Нод звуковой анализ слов старшая группа. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан
Конспект занятия
«Развитие фонематического слуха:
Звуковой анализ слова.»
Подготовительная группа
Подготовила воспитатель:
Тухватуллина Вера Петровна
Февраль 2011 год
Цель: Совершенствовать у детей умение составлять предложение, анализировать словесный состав, определять количество слов и их последовательность; закрепить выделять звуки в словах, познакомить со схемой звукового состава слова «Ау»; учить произносить слово с интонационным выделением всех звуков; определять последовательность звуков и их количество, делить слова на части; воспитывать интерес к живой речи, к слову и к звуку.
Оборудование: Полоски вырезанные из картона, декорация на поляне: (искусственные елки, домики животных, игрушки животных (лиса, медведь)), картина с изображением медведя, мел, доска.
Ход занятия
Загадка: зимой спит, летом – ульи ворошит.
Кто это?
Медведь.
Дети, а теперь посмотрите внимательно на эту картину и скажите, кто на ней изображен.
Медведи.
Правильно медведи. А давайте попробуем составить предложения об этих животных.
(Дети составляют предложения о медведях, затем выбираем одно предложение для анализа).
Например: Медведи живут дружно.
Дети, у вас на столе лежат полоски, это слова и мы сейчас их будем откладывать. Какое первое слово?
Медведи.
Правильно медведи, отложите одну полоску. Какое второе слово?
Живут.
Правильно. Отложите еще одну полоску. Какое третье слово?
Дружно.
Отложите еще одну полоску. А сейчас скажите сколько слов в предложении?
Три слова.
Ребята, а сейчас послушайте моё предложение: «Медведи очень умные животные». Давайте разберем его. Отложите на столе столько игрушек сколько слов в этом предложении. Регина сколько ты отложила игрушек?
Четыре.
Почему?
Потому что в предложении четыре слова.
А какое первое слово?
Медведи.
А сейчас скажите, какое второе слово?
Очень.
Какое третье слово?
Умные.
И какое четвертое слово?
Животные.
Дети, сейчас мы с вами закрепили умение составлять предложения, делить их на слова. Дети, а сейчас скажите из чего же состоят слова?
Из звуков.
Правильно. А давайте вспомним сказку: «Маша и медведи». Пошла Маша в лес с подружками и заблудилась. Как Маша звала подружек?
А-у.
Юля, вот ты будешь Машей, скажи, как ты звала подружек?
А-у.
А теперь все вместе скажем.
А-у.
Дети, когда произносим слово «Ау», какие звуки слышатся?
А-у.
А какой звук Маша произнесла вначале?
Звук А.
Вот сейчас я нарисую домик для звука «А»….А какой звук следовал за ним?
Звук У.
Вот сейчас я нарисую домик и для звука «У»….(получается схема ………).(Отмечаем что звуки идут один за другим аааууу произносим по схеме водя указкой).
Дети, мы с вами закрепили умение еще и выделять звуки в словах, познакомились со схемой звукового состава слова «Ау».
Ребята, а еще слова можно произносить по частям. Послушайте, как подружки в лесу звали Машу, когда она заблудилась.Они громко ей кричали: Ма-ша, Ма-ша! Повторите, как они звали девочку?
(Дети прикладывают ладони к губам и почти на распев произносят слова, деля их на части).
Ребята, вы произнесли слово «Маша» по частям Ма-ша, Ма-ша! Как вы думаете, какая первая часть?
Ма.
А какая следует за ней?
Ша.
А сейчас ребята, все подложим ладошки к подбородку, сколько раз подбородок коснется ладошки, столько частей в слове.
(Дети подкладывают ладошки к подбородку, произносят –Ма-ша).
Две части.
Ребята, а сейчас посмотрите на эту поляну и назовите растения или животных, которые состоят из двух частей.
(Дети называют слова, некоторые из них анализируются).
Дети, а вот на поляне стоит дом, давайте разберем это слово по частям.
(Дети также подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дом»).
Одна часть.
А скажите слово «дом» короткое или длинное?
Короткое.
Почему?
Потому что в слове «дом» всего одна часть.
А теперь послушайте еще одно слово «дерево».Давайте произнесем все вместе это слово по частям.Де-ре-во. Какая часть слышится в начале?
Де.
Какая следует за ней?
Ре.
И какая последняя часть?
Во.
Сколько в слове частей?
(Дети подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дерево» по частям).
Три части.
Ребята, а слово «дерево» длинное или короткое?
Длинное.
Почему?
Потому что в слове «дерево» три части.
