Описание иконы кирика и улиты. Икона святых кирика и улиты

Данная статья содержит: кирик и улита молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Святые мученики Кирик и Иулита

Святые мученики Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284-305), святая Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив свой дом, имущество и рабов.

Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии, а затем в Торсе. Там около 305 года она была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Укрепленная Господом, святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток святая Иулитта повторяла: “Я христианка и не принесу жертвы бесам”.

Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: “Пустите меня к матери, я христианин”. Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученического венца. После многих жестоких пыток святую Иулитту усекли мечом.

Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина († 337, память 21 мая). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастъе и выздоровлении больных детей.

Кирик и Улита

Повели к Максимьяну-царю ко мучителю.

«Ай ты, Кирик младенец

Трехгодный без двух месяцей

Й мати твоя Улита!

Ты поверуй в веру нашую

И поклонись нашим богам-идолам».

Й говорил ли Кирик младенец

Трехгодный без двух месяцей:

«Ай ты, Максимьян-царь!

Не поверу!ю я в веру вашук)

И не поклонюсь я вашим богам-идолам;

Какой ответ со первого дни,

Такой и до последнего дни».

Возъяровался Максимьян, царь-мучитель,

Приказал своим злым мучителям:

«Вы возьмите, мои злы мучители,

Трехгодного без двух месйцей

И матерь его Улиту

Кирик младенец на воде гоголем пловет,

Гоголем пловет - голова вверху,

Разъяровался Максимьян, царь-мучитель,

На того ли Кирика младенца

Трехгодного без двух месяцей

И на матерь его на Улиту.

«Ай же вы, мои злы мучители!

Вы возьмите Кирика младенца

И начали его злы мучители

котел железный, Накладите туды селитры-олова И раздуйте эты угли зрелый Этыми мехами да великими». Затряслась и мать сыра земля на три поприща

Разварена там селитра и олово

Во том котле да во железном».

И зашел-то Кирик младенец

Со матерью со Улитою,

И говорил-то Кирик младенец:

Кирик младенец стоем стоит

Во том котле да во железпоем

Говорил ли Кирик младенец

«Ай же ты, Максимьян, царь-мучитель!

Разварено у тебя в том котле селитра

и олово, Как море да ледяное. Ай ты, Максимьян, царь-мучитель! Пихни свой перст по первому суставу Во этот котел железный». Ушибло у Максимьяна-царя Перст по первому суставу. Возъяровался Максимьян, царь-мучитель «Ай ты, Кирик младенец! Исцели перст - поверую в веру вашую, Поклонюсь я Богу вашему Христу распятому». И исцелил перст Кирик младенец У царя Максимьяна. «Ай же вы, мои злы мучители! Раздуйте угли пуще зрелый Тыма ли мехами великима!» Говорит Максимьян, царь-мучитель: «Иди, Кирик младенец,

Пуще разварены селитра и олово».

И вшел Кирик младенец,

Во тот котел железный.

Там Кирик стоем стоит,

Стоем стоит, сам стихи поет,

«Господь Бог нас помилует!»

Говорит ли Кирик младенец:

Пихни руку по первой по завиви

В этот котел железный.

Как есть студеное море!»

Руку по первой по завиви

В этот котел железный.

Отшибло руку у Максимьяна-царя

По первой по завиви.

Говорил ли Максимьян, царь-мучитель:

«Ай же ты, Кирик младенец

Трехгодный без двух месяцей

И мати твоя Улита!

Исцели руку мою по первой по завиви,-

Старинная старообрядческая икона отпущения грехов “Святые Мученики Кирик и Улита”. Россия 19 век.

Статус: есть в наличии

Местонахождение: г. Москва

Старинная деревянная дорожная икона с образами покровителей детей и старообрядцев “Икона Святых Кирика и Улиты в молении Образу Господа Нерукотворному” написана во второй половине 19 века, в иконописных околомосковских старообрядческих иконописных мастерских. Икона в отличной сохранности, никаких вторжений и поновлений авторской живописи. Размер иконы: 10,5х7,5х1,5 см. Иконы такого небольшого размера очень удобны для путешествующих, их без труда можно бережно упаковать и взять с собой во время поездки или просто в загородный дом. Такая иконка святых покровителей и заступников детей станет прекрасным и недорогим подарком на крещение, День Ангела или именины, да и на любой другой праздник.

