Реализация современных практико-ориентированных и интерактивных технологий в процессе обучения. Основы разработки практико-ориентированного обучения Практико ориентированные методы обучения начальной школе

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению сущности практико-ориентированного подхода к обучению учащихся, следует прояснить смысл понятий сущность, подход и практико-ориентированное обучение. Подход - совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела. Сущность - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. И наконец, практико-ориентированное обучение - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Сфера массового высшего образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Основной мотив таких требований - молодой специалист должен быть подготовлен в ВУЗе таким образом, чтобы он мог без особых проблем и проволочек включаться в трудовые процессы, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения.

В таких условиях особый вес начинает приобретать одно из направлений образовательной практики - практико-ориентированное обучение, по поводу которого пока что нет определенности как со стороны общетеоретической базы, так и со стороны форм и технологий обучения. Пока только ряд утверждений не вызывает споров - такого рода обучение должно ориентироваться на конкретную практику, а не на учебники, должно осуществляться в тесном сотрудничестве учебных заведений и производственных организаций.

Существенным препятствием для перехода к практико-ориентированному обучению является отсутствие общераспространенных методик, по которым следовало бы разрабатывать соответствующие учебные формы.

Деятельностный подход (с его идеологией и технологиями) положен в основу практико-ориентированного обучения, то есть такого вида обучения, целью которого является формирование у учащихся умений, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.

В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.

практический ориентированный подход обучение

Одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются практико-ориентированные и интерактивные технологии, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.

В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование профессиональных компетенций специалиста, ведущими технологиями становятся практико-ориентированные и интерактивные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса в новых условиях. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых.

Дидактические характеристики этих технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:

. проблемной структуры учебной информации;

. практической направленности учебных занятий;

. индивидуализации в подходе к учебным возможностям студентов;

. возможности реализации в ходе учебных занятий продуктивных форм деятельности: проектирования, моделирования, конструирования;

. демократических форм (диалоговых и фасилитационных) организации процесса обучения.

С учетом ожидаемых изменений в колледже была принята целевая программа подготовки педагогического коллектива к работе по новым ФГОС СПО. В соответствии с этой программой активно началась работа по разработке учебных планов, обучающих программ и модулей. Кроме разработки учебно-методической документации нового поколения целевая программа предусматривает постепенный переход на практико-ориентированные технологии обучения и оказание педагогам помощи в освоении новых технологий и методов.

Сегодня существует множество известных технологий обучения, которые можно отнести к практико-ориентированным: технология критического мышления, интерактивные технологии обучения, проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и др.

Элементы этих технологий, различные приемы и методы обучения, способствующие формированию практических навыков, умений профессиональной деятельности широко применяются в деятельности педагогического коллектива колледжа. В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, осознания собственной роли в работе. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. А также, становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Основные этапы практико-ориентированного обучения для студента можно представить на рисунке 1.

Внедрение в учебный процесс профессионально-ориентированных технологий

Погружение студента в профессиональную среду

Контекстное изучение профильных и непрофильных дисциплин

Рисунок 1. Этапы практико-ориентированного обучения

К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.

Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.

Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип практико-ориентированного целеполагания;

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;

Принцип продуктивности обучения;

Принцип первичности образовательной продукции студента;

Принцип ситуативности обучения;

Принцип образовательной рефлексии.

В целях реализации указанных мною выше принципов внедрения практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд базовых предпосылок:

Мотивационное обеспечение учебного процесса;

Связь обучения с практикой;

Сознательность и активность студентов в обучении.

В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.

Интенсификация процесса поиска, приобретение знаний, умений, профессиональных компетенций, является целью практико-ориентированного обучения. Специалист способный применять в практической деятельности приобретенные компетенции, будет являться результатом практико-ориентированного подхода. Учебный процесс, построенный на основе эмоционально-образного и логического компонентов; формирование практического опыта, приобретение практического опыта и их использование при решении профессиональных задач составляет сущность практико-ориентированного обучения. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средства познания.

Для определения эффективности внедрения принципов практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо определить факторы, влияющие на его интенсивность.

Эффективность внедрения принципов практико-ориентированности для колледжа должна измеряться следующими показателями:

Репутация колледжа;

Развитие (колледжа, социально-экономическое развитие региона, рост научного потенциала);

Результат (трудоустроенные по специальности студенты).

Для оценки профессионально-личностных качеств предлагается использовать экзамен (квалификационный), позволяющий провести оценку, еще на этапе обучения. Это соответствует не только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам колледжа, а именно получение практико-ориентированных навыков в процессе прохождения обучения.

Такое обучение уже не будет подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а станет осознанным профессиональным действием в настоящем времени.

Таким образом, стало актуальным формирование методической готовности преподавателя и повышения его компетентности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

Список использованных источников

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года».

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 57/254 «О Декаде ООН по образованию для устойчивого развития, начиная с 1 января 2005 г».

4. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)).

5. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика [Текст]: колл. монография / Т. Н. Бондаренко [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Латкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 188 с.

6. Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]: многопредмет. научн. журн. - Электрон. науч. жур: Изд. дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2015 . - Режим доступа: www.rae.ru

Сравнительно новой формой в образовательном процессе является практико-ориентированное обучение (ПОО) студентов.

Практико-ориентированное обучение – это процесс взаимодействия трех субъектов обучения: преподавателя, студента и профильного предприятия. ПОО реализуется с целью развития личности, направленный с одной стороны на совершенствование ряда психологических характеристик студентов (внимание, мышление, мотивация), с другой стороны – на самостоятельное приобретение ими новых знаний, формирования практического опыта их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач и проблем, развитие мировоззрения и творческого потенциала.

Под организацией практико-ориентированного обучения студентов строительной специальности нужно понимать приведение данного обучения в определенную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого обучения с учетом основных дидактических условий:

1) деятельностная подача содержания обучения, в рамках теоретического обучения (студент+преподаватель);

2) систематическое и последовательное рассмотрение прикладного аспекта теоретических знаний в области совершенствования процесса строительства (студент+преподаватель);

3) осуществление взаимосвязи теоретических и практических знаний, полученных в период обучения в вузе с целенаправленными навыками практической деятельности, полученной в период практико- ориентированного обучения на предприятии (студент+преподаватель+производство);

В среде теоретиков и практиков педагогики общепризнанным считается выделение в каждом отраслевом секторе профессионального образования академически-ориентированной и практико-ориентированной образовательных моделей. Аналогичная процедура моделирования в сфере инженерно-строительного образования может иметь важное практическое значение на этапе его модернизации.

В отличие от академически-ориентированной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере. В чистом виде практико-ориентированная модель строительного образования должна решать задачу подготовки инженеров производственников и инженеров-конструкторов, а академически-ориентированная – научных работников.

Кроме различия по цели, базовые модели имеют следующие отличия, которые мы свели в сравнительную Табл.1.

Анализируя данные Табл.1 в разрезе практико-ориентированного обучения следует отметить, что основная

идея обновления высшей школы состоит в том, что образование приобретает профессионально-ориентированное содержание. Ставится задача создания системы профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию студентов с учетом реальных потребностей рынка.

Таблица 1

Критерии разграничения

Практико-ориентированное

Академически-

ориентированное

строительное образование

строительное образование

1. Основной подход, используемый

в учебном процессе, в том числе на этапе определения содержания образования

Деятельностно-

компетентностный

Информационно-

аналитический

2. Основные личностные

образования, формируемые в процессе обучения

Практические умения и навыки

Знания и аналитические

умения и навыки

3. Основные формы учебных

занятий и методические приемы

Практические занятия,

Лекционно-семинарская

3. Основной тип педагогов,

задействованных в учебном процессе

Практические занятия,

лабораторные занятия, учебные, производственно- технологические, проектные практики, практико- ориентированное обучение

Лекционно-семинарская

система, научно- исследовательская работа студентов, проблемно- эвристические методы, дискуссии

4. Основной тип педагогов, задействованных в учебном процессе

Специалисты-практики, хорошо знающие технологические процессы, базовые кафедры

Научно-педагогические работники, имеющие опыт научной работы в сфере строительства, обладающие учеными степенями и званиями

5. Основная мыслительная операция, развиваемая в процессе учебы

6. Основной характер осваиваемых знаний

Технологические, производственные, проектно- конструкторские и нормативные знания

Теоретические знания в области современных компьютерных и нанотехнологий

7. Основная форма промежуточной аттестации

Зачет, зачет с оценкой, квалификационная пробная работа, тестирование

Теоретический экзамен, кандидатский экзамен, защита диссертаций

8. Форма итоговой аттестации

Защита курсовых проектов

Теоретический комплексный экзамен и защита магистерской диссертации

9. Вид учебного заведения, сориентированного на данную модель

Специализированные и отраслевые вузы

Необходимость создания практико-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных и экономических проблем.

Как традиционные технологии учебной деятельности, так и инновационные, должны по возможности использовать современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие усилить практическую ориентированность образовательного процесса, а также учесть индивидуальные особенности обучаемых.

Задача вузовской среды должна заключаться, прежде всего, в оказании помощи студентам в индивидуальном самовыражении, поэтому необходимо предоставить определенные возможности для раскрытия склонностей, способностей, удовлетворения интересов студентов. Необходима система знаний, способствующая развитию интереса к поиску того индивидуального, что впоследствии сформирует высококлассного компетентного специалиста, способного решать любые задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.

В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Деятельностная модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности (А. Вербицкий). В ходе профессионально-ориентированной деятельности студенты овладевают реальным опытом выполнения прикладных исследований, научно- технических разработок. Трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики и практико-ориентированного обучения. С целью максимальной адаптации специалистов к условиям реального производства, приобретения достаточного опыта профессиональной деятельности вузы стали перестраивать свою работу по принципу «Утром – практика, вечером – теория».

В Чебоксарском политехническом институте (филиала) МГМУ успешно реализуется технология практико- ориентированного обучения на основе договоров с предприятиями города. Программа практико- ориентированного обучения внедрена с 2005 года. На реализацию практико-ориентированного обучения дается возможность один день в неделю или одну неделю в месяц работать на предприятиях города Чебоксары, где старшекурсники приобретают опыт профессиональной деятельности, а затем на занятиях в родном вузе практику обогащают теорией.

Институт имеет договоры о сотрудничестве со многими ведущими предприятиями, организациями и учебными заведениями Чувашской республики: ОАО «Стройтрест №2», ОАО «Чебоксарская керамика», ОАО«Железобетон», ООО «Строительная фирма «Комплекс», ОАО «Промстройпроект», ОАО «Чувашагропромстрой», ООО «Чувашпроект», ЗАО «Волгастроймонтаж», ООО «Индустриально-строительный комплекс», ФГОУ СПО «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства», ГУП «Чувашгражданпроект» и др. Тесное сотрудничество с предприятиями позволило повысить эффективность прохождения студентами производственной практики и организовывать практико-ориентированное обучение.

Список литературы

1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: мат. К четвертому заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004г. – М., 2004. – 45 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению сущности практико-ориентированного подхода к обучению учащихся, следует прояснить смысл понятий сущность, подход и практико-ориентированное обучение. Подход - совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела. Сущность - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. И наконец, практико-ориентированное обучение-это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

В таких условиях особый вес начинает приобретать одно из направлений образовательной практики - практико-ориентированное обучение, по поводу которого пока что нет определенности как со стороны общетеоретической базы, так и со стороны форм и технологий обучения. Пока только ряд утверждений не вызывает споров - такого рода обучение должно ориентироваться на конкретную практику, а не на учебники, должно осуществляться в тесном сотрудничестве учебных заведений и производственных организаций

Объектом курсовой работы является рассмотрение практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

Предмет -- принципы и этапы подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности. ориентированный обучение специалист

Цель курсовой работы: раскрыть сущность практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов области безопасности жизнедеятельности

1.Определить и раскрыть основные термины, связанные с понятием практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов области безопасности жизнедеятельности.

2. Выделить основные этапы подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности..

3. Изучить методы, стимулирующие улучшение качества образования в области безопасности жизнедеятельности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрываются основные понятия практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности, а так же принципы и этапы подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Во второй главе рассматриваются а так же практические знания как средство активизации учебного процесса и формирование ценностно-смысловых компетенций при подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

В данной работе мы опирались на труды Кустова Ю.А., Воронина В.Н., Калугиной И.Ю., Орлова, В.И., Селевко Г.К., Тереховой А.В. и других исследователей.

ГЛАВА 1. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность практико-ориентированного подхода

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению сущности практико-ориентированного подхода к обучению учащихся, следует прояснить смысл понятий сущность, подход и практико-ориентированное обучение. Подход - совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела. Сущность - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. И наконец, практико-ориентированное обучение - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Сфера массового высшего образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Основной мотив таких требований - молодой специалист должен быть подготовлен в ВУЗе таким образом, чтобы он мог без особых проблем и проволочек включаться в трудовые процессы, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения.

