"мы - вместе" - классный час о присоединении крыма. Классный час на тему: "Мы вместе" о присоединении Крыма к России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

с. Побегайловка

Минераловодского района

Ставропольского края

классный час

«Мы разные,

но мы вместе!»

начальная школа

2013-2014 учебный год

КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Цели:

1. Формирование толерантного и уважительного отношения к личности.

2. Создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплоченности классного коллектива.

3. Стимулирование воображения участников в поисках собственного понимания толерантности.

4. Способствовать развитию интернационализма, дружбы между народами.

Ожидаемые результаты:

метапредметные:

1. Оптимизация межличностного общения обучающихся;

2. Осознание обучающимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

предметные:

1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность».

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

личностные:

1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему.

2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.

3. Обучение самоанализу и анализу своих поступков.

коммуникативные:

1. Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.

2. Обучение работе в парах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Начинаем классный час,

Речь пойдет здесь лишь о нас.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Введение в тему.

- (слайд 2) Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы (на магнитной доске появляется мальчик).– (слайд 3) Это житель нашей планеты, но почему он грустный?– Что ему нужно для счастья? (на магнитной доске – друзья, дом, солнце, цветы……).– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам. Давайте все вместе порадуем жителя нашей планеты своими хорошими ответами, активной работой на занятии.

Постановка темы и формулирование задач.

- (слайд 4) Сегодня мы с вами поговорим об историческом событии Присоединении Крыма к России. Об уважительном отношении друг к другу.

(слайд 5) В ноябре 2013 года – феврале 2014 года в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 года на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве (Оппозиция - противопоставление одних взглядов или действий в политике прочим, партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства). Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности.

(слайд 6) 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о его правовом статусе. (Референдум – (лат. Referendum – то, что должно быть сообщено) – всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для принятия окончательного решения по какому-либо важному вопросу государственной или общественной жизни).

Референдум прошёл в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами. В голосовании приняло участие более 82% избирателей. Более 96% высказалось за воссоединение с Россией.

(слайд 7) 21 марта 2014 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

А сейчас давайте вместе постараемся поближе познакомиться с историей Крыма и традициями народов, населяющих Крым.

(слайд 8) Крымский полуостров – «природная жемчужина Европы» – в силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времен являлся перекрестком многих морских транзитных дорог, соединявших различные государства, племена и народы. (слайд 9) Наиболее известный «Великий шелковый путь» проходил через Крымский полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи. Позднее он соединял между собой воедино все улусы монголо-татарской империи и сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов, населявших Европу, Азию и Китай.

    (слайд 10) Прекрасная и суровая земля древней Таврики наделена неповторимым сочетанием редких и удивительных свойств: она и «волшебный край, очей отрада», и земля, где явлены многообразные следы различных культур, начиная с глубочайшей древности. Судьбы разных культур и народов переплелись на этом небольшом участке земли: аланов, готов, сарматов, греков, византийцев, итальянцев, армян, караимов, болгар и многих-многих других. И в настоящее время на Крымском полуострове проживают люди 125 различных народов и национальностей.

    А знаете ли вы, что такое этнография?

(слайд 11) Этнография – это наука о народонаселении, нациях, их культуре. Этнография – венец всех гуманитарных наук, поскольку она всесторонне изучает все науки: историю народов, их литературу, фольклор, особенности развития, прошлое и настоящее.

    Пребывание человека в Крыму начинается с незапамятных времен, о чем свидетельствую многочисленные археологические находки, позволяющие утверждать, что люди живут на полуострове несколько десятков тысяч лет. (слайд 12) На скале Ак-Кая возле Белогорска найдены останки, свидетельствующие о том, что люди жили там 80 тысяч лет тому назад, еще в период мустьерской эпохи.

    А знаете ли вы как первобытные люди добывали огонь? (слайд 13)

Первобытные люди добывали огонь при помощи камней, а также кремня – они высекали огонь из камня. Это был очень трудный процесс, потому с огнем обращались очень бережно, хранили его.

    Действие первого акта истории происходит с 9 в. До н.э. по 4 в. Н.э. Одними из первых народов, которые населяли полуостров, были тавры (почему полуостров носит другое название – Таврика или Таврида). (слайд 14) В ходе многочисленных раскопок обнаружены их древние святилища и «погребальные ящики» (врытые в землю большие плиты из песчаника), бронзовые орудия и т.д. Бесспорно, что основным занятием тавров были охота, скотоводство и рыболовство, а из ремесел – ткачество и бронзовое литье.

    В 7-8 вв. до н.э. в степях Северного Причерноморья властвовали кочевые племена киммерийцев, (слайд 15) которые имели «большую силу на Боспоре». Поэтому восточную часть Крыма эллины назвали Киммерией.

    А знаете ли вы, какое место в Крыму называют «сердцем Киммерии»?

    (слайд 16) Сердцем Киммерии называют Коктебель.

    В 6 в.до н.э. древние греки основали на побережье свои поселения и города. Античные крепости представляли собой крепости-фактории (слайд 17) возле естественных гаваней. Каждый полис стремился к независимости, возводил крепостные стены, чеканил свою монету и объединялся с другими только под давлением силы или при условии общей военной угрозы.

    А знаете ли вы какое поселение в Крыму сейчас является греческой общиной?

(слайд 18) Село Чернополье Белогорского района – там проживает около 200 человек греческой национальности.

    С 4 века до н.э. начинается расцвет скифского государства. (Само имя «скифы» является, скорее, нарицательным, и охватывает большое количество племен, которые как кочевали, так и вели оседлый образ жизни) (слайд 19) Скифы основали свою столицу – прекрасный город с храмами, мавзолеем, дворцами, обнесенный мощной крепостной стеной. Этот город ученые условно назвали Неаполь Скифский, что значит – «новый город скифский». Он находился на Петровских скалах близ нынешней столицы – города Симферополя.

