Нод звуковой анализ слов старшая группа. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан

Конспект занятия

«Развитие фонематического слуха:

Звуковой анализ слова.»

Подготовительная группа

Подготовила воспитатель:

Тухватуллина Вера Петровна

Февраль 2011 год

Цель: Совершенствовать у детей умение составлять предложение, анализировать словесный состав, определять количество слов и их последовательность; закрепить выделять звуки в словах, познакомить со схемой звукового состава слова «Ау»; учить произносить слово с интонационным выделением всех звуков; определять последовательность звуков и их количество, делить слова на части; воспитывать интерес к живой речи, к слову и к звуку.

Оборудование: Полоски вырезанные из картона, декорация на поляне: (искусственные елки, домики животных, игрушки животных (лиса, медведь)), картина с изображением медведя, мел, доска.

Ход занятия

Загадка: зимой спит, летом – ульи ворошит.

Кто это?

Медведь.

Дети, а теперь посмотрите внимательно на эту картину и скажите, кто на ней изображен.

Медведи.

Правильно медведи. А давайте попробуем составить предложения об этих животных.

(Дети составляют предложения о медведях, затем выбираем одно предложение для анализа).

Например: Медведи живут дружно.

Дети, у вас на столе лежат полоски, это слова и мы сейчас их будем откладывать. Какое первое слово?

Медведи.

Правильно медведи, отложите одну полоску. Какое второе слово?

Живут.

Правильно. Отложите еще одну полоску. Какое третье слово?

Дружно.

Отложите еще одну полоску. А сейчас скажите сколько слов в предложении?

Три слова.

Ребята, а сейчас послушайте моё предложение: «Медведи очень умные животные». Давайте разберем его. Отложите на столе столько игрушек сколько слов в этом предложении. Регина сколько ты отложила игрушек?

Четыре.

Почему?

Потому что в предложении четыре слова.

А какое первое слово?

Медведи.

А сейчас скажите, какое второе слово?

Очень.

Какое третье слово?

Умные.

И какое четвертое слово?

Животные.

Дети, сейчас мы с вами закрепили умение составлять предложения, делить их на слова. Дети, а сейчас скажите из чего же состоят слова?

Из звуков.

Правильно. А давайте вспомним сказку: «Маша и медведи». Пошла Маша в лес с подружками и заблудилась. Как Маша звала подружек?

А-у.

Юля, вот ты будешь Машей, скажи, как ты звала подружек?

А-у.

А теперь все вместе скажем.

А-у.

Дети, когда произносим слово «Ау», какие звуки слышатся?

А-у.

А какой звук Маша произнесла вначале?

Звук А.

Вот сейчас я нарисую домик для звука «А»….А какой звук следовал за ним?

Звук У.

Вот сейчас я нарисую домик и для звука «У»….(получается схема ………).(Отмечаем что звуки идут один за другим аааууу произносим по схеме водя указкой).

Дети, мы с вами закрепили умение еще и выделять звуки в словах, познакомились со схемой звукового состава слова «Ау».

Ребята, а еще слова можно произносить по частям. Послушайте, как подружки в лесу звали Машу, когда она заблудилась.Они громко ей кричали: Ма-ша, Ма-ша! Повторите, как они звали девочку?

(Дети прикладывают ладони к губам и почти на распев произносят слова, деля их на части).

Ребята, вы произнесли слово «Маша» по частям Ма-ша, Ма-ша! Как вы думаете, какая первая часть?

Ма.

А какая следует за ней?

Ша.

А сейчас ребята, все подложим ладошки к подбородку, сколько раз подбородок коснется ладошки, столько частей в слове.

(Дети подкладывают ладошки к подбородку, произносят –Ма-ша).

Две части.

Ребята, а сейчас посмотрите на эту поляну и назовите растения или животных, которые состоят из двух частей.

(Дети называют слова, некоторые из них анализируются).

Дети, а вот на поляне стоит дом, давайте разберем это слово по частям.

(Дети также подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дом»).

Одна часть.

А скажите слово «дом» короткое или длинное?

Короткое.

Почему?

Потому что в слове «дом» всего одна часть.

А теперь послушайте еще одно слово «дерево».Давайте произнесем все вместе это слово по частям.Де-ре-во. Какая часть слышится в начале?

Де.

Какая следует за ней?

Ре.

И какая последняя часть?

Во.

Сколько в слове частей?

(Дети подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дерево» по частям).

Три части.

Ребята, а слово «дерево» длинное или короткое?

Длинное.

Почему?

Потому что в слове «дерево» три части.

