Кто окружал русь. Юго-западная русь

На основе Киевской Руси к XIV в. было сложено 250 княжеств.

Предпосылками феодальной раздробленности стали:

Экономические причины (господство натурального хозяйства, экономическая самостоятельность княжеских вотчин, замкнутость хозяйственно-экономических единиц, рост и укрепление городов, совершенствование технологий изготовления товаров);

Политические причины (усиление власти феодалов, рост боярского землевладения, территориальные конфликты рода Рюриковичей);

Внешнеполитические причины (относительное спокойствие на границах Киевской Руси, разрешение противоречий дипломатическими, а не силовыми методами).

В конце ХII начале XIII вв. на Руси определилось три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах:

Для Северо-Восточной и Западной Руси — Владимиро-Суздальское княжество;

Для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское;

Для Северо-Западной Руси — Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей.

Социально-политическая структура Руси в эпоху раздробленности была основана на сложной системе сюзеренитета и вассалитета (феодальная лестница). Во главе феодальной иерархии был великий князь (до середины XII в. владетель киевского стола, позже этот статус приобрели владимиро-суздальские и галицко-волынские князья).

Ниже стояли правители крупных княжеств (Черниговского, Переяславского, Турово-Пинского, Полоцкого, Ростово-Суздальского, Владимиро-Волынского, Галицкого, Муромо-Рязанского, Смоленского), еще ниже - владетели уделов внутри каждого из этих княжеств. На самой низшей ступени находилась нетитулованная служилая знать (бояре и их вассалы).

С середины XI в. начался процесс распада крупных княжеств, ранее всего затронувший самые развитые земледельческие районы (Киевщина, Черниговщина). В XII - первой половине XIII в. эта тенденция приобрела всеобщий характер. Особо интенсивным дробление состоялось в Киевском, Черниговском, Полоцком, Турово-Пинском и Муромо-Рязанском княжествах. В меньшей степени оно затронуло Смоленскую землю, а в Галицко-Волынском и Ростово-Суздальском (Владимирском) княжествах периоды распада чередовались с периодами временного объединения уделов под властью «старшего» владетеля. Только Новгородская земля на протяжении всей своей истории продолжала сохранять политическую целостность.

В условиях феодальной раздробленности большое значение приобрели общерусские и региональные княжеские съезды, на которых решались внутри- и внешнеполитические вопросы (межкняжеские распри, борьба с внешними врагами). Однако они не стали постоянным, регулярно действующим политическим институтом и не смогли затормозить процесс диссипации.


В конце XI - начале XII вв. княжество было ареной междоусобной войны, поводом для которой послужило ослепление князя теребовльского Василька Ростиславича князем Давыдом Игоревичем. С конца XI в. из Владимиро-Волынского княжества выделились в самостоятельные и полусамостоятельные княжества Перемышльская, Теребовльская, Галицкая, Звенигородская, Червенская, Берестейская, Дрогичинская, Луцкая, Белзская волости.

Самым развитым регионом Киевской Руси в XII-XIV в. была Юго-западная Русь . Эта территория представляла собой очаг древней пашенной культуры. Высокие, в сравнении с двумя другими регионами Русь, урожаи позволяли большему числу людей включиться в занятие ремеслом и торговлей. Этому же способствовала относительная близость европейских стран, служившего как рынком сбыта русских товаров, так и приобретения импортных.

Юго-западные русские земли к XII в. находились в составе Галицкого и Волынского княжеств. Мягкий климат, плодородные черноземы сочетались с относительной безопасностью от кочевников и военного натиска Владимиро-Суздальского и других сильных русских княжеств, а торговые пути связывали ее с Венгрией, Польшей, Византией и Болгарией.

В период существования единого Древнерусского государства юго-западные русские земли находились под управлением сосланных или бежавших сюда второстепенных князей-изгоев, уже с XI в. пытавшихся проводить самостоятельную от Киева политику. Здесь выросли богатые и хорошо защищенные города Галич, Владимир-Волынский, Перемышль, Холм с социально активными горожанами; сформировалось могущественное и независимое боярство.

Княжеские домены значительно уступали боярскому землевладению, что вместе с постоянными усобицами сказывалось на развитии политической системы этих земель. Усиление власти великого князя (под властью Мономаховичей в 1199 г. княжества были объединены) наталкивалось на сопротивление боярской контрэлиты, которая при всех внутренних противоречиях демонстрировала солидарность в отстаивании своих иммунитетных прав от власти князя, вплоть до привлечения иноземной военной помощи (за что местные летописцы наделяли бояр исключительно негативными качествами).

Борьба монархических и олигархических тенденций шла с переменным успехом, но за исключением кратких периодов власть в Галицко-Волынской Руси находилась в руках боярской олигархии, которая приглашала и смещала князей. (В 1211 г. бояре провозгласили князем боярина Володислава, не имевшего отношения к княжескому роду. Но это встретило недовольство как всех Рюриковичей, так и горожан, воспринимавших титул князя как сакральный, принадлежащий лишь традиционным династиям.)

Хотя галицко-волынские князья обладали высшими административными, судебными, военными и законодательными полномочиями, бояре, опираясь на экономическую и военную мощь, могли не признавать княжеские решения. Верховная судебная власть князей в случае разногласий с боярами переходила к совету бояр, который созывался по инициативе самого боярства. В него входили епископ, бояре, занимавшие высшие административные должности и фактически контролировавшие весь аппарат управления. В чрезвычайных условиях собирали вече.