А знаете ли вы как звали самого знаменитого скифского царя? Скилур. (слайд 20)

    Ученые считают Феодосию уникальным городом (слайд 21) потому, что на одном квартале в один и тот же период времени находились и караимская кенасса (немногочисленная тюркоязычная народность), и еврейская синагога, и мусульманская мечеть, и православные храмы. Не только народы уживались друг с другом, но и религии «уважали» друг друга.

    Народы сменяли друг друга. После присоединения Крыма к России в 1783 году его земли стали интенсивно заселяться русскими, болгарами, чехами, немцами, эстонцами.

Каких последов в этой почве нет

Для археолога и нумизмата –

От римских блях и эллинских монет

До пуговицы русского солдата!

Неповторимым образом здесь переплелись

C леды разных культур и народов.

Мешались обычаи, боги, жены,

Народ вливался в народ.

Кто победивший, кто побежденный,

Никто уж не разберет.

Так писал известный поэт Илья Сельвинский.

    А знаете ли вы, что такое национальность?

Национальность – это принадлежность к нации или народу.

Я считаю, что не имеет значения какой расы и национальности ты и твой друг. Восхвалять свою национальность также смешно, как гордиться тем, что ты родился во вторник или четверг. Национальность не может быть чьей-то заслугой. Только невежественные люди обращают внимание на цвет кожи или разрез глаз, то есть на то, что не определяет ни характер человека, ни его нравственные качества. Опасайся тех, кто сеет вражду между людьми, а тем более между народами. Из-за национальной ненависти начинались многие войны.

Запомни: « ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ – ПЛОХИМИ ИЛИ ХОРОШИМИ БЫВАЮТ ЛЮДИ». Главное – не то, какая национальность у тебя или твоего приятеля. Главное, что все мы – люди.

В нашей стране проживало и проживает в настоящее время много различных народов и национальностей. Все живут в мире и согласии на «богом данной» земле.

Да и может ли кто утверждать, что он чистокровный русский или украинец, болгарин или грек? Ведь «смешанных» браков не перечесть. Они настолько переплелись, перемешались и породнились, что трудно представить себе «чистую» национальность того или иного горожанина.

А что вы знаете о своем национальном «генеалогическом» древе?

(Дети рассказывают о национальностях своих родителей).

- (слайд 22) Весь мир знает великого мариниста Иван Константинович Айвазовского , армянина по национальности. Иосиф Стамболи (феодосийский предприниматель, купец) был караимом. (Щ) - полководец и фактический правитель , которого разбил . Зарезан в г. (ныне Феодосия). (Щ) Павел Степанович (Щ) - русский адмирал, командующий Черноморским флотом. Один из основоположников манёвренной тактики морских сражений. Великий флотоводец, не потерпевший ни одного поражения и не потерявший за время боевой деятельности ни одного корабля. В Архиерейским собором был причислен к лику общецерковных святых подвижников. (Щ) - русский писатель и драматург, классик. (Щ) Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан – крымский татар. На фронте с первых дней войны. Капитан Аметхан Султан к августу 1943 г. Имел на счету 11 вражеских самолетов сбитых лично. (Щ) Командиром партизанского отряда в годы ВО войны был Михаил Андреевич Македонский – грек по национальности.

Знаете ли вы, что такое интернационализм? (слайд 23)

Интернационализм – дружба между народами.

Каждый народ имеет свои народные праздники. Но очень многие праздники любимы и празднуются всеми народами. Многие народы Крыма праздновали весеннюю Масленицу. Особо был любим этот праздник армянами. Ряженые в масках носили по городу на носилках бога весны – Пашу.

Один из самых главных тюркских народов, а в частности, крымских татар, Наврез-Байрам (Новый год) отмечается 22 марта. В этот день все обмениваются подарками, облачаются в лучшие одежды, вспоминают умерших, чтобы они помогали им в будущем году.

А какие праздники вы отмечаете в ваших семьях?

(Дети рассказывают о Дне Защитника Отечества, Дне Смеха ит.д.)

А знаете ли вы, что такое обычаи? Обряды? (слайд 24)

Обычаи – это правила поведения, сохраняемые многими поколениями.

Обряды – действия, связанные с календарными, религиозными и семейными праздниками.

Нас много и все мы – разные, но у всех одна мечта – жить в мире и единстве.

(слайд 25) Символом мира является голубь. Давайте своих голубей мы отпустим в бескрайнее синее небо! (Дети подходят к доске, магнитиками прикрепляют бумажных голубей, на который написаны пословицы и поговорки о мире). Мир трудно построить, но еще труднее – сберечь. Мир очень хрупкий. Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир».

Воссоединение Крыма с Россией - это знаковое событие, которое открывает новую страницу истории. Теперь братские народы России и Крыма снова вместе. Вместе навсегда!

«Мы разные» - игра.

- Я хочу попросить встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, красивые.- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?- Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь, у кого глаза голубые?- Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы 2 человек?- Значит, какие мы? (непохожие, разные)

Стихотворение (читает ученица):

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
- Вывод : все люди разные. В чем-то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что-то свое интересное, симпатичное.

Работа в парах
(слайд 26) С помощью таблицы подчеркните качества, которыми вы должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркните

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

СМЕЛЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ

ВЕРНЫЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

НЕЧЕСТНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность). (слайд 27)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил князь Талейран. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем оптимальным для всех способом. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Сегодня мы учились быть толерантными..Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.

Классный час посвящён годовщине присоединения Крыма с Россией.

«Россия и Крым -общая судьба»

Показать историческую, геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России;

Подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм;

Воспитание любви к своему Отечеству; воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений;

Оборудование: флаг Российской Федерации; карта Крыма; мультимедийный проектор, презентации, видеоролик «Церемония подписания договора присоединения Крыма к России».

Ход мероприятия

  1. Организационный момент
  1. Сообщение темы и цели мероприятия.
  2. Подготовка рабочего места.(на доске на 3-х языках написано «Крымская весна», т.к. в Крыму государственных языка, фотографии учеников класса в путешествии по Крыму.
  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний:

Звучит песня и видеоролик « Россия своих не бросает» (исп. Игорь Фирстов- Рим Нугаев)

1.Вступительное слово учителя

Наш классный час сегодня посвящен теме воссоединения Крыма с Россией. Вопрос 1: Чем знаменита для Крыма и России дата- 16 марта 2014г?

Ученики отвечают -16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о его правовом статусе. В голосовании приняло участие более 82 % избирателей, более 96 % высказалось за воссоединение с Россией. 21 марта 2014 г. президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Прошёл год и опять пришла весна- крымская весна.

Вопрос 2: А чем удивительно это время года? (Ученики рассуждают…и дают ответы).

Вопрос 3: На доске вы видите, что « Крымская весна» написана на 3-х языках: русском,украинском и крымско-татарском. Почему? (ученики рассуждают …и дают ответ.)

Мой Крым. О Крыме можно много говорить, Его природой чудной восхищаться, Крым невозможно сердцем не любить, На эту землю стоит возвращаться! Чтобы пройти по пушкинским местам, И ощутить и трепет, и волненье, Как повезло рождённым здесь стихам! Крым был и есть источник вдохновенья!

.А сейчас мы промчимся с вами в «машине времени » и вспомним ис торию нашего Крыма, которую каждый из нас должен знать. « …ибо нет будущего у поколения, которое не знает и не чтит своё прошлое.»

III. Этап усвоения знаний

1. « История Крыма»

Выступление лекторской группы I. (Кобец Артём и Покатаев Максим)

Выступающий 1. (слайд 1) Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7 - 23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока - воды Азовского моря и его залива Сиваша.

Выступающий 2 . (слайд 2)«Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» - вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века - Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

Выступающий 1 . (слайд 3)Херсонес Таврический был основан греками в VI в до н.э. и просуществовал ещё 2 тысячи лет. Руины Херсонеса расположены на территории Севастополя.

Выступающий 2. (слайд 4) С VIII по IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем. В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир. В «Повести временных лет» о крещении князя Владимира сказано следующее: « Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града Ггде собираются корсунцы на торг.»

Выступающий I (слайд 5)В XIII ведена территорию полу острова вторглись ордынские войска, и был образован Крымский улус, а позднее, с 1443г.- самостоятельное Крымское ханство. Развитие экономики и культуры Крыма и его растущее сближение с Русью были надовго остановлены ордынским нашествием.

Выступающий 2 (слайд 6). В 1475г.на Крымский полуостров вторглись войска султан ской Турции.Они захватили и разорили княжество Феодоро. Крымское ханство стало вассалом Турции.

2.« ЖИЗНЬ В БОРЬБЕ»

Выступление лекторской группы II.(Савичева Валерия и Пономарёв Владислав)

Выступающий 1 . (слайд 7) На протяжении многих лет Россия вела войны с Османской империей. Большую роль в этой борьбе сыграли А.В Суворов, М.И Кутузов и Ф.Ф. Ушаков.

Выступающий 2. (слайд 8) В 1854-1855гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны(1853-1856),более известной под названием Крымской. В сентябре 1854г. Соединённые армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. Война разрушила город до основания. Но и прославила его на весь мир.

Выступающий 1. (слайд 9) 349дней продолжалась оборона Севастополя под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С Нахимова, конр-адмирала В.И. Истомина.

Выступающий II . (слайд 10). В ноябре 1920 г. Разгром Врангеля в Крыму закончилась Гражданская война. После

Выступающий I . (слайд 11) Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. Многие соединения и части Красной Армии получили почетные наименования «перекопских», «сивашских», «керченских», «феодосийских», «симферопольских», «севастопольских». За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.

Выступающий II. (слайд 12) В ноябре2013г.- феврале2014г. В Украине разразился политический кризис. В Феврале 2014 г. На фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф.Янукович был отстранён от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности.

Звучит песня « Я знаю о войне лишь по наслышке.» исполняет Федькова Валерия.

  1. СКАЗАЛА МНЕ ОДНАЖДЫ МОЯ МУЗА… (слайд 13)

Крым на протяжении XIX-XXвеков стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именем А,С, Пушкина, Л,Н, Толстого, А,П, Чехова, И.К. Айвазовского и т.д.

Выступает группа чтецов: Бахарева К., Тищенко И., Мамбетова Э., Костырко В., Приходько Д. (Ребята читают стихи на разных языках о Крыме, весне, дружбе.)

О Феодосии

Над Феодосией угас Навеки этот день весенний, И всюду удлиняет тени Прелестный предвечерний час.

Захлебываясь от тоски, Иду одна, без всякой мысли, И опустились и повисли Две тоненьких моих руки.

Иду вдоль генуэзских стен, Встречая ветра поцелуи, И платья шелковые струи Колеблются вокруг колен.

И скромен ободок кольца, И трогательно мал и жалок Букет из нескольких фиалок Почти у самого лица.

Иду вдоль крепостных валов, В тоске вечерней и весенней. И вечер удлиняет тени, И безнадежность ищет слов. (Марина Цветаева)

Люблю весну

Шумить вода, шепоче вітер, Розтанув сніг і де-не-де Прокинулись найперші квіти - Це знов до нас весна іде. Люблю природи тихий гомін, Як пошепки шумлять гаї І вітру в полі тихий стогін, І як співають солов’ї. Люблю як зорі серед ночі Запалять вогники свої, Коли дівочі карі очі Поглянуть ніжно у мої. Люблю як сонце в небі сяє І посміхається мені, Люблю коли палке кохання До нас приходить навесні.?

Волны приходят, и волны уходят, Стелются пеной на берег отлогий, По морю тени туманные бродят, Чайки летят и кричат, как в тревоге,

Много столетий близ отмели дикой Дремлют в развалинах римские стены, Слушают чаек протяжные крики, Смотрят на белое кружево пены. (Валерий Брюсов)

(Перевод с языка иврит)

Я хочу, чтобы люди спокойно

Ложились, вставали,

Чтобы песни о счастье

С утра не смолкали,

Чтобы люди все жили В любви и согласии

И за светлое счастье!

4. ДОЛГАЯ ДОРОГА ДОМОЙ.

Выступает лекторская группа 3 (Крюкова Анна и Белоусов Геннадий)

Выступающий 1(слайд 14) В 1783 году Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791г.) между Россией и Османской империей. Из Манифеста Екатерины II 8 апреля 1783 года.

«Возвращая жителям тех мест силою его нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего, содержать их наравне с природными началами подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те прелости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется…».

Выступающий 2. (слайд 15) После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945г. - Крымская область РСФСР.

Выступающий 1. (слайд 16) 29. Октября 1948 года Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 « О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» определил статус города Севастополя в составе категории городов республиканского подчинения РСФСР.

Выступающий 2. (слайд 17) 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.

Выступающий 1.(слайд 18)

20 января 1991 г. в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%.

4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики. 26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику

Крым в составе Украины. В мае того же года принята конституция и введена должность президента. В марте 1995 г. решением Верховной Рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента упразднен. В декабре 1998 г. вступила в действие новая конституция Крыма. Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым. При принятии этого решения не были учтены результаты референдума 1991 года.

Выступающий 2 (Слайд 19)

16 марта 2014 года жителями Крыма было принято решение об отделении от Украины и проведение референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации (96 % «за» воссоединение с Россией).

17 марта 2014 г. была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.

18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

5.Видеоролик «Церемония подписания договора присоединения Крыма к России».

6.Слайд-шоу « Я- МЫ- КРЫМ- РОССИЯ »

IV.Рефлексия

1.Вопрос: каким вы видите будущее Крыма и России? (ученики рассуждают…)

2.На цветах которые у вас на партах напишите пожелание будущему себе, Крыму, России.

V. Подведение итогов

1.(ученики свои цветы с пожеланиями прикрепляют к доске « Крымская весна»). И У НАС С ВАМИ НАСТУПИЛА НАСТОЯЩАЯ ВЕСНА! И пусть сбудутся все ваши пожелания и никто никогда не посмеет их омрачить.

2.Звучит песня «Крым - фронт»

Спасибо всем. С вами было приятно общаться.

Классный час для 2 класса. Конспект "Путешествие по волшебному Крыму"

Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики" Республика Крым

Конспект классного часа для 2 класса "Путешествие по волшебному Крыму"

Описание: приглашаю всех в путешествие по дорогам Крыма, по заповедным местам прекрасного края.
Крым, как и Солнце, один в этом мире.
Крым-это степи в шуршащем ковыле,
Крым-это пики вершин в поднебесье,
Крым-это море, поющее песни...
(Л. Огерцова)
Назначение: материал будет интересен учителям начальных классов, воспитателям, любознательным родителям.
Цель: расширение и обогащение представления детей о Крыме.
Задачи:
-формировать представление детей о многообразии природы Крымского полуострова, как о прекрасном месте отдыха;
-развивать элементы экологического воспитания, позитивное эмоциональное отношение к природе;
-закрепить знания о правилах поведения в природе;
-воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, бережное отношение к природе.
Оборудование: карта Крыма, выставка книг о Крыме, изображение чайки.
Предварительная работа:
1.Беседы о Крыме.
2.Рассматривание фотоальбомов, книг, иллюстраций и фотографий о Крыме.
3.Чтение стихотворений, легенд.

Ход путешествия.
Я приглашаю всех в путешествие по дорогам Крыма, по заповедным и памятным местам этого прекрасного края. Мы вспомним памятные и красивые места нашего полуострова, пройдём по тропам гор, побываем в лесах и степях. Крым- это уникальное богатство природы.
Его называют"зелёный остров".
Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною сравним.
(Исмаил Гаспринский "Крым")

С какой птицей сравнивают наш Крым?
Можно ли назвать Крым островом?
Что на карте обозначают цвета:зелёный,коричневый,голубой?
Какими морями омывается Крым?
Что такое Крым?
Итак,мы начинаем своё путешествие.Чтобы не сбиться с пути,пригласим сказочную птицу-чайку,которая укажет правильный маршрут и самые и интересные места.


Чайка пролетает над прекрасной крымской местностью и видит три цвета: зелёный- степная часть полуострова, коричневый-Крымские горы, голубой цвет-моря, которые омывают наш полуостров.
Старинная легенда рассказывает.
Жил-был богатырь. Однажды подарил ему добрый волшебник три пояса: медный, серебряный и золотой. Обладал каждый пояс магической силой. Стоило богатырю надеть пояс медный, как мускулы его наливались твердью, и он готов был отразить любую напасть. Серебряный пояс приносил ему удачу, а золотой- здоровье.
Со сказочными поясами богатыря можно сравнить природные пояса Крыма. На степных просторах раскинулись поля,где выращивают хлеб, овощи, виноград, фрукты.


Красота Крымских гор манит путешественников за приключениями,за удачей,за незабываемыми впечатлениями. А берег ласкового Чёрного моря место отдыха и лечения -золотой пояс. Где подышать свежим воздухом, услышать шум морского прибоя, погреться в лучах ласкового солнца приезжают тысячи и тысячи люди.
Сказочная птица пролетает над северной частью полуострова.
Лишь запах чабреца,сухой и горьковатый
Повеял на меня- и это Крым степной.
Ворота на Крымский полуостров открывает город Джанкой.
Название Джанкой означает: Джан- милая, кой- деревня.
На полях люди выращивают сады, овощные культуры, раскинулись плантации виноградников, выпасывают отары овец.




Где рос подорожник
В степи ковыльной,
У дороги Чумацкой
Родник ключевой.
Здесь вырос посёлок-
Сказано в были,
С ласковым самым
Названьем Джанкой.

Под крылом чайки - восточная часть Крыма. Мы видим красивый древний город. Это приветствует нас город Евпатория- главная здравница полуострова, город-порт. Здесь круглый год отдыхают дети,больных детей лечат не уколами и таблетками, а морским воздухом, морской водой, ласковым солнцем, грязевыми ваннами, минеральной водой. У нас в Крыму есть родники, из которых течёт лечебная минеральная вода.



Город Евпатория-
Живая история,
Кузницей здоровья его называют
И здоровья городу желаем!

Мы видим на берегу высокие белоснежные дома. Это- Севастополь, город славы, город-герой.


