Потерпевшие кораблекрушение. Психологический тест: «Потерпевшие кораблекрушение

Члены группы играют роль моряков, оставшихся в
живых после кораблекрушения. Каждый получает
список из 15 предметов, которые оказались на
спасательном плоту.

Инструкция

Вы дрейфуете на яхте в южной часта Тихого океана. В результате
пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно
тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных
навигационных приборов. но вы находитесь на расстоянии примерно тысячи километров к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список из 14 предметов, которые остались целыми и
неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы
располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами,
достаточно большим, чтобы выдержать вас. всю вашу группу и все
перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей
составляют несколько коробков спичек и пять десятирублевых банкнот.
Ваша задача - пронумеровать 15 перечисленных предметов в
соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у
самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так
далее до четырнадцатого, наименее важного для вас.
Список предметов на плоту

Принадлежности
Зеркальце для бритья
Канистра с водой (20 литров)
Сетка от комаров
Коробка с аварийным рационом 50
комплектов
Карты Тихого океана
Надувная подушка
Канистра керосина 5 литров
Маленький радиоприемник
Репеллент отпугивающий акул
Непрозрачный пластик 2х3 метра
Бутылка рома крепостью 50 градусов
5 метров нейлонового каната
2 коробки шоколада
Рыболовная сеть
Сектант (прибор ориентировки по
звездам)
Мой
ответ №
Эксперт

Разница
Ответ
группы №
Разница

Задача участников: самостоятельно пронумеровать пункты списка в соответствии с их значением для выживания. На это дается 15-20 минут. Потом

Задача участников:
самостоятельно
пронумеровать пункты списка в
соответствии с их значением
для выживания. На это дается
15-20 минут.
Потом обсудить это в группе

Информация экспертов

согласно мнению экспертов, основными вещами,
необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в
океане, являются предметы, служащие для привлечения
внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия
спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть
обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве
случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а
человек может прожить этот период без пиши и даже воды,
поэтому они менее ценны.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого
предмета, перечисляет возможные способы его применения
и указывает на значение данного предмета для выживания. В
этом списке предметы перечислены по убыванию их
важности

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации
воздушным и морским спасателям.
2. Канистра керосина. Важна для сигнализации. Керосин
можно зажечь с помощью спичек и банкнот
(естественно, вне плота): горящая канистра будет плыть
по воде, привлекая внимание спасателей.
3. Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
4. Коробка с аварийным рационом. Обеспечивает
основную пишу.
5. Шесть квадратных метров непрозрачного пластика.
Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает
защиту от непогоды.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пиши.
7. Рыболовная сеть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что
в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет
уверенности, что вы поймаете рыбу.
8. Пять метров нейлонового каната. Им можно связать
снаряжение, чтобы оно не упало за борт.
9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может
послужить спасательным средством.
10. Репеллент, отпугивающий акул. Не слишком важен, если вы не
собираетесь отплывать от плота.
11. Бутылка рома. Может пригодиться в качестве антисептика при
травмах: в остальном имеет малую ценность, поскольку
употребление алкоголя способствует обезвоживанию.
12. Транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную
ценность, в отличие от передатчика, которого у вас нет.
13. Карты Тихого океана. Бесполезны без навигационных
приборов. Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где
находятся спасатели.
14. Сетка от комаров. В Тихом океане их нет.
15 Сектант без карты звёздного неба он бесполезен

Подсчитываются суммарные индивидуальные и групповую оценки.
Для этого он подсчитывает разницы между баллами,
поставленными по каждому из пунктов в анкете каждым из
участников (и, отдельно, группой в целом) и ответами экспертов.
Разница всегда записывается в виде положительного числа:
преувеличили или преуменьшили участники важность каждого из
предметов, значения не имеет. Сумма оценок по всем пунктам
показывает совпадение индивидуального или группового мнения с
мнением экспертов: чем эта суммарная оценка меньше, тем лучше
участник или группа справились с заданием. Пример расчета
индивидуальной оценки приведен в бланке «Список предметов на
плоту».
Если суммарная групповая оценка меньше среднего значения
индивидуальных оценок, значит, групповое обсуждение было
эффективным.
Затем выявляются члены группы, которые наиболее успешно
справились с заданием (те, чьи суммарные оценки - расхождения
с мнением экспертов - оказались самыми низкими)

Права ли пословица?