Икона и житие святых мучеников Кирика и Улиты присутствовали практически в каждом старообрядческом доме. Кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные Кирику и Улите. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в., описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда трехлетний мученик и вещает следующее: “Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его. Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси.” Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой “Святого Кирика и Улиты”, в силу дарованной мученикам благодати, и давало отпущение грехов.

О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулитою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

Кирик Тарсийский, мч. – житие

  Кирик Тарсийский, мч.

Кирик и Иулитта (Улита) (ум. ок. 305 года) - раннехристианские святые мученики, пострадавшие в гонения императора Диоклетиана. Память в Православной церкви совершается 15 (28) июля.

Икона и житие святых мучеников Кирика и Улиты присутствовали практически в каждом старообрядческом доме. Кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные Кирику и Улите. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в. из собрания ИРиСК, описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда трехлетний мученик и вещает следующее: "Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его. Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси." (ВХ ИДК № 212 р. Л. 36об.-37об.). Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой "Св. Кирика и Улиты", в силу дарованной мученикам благодати, и давало отпущение грехов.

Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

[Выполнение скрипта: 0.027 секунд]

Кирик и Улита

Народный праздник Кирик и Улита отмечается 28 июля 2018 года (по старому стилю – 15 июля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти мучеников Кирика и Иулитты.

Название праздника «Красное Солнышко» связано с почитанием в этот день князя Владимира, который имел такое прозвище.

Иулитта (III – начало IV в.) жила в Малой Азии в Иконии Ликаонской. Ее родители были богатыми христианами. Они дали ей хорошее образование и вероучение. Иулитта была замужем, имела сына Кирика. Христианка недолго наслаждалась семейным счастьем, так как муж рано умер. Единственным утешением для нее стал сын.

Когда правитель империи Диоклетиан приказал истребить людей, которые проповедовали отличную от идолопоклонства веру, Иулитте с трехлетним сыном пришлось бежать и скрываться. В Торсе в 305 году их схватили. Мать подвергли жестоким пыткам.

Маленький Кирик все время просился к маме. Его плач так разозлил правителя города, что он сбросил мальчика с большой высоты на каменные ступени. К подножию лестницы Кирик скатился уже мертвым. Иулитту после многочисленных мучений обезглавили.

Традиции и обряды

Люди молятся святым мученикам Иулитте и Кирику о благополучии в семье и выздоровлении детей. Женщины обращаются с мольбой к Иулитте о помощи в горе, скорби и печали.

В этот народный праздник люди стараются воздержаться от любых земляных работ. Иначе можно встретить нечистую силу, которая разгуливает по полям в этот день. Полевые духи летают с полуденным ветром и особо зверствуют в то время, когда на землю опускается нестерпимая жара. Они предстают чаще в виде изможденной женщины, безобразной старухи или призрака.

Южный ветер – к теплым дням.

Если вечером лег туман, то на следующий день будет дождь.

Кузнечики громко стрекочут – к засухе.

Солнечные лучи этого дня, хоть и жаркие, но полезные и детям, и старикам. Они щедро одаривают силой и здоровьем.

Кирик и Улита - приметы, традиции

Праздник Кирик и Улита отмечается 28 июля (15 июля по старому стилю) каждого года. В храмах в этот день проходит почтение памяти святых мучеников Кирика и Иулитты. В русской народной традиции имя Иулитта звучало как Улита, поэтому в народе святых называли Кирик и Улита.

Название «Красное Солнышко» связано с почитанием в этот день князя Владимира, который имел такое прозвище. Православная церковь причислила Владимира к лику святых, а история назвала князя Великим за государственные дела.

Другие названия праздника: Кирик и Иулита, Кирик, День матушки Улиты, День Кирика, День Кирика и Иулиты, Улиты, Красное Солнышко, Улиты и Владимира Красно Солнышко.