Он главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран, здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали Крым от врагов.


Символ стойкости и славы,
Символ мужества веков,
Севастополь- город славы
И величья моряков!

Чайка летит вглубь полуострова, над необычными полями-лекарственными.Есть такое село Лекарственное,где выращивают лекарственные травы, а потом из них делают таблетки, мази, микстуры.



Наша мудрая чайка летит над Крымскими горами- южной частью полуострова.
Много-много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться,забурлила, закипела вода, поднялись волны, и из- под воды появилась суша. Это так появился наш полуостров Крым и наши Крымские горы.
Это было 200 миллионов лет назад. На месте полуострова было море Тетис. На дне которого отлагались слоями остатки живых организмов. После поднятия из воды, затвердевшие породы стали хрупкими, а под действием ветра, дождей, землетрясений, стали трескаться. Так образовался в горах Крыма Большой каньон- большая и глубокая трещина. Прошли миллионы лет неустанной работы воды и ветра, которые создали тот вид Большого каньона что открывается перед нами.


В каньоне протекают горные потоки, ручьи, источники. Самый крупный-Пания. Вода в горных ручьях очень прохладная +11 градусов.


В Большом каньоне Крыма, есть удивительно прекрасное место, где водопад роняет свои воды в глубокую природную ванну- Кара-голь.Это жемчужина каньона Ванна Молодости.


Пройдя длинный утомляющий путь, путники с большим удовольствием окунаются в прохладную воду. Сразу появляются силы и ощущение свежести. А то,что купальщики быстро покидают ванну,говорит о возвращении молодости и бодрости.
Уникальная природа каньона требует особого отношения к ней. В 1947 году Большой каньон Крыма был объявлен памятником природы. А с 1974 года территория является ландшафтным заказником.
На землях заказника запрещается:
-рвать цветы, рубить деревья;
-разжигать костры, ночевать, устанавливать палатки;
-проводить любые действия, которые могут разрушить экологическую обстановку.

Перелетев через горные перевалы, перед нами открывается узкая полоска суши- южный берег Крыма.


Прикрытая горами от ветра,с мягким тёплым климатом, с богатой растительностью-у людей излюбленное место отдыха. Ялта- всемирно известный город курорт. Возле Медведь-горы находится детский оздорововительный лагерь "Артек",Никитский ботанический сад.




....И пусть увижу всю планету,
Я одно как должное приму-
Что нигде такой вот Ялты нету,
Ты одна и ждёшь меня в Крыму.


Дальше нас встречает город-герой Керчь-самая восточная точка Крыма.
За героическую битву на горе Митридат,за стойкость и храбрость, городу было присвоено звание"город-герой"

Воссоединение Крыма с Россией

Классный час - тема: «Воссоединение Крыма с Россией»

ЦЕЛИ: Воспитание достойных граждан, патриотов своей Родины;

    воспитание любви к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, формирование знаний о своем Отечестве, складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа;

    воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений;

    воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания людей других национальностей; развивать мышление и речь учащихся, способствовать сплочению классного коллектива

Форма мероприятия : классный час, выступление групп.

Методическое обеспечение мероприятия и средства обучения : технология деятельностного подхода, элементы личностно-ориентированной технологии, компьютерные технологии.

Формирование познавательных УУД : расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко – культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства; формировать ключевые компетенции в области литературы, географии, информационных технологий; развитие познавательного интереса в разных областях знаний и в проектной деятельности; исследовательского опыта.

Формирование личностных УУД: опыта; формировать активную позицию, направленную на участие учащихся в экономической и социально-политической жизни своей страны, коммуникативных навыков; творческих способностей, актёрского и исполнительского мастерства учащихся.

Формирование регулятивных УУД: воспитание патриотических чувств, толерантности и уважения к этническому многообразию населения Крыма.

Оборудование: компьютерная презентация, музыкальные произведения

Ход мероприятия

(слайд №2) Эпиграф к классному часу:

Союз, порядок с тишиною

Идут господствовать страною,

Где царствовала вечно ночь:

Где слабый свет луны считался

Единым светом искони.

Восстани Крым! твой сон прервался.

Тебе наступят, ясны дни.

Мотивационно - целевой этап:

Показ видеофрагмента «От скифов до наших дней. (СЛАЙД №3)
Как менялась карта Крыма
за 3 тысячи лет. Звучит песня В.Цыгановой «Это Крым».

УЧИТЕЛЬ: Ребята как вы думаете, какой теме посвящен наш классный час?

(Наш классный час, посвящен воссоединению Крыма с Россией.)

1) История Крыма.
Вспомним немного истории о названии и местоположении полуострова. (СЛАЙД №4)
Для этого вернемся на три тысячелетия назад.История Крыма очень интересна и овеяна веками. Полуостров Крым находится на востоке Европы… Крым от тюркского слова «кырым», что означает - «вал», «ров», «стена». Огромный ров (вал) 8,5 км был построен 2 тысячи лет назад и разделил материк и полуостров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров).
На протяжении многих веков и тысячелетий древности земля Крыма пережила множество переселений и завоеваний.

Давайте посмотрим, кому принадлежал Полуостров за з тысячи лет. (СЛАЙД №5)

Выступление 1 группы: (знакомство с географией Крыма).

«Греческие поселения».

1 учащийся (греческий костюм):


Слайд №6 Греческие поселения в Крыму начали появляться во второй половине VII века до н.э. и к средине VI века до н.э. греки освоили все побережье. Первым был Пантикалей (Феодосия), основанный на восточном побережье выходцами из древнегреческого города Милета – крупного торгового центра на побережье Малой Азии.

2 учащийся (греческий костюм):

Слайд №7

V веке до н.э. на крымском побережье возникли два самостоятельных греческих государства – Боспорское автократическое государство со столицей Пантикалей и демократическая рабовладельческая республика Херсонес Таврический , рабовладельческая республика с демократической формой правления, в состав которой вошли земли западного Крыма – Гераклейский полуостров, Керкинитида (современная Евпатория) и Калос-Лимени (Черноморское)..

1 учащийся:
Греческие колонисты завезли на побережье Крыма кораблестроение, выращивание оливковых и других деревьев, виноградарство. Они выращивали пшеницу и ячмень – Боспор(Керчь) был крупнейшим поставщиком зерновых в Грецию, особенно в Афины, и на многие острова.

2 учащийся:

Также греки строили храмы, театры, стадионы, занимались разными ремеслами. Ткани, оружие, ювелирные, бронзовые и керамические изделия греческих мастеров отличались высоким художественным уровнем и шли не то только на удовлетворения спроса греческого населения, но и варваров, прежде всего скифской и другой знати.

3 учащийся:

Слайд №8

Во второй половине IV века на территорию Крыма ворвались гунны, представляющие собой сильный союз племенного типа, сложившийся в степях и пустынях Центральной Азии. Они прошли по степному Крыму, сметая на своем пути оставшиеся поселения скифов и сарматов, а после длительной борьбы, под их ударами погибло и Боспорское царство.Греческие поселения гунны превратились в груды развалин, и жизнь в них прекратилась.

Слайд №9
4 учащийся: В 1475 г. на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции. Они захватили и разорили Крымское ханство, и Крым оказался под властью Турции (Османской империи). Османское господство в Крыму закончилось после русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Крым вошел в состав России при Екатерине Великой в 1783 году. На полуострове воевал Суворов, Кутузов в одном из сражений потерял здесь глаз.


5 учащийся: В 1783 году после русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) Крым был присоединен к Российской империи. Это способствовало укреплению России, ее южных границ обеспечивало безопасность транспортных путей на Черном море.

Слайд №10

6 учащийся:

Из Манифеста Великой Императрицы Екатерины II
о присоединении Крымского полуострова,

острова Тамани с всея Кубанской стороны к России,

1783 год, 8 апреля

Слайд №11

7 учащийся:

Божiею Милостiю
Мы
Екатерина Вторая
Императрица и Самодержица Всероссiйская,
и прочая, и прочая, и прочая.

В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым. Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно.

Дан в престольномъ Нашем граде Святого Петра, апреля 8 дня отъ Рождества Христова 1783, а государствованiя Нашего въ двадцать первое лето. Екатерина Вторая

Слайд №12

8 учащийся: Большинство мусульманского населения покинуло Крым, перебравшись в Турцию, край обезлюдел и пришел в запустение, Чтобы возродить полуостров, князь Г. Потемкин, назначенный губернатором Тавриды, стал переселять из соседних районов крепостных и отставных солдат. Так появились на крымской земле новые деревни Мазанка, Изюмовка, Чистенькое... Труды Светлейшего князя не прошли даром, экономика Крыма стала быстро развиваться, разбивались сады, виноградники, табачные плантации на Южном берегу и в горной части. На берегу превосходной природной гавани закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. У небольшого городке Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической губернии.

Слайд №13

9 учащийся: В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. Имена многих героев той войны живы в памяти людей до сих пор, одна из них Дарья Севастопольская.

Слайды №14,15

10 учащийся: Известно о Даше очень мало. Когда началась Крымская война, длившаяся три года, ей было всего семнадцать лет. Родилась Даша в 1836 году на окраине Севастополя в поселке Сухая Балка в семье матроса 10-го ластового экипажа Лаврентия Михайлова. Известно только, что мать Даши тоже была дочерью матроса и зарабатывала на жизнь стиркой белья. С двенадцати лет Даша тоже начала стирать белье и на заработанные деньги даже смогла приобрести корову, но это было ее единственное богатство. А в 1853 году в кровопролитном бою при Синопе погиб отец. Но и при жизни отца его жалованье было невелико – ведь на моряках казна экономила. Маленькая худенькая девушка с толстой русой косой осталась в своем ветхом, полуразвалившемся доме совсем одна.

Как жить дальше? В ее положении любой бы отчаялся, но не Даша. Трудное одинокое детство закалило ее характер, от природы далеко не робкий и сострадательный. Тяготы и нужда не ожесточили Дашу, наоборот, пробудили в ее отзывчивом сердце сочувствие к другим людям и желание помочь. Мужества и стойкости ей, выросшей без родительской заботы и ласки, было не занимать, а ведь обстановка была кошмарная. Что говорить – война…

И тогда Даша совершила поступок, странный для постороннего взгляда. Соседи решили, что, видно, бедная сирота тронулась умом от горя и страданий, но она действовала совершенно осознанно и целеустремленно, по велению своего сердца. Отрезала косу, переоделась в форму матроса, продала все свое имущество, обменяла свою драгоценную корову, которая не давала ей умереть с голода, на лошадь с повозкой. Накупила уксуса и белого полотна и превратила свою повозку в перевязочный пункт.

Дашина повозка двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны - Альминское. Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя.

Целыми днями, без устали, Даша ездила на передовую и обратно, вывозя раненых, за которыми некому было ухаживать, при этом не разбирая, кто перед ней – русский, француз, англичанин или турок. Многие оставались лежать на голой земле, истекающие кровью, без всякой помощи. И тогда Даша являлась к раненым, как светлый ангел, как последняя надежда.

«Потерпи, любезный, все будет хорошо, миленький», – с этими словами Даша обмывала и перевязывала раны. Как могла, она старалась облегчить участь раненых. Солдаты так полюбили свою молоденькую «сестрицу», что очень часто, умирая, завещали ей кто часы, кто деньги.

Дарья вернулась в Севастополь, где до конца своих дней тихо и скромно прожила на родной Корабельной стороне. Родственников никого в живых не осталось, и Дарья Лаврентьевна коротала свои дни в покое и одиночестве. Старожилы вспоминали, что она умерла в 1910 году и была похоронена на кладбище в Доковом овраге. Могила самоотверженной женщины не сохранилась, на месте кладбища теперь разбит сквер, но память о Даше Севастопольской живет в народе, и это главное.

Слайд №16

11 учащийся: В Севастополе, находившимся под обстрелом, царил хаос. Знаменитый адвокат Анатолий Федорович Кони вспоминал: «Заслуженный генерал рассказывал мне следующий эпизод из последних дней жестокой бомбардировки многострадального Севастополя, когда в день выбывало из строя ранеными и убитыми до трех тысяч человек; начальник, которого рассказчик, будучи еще молодым поручиком, сопровождал ночью на позиции, не мог удержаться от горестного восклицания при постоянной встрече с носилками, на которых несли умирающих. Из темной массы живого «прикрытия», лежавшего на земле, поднялась чья-то голова и ободряющий голос произнес: «Ваше превосходительство, не извольте беспокоиться: нас еще дня на три хватит!»

Слайд №17

12 учащийся: Война, начавшаяся 22 июня 1941 г., очень быстро докатилась до крымской земли. Началась Вторая героическая оборона города, длившаяся 250 дней. За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями. Недаром Севастополь зовется городом русской славы, городом русских моряков.
В Крыму наши войска несли потери,
Сраженья шли за каждый метр земли.
Держали крепко оборону и плацдармы,
В атаку шли и в рукопашный бой.
Снаряды землю нашу в клочья разрывали,
Но каждый воин дрался как герой.
В 42-м пришлось нам Крым оставить,
По всем фронтам враг начал наступленье.
Вступили в «рельсову» войну и партизаны,
Они в тылу на немцев наводили страх.
Сопротивление затронуло и другие страны,
Земля горела под ногами ненавистных «шваб»
Исход войны был разрешен тогда на Волге
Здесь потерпели крах фашистские войска
Освободили Керчь и Севастополь позже
Присвоив статусы для них - «Герои-города».

Весь мир, затаив дыхание, пристально следил за событиями в Крыму в 1945 году. В феврале 1945 года в Ливадийском дворце состоялась конференция глав трех держав - СССР, США и Великобритании. На Крымской (Ялтинской) конференции были приняты решения, связанные с завершением войны с Германией и Японией, и установлением послевоенного мирового порядка.
Слайд № 18

13 учащийся: 19 февраля 1954 года вышел указ о передаче Крымской области Украине. Сегодня многие считают, что Хрущев от имени России сделал Украине царский подарок. Тем не менее указ подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР Ворошилов, а подписи Хрущева в документах, касающихся передачи Крыма Украине, нет вообще.

Слайд №19,20

14 учащийся: 16 марта 2014 года в результате проведенного референдума был подписан
Слайд № 21

учащийся: Указ Президента РФ от 17 марта 2014 г. N 147 "О признании Республики Крым"

Россия признала Крым независимым государством!
Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, признана суверенным и независимым государством.
Отметим, что 16 марта 2014 г. состоялся общекрымский референдум, на котором подавляющее большинство населения Республики проголосовало за присоединение к России. Ранее, 11 марта постановлением Верховного Совета Крыма была принята Декларация о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя. В соответствии с ней в случае принятия на референдуме 16 марта решения о вхождении в состав России Крым объявляется независимым и суверенным государством с республиканской формой правления.
Указ вступает в силу со дня его подписания.

Слайд №23

Учитель : История Крыма продолжается. Впереди жизнь целых поколений. И именно нам предстоит сделать эту землю процветающей и мирной. На гербе Республики Крым написано «Процветание в единстве!», а это значит, что только под мирным небом и в содружестве всех наций мы сможем сделать нашу землю процветающей и богатой.

Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
(Н. Полякова. Родина моя)

Слайды №24,25

Показ видеофрагмента «В столице Крыма гулянья продолжались до глубокой ночи»

Показ видеофрагмента «Симферополь празднует присоединение к России»

Конспект занятия для 7-8-9 класса «Россия и Крым - вместе».

Описание материала: План-конспект парламентского урока «Россия и Крым – вместе». Это конспект виртуальной экскурсии в историю Крыма, а также обзор достопримечательностей полуострова. Материал рассчитан для учащихся средних классов (также для коррекционных школ), может использоваться как учителями истории, так и классными руководителями для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Цель: Разъяснение учащимся исторического значения, оснований воссоединения России и Республики Крым.

Задачи:
- Формировать представления об истории Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени;
- Возобновление памяти о совместных героических страницах истории России, Крыма;
- Формирование представления о будущем Крыма, Севастополя как субъектов Российской Федерации.
- Развивать познавательные способности,
- Воспитывать гордость за свое отечество.
- Формировать чувство патриотизма
- Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Основные термины: достопримечательности, референдум

Оборудование и материалы: проектор, экран, музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Россия и Крым – вместе», видеоролик «Здравствуй Крым».

Ход занятия:

I. Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас будет урок по актуальной теме: «Россия и Крым – вместе». Мы с вами рассмотрим историческую связь России и Крыма, достопримечательности этого края.

II. Основная часть
Заселение полуострова Крым людьми произошло в глубокой древности. Как установили ученые, первые люди появились здесь 100 тыс. лет назад, ещё в эпоху каменного века. Древнее название Крыма – Таврия (от племени тавров).

В VII в. до н.э. на Черноморском побережье началось основание древнегреческих колоний. Наиболее известными среди них были Херсонес Таврический (ныне Севастополь), Пантикапей (ныне Керчь), Феодосия, Ольвия и др.

В V в. до н.э. греческие города-государства Восточного Крыма объединились в единое Боспорское царство

Начиная с VI в. по территории Восточной Европы прокатились волны нашествий новых кочевых племен – аваров и тюрков. Затронул этот процесс и Крым. В это же время сюда началось проникновение и славянских племен, которых античные авторы называли антами. В VII в. вся территория Крыма, кроме Херсонеса, была завоевана хазарами и вошла в состав могущественного Хазарского каганата.

Новая страница крымской истории началась с возникновением на обширных просторах Восточной Европы в конце I тыс. нового государства – Древней Руси.

Именно в Крыму в древнем Херсонесе (по-древнерусски Корсунь) в 988 г. состоялось крещение князя Владимира, которое было распространено им на территорию всего Древнерусского государства.

Монгольское нашествие XIII в. коренным образом изменило историю многих народов Евразии. На территории Крымского полуострова образовалось Крымское ханство.