Если суммарная разность больше 50 Вы не спасетесь.
Если разность Ваша меньше разности группы, то
пословица не верна и Вам лучше прислушиваться к
себе при решении проблем, а не спрашивать совета.
При условии если у Вас суммарная разность меньше
или равна 50.

10. На основании полученных данных можно сделать выводы:

об успешности группы в процессе обсуждения и принятия
решения;
сумела ли группа выявить лидера:
достаточно ли он аргументировал свою точку зрения:
кто участвовал в работе, а кто нет:
какие виды поведения помогали достижению согласия, а
какие мешали:
оценить общий психологический настрой группы в процессе
принятая решения:
как улучшить принятие решения группой?

Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Проведение игры

1-й этап.

Ознакомление всех участников с условиями игры:

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Представьте, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли».

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповреждёнными в результате пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Список предметов:

Сектант.

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприёмник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной плёнки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

2-й этап.

Попросите каждого из участников самостоятельно проранжировать указанные в приложении предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).

На этом этапе деловой игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3-й этап.

Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускаются дискуссии по поводу выработки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

4-й этап.

В каждой подгруппе выбирается лидер, который бкдет отстаивать мнение группы. Выбирается эксперт для группы лидеров. Лидеры от подгрупп приглашаются в центр круга и ранжируют предметы по стапени важности. Лидеры обсуждают свои решения. Подсказок от остальных игроков быть не должно.



А). Выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и др.. Насколько активно и убедительно лидеры защищали и отстаивали интересы своей подгруппы.

Б). Зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО:

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нём запасти достаточное количество воды и пищи для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая даётся ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

Непрозрачная плёнка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

Коробка шоколада. Резервный запас пищи.



Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.

Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадёт за борт.

Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

Радиоприёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен. Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасёнными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Вопросы:

1. Сложно ли Вам было ранжировать предметы?

2. Сложно ли было ранжировать их в группе?

3. Возникали трудности при присвоении ранга предметам?

4. Легко ли было убедить остальных ребят?

Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Цель. В этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников.

Материалы. Копии инструкции, листы бумаги и карандаши.

Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями.

«Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена.

Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

  • - Секстант.
  • - Зеркальце для бритья.
  • - Пятигаллоновый бочонок воды.
  • - Противомоскитная сетка.
  • - Одна коробка с армейским рационом питания.
  • - Карты Тихого океана.
  • - Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
  • - Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
  • - Транзисторный приемник.
  • - Репеллент для отпугивания акул.
  • - Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
  • - Одна кварта пуэрто-риканского рома.
  • - Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
  • - Две коробки шоколада.
  • - Набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

  • 1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.
  • 2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
  • 3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг.
  • 4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Можно потратить некоторое время на обсуждение процесса принятия решения. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.

Это упражнение широко известно и часто применяется на тренингах командообразования. Существует целый ряд его разновидностей, например «Необитаемый остров», «Катастрофа в пустыне», «Полет на Луну» и другие. Несколько вариантов упражнения описаны в книге Олега Владимировича Евтихова «Практика психологического тренинга»11. Иногда при описании этих процедур они обозначаются как «Игры НАСА».

