МСЭ - это медико-социальная экспертиза. Где и как проводится

    Приложение. Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н
"Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы"

С изменениями и дополнениями от:

Установлен порядок организации и деятельности ФГУ медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Указанная сеть учреждений включает в себя Федеральное бюро МСЭ, главные бюро МСЭ, подведомственные Минтруду России и другим федеральным ведомствам, а также их филиалы - бюро МСЭ в городах и районах.

ФГУ МСЭ устанавливают структуру и степень ограничения жизнедеятельности, определяют потребность освидетельствуемого лица в различных мерах соцзащиты, включая реабилитацию. Также они изучают причины, факторы и условия, влияющие на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализируют ее распространенность и структуру.

В состав бюро входят не менее 3 специалистов. Это врачи по МСЭ, психологи, специалисты по реабилитации. При необходимости привлекается специалист по социальной работе.

ФГУ вправе направлять граждан, проходящих МСЭ, на обследование в медорганизации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, а также в научно-практические центры МСЭ и реабилитации инвалидов. Цель - уточнить клинико-функциональный диагноз, профессиональные возможности, провести экспертно-реабилитационную диагностику.

Решения бюро можно обжаловать в вышестоящие инстанции либо в судебном порядке.

Если решение не отменено и не изменено, оно обязательно для исполнения соответствующими органами и организациями.

Структура и штатное расписание ФГУ МСЭ устанавливаются руководителем учреждения.

Руководитель ФГУ МСЭ назначается на должность и освобождается от нее главой органа власти, в ведении которого находится учреждение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальному объединению инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Актуальность проблемы определяется наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности и несовершенство нормативно - правовой базы, регулирующей отношения между инвалидами и государством. По данным Минздравсоцразвития Российской Федерации, ежегодно численность инвалидов в стране увеличивается на 1 млн человек, сейчас пенсию по инвалидности получает почти каждый десятый россиянин.

В связи с этим была образовано государственное учреждение медико - социальной экспертизы, в которое граждане обращаются при потере трудоспособности, где определяют степень потерянной функции (в процентах) и выдают справки на основании которых граждане РФ получают льготы и пособия в учреждениях по социальной защите населения и Пенсионном фонде России.

Целью курсовой работы является изучение особенностей деятельности государственных учреждений медико - социальной экспертизы в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

1) Раскрыть понятие медико-социальной экспертизы.

2) Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую данную сферу;

3) Рассмотреть основные направления деятельности государственных учреждений медико - социальной экспертизы;

4) Изучить задачи и функции данных учреждений.

5) Изучить этапы развития учреждений МСЭ.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере оказания социальной помощи гражданам в Российской Федерации.

Предметом исследования является функционирование и реализация нормативной базы РФ, регулирующей деятельность государственных учреждений медико - социальной экспертизы.

Структура курсовой работы включает в себя вступление, в котором раскрывается актуальность темы, цель и задачи курсовой работы, а также объект и предмет исследования. Основную часть, которая включает в себя две главы, отражающие исследование по поставленным задачам по деятельности государственных учреждений медико - социальной экспертизы в Российской Федерации. Также заключение, в котором делаются выводы и подводятся итоги по выполненной работе. Курсовая работа содержит список использованных источников, состоящий из нормативно-правовых актов, научно-методической литературы и интернет ресурсов.

экспертиза медицинская социальная учреждение

ГЛАВА 1. УЧРЕЖДЕНИЯ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1.1 Медико-социальная экспертиза. Основные понятия, направления

Медико - социальная экспертиза (МСЭ) -- один из видов медицинской экспертизы. Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Учреждения медико-социальной экспертизы в Российской Федерации находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты, за исключением Главного бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства, которое подведомственно соответствующему агентству в структуре Министерства здравоохранения.

Порядок организации и деятельности учреждений медико-социальной экспертизы регулируется Приказом Минтруда России от 11.10.2012 №310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы".

Учреждения медико-социальной экспертизы в установленном законом порядке проводят освидетельствования граждан с целью установления группы инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а также изучают распространенность и структуру инвалидности, причины, факторы и условия, влияющие на возникновение, развитие и исход инвалидности.