В это же время в Восточной Европе набирало силы Великое княжество Литовское. Началась борьба Московского княжества с Великим княжеством Литовским за земли Чернигова и Смоленска. В ходе этой борьбы крымский хан Менгли-Гирей стал надёжным союзником государя всея руси Ивана III. Между Бахчисараем и Москвой были установлены дипломатические отношения.

Однако период военно-политического сотрудничества оказался недолгим. Уже с первого десятилетия XVI в. крымцы стали совершать набеги на московские земли.

В 1687 и 1689 гг. московское войско совершило походы на Крым, правда, особых успехов не добилось.

Крымский полуостров в Новое время. Становление России как великой державы в XVIII столетии сопровождалось расширением государственных границ.

Итогом русско-турецкой войны 1768-1774 гг. стало признание Турцией независимости Крыма. А императрица Екатерина II 8 апреля 1783 г. издала манифест о присоединении Крыма к России. Это способствовало экономическому и демографическому развитию России в целом. На Чёрном море строились порты – Одесса, Николаев, Севастополь, быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство и торговля, а чуть позже и промышленность. Огромные пространства заселялись переселенцами с украинских и великорусских земель. Это переселение затронуло и Крым. Значительная часть крымских татар покинула полуостров и переселилась в Турцию.

Однако мирное развитие было прервано начавшейся в 1853 г. и трагически для Росси завершившейся войной с коалицией европейских держав и Турцией. Её основные сражения развернулись в Крыму. Поэтому и сама война получила название Крымской.

Крымская война завершилась подписанием Парижского мирного договора, одним из унизительных условий которого стал запрет для России иметь на Чёрном море свой флот. Только в 1870 г. благодаря дипломатическим усилиям канцлера А.М. Горчакова Россия восстановила это право.

История Крыма в составе Российской империи тесно связана и с её культурой, прежде всего, с эпохами Золотого и Серебряного веков. Крыму посвящали своё творчество А.С Пушкин «Бахчисарайский фонтан», Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», А.К. Толстой «Крымские очерки». Здесь создавали свои живописные полотна И.К. Айвазовский, И.И. Левитан.

Крым в советскую эпоху. 18 октября 1921 года в составе РСФСР была образована Крымская автономная социалистическая республика.

Страшной трагедией для народов Крымского полуострова стала Великая Отечественная война. Начавшись 22 июня 1941 г. она быстро докатилась до территории Крыма. Приморская армия отступила к Севастополю. Началась Вторая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней – с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г. Это было время тяжелых, кровопролитных боев, проходивших с переменным успехом.

Гитлеровская Германия планировала присоединить Крым к территории Третьего рейха, как область для немецкой колонизации и развития курортного отдыха. Крым был освобожден весной 1944 г. Города Керчь и Севастополь были удостоены высокой награды, став городами-героями СССР.

Крым в составе Украины. В 1954 г. Советский Союз с размахом отмечал трёхсотлетие событий Переяславской рады. 8 января 1654 г. украинские казаки во главе с гетманом Б. Хмельницким в Переславле присягнули на верность русскому царю. В честь этого замечательного юбилея Украинская ССР получила от братской Российской республики поистине царский подарок. По инициативе Н.С. Хрущева Генерального секретаря КПСС 19 февраля Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», а 26 апреля этот же орган принял соответствующий закон.

Это решение не соответствовало в полной мере советскому законодательству, так как никаких плебисцитов, соцопросов, а тем более референдумов не проводилась. Однако согласно Конституции СССР территория советских республик не могла меняться без их согласия, которое могло быть получено от Верховного Совета, но никак ни от Президиума. Власть как всегда приняла решение, по своему усмотрению не спросив мнения народа.

Этому процессу просто не придавалось существенного значения. Ведь территории передавались в рамках одной страны. Никому и в голову не приходило, что ситуация может измениться.

В 1991 г., охваченный серьезным экономическим и социально-политическим кризисом Советский Союз распался.

Россия же, преодолев тяжелое время начала восстанавливаться. После 1998 г. экономика страны медленно стала выбираться из пропасти, проблемы начали решаться. Однако отношения с Украиной по-прежнему были сложными. Существенный вклад в это вносили украинские власти, которые проводили и продолжают проводить антироссийскую, антирусскую политику. Для укрепления этих позиций пересматривается и переписывается история страны, пишутся новые учебники для школ, которые должны сформировать новое поколение украинцев, обладающих антироссийским мировоззрением. Это вызывает отторжение у русских, проживающих на Украине, и особенно в Крыму.

Особенно ситуация обострилась в 2014 г. После того, как националистически настроенные представители политической элиты Украины в феврале, в ходе антигосударственного переворота захватили власть ситуация по дальнейшей украинизации населения страны стала ещё более острой. Это потребовало срочно принимать решение, от которого будет зависеть судьба крымских народов.

И решение было принято и воплощено в жизнь самими крымчанами. На этот раз Россия не могла оставить народ без поддержки. В марте 2014 года в Крыму прошел референдум, где большинство населения (почти 96%) проголосовало за присоединение к России.

Особые отношения связывают Крым и Татарстан. 29 марта учреждено Постоянное представительство РТ в Республике Крым. Постоянным представителем Татарстана в Крыму назначен Ильмир Темиргалиев.

III. Викторина для внимательных
1. Назовите поэтов и писателей в чьем творчестве отразились красоты Крыма. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой)

2. Где находился Ханский дворец? (Бахчисарай)

3. Назовите древние города Крыма. (Херсонес, Феодосия, Керчь)

4. Как называется? (фотография)

(Ласточкино гнездо)

5. В каком году Крым был передан Украине? (1954 г.)

6. В каком городе князь Владимир принял крещение? (Херсонес)

7. Назовите столицу Республики Крым. (Симферополь)

8. Назовите города-герои Крыма. (Севастополь, Керчь)

А теперь я предлагаю вам посмотреть небольшую видео-экскурсию по Крыму.

(просмотр видео «Здравствуй Крым!»).

IV. Рефлексия

Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?

Что вам запомнилось больше всего?