В вариациях предлагаемого упражнениях меняются условия задачи, но смысл задания и цель упражнения одинаковы во всех модификациях. Суть упражнения заключается в следующем: команда терпит бедствие (оказывается в открытом море, в бескрайней пустыне или даже на безжизненной Луне). У игроков есть список из пятнадцати предметов, которые могут оказаться полезными для выхода из создавшейся ситуации. Участникам нужно сначала самостоятельно проран- жировать предметы по степени их важности для спасения, а затем прийти к общему решению всей командой. Остановимся более подробно на варианте с кораблекрушением. Участникам дается примерно следующая инструкция: «Представьте, что вы совершали кругосветное путешествие на небезызвестной яхте “Победа”, которая потерпела кораблекрушение где-то в водах Тихого океана и теперь медленно тонет. У вас есть большой плот с веслами, который может выдержать всю команду и какую-то часть вещей с яхты. Яхта неотвратимо идет ко дну, и поэтому вам нужно как можно быстрее принять решение, какие же предметы вам понадобятся на плоту в первую очередь. Все, что вы можете быстро забрать с яхты, отражено в списке, который состоит из пятнадцати предметов.

Список предметов следующий: ?

секстант; ?

зеркало для бритья; ?

пятилитровая канистра с водой; ?

противомоскитная сетка; ?

одна коробка с армейским рационом; ?

карты Тихого океана; ?

подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной); ?

двухлитровая канистра нефтегазовой смеси; ?

маленький транзисторный радиоприемник; ? средство, отпугивающее акул; ?

двадцать квадратных метров непрозрачного пластика; ?

пять бутылок питьевого спирта; ?

девять метров нейлонового каната; ?

две коробки шоколада; ?

рыболовная снасть».

Далее участникам предлагается в течение 15 минут самостоятельно выбрать наиболее важные для выживания и спасения предметы, присвоив наиболее значимому номер один, чуть менее важному - номер два и так далее. Наименее нужный предмет получает, соответственно, номер пятнадцать. Далее команда должна объединиться и прийти к общему решению. Всего на выполнение этого задания дается 45 минут. Ведущий подчеркивает, что группа обязательно должна найти такой вариант, с которым каждый участник будет согласен хотя бы отчасти.

После составления командой общего списка ведущий может предложить сравнить его с индивидуальными бланками, обсудить, насколько выражены и насколько принципиальны различия.

Также можно сравнить и те и другие списки с результатами экспертной оценки данной ситуации.

* Эксперты считают, что проранжированный по значимости для спасения список вещей выглядит следующим образом12: ?

Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям. ?

Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей. ?

Пятилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды. ?

Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу. ?

Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии. ?

Две коробки шоколада Резервный запас пищи. ?

Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу. ?

Девять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт. ?

Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством. ?

Средство, отпугивающее акул. Назначение очевидно. ?

Пять бутылок питьевого спирта. Можно использовать для растирания тела при охлаждении и в качестве антисептика при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание. ?

Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика. ?

Карты Тихого океана. Они бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не то, где вы находитесь, а где находятся спасатели. ?

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов. ?

Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен».

Важной составляющей упражнения является процедура обсуждения проделанной работы. Основные вопросы, которые нужно проговорить с участниками, таковы:

Каково общее впечатление от командной работы? ?

Что помогало и мешало прийти к согласию? ?

Возникали ли конфликтные ситуации? ?

Чувствует ли кто-то, что остался неуслышанным, непонятым? ?

Выделялся ли явный лидер в процессе принятия решения? ?

Были ли игроки, которые практически не принимали участия в обсуждении, легко соглашались с предлагаемыми вариантами? Если да, то как эти участники воспринимали все происходящее, что побуждало их не высказывать или не настаивать на своем мнении? ?

Что можно было бы сделать, чтобы прийти к общему решению было легче?

Дополнительной информацией для обсуждения может быть видеозапись групповой работы. Роль видеокамеры может играть и кто-то из участников, который будет наблюдать за процессом и сможет потом рассказать о подмеченных им особенностях поведения как команды в целом, так и отдельных ее членов.

Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии. Время проведения: около 1 часа.

Порядок проведения:

1. Ознакомление всех участников с условиями игры (приложение ╧ 1..

2. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом. Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности). На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

А) выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.; б) зачитайте ⌠правильный список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение 2). Предложите сравнить ⌠правильный ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то участник или подгруппа ⌠утонули; в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?

Комментарий к проведению игры.

  • Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.
  • В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
  • Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
  • Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
  • Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

Вводная

Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли. Дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.

  • Сектант.
  • Зеркало для бритья.
  • Канистра с 25 литрами воды.
  • Противомоскитная сетка.
  • Одна коробка с армейским рационом.
  • Карты Тихого океана.
  • Надувная плавательная подушка.
  • Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
  • Маленький транзисторный радиоприемник.
  • Репеллент, отпугивающий акул.
  • Два квадратных метра непрозрачной пленки.
  • Один литр рома крепостью 80%.
  • 450 метров нейлонового каната.
  • Две коробки шоколада.

После выполнения задания в группах необходимо провести обсуждение процесса принятия решения: какие виды поведения мешали или помогали процессу достижения согласия; кто участвовал, а кто нет; кто оказывал большее влияние и почему; какова была атмосфера в группе во время дискуссии; оптимально ли использовались возможности группы; какие действия предпринимали участники группы для «протаскивания» своих мнений.

Приложение.

Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Значит, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

  1. Зеркало для бритья (средство сигнализации морским и воздушным спасателям).
  2. Канистра нефтегазовой смеси (сигнализация - может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой вне плота и будет плыть по воде, привлекая спасателей)
  3. Канистра с водой (утоление жажды).
  4. Коробка с арм. рац. (основная пища).
  5. 20 кв. футов непрозрачного пластика (сбор дождевой воды, обеспечение и защита от стихии).
  6. 2 коробки шоколада (резервный запас пищи).
  7. Рыболовная снасть (оценивается ниже, чем шоколад, так как нет уверенности, что вы поймаете рыбу).
  8. Нейлоновый канат (можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт).
  9. Плав. подушка (это спас, средство за бортом).
  10. Репеллент от акул (отпугивание).
  11. Ром (содержит 80% алкоголя, что достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, использовать в других целях (в данном случае внутрь) вызывает обезвоживание).
  12. Приемник (имеет малую ценность, так как нет передатчика).
  13. Карты Тихого океана (бесполезны без доп. навигационных приборов, важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели).
  14. Противомоскитная сетка (в Тихом океане москитов нет).
  15. Секстант (без таблиц и хронометра относительно бесполезен).

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддерживания жизни (пища, вода) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же, в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек этот период может прожить без воды и пищи.

Список вещей. | Эксперт ранг. | 1 чел. | Модуль разност | 2 чел-а. | Модуль разност | Команд | Модуль разност

  • 1 Секстант.
  • 1 Зеркало для бритья.
  • 1 Канистра с водой 5 галлонов.
  • 1 Противомоскитная сетка.
  • 1 Коробка с армейским рационом США.
  • 1 Карты Тихого океана.
  • 1 Подушка (плав. средство).
  • 1 Канистра нефтегазовой смеси (2 гал.).
  • 1 Маленький транзисторный радиоприемник.
  • 1 Репеллент, отпугивающий акул.
  • 20 кв. футов непрозрачного пластика.
  • 1 л рома (80 градусов).
  • 15 футов нейлонового каната.
  • 2 коробки шоколада.
  • 1 Рыболовная снасть.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

  • развитие навыков эффективного общения, умений действовать сообща;
  • выявить статус членов группы, личностные качества.

Оборудование: карта полушарий, магнитофон, бумага, ручки, карандаши, фломастеры, списки предметов/

Ход игры.

1 этап игры. Вводная беседа.