Установление группы инвалидности представляет собой определение потребности граждан в мерах социальной защиты (в том числе реабилитации) на основе ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

1.2 Задачи, функции и структура учреждений МСЭ

Основными задачами федеральных казённых учреждений медико - социальной экспертизы являются:

* установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

* разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

* изучение уровня и причин инвалидности населения;

* участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

* определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

* определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством.

ЗАДАЧИ ГЛАВНОГО БЮРО МСЭ

* установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию;

* изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

ФУНКЦИИ ГЛАВНОГО БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:

* рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

* проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

* проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а также освидетельствование по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;

* координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

* в случае проведения освидетельствования:

Ш устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

Ш определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

Ш определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает и корректирует программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

* определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

ФУНКЦИИ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:

* проводит освидетельствование граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;

* разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

* устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности;

* определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

* определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

* разрабатывает и корректирует программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

* определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

* дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

* участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

* формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

* представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста. СТРУКТУРА. Структура учреждений системы государственных учреждений МСЭ достаточно многогранны и состоит из нескольких ступеней. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Современная история учреждений медико-социальной экспертизы началась 27 апреля 1918 г. когда Народный Комиссариат общественного презрения был преобразован в Комиссариат социального обеспечения, и началось формирование врачебно-трудовых комиссий предшественников современных учреждений медико-социальной экспертизы. Таким образом, системе медико-социальной экспертизы Российской Федерации в 2008 году исполнилось 90 лет.

Пройденный медико-социальной экспертизой путь развития, начиная с врачебно-трудовой экспертизы, создания, становления и развития медико-социальной экспертизы на всей территории России можно подразделить на ряд этапов определяемых особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

· Первый этап - экспертиза трудоспособности граждан в России до 1918 года.

· Второй этап - становление врачебно-трудовой экспертизы (1918 - 1929).

На этом этапе вопросы формирования врачебно-трудовой экспертизы решаются в рамках формирующейся системы государственного социального обеспечения трудящихся.

· Третий этап (1930 - 1940) - развитие врачебно-трудовой экспертизы.

Постановление ЦК ВКП(б) от 28 сентября 1929 года послужило мощным стимулом к совершенствованию работы по врачебно-трудовой экспертизе в начале 30-х годов. Был пересмотрен состав врачей-экспертов, проведена проверка и изучен состав инвалидов, принято решение о создании научно-исследовательских институтов.

· Четвертый этап (1941 - 1955) - врачебно-трудовая экспертиза в военные и первые послевоенные годы.

В период Великой Отечественной войны контингент инвалидов значительно изменился за счет роста лиц с последствиями огнестрельных, минно-взрывных ранений, поражением опорно-двигательного аппарата. Создавались госпитальные ВТЭК, которые сыграли большую роль в своевременном и квалифицированном обслуживании военных контингентов, увольняемых из армии по болезни или ранению.

· Пятый этап (1956 - 1994) - совершенствование врачебно-трудовой экспертизы. На этом длительном этапе создавалась и совершенствовалась система врачебно-трудовой экспертизы.

· Шестой этап (с 1995г. - по настоящее время) - формирование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России

В развитие новых подходов в 1995 году была разработана современная концепция инвалидности, которая легла в основу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, и законодательно закреплен социальный институт "медико-социальной экспертизы".

Введение Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", действующего и по наши дни, определило государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ", было определено новое понятие "инвалид", основания для определения инвалидности в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, понятие "реабилитация инвалидов" и "индивидуальная программа реабилитации инвалидов", а также возложены функции признания граждан инвалидами на федеральные учреждения медико - социальной экспертизы. В новой трактовке "инвалид" - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

На учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются задачи не только по установлению группы, причины и сроков наступления инвалидности, но и по определению потребностей инвалидов в мерах реабилитации и разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида.

В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было принято Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы". В соответствии с которым в субъектах Российской Федерации начался процесс по созданию на базе врачебно-трудовых экспертиз учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы. Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами" было утверждено Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы а несколько позже "Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико - социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы", утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997 г. №1/30.

В течение 1996 г. велась работа по упразднению врачебно - трудовых экспертных комиссий, и началось создание государственной службы медико- социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ. К 1998 году во всех субъектах РФ завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. На 1 января 1999 года в стране функционировало 1573 бюро МСЭ и 274 состава главных бюро МСЭ. В таком статусе система просуществовала вплоть до 2005 года. Вскоре все действующие врачебно - трудовые экспертные комиссии были реорганизованы в учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы.

В 1998 г. с целью единообразного подхода к применению нормативных документов по установлению инвалидности и сохранения принципов преемственности в учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы было передано освидетельствование детского населения, которое ранее осуществлялось в лечебно - профилактических учреждениях. Началось формирование и развитие сети педиатрических бюро медико - социальной экспертизы.

Принятый в 1998 г. Федеральный закон №125 - ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возложил на учреждения МСЭ обязанность по разработке программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

По установлению степени утраты профессиональной трудоспособности введены и ныне действуют: Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. №789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001 г. №56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания".

Началом очередного этапа развития государственной службы медико - социальной экспертизы стал 2004 год. В целях реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" изданы Постановление правительства РФ от 16.12.2004 г. №1646-р "О создании федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" и Постановление Правительства РФ от 16.12.2004 г. №805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико - социальной экспертизы" согласно которых определено, что учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы во всех субъектах Российской Федерации реорганизуются в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы "Главные бюро медико-социальной экспертизы" по субъектам Российской Федерации. Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, главные бюро медико - социальной экспертизы, имеющие бюро в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (с июня 2008 г. в ведении Федерального медико-биологического агентства).

Введены новые нормативно - правовые документы по медико - социальной экспертизе: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005 г. №535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико - социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы" и Постановление Правительства РФ то 20.02.2006 г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", утвердившее Правила признания лица инвалидом, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. №2347-р Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.11.2004. г. №287 утверждена форма индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) (в последствие в августе 2008 г. утверждены и с 01.10.2008 г. введены новые формы ИПР инвалида и ИПР ребенка - инвалида).

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №247 "О внесении изменений в правила признаний лица инвалидом" определен новый порядок установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории ребенок - инвалид до достижения 18 лет) и введен Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок - инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок - инвалид").

Последний этап реорганизации учреждений медико-социальной экспертизы начался в 2008г., когда в соответствии с указом Президента РФ от 12.05.2008г. №724 "Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 №423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) в ведении которого находились учреждения медико-социальной экспертизы было ликвидировано. Функции упраздняемого Росздрава были переданы Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА России).

Положению о Федеральном медико-биологическом агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. №206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве"), ФМБА России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая организацию проведения медико-социальной экспертизы.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 ноября 2009 года № 906-н "Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" были определены задачи и функции федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.04.2011 г. № 295н был утвержден Административный регламент по проведению медико-социальной экспертизы. Административный регламент по проведению медико-социальной экспертизы - это сводный документ, который обобщает всю нормативно-правовую базу по медико-социальной экспертизе и прописывает общий порядок работы МСЭ простым, четким и доступным языком, что очень важно для граждан, которым непросто ознакомиться со всеми документами, который регламент объединяет. С его помощью человек будет знать, какие требования избыточны. Административный регламент предусматривает описание последовательности действий не только гражданина, но и специалистов, предоставляющих эту государственную услугу. В регламенте впервые были четко прописаны сроки предоставления услуги - после подачи заявления на проведение экспертизы выделено максимум 30 дней. Указан полный перечень необходимых документов при подаче заявления гражданином, а также требования к условиям и организации обслуживания лиц направленных на освидетельствование. Кроме того, подача заявлений, получение направлений и получение решений федеральных государственных учреждений МСЭ может осуществляться в электронном виде посредством Единого портала государственных услуг.

В настоящее время в федеральных государственных учреждениях медико - социальной экспертизы работает более 10 тыс. врачей и специалистов, почти половина которых имеют высшую и первую квалификационные категории. Выполняя задачи по определению потребности инвалидов в мерах, средствах реабилитации и реабилитационных услугах, по разработке ИПР и оценке эффективности их реализации федеральные учреждения МСЭ тесно взаимодействуют с лечебно-профилактическими учреждениями, службой занятости населения, региональными отделениями Фонда социального страхования, протезно - ортопедическими предприятиями и другими заинтересованными службами.

За свою многолетнюю историю учреждения ВТЭК/МСЭ неоднократно реорганизовывались. За время прошедшее со дня создания первых врачебно-трудовых экспертных комиссий ситуация в медико-социальной экспертизе в значительной степени изменилась в лучшую сторону повышен статус учреждений медико-социальной экспертизы, улучшилось их финансирование и материально-техническое оснащение учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена сложившаяся система организации деятельности государственных учреждений медико-социальной экспертизы, также освещены этапы развития системы медико-социальной экспертизы в России.

Для изучения данной темы было поставлена цель: изучить особенности деятельности государственных учреждений медико - социальной экспертизы в РФ, которая была достигнута решением задач.

Итак: Медико - социальная экспертиза -- один из видов медицинской экспертизы. МСЭ - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Данную сферу деятельности регулирует федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последними изменениями Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ) в частности ст. 8, которая гласит: Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Тем самым, данная статья указывает основные положения деятельности государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Так же деятельность учреждений МСЭ разделена на несколько этапов и ведет свою историю с 1918 года. За время прошедшее со дня создания первых врачебно-трудовых экспертных комиссий ситуация в медико-социальной экспертизе в значительной степени изменилась в лучшую сторону повышен статус учреждений медико-социальной экспертизы, улучшилось их финансирование и материально-техническое оснащение учреждений.

СПИСОК ИСЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 32, с.; 20 см. - 30000 экз. - ISBN 978-5-392-01917-5.

2. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года]. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 27 с.; 20 см. - 5000 экз. - ISBN 978-5-8041-0563-2\

3. Российская Федерация. Законы. О социальной защите граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [Принят Государственной Думой 24 ноября 1995, одобрен Советом Федерации 24 ноября 1995 года (с последними изменениями Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ)]. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 27 с.; 20 см. - 5000 экз. - ISBN 958-5-4641-0983-5\

4. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 (с последними изменениями Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ)М.: РГ-Пресс, 2012. - 27 с.; 20 см. - 5000 экз. - ISBN 158-5-1985-0883-5\

5. Правовые основы медико-социальной экспертизы. Учебник / Зуева Р.А. - М.: Мастерство, 2010. - 208 c.

6. Медико-социальная экспертиза. Учебник / Сергей Пузин, Джульетта Лаврова Издательство: Медицинское информационное агентство ISBN 5-89481-473-1; 2008 г.

7. Медико-социальная экспертиза и реабилитация в кардиологии. Учебник / И. И. Заболотных, Р. К. Кантемирова Издательство: СпецЛит; 2008 г. С112 Формат 60x88/16 (150x210 мм) Тираж 2000 экз. ISBN 978-5-299-00367-3

8. Медицинская экспертиза. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная. Учебник / И. М. Старовойтова, К. А. Саркисов, Н. П. Потехин Издательство: ГЭОТАР-Медиа 2010 г. ISBN 978-5-9704-1589-4;

9. Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

10. Справочно-правовая система Гарант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.

11. Официальный сайт ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gbmsem.ru, свободный.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕДИКО -СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Административный аппарат:

* Руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе;

* Заместитель руководителя по экспертной работе - врач по медико-социальной экспертизе, специалист;

* Заместитель руководителя по организационно-методической работе, врач по медико-социальной экспертизе, специалист;

* Заместитель руководителя по общим вопросам деятельности учреждения;

* Главный бухгалтер;

* Главная медицинская сестра.

Отделы учреждения:

* Планово-финансовый отдел;

* Организационно-методический отдел;

* Отдел кадров;

* Отдел информационно-статистического обеспечения;

* Юридический отдел;

* Отдел по организации работы с документами;

* Отдел по общим вопросам деятельности учреждения;

15 составов Главного бюро медико-социальной экспертизы;

113 филиалов бюро медико-социальной экспертизы;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Установление инвалидности и определение ее степени как государственная услуга оказываемая учреждениями Медико-социальной экспертизы (МСЭ). Полномочия и функции МСЭ. Нормативная база проведения медико-социальной экспертизы утраты работоспособности.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2014

    Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, их права и обязанности, сфера полномочий. Направление на медико-социальную экспертизу, порядок ее проведения и принятие решения. Признание гражданина инвалидом, переосвидетельствование.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2013