После монголо-татарского нашествия Юго-Западная Русь распадается и тяготеет в своем субцивилизационном развитии к модели, складывающейся на основе польско-литовского синтеза. В течение XIV в. большинство земель юго-западной Руси оказалось в составе Литовского государства, однако его воздействие было минимальным, так что все социально-политические и экономические процессы в русскоязычной части этого государства носили автономный характер.

Первые сведения о русско-литовских отношениях относятся к 1235 г., когда литовский князь Миндовг (1230-1263) завладел русским городом Новгородском (Новогрудеком). В середине XIII в. в результате брака его дочери и сына галицкого князя в руках Миндовга оказалась часть Галицкой земли. Союз был взаимовыгодным, поскольку галицкий князь получал военную помощь в борьбе против татаро-монгол, а литовский - против немцев.

С конца XIII в. темпы включения русских земель в состав Литовского государства ускорились. Основная масса князей, по-видимому, переходила под юрисдикцию Литвы добровольно, поскольку литовский князь не был вассалом Золотой Орды (что давало определенные социально-политические плюсы) хотя, конечно, имел место и прямой захват.

При Гедемине (1316-1341 гг.) к Литве отошли Минск, Киев, Волынь. При его сыне Ольгерде (1345-1377) - Черниговское, Новгород-Северское княжества и остальные Галицко-Волынские земли.

Юридическое включение земель Юго-западной Руси в состав Литовского княжества не означало ломки внутреннего устройства этих земель, национальных традиций и направленности исторического развития. В XIV в. литовские князья не смогли бы этого добиться, даже если бы захотели, поскольку в начале века литовцы составляли 30% население страны, русские - 70%, в конце века - литовцы - 10%, русские - 90%.

Поэтому литовские князья носили титул «Великий князь литовский и русский», государство называлось «Великое княжество Литовское и Русское» или «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайское». Восточной границы, отделявшей территорию государства от земель Тверского и Московского княжеств, не существовало. Государственных языков было два - русский и литовский, причем языком образованных литовцев являлся русский.

С конца XIII в. темпы включения русских земель в состав Литовского государства были ускорены. Большое количество князей переходило под юрисдикцию Литвы добровольно, так как литовский князь не был вассалом Золотой, хотя, конечно, имел место и прямой захват.

При Гедемине к Литве отошли Минск, Киев, Волынь. При его сыне Ольгерде - Черниговское, Новгород-Северское княжества и остальные Галицко-Волынские земли. Юридическое включение земель Юго- западной Руси в состав Литовского княжества не означало ломки внутреннего устройства этих земель, национальных традиций и направленности исторического развития. В 1435 г., в ходе битв средневековой Европы при Вильномире, войско Свидригайло было разбито. С этого момента из русских земель литовскими князьями стало вытравливаться всё русское.

В политической системе Европы XIII-XIV вв. существовало 4 субъекта: монархи, феодалы, церковь и города-государства . И каждый из них боролся одновременно со всеми за свою независимость и власть. Для феодалов основным противником был король, для горожан - феодалы, церковь в лице римского папы стремилась подчинить себе всех королей Европы. Но поскольку никто из них не смог добиться монополии на власть, возникло юридически оформленное примерное равенство: за каждым субъектом закрепилось определённое поле деятельности, на которое другие субъекты не посягали.

Приблизительно такое же равенство установилось в течение XIII в. и в Юго- западной Руси. Прежде всего, это проявилось в отношении князей и бояр. Еще в XII в. развитие производительных сил в регионе настолько усилило политические амбиции боярства, что оно поднялось на борьбу с князьями за свои интересы.

Включение юго-западных русских княжеств в состав Литовско-русского княжества положения бояр не ослабило. Литовские князья боялись, что нажим на русских князей и бояр может вызвать сепаратизм с их стороны. Поэтому бояре, как и раньше, пользовались значительной административно-политической свободой, а князья лишь формально подчинялись Великому литовскому князю. Таким образом, Великое княжество Литовское и Русское представляло собой монархию со слабым центром: удельные князья и бояре в рамках своих уделов были в максимальной степени независимы от своих великих князей.

Экономический потенциал городов был, конечно, слабее, чем у северо-германских, и тем более, - южно-французских и итальянских. Тем не менее, города этого региона развивались в том же направлении, что и европейские. Завоеватели не могли изменить исторической направленности развития Юго- западной Руси. В XIV в. городское население самых крупных городов оказалось настолько экономически сильным, что повело борьбу за экономическую и социальную свободу с владельцами городов.

В результате многие города приобрели статус самоуправления:

Отныне они освобождались от суда и управления местного князя;

В них устанавливался городской суд и собственный орган управления;

Они получали освобождение от воинской повинности;

Многие налоги поступали уже не в княжескую казну, а оставались в городе;

Горожанам было разрешено владеть частью земель, окружавших город;

Получали города и другие, более мелкие привилегии.

Из всех трех регионов бывших Киевской Руси Юго- западная Русь имела самые благоприятные природно-климатические условия и географическое положение, что стало основой для развития социальных процессов по европейскому пути. Здесь было утверждено крупное землевладение, а на его основе произошло закрепощение крестьян.

Первые сведения о существовании барщины датируются 1287 г. Отрабатывать барщину должны были те, кто жил на господской земле, остальные же платили государственный налог.

Появление барщины не означало утрату личной свободы земледельца. Об отсутствии крепостного права говорило и то, что за выплату налога и отработку барщины был в ответе не конкретный крестьянин, а община. Она была невелика - редко когда в ее состав входило не более чем 5 дворов. Однако, она давала крестьянам определенную гарантию личной и экономической свободы.

С конца XIV в. началось ограничение перехода крестьян с земли одного землевладельца на землю другого. К началу XV в. «земли без господина» в Юго- западной Руси уже не осталось.

Итак, самым развитым регионом Киевской Руси в XII-XIV в. была Юго-западная Русь. Эта территория представляла собой очаг древней пашенной культуры. Высокие, в сравнении с двумя другими регионами Русь, урожаи позволяли большему числу людей включиться в занятие ремеслом и торговлей. Этому же способствовала относительная близость европейских стран, служившего как рынком сбыта русских товаров, так и приобретения импортных.

До сих пор соревнуются разные версии происхождения названия "Русь", но ни у одной из них нет пока решающих доказательств. Однако достоверно известно, что уже в середине Х века Русью называлось всё пространство восточных славян от Чёрного до Балтийского моря и от Карпат до Верхней Волги.

Об этом говорится в договоре князя Игоря с Византией (944 г.), где послы из разных городов – Киева, Новгорода, Ростова Великого и др. – совокупно именуют себя «родом Русским».

В летописях фигурирует и более узкое употребление термина "Русь". Нередко в них говорится, что кто-то из князей «пошёл в Русь» из того же Новгорода, Ростова или Галича. В этом случае под Русью подразумеваются земли вокруг Киева, Чернигова, Переяславля, Новгорода-Северского, Курска. Это понимание Руси часто встречается в источниках, восходящих к XI-XII вв. Академики Б.А. Рыбаков и В.В. Седов потратили немало усилий, чтобы доказать, что именно на этой территории некогда жило неизвестное источникам славянское племя русь.

Название "Россия" происходит из греческого языка. Этим словом – Ρωςια – в Византии также с Х века обозначали Древнерусское государство. С конца Х – начала XI века в Западной Европе по отношению к Киевской Руси начинают применять термины с корнем Russ- (или Ruzz-, Rusc-). С XI века всё чаще употребляется название Russia. С XII века, по тогдашней моде сближать названия современных народов с античными, Русь на Западе часто именуют Ruthenia (рутены были одним из галльских племён, которые покорил Юлий Цезарь).

Таким образом, слова "Русь", Russia, Ruthenia, Ρωςια были синонимами и обозначали одну и ту же страну, даже в тот период, когда она раздробилась на множество государств, а после подпала под владычество монгольских ханов. Сами жители Руси именовали себя русинами независимо от того, в каком княжестве жили (для обозначения государственной принадлежности использовалось название главного города земли – новгородцы, суздальцы, смоляне, рязанцы и т.д.). Дольше всего имя «русины» (именно в таком звучании) удерживалось в Западной Украине, где ещё в 30-е годы XX века так величали себя многие славяне Закарпатья.

Раздробленность Руси и монгольское господство привели к сокращению связей между Северо-Восточной Русью (из которой потом выросла Россия) и Западной Европой. На Западе в XIV-XV вв. привыкли именовать Russia славянские земли Великого княжества Литовского, из которых это государство состояло более чем на 90%. И когда в конце XV века Москва объединила под своей властью остальные русские земли, на Западе с удивлением обнаружили, что, кроме литовской Russia (т.е. нынешних Украины и Беларуси), есть ещё и какая-то московская Russia.

Вопреки распространённому убеждению, жители Московского царства никогда не именовали себя московитами. Это западный термин, введённый для того, чтобы отличать русских – подданных Великого князя Московского - от русских – подданных великого князя Литовского и короля польского. Вместе с тем самоназвание «русин» также исчезает из обихода московских подданных. Последние обычно именуют себя по конфессии – православные христиане, так как считалось, что после завоевания Константинополя и всех балканских стран басурманами (турками) Московская Русь осталась единственным в мире православным царством. Но официальное название – Московское государство – используется в русских актах до конца XVII столетия (в частности, в Соборном уложении от 1649 г.). Наряду с этим и в тех же документах всё чаще встречается название Росия или Русия, бывшее калькой с греческого Ρωςια. Следует различать применение терминов "Московское государство" и "Росия/Русия". Для русских царей и их подданных XVI-XVII вв. Московское государство - это только политическая единица, находящаяся под властью московского монарха. Росия/Русия же – страна, где говорят по-русски и исповедуют православную веру; то есть Росия/Русия включала в себя Украину и Беларусь, входившие в Речь Посполитую (созданную в 1569 г. окончательным объединением Польши и Литвы). Титул московских государей, прибавлявшийся к перечислению принадлежавших им столиц и стран, – «и всея Руси(и)», впервые появился при князе Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и символизировал их «вотчинное право» на всё наследие Рюрикова дома. От этого «права» не отказались и Романовы, воцарившиеся в 1613 году.

Монарший титул «и всея Руси» был напрямую заимствован из титула главы Русской церкви. Русская митрополия до середины XV века оставалась единой. Митрополиты, формально называясь Киевскими, с 1299 года жили во Владимире, а с 1328 года главным образом в Москве. Когда же православному духовенству Великого княжества Литовского удалось выхлопотать для себя в Константинополе особого митрополита, московские митрополиты (с 1588 г. патриархи) продолжили прибавлять «и всея Руси» к своему титулу.

В XVII веке укрепляются связи Московии/Росии с Западной Европой. Привычное название, под влиянием термина Russia, опять подвергается трансформации. В слове появляется второе «с». С начала XVIII века написание "Россия" становится преобладающим. Окончательно утвердилось оно, когда в 1721 году после победы в Северной войне Пётр I официально наименовал государство Российской империей. Тогда же во всех русских документах, а вскоре и на Западе исчезает понятие Московского государства, Московии.

В XVIII – начале ХХ в. (до 1917 г.) Россия имела три значения: 1) всё государство, находящееся под властью императора всероссийского; 2) страна, населённая русским народом в широком смысле слова (т.е. включая украинцев/малорусов и белорусов), но без «инородческих» окраин империи; 3) страна только великорусского племени (без учета малорусов и белорусов).

Западные и юго-западные земли древней Руси в составе Великого княжества Литовского

Великое княжество Литовское, Жемоитское и Русское в древнерусских летописях и в современной литературе именуют Литвой. Сами жители княжества часто называли его Русью. И на то были основания, поскольку в состав Великого княжества входили почти все крупные политические и экономические центры Киевской Руси: Киевская земля, Северская земля, Полесье, Волынь, Подолье и Верховские княжества.

Основы нового государственного объединения заложил литовский князь Миндовг (конец 1230-х – 1263). Во второй половине 30-х гг. XIII в. он объединил под своей властью Аукштайтию (Восточная Литва) и Черную Русь (Новогрудская земля). К началу 50-х гг. к союзу примкнули города Гродно, Волковыск, Слоним, Пинск, Полоцкое и Витебское княжества. В 1252 г. государство Миндовга признано официально: после формального принятия католичества он получил от папы римского благословение и королевскую корону.

Толчком к объединению русских и литовских земель стала необходимость отражения внешней опасности. С запада и северо-запада этим землям угрожали крестоносцы, с востока – Орда. Поэтому вся начальная история нового балтославянского государства – это тяжелейшая борьба на два фронта. Кроме того, оно постоянно испытывало угрозу со стороны Польши и Венгрии.

В 1254 г. был заключен важный политический союз между Миндовгом и галицким князем Даниилом Романовичем (1238–1264), возглавлявшим коалицию русских князей, не пожелавших признавать власть Орды. Сын Даниила Галицкого Роман занял княжеский престол в Новогрудске в качестве наместника и вассала Миндовга. Политические связи были подкреплены династическими браками. Опираясь на помощь Литвы, Даниилу удалось во второй половине 50-х гг. XIII в. освободить от ордынского владычества Северную Подолию и Волынь. Однако вскоре между Миндовгом и Даниилом началась распря, и монголы восстановили свою власть над Западной Русью.

В 1261 г. Миндовг отрекся от христианства, после чего ему подчинилась языческая Жемайтия (Жмудь). Преемник Миндовга – его сын Войшелк (1264–1267) – заключил новый союз с галицко-волынскими князьями. Таким образом, к середине 60-х гг. XIII в. западнорусские и литовские земли слились в достаточно мощное государственное объединение. Несмотря на династические, этнические и конфессиональные противоречия, оно представляло собой устойчивый политический союз.

В полной мере объединительная политика литовских князей, получившая поддержку западнорусского боярства, проявилась в годы правления великого князя Гедимина (1315–1341). Ему удалось значительно расширить территорию княжества благодаря призыву начать всеобщую антиордынскую борьбу. Опираясь на помощь Литвы, из-под власти Орды вышел Смоленск, с чем ханы вынуждены были смириться. После непродолжительного конфликта с Польшей и Венгрией Гедимин в 1325 г. получил в управление Брестское княжество, в то время как Волынь отошла к Польше. Столицей Литвы стал город Вильно.

Перед смертью Гедимин разделил свое княжество между семью сыновьями, что могло привести к политической раздробленности. Однако это не разрушило единства балтославянской державы. После короткой борьбы Гедиминовичей за власть великим князем стал Ольгерд (1345–1377). Он возглавил борьбу за расширение южных и восточных пределов своего государства. Отражение натиска крестоносной агрессии на западе взял на себя Кейстут – брат и фактический соправитель великого князя.

В середине XIV в. Ольгерду удалось одержать ряд крупных побед над Ордой. В результате он освободил и объединил под своей властью основную часть территории Киевской Руси.

В 1358 г. Ольгерд и Кейстут выступили за объединение всех балтских и восточнославянских земель под властью Великого княжества Литовского и Русского. Продвижение Литовской Руси на восток неизбежно вело к конфликту с Московским княжеством. Однако начавшаяся в малолетство московского князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) междоусобица на время превратила Литву в единственный политический центр, который мог реально претендовать на роль «собирателя» русских земель. При этом объединительные тенденции приобрели ярко выраженные антиордынские черты.

В 1356 г. Ольгерд захватил город Ржеву, еще через три года – часть Смоленского княжества. Тогда же под его власть попали земли по Березине и среднее Поднепровье. В 1362 г. к Литве были присоединены княжества Киевское, Чернигово-Северское, Волынское и часть Переяславского. В том же году Ольгерду, возглавившему объединенные литовско-русские войска, удалось нанести поражение ордынцам в сражении у Синих Вод, в результате чего во владение великого князя литовского вошло практически все Подолье.

В 1368 г. Ольгерд, чтобы поддержать своего давнего союзника и свояка – князя тверского, совершил первый крупный поход на Москву, закончившийся неудачей. Последующие походы 1371 и 1372 гг. также не принесли успеха Литве. Москва устояла, что, несомненно, укрепило ее авторитет в землях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Неудачи Ольгерда в открытой борьбе с Москвой привели к окончательному разделению русских земель.

Ольгерд оставил литовский престол сыну Ягайло (1377–1392). По не вполне ясным причинам новый государь перешел от конфронтации к сближению с Ордой. Победа великого князя московского на Куликовом поле (обеспеченная, в частности, полководческим талантом выходца из западных русских земель Дмитрия Михайловича Боброка Волынского) приняли вынудила Ягайло вновь налаживать отношения с Москвой.

Однако после того как в 1382 г. Москву разорил Тохтамыш (1381–1405), великий князь литовский решил пойти на сближение с Польшей. В 1385 г. Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем. Условием этого брака было принятие Литвой католичества в качестве государственной религии. Этот шаг навсегда лишил Литву права и возможности претендовать на то, чтобы стать центром объединения русских земель – по преимуществу православных. Столкновения с Москвой теперь приобрели форму религиозной войны. Новым великим князем литовским (теперь – наместником польского короля) стал сын Кейстута Витовт (1392–1430). Политический талант Витовта и его готовность в любой момент вновь заключить договор с Ливонским орденом позволили установить политическое равновесие между Польшей и Литвой. Благодаря этому Великое княжество Литовское еще несколько десятилетий сохраняло государственный суверенитет.

Витовт заключил союз с Тохтамышем и помог ему после поражения, которое нанес тому Тамерлан (1395). Теперь великий князь литовский мог активно вмешиваться во внутренние дела Орды. Получив от Дмитрия Ивановича отказ на предложение совместными усилиями покончить с ордынским владычеством, он решил оказывать давление на Москву с помощью Тохтамыша.

Настоящую славу Витовту принесла победа над рыцарями Тевтонского ордена под Грюнвальдом (1410), одержанная им совместно с Ягайло. Вскоре Витовт фактически начал контролировать положение в Крымской Орде.

Кончина в 1430 г. Витовта, готовившегося принять королевскую корону, завершила самый блестящий период в истории Великого княжества Литовского. При его преемниках начались усобицы, в которые все активнее вмешивались русские князья. В правление короля Казимира (1440–1492) Литва практически полностью потеряла свое политическое влияние. В конце XV – начале XVI в. большинство пограничных русских земель (в том числе Верховские княжества, Новгород-Северский, Чернигов, Путивль) перешло под власть Москвы. Наконец, в 1569 г. Великое княжество Литовское – вместе с входящими в ее состав западнорусскими землями – стало частью нового польско-литовского государственного объединения – Речи Посполитой.

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

в) ЗАПАДНЫЕ ЗЕМЛИ В этом разделе речь пойдет о Западной Волыни и Галиции. Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов, а Галиция, расположенная на северо-восточных склонах Карпатских гор, была родиной хорватов (кроатов)1205. Югославский ученый Л.

Из книги Русь. Другая история автора Голденков Михаил Анатольевич

Хронология войн Великого княжества Литовского, Русского и Жмайтского в составе Речи Посполитой 1558 - 1583 гг. - Ливонская война, проходившая в основном в восточных землях ВКЛ. Московия терпит поражение. В итоге к Речи Посполитой отошли бывшие земли Ливонского Ордена:

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Эпоха Великого Княжества Литовского В середине XIII века начинается новая эпоха белорусской истории - эпоха Великого Княжества Литовского. Объединение слабых и разрозненных земель в одно крупное государство было в интересах как балтского, так и восточнославянского

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 3. От общины к крупному землевладению: социальная история русских земель в составе Великого княжества Литовского Такова внешняя канва событий. Но как развивалась «внутренняя» история этого огромного региона Восточной Европы? В состав Великого княжества Литовского

Из книги Куликовская битва автора Щербаков Александр

Войска Великого Княжества Литовского Союзники Дмитрия Московского и Мамая 1. Командир конного подразделения.Этот воин снаряжён типично для европейского рыцаря конца 14 века. Его голову защищает лёгкий шлем-сервильер, походящий на ранний бацинет, с кольчатой бармицей и

Из книги Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв автора Тарас Анатолий Ефимович

Из книги Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно автора Любавский Матвей Кузьмич

III. Образование Великого княжества Литовского Книжная легенда о Криве-Кривейто и ее несостоятельность. Временные союзы литовских вождей в XII и начале XIII в.; старейшие князья. Возвышение Миндовга; захват владений родственников и занятие Черной Руси. Миндовг – самодержец

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Украинские земли в составе Великого княжества Литовского В течение XIV столетия значительная часть Руси (с 1362 и Киев) перешла под власть Великого княжества Литовского. Первоначальная Литва - это небольшой район между реками Нерис, Вилия и Неман. Литва впервые упомянута в

автора

Включение западных земель Руси (территория современной Беларуси) в состав Великого княжества Литовского (XIII – XIV века) 1. Появление литовских князей в Новогородской земле Впервые в Ипатьевской летописи Новогородок упоминается под 1235 годом. Однако, как показали

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

3. Включение Берестейской земли в состав Великого княжества Литовского Первое летописное упоминание Берестья в 1119 году связано с трагическим завершением длительной борьбы за киевский великокняжеский престол между сыновьями Владимира Святославича Святополком, князем

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

5. Украинские земли в составе Великого княжества Литовско-Русьского и Речи Посполитой

автора ШАБУЛЬДО Феликс

Феликс Михайлович Шабульдо ЗЕМЛИ ЮГО-ЗАПАДНОЙ РУСИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО 1987 Предисловие /3/ Работа посвящена исследованию ведущих тенденций политического развития и основных черт общественно-политического устройства Юго-Западной Руси в XIV в.

Из книги Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского автора ШАБУЛЬДО Феликс

1. Борьба Юго-Западной Руси против господства Золотой Орды на рубеже XIII–XIV вв. Начало территориальных приобретений Великого княжества Литовского в Галицко-Волынском и Киевском княжествах К территориальным захватам на Руси Литовское раннефеодальное государство

Из книги Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского автора ШАБУЛЬДО Феликс

Глава II ЮГО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО

Из книги Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского автора ШАБУЛЬДО Феликс

1. Основные черты общественно-политического устройства земель Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского В XIV в. Юго-Западной Руси, как и другим русским землям, были присущи все основные признаки развитого феодализма: крупная земельная вотчина-сеньория с

Из книги Битва при Синих Водах автора Сорока Юрій

Даниил Романович Галицкий Его попытки противостояния Золотой Орде Появление Великого княжества Литовского и отношения с ним Галицко–Волынского княжества В отличие от многих исторических личностей, которым воздается почет одной политической властью и которые,

В этом разделе речь пойдет о Западной Волыни и Галиции. Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов, а Галиция, расположенная на северо‑восточных склонах Карпатских гор, была родиной хорватов (кроатов) . Югославский ученый Л. Гауптманн недавно сделал достаточно правдоподобное предположение о том, что хорваты являлись славянским племенем, находившимся под контролем аланского клана . Другими словами (с нашей точки зрения), хорватов можно считать одним из племен асов или антов. Страна, которую они заселяли, называлась Белой Хорватией, а географически и этнографически она образовывала соединение русских, польских и чешских племен. Согласно Гауптманну, именно из Галиции хорваты (кроаты) перешли Карпатские горы в южном направлении и проникли сначала в бассейн верхней Эльбы (Лабы), а затем в район среднего Дуная, пока они, наконец, не осели к югу от этой реки. Часть этого племени, однако, осталась в Галиции и в конце девятого века признала над собой господство моравского князя Святополка . В конце десятого века киевский князь Владимир, в свою очередь, заявил права на Галицию .

Археологические свидетельства также противоречат предположению, что волыняне, или даже их предшественники дулебы были достаточно сильным племенем, чтобы главенствовать над Другими славянскими племенами. Состав вещей в волынских курганах достаточно беден. В некоторых курганах не было обнаружено погребального инвентаря. В тех случаях, когда находили утварь, она была представлена простыми кувшинами, деревянными ведрами, примитивными украшениями . Волынские курганы – низкие. Преобладающим погребальным обычаем было захоронение, хотя известны также отдельные случаи кремации.

Лесной район припяти

К северу от Припяти жили дреговичи, к югу – древляне. В десятом веке древляне обитали в лесной и болотистой местности между течениями рек Ирши и Тетерева на юге и Припяти на севере. Однако, есть основания считать, что в более отдаленные времена, предшествовавшие отступлению полян от нижнего Днепра в район Киева вследствие натиска мадьяр, территория, занимаемая древлянами, распространялась значительно дальше на юг, чем в десятом веке. Возможно, тогда они контролировали киевские земли, по крайней мере район вокруг самого Киева; иными словами, их земли простирались до северной кромки степной зоны. Хотя само название «древляне» обозначает «древесный (лесной) народ», оно, видимо, как было сказано выше , скорее имеет отношение к политическим условиям, чем к природной среде, то есть оно, скорее всего, указывает на то, что они находились раньше в подчинении у готского племени тервингов. В любом случае, захоронения, подобные древлянским, были обнаружены при раскопках возле Киева . Возможно также, что не позднее конца восьмого века часть древлян обосновалась к востоку от Днепра, откуда позднее они были вытеснены на запад, по ту сторону реки, племенами радимичей и северян. Конечно, все это догадки. Только древности, обнаруженные на территории, занятой древлянами в десятом веке, могут быть надежно определены как древлянские.

Были произведены раскопки более чем семи тысяч древлянских могильных холмов . Они относятся к периоду с девятого по тринадцатый век. Преобладающим типом захоронения является погребение. Состав предметов небогат. Обнаружены были простые горшки, деревянные ведра, стеклянные бусы, серьги из бронзы или серебра низкой пробы. Среди других предметов, найденных при раскопках, можно указать на изделия из кремня, маленькие железные ножи, серпы, фрагменты шерстяной ткани и кожаную обувь. В целом уровень материальной культуры древлян девятого и десятого веков ниже, чем у полян. Была ли ситуация такой же в седьмом и восьмом веках, или благосостояние древлян оскудело после того, как они были вытеснены к северу от киевских земель? Трудно сказать.

В главе, посвященной славянам, Масуди упоминает мощное царство ад‑Дир с большими городами и сильной армией . Некоторые исследователи высказывали предположение, что название «ад‑Дир» следует интерпретировать как личное имя, и царь ад‑Дир идентифицировался со скандинавом Диром, который, согласно первой летописи, вместе с Аскольдом упрочился в Киеве около 860 г. . Эта точка зрения вряд ли приемлема; более того, на мой взгляд, название «ад‑Дир» следует интерпретировать скорее как племенное, а не личное имя. В таком случае, вероятно, Масуди имел в виду древлян. Древляне описаны в «Повести временных лет» как гордый и воинственный народ, несмотря на то, что ко времени составления этой летописи они были вытеснены в болотистую глушь. Если бы можно было подтвердить, что они контролировали Киев в седьмом‑восьмом веках, то комментарий Масуди вполне подходил бы к ним.