В таких условиях особый вес начинает приобретать одно из направлений образовательной практики - практико-ориентированное обучение, по поводу которого пока что нет определенности как со стороны общетеоретической базы, так и со стороны форм и технологий обучения. Пока только ряд утверждений не вызывает споров - такого рода обучение должно ориентироваться на конкретную практику, а не на учебники, должно осуществляться в тесном сотрудничестве учебных заведений и производственных организаций.

Увеличивающийся объем информации и, как следствие, объем знаний, необходимых для профессиональной деятельности, сформировали проблему овладения этими знаниями. Стремительное и повседневное усложнение аспектов профессиональной деятельности, острая потребность в овладении большим объемом знаний с одной стороны, и ограниченные возможности человеческого мозга, низкая производительность труда обучаемых, с другой, приводят к ситуации, когда человеку зачастую не хватает жизни, чтобы приобрести такой запас профессиональных и общекультурных знаний, умений и навыков, какой необходим, с точки зрения объективных потребностей общества. В результате общество получает специалистов, не владеющих необходимыми навыками будущей профессиональной деятельности. Сегодня следует оценивать систему образования специалистов не по принципу «от достигнутого», который создает иллюзию ложного благополучия, а с учетом новых, беспрецедентных требований выживания.

Точку зрения об опережающей роли содержания образования в развитии общества высказывал С.И.Архангельский, который отмечал, что высшее образование и соответствующая профессиональная подготовка специалиста не могут ограничиваться только изучением данного состояния науки и техники. В какой-то степени необходимо предвидеть, с чем придется иметь дело специалисту высшей квалификации через 5 - 10 лет по окончании учебного заведения. Для этого, в содержание обучения необходимо включать не только то, что входит в науку и практику сегодня, но и то, что будет в нее входить, в предвидимое завтра, на основе главных идей и направлений ее развития. Теоретическая глубина и широта научного содержания предметов изучения в соединении с методами научного проникновения не только обеспечивает наиболее квалифицированное решение современных сложных научно-технических проблем, но и определяет в значительной мере будущее развитие науки и техники. В то же время введение всего нового в содержание обучения требует строжайшего отбора действительно прогрессивного, рационального и достаточно обоснованного. Все новое только тогда имеет смысл, когда оно подчиняется целям и задачам формирования специалистов высшей квалификации.

Объективная потребность в проектировании содержания образовательных программ ступени высшего образования диктуется нынешним состоянием современного промышленного производства. Содержание любого предмета - это всегда определенная информация об объектах, явлениях и процессах. Этим учебные дисциплины отличаются друг от друга. При лавинообразном росте информации возникает проблема отбора наиболее представительных объектов из конкретной области знания, обеспечивающих полноценную учебную, а затем профессиональную деятельность специалистов.

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.

В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.

Существенным препятствием для перехода к практико-ориентированному обучению является отсутствие общераспространенных методик, по которым следовало бы разрабатывать соответствующие учебные формы.

Деятельностный подход (с его идеологией и технологиями) положен в основу практико-ориентированного обучения, то есть такого вида обучения, целью которого является формирование у учащихся умений, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Новые ориентиры современного общества в развитии современного производства порождают особую потребность синтеза в единой системе профессиональной деятельности теоретических, фундаментальных, специальных знаний, практических умений, опыта, духовных ценностей, интенсификации прямых и обратных связей между ними.

Современное производство оценивает выпускников вузов по качественно новым критериям, ставящим во главу угла деятельность выпускника, способность реализовать свои интеллектуальные возможности, активизировать творческий потенциал (самоактуализация), развитие пространства своей профессиональной деятельности, генерацию нового знания, видов деятельности, «взращивание» необходимых личностных качеств (самоорганизация).

1.2 Этапы и принципы отбора и построения практико-ориентированного содержания обучения в ВУЗ

Проектируя содержание образования специалистов по безопасности жизнедеятельности, мы выделяем следующие этапы:

1). Определение целей и формулирование конкретных задач по формированию аналитической, эксплуатационной, алгоритмической, контрольно-надзорной, энергосберегающей, аварийно-профилактической, нормативно-информационной деятельности специалиста современного производственного объекта.

2). Определение принципов отбора практикоориентированного содержания образования специалиста по безопасности жизнедеятельности для производственного объекта, направленных на формирование данных видов деятельности как условия обеспечения экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях. 3). Составление общей план - карты потенциальной профессиональной деятельности специалиста с определением базовых операций по каждому из спроектированных видов профессиональной деятельности: аналитической, эксплуатационной, алгоритмической, контрольно-надзорной, энергосберегающей, аварийно-профилактической, нормативно-информационной как учебно-деятельностных элементов.

4). Формирование деятельностных модулей на основе спроектированных учебно-деятельностных элементов, соответствующих базовым операциям по видам профессиональной деятельности специалиста производственного объекта в области обеспечения экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

5). Формирование и реализация системы методов, включающих систему лабораторных практикумов, проектную деятельность, производственную практику, дипломное проектирование и научно-исследовательскую работу студентов на основе спроектированных учебно-деятельностных элементов видов профессиональной деятельности специалиста производственного объекта в области обеспечения экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

6). Контроль достижения каждым студентом уровня сформированности видов будущей профессиональной деятельности специалиста производственного объекта в области обеспечения экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях, определяемых по коэффициентам профессиональной деятельности (КПД), но не ниже удовлетворительного.

В профессиональном образовании уже недостаточна концентрация усилий педагогов и студентов только на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, принципиально важным здесь является: а) осознание студентом значимости акта выбора в динамике развития профессиональной среды и способов действий, многокритериальности решения поставленных задач, необходимости эволюционного познания профессиональной среды; б) готовность к выполнению алгоритма определенного вида деятельности; в) способность к генерации новых знаний, действий, видов деятельности; г) овладение механизмом перевода потенциальных знаний, умений и видов деятельности в актуальные; д) приобретение навыков и умений выбора и синтеза оптимальных структур технологии профессиональной деятельности; е) непрерывное развитие личностных, профессиональных, мировоззренческих качеств.

Носителем различных видов будущей деятельности, полем возможных путей эволюции деятельности специалиста является быстро меняющаяся профессиональная среда. С этих позиций актуальным становится выделение некой структуры, опосредующей взаимодействие специалиста с изменяющейся профессиональной средой. Такой структурой может стать, формируемый в процессе обучения, целостный внутренний образ потенциального пространства профессиональной деятельности. При этом, образ потенциального пространства профессиональной деятельности рассматривается не как статичная пространственная структура, а как конструкт, динамично изменяющийся и эволюционно-преобразующийся в зависимости от актуальных потребностей конкретного производства.

Рассматривая пространство профессиональной деятельности специалиста производственного объекта в области обеспечения экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях, мы будем считать, что оно: понимается как эмоционально-когнитивное образование, являющееся носителем индивидуального видения (в широком смысле) реальной производственной среды; обеспечивает взаимосвязь сенсорного отражения, всех когнитивных приобретений, личностного и социального опыта, предвидения и активности специалиста; фиксирует наиболее важные, с точки зрения приспособления специалиста к производственной среде, факты, связи и закономерности последней; непрерывно «достраивается» в результате приобретения новых знаний или производственного опыта, путем введения новых элементов субъективно необходимых в соответствии с собственным пониманием производственной ситуации; является «потенциальным» знанием, которое уточняется, конкретизируется, наполняется новым практикоориентированным содержанием в процессе индивидуального взаимодействия с реальностью; детерминирует интепретативную направленность специалиста, то есть типичную для него структуру и форму понимания и объяснения событий; в ходе формирования может «структурироваться», что означает одновременно и разделение целого на части и соединение частей в целое.

Формирование в процессе обучения внутреннего образа потенциального пространства профессиональной деятельности изначально опирается на врожденную способность человека распознавать целостные образы и упорядочивать многообразие впечатлений в пространственном и временном аспектах. Содержание средств формирования пространства профессиональной деятельности направлено на формирование качеств саморазвития личности и обеспечивает возможность самореализации выпускников высших учебных заведений в условиях быстро меняющейся профессиональной среды. В качестве средств формирования пространства профессиональной деятельности мы предлагаем использовать учебную и потенциальную профессиональную деятельность. Традиционно при разработке учебных планов, программ и содержания отдельных предметов часто исходят из необходимости изучения множества фактов, но без их глубокой профессиональной направленности. В соответствии с приоритетами Болонской конвенции, участником которой в 2003 году стала Россия, высшее учебное заведение должно соответствовать основным принципам образования, формализованным конвенцией, среди которых мобильность и конвертируемость образовательных программ, практичность. Одним из критериев инновационного вуза в планировании и реализации своей образовательной деятельности является его ориентир на передачу способов и методов инженерной деятельности, постановку инженерного мышления, проектирование новых инновационных технологий организации инженерной деятельности по всем типам образовательных программ. В соответствии с этим критерием в реализации своей образовательной деятельности вуз должен готовить инженеров - людей, умеющих ставить и решать сложные задачи, работать с конструктами и конструкциями, способных самостоятельно учиться и преобразовывать пространство вокруг себя, производить инновации и осваивать новые технологии их потребления.

Основываясь на принципах, используемых при проектировании практикоориентированного содержания образования специалистов производственных объектов, мы перестраиваем содержание образования под основную задачу - формирование спроектированных нами видов профессиональной деятельности: аналитической, эксплуатационной, алгоритмической, контрольно-надзорной, энергосберегающей, аварийно-профилактической, нормативно-информационной как условия обеспечения экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

Процедура оптимизации содержания должна опираться на дидактические принципы отбора и построения практикоориентированного содержания обучения в высшей школе. Определяя педагогический принцип В.И.Андреев, считает, что «это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности». Остановимся на некоторых общих принципах отбора практикоориентированного содержания образования, которые по нашему мнению, учитывают социальный заказ на подготовку специалистов производственных объектов в области экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

Принцип оптимальности. Педагогический процесс функционирует и развивается тем эффективнее, чем более достигается диалектическое единство его компонентов и их оптимальное сочетание. Принцип оптимальности педагогического процесса реализуется через совокупность частных педагогических принципов: оптимального сочетания теории и практики; оптимального сочетания управления и самоуправления; оптимального сочетания конкретной и абстрактной наглядности; оптимального сочетания общего, политехнического и профессионального образования; оптимального воздействия на осознаваемые (логические) и подсознательные (интуитивные) процедуры деятельности; оптимальной трудности, сложности и проблемности организуемой деятельности учащихся; оптимального сочетания обучающих, воспитывающих функций в процессе различных видов деятельности учащихся, организуемых в педагогических целях, соответствующих видам будущей профессиональной деятельности специалистов по безопасности жизнедеятельности производственных объектов в области экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях; оптимального сочетания учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических условий обучения и воспитания; оптимального сочетания деятельностного и личностного подхода в педагогическом процессе.

Принцип единства теории и практики раскрывает соотношение и взаимосвязь общенаучной и специальной, теоретической и практической подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности в соответствии с современным состоянием промышленного производства, определяет задачи и конкретные формы профессиональной деятельности. В жизни наука возникает как потребность практики, практикой доказывается истинность знаний.

Навыки профессиональной деятельности, которыми овладевает студент в процессе практической подготовки, повышают профессиональную мобильность и сокращают сроки адаптации специалистов в условиях современного производства. Теоретическая подготовка является научным базисом, основой для практической подготовки, между ними должна быть полная преемственность; специальная подготовка совпадает с практической по содержанию. Лучший результат достигается тогда, когда студент самостоятельно производит практический поиск, что обеспечивается системой лабораторных практикумов (план-карт заданий потенциальной профессиональной деятельности), входящих в каждый модуль, моделированием и решением конкретных производственных задач, проектированием, научно-исследовательской работой.

Принцип политехнизма. Политехнические знания непрерывно изменяются вместе с развитием науки, производства и их взаимоотношениями. Это предъявляет определенные требования к уровню мышления студентов, формированию умений быстрого овладения общими способами деятельности в условиях обновляющейся техники и технологии. Например, в условиях современного электроэнергетического производства, когда износ производственного оборудования по оценкам экспертов достигает 70%, активно идут процессы его реконструкции и замены. На Жигулевской ГЭС идет процесс реконструкции открытого распределительного устройства ОРУ-110кВ с заменой воздушных выключателей ВН-110/2000-6 на элегазовые выключатели ВГТЗ-110II-40-2500У1, в результате чего достигаются технический, экономический, социальный эффекты: повышается надежность систем электроснабжения, появляется возможность отмены эксплуатации опасных производственных объектов - компрессорной и воздушных ресиверов на 40 и 20 атмосфер, уменьшается объем монтажных, ремонтных, эксплуатационных работ, улучшаются условия труда и снижаются уровни воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов. Поэтому поиски общего с целью «упреждающей» подготовки специалистов широкого политехнического профиля необходимо вести в направлении изучения тенденций развития и реконструкции современного производства.

