как «кризис двух лет». Так мне говорили, когда Марина была в Машином возрасте, называется внезапно возникший у ребёнка протест ко всему.
Мы тогда, чтобы Марина свитер надела, говорили,

– Марина, свитер не надевай!

И она надевала.
Вот по этому принципу я и заявила:

– Маша! Я тебе больше не разрешаю залезать в кровать, накрываться одеялом и уж, тем более, – класть голову на подушку!

Маша в возмущении хлопнула кулачком по кроватке, и тут же всё это сделала.

А можно так:

– А Маша умеет сама спать ложиться?

– Нет! Что вы! Она ещё маленькая! Ей надо чтобы её мама укладывала! Это только большие девочки умеют так делать. Придут себе в комнату, шортики и маечку снимут, на стульчик аккуратненько повесят, и ложатся себе на подушечку. И даже одеялом сами умеют накрываться!
А потом глазки закрывают и спят.

– Да. Вот Марина, когда была маленькая, так умела! А Маша, что, – не умеет?!

– Нет! Маша ещё маленькая!

После такого, чаще всего ребёнок оказывается в кроватке с закрытыми глазками и аккуратно развешенной на стульчике одеждой.

Плюсы: Если, вдруг сработает – самый не хлопотный метод.
Минусы: Может и не сработать.

Способ седьмой:



Почитать ребёнку, пока не заснёт

Почему этот метод у меня под седьмым номером, а не под первым?
Да потому, что помогает он нечасто. В каком-то возрасте дети вообще часто вырывают из рук книги, и читать не дают. Затем начинают интересоваться. И это – здорово!
Но! Они настолько внимательно слушают, что заснуть ну никак не могут.
И вот, только совсем недавно, когда Маша почти уже доросла до трех лет, я обнаружила, что если её удастся уговорить лечь и закрыть глазки «Книжки читаются только тем, кто лежит и у кого закрыты глазки», то можно очень долго читать ей тихим и сонным голосом (только то, что Маше нравится)… То Маша в конце концов засыпает!!!

Плюсы: За время укладывания ребёнок узнает много новых и повторит много старых детских литературных произведений. Да и кругозор мамы тоже, наверняка, пополнится.

Минусы: У нас – очень долго. Маша может так слушать часа два. Бывает так, что я начинаю, всё-таки засыпать раньше. Нарочито тихий и сонный голос даёт о себе знать.

Способ восьмой:



Уложить малыша днём поможет…

Фея Дневного Сна!

– Если положить под подушку маленькую монетку, придёт Фея Дневного Сна. Заберёт монетку и оставит конфетку. Но только, когда заснёшь!

Плюсы: Работает. Применяем часто.
Минусы: Тоже не очень-то соответствует идеям правильного питания и воспитания.

Способ девятый:



Засыпательная награда

– Маша. Тем, кто у нас сейчас поспит, положен петушок на палочке!
– Маша. Если ты сейчас же не заснёшь, папа увидит, что ты не умеешь спать днём, и не возьмёт тебя в поход!
– Маша. Как только ты проснёшься, мы сразу же пойдём за мороженным.

Плюсы: Засыпательная награда работает безотказно и молниеносно!
Минусы: Необходимо придумать, что же такого пообещать. Не каждый день семья собирается в поход. Остаются петушки, да мороженое. Не совсем удачный полдник, скажем прямо.

Способ десятый:



Засыпательные сказки

Рассказать ребёнку сказку, согласно которой ребёнку срочно необходимо заснуть.
Например, такую.

– Когда малыши засыпают, во сне их встречает фея. Фея, которая раздаёт сны. Сны у феи есть разные, но каждого вида – немного. Вот ты, Маша, про что хочешь увидеть сон?
– Про сладкую конфетку!
– Есть у феи сны с большими сладкими конфетами! Достанется малышу такой сон, и будет он весь сон лакомиться самой большой и самой сладкой конфетой. Только таких снов у феи немного. И разбирают их самыми первыми. Многие детки любят конфетки. Правда?
– Правда!
– Вот. Если ты хочешь, чтобы сон про конфетку достался тебе, засыпать надо поскорее!