А до этого здесь было как бы два княжества: Русь и Рось, т.е. Русь населяли Анты, а Рось – Росы, сейчас их называют малоросы или , которые жили на краю славянских земель. Т.е. христианская и советская история ограничивают земли славян только Киевской Русью , а остальные наши земли сделали как бы не нашими, допустим: поляки – разве это не восточные славяне?

Пруссия — Поморская Русь, здесь жили поморы, и она шла аж до Печоры и далее – разве это не наша земля?

Славия – название пошло от города Словенска на Волхове, который построил князь Словен, мы уже это разбирали на прошлом уроке (см. ): «В Лето 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваше его именем своим Словенск [ныне Великий Новгород]».

Скандивнаия — земля князя Сканда («Душа Сканда») – разве это не славянская земля? Когда мы разбирали князя Сканда: он сходил в Дравидию (Индию), навёл там порядок, вернулся, и Одина благословил его на переселение. Его повёл по имени Моиск или как его ещё называют – МоИсей, и когда они дошли до озера, волхв умер и озеро нарекли в его честь, поэтому в летописях пишут: «Река Волхв впадает в Моиском завомого», т.е. в честь волхва Моисея – Моиск. А князь Сканд пошёл дальше, и построили они Асгард Свитьодский – название происходит от Свии – несущие свет Одина. И когда князь умирал, его спросили: «Что, нам уходить с этой холодной земли?», он ответил: «Нет, моя Душа будет охранять землю сию». А по-славянски Душа умершего – «навия», поэтому и земля, которой покровительствует Душа славянского князя Сканда, названа СкандиНавия.

Найдём подтверждение в старых картах.

Карта славянских земель

Карта «Руссия и сопредельные » (фрагмент), 1594 год. Составитель: Герард Меркатор, карта впервые опубликована в Дуйсберге в 1595 г. в Атласе Меркатора.
* В более крупном масштабе карту можно найти в Google Картинки.

На карте видим, что даже в XVI веке европеец Меркатор признавал, что руские земли — это вся Скандинавия, Дания, Польша, Украина, Бессарабия… до Стамбула — всё наше, и до Рипейских гор, т.е. до Урала – это всё Руские земли («Rvssia»). Идёт Обь, Иртыш, а восточная сторона – территория Лукоморье. Также на этой карте отмечена на юго-востоке большая территория «Asiae pars», т.е. «территория Асов», и далее «Tartarjae pars», т.е. «территория Тартарии». «Germaniae pars» — германские территории. Всё что за Уралом – это Великая Тартария , но многие переводят неправильно, как «татары». Тать-Арии – «враги-арийцы», т.е. записали нас в татары. Хотя на самом деле «Тартария» — это производная от двух имён: Бога и Богини , получилась Тартария.

Следующая карта 1754 года, французская. Россия даже не указана, а просто показана большая территория от Урала — «Grande Tartarie » — Великая Тартария. Розовым цветом указаны два протектората: Аримия (она же Китай, Chine) и Персия (где жили «Перуна сыны»), а также северная, центральная и восточная Индия. Поэтому для европейцев эти земли были далёкие. Для аримов была установлена граница, за пределы этого рубежа переходить им было запрещено – это Великая изгородь или Великая Китайская стена, т.е. (Кий – «изгородь», Тай – «великая»).

Сохранились и другие карты, подтверждающие, что это всё наши исконные территории. Т.е. всё Северное полушарие принадлежало . И абсолютно неверно утверждение, что Киев – мать городов руских. Правильнее сказать, Киев – мать городов, с которых началась христианизация. Но христианизация у нас была недавно, всего лишь 1000 лет, а городам словенским и славянским многие десятки тысяч лет.

Славяне – северные, южные, западные, восточные

* Скандинавия, Пруссия и пр. – это северные славяне.
* Югославия, Турция – южные славяне.
* Европа вплоть до Британских островов – западные славяне.
* Дальше на восток — восточные славяне.

Заметьте, сейчас северных славян вообще не упоминают.

На славянских землях были построены (Грады Богов): в – Асгард Ирийский, в Скандинваии – Асгард Свитьодский, в районе Ашхабада – Асгард Согдийский.

Италия – это была территория этрусков (т.е. этнос руский) или как они сами себя называли – Расены. Но называли их по-своему – «тиррены», т.е. тираны, потому что как только придут к ним скот угонять, сразу по шее получат, всё — тираны, обижают.

Кроме того, греки любили воевать с другим славянским племенем – Анты или «атланты» как их называли греки. И заметьте, даже у Платона в «Критий» и других, с кем греки воюют? С антами (атланты). То, что сейчас пишут об атлантах в книжках, что ростом они были под сто метров и пр. — это всё выдумки. История другая.

Названия морей:
* Чёрное море называлось Роским морем, и оно не разделялось на Азовское море, а было одно море, просто сейчас изменилась береговая линия.
* Где Белое море – там у нас уже пошёл Студёный океан. Студёный — потому что до наклона земной оси, эти моря были тёплыми. А после наклона и потопа произошло похолодание в связи с тем, что атмосфера была закрыта, и вода там остыла. Поэтому вода стала студёная, т.е. холодная. Т.е. всё это показывает, что история на самом деле была несколько иная, чем нам её преподносят.
* Балтийское море у наших Предков записано как Словенское море. Но в последствии Балтию греки и европейцы называли Скифским, потому что там плавал наш флот. Хотя Каспийское море было Скифским морем, а в последствии Хвалынским.

Скифия и Гардарика

Скифия (Скития — страна священных городов), захватывает Ростовскую область, Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгею, весь Кавказ, и территорию по ту сторону Кавказа. Скифия — это где у нас озеро Ван, так называемое . И заметьте, на юге Ванское царство (Скифия) граничила с территорией Асов. Скандинавские предания как раз и сообщают о том, что иногда возникали конфликты между Асами и Ванами, но потом они обменялись как бы представителями, но некоторые перевели, как обменялись заложниками, что абсолютно неправильно — представьте, кто будет заложников назначать князьями, верховными жрецами, правителями? Может такое быть в реальности? Нет. Т.е. это уже христиане свои домыслы пытаются ввернуть в историю.

Гардарика (страна сотен городов) – так жители Скандинавии, т.е. северных руских княжеств называли земли Славии и Поморья, потому что там все города были огорожены (« » — это крепостная стена), потому что с других земель водным путём можно проникнуть по Неве, Печоре, Оби, Нямунасу, Даугаве к другим городам, поэтому их ограждали стеной.

Восточнее Чёрного моря проходили караваны, поэтому всегда начеку все были, и вокруг городов не ставили такой мощной крепостной стены, поэтому здесь жили не как город в современном понимании, а как город- , отсюда и пошло название Скития – страна Священных городов, потому что в них постоянно горел Священный огонь, рядом с торжищами находились всевозможные культовые сооружения. Представитель любого народа (неважно: белый, чёрный, жёлтый) мог придти в любом городе в своё Капище, т.е. в Храм своего бога и исполнить то, что положено. Допустим, кто-то умер в дороге, то здесь его могли похоронить по обряду, который в их землях существует. Поэтому когда археологи раскапывают древние города Скифии — начинают спорить между собой, одни говорят, что здесь была тюркская культура, другие говорят – нет, арабская, а здесь чуть ли не эфиопская, т.е. не знают к какой культуре отнести. А на самом деле там всё наше славянское, просто те приезжали на торжища и имели здесь свои культовые сооружения.

Иоакимовская летопись

«Лето 3099 Словен и Рус с Роды своими отлучашися от Эксиннопонта [это греческое название Чёрного моря] и от Роду своего и от братии и хождаху по странам вселенныя, яко крылатии орли перелетаху пустыни многие, ищущие себе места на селение; и во многих местах почивающе мечующе их, и нигде же не обретоше себе селения. 14 лет пустынны места и страны обхождаху, дондеже дошедша езера некоего великого, Моиска зовомого [т.е. от Чёрного моря на юг дошли до озера Моиск], последи Ирмер проименовася во имя сестры их Ирмеры [потом уже переименовали в Ильмень]. Тогда волхование повеле им наследником места того бытии. И старейший Словен с Родом своим и со всеми иже под рукой его сиде на реце зовомой тогда Мутная, посреди Волхов проименовасе во имя старейшего сына Словена, Волхова зовома».

И заметьте, что происходит дальше:
«Лето 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваша его именем своим Словенск, иже ныне зовётся Великий Новград , от устья великого езера Ильмера по реце Волхова полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша именоваться словения [т.е. по князю Словену]… А Скиф остася у Понта Имиотиса и в пустынях обитати питася от скот и прозвася эта страна Скифия Великая ».

* Заметьте, это греки и христиане переписывали нашу историю, Скифия у них происходит уже от Скифа, а не от того, что там были тысячи городов. И Скифия осталась только восточнее Чёрного моря.

«По устроению Великого града умрея Словен князь, а по нём в ладаху сыновья его и внуки сотни лет. И бег князь Вандал в ладая со славянами ходя всюду на север, восток и запад морем и землею , многие земли с краю моря повоева и народы себе покоряя и возвратился во град великий, а Вандал все земли от моря до моря себе покорил».

* Т.е. князь Вандал ходил морем и землёю, а сейчас говорят, что первые корабли появились только при Петре I.
** «Все земли покорил» — получается, что не варяги к нам пришли и научили, а наши эти все территории освоили, всю Скандинавию, все острова. И здесь же говориться, что потомки Словена были новгородские князья, ведущие свой Род от сына Словена Вандала (это христиане так назвали, а по-славянски он Венд).

Посчитаем, когда был основан город Словенск (Великий Новгород).
От Чёрного моря они вышли в Лето 3099, и через 14 лет был построен град Словенск. Сейчас у нас Лето 7523 – 3113 = 4410 лет назад, т.е. город основан в 2396 году до н.э. Ну и куда там Киев со своей 1,5 тыс. лет? Или Москва 850-летняя? При этом сказано, что Словен со своими Родами дошёл до озера Моиском зовомого, т.е. перед этим там уже прошли славяне – волхв Моисий и князь Сканд, которого жрец Один из Асгарда Ирийского благословил на переселение. Т.е. это было ещё раньше. Уже история богатейшая, и флот был, и грады строили, а нам говорят о диких варварах, которые в землянках жили.