Чтобы инженер мог выбрать наиболее экономичный вариант, он должен быть специалистом широкого профиля, т.е. в равной мере владеть целой серией технологических процессов. Кроме того, специалист должен обладать настолько глубокой политехнической подготовкой, необходимой во всех видах профессиональной деятельности: аналитической, аварийно-профилактической, эксплуатационной, контрольно-надзорной, энергосберегающей, алгоритмической, нормативно-информационной, чтобы он мог при необходимости овладеть любой другой новейшей технологией. Реализация этого принципа осуществляется при формировании модулей по дисциплинам «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», в которых отражается развитие соответствующих базисных наук.

Принцип информативности. С учетом специфики подготовки специалистов данного профиля выделим ряд частных принципов, опираясь на принцип информативности: общественной и личной значимости (ценности) информации; генерализации (уплотнения) информации; надежности информации; достоверности информации; избыточности и ограничения информации; дискретности (дозирования) информации; достаточного разнообразия средств, форм, методов, поиска, передачи, сбора, хранения, обработки, преобразования, распределения и использования информации.

С помощью моделирующих программных средств можно представить на дисплее в различной форме учебную информацию, инициируя процесс усвоения знаний, приобретения умений и навыков профессионального характера, активизируя познавательную деятельность студентов, формируя и развивая прогрессивные виды мышления у студентов.

Моделирующие программные средства должны:

1). Создать ситуацию индивидуального обучения «преподаватель - студент», учитывая фактор возрастных и индивидуальных особенностей.

2). Вместо двух проблем - передачи знаний и получения умений и навыков, решать одну - формирование направлений всех видов профессиональной деятельности специалиста по безопасности жизнедеятельности производственных объектов в области обеспечения экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях, которые с первого этапа включают в себя заданную систему знаний и способствуют их использованию за счет формирования умений поиска информации, работы с нормативно - правовой базой, моделирования нестандартных производственных ситуаций, разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с применением информационных технологий.

3). Обеспечить решение важнейшей проблемы обучения - формирование рациональных приемов познавательной деятельности.

Решение перечисленных задач возможно только в процессе практического использования ранее полученных и усвоенных знаний, что может быть реально востребовано при проектировании и выполнении информационного лабораторного практикума на основе план-карты заданий потенциальной профессиональной деятельности специалиста по безопасности жизнедеятельности производственных объектов в области обеспечения экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

Принцип деятельностной активности. Активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем её направленности и деятельной сущности. Активизация деятельности обучаемого обычно начинается со стимулирования. Важнейшими стимулами тут выступают следующие: новизна практикоориентированного содержания; необычная формулировка вопроса; требование педагога сравнивать или сопоставлять изучаемые явления; опора на личный жизненный опыт; познавательное затруднение; проблемная ситуация; ситуация убеждать, доказывать, критиковать; направление материала на установление причинно-следственных связей; понимание целей и задач своей будущей профессиональной деятельности; перспективы развития своей специальности; осознание своей будущей профессии, роли теоретических знаний и практических навыков при этом; исследовательская деятельность студента. Таким образом, реализация принципа деятельностной активности помогает пракикоориентированной подготовке (через учебный процесс) специалистов нового типа, не только исполнителей, а активных, инициативных, сознательных работников.

Принцип профессиональной направленности. В системе подготовки специалистов принцип профессиональной направленности правомерно можно считать ведущим, главным, потому что он отражает как конечную цель педагогического процесса в высшем профессиональном образовании, так и средства ее достижения. Соблюдение этого принципа при отборе содержания учебного материала позволяет решить проблему соответствия обучения будущей профессиональной деятельности или профессионально-прикладную проблему. Модульное проектирование содержания образования предполагает мобильность и гибкость модулей в зависимости от профессиональной специализации. При подготовке специалистов по безопасности жизнедеятельности производственных объектов это достигается расширением более важных, с точки зрения профессиональной направленности модулей по вопросам экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях: «Экология и здоровье человека», «Экозащитная техника и технологии», «Безопасность функционирования автоматизированных производств», «Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем».

Принцип сочетания деятельностного и личностного подходов в процессе педагогического управления учебной деятельности учащихся. Реализация этого принципа требует соблюдения следующих правил:

1). Необходимо постоянно учитывать и соотносить цели, содержание, уровни проблемности, трудности различных видов учебной деятельности учащихся, методы и формы их организации, с одной стороны, ас другой - уровни и особенности развития способностей личности (актуальные и потенциальные уровни развития, особенности мотивации, интеллектуальных, регулятивных, коммуникативных и других компонентов).

2). Система педагогических средств управления учебной деятельностью учащихся должна быть достаточно динамичной и ориентирована на зону актуального и потенциального развития способностей учащихся.

Поскольку, как было показано выше, развитие индивида происходит через его деятельность, то образование и воспитание должны строиться с помощью специально направленной деятельности студента, ориентированной на виды его будущей профессиональной деятельности. Кроме того, практикоориентированная подготовка специалиста в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности предполагает формирование на базе знаний - умений потребностей и мотивов поступков каждого человека. Именно личностно - деятельностный подход обеспечивает личностную и профессиональную подготовку в области экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях специалистов производственных объектов.

Образовательный процесс, выстроенный по принципу практикоориентированного обучения, обеспечивает эффективность и привлекательность обучения:

1). Для студентов (в виде наличия вариативных мест практической деятельности);

2). Для преподавателей (в виде возможности актуализации содержания своей работы, а также высвобождения времени для занятия конструкторской и методической деятельностью);

3). Система практикоориентированного обучения предполагает пересмотр существующего учебного процесса, задавая новые требования к его содержанию.

Согласно спроектированным нами видам профессиональной деятельности специалиста по безопасности жизнедеятельности производственного объекта в области обеспечения экологической, промышленной и безопасности в чрезвычайных и аварийных ситуациях, выпускник на момент окончания университета должен: а) иметь навыки практической деятельности по направлению освоенной им образовательной программы дисциплин «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности»; б) обладать навыками аналитической, эксплуатационной, алгоритмической, контрольно-надзорной, энергосберегающей, аварийнопрофилактической, нормативно-информационной деятельности; в) уметь: самостоятельно работать; планировать свою профессиональную деятельность; ставить и решать профессиональные задачи; г) знать: профессиональный язык; устройство своей профессиональной сферы; устройство рынка труда города по своему профессиональному направлению; теоретические и практические возможности своего профессионального направления.