Бывает, что разговор поворачивает в ненужное нам русло.

– Но мама! Я совсем не хочу спать!
– Это тебе сейчас кажется, что не хочешь. А через два часа, тебе уже не будет так казаться.

Ты очень захочешь спать. Потому что маленькие малыши не умеют не спать целый день.
И вот, через два часа ты заснешь, а все самые хорошие сны у феи разобрали уже другие малыши. Которые послушали маму и легли спать вовремя.

– А какой сон будет мне? – беспокоится Маша.
– Про бебеку-бябяку.
– Кто это?
– Не знаю. И фея не знает. Это ведь остатки снов. Самые старые и поизносившиеся. Наверное, раньше это были хорошие добрые сны. А потом, прошло много времени, и они износились. Многие буквы у них стёрлись. Вот и получились сны про что-то непонятное. Про бебеку и про бябяку.
– Не хочу про бебеку! – Делает вывод Маша и, обречённо вздыхая, кладёт голову на подушку.

Плюсы: хороший такой засыпательный сказочный метод

Минусы: частым контрагументом бывает «а я вообще спать не собираюсь»

Вот и закончились наши десять способов.
Все они проверены лично нами, и много раз использовались. Все в определённый момент времени и в определённых обстоятельствах, не раз сослужили нам добрую службу.
Так что, надеюсь, теперь и вам уложить ребёнка спать стало немного проще.

Для многих мамочек дневной сон ребенка – редкая возможность побыть наедине с собой, заняться своими делами или просто отдохнуть. Но не секрет, что не многие дети отправляются днём в кровать с таким упоением, как взрослые.

Плохо это или хорошо? И зачем вообще нужен дневной сон? Сегодня я расскажу вам о том, почему ребенок не хочет спать днем, в каком возрасте это нормально, а в каком следует предпринимать меры, и что делать, если грудничок перепутал день с ночью.

Стоит ли бить тревогу, если ребенок отказывается спать днем?

Всё зависит от того, сколько лет вашему малышу и как он спит ночью. Проблема отсутствия дневного сна не только в том, что мама лишается нескольких свободных часов. Вы, наверное, и сами замечали, что, если днём маленький ребенок не поспит, то к вечеру он становится вялым, раздражительным, капризничает по поводу и без.
Нехватка сна действительно может привести к снижению внимания и даже ухудшению иммунитета . Педиатры рекомендуют придерживаться распорядка с дневным сном до шестилетнего возраста, но на практике ребёнок может начать капризничать в «тихий час» уже после трехлетнего возраста, даже если с его организмом и условиями сна все в порядке. Например, из-за банального протеста . Договоритесь с ним, что во время тихого часа он может лежать, листать книжки… Вы пойдете на уступки и вполне вероятно, что через полчаса такого лежания ребенок благополучно заснет.

А если и нет, его наверняка станет легче укладывать вечером, особенно если вы откажетесь от шумных игр и, например, за час до сна сделаете ребенку тёплую с ромашкой. Будьте аккуратны с температурой воды: прохладная ванная может наоборот взбодрить ребенка. Первое время после отказа от дневного сна малыш может начинать клевать носом уже в 19-20 часов, но обычно такой вечерний сон достаточно быстро превращается в полноценный ночной.

Карапузу нет двух лет, а он спать днём не хочет?

Для совсем маленьких детей сон – источник интенсивного развития, малышам он просто необходим. Причина отказа от сна обычно кроется либо в его организме, либо в условиях сна.