Святая Иулитта жила в период III–IV веков. Она происходила из благородной Иконийской семьи. Приняв святое крещение, она обрела истинное благородство, которое дарует Святой Дух. Святая Иулитта овдовела и отказалась от второго брака, чтобы жить в благочестии и богоугодных делах вместе с трехлетним сыном Кириком (Киром).

В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе в 305 году Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.

Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем, сказав что он христианин, потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулитты ночью тайно погребли их.

Приметы на Кирик и Улита

  • Кириков день - все мокро, льет дождь.
  • Не жни на Кирика и Улиту - маньяки (видения, мороку) увидишь.
  • Южный ветер – к теплым дням.
  • Вечерний туман по лугам однозначно предвещает дождь сутра.
  • Ветер дует с востока – погода разладится.
  • Стрекот кузнечиков 28 июля обещает стойкую засуху.
  • Несколько дней ветер дует с юга – к дождю.
  • Сильный гром – к сильному дождю.
  • Гром гремит, но редко – погода не испортится.
  • По завершении дождя радуга быстро растаяла – погода наладится.
  • Солнечные лучи 28 июля, хоть и жаркие, но полезные и детям, и старикам. Они щедро одаривают силой и здоровьем.
  • Кирики-мокродырики.
  • На Кирика и Улиту нельзя работать на земле, иначе замучают видения и ночные кошмары.
  • Жать 28 июля – беду кликать.

Традиции обычаи на Кирик и Улита

Главные традиции на 28 июля - молитвы святым Кирику и Иулитте о здоровье, благополучии, помощи в горе; воздержание от работ в огороде.

Крестьяне 28 июля не работали в полях, так как боялись столкнуться с нечистой силой. Полевые духи летают с полуденным ветром и особо зверствуют в то время, когда на землю опускается нестерпимая жара. Они предстают чаще в виде изможденной женщины, безобразной старухи или призрака.

Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит.

Маньяки, мандырики, мороки – это приведения на старорусском.

Полудницы над жатвой летают, мороками день путают.

Ходили в церковь помолиться мученикам Кирику и Улите, которых просили о семейном благополучии и здоровье детей. А женскую покровительницу Иулитту почитают своей заступницей моля о защите и помощи в печалях и горестях.

- Дети в этот день радовалась букашкам, и пели песенки.

Улитка, улитка, выпусти рога,

Дам кусочек пирога,

божьей коровке:

Божья коровка,

Улети вверх ловко.

Принеси нам с неба:

Именины 28 июля

Василий, Виктор, Владимир, Иннокентий и Савелий.

Славянский летний праздник Кузьминки летние отмечается 14 июля (1 июля по старому стилю) каждого года.

Народно-христианский праздник Александр Сытник отмечается 12 сентября (30 августа по старому стилю) каждого года. В.

Народный праздник Прокл Плакальщик отмечается 25 июля (12 июля по старому стилю) каждого года. Православная.

Народно-православный праздник Омельянов день отмечается 31 июля (18 июля по старому стилю) каждого года. В.

Святые Кирик и Иулитта с древности весьма почитались на Руси. Первый храм в честь святых мучеников был построен вблизи Ростова Великого. Им молятся о семейном счастье и о выздоровлении больных детей и их родителей. В русской традиции день памяти Кирика и Иулитты считался серединой лета. Память о святых была закреплена в таких народных присловьях как «Кирик и Улита - двоица свята», «Улита едет, да когда-то будет!», календарных приметах: «Не жни на Кирика и Улиту — маньяки (видения, мороку) увидишь», «Кирики-мокродырики», «Кириков день, да все мокро, он льет дождь», а также духовных стихах. Молитва перед иконой святых в силу дарованной мученикам благодати и давало отпущение грехов. Иулитта и Кирик почитаются как покровители старообрядцев, Иулитта считалась также заступницей женщин, величавших ее «Матушкой Улитой».