На этапе проектирования практикоориентированного содержания образования педагогом решаются следующие задачи:

1). Определение критериев отбора практикоориентированного содержания учебного материала;

2). Определение соотношения теоретической и деятельностной составляющих в процессе обучения;

3). Определение соотношения аудиторной и самостоятельной работы учащихся в процессе освоения практикоориентированного содержания обучения.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ СТИМУЛИРУЮЩИЕ УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Формирование ценностно-смысловых компетенций при подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности

Современный стиль жизни людей предъявляет новые требования к формированию культуры безопасности жизнедеятельности, которую можно определить как уровень развития человека и общества. Этот уровень характеризуется значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители животного мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях остается за человеком.Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности.Специфика содержания курса ОБЖ заключается в ее интегративности, поскольку проблематика курса использует межпредметные связи, охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека о окружающей среды.Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках. свидетельствующих о результатах обучения.Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. Компетенции для студента - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.Ценностно-смысловые компетенции по ФГОС третьего поколения на уроках ОБЖ предполагают: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике -- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. При проведении урока необходимо стремиться к тому, чтобы учащийся четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития ценностно-смысловой компетентности применяются приемы следующие приемы:

Первым направлением в развитии готовности к обучению является опыт практико-ориентированной учебной деятельности студентов в приобретении компетенций в области безопасности жизнедеятельности. Для реализации данного направления применяется практико-ориентированный подход. При организации такого обучения предполагается, что студенты приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок других людей, попавших в различные экстремальные обстоятельства. Интегрированным современным методом, включающим в себя практико-ориентированные методы (игровые, ситуационные), а также позволяющим реализовать межпредметные связи, по моему мнению, выступает метод case-study. Важным в формировании кейса является поиск сюжетов и соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражаются комплекс компетенций, которыми нужно овладеть. Выбор ситуации диктуется темой занятия. Она должна быть правдоподобной, включать в себя конфликт, проблему, происшествие или задачу, решение которой потребует усилий. Материалом для таких занятий могут служить публикации в газетах и журналах, теле- и радиорепортажи, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий, фотографии. В преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» использовались мини-кейсы. Принципиально важным в этом случае является то, чтобы теоретический курс, на котором базируется кейс, был прочитан и проработан. Поиск сюжета для кейса выполняли и сами учащиеся, предлагая для обсуждения ситуации, участниками которых они становились сами или были свидетелями, видели по телевизору или узнали из Интернета. .Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобрести знания, обогатиться опытом безопасной деятельности в конкретных жизненных ситуациях, учит избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей среде. Вторым направлением в развитии теоретического компонента готовности учащихся к формированию компетентностного обучения является совершенствование технологий и методов обучения. С этой целью реализуется практико-ориентированного обучение. Оно направлено на формирование компетенций, сформированных как при изучении теоретического материала, так и при проведении практических работ, самостоятельного выполнения заданий. По окончании изучения курса ОБЖ и БЖ у студентов должны быть сформированы следующие ключевые компетенции:- когнитивная - овладение системой знаний о принципах, методах, формах и средствах безопасного существования в условиях усиления роли человека в обеспечении личной и национальной безопасности; - коммуникативная - овладение умениями установления оптимальных взаимоотношений в социуме, различных группах общения и наиболее востребованное в настоящее время;- исследовательская - овладение опытом проведения самостоятельного исследования. Формирование опыта деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности осуществляется не только в ходе учебного процесса. Помимо традиционных форм обучения в образовательных целях происходит взаимодействие с ГИБДД в части изучения безопасности на дорогах и правил дорожного движения, именно взаимодействие с государственными структурами подобного рода является одним из необходимых условий практико-ориентированного обучения студентов ОБЖ. Очевидно, что акцент в преподавании либо на теоретические, либо на практические аспекты ОБЖ влечет за собой сформированность только одной из составляющих компетентности студентов в области данного предмета, что свидетельствует о недостаточной степени освоения компетенциями по данному учебному предмету. Особенно эта проблема актуальна в условиях сниженного интереса студентов к предмету ОБЖ. Из многообразных средств, формирующих устойчивые познавательные интересы, использую в своей практике увлечённое преподавание, новизну учебного материала, чередование форм и методов обучения, применение мультимедиа систем. С этой целью проводятся разнообразные типы уроков. При выполнении заданий учитывается и высоко оценивается нестандартность решения учебной задачи, переход к самостоятельной, творческой деятельности. Освоение теоретического материала является необходимым, но недостаточным для получения студентами знаний, которые в дальнейшем, возможно, спасут жизнь им или их близким, или просто людям, которым необходима помощь. Поэтому основным методом практического обучения студентов являются занятия, которые необходимы для отработки необходимых умений и навыков, но не всегда достаточны для формирования готовности у учащихся действовать в чрезвычайной или экстремальной ситуации. Среди факторов, отрицательно влияющих на возможность практико-ориентированного обучения ОБЖ учащихся нехватка наглядных средств обучения. Помимо этого, анализируя учебные пособия, по которым ведется обучение ОБЖ, можно выявить их недостаточную практическую направленность, что, в определенной степени компенсируется дополнительной литературой, мультимедийными программами, которые отвечают требованиям практико-ориентированного обучения и вызывают большую заинтересованность учащихся своей наглядностью. Использование интерактивной доски позволяет также реализовать виды познавательной деятельности.

2.2 Практические задания как средство активизации учебного процесса

Ведущим началом обучения студентов ВУЗ является тесная связь обучения с трудом. Всемерное развитие самостоятельности и инициатива учащихся - одно из важнейших условий правильного построения преподавания всех дисциплин, в том числе и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Решение этих задач требует, чтобы студенты, получая высшее профессиональное образование, имели практическую подготовку, умели увязать теоретические знания с практикой. В свете этих задач правильно организованные практические задания учащихся приобретают особо важное значение. Программы по ОБЖ, в соответствии с перестройкой работы ВУЗ на основе осуществления связи обучения с жизнью, предусматривают обязательные практические задания с выделением на их выполнение специального времени.

Практические задания, являясь одним из средств повышения активизации учебного процесса, способствуют решению задач как обучения, так и нравственного развития личности учащихся, помогают преодолеть известный разрыв между обучением и воспитанием.