Чаще всего спать мешают:

Яркий свет и громкие звуки. Тут дети ничем не отличаются от взрослых. Возможно, солнце светит ребенку прямо в лицо или звуки с улицы все время вырывают его из сна.
Подобным образом действует некомфортная температура в комнате. Ребёнок не должен спать одетый как капуста, а температура в помещении должна быть в пределах 21 градуса . Перед укладыванием проветрите комнату : свежий воздух «убаюкивает» и взрослых, и детей. Только избегайте сквозняков, иначе малыш может и простыть.
Возбуждённость . Игры с ребенком – вещь необходимая. Но не удивляйтесь, если сначала он громко хохочет, а через полчаса отказывается засыпать. Маленьких детей тоже нужно готовить ко сну.
. От них ребёнок может просыпаться, капризничать. Как с ними справиться, я рассказывала в одном из предыдущих постов. Лишь повторюсь, что один из самых простых способов – лёгкий массаж поглаживающими движениями по часовой стрелке.
Проблемы с нервной системой и другие заболевания. Если вы сбились с ног, все проветрили, ведёте себя тиши мыши, а карапуз всё равно капризничает, стоит показать его специалисту. Вполне вероятно, что его мучает какой-то дискомфорт, вплоть до боли, причину которого определить сможет только врач.
Отсутствие примерного режима дня малыша не даёт возможности детскому организму почувствовать ритмичность жизни и условные рефлексы, привычки вырабатываются медленнее.

Еще одна возможная причина отказа от сна – отсутствие утомления. Ребёнок не устал, мало двигался, весь день смотрел мультики или читал. В таком случае, его будет очень сложно уложить, причем как вечером, так и днём.

Если малышу не хватает активности, в его расписание необходимо включить подвижные игры, а, если позволяет возраст, то и занятия спортом. Только не перед самым сном. После выброса энергии нужно сменить активность и успокоиться. И, вполне вероятно, ребёнок сам попросится спать.

Что делать, если малыш перепутал день с ночью

Проблема, знакомая многим родителям. Днём дитятко спит, а ночью постоянно просыпается, капризничает и требует внимания.

Одна моя подруга много лет назад столкнулась с подобной проблемой, и её муж в течение нескольких месяцев каждую ночь кружил вокруг дома с коляской. Только так можно было заставить дочь поспать. Конечно, такая ситуация к добру не приведет: и родители вымотаются, и для ребёнка это совсем не полезно. В другой семье малышка спала в коляске на балконе зимой в мороз всю ночь, иначе никак. Свежий воздух — это хорошо, но мама спала при открытом балконе на сквозняке, постоянно проверяя, не замерзла ли дочь. Иногда помогают только такие экстремальные меры. Или сон нормализуется сам собой. Но что-то же можно сделать, чтобы помочь малышу спать как нужно?

Покажите ребёнку разницу между днём и ночью , для него она не так очевидна, как для нас. При ночном кормлении включайте приглушенный свет, разговаривайте тихо и спокойно. А вот днём, во время бодрствования, должно быть максимум света. Как раз днём с малышом нужно разговаривать и играть. Пусть он видит, что именно в светлое время суток взрослые занимаются делами: не бойтесь разговаривать, смотреть телевизор или слушать музыку. Конечно, на разумной громкости, а то малыш может испугаться.

Сытый ребёнок и спит хорошо. Это правило знают многие мамы. Поэтому в предпоследнее кормление дайте малышу чуть меньше, чем обычно. Затем искупайте его и переходите к спокойному режиму и обстановке. К последнему кормлению ваше сокровище как следует проголодается, съест все до последней капли и заснёт крепким сном.
Введите ритуалы, обозначающие начало дня и его завершения. Можно ставить определенную музыку днём и вечером, открывать и закрывать шторы. Привычка – наша вторая натура, и скоро ребёнок подстроится под естественное расписание.
Если малыш проснулся, но вы знаете, что кормить его рано, а пелёнки у него сухие, не спешите к его кровати, подождите несколько минут. Ваш подъём будет сигналом к тому, что можно окончательно просыпаться. А так он может снова заснуть через несколько минут. Если честно, этот совет мне никогда не помогал, даже наоборот — чем быстрее малыш поймет, что мама рядом, тем быстрее успокоится. Как вариант — ребенок хочет пить . Попьет — уснет.

В помощь маме — как уложить ребенка спать днем