Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги…. «Запели тёсаные дроги…», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Запели тесаные дроги…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Запели тесаные дроги…» было написано С.А. Есениным в 1916 году. Основная тема его — тема Родины. В нем присутствуют элементы русского пейзажа. Мы можем от­нести произведение к пейзажной и патриотической лирике.

Открывается стихотворение мотивом дороги. И здесь неволь­но вспоминаются лермонтовские строчки:

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Также вспоминаем мы здесь и Н.В. Гоголя, его Русь-тройку, безудержно летящую вперед, и А. Блока, его «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи».

В первой и второй строфах даны характерные детали русского пейзажа и русской жизни: «равнины и кусты», «часовни на доро­ге», поминальные кресты, колокольни. В третьей строфе все эти детали сливаются в единый образ России, бесконечно родной для лирического героя. И он признается в своей любви к ней:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Поэт использует здесь свою любимую цветовую палитру — малиновый, синий цвет. «Синь, упавшая в реку» — воплощение небесного идеала. Россия для лирического героя не просто до­рога, но и свята. Он осознает при этом всю драматичность, труд­ность ее судьбы, но готов разделить с ней ее участь:

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

Этот же мотив жертвы, терпения, готовности нести героем свой крест звучит и в последней строфе:

И не отдам я эти цепи,

Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Тот же самый мотив «креста», жертвы звучит в стихотворении А. Блока «Россия», А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утеш­но…», М. Цветаевой «Родина».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («теплой грустью», «холодной скорби»), метафору («синь, упавшая в реку»), анафору («И не отдам я эти цепи, И не расста­нусь с долгим сном»).

В. Корнилов однажды заметил, что «городскому человеку никогда так глубоко не ощутить русскую природу, тоску ее по­лей. Все это Есенин выразил как никто до него и после него». Это высказывание справедливо и по отношению к данному сти­хотворению.

Здесь искали:
  • запели тесаные дроги анализ
  • анализ стихотворения запели тесаные дроги
  • запели тесаные дроги анализ стихотворения

Какие Чувства испытывает лирический герой к Родине в стихотворении С.А.Есенина «Запели тесаные дроги»?

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

В стихотворении «Запели тесаные дроги» лирический герой описывает красоты своей Родины. Олицетворения: «Запели тесаные дроги,//Бегут равнины и кусты», «Синь, упавшая в реку» показывают, что для лирического героя Русь жива, она вечно находится в движении. И это движение вызывает в нем противоречивые чувства: и «теплую грусть» от ветерка, и радость от вида красивых пейзажей. Лирический герой понимает, что его Родина сейчас «на туманном берегу», и много ей еще придется пережить, но это не мешает любить ее «до радости, до боли» и верить в светлое будущее.

Таким образом, Родина заставляет лирического героя испытать целую палитру чувств: это и грусть, и радость, и переживания за судьбы родной страны.

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Анна Геннадьевна Маслова

Дан пря-мой связ-ный от-вет на во-прос, с су-ще-ствен-ной опо-рой на ав-тор-скую по-зи-цию;нет под-ме-ны ана-ли-за пе-ре-ска-зом тек-ста, вы-дви-ну-тые те-зи-сы обос-но-ва-ны, но по-че-му-то от-сут-ству-ет вни-ма-ние к та-ким "при-ме-там" чув-ства ли-ри-че-ско-го ге-роя к Ро-дине, как "хо-лод-ная скорбь", ощу-ще-ние "це-пей", тра-ги-че-ское про-ти-во-ре-чие, вы-ра-жен-ное в стро-ках:
Но не лю-бить те-бя, не ве-рить
Я на-учить-ся не мо-гу.
Ощу-ще-ние то-го, что ли-ри-че-ский ге-рой вос-при-ни-ма-ет Ро-ди-ну на ка-ком-то "ту-ман-ном бе-ре-гу" при-сут-ству-ет в от-ве-те, но ни-как не ком-мен-ти-ру-ет-ся.
Та-ким об-ра-зом, необ-хо-ди-мо го-во-рить о том, что ли-ри-че-ский ге-рой сти-хо-тво-ре-ния пред-чув-ству-ет бу-ду-щие ка-та-клиз-мы, ис-пы-ты-ва-ет тра-ги-че-ское чув-ство соб-ствен-ной за-ви-си-мо-сти от люб-ви к Ро-дине (мо-тив "це-пей") и невоз-мож-ность не ис-пы-ты-вать это чув-ство.