    Экспертиза трудоспособности граждан в России до 1918 года. Этапы развития врачебно-трудовой экспертизы в России. Особенности формирования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России. Становление службы в Омской области.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Анализ сущности медико-социальной экспертизы и реабилитации лиц с патологией органа зрения, которая базируется на отечественной концепции инвалидности и общих позициях медико-социальной экспертизы. Правила проведения и перечень обязательных обследований.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2010

    Понятие инвалидности и ее причины. Задачи и организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, порядок ее проведения. Процесс реабилитации инвалидов и решение проблем инвалидности в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Оценка потерь и экономического ущерба за счет заболеваемости с временной утратой трудоспособности на современном этапе в России. Модель экспертизы временной нетрудоспособности, ее элементы, степень медико-экономической и социальной эффективности.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Задачи врачебного исследования трудоспособности человека. Экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности. Порядок проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования инвалидов. Организация деятельности бюро МСЭ. Цель и виды реабилитации.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Организация медико-социальной экспертизы. Права и обязанности лечащих врачей при экспертизе временной и стойкой утрате трудоспособности. Структура, функции и организация работы клинико-экспертных комиссий. Восстановительно-реабилитационные центры.

    лекция , добавлен 27.01.2014

    Медико-социальная экспертиза как основной гарант медицинской, финансовой, реабилитационной, социальной поддержки инвалидов. Изучение процедуры признания лица инвалидом. Рассмотрение основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности.

Тема 2. Организация деятельности учреждения государственной службы медико – социальной экспертизы

Контрольные вопросы и задания.

1. Дайте понятие временной нетрудоспособности и ее видов.

2. В чем отличие экспертизы временной нетрудоспособности от медико-социальной экспертизы?

3. Каков порядок организации производства экспертизы временной нетрудоспособности?

4. Каков порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан при заболеваниях и травмах? Каково юридическое значение данного документа?

5. Каков порядок выдачи листков нетрудоспособности в других случаях (кроме заболеваний и травм)? Каково юридическое значение данного документа?

6. Каков порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность?

7. От чего зависит размер пособия по временной нетрудоспособности?

  1. Основные задачи учреждений МСЭ
  2. Структура учреждений МСЭ. Порядок их образования, реорганизация и ликвидация
  3. Компетенции учреждений МСЭ разного уровня
  1. Основные задачи учреждений МСЭ

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время действует разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года N 17 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности".



Согласно данному нормативному акту федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством РФ:

Ø общее заболевание;

Ø инвалид с детства;

Ø профессиональное заболевание;

Ø трудовое увечье;

Ø военная травма;

Ø заболевание, полученное в период военной службы;

Ø заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

Ø заболевание радиационно обусловленное, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

Ø заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

Ø заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

Ø заболевание, связанное с аварией на ПО "Маяк";

Ø заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с аварией на ПО "Маяк";

Ø заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий;

Ø заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются:

Ø проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

Ø изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

  1. Структура учреждений МСЭ. Порядок их образования, реорганизация и ликвидация

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Только федеральные учреждения медико-социальной экспертизы наделены полномочиями, устанавливать инвалидность.

В России ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, из них более чем 1 млн. инвалидность устанавливается впервые. Согласно социальным прогнозам, учитывающим ежегодную динамику роста числа инвалидов, в 2015 году число инвалидов может достичь 24,2 млн. человек.

К федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА):

Ø Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;

Ø главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ;

Ø филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах;

Ø главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.

В настоящее время действуют ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы ФМБА России" и 20 его филиалов. Специалисты головного бюро и его филиалов осуществляют свою деятельность в тесном контакте с администрацией предприятий соответствующего региона по месту нахождения филиала. Важным разделом работы бюро является контроль за рациональным трудоустройством инвалидов.

Кроме того, с мая 2008 года в состав ФМБА России вошли 84 главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам РФ.

В своей деятельности вышеуказанные органы руководствуются Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 года N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы". На основании изменений, внесенных в комментируемую статью, после 1 января 2009 года Минздравсоцразвития России будет принят новый нормативный правовой акт об организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 - 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8-2 тыс. человек в год. "На местах" бюро создаются с учетом сложившихся социально-демографических, географических особенностей регионов исходя из иного расчета численности населения и количества освидетельствуемых граждан в год.

В своей деятельности учреждения МСЭ взаимодействуют с соответствующими учреждениями Минздравсоцразвития России, учреждениями здравоохранения субъектов РФ и местного самоуправления.