Представьте себе, что мы оказались на большом океанском корабле, совершающим рейс через Атлантику /музыка/. Путешествие было приятным и интересным. Но в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было осложнено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему кораблю. Началась паника. /Изобразите ее/ К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, поэтому одна часть пассажиров оказалась в одной шлюпке, вторая – в другой, некоторые попали в третью шлюпку. /Деление на микрогруппы/

  • Встаньте те, кто довольно неплохо умеет плавать. /Вы попадаете в 1-ю шлюпку/.
  • Те, кто может держаться на воде, вам достается 2-я шлюпка.
  • Те, кто не умеет плавать, панически боится воды, сразу же тонет. Вы попадаете в 3-ю шлюпку

2-й этап игры.

1. В каждой шлюпке находился набор предметов, необходимый для выживания /задания на карточках/.

Карточки микрогруппам.

Ваша задача – распределить предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, 2 – у следующего и т. д. Аргументируйте свой выбор (устно).

  • Зеркало для бритья
  • Канистра с водой
  • Рыболовная снасть
  • Карты тихого океана
  • Надувная подушка
  • Небольшая канистра солярки
  • Транзисторный приемник
  • Прибор, отпугивающий акул
  • 5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки
  • Бутылка спирта
  • 5 метров нейлоновой веревки
  • 2 коробки шоколада

Аргументируйте свой выбор значимости предметов с точки зрения выживания /Выступления от микрогрупп/.

Люди и весь груз в шлюпки не помещались, поэтому, от чего- то нужно было избавиться: либо от каких- то вещей, предметов, либо от 1 человека /раненого/

  • Как вы поступите? /Человека отправите за борт или некоторые предметы, предназначенные для выживания/.
  • Решайте! 1 минута! /Ответы микрогрупп/
  • Какие 3 предмета вы обязательно оставите в шлюпке? /Ответы микрогрупп/

Итак, пока пассажиры каждой шлюпки принимали решение, штормовые волны разметали шлюпки в разные стороны от места кораблекрушения.

Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на /2 – 3 шлюпках/ увидели на горизонте землю. Их чувствам не было предела. Они кричали, обнимались, целовались.

2. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а остров, во-вторых, о скрытых под водой рифах.

Почти у самого берега все шлюпки разлетелись в щепки от ударов о каменные рифы, но до берега можно было добраться собственными ногами. Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных.

Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах.

Целые сутки вы обследовали остров. Как он выглядит…..

Вам дается 15 минут для того, чтобы решить, что делать в такой ситуации? Как вы проведете на этих островах ближайшую неделю /музыка/

Через 15 минут предоставляется слово каждой команде/

3. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако проходит день за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем предполагали. Надо как-то обустраиваться. Что же вы придумаете? /5 минут/.

Через 5 минут вам нужно рассказать о своем житье-бытье.

  • Как вы строите отношения друг с другом?
  • Есть ли у вас лидер? Кто он?
  • Как вы решаете сложные вопросы вашей жизни?
  • Как происходит разделение труда, обязанностей?
  • Кто за это отвечает? /слово командам/

4. И так, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло 2 года.

И однажды волны прибоя вынесли на берег острова небольшую яхту. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Но в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты – топоры, пилы, гвозди, и прочее, кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка породила у вас идею отправить письмо, доверить его волнам и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы.

Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в бутылку. /Напоминаю, координат всего острова вы не знаете/ - 5 минут.

  • Через 5 минут попрошу зачитать письмо. /Слово командам/
  • Письмо отправлено. Но у вас появились плотницкие инструменты.
  • Что вы будете с ними делать?
  • Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?
  • Что будет дальше?

Вы поплывете на изготовленном плоту /или лодке/, который встретит большой океанский корабль. Вы спасены!

3-й этап игры.

Подведение итогов игры.

  • Как вы думаете, каковы задачи игры? /отдых, развлечение, развитие ума и навыков/

О чем заставила задуматься игра? Что вы чувствовали во время игры? Какая атмосфера царила во время игры в микрогруппах? Кто оказал более сильное влияние на вас? Какие качества вы проявили в игре? /Обмен впечатлениями, анализ хода игры/.