«Запели тесаные дроги…» С.Есенин

«Запели тесаные дроги…» Сергей Есенин

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги…»

Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а узкие московские улочки вызывали у него чувство досады и раздражения. Неудивительно, что в этот период он писал стихи, посвященные родной природе, по которой очень сильно скучал. Даже тот факт, что «сельского поэта» столичные критики не воспринимали всерьез, не мог изменить мировоззрения Есенина, который свое творчество неизменно связывал с воспеванием красоты лугов, лесов и озер.

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

В 1916 году Есенин написал стихотворение «Запели тесаные дроги…», навеянное воспоминаниями о родном крае. Миниатюрная зарисовка из жизни вчерашнего учителя, который вынужден был добираться до дома на телеге, наполнена теплотой и легкой грустью . Путь лежит через сельские кладбища с полуразрушенными часовнями, и автор, считающий себя атеистом, отмечает, что «на известку колоколен невольно крестится рука».

Однако на фоне печали, которая является верной спутницей Есенина, постепенно пробуждается еще одно сильное чувство, и поэт, обращаясь к родной земле, признается: «Люблю до радости и боли твою озерную тоску». Автор подчеркивает, что сейчас он очень далеко от любимых мест, и его жизнь течет совсем в ином русле, чем прежде. Казалось бы, в повседневной суете тоска по родине должна постепенно исчезнуть, уступив место радости от собственных успехов на литературном поприще. Однако Есенин преклоняется перед русской землей и утверждает, что «не любить тебя, не верить – я научиться не могу». Для него нет ничего дороже, чем слышать, как «звенят родные степи молитвословным ковылем», и как «малиновое поле» Руси, бескрайнее и безграничное, преображается под воздействием легкого ветерка, который поэт именует «овсяным».

Стихотворение С.А.Есенина "Запели тесаные дроги. " (Восприятие, истолкование, оценка.)

Россия - страна бескрайняя. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются - не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится - так сразу революция.
Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Его мастерство придает стихам движение, будто мы сидим в тех самых "тесаных дрогах", а по обочине "бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге и поминальные кресты". Но поэт не ограничивается зарисовкой природы, в стихотворении сквозит тревога: "Холодной скорби не измерить, ты на туманном берегу". Возможно, если судить по дате написания - 1916 год - это предчувствие революционных перемен. Или тревога личностная, своеобразная "неустроенность" человека, вынужденного жить не в родном селе, а в чуждом ему городе.
Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя "последним поэтом деревни". Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо.
Язык поэта образный, обильно уснащенный чисто народными словами, определениями.
Каким же надо обладать чутким, трепетным сердцем, чтобы уметь так увидеть и передать красоту русской природы, самую ее душу. В эти же описания вплетаются и купола, и звон колоколов церквей, которые неразрывно связаны с русской историей. Они уже стали словно бы частью природы, символом Руси.
Непонятное понятие "Россия" - неисчерпаемый источник для поэтов. Есенин же сам словно олицетворение родины, удивительный каприз природы, которая как будто специально подгадала не только талант, но и внешность поэта, так схожую с синевой озер, пряжей нежного льна, тонкими березками да белой метелью. Как в бездонное озеро, отчаянно бросается Есенин с головой в любовь к России и, как каждый влюбленный, не хочет освободиться от этого плена:

И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

Недолгую свою жизнь он выплеснул, как единый порыв нежности, как песню. Марина Цветаева в "Памяти Сергея Есенина" точно выразила широту души поэта:

И не жалость - мало жил,
И не горечь - мало дал, -
Много жил - кто в наши жил
Дни, все дал - кто песню дал.

1319 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Разное / Стихотворение С.А.Есенина "Запели тесаные дроги. " (Восприятие, истолкование, оценка.)

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Стихотворение С. А. Есенина «Запели тёсаные дроги. » (восприятие, истолкование, оценка)

Если в ранних стихотворениях С. А. Есенина запечатлено неустойчивое авторское сознание и подвижный, не до конца сформировавшийся эмоциональный комплекс, то уже к 1916 году он становится самостоятельным поэтом. С этого времени для его творчества характерно освоболедение от фольклорных мотивов. Теперь Есенин стремится на новом уровне душевного и физического развития выразить своё внутреннее состояние, меняется общая тональность произведений. Покажем это на примере стихотворения «Запели тёсаные дроги. », созданного поэтом именно в 1916 году.

Интонация этого стихотворения, в отличие от ранней лирики, более грустная, элегическая. Народнопоэтическая образность спрятана поэтом в глубине текста:

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

По-своему поэт переживает мистическую тайну русского духовного пространства, образы стихотворения обращены не столько к патриархальной «старине», сколько к вневременной, вечной душе русской «богоземли». Божественный и природный миры связаны в произведении неразрывно. Для Есенина это единство является олицетворением малой и большой Родины. Пейзаж в стихотворении словно подернут дымкой. Краски приглушены, смягчены:

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу.