Правильная организация практических заданий является важным средством, обеспечивающим развитие мышления, умственных способностей учащихся, так как в процессе их проведения широко применяются сравнения, анализ, обобщения. Эти задания способствуют усвоению сущности явлений и понятий по безопасности государства, окружающей среды и личности, изучаемых в курсах ОБЖ, развитию культуры учебного труда и творческого подхода к учебной работе.

Целенаправленные и правильно методически организованные практические задания являются средством для всестороннего раскрытия знаний, критерием усвоении знаний и средством привития умений и навыков Значение практических заданий высоко оценивалось педагогами и виднейшими методистами дореволюционной школы. Так, А.П. Нечаев писал: "Если преподаватель введет в свой курс хотя бы некоторые из практических работ, то этим самым он оживит преподавание и доставит немало радости ученикам". И это действительно так.

Практические задания студентов способствуют развитию очень важных волевых качеств у, необходимых в жизни: настойчивости и упорства в труде и в преодолении встречающихся трудностей, высокого чувства ответственности, трудолюбия и исполнительности. Выполняя то или иное практическое задание, студенты овладевают определенным кругом знаний, приобретают умения и навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают глубже и лучше тот материал, на котором было построено задание. В практических заданиях знания конкретизируются: то, что было только в мыслях, становится вещественным, ощутимым, зримым, реальным. В процессе их выполнения осуществляется выработка практических умений и навыков, появляется и развивается инициатива учащихся, их творчество, что очень важно в воспитательном отношении. Практические задания препятствуют преждевременному наступлению переутомления, выполняются с большим желанием, интересом и деловитостью.

Программой предусматриваются лишь главные виды практических заданий, но и они, как показывают наблюдения, преподавателями выполняются не полностью, отдельные преподаватели иногда, только после прохождения теоретического материала, отводят специальные уроки для практических работ; не всегда выполняются задания, имеющиеся в учебниках. Их необходимо проводить в непосредственной связи с изучаемым теоретическим материалом; практические задания должны иметь место на всех этапах педагогического процесса.

Цель практических работ может быть разной. Одни из них формируют и совершенствуют знания, другие - развивают те или иные практические умения, навыки и помогают глубже осмыслить и усвоить изучаемый материал, но ясно одно, что к проведению их необходимо приступать с самого начала систематического преподавания, с постепенным усложнением содержания даваемых заданий и последовательным нарастанием степени самостоятельности студентов при их выполнении.

Качество полученных студентами знаний, умений и навыков от практической работы определяется, в основном, характером ее организации и предполагает большую мыслительную активность будущих специалистов, напряжение их внимания, воли, привлечение накопленного учащимися опыта и применение ранее приобретенных знаний.

Прежде чем приступать к выполнению практических заданий, необходимо систематически готовить студентов, проводить обучающую работу по выполнению этих заданий, путем подробного инструктирования, проведения совместных со всей аудиторией предварительных упражнений. Необходимым условием для подготовки и проведения практических работ является коллективная и активная работа всей аудитории при объяснении нового материала.

Первые практические задания носят полусамостоятельный характер и проводятся под непосредственным руководством и наблюдением преподавателя в аудитории. Преподаватель следит за выполнением, делает по ходу работы необходимые замечания, указания и оказывает помощь. Лишь после того, когда преподаватель убежден, что студенты смогут справиться самостоятельно, можно давать практические задания самостоятельного характера.

Большое значение имеет и то, как составлено задание и как оно преподносится студентам. Задания, выполняемые механически, без нужного понимания и активной мыслительной работы, педагогически нецелесообразны. Любая практическая работа должна быть посильна и достаточно трудна. Важно воспитать умение тратить на работу не больше времени, чем нужно, а для этого преподаватель должен сам проделать работу и знать, сколько нужно на нее времени и соответственно соотнести со временем для студентов. Задержка с выполнением заданий свидетельствует о том, что студент или плохо владеет методом ее выполнении или не понимает данного задания.

При организации и проведении практических заданий нужно, чтобы:

1. Студенты были подготовлены к их выполнению.

2. Задания основывались на имеющихся у студентов знаниях, т.е. были доступны.

3. Не было затруднений в понимании и выполнении задания.

4. Обращалось внимание студентов на главное.

5. Студенты стимулировались к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению трудностей.

...

Подобные документы

    Сущность практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. Построение учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов. Проблема практико-ориентированного подхода к обучению биологии в методической литературе.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2012

    Исследование методики обучения школьников решению задач с практическим содержанием в процессе реализации практико-ориентированного обучения физике. Разработка структуры построения физических задач с практическим содержанием для 9 класса средней школы.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2012

    Развитие познавательной активности подростков на основе личностно-ориентированного подхода к обучению. Методика опытно-экспериментальной работы по изучению ее изменения. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе проведения урока по БЖ.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2011

    Комплекс компетенций, составляющих компетентность. Основные качества, способности, умения будущего педагога. Компетентностно-деятельный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе. Роль профессиональной практики в подготовке будущего специалиста.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2011

    Основные направления гуманизации образования. Средства личностно-ориентированного обучения иностранному языку в средней школе. Обучение в сотрудничестве, применение игровых технологий и метод проектов, как технологии личностно-ориентированного подхода.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека. Определение личностно-ориентированного подхода.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2009

    Концепция модернизации образования и формирование ключевых компетенций, определяющих качество образования. Принципы и требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода. Использование экономических и социальных ситуаций в обучении.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Понятия компетенции и компетентности. Взгляды на реализацию компетентностного подхода в школе. Классификация и содержание ключевых образовательных компетенций. Ключевые компетенций на уроках математики в 5-6 классах. Примеры формирования компетенций.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2009

    Понятие мотивации в педагогике. Возрастные особенности младших школьников и их мотивация к обучению. Роль личного примера поведения значимых взрослых. Эксперимент по использованию личностно-ориентированного подхода в формировании мотивации к учению.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2014

    Психолого-педагогические основы формирования положительных мотиваций на обучение. Определение отношения учащихся и их мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности. Анализ опыта работы учителей по повышению мотивации к обучению по предметам.

Практико-ориентированные технологии обучения.

Слайд 1 Несомненно, человек зависит от математики так же, как и от любой другой науки, но математика вторгается в жизнь людей гораздо чаще, чем все остальные дисциплины. Можно сказать – без математики никуда! Человек часто встречается с такими ситуациями, в которых нужно применять математические знания.

