Финансы рф. Финансовые вузы россии Определение финансовой системы и ее институтов

Введение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 2008 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые институты на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В этом году, т. е. не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовыми институтами, а, следовательно, и перед финансовой политикой, задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Для России определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

ГЛАВА I

Общая характеристика финансовых институтов

Институциональная структура финансовых отношений включает многочисленные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Финансовые организации условно можно назвать финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого хозяйства. К организациям, имеющим к этому значение, относятся, прежде всего, организации, выражающие денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для:

Выполнения обязательств перед финансово - банковской сферой;

Финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.

Денежные отношения, составляющие основу финансовым институтам, можно классифицировать по следующим видам:

Таблица 1

В отраслях материального производства

В отраслях нематериального производства

1. связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения - уставного ---фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие - потребительских.

1. отрасли или самого учреждения (организации) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.

2. возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен; здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в не фондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.).

2. между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования; в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения.

3. складывающиеся у предприятий со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различных страховых фондов.

3. между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.

4. образующиеся между предприятием и банком в связи с получением ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, предоставлением банкам временно свободных денежных средств за определенную плату.

4. денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непроизводственной сферы.

5. у предприятия с государством по поводу образования и использования внебюджетных и бюджетных фондов (платежи в бюджет, бюджетное финансирование, платежи во внебюджетные фонды и др.)

6. между предприятием и вышестоящими структурами управления (“вертикальная” взаимосвязь) в границах внутри-отраслевого перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовые институты как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В рамках сферы финансовых институтов концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

В состав финансовых институтов входят:

I. ФКП (финансы коммерческих предприятий) - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета.

Коммерческий расчет - метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения хозяйствования уровня рентабельности.

Специфика коммерческого расчета:

Субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;

Финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;

Субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств;

В условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.

II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

бюджетные средства;

внебюджетные государственные фонды;

средства населения;

денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами;

выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;

выручка от сдачи имущества в аренду;

доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.).

III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:

а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;

б). финансы политических и общественных движений;

в). финансы специальных целевых фондов;

г). финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.

Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

– денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и пр.;

– денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в фонды общественных организаций;

– денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;

– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами общественных организаций;

– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно - хозяйственными структурами.

Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2 способа использования финансовых ресурсов:

– самоокупаемость;

– сметное финансирование.

Эволюция, развитие финансовых институтов в России

Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в постсоветской России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом экономики. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.

Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформация является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности отдельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.

Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности.

Социально-экономическая культурная и оборонная функции гос-ва.

Финансовая деятельность – непрерывный процесс.

Финансовая деятельность гос-ва – это деятельность гос-ва по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств необходимых для осуществления его задач и функций.

Финансы 1) – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, использования, распределения фондов денежных средств.

Совокупность фондов денежных средств

Участники: * Президент РФ;

* органы законодательной (представительной) власти;

* органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

* органы денежно-кредитного регулирования;

* органы государственного и муниципального финансового контроля;

* государственные внебюджетные фонды;

* главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

* иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Финансово-правовые отношения < денежных отношений

В отличие от остальных правоотношений финансовые складываются одновременно с общественными.Главная особенность что оболочкой денежных отношения всегда является норма права, а не обычай, нормы морали…

Финансовое право – отрасль публичного права.

Финансовая деятельность носит объективный характер.

Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются:

 законность;

 гласность;

 федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления);

 плановость.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ - центра в управлении финансами.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая система РФ и ее институты.

Финансовая система :

1) Совокупность финансовых институтов

2) Совокупность финансовых органов страны

Финансовая система Российской Федерации как совокупность финансовых институтов включает:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансовый рынок в организационном отношении можно рассматривать как систему, как совокупность финансовых институтов - экономических субъектов, осуществляющих эмиссию и куплю-продажу финансовых инструментов, поскольку основная задача финансовых институтов -обеспечение эффективного перемещения свободных финансовых средств от собственников этих средств к заемщикам средств.

Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению финансовых операций с финансовыми инструментами, характеризующимися конкретным набором.

Принято выделять финансовые институты следующих видов:

Коммерческие банки;

Взаимосберегательные банки;

Кредитные союзы;

Страховые компании;

Негосударственные пенсионные фонды;

Инвестиционные фонды;

Финансовые компании.

Финансовых посредников можно подразделить на четыре группы:

Финансовые учреждения депозитного типа;

Договорные сберегательные учреждения;

Инвестиционные фонды;

Иные финансовые организации.

Наиболее распространенными финансовыми посредниками выступают учреждения депозитного типа. Основные институты данной группы посредников - коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы. Коммерческие банки, как правило, предлагают широкого диапазона услуги по привлечению денежных средств от экономических субъектов и по предоставлению займов. Поскольку значимость коммерческих банков в развитии экономики в целом достаточно велика, они являются объектом жесткого государственного надзора и контроля.

Наряду с коммерческим банками активную роль на финансовом рынке России играет Центральный Банк России, который подотчетен Государственной Думе РФ. Правовое регулирование его деятельности регламентируется прежде всего Федеральным законом № 65-ФЗ от 26.04.1995 г. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Основная стратегическая функция ЦБ РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля.

К конкретным задачам, решение которых лежит на Банке России, относятся следующие:

Эмиссию наличных денег, организация их обращения;

Регулирование объема выдаваемых им кредитов;

Регистрация кредитных организаций, выдача и отзыв лицензий на осуществление банковских операций;

Осуществление контроля за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства РФ;

Назначение временной администрации кредитной организации в случаях выявления нарушений банковского законодательства.

В качестве основных инструментов и методов воздействия на финансовый рынок ЦБ РФ использует следующие:

Процентная политика, т.е. установление одной или нескольких процентных ставок по операциям различных видов, что в значительной мере предопределяет рыночные ставки процента как на привлекаемый коммерческими банками капитал, так и на выдаваемые ими кредиты;

Установление нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России;

Купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, организация кредитования коммерческих банков;

Осуществление валютного контроля;

Установление ориентиров роста показателей денежной массы.

Как и любой банк ЦБ РФ может осуществлять банковские операции всех видов.

Наряду с коммерческими банками, Центральным Банком на финансовых рынках функционируют и небанковские кредитные организации, имеющие право выполнять отдельные банковские операции в соответствии с лицензией ЦБ РФ.

Сберегательные институты (сберегательные банки) - специализированные финансовые институты, основными источниками средств для которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Эти финансовые институты заимствуют денежные средства на достаточно короткий срок с использованием текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их субъектам финансового рынка на длительный срок, в основном, под обеспечение в виде недвижимости. Хотя сберегательные институты предоставляют кредиты разных видов, главным образом, они занимаются ипотечным кредитованием и финансированием операций с недвижимостью.

Кредитные союзы - финансовые институты взаимного кредитования. Они принимают вклады физических лиц и кредитуют членов кредитного союза. Обязательства этих союзов формируются из сберегательных счетов и чековых счетов (паев). Финансовые средства кредитные союзы предоставляют членам этого союза в виде краткосрочных потребительских ссуд. Кредитные союзы имеют ряд преимуществ перед остальными финансовыми институтами депозитного типа, поскольку они освобождаются от уплаты налога на прибыль и не являются субъектом антимонопольного законодательства. Являясь институтами взаимного кредитования, кредитные союзы не обладают акционерным капиталом, их собственный капитал состоит из резервов, избыточного капитала и нераспределенной прибыли. В России деятельность кредитных союзов еще не получила достаточного распространения и не имеет достаточной законодательной базы.

Страховые компании и пенсионные фонды относятся к сберегательным учреждениям, действующим на договорной основе. Финансовые институты этого типа отличаются стабильным притоком финансовых средств от владельцев страховых полисов и счетов в пенсионных фондах, по этой причине страховые компании и пенсионные фонды обладают возможностью инвестировать свободные средства в долгосрочные финансовые инструменты с высокой доходностью.

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () значительно подробнее приводится к сведению в соответствующей статье, рубрики "государственные университеты Санкт-Петербурга", на собрании. Без лишних колебаний осмотреть этот вуз как замену подобным, часто в России. Что и многие другие государственные университеты Санкт-Петербурга такой вариант готовит спецов высшего класса вида "финансовые".

Московский финансовый колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Что и многие другие государственные колледжи Москвы данный вариант обучает и выпускает профессионалов по тематике "финансовые". Московский финансовый колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () более детально приведен среди других материалов, рубрики "государственные колледжи Москвы", на БД-интерфейсе. Предлагаем принять к сведению это учебное заведение и другие государственные колледжи Москвы, как альтернативу аналогичным в России.

Как и другие негосударственные институты Москвы это учебное заведение принимает и подготавливает профессионалов вида "финансовые". Финансово-промышленный институт (автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Финансово-промышленный институт") немного приведен, и оформлен разделе, рубрики "негосударственные институты Москвы", на БД-интерфейсе. Предлагаем принять это учебное заведение как замену аналогичным в Москвы.

Можно вполне серьезно осмотреть этот вуз как замену подобным, часто на нашем сайте. Что и многие другие негосударственные институты Ростова-на-Дону это учебное заведение готовит неплохих работников в сфере "финансовые". Институт финансового контроля и аудита (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Институт финансового контроля и аудита") значительно подробнее описан для вас в одной из заметок, рубрики "негосударственные институты Ростова-на-Дону", на БД-интерфейсе.

Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Вероятно, как и государственные университеты Омска такой вариант повышает квалификацию неплохих работников по тематике "финансовые". Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () подробно приведен в анонсах и статьях на текущем портале. Без лишних колебаний отложить для последующего анализа это высшее учебное заведение как замену упоминаемым в каталоге.

Предлагаем принять это высшее учебное заведение как замену аналогичным на нашем сайте. Московский экономико-финансовый институт (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский экономико-финансовый институт") отлично рассмотрен нами, и оформлен разделе на нашем портале. Напоминающий остальные негосударственные институты Москвы это предложение принимает и подготавливает мастеров своего дела по специальности "финансовые".

Сургутский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Как и другие государственные колледжи Сургута данный вариант принимает и подготавливает неплохих работников по направлению "финансовые". Сургутский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () подробно приводится к сведению в одной из заметок на текущем списке вузов. Предлагаем принять это предложение как достойную альтернативу подобным, часто в списке.

Столичная финансово-гуманитарная академия

Возможно отложить для последующего анализа данный вариант как достойную альтернативу сходным по теме на нашем сайте. Такой же как и негосударственные академии Москвы это предложение повышает квалификацию лидеров по профилю "финансовые". Столичная финансово-гуманитарная академия (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Столичная финансово-гуманитарная академия") более детально приводится к сведению в одной из заметок, рубрики "негосударственные академии Москвы", на списке вузов.

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

    Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

    В финансовую систему РФ входят следующие институты:

      Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

      Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

      Имущественное и личное страхование.

      Государственный и банковский кредит.

      Финансы хозяйствующих субъектов.

    Данную систему образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

    1. Государственные финансы.

    2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности).

    3. Кредитование.

    4. Страхование.

    Государственные финансы образуют:

    1. Бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

    2. Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

    3. Государственный кредит.

    Финансы юридических лиц состоят из:

    1. Финансов коммерческих предприятий.

    2. Финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    Кредитование . Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

    Страхование . Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма , при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

    Принципы построения финансовой системы предполагают:

    ♦ экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

    ♦ формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

    ♦ взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

    ♦ доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

    В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

    1) Принцип единства:

    a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.

    b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.

    c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

    2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

    Деньги.