В настоящее время состояние материально-технической базы учреждений МСЭ оставляет желать лучшего. Агентством подготовлено Типовое соглашение с администрацией субъектов РФ, в обязательном порядке включающее вопросы передачи в федеральную собственность зданий и сооружений, на базе которых в настоящее время размещаются учреждения МСЭ, и финансирования их реконструкции. Исходя из ограниченных физических возможностей инвалидов, эти учреждения должны располагаться преимущественно на первых этажах зданий, иметь удобные подъезды, пандусы, необходимый набор помещений.

Пример. В начале 2008 года в городе Зеленогорске Красноярского края открылось бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), где применяется комплексный подход к проблемам инвалидов. По словам руководителя ФМБА В. Уйба, новое бюро Зеленогорска "единственное в России бюро такого уровня. Ранее бюро МСЭ занимались только выдачей заключений по присвоению группы инвалидности. Здесь же... человек приходит на прием, на него заводится дело, проводится обследование на подтверждение группы инвалидности, а далее определяются меры по социальной защите и разрабатываются индивидуальные программы реабилитации".

Бюро осуществляет медико-социальную экспертизу, определяет наличие ограничений жизнедеятельности и инвалидности, их причины и степень утраты профессиональной трудоспособности, а также определяет меры по социальной защите и разрабатывает индивидуальные программы реабилитации.

Здание бюро оборудовано пандусами, облегчающими доступ инвалидов, использующих кресла-коляски. Оборудован уголок для детей. Прием ведется социальным работником, терапевтом, психологом, хирургом, неврологом и реабилитологом.

Филиал бюро выполняет функции , закрепленные в п. 5 Постановления Правительства от 16 декабря 2004 года N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы".

Бюро : определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал; устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступления инвалидности; определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты; определяет причинную связь смерти пострадавшего лица c производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего; определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах; формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию; оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию; формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов и представляет соответствующие сведения в главное бюро; принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности; предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

Главное бюро выполняет функции , закрепленные в п. 6 Постановления Правительства от 16 декабря 2004 года N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы".

Главное бюро : проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их; проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования; формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию; оказывает первичную реабилитационно-психологическую и профориентационную помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу; формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и представляет соответствующие сведения в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации; принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности; предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста; оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро.

Федеральное бюро медико-социальной экспертизы выполняет функции , закрепленные в п. 7 Постановления Правительства от 16 декабря 2004 года N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы".

Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Расходы на содержание учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Количество учреждений, а также их профили и штаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одно учреждение на 70-90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8-2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться в расчете на иную численность населения и число свидетельствуемых в год граждан.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного профиля (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм) и смешанного профиля. Для проведения медико-социальной экспертизы лиц в возрасте до 18 лет могут образовываться бюро специализированного профиля.

В штатный норматив бюро входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медицинской сестры, медицинского регистратора и шофера. При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.

В штатный норматив главного бюро входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи. В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение.

Количество составов специалистов, входящих в штатный норматив главного бюро, определяется в зависимости от числа бюро, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, из расчета, как правило, 1 состав специалистов на 4 бюро. Для проведения медико-социальной экспертизы граждан главное бюро может привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам.

Учреждения для осуществления своих полномочий имеют право: направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения; проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов; направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения.

1. Перечислите основные задачи МСЭ

2. Какие учреждения МСЭ вы знаете и от чего зависят их число и профиль?

3. Как формируется сеть бюро МСЭ?

4. Что входит в штатный норматив бюро МСЭ?

5. Что входит в штатный норматив главного бюро МСЭ?

6. Какие обязанности в области МСЭ и реабилитации возложены на бюро МСЭ?

7. В чем состоят отличия в компетенции главного бюро и бюро МСЭ?


1. Общие положения

2. Условия признания гражданина инвалидом

3. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу

4. Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

5. Порядок переосвидетельствования инвалида

6. Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию , на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Классификации и критерии медико-социальной экспертизы

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (бюро).

Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Задачи федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы:

    проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

    изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Функции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы:

    установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов ;

    изучение уровня и причин инвалидности населения;

    участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

    определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

    определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.