Основная цель образования состоит в том, что бы научить ученика лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Для того, чтобы закон об образовательных стандартах, был реализован, перед современным учителем стоит множество задач, которые необходимо решить:

Слайд2

    Развитие у учащихся навыков и компетенций для возможности решения задач от бытовых до производственных и социальных;

    Повышения качества образования за счёт более гибкого и прочного усвоения знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

    Придание результатам образования социально и личностно значимого характера, а не предметного.

    Реализация дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических и практических знаний;

    Существенное повышение мотивации и интереса к учению у учащихся.

К современному образованию предъявляются новые требования, вместе с тем появились новые возможности и новая ответственность. Теперь одним из основных требований к усвоению знаний учащимися является умение применять полученные знания в жизни. Выполнить данное требование помогут специальным образом подобранные практико-ориентированные задачи. Поэтому становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики.

Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к задачам с практическим содержанием. Интерес учащихся вызывает самостоятельное составление задач.

Слайд3 "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь". Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому необходимо учить в школе.

Слайд 4 По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или существенно дополнено обучением деятельностью и в деятельности, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.

Слайд 5 Практико-ориентированные технологии, на которые делается акцент в ФГОС, не являются абсолютно новыми, не известными практике образования. Сегодня существует множество известных технологий обучения, которые можно отнести к практико-ориентированным: технология критического мышления, интерактивные технологии обучения, проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и др.

Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.

При изучении новой темы учителю необходимо показать ученикам, где используется новый материал, для чего он нужен. Это поможет повысить мотивацию к учению и приблизить полученные знания к жизненным ситуациям. В учебниках 5-6 классов содержится много текстовых задач практического содержания, гораздо сложнее обстоит дело с программой старших классов. Конечно, на помощь приходят задачи из материалов ЕГЭ

(типа В1, В2, В3, В4, В6, В12). Но когда необходимо дать новое понятие, определение, то приходится отвечать на вопросы: «А зачем это надо изучать в школе? Где это можно применить?» Ведь если эти вопросы задаст ученик на уроке и учитель не сможет на них ответить, то о какой необходимости учиться может идти речь? Поэтому при подготовке к каждому уроку, учителю необходимо об этом задуматься.

В этом году у меня 11,5 и 6 классы. 11 класс я взяла в прошлом году. Учу их второй год. И очень много слышу- зачем нам нужно изучать ту или иную тему. И я решила для себя, что если при обучении математике учащихся основной школы систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задания, то повысится интерес к предмету, и, как следствие, качество математической подготовки к предмету .

Конечно у меня опыт работы небольшой, т.к. я после двухлетнего перерыва. Работаю на классах второй год.

Приведу несколько примеров из личной практики преподавания.

    При введении определения синуса можно использовать понятие крутизны подъёма.

    Изучая определение производной, можно показать где её используют экономисты, архитекторы, химики и т.д

    Тему «Проценты» можно связать с вложением денежных средств в производство, в 5-6 классах умение ставить проблему, и составлять задачи. Поэтому уже в 5 классе знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-ориентированных задач. Учащиеся обычно составляют такие задачи после изучения темы. Совместно с учениками ставим цели, составляем алгоритм, определяем источники информации, определяем способ представления (устный ответ, мини проект, презентация).

Например применение процентов в жизни современного человека.

Процентные расчёты применяются почти во всех сферах жизнедеятельности человека:

В вариантах вступительных экзаменов встречаются задачи на проценты, и эти задачи часто вызывают затруднения у школьников. Причина в том, что тема "Проценты" изучается в младших 5-6 классах, причем непродолжительно, закрепляется в 7 классе при решении задач на повторение, а в старших классах к этой теме совсем не возвращаются. И поэтому очень многие выпускники, окончившие школу, не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку: значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку, это способствует «вхождению» в современную информационно-экономическую среду и, в конечном счете, облегчает социализацию.

Слайд 7 Обобщающий урок по теме «Проценты» в 6 классе.

Вместе с детьми мы выделили три основные проблемы в нашем регионе?

    Охрана и восстановление лесов.

    Загрязнение среды.

    Охрана животных и птиц.

Было дано домашнее задание командам составить задачи по данным проблемам. Рассмотреть различные жизненные ситуации с практическим содержанием с использованием процентов.

Эти задачи составила я для общего развития.

Слайд 8 задачи. Слайд 9

Слайд 10 1 группа

Слайд 11 Выводы: Леса имеют огромное значение в поддержании экологического баланса, выполняют защитные функции, очищают воздушный бассейн от промышленного и транспортного загрязнений, вредоносных газов, пыли и копоти.

Слайд 12 задачи 2 группа Слайд 13 Выводы: Не истреблять птиц и животных, зимой строить скворечники и подкармливать птиц.

Слайд 14 задачи 3 группа

Слайд 15 Выводы: Главное с себя начать. Не мусорить на улице. В лесах не оставлять мусор, не ломать деревья, высаживать больше зелёных насаждений. Слайд 16 Задание

Слайд 17 Общее количество выбросов загрязняющих веществ по Хабаровскому краю составило 278,352 тыс. т/год. Из них от стационарных источников выбросов поступило 127,395 тыс. т/год загрязняющих веществ, в том числе:

Предприятия

проценты

по производству и распределению электроэнергии, газа и воды

68%

металлургического производства и производства готовых металлических изделий

производство пищевых продуктов, включая напитки

0,8%

производство кокса и нефтепродуктов

5,5%

транспорт и связь

3,5%

добыча полезных ископаемых

2,4%

добыча топливно-энергетических ископаемых

5,8%

прочие отрасли

12,6%

Загрязнение атмосферного воздуха города Комсомольска-на-Амуре оценивается как очень высокое, неблагоприятное для здоровья людей. Загрязнение атмосферы в г. Хабаровске и п. Чегдомын относится также к высокому.

Практико –ориентированные технологии обучения можно применять после каждой главы и вовремя изучения темы. В старшей школе ученики при изучении стереометрии конструируют модели тел, которые используются как наглядные пособия для младших школьников. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.

Практика показывает, что систематическая работа по решению и конструированию практико-ориентированных задач, использование различных приемов обеспечивает стабильные результаты учебной деятельности по предмету:

Сейчас 2 ученицы из 6 класса сами приносят мне задачи, тесты в презентациях.

Слайд 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы практико-ориентированного обучения учащихся обусловлена тем, что реализация данного подхода к обучению позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них математического сознания.

Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.