Эти слова обращает поэт к родной рязанской земле. Он покидает её с болью и тоской на сердце:

Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Пейзаж Есенина - последовательная смена образов. Ракурс наблюдения постоянно меняется, меняется и поле зрения лирического героя. Мимо него пробегают равнины, часовни, поминальные кресты, колокольни. Это пейзаж, увиденный глазами человека, движущегося. Именно поэтому детали описания как бы смазаны, подчинены общему и сильному впечатлению. Образ природы читатель воспринимает сквозь призму сознания лирического героя, обращающего своё внимание, прежде всего, на эмоциональную наполненность окружающего его пространства.

В первых строках стихотворения возникает мотив дороги. Образ пути выступает здесь сразу в нескольких значениях. Путь символизирует уход лирического героя из родной земли и прощальный взгляд вокруг. Шире образ дороги можно трактовать как жизненный путь человека в целом. Судьба уготовила лирическому герою перемены, от чего он и покидает свой край. Однако любовь и вера в малую родину навсегда остались в его душе:

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

Как бы ни старалась жизнь стереть воспоминания тихой красоты и спокойствия рязанской земли, поэт всё равно остаётся верен своему сердечному чувству. В последнем четверостишии заключается клятвенное признание лирического героя в этом чувстве. Поэт выражает это необычайно красиво, используя метафорический образ родных степей:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Сколько силы чувствуется в этой строфе! Она звучит как девиз всего жизненного пути лирического героя, а, следовательно, и самого поэта. Да, деревенская Русь, покинутая Есениным, для него цепи, связывающие с прошлым. Но он не хочет отдать их кому-нибудь другому. Да, пролетевшая молодость и безоблачное счастье - это долгий сон, который бередит душевные раны. Но поэт не желает расстаться с ним.

Последнюю строфу можно назвать центральной в идейной композиции стихотворения. Однако в произведении есть не менее важная строфа, раскрывающая всё миропонимание поэта:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Эти строки часто цитируют при разговоре о ярком образе Родины, ведущем в творчестве Есенина. Строфа состоит из одного односоставного предложения, главный член которого - сказуемое «люблю». Предложение распространено словами, нейтральными в их реальном употреблении. Однако в поэтическом контексте они обретают ярко выраженную экспрессивную окраску. Возвышенное, пламенное чувство любви к родине выражается словами «до радости и боли». В них заложено противоречие, заставляющее поэта постоянно искать своё место в реальной жизни. Любовь к родной земле приносит ему боль и страдания от сознания невозможности вернуться. Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы поэта в том и состоит, что, понимая пагубность этого, он не может противостоять реальной жизни. Лишь внутренняя стойкость и верность своим жизненным принципам спасают его от полного разрыва. В душе борются два разных чувства: желание победить эту боль и стремление сохранить, удержать то светлое и доброе, что дарят мысли о родном селе.

В стихотворении образ села семантически расширяется и перерастает в обобщённый образ Руси. Поэт ласково называет её «малиновым полем» и сочетает эту перифразу с другой, более ёмкой - «синь, упавшая в реку». Существительное, образованное от прилагательного «синий», является смыслообразующим началом стихотворения. Синий цвет в поэтике Есенина имеет импрессионистическую семантику неба, простора, умиротворённого настроения, общего ощущения красоты. В таком коротком слове - «синь» - поэт воплотил образ безграничной Руси, живущей естественной, природной жизнью. Все самое доброе, родное слышится в строках стихотворения. Вечная преданность лирического героя России и его любовь к русской земле - вот что составляет тематическое ядро произведения. Слова словно излучают тепло и свет, придавая стихотворению неповторимую выразительность. Удивительно тонко Есенин сумел передать собственный внутренний мир, полный радости и боли при мысли об «озёрной тоске» Руси.

Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Слушать стихотворение Есенина Запели тесаные дороги

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Запели тесаные дороги

«Запели тесаные дроги»


В стихотворении «Запели тесаные дроги» проявился типичный для С.А. Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. В основе данного произведения лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России. Отсюда столь динамичное начало, воплощающее семантику движения:

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.

Дроги - простая повозка без кузова для езды в поле.

В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни - неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот определение «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает средством создания возвышенного поэтического стиля. С.А. Есенин подчеркивает, что христианство для русского народа даже не столько философские убеждения, сколько традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, привычный, а потому «И на известку колоколен Невольно крестится рука».

В стихотворении необычайно много слов с семантикой настроения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний.

Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю. Примечателен также пейзаж в третьей сгрофе, построенный на цветовом контрасте: «малиновое поле И синь, упавшая в реку». Синь - одновременно и небо, ограженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, на древний манер названной Русью, а не Россией, придать стихотворному повествованию большую значимость и торжественность. Малиновый цвет привносит праздничный оттенок. Известно, что он широко использовался в нарядном народном костюме. Синий и малиновый - яркое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны.

Цветастость, живописность - характерная особенно есенинского творчества. Технику его словесного рисования, цветописи исследователи часто сравнивают с лубочной бытовой народной живописью. Лубочные картинки отличались красочностью, гармонично подобранными цветовыми сочетаниями, орнаментальностью и особым воздушным характером. Исполнялись они обычно жидкой темперой, которая подобна акварели. Примечательно, что возникновение и распространение рисованного лубка связано с деятельностью старообрядчества, а

С.А. Есенин был выходцем из старообрядческой семьи.

В четвертой строфе стихотворения «Запели тесаные дроги» иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России:

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.

В 1916 году, когда было создано это стихотворение, в стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.

Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу,
-- восклицает он.

Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: «звенят родные степи Молитвословным ковылем». «Звон» - характерный звуковой образ для Есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Причем во многих стихотворениях с темой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики. Не есть ли в этих образах своеобразная отсылка к церковному колокольному звону, приглашающему на службу всех христиан и воплощающему в конечном итоге идею соборности, духовного единения?

«Запели тесаные дроги…» Сергей Есенин

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги…»

Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а узкие московские улочки вызывали у него чувство досады и раздражения. Неудивительно, что в этот период он писал стихи, посвященные родной природе, по которой очень сильно скучал. Даже тот факт, что «сельского поэта» столичные критики не воспринимали всерьез, не мог изменить мировоззрения Есенина, который свое творчество неизменно связывал с воспеванием красоты лугов, лесов и озер.

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

В 1916 году Есенин написал стихотворение «Запели тесаные дроги…», навеянное воспоминаниями о родном крае. Миниатюрная зарисовка из жизни вчерашнего учителя, который вынужден был добираться до дома на телеге, наполнена теплотой и легкой грустью . Путь лежит через сельские кладбища с полуразрушенными часовнями, и автор, считающий себя атеистом, отмечает, что «на известку колоколен невольно крестится рука».

Однако на фоне печали, которая является верной спутницей Есенина, постепенно пробуждается еще одно сильное чувство, и поэт, обращаясь к родной земле, признается: «Люблю до радости и боли твою озерную тоску». Автор подчеркивает, что сейчас он очень далеко от любимых мест, и его жизнь течет совсем в ином русле, чем прежде. Казалось бы, в повседневной суете тоска по родине должна постепенно исчезнуть, уступив место радости от собственных успехов на литературном поприще. Однако Есенин преклоняется перед русской землей и утверждает, что «не любить тебя, не верить – я научиться не могу». Для него нет ничего дороже, чем слышать, как «звенят родные степи молитвословным ковылем», и как «малиновое поле» Руси, бескрайнее и безграничное, преображается под воздействием легкого ветерка, который поэт именует «овсяным».

Стихотворение «Запели тёсаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете «Биржевые ведомости» за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в «Свободной газете» в Чикаго в 1923 г. Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.

Литературное направление и жанр

Стихотворение Есенина «Запели тёсаные дроги» нельзя отнести к определённому литературному направлению, но в нём видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало имажинизму , связь человека с природой, её оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли (первая строфа), потом собственное настроение (вторая строфа), затем обращается к родине Руси (третья и четвёртая строфа). Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение (третья строфа), опасение и признание в любви и верности (четвёртая строфа). В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе. В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.

Есенин использует традиционный для русской литературы эпический приём, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.

Тема стихотворения – любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, – чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством (возникает образ цепей).

Тропы и образы

Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тёсаные дроги (открытая повозка, которой обычно пользовались в деревнях) сопровождают лирического героя. Олицетворение «Запели тёсаные дроги» обозначает начало пути. С песней ассоциируется скрип осей в колёсах повозки.

Скорость движения Есенин передаёт тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя (метафора «опять я тёплой грустью болен»). Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог (Есенин, хоть и был воспитан дедом-старообрядцем, вырос атеистом), сколько традиции родины. Поэтому рука лирического героя невольно крестится.

Современник Есенина мог уловить мотив смерти , прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).

Из пары радость-боль в четвёртой строфе остаётся только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но «на туманном берегу». Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.

И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина