Эссе «Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека. Роль детства в жизни человека – аргументы ЕГЭ Как трудности детства отражаются на характере

Ольга Петрова
Эссе «Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»

Если допустить, что жизнь человека это железная дорога , а временные отрезки - младенчество, детство , отрочество, юность - некие проходящие , иногда мелькающие станции, то Детство –это одна из самых важных , ярких и запоминающихся станций на жизненной дороге любого человека . Это тот отрезок времени, который мы несем через всю свою жизнь. Когда малы - не ценим его и спешим вырасти, часто вспоминаем его в юности, становимся родителями - приводим в пример своим детям, в старшем возрасте рассказываем своим внукам, в преклонном возрасте воспоминания детства приходят все чаще и становятся все острее, и все отчетливее мы проживаем мгновения своего детства . Детство как этап человеческой жизни – уникально и тем важнее сохранить его самоценность . Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культуры . Ценность феномена детства , по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, а в процессе этого присвоения осуществляется развитие человека .

За что можно ценить детство ? За то , что в семье и в детском саду в этот период дарят любовь, доброту, заботу и понимание находящиеся рядом с ребенком взрослые и значимые люди? А может за то, что этот период беззаботный, игривый, чистый в эмоциях, переживаниях, искренний, полный впечатлений, где дети любят нас, взрослых и весь мир вокруг ни за что-то, а просто так? Но нужно быть уверенным, что все поступки взрослых, их мнения, высказывания в детстве вольно или невольно влияют на развитие ребенка , становление его как личности.

Из своего детства отчетливо помню случай в детском саду , когда я, девочка пяти лет, играя со своей подружкой на горке, увидела, что она упала, я старалась ей помочь, потом сообщила воспитательнице о случившемся, горько переживала за подружку - она сломала ногу, и, помню реакцию воспитательницы на случившееся. Она с силой ударила меня ложкой по лбу и сказала : «Это все из-за тебя!» и приказала детям, чтобы они не играли со мной. Какие чувства я испытывала тогда, как оценивала поступок воспитателя? Какой урок извлекли дети, видевшие эту сцену? И с какой любовью и нежностью до слез я вспоминаю домашние вечерние чтения возле печи, когда мама, усаживала нас, трех дочерей и читала нам вслух детские произведения , заучивала с нами стихи, играла в различные игры, мы смеялись и были счастливы. Эти два случая, говоря современным языком, были моими ситуациями развития . По Л. С. Выготскому, социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития , тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Я привела всего лишь два эпизода моего детства . Только один из них воспитал во мне глубокое чувство любви и уважения к моей семье, привил любовь к чтению, познанию нового и интересного, научил ценить мгновения, проведенные с мамой, сестрами, сформировал традиции в моей семье, другой закалил мой характер, в какой-то мере, научил оценивать объективно поступки людей, но оба случая повлияли на выбор профессии, в которой не должны находиться люди, не любящие детей, не умеющие создавать условия для их дальнейшего развития , позволяющие себе обижать их физически и морально. С этим я живу, это я помню до сих пор.

В идеале детство должно запомниться детям как период открытий и познаний мира, период чудесных превращений и бесконечного удивления от новых игр, друзей, предметов, игрушек, книжек, обстановки. В это есть поддержка разнообразия детства , так хорошо описанная в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Ребенок дошкольного возраста не понимает, что он проживает детство , что детство его рано или поздно закончится – он радуется и огорчается тому, что происходит с ним здесь и сейчас - в этом уникальность и самоценность детства . Но какой ответственный и трудный этот этап , под названием детство , для педагогов и родителей! Когда ребенок изо дня в день, учится узнавать новое, думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками, правильно использовать предметы, окружающие его, ориентироваться в условиях, созданных для него взрослыми, которые еще должны и оценить и предвидеть, как это повлияет на дальнейшее развитие детей .

Историческая и современная наука предпринимают многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения. М. С. Каган, Я. Корчак, Ш. А. Амонашвили, В. В. Зеньковский, и др. рассматривали детство с философской , культурологической и педагогической, З. Фрейд Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Т. Кудрявцев, Д. Б. Эльконин, и др. с психологической. Все эти точки зрения имеют свой уникальный опыт знаний о детстве , который обязательно будет обобщен , и позволит приблизиться к пониманию данного феномена в развитии человечества .

Глубоко уважая труды этих ученых, в чем-то соглашаюсь с ними, с чем-то могу поспорить. Но я имею собственное убеждение, основанное на моей многолетней воспитательской практике. От того, как и чем будет наполнено детство ребенка , кто окажется рядом с ним и будет заполнять его сердце, душу и ум, будет его любить, играть с ним, развивать его , уважать, научит выстраивать взаимоотношения, будет создавать для него ситуации, позволяющие делать выбор между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью, кто научит отличать это друг от друга, и наконец, какие создадут психолого-педагогические, средовые, образовательные и иные условия для его развития , зависит дальнейшая – успешная или не очень, жизнь человека .

Публикации по теме:

Роль артикуляционной гимнастики в общем развитии речи ребенка. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития.

Игра-важный инструмент детства ГБДОУ №15 Кировского района Санкт-Петербурга Игра – важный инструмент детства Толковый словарь русского языка так объясняет значение слова.

Выступление на общем родит собрании Роль игры и игрушек в развитии детей дошкольного возраста Слайд № 1. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их.

Эссе «Как воспитать доброго человека» Эссе «Как воспитать доброго человека» Доброта – это стремление помочь людям, не требуя благодарности. Я, считаю, что доброта есть в каждом.

В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними:
«3найте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома.

Сочинение

Очень часто обращение к прошлому влияет на состояние человека в настоящем. В данном тексте Д.А. Гранин поднимает проблему роли детских воспоминаний в жизни человека.

Анализируя эту тему, автор обращает наше внимание на высказывание одного из героев романа Ф.М. Достоевского о том, что «хорошее какое-нибудь воспоминание» из родительского дома может быть самой лучшей, сильной, здоровой, полезной реминисценцией человека. Писатель акцентирует наше внимание на том, что подобным высказыванием Алеша Карамазов не требует, не проповедует – он лишь пытается призвать всех людей вспоминать те мгновения, «когда они чувствовали себя хорошими». Подобные воспоминания должны быть нравственно сформулированными и понятным – в этом случае они смогут принести человеку много добра и пользы.

Д.А. Гранин считает, что детские воспоминания играют важную роль в мироощущении человека и его жизни в целом – они приносят счастье и удовлетворение собой, в тяжелые, грустные моменты помогают анализировать своё существование и наполнять его смыслом - тем самым «обязывают душу».

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что воспоминания человека из родительского дома, вновь пришедшее ощущение того, что ты когда-то был хорошим, способны внести в жизнь человека новые краски, заполнить её смыслом и верой в собственное счастье.

Проблему роли детских воспоминаний поднимает в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Автор подошел к этой теме нестандартно и на примере Печорина показал, что иногда анализ собственной жизни, своих поступков из детства может помочь объяснить человеку свое состояние в настоящем. В собственном монологе герой обращается к периоду своей жизни, когда он сам был готов «любить весь мир» - творить добро, любить, дружить и быть счастливым. Благодаря этому он осознавал, что может испытывать те же чувства, что и все, может быть не одиноким, может совершать добрые поступки, и это, безусловно, сохраняло в его сердце немного тепла. Но дело в том, что в тот же период он решил для себя, что проще и лучше для него самого будет закрыться от всего мира, ответить на его несправедливость злостью, на его недоброжелательность и лицемерие – цинизмом и жестокостью и воспринимать людей и все окружающее как игру.

Анализ детских воспоминаний помог герою повести М. Горького «Детство» в сложные моменты своей жизни осознавать, что его существование не так ужасно, как кажется, и каждый из нас способен сделать свою жизнь лучше. У своей бабушки научился Алеша бескорыстной любви, состраданию, бесстрашию и позже, вспоминая моменты проявления этих чувств, герой понимал, что способен на многое – к тому же, он без труда и с большим счастьем мог отдавать любовь. Воспоминания о детстве, о бабушке, о «свинцовых мерзостях» жизни и о тех, кто их скрасил, помогли М.Горькому написать чудесную повесть о своем детстве, а это, наверное, самое лучшее, что можно сделать под влиянием воспоминаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что каким бы не был человек, что бы он не испытывал, о чем бы не думал – воспоминания из детства способны изменить его мировосприятие, и если не сделать лучше, то хотя бы напомнить о том, что когда-то в его жизни существовало добро.

Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда,

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой - дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьникам можно порекомендовать взять в качестве примера для сочинения одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет лучшие качества в первом и единственном своём бою, прямо перед гибелью. Другие герои эпопеи, Элен и Анатоль Курагины, не знавшие любви родителей и воспитанные в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»

Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг - энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой - Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство - не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

«Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.

С. Маршак

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Мы все учили в школе на уроках биологии, что появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. В дальнейшем, человек по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции становится наиболее совершенным существом в природе. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Проработав в школе 10 лет и начав свою трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т.е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Само ценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни подчеркивал известнейший педагог и детский врач Я. Корчак: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни». Я. Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Все это в полной мере справедливо и по отношению к дошкольному периоду жизни ребенка.

Каптерев П.Ф. писал: «… забота воспитателей должна быть направлена на предупреждение рановременного, скороспелого развития детского ума. Родителям приятно видеть в своих детях ум не по летам, но это дело опасное. Истощение энергии и жизненных сил в ранние годы непременно отзовется на всей последующей деятельности вялостью и слабостью. … Нормальный человек должен пережить все свойства возрастов, только тогда он и будет настоящим естественным человеком, а не сделанным… [ ]

Слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет», несомненно подтверждают, что игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки - матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового, а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности. [ ]

Таким образом, я считаю, нельзя наказывать ребенка за игры, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.

Согласно А. С. Белкину, понятие «детство» носит ценностный характер, т. е. ребенок, рассматривается не только как член общества, но и как непреходящая, самостоятельная ценность. Ценностное отношение предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подход, включает в себя критерии оценки деятельности взрослых по обеспечению этих подходов. [ ]

Из всего вышеизложенного можно ещё раз дать истинное определение. Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Этот важнейший фактор отражен и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Ж. Руссо, К. Вентцель, Я.Корчак, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, П.П. Блонский.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в ДОО. Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

1.поддержка разнообразия детства;

2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека;

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. [ ]

В своей деятельности, определяя целевые ориентиры, одним из основных считаю – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.

Д етство - это сказочный мир. Мир гармонии и фантазии, в который нет хода бездарному, пустому и никчемному человеку. Родители и педагоги - это люди, которым дана необыкновенно ценная возможность - увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке, не дать ей пропасть и сделать всё, чтобы из искры разгорелось пламя!

Текст из ЕГЭ

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…

(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Вступление

Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.

Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

Проблема

Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

Комментарий

Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.

Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.

В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

Автор сетует на то, что в современном мире у детей совершенно не такое отношение к книге. Оно характеризуется неуважением к ней, небрежным отношением. Д. Мамин-Сибиряк пытается понять причины этого, находит ее в том, что детская книга стала дешевле, доступнее, от того и потеряла свою ценность.

Авторская позиция

Своя позиция

С самого раннего детства стоит учить малыша и уважению к окружающему миру: к природе, к животным, к игрушкам и книгам. Иначе он не сможет впоследствии ценить то, что приносит ему удовольствие и пользу.

Аргумент №1

Говоря о влиянии детства на формирование характера человека, стоит вспомнить Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов». В произведении есть целая глава, которая называется «Сон Обломова», где автор представляет нам мир, который воспитывал Илью Ильича с момента рождения и до студенческих лет.

Родители и няньки угождали ему во всем, уберегали от внешнего мира. Главной ценностью в Обломовке была еда и сон. И повзрослев, герой больше всего в жизни стал ценить лежание на диване и возможность вкусно поесть.

Друг Обломова, Андрей Штольц, воспитывался совсем по-другому. В его семье ценили деятельность, практичность, умение работать. И вырос он именно таким – целенаправленным практиком, ни минуты не тратящим попусту.

Аргумент №2

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» тоже можно разглядеть влияние детства на развитие главной героини Катерины. Ее детство было светлым и радужным. Родители любили ее и воспитывали в ней любовь к свободе и умение жертвовать всем ради любимых людей.

Оказавшись после замужества в семье Кабановых, она впервые в жизни очутилась в недоброжелательной обстановке, в месте, где не воспринималась свобода личности и свобода выражения чувств, где все делалось по правилам домостроя.

Катерина не выдержала гнета и погибла, бросившись в отчаянии в реку.

Заключение

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей.