Психология восприятия. Восприятие глубины пространства

Мы хорошо знаем, что окружающие нас предметы трехмерны, поэтому естественно возникает вопрос: как в условиях построения практически плоского оптического изображения на сетчатке у человека возникает ощущение глубины пространства?

Механизмы, которые обеспечивают это свойство наших ощущений, весьма сложны и неоднозначны при работе на разных расстояниях. На малых дистанциях (1-3-5 метров и особенно ближе 1 метра) основным является взаимодействие между правым и левым глазом, или, как это называют, бинокулярное зрение. В отличие от многих других парных органов человеческого организма, в том числе и парных органов чувств, левый и правый глаз не просто дополняют друг друга, расширяя тем самым поле зрения, но во взаимодействии дают новую качественную способность оценки глубины пространства.

Если сравнить поля зрения правого и левого глаза, то обращает на себя внимание, что они на значительной площади перекрывают одно другое. А если это так, то от одной точки пространства будут возникать изображения в правом и левом глазу. Но почему же при этом у нас возникает ощущение одной точки, а не двух? А теперь давайте проделаем такой опыт: глядя на какой-нибудь предмет, находящийся на расстоянии 2-4 метров, пальцем руки слегка сместим глазное яблоко, при этом возникает двоение изображения. Уже из одного такого факта можно сделать вывод, что на сетчатках правого и левого глаза имеются участки, раздражение которых приводит к возникновению возбуждения в одних и тех же нейронах зрительных центров. И этот вывод очень четко подтверждается самыми сложными экспериментами. Такие точки сетчатки были названы идентичными (или соответственными) в отличие от диспаратных точек, раздражение которых дает ощущение двоения.

Для того чтобы изображения от одних и тех же точек объекта падали на идентичные участки сетчатки, человек, глядя на тот или иной предмет, подсознательно производит сведение или разведение зрительных осей (это называют соответственно конвергенцией и дивергенцией). В процессе такого акта работает глазодвигательная мускулатура, по степени напряжения которой, а также по возникающему при этом незначительному и неощутимому двоению у человека и формируется восприятие глубины пространства.

При рассматривании предметов на близких расстояниях в оценке удаленности предмета или его деталей определенное значение имеет и механизм аккомодации. Сущность этого механизма заключается в том, что при «наводке глаза на резкость» принимают участие также определенные мышцы, по оценка степени напряжения которых у человека вырабатываются представления об удаленности предмета.

Вместе с тем каждый на основании своего индивидуального опыта хорошо знает, что при рассматривании изображений на плоскости (фотографии, рисунки, кинофильмы, экран телевизора и так далее), то есть когда по существу нет глубины пространства, мы достаточно хорошо воспринимаем и степень удаленности предметов. В этом случае, равно как и при наблюдении за достаточно удаленными предметами, основное значение в оценке глубины пространства принадлежит другим механизмам, которые в полной мере могут быть осуществлены и при монокулярном зрении. Здесь основную роль играют величина изображения знакомого предмета на сетчатке, заполненность пространства, соотношение между кажущимися размерами разноудаленных предметов и тому подобное. Таким образом, все эти признаки формируются на основании индивидуального опыта каждого человека. И если такой опыт отсутствует, то оценка удаленности предмета становится затруднительной. Вот почему Луна и Солнце нам представляются одинаково удаленными, равно как и все звезды. Поэтому при рассматривании незнакомых предметов в так называемом «пустом» пространстве оценить расстояния до них становится невозможным.

Глубина восприятия является визуальной способностью воспринимать мир в трех измерениях (3D) и чувствовать расстояние до объекта. Ощущение глубины — соответствующий срок для животных, потому что животные могут почувствовать расстояние до объекта (через их способность двигаться точно, на одинаковом расстоянии от другого движущегося тела), то неизвестно, или «воспринимают» они движение в том же субъективном виде, что и люди.

Восприятие глубины возникает из различных сигналов из глубины пространства. Они, как правило, делятся на бинокулярные сигналы, которые основаны на получении сенсорной информации в трех измерениях с обоих глаз и монокулярные сигналы, которые могут быть представлены только в двух измерениях и наблюдаться только одним глазом. Бинокулярные сигналы относятся к стереоочей сближения и уступают глубиной от бинокулярного зрения из-за эксплуатации параллакса. Монокулярные сигналы включают следующие размеры: удаленность от объекта, меньше углы обзора, чем при бинокулярному звезды, малые объекты и параллакс движения.

Монокулярные сигналы

Монокулярные сигналы предоставляют информацию о глубине при просмотре сцены одним глазом.

Когда наблюдатель движется, очевидно, что относительное движение нескольких стационарных объектов на фоне говорит о их относительное расстояние.

Движение параллакса Как известно, информация о направлении и скорости движения является параллаксом движения, следовательно она может обеспечить абсолютную информацию о глубине. Этот эффект хорошо видно при движении в автомобиле. Когда вещи находятся неподалеку, то они быстро пролетают, в то время, как дальние объекты появляются сравнительно медленно. Некоторые животные, которые не имеют бинокулярного зрения через природу их глаз, имеют малые поля обзора, поэтому параллакс движения выражен более явно, чем у человека (например, некоторые виды птиц резко двигают своими головами, чтобы добиться параллакса движения; белки также движутся в ортогональных линиях к объекту, который их заинтересовал, для того, чтобы сделать то же самое). Глубина от движения Когда объект движется в направлении к наблюдателю, проекция объекта на сетчатку глаза расширяется за некоторый период времени; это приводит к восприятию движения объекта по линии. Другое название этого явления «глубина от оптического расширения». Динамическое изменение дает стимул наблюдателю не только увидеть как движется объект, но и принять расстояние до движущегося объекта. Таким образом, в этом контексте, изменение расстояния служит сигналом размера. A связанная с этим явлением способность зрительной системы к вычислению времени выхода на связь с объектом, который приближается; следовательно способность оптического расширения будет полезна в ситуациях, начиная от вождения автомобиля, заканчивая игрой в бейсбол. Однако, расчет времени выхода на связь, строго говоря, восприятие скорости, а не глубины. Кинетический эффект глубины Если стационарно жесткий рисунок (например, проволочный куб) помещается перед точечного источника света так, что его тень падает на полупрозрачный экран, то наблюдатель на другой стороне экрана видеть двумерную структуру линий. Но, если куб вращается, зрительная система будет извлекать информацию, необходимую для восприятия в третьем измерении с движений линий, и куб будет видно. Это является примером кинетического эффекта глубины. Эффект имеет место, когда вращательное объект является твердым (а не контуры фигур), при условии, что по прогнозам тень состоит из линий, которые имеют определенные углы или конечные точки, и эти линии меняются в длину и ориентацию при вращении. Перспектива Свойство параллельных линий сходиться на достаточно большом расстоянии (на бесконечности), позволяет нам реконструировать относительное расстояние двух частей объекта, или ландшафтные особенности. Примером может быть прямая дорога, глядя на которую, замечаем, что дорога сужается по ее ходу протяжиння в бесконечность. Относительный размер Если два объекта, как известно, одинакового размера (например, два дерева), но их абсолютная величина неизвестна, относительные сигналы размера могут предоставлять информацию об относительных глубины двух объектов. Если один взимает больший угол зрения на сетчатке глаза, чем другой, то объект, который взимает больший угол зрения находится ближе к наблюдателю. Знакомый размер Поскольку угол обзора объекта проецируются на сетчатку уменьшается с расстоянием, то эта информация может быть объединена с предыдущим знанием об объекте, поэтому размер определяет абсолютную глубину объекта. Например, люди, как правило, знакомы с размером среднего автомобиля. Эти предварительные знания могут быть объединены с информацией об угле, который он стягивает на сетчатке глаза, определяет абсолютную глубину автомобиля в данной сцене. Абсолютный размер Даже если фактический размер объекта неизвестен и существует только один видимый объект, тем меньше объект кажется дальше, чем крупный объект, который стоит в том же месте. Воздушная перспектива Из-за рассеивания света в атмосфере, объекты, которые находятся на большом расстоянии имеют более низкую яркость контрастность и низкую насыщенность цвета. В связи с этим, образы кажутся туманными на большом расстоянии, а дальше они превращаются в точки. В компьютерной графике, часто называют «расстояние тумана». Передний план имеет высокую контрастность, а фон имеет низкую контрастность. Объекты, отличающиеся только контрастность, нa фоне кажутся на разных глубинах. Цвет удаленных объектов также смещается в сторону синей части спектра (например, далекие горы). Некоторые художники, особенно Сезанн, используют «теплые» пигменты (красный, желтый и оранжевый), чтобы донести особенности к зрителю, и «холодные» цвета (синий, фиолетовый и сине-зеленый), чтобы указать, что часть кривых находится далеко от картинной плоскости. Размещение Это навколоруховий сигнал для восприятия глубины. Когда мы пытаемся сосредоточиться на дальнем объекте, цилиарная мышца растягивает хрусталик глаза, что делает его тоньше, и именно это меняет фокусное расстояние глаза. Кинестетические ощущения сокращения и расслабления цилиарной мышцы (интраокулярных мышц) отправляются в зрительную кору головного мозга, где это ощущение используется для интерпретации расстояние / глубина. Размещение эффективно лишь для расстояний менее 2 метров. Окклюзия Окклюзии (также упоминаются как интерпозиции) происходят, когда любая поверхность, которая находится вблизи, перекрывается поверехнею, которая находится где-то дальше. Если объект частично блокирует вид другого объекта, люди воспринимают его как ближе. Тем более, эта информация позволяет наблюдателю только создать «рейтинг» относительной близости. Монокулярные окклюзии состоят из текстуры и геометрии объекта. Монокулярные окклюзии способны уменьшить задержку восприятие глубины, как в натуральных и искусственных раздражителях. Криволинейные перспективы На внешних экстремальных полях зрения, параллельные линии искривляются, как в фотографии, сделанной через объектив «рыбий глаз». Этот эффект значительно повышает чувство присутствия зрителя в реальном, трехмерном пространстве. (Классическая перспектива не имеет возможности использования для этого так называемого «искажения», хотя на самом деле «искажения» строго соблюдает законы оптики и обеспечивает абсолютно истинную визуальную информацию, так же, как классическая перспектива делает это для части поля зрения, что находится в пределах его рамок). Текстурный градиент На объектах, которые находятся близко можно четко увидеть мелкие детали, в то время как такие же детали не видны на дальних расстояниях. Это называется текстурой градиента малого объекта. Например, на длинной гравийной дороге можно будет хорошо рассмотреть формы, размер и цвет гравия, который лежит рядом с наблюдателем. Вдалеке, текстура дороги может не быть четко дифференцирована. Освещение и тени Свет падает на объект и отражается от его поверхности, а тени, которые брошены объектами, обеспечивают эффективный сигнал для мозга, для определения формы объектов и их положение в пространстве. Размытие расфокусировки луча Размытие расфокусировки изображения очень широко используется в фото и видео для создания впечатления глубины. Это может действовать как монокулярный сигнал даже тогда, когда все другие сигналы не будут удалены. Это может внести свой вклад в восприятие глубины в естественных изображениях сетчатки глаза, поскольку глубина фокуса человеческого глаза ограничена. Кроме того, существует несколько алгоритмов оценки на основе глубины расфокусировки и размывания. Некоторые прыжки пауков, как известно, используют изображения расфокусировки луча на глубине судьи. Высота Когда объект виден по отношению к горизонту, мы склонны воспринимать объекты, которые ближе к горизонту как дальше от нас, и объекты, которые расположены дальше от горизонта, как ближе к нам.

Бинокулярное сигнал

Бинокулярное сигнал предоставляет информацию о глубине при просмотре сцены обоими глазами.

Стереоскопическая, или ситчаткова бинокулярная несоответствие или бинокулярный параллакс Животные имеющие глаза, расположенные фронтально, также используют информацию, полученную от другой проекции объектов на сетчатку глаза и по двум проекциям судят глубину. При использовании двух изображений одной и той же сцены, полученных под разными углами, можно триангулюваты расстояние до объекта с высокой степенью точности. У каждого вида глаз немного отличается угол видимого объекта со стороны левого и правого глаза. Это происходит из-за горизонтальный разделительный параллакс глаз. Если объект находится далеко, несоответствие этого образа, падающего на две сетчатки будет небольшим. Если объект находится близко или рядом, разрыв будет больше. Поэтому люди думают, что они воспринимают глубину при просмотре автостереограм, 3-D фильмов и стереоскопических фотографий. Конвергенция Это бинокулярное глазодвигательный сигнал для восприятия глубины / расстояния. Это называется стереоскопическое сосредоточения двух глазных яблок на один объект. При этом они сходятся и происходит конвергенция в мышцах глазного яблока. С монокулярным прохождением сигнала, кинестетические ощущения от этих мышц глазного яблока также помогают в восприятии глубины / расстояния. Угол схождения менее, когда глаз фиксируется на объекты, которые находятся далеко. Конвергенция эффективна на расстояниях, которые являются меньше 10 метров. Стереоскопическая тень Медина Пуэрта показал, что изображение на сетчатке глаза не имеют несоответствия параллакса, но с разными тенями сливаются стереоскопически, добавляя восприятия глубины к сцене, которая на данный момент отображается. Он назвал это явление «бинокулярная тень». Тени важны для стереоскопического сигнала, а как следствие и для восприятия глубины.

Из этих различных сигналов, только конвергенция и знакомый размер обеспечивают абсолютную информацию о расстоянии. Все остальные сигналы являются относительными (т.е. они могут быть использованы только для указания на объекты, которые находятся ближе по отношению к другим). Стереоскопический сигнал является относительным, так как большая или меньшая расхождение для окружающих объектов может означать, что эти объекты отличаются более или менее по сути в относительной глубины или объект исследуется, находится ближе или далеко (чем дальше сцена, тем меньше несоответствие на сетчатку глаза указывает на ту или иную разницу глубины.)

Роль в выживании живых организмов

Большинство открытых равнин заселены растительноядных животными (особенно копытными), у них отсутствует бинокулярное зрение, поскольку у них глаза находятся по бокам головы, обеспечивая обзор, почти 360 °. Вид на горизонт позволяет заметить приближение хищников практически с любого направления. Тем не менее, большинство хищников имеют оба глаза во фронтальном положении, позволяя бинокулярное восприятие глубины и помогая им оценивать расстояние, когда они набросятся или зпикирують на свою жертву. Животные, которые тратят много времени лазят на деревьях используют бинокулярное зрение для того, чтобы точно оценивать расстояние, когда стремительно движутся с ветки на ветку.

Мэтт Картмилл — физический антрополог в Бостонском университете, подверг критике эту теорию, ссылаясь на другие древесные породы, которые испытывают недостаток бинокулярного зрения, например белки и некоторые виды птиц. Вместо этого, он предлагает «Визуальную хищническую гипотезу», которая утверждает, что родовые приматы были насекомоядными хищниками, напоминающие долгопядив, с учетом того же давления отбора фронтального видение, как других хищных видов. Он также использует эту гипотезу для объяснения специализации у приматов рук, как он предполагает, стали приспособлены для захвата добычи, как хищники используют когти.

В искусстве

Фотографии захвата перспективы есть двумерными изображениями, которые часто иллюстрируют иллюзию глубины. (Это отличается от картины тем, что в картине используют физическую материю краски, чтобы создать реальное присутствие выпуклых форм и пространственной глубины.) Стереоскоп и View-Master, а также 3D-фильмы, используют бинокулярное зрение, заставляя зрителя видеть два изображения созданных из разных позиций (точек зрения). Чарльз Уитстон был первым, кто обсудил восприятие глубины бытия сигналом бинокулярной несоответствия. Он изобрел стереоскоп, который является инструментом с двух очков, и который отражает две фотографии одного и того же места, принятого по сравнению под разными углами. Когда это наблюдается, отдельно каждым глазом, пары изображений индуцируют четкое ощущение глубины.

Наученные художники хорошо знают о различных методах, которые отмечают пространственную глубину (цвет затенения, расстояние противотуманные, перспективных и относительно размера), и пользуются ими, чтобы сделать свои произведения «реальными». Зритель чувствует, что можно было бы достичь и захватить нос в портрете Рембрандта или яблоко в Сезанна.

Кубизм был основан на идее включения нескольких точек зрения в расписан образ, как будто для имитации опыта физически в присутствии субъекта, и видение его с разных точек зрения. В «Высокому кубизме» эксперименты Брака и Пикассо интересные, но еще более странными являются в визуальном плане. Чуть позже картины их последователей, таких как вид Роберта Делоне на Эйфелеву башню, или Манхэттенского городские пейзажи Джона Марина, заимствовали взрывную неуклюжесть кубизма и преувеличивали традиционную иллюзию трехмерного пространства. Через сто лет после приключения в стиле кубизма, вердикт истории искусства в том, что тонкое и успешное использование нескольких точек зрения можно найти в пионерском конце работы Сезанна, который как ожидалось, и вдохновил первых кубистов. Пейзажи и натюрморты Сезанна предложили собственное высокоразвитое восприятия глубины художника. В то же время, как и другие постимпрессионисты, Сезанн узнал от японского искусства значимость плоских (двумерных) прямоугольников самой картины; Хокусай и Хиросигэ игнорируют, или даже возвращают назад линейную перспективу и тем самым напоминают зрителю то, что картина может быть только «истинной». И именно тогда он признал истину своей собственной плоской поверхности. В отличие от Европы «академическая» картина была посвящена Великой Лжи.

Заболевания и восприятия глубины

Глазные заболевания, такие как амблиопия, гипоплазия зрительного нерва, и косоглазие может снизить восприятие глубины.

Поскольку (по определению), бинокулярное восприятие глубины требует два функционирующие глаза, то только с одним функционирующим глазом мы уже не имеем бинокулярного восприятия глубины.

Дифференциальное восприятие расстояния, называемое обычно В. г., в основном является результатом работы таких органов чувств, как зрение и слух. Что касается зрения, есть два основных класса признаков глубины: монокулярные и бинокулярные признаки. Монокулярные признаки включают градиенты текстуры, величину, двигательный параллакс, аккомодацию, линейную перспективу, взаимное расположение объектов, затененные детали и четкость изображения. К бинокулярным признакам относятся конвергенция и ретинальная диспаратность. Некоторые из этих признаков могут действовать одновременно; обычно какой-то один из них подкрепляется др. В эксперименте трудно установить, какие именно признаки действуют в данный момент времени.

Зрительное В. г. изучается неск. способами. При одном подходе испытуемому предлагают (в условиях бинокулярного или монокулярного восприятия) установить стержень или штырек т. о., чтобы он находился на том же удалении от глаз(а), как и эталонный раздражитель. Методика визуального обрыва (создающая зрительные эффекты глубокого и мелкого пространства), констатируя степень предпочтения людьми и животными края эксперим. установки «без обрыва», обычно используется для проверки у них способности воспринимать глубину. При изучении восприятия третьего измерения часто применяется стереоскоп, позволяющий раздельно предъявлять правому и левому глазу почти идентичные изображения, благодаря чему и создается стереоэффект. Позднее, пытаясь усовершенствовать стереоскопическую методику, Бела Джулеж изобрел т. н. случайно-точечные стереограммы: синтезированные на ЭВМ паттерны случайно расположенных точек, подбираемые в стереопары т. о., чтобы получались два почти идентичных изображения, за исключением расположенной у края области. При рассматривании таких изображений через стереоскоп эта область кажется расположенной выше или ниже остального паттерна.

Слуховые признаки глубины используются слепыми людьми, к-рые могут подойти к стене и остановиться перед ней. К дополнительным слуховым признакам глубины относятся: величина реверберации, спектральные характеристики (атмосферное поглощение выше для высоких частот) и относительная громкость знакомых звуков.

См. также Движения глаз, Теории зрения, Зрительное восприятие

  • - Традиционно целый ряд ощущений рассматривали как функционирующие независимо друг от друга. Все качества определенного сенсорного опыта приписывали механизму одной модальности...

    Психологическая энциклопедия

  • - Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к-рым это совершается...

    Психологическая энциклопедия

  • - Восприятие формы/очертания, включая характерную деталь фигуры и общую конфигурацию, обычно осуществляется живыми организмами посредством анализа признаков стимула, извлекаемых из сенсорного входа...

    Психологическая энциклопедия

  • - З. в. является одним из системообразующих способов отношения к физ. окружению. Оно предполагает способность организма использовать световое излучение...

    Психологическая энциклопедия

  • - Впечатления, к-рые мы формируем о др. людях, служат в качестве важной основы межличностных взаимодействий...

    Психологическая энциклопедия

  • - В конце 1950-х гг. большую обеспокоенность в об-ве вызвали заявления о том, что существует метод предъявления рекламных сообщений, к-рый может влиять на поведение на бессознательном уровне...

    Психологическая энциклопедия

  • - Процесс С. в. включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: чистые тона, музыку, речь и шум. Чистый тон - это звук, при к-ром изменение звукового давления определяется...

    Психологическая энциклопедия

  • - Под физиогномикой понимается эмоциональное, многозначное восприятие людей, событий и вещей...

    Психологическая энциклопедия

  • - ЭСВ - многозначный термин, используемый для обозначения многих якобы существующих эзотерических феноменов, таких как ясновидение, телепатия и предзнание...

    Психологическая энциклопедия

  • - См. Глубина резания...

    Словарь металлургических терминов

  • - психический процесс, в ходе которого происходит анализ и осмысление получаемой через органы чувств информации об окружающем мире. К нарушениям восприятия относятся такие состояния, как галлюцинации, иллюзии и...

    Медицинские термины

  • - Глубина цвета;Разрядность цвета...
  • - Глубина;Насыщенность...

    Краткий толковый словарь по полиграфии

  • - Глубина резания...

    Краткий толковый словарь по полиграфии

  • - Восприятие...

    Краткий толковый словарь по полиграфии

  • - глуби́ны мн. 1. Пространство, расположенное на большом расстоянии от земной или водной поверхности. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

"Восприятие глубины (depth perception)" в книгах

Потеря глубины

Из книги Уровни жизни автора Барнс Джулиан Патрик

Потеря глубины Соединить двух человек, которых никто прежде не соединял. Порой это смахивает на первую попытку соединить водородный и тепловой шары: желаете сначала рухнуть, а потом сгореть или сначала сгореть, а потом рухнуть? Но иногда это срабатывает, и появляется

ИЗ ГЛУБИНЫ

Из книги Вожделенное отечество автора Ерохин Владимир Петрович

ИЗ ГЛУБИНЫ Нежданный звонок. Шероховатый голос с картавинкой:- Привет. Это W.- Какая W? - Она назвала фамилию моего врага.- Ты звонишь довольно регулярно - каждые семь лет. Последний раз это было вскоре после убийства отца Александра Меня...- Я тогда уехала в Америку.- А

Глубины – высоты

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Глубины – высоты Тяжело в глубину пробиваться, шаг за шагом, копать и копать, через глину, песок или камень постепенно проникнуть насквозь. Хоть машина справляется ловко с трудным грунтом, а все же сверло тоже может устать и сломаться, и опять – остановка. Как легко

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Из книги Я хочу рассказать вам... автора Андроников Ираклий Луарсабович

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ Теперь можно было приступить к чтению самих музыкальных текстов. И вот записи X века Ингороква стал переводить на современные нотные знаки! Первым он транскрибировал гимн в честь девы Марии - «Гихароден!» («Радуйся!») - и, положив листок на пюпитр рояля,

БОЛЬШИЕ ГЛУБИНЫ

Из книги Двадцать лет в батискафе. автора Уо Жорж

БОЛЬШИЕ ГЛУБИНЫ На протяжении многих веков человек плескался на поверх­ности моря, а о глубинах его лишь мечтал. 1953 год был по­воротным годом в истории под­водного плавания. Не только мы с Вильмом, но и профес­сор Пиккар погружался в этом году в батискафе. С помощью

Из глубины веков

Из книги Нефть. Люди, которые изменили мир автора Автор неизвестен

Из глубины веков Саудовская Аравия – крупнейший игрок нефтяного рынка. На долю страны приходится почти четверть доказанных мировых запасов нефти. Государственная нефтяная компания Saudi Aramco занимает первое место в мире по уровню добычи – более 12 миллионов баррелей в

III. Из глубины

Из книги Океан веры [Рассказы о жизни с Богом] автора Черных Наталия Борисовна

III. Из глубины Церковь Святых Петра и Павла. Петергоф. Фото

70. Восприятие (perception)

Из книги Философский словарь разума, материи, морали [фрагменты] автора Рассел Бертран

70. Восприятие (perception) Когда ментальное явление можно считать проявлением некоторого внешнего по отношению к мозгу объекта, каким бы нестандартным он ни был, или даже смешанным проявлением нескольких таких объектов, тогда стимулом этого явления можно считать тот объект

Восприятие (Perception)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Восприятие (Perception) Всякий опыт в той мере, в какой он носит сознательный характер; всякое сознание в той мере, в какой оно носит эмпирический характер. Восприятие отличается от ощущения как большее от меньшего, как множество от составляющих его элементов (восприятие

16. Глубины ада

Из книги Государство и революции автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

16. Глубины ада Страшное дно той пропасти, в которую свалилась Россия, обозначилось отнюдь не в 1918-19 гг., не в разгар гражданской войны - тогда страна еще «цеплялась», еще боролась с напастью и сохраняла надежду выползти. Дно открылось в период с конца 1920 по 1923 гг., в годы

2.1.10. Опция -depth

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

2.1.10. Опция -depth Опция -depth позволяет организовать поиск таким образом, что сначала проверяются все файлы текущего каталога (и рекурсивно все его подкаталоги) и только в конце - запись самого каталога. Эта опция широко применяется при создании списка файлов, помещаемых в

38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание,

D (от depth) – глубина обработки информации

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

D (от depth) – глубина обработки информации В основании сверхчувствительности как характерной особенности лежит склонность к более глубокой обработке информации. Когда вам называют номер телефона, а записать его не на чем и нечем, вы пытаетесь обработать номер тем или иным

Из глубины

Из книги Манифесты русского идеализма автора Трубецкой Евгений Николаевич

Из глубины Печатается по тексту издания, титульный лист которого воспроизведен на с. 634. Об истории первого издания сборника см. во вступительной статье Н. П. Полторацкого. Парижское издание 1967 г. сопровождалось также небольшой статьей Н. А. Струве, текст которой

37. Из глубины

Из книги Дети острова Таршиш автора Токатли Эхуд

37. Из глубины - Вот оно, снова! - закричал Нафтали.Ребята испуганно замолчали. Они сидели у костра за ужином. Теперь все смотрели в ту же сторону, что и Нафтали, и снова видели размытые белые фигуры. Через некоторое время послышались прежние жуткие звуки.- Это опять духи! -


Отдаленность предмета человек может оценивать, даже если он смотрит одним глазом. При монокулярном зрении расстояние различных предметов от глаза, т. е. третье измерение, выводится из разных признаков - относительной величины предметов, их освещенности и взаимного положения. Эта особенность приобретается в раннем детстве условнорефлекторно.
В одном опыте клетку с только что вылупившимися цыплятами, которые обладают монокулярным зрением, освещали снизу, после того как на дно клетки было насыпано зерно. Через несколько дней цыплятам стали показывать фотографии клетки, освещенной снизу, и они принимались клевать эти каршн-
ки. Это показывает, что научение делает возможной оценку расстояния и глубины даже при монокулярном зрении.
Стереоскопическое зрение. Восприятие глубины более совершенно при бинокулярном зрении. При этом изображения, информация о которых передается от обоих глаз в кору, не совсем одинаковы. Чем ближе предмет к глазам, тем больше различие (диспаратность) между изображениями. На слиянии обоих изображений основано объемное, т. е. стереоскопическое, зрение. В изображении на правой сетчатке больше видна правая сторона предмета, а на левой сетчатке - левая сторона, как если бы два фотографа снимали двумя камерами, расположенными на небольшом расстоянии одна от другой. В зрительном центре в коре оба изображения сливаются, создавая глубинный эффект бинокулярного зрения. Он возникает вследствие стимуляции неидентичных точек сетчатки. Элементы объектов, которые проецируются на неидентичные точки и сдвинуты к височным сторонам сетчаток, воспринимаются как более близкие, а элементы, сдвинутые на сетчатках ближе к носу,- как более удаленные. Элементы, попадающие на идентичные точки обеих сетчаток, видны в одной и той же плоскости.
Две плоские картинки можно зрительно совместить при помощи зеркал или призм, расположенных таким образом, что каждый глаз будет видеть лишь одну из этих картинок, и в результате возникнет впечатление объемного восприятия. Применяемый с этой целью прибор называется стереоскопом. При рассмотрении таким способом двух идентичных картинок эффект глубины не возникает. Стереоскоп приспособили также для рассмотрения отдаленных предметов, объемное восприятие которых невозможно из-за большого расстояния. В созданном таким путем телестереоскопе диспаратность между двумя глазами усиливается благодаря системе зеркал.
Подделанные копии документов или фальшивые деньги, помещенные вместе с оригиналом в стереоскоп, создают объемное изображение, и тем самым обнаруживается подделка, так как выявляются небольшие различия между двумя изображениями.
Слияние. Стереоскопическое зрение представляет собой кортикальную функцию, приобретаемую в результате научения. Бинокулярные изображения сливаются благодаря интегративной деятельности клеток коры. Микроэлектродными исследованиями в коре мозга обнаружены нейроны, отвечающие на стимуляцию обеих сетчаток, что говорит о конвергенции на этих нейронах импульсов, приходящих от обоих глаз.
По зрительному восприятию накоплено больше экспериментальных данных, чем по всем остальным органам чувств взятым вместе. У человека зрительная система - наиболее

высокоорганизованная из сенсорных систем; чтобы это понять, не нужно быть биологом или психологом: очевидно, что зрение доминирует над всеми органами чувств. Поэтому остальные сенсорные системы мы рассмотрим только в плане их отличия от зрительной.

0

Конвергенция, или дальномер: восприятие глубины

Рисунок показывает, как оси глаз сходятся внутрь при взгляде на близко расположенные объекты и сигналы расстояния в виде этого угла конвергенции передаются в мозг. Это, однако, далеко не все.

Простой опыт показывает, что угол конвергенции используется непосредственно в качестве сигнала расстояния. Рисунок, а показывает, что происходит, если две призмы устанавливаются под соответствующим углом, чтобы преломлять свет, поступающий в глаза; эти две призмы должны сближаться, чтобы изображение отдаленных объектов попадало на центральную часть фовеа. Если эти призмы помещены так, что они уменьшают угол конвергенции, объекты будут казаться ближе и больше; если с помощью призм угол конвергенции увеличивается, объекты кажутся дальше и меньше. Восприятие глубины осуществляется частично с помощью угла конвергенции, указывающего на расстояние аналогично тому, как это происходит в дальномере.

Однако у дальномеров есть серьезные недостатки: они могут в данный момент указывать лишь на расстояние до одного определенного объекта, а именно того, чьи изображения сливаются при данном угле конвергенции. Для того чтобы в один и тот же момент найти расстояние до многих предметов, необходимо использовать совершенно другую систему. Наш зрительный аппарат развился в подобную систему, однако для ее работы нужна сложная вычислительная техника мозга.

Диспаратность и восприятие глубины

Глаза разделены расстоянием примерно в 6,25 см и получают различные зрительные изображения. В этом легко можно убедиться, если закрыть сначала один, а потом другой глаз. Любой близко расположенный объект будет казаться смещенным в сторону по отношению к более отдаленным объектам и будет вращаться, если попеременно смотреть то левым, то правым глазом. Это небольшое различие между изображениями известно под названием диспаратности. Благодаря ему возникает восприятие глубины, или стереоскопическое зрение, что и используется в стереоскопе, являющемся важным инструментом для изучения зрения.

Стереоскоп - простой аппарат для раздельного прэдъявления двух картин левому и правому глазу. B нормальных условиях эти картины образуют стереопару, которую можно получить при раздельной съемке двумя камерами, расположенными на расстоянии глаз; таким образом получаются диспаратные изображения, которые воспринимаются мозгом стереоскопически. Стереоскоп дает возможность изучить, каким образом глаза используют диспаратность для восприятия глубины. (Стереоскоп был популярной игрушкой в викторианскую эпоху, но, к сожалению, сюжеты фотографий были строго ограничены; другие сюжеты, которые были идеальны с технической точки зрения, отвергались высокопоставленным обществом этой эпохи, и стереоскоп был забыт.)

Стереоскопические картины могут предъявляться в другой комбинации - правому глазу можно показывать картину, видимую левым глазом, и наоборот, - тогда можно получить «обратное» восприятие глубины. «Обратное» восприятие глубины будет наблюдаться при псевдоскопическом зрении (как его называют), когда это искаженное восприятие глубины не слишком сильно нарушает обычное зрение. В этих случаях лица людей не будут восприниматься перевернутыми по глубине (мы не будем видеть нос вогнутым внутрь), однако, когда глаза переводятся на другие предметы, их положение может быть обратным по глубине.

Очень просто создать такие оптические условия для глаз, при которых реальный мир будет казаться искаженным по глубине. Это можно сделать с помощью особого аппарата - псевдоскопа.

Стереоскопическое зрение - это только один из многих способов восприятия глубины, и оно функционирует лишь при взгляде на сравнительно близкие объекты: на далеких расстояниях явление диспаратности уменьшается и изображения, воспринимаемые левым и правым глазом, становятся идентичными. Мы эффективно воспринимаем одним глазом расстояния большие, чем шесть метров.

Мозг должен «знать», какой глаз - левый, какой - правый, потому что иначе восприятие глубины будет неясным. В противном случае перевернутые изображения в стереоскопе или псевдоскопе не производили бы должного впечатления. Как ни странно, почти невозможно сказать, какой глаз играет ведущую роль в восприятии глубины, и хотя можно очень легко установить роль каждого глаза при восприятии глубины, эта информация не осознается.

Если каждому глазу предъявлять различную картину (или если различие между воспринимаемыми положениями объекта так велико, что слияние изображений невозможно), наблюдается своеобразный и весьма отчетливый эффект: каждый глаз по очереди перестает видеть изображение или части его, так что происходит непрерывная флуктуация. Части каждой картины последовательно сливаются и отвергаются глазом и всякий раз по-разному. Это явление известно как «соперничество сетчаток». Такое соперничество возникает также, если обоим глазам предъявляются разные цвета, хотя в этом случае на короткие периоды возникает слияние, создающее смешение цветов.

Мы еще не знаем, как работают вычислительные механизмы мозга, превращающие различие в изображениях в восприятие глубины. Однако можно показать тип информации, который используется при этом мозгом. Это можно сделать с помощью одного фотографического трюка, который состоит в том, что негативное изображение одной стереопары помещают на прозрачный позитив, сделанный с негатива другой пары. Там, где два изображения идентичны, свет сквозь пластинки не пройдет, но свет пройдет в любой не совпадающей по изображениям точке; таким образом возникают картины одних только различий. Пример такого рода дан на рисунке. Следует отметить, что почти вся информация об исходной картине при такой обработке исчезает. Подобный отсев информации делает работу нашей внутренней «вычислительной машины» значительно экономней.

Отношение между конвергенцией и стереоскопическим восприятием глубины

Теперь мы переходим к удивительной особенности стереоскопического восприятия глубины. Существует взаимосвязь между двумя механизмами, описанными выше: 1) конвергенцией глаз, которая служит своего рода дальномером, и 2) различием между двумя изображениями, называемым диспаратностью. Угол конвергенции является регулятором системы диспаратности. Когда глаза фокусируют отдаленный предмет, любая диспаратность между изображениями означает большие различия по глубине, чем в тех случаях, когда глаза конвергируют для восприятия близко расположенных объектов.

Если бы этого не было, отдаленные предметы казались бы ближе друг к другу по глубине, чем близкие предметы, расположенные на том же расстоянии друг от друга, потому что диспаратность тем больше, чем ближе находятся предметы. Действие механизма координации, компенсирующего эти геометрические соотношения, довольно легко наблюдать, если нарушить конвергенцию, сохранив прежнюю диспаратность. Если заставить глаза конвергировать с помощью призмы, ориентировав их на бесконечность, и рассматривать в это время близлежащие предметы, то они воспринимаются как растянутые в глубину. Таким образом мы можем видеть нашу конвергентно-диспарационную систему компенсации в действии.

Очень остроумный эксперимент был недавно проведен Джулезом (Julesz) в лабораториях телефонной компании «Белл». Автор с помощью вычислительной машины создал пару специальных рисунков, каждый из них представлял собой случайный набор линий и не содержал контуров знакомых предметов или структур, но, взятые вместе, они создавали структуру, обладающую глубиной. Этот тонкий эксперимент показывает, что мозговые механизмы, обеспечивающие стереоскопическое восприятие глубины, могут интегрировать наборы линий, воспринимаемые каждым глазом отдельно, синтезировать объекты из двух случайных структур и эффективно находить диспаратность. Эта методика, предложенная Джулезом, видимо, будет иметь большое значение для исследования зрительного восприятия. Она является первым примером использования электронных вычислительных машин в исследовании зрительной системы.

Используемая литература: Р. Л. Грегори
Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия: Л.Р. Грегори
под ред. Э. Пчелкина, С. Елинсон.-м. 1970 г.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.