Ребята, а слово еще можно измерить по длине не только частями, но и шагами.Все встали, я произнесу слово, а вы должны сделать столько шагов, сколько частей в этом слове. («Мёд»-Дети делают один шаг, «мед-ведь»-два шага, «По-ля-на»-три шага и т.д.).Ребята посмотрите рядом с медведем жили еще звери. Посмотрите на этот дом с одним окном, здесь живёт братец Лис.А кто же живет в доме с двумя окнами –это сестра братца Лиса.

Ли-са.

Правильно Лиса.(Водя указкой от одного окна к другому произносим слово «Лиса»).

А теперь скажите, кто же живет в доме с тремя окнами, это их мама.

Ли-си-ца.

(Также водя указкой от одного окна к другому, от другого к третьему произносим слово «Лисица»).

Дети, сегодня еще мы с вами научились делить слова на части. Познакомились со схемой слогового состава слова.

Используемый материал: «Игры и игровые упражнения для развития речи»

Г.С. Швайко. Город Москва 3-й проезд Марьиной

Рощи, 41; издательство «Просвещение» 1988 года.

«Ознакомление дошкольника со

Звучащим словом» (Раздел усвоения слогового

Состава слова) Г.А. Тумакова . Г. Москва 3-й

Проезд Марьиной рощи, 41.Издательство

«Просвещение» 1991 год.


Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Лес». Старшая группа

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) по теме «Лес». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования старших групп. Этот конспект занятия направлен на формирование умения проводить звуковой анализ слов и проводить графическую запись предложения.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Программные задачи:
1. Формировать умение проводить звуковой анализ слов;
2. Формировать умение проводить графическую запись предложения;
3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей;
4. Расширять представления детей об окружающем мире;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрация леса; предметные картинки животных; фишки; схемы слов; 2 дома с кармашками; графическая схема предложения; обручи.
Словарная работа: лиса.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных.

Ход занятия

1. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте им представимся. Каждый из вас назовёт своё имя и выделит первый звук, на которое начинается ваше имя.
2. Сообщение темы и цели занятия
Воспитатель: Как называется наше занятие? Чем занимаемся мы на грамоте? Нужна ли нам грамота в жизни? Для чего?
Воспитатель: Сегодня мы будем, играть и выполнять различные упражнения, за свою работу вы будете получать фишки, а в конце посчитаете, кто сколько заработал.
3. Фонетическая зарядка

– Послушайте музыку. (Звучит музыка леса)
– Где все эти звуки можно услышать? Что такое лес? (Показ иллюстрации) .
– Кто живёт в лесу? Что можно услышать в лесу? Вспомним, лесные звуки и обозначим их фишками. Как гудит сильный ветер?
– Какой фишкой обозначим звук? Как шумят листья на деревьях?
– Как жужжат жуки? (Ж-ж-ж)
– А как звенят маленькие комарики? (З-з-з)
4. Звуковой анализ слова «лиса»
Воспитатель: А теперь послушайте загадку про одного лесного жителя:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса,
Кто ж это? (Лиса. )
Воспитатель: Поделим слово «лиса» на слоги. Сколько слогов? (2)
Воспитатель: Произнесём слово. Какой слог произносится с большей силой? Назовите первый слог. – Какой первый звук услышали? Обозначим фишкой.
Дети выкладывают схему слова «лиса».
Воспитатель: Сколько всего звуков? Сколько всего гласных? Согласных?
5.Физкультминутка для глаз
6. Графическая запись предложения
Воспитатель : Составим предложение о лисе и запишем с помощью схемы. (Дети предлагают различные варианты и записывают схемы предложений).
Воспитатель: Кто такая лиса? Какое это животное? Почему? Каких диких животных ещё знаете?
7.Дидактическая игра «Что это?»
Воспитатель: В лесу это может быть зеленым. Что это? (Листья, трава, кузнечик, лягушка, ель.)
Воспитатель: В лесу может быть длинным. Что это? (Змея, гусеница, лесная тропинка.)
Воспитатель : В лесу это может быть быстрым. Что это? (Заяц, птица, белка.)
Воспитатель : В лесу это может быть опасным. Что это? (Змея, медведь, ядовитые грибы.)
8. Физкультминутка
Воспитатель: Поиграем и отдохнём на лесной полянке. Игра называется «Не ошибись». Сейчас будет звучать музыка, а вы должны под музыку бегать вокруг обручей, в которых лежат картинки с животными, если животное, изображённое, на картинке живёт в лесу, вы забегаете в обруч по окончанию музыки, если нет, то выбываете из игры. (Играют 2 раза) (Картинки диких и домашних животных).
9. Игра «Найди домик животному»
Воспитатель: Вы, знаете, что в лесу живёт много диких животных. Поиграем в игру «Найди домик животному». (Наглядность 2 дома: с одним и с двумя окнами кармашками) . Если в названии животного один слог, то заселяем в дом с одним окошком, если два слога, то в дом с двумя окошками. Картинки: мышь, волк, медведь, лиса, белка.
10. Итог занятия

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что у вас хорошо получалось? А что вызывало затруднения? Посчитайте, сколько фишек у каждого из вас?
Молодцы!

Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук - мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие - зелёным.

Примерные игровые задания:

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий - зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

Звук [К] какой? (звук [К] согласный, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

Звук [Т] какой? (Звук [Т] - согласный, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Если Ваш ребёнок уже знаком с буквами, то можно задать и такие ворпросы:

Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

У детей седьмого года жизни (6-7 лет, второй год обучения в старшей группе) учебной программой рекомендовано формировать умение читать слоги и простые слова (детей 5-6 лет знакомим только со звуками и их характеристиками).

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия - нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте рекомендациям педагогов. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Программное содержание: продолжать учить делать звуковой анализ пятибуквенных слов (замок), определять наличие заданного звука в слове, его место; учить определять ударный слог, познакомить со словообразовательной ролью ударения, упражнять в делении слов на слоги; закреплять представления о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов, закреплять умения составлять предложения по заданной схеме, используя карточки-символы

Развивать внимание, воображение, логическое мышление

Воспитывать усидчивость, умение трудиться в коллективе, давать самооценку себе

Материал: цветные фишки для обозначения звуков, схемы для звукового анализа 5-звуковых слов, картинки с изображением замка и замка, картинки с изображением вагончиков и по 3-4 карточки с изображениями различных предметов на каждого ребенка, схемы-символы слов, демонстрационные картины.

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся в круг. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга без слов: рукопожатием и улыбкой.

Вос-ль: Ребята, что вы чувствуете, взявшись за руки? (Тепло). Да, мы передали друг другу частичку тепла, своего сердечка. Какими вы будете сегодня на занятии? (воспитанными, внимательными, дружелюбными, усидчивыми, выдержанными и т.д.)

Какой день недели был вчера? Какой будет завтра? Какой сегодня день недели? Сегодня среда и у нас занятие по обучению грамоте. Мы с вами будем делить слова на слоги, учится находить ударный слог, будем составлять предложения и много другой работы.

А для начала давайте сядем за столы согласно первого звука своего имени: «А», «С» и т.д.

Молодцы. А теперь выровняйте спинки и поиграем в игру на внимание «Вопрос – ответ» (воспитатель задает вопрос, дети отвечают)

  • Из чего состоит наша речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • Из чего состоит слово?
  • Какие бывают слова?
  • Из чего состоят слова?
  • Какие бывают звуки?
  • Какие бывают согласные звуки?

Давайте вспомним, что обозначают эти символы:

Посмотрите на картину и назовите слова-предметы (дети называют). А теперь подберите к словам-предметам признаки, а теперь составьте предложение по схеме:

(Стоит серый слон. Сидит рыжая лиса…)

Физкультминутка

Звуковой анализ слова «замок»

Вос-ль: Чтобы узнать, какое слово мы сегодня будем анализировать, отгадайте загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»

Послушайте и скажите, какие звуки составляют это слово (педагог утрированно произносит это слово)

Сколько звуков в этом слове? Назовите первый звук? Какой это звук? Обозначьте его фишкой. (так анализируются все звуки)

Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Произнесите слово, выделяя голосом ударный звук «о» (на схеме обозначают фишкой ударение)

Давайте посмотрим что получится, если мы перенесем ударение на первый слог «за»: получилось новое слово «замок». Что такое «Замок» - это жилье для принцев и принцесс, а что такое «замок» - устройство для запирания двери

дети по указанию воспитателя собирают все фишки со схемы.

Пальчиковая гимнастика:

Воробей живет на крыше

В теплой норке домик мыши

У лягушки дом в пруду

Домик пеночки в саду

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом!

А теперь давайте с вами отправимся в путешествие на наших паровозиках. Игра «Путешествие»: из имеющихся картинок дети выбирают ту, на котором изображен предмет, в названии которого один слог и помещают в первый вагончик, затем находят слово с двумя слогами и т.д.

Пока мы с вами «путешествовали» у нас на карточках завелся жук-буквоед и погрыз наши буквы. Давайте мы с вами их допишем (дети на индивидуальных карточках дописывают недостающие элементы букв)

Рефлексия проводится в форме игры «Положи сердечко к подходящей картинке»: каждый ребенок располагает свое сердечко под той картинкой, как он себя ощущал себя на занятии и объясняет свой выбор («Радость», «Скука», «Удивление»). Педагог дает оценку работы детей, выделяет наиболее результативно поработавших детей.

воспитатель Т.Е.Авнап

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o // o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o