Ребята, а слово еще можно измерить по длине не только частями, но и шагами.Все встали, я произнесу слово, а вы должны сделать столько шагов, сколько частей в этом слове. («Мёд»-Дети делают один шаг, «мед-ведь»-два шага, «По-ля-на»-три шага и т.д.).Ребята посмотрите рядом с медведем жили еще звери. Посмотрите на этот дом с одним окном, здесь живёт братец Лис.А кто же живет в доме с двумя окнами –это сестра братца Лиса.
Ли-са.
Правильно Лиса.(Водя указкой от одного окна к другому произносим слово «Лиса»).
А теперь скажите, кто же живет в доме с тремя окнами, это их мама.
Ли-си-ца.
(Также водя указкой от одного окна к другому, от другого к третьему произносим слово «Лисица»).
Дети, сегодня еще мы с вами научились делить слова на части. Познакомились со схемой слогового состава слова.
Используемый материал: «Игры и игровые упражнения для развития речи»
Г.С. Швайко. Город Москва 3-й проезд Марьиной
Рощи, 41; издательство «Просвещение» 1988 года.
«Ознакомление дошкольника со
Звучащим словом» (Раздел усвоения слогового
Состава слова) Г.А. Тумакова . Г. Москва 3-й
Проезд Марьиной рощи, 41.Издательство
«Просвещение» 1991 год.
Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Лес». Старшая группа
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) по теме «Лес». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования старших групп. Этот конспект занятия направлен на формирование умения проводить звуковой анализ слов и проводить графическую запись предложения.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Программные задачи:
1. Формировать умение проводить звуковой анализ слов;
2. Формировать умение проводить графическую запись предложения;
3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей;
4. Расширять представления детей об окружающем мире;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрация леса; предметные картинки животных; фишки; схемы слов; 2 дома с кармашками; графическая схема предложения; обручи.
Словарная работа: лиса.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных.
Ход занятия
1. Организационный моментВоспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте им представимся. Каждый из вас назовёт своё имя и выделит первый звук, на которое начинается ваше имя.
2. Сообщение темы и цели занятия
Воспитатель: Как называется наше занятие? Чем занимаемся мы на грамоте? Нужна ли нам грамота в жизни? Для чего?
Воспитатель: Сегодня мы будем, играть и выполнять различные упражнения, за свою работу вы будете получать фишки, а в конце посчитаете, кто сколько заработал.
3. Фонетическая зарядка
– Послушайте музыку. (Звучит музыка леса)
– Где все эти звуки можно услышать? Что такое лес? (Показ иллюстрации)
.
– Кто живёт в лесу? Что можно услышать в лесу? Вспомним, лесные звуки и обозначим их фишками. Как гудит сильный ветер?
– Какой фишкой обозначим звук? Как шумят листья на деревьях?
– Как жужжат жуки? (Ж-ж-ж)
– А как звенят маленькие комарики? (З-з-з)
4. Звуковой анализ слова «лиса»
Воспитатель:
А теперь послушайте загадку про одного лесного жителя:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса,
Кто ж это? (Лиса.
)
Воспитатель:
Поделим слово «лиса» на слоги. Сколько слогов? (2)
Воспитатель:
Произнесём слово. Какой слог произносится с большей силой? Назовите первый слог. – Какой первый звук услышали? Обозначим фишкой.
Дети выкладывают схему слова «лиса».
Воспитатель:
Сколько всего звуков? Сколько всего гласных? Согласных?
5.Физкультминутка для глаз
6. Графическая запись предложения
Воспитатель
: Составим предложение о лисе и запишем с помощью схемы. (Дети предлагают различные варианты и записывают схемы предложений).
Воспитатель: Кто такая лиса? Какое это животное? Почему? Каких диких животных ещё знаете?
7.Дидактическая игра «Что это?»
Воспитатель:
В лесу это может быть зеленым. Что это? (Листья, трава, кузнечик, лягушка, ель.)
Воспитатель:
В лесу может быть длинным. Что это? (Змея, гусеница, лесная тропинка.)
Воспитатель
: В лесу это может быть быстрым. Что это? (Заяц, птица, белка.)
Воспитатель
: В лесу это может быть опасным. Что это? (Змея, медведь, ядовитые грибы.)
8. Физкультминутка
Воспитатель:
Поиграем и отдохнём на лесной полянке. Игра называется «Не ошибись». Сейчас будет звучать музыка, а вы должны под музыку бегать вокруг обручей, в которых лежат картинки с животными, если животное, изображённое, на картинке живёт в лесу, вы забегаете в обруч по окончанию музыки, если нет, то выбываете из игры. (Играют 2 раза) (Картинки диких и домашних животных).
9. Игра «Найди домик животному»
Воспитатель:
Вы, знаете, что в лесу живёт много диких животных. Поиграем в игру «Найди домик животному». (Наглядность 2 дома: с одним и с двумя окнами кармашками)
. Если в названии животного один слог, то заселяем в дом с одним окошком, если два слога, то в дом с двумя окошками. Картинки: мышь, волк, медведь, лиса, белка.
10. Итог занятия
Воспитатель:
Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что у вас хорошо получалось? А что вызывало затруднения? Посчитайте, сколько фишек у каждого из вас?
Молодцы!
Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук - мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие - зелёным.
Примерные игровые задания:
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий - зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
Звук [К] какой? (звук [К] согласный, твёрдый).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
Звук [Т] какой? (Звук [Т] - согласный, твёрдый).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Если Ваш ребёнок уже знаком с буквами, то можно задать и такие ворпросы:
Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
У детей седьмого года жизни (6-7 лет, второй год обучения в старшей группе) учебной программой рекомендовано формировать умение читать слоги и простые слова (детей 5-6 лет знакомим только со звуками и их характеристиками).
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия - нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
В ряду букв обвести в круг заданную букву.
Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте рекомендациям педагогов. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Программное содержание: продолжать учить делать звуковой анализ пятибуквенных слов (замок), определять наличие заданного звука в слове, его место; учить определять ударный слог, познакомить со словообразовательной ролью ударения, упражнять в делении слов на слоги; закреплять представления о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов, закреплять умения составлять предложения по заданной схеме, используя карточки-символы
Развивать внимание, воображение, логическое мышление
Воспитывать усидчивость, умение трудиться в коллективе, давать самооценку себе
Материал: цветные фишки для обозначения звуков, схемы для звукового анализа 5-звуковых слов, картинки с изображением замка и замка, картинки с изображением вагончиков и по 3-4 карточки с изображениями различных предметов на каждого ребенка, схемы-символы слов, демонстрационные картины.
Ход занятия
Дети заходят в группу, становятся в круг. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга без слов: рукопожатием и улыбкой.
Вос-ль: Ребята, что вы чувствуете, взявшись за руки? (Тепло). Да, мы передали друг другу частичку тепла, своего сердечка. Какими вы будете сегодня на занятии? (воспитанными, внимательными, дружелюбными, усидчивыми, выдержанными и т.д.)
Какой день недели был вчера? Какой будет завтра? Какой сегодня день недели? Сегодня среда и у нас занятие по обучению грамоте. Мы с вами будем делить слова на слоги, учится находить ударный слог, будем составлять предложения и много другой работы.
А для начала давайте сядем за столы согласно первого звука своего имени: «А», «С» и т.д.
Молодцы. А теперь выровняйте спинки и поиграем в игру на внимание «Вопрос – ответ» (воспитатель задает вопрос, дети отвечают)
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоит слово?
- Какие бывают слова?
- Из чего состоят слова?
- Какие бывают звуки?
- Какие бывают согласные звуки?
Давайте вспомним, что обозначают эти символы:
Посмотрите на картину и назовите слова-предметы (дети называют). А теперь подберите к словам-предметам признаки, а теперь составьте предложение по схеме:
(Стоит серый слон. Сидит рыжая лиса…)
Физкультминутка
Звуковой анализ слова «замок»
Вос-ль: Чтобы узнать, какое слово мы сегодня будем анализировать, отгадайте загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»
Послушайте и скажите, какие звуки составляют это слово (педагог утрированно произносит это слово)
Сколько звуков в этом слове? Назовите первый звук? Какой это звук? Обозначьте его фишкой. (так анализируются все звуки)
Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Произнесите слово, выделяя голосом ударный звук «о» (на схеме обозначают фишкой ударение)
Давайте посмотрим что получится, если мы перенесем ударение на первый слог «за»: получилось новое слово «замок». Что такое «Замок» - это жилье для принцев и принцесс, а что такое «замок» - устройство для запирания двери
дети по указанию воспитателя собирают все фишки со схемы.
Пальчиковая гимнастика:
Воробей живет на крыше
В теплой норке домик мыши
У лягушки дом в пруду
Домик пеночки в саду
Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом!
А теперь давайте с вами отправимся в путешествие на наших паровозиках. Игра «Путешествие»: из имеющихся картинок дети выбирают ту, на котором изображен предмет, в названии которого один слог и помещают в первый вагончик, затем находят слово с двумя слогами и т.д.
Пока мы с вами «путешествовали» у нас на карточках завелся жук-буквоед и погрыз наши буквы. Давайте мы с вами их допишем (дети на индивидуальных карточках дописывают недостающие элементы букв)
Рефлексия проводится в форме игры «Положи сердечко к подходящей картинке»: каждый ребенок располагает свое сердечко под той картинкой, как он себя ощущал себя на занятии и объясняет свой выбор («Радость», «Скука», «Удивление»). Педагог дает оценку работы детей, выделяет наиболее результативно поработавших детей.
воспитатель Т.Е.Авнап
// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o // o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o