Мученики Кирик и Улита относятся к одним из самых почитаемых у старообрядцев святым. Известно несколько вариантов изображений, которые до сих пор встречаются в домашних иконостасах старообрядцев разных толков и согласий. Житие, вошедшее в состав печатного Пролога, повествует о святых мучениках Кирике и Улите, которые жили на рубеже II - III вв. во времена императора Диоклетиана в городе Иконии. Узнав о предстоящих гонениях на христиан, решила Улита вместе с трехлетним сыном Кириком скрыться в Селевкии. Но, обретя и там гонения, последовала она в Тарс Киликийский, где игемоном был "суровый и звероподобный" Александр, притеснявший христиан. Многими ласками хотел Александр привлечь к себе Кирика, но ничего у него не получилось. Всегда поглядывал младенец на мать и Христово имя повторял. От гнева игемон младенца "пхну в ребра" и испустил Кирик честную свою душу. После этого долго мучима была Улита, и мечем посечена ей была голова.
Икона и житие святых мучеников Кирика и Улиты присутствовали практически в каждом старообрядческом доме. Кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные Кирику и Улите. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в., описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда трехлетний мученик и вещает следующее: "Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его. Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси." Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой "Святого Кирика и Улиты", в силу дарованной мученикам благодати, и давало отпущение грехов.

Молитва святым мученикам Кирику и Иулитте
О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулитою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна.

Праздник Кирик и Улита отмечается 28 июля (15 июля по старому стилю) каждого года. В храмах в этот день проходит почтение памяти святых мучеников Кирика и Иулитты. В русской народной традиции имя Иулитта звучало как Улита, поэтому в народе святых называли Кирик и Улита.

Название «Красное Солнышко» связано с почитанием в этот день князя Владимира, который имел такое прозвище. Православная церковь причислила Владимира к лику святых, а история назвала князя Великим за государственные дела.

Другие названия праздника: Кирик и Иулита, Кирик, День матушки Улиты, День Кирика, День Кирика и Иулиты, Улиты, Красное Солнышко, Улиты и Владимира Красно Солнышко.

Святая Иулитта жила в период III–IV веков. Она происходила из благородной Иконийской семьи. Приняв святое крещение, она обрела истинное благородство, которое дарует Святой Дух. Святая Иулитта овдовела и отказалась от второго брака, чтобы жить в благочестии и богоугодных делах вместе с трехлетним сыном Кириком (Киром).

В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе в 305 году Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.

Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем, сказав что он христианин, потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулитты ночью тайно погребли их.

Приметы на Кирик и Улита

  • Кириков день - все мокро, льет дождь.
  • Не жни на Кирика и Улиту - маньяки (видения, мороку) увидишь.
  • Южный ветер – к теплым дням.
  • Вечерний туман по лугам однозначно предвещает дождь сутра.
  • Ветер дует с востока – погода разладится.
  • Стрекот кузнечиков 28 июля обещает стойкую засуху.
  • Несколько дней ветер дует с юга – к дождю.
  • Сильный гром – к сильному дождю.
  • Гром гремит, но редко – погода не испортится.
  • По завершении дождя радуга быстро растаяла – погода наладится.
  • Солнечные лучи 28 июля, хоть и жаркие, но полезные и детям, и старикам. Они щедро одаривают силой и здоровьем.
  • Кирики-мокродырики.
  • На Кирика и Улиту нельзя работать на земле, иначе замучают видения и ночные кошмары.
  • Жать 28 июля – беду кликать.

Традиции обычаи на Кирик и Улита

Главные традиции на 28 июля — молитвы святым Кирику и Иулитте о здоровье, благополучии, помощи в горе; воздержание от работ в огороде.

— Крестьяне 28 июля не работали в полях, так как боялись столкнуться с нечистой силой. Полевые духи летают с полуденным ветром и особо зверствуют в то время, когда на землю опускается нестерпимая жара. Они предстают чаще в виде изможденной женщины, безобразной старухи или призрака.
Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит.
Маньяки, мандырики, мороки – это приведения на старорусском.
Полудницы над жатвой летают, мороками день путают.

— Ходили в церковь помолиться мученикам Кирику и Улите, которых просили о семейном благополучии и здоровье детей. А женскую покровительницу Иулитту почитают своей заступницей моля о защите и помощи в печалях и горестях.

Народный праздник Кирик и Улита отмечается 28 июля 2019 года (по старому стилю - 15 июля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти мучеников Кирика и Иулитты.

Название праздника «Красное Солнышко» связано с почитанием в этот день князя Владимира, который имел такое прозвище.

История

Иулитта (III - начало IV в.) жила в Малой Азии в Иконии Ликаонской. Ее родители были богатыми христианами. Они дали ей хорошее образование и вероучение. Иулитта была замужем, имела сына Кирика. Христианка недолго наслаждалась семейным счастьем, так как муж рано умер. Единственным утешением для нее стал сын.

Когда правитель империи Диоклетиан приказал истребить людей, которые проповедовали отличную от идолопоклонства веру, Иулитте с трехлетним сыном пришлось бежать и скрываться. В Торсе в 305 году их схватили. Мать подвергли жестоким пыткам.

Маленький Кирик все время просился к маме. Его плач так разозлил правителя города, что он сбросил мальчика с большой высоты на каменные ступени. К подножию лестницы Кирик скатился уже мертвым. Иулитту после многочисленных мучений обезглавили.

Традиции и обряды

Люди молятся святым мученикам Иулитте и Кирику о благополучии в семье и выздоровлении детей. Женщины обращаются с мольбой к Иулитте о помощи в горе, скорби и печали.

В этот народный праздник люди стараются воздержаться от любых земляных работ. Иначе можно встретить нечистую силу, которая разгуливает по полям в этот день. Полевые духи летают с полуденным ветром и особо зверствуют в то время, когда на землю опускается нестерпимая жара. Они предстают чаще в виде изможденной женщины, безобразной старухи или призрака.

Приметы

Южный ветер - к теплым дням.

Ветер дует с востока - погода разладится.

Несколько дней ветер дует с юга - к дождю.

Сильный гром - к сильному дождю.

Гром гремит, но редко - погода не испортится.

По завершении дождя радуга быстро растаяла - погода наладится.

Если вечером лег туман, то на следующий день будет дождь.

Кузнечики громко стрекочут - к засухе.

Солнечные лучи этого дня, хоть и жаркие, но полезные и детям, и старикам. Они щедро одаривают силой и здоровьем.

На Кирика и Улиту нельзя работать на земле, иначе замучают видения и ночные кошмары.

Кирик и Иулитта (Улита) - раннехристианские святые мученики, пострадавшие в гонения императора Диоклетиана. Память в Православной церкви совершается 15 (28) июля.

Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии вместе со своим сыном Кириком. В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.

Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем сказав что он христианин потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулиты ночью тайно погребли их.

Мощи Кирика и Иулитты были обретены при императоре Константине Великом по указанию одной из рабынь, погребавших святых. Их перенесли в Константинополь, где в их честь был основан монастырь. По свидетельству паломников XII-XV веков мощи святых находились в храме Святой Софии. Их судьба после падения Константинополя неизвестна.

По другой версии мощи Кирика и Иулитты обрёл в Антиохии осерский епископ Аматор (388-418) и перенёс в Осер (Франция). Известно о нахождении частиц мощей в городах Невер (Франция) и Турне (Бельгия).

Старообрядцы почитают Кирика и Иулитту своими покровителями, считая себя такими же как они гонимыми за веру.

Икона и житие святых мучеников Кирика и Улиты присутствовали практически в каждом старообрядческом доме. Кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные Кирику и Улите. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в. из собрания ИРиСК, описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда трехлетний мученик и вещает следующее: "Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его... Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси." (ВХ ИДК № 212 р. Л. 36об.-37об.). Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой "Св. Кирика и Улиты", в силу дарованной мученикам благодати, и давало отпущение грехов.

Иконографический тип. Изображение фигур мучеников в полный рост, Улита в длинной одежде с покрытой головой, левая рука Улиты с восьмиконечным крестом поднята в благословляющем жесте. Справа от Улиты расположен Кирик, руки которого сложены на груди.