Техника проведения легочно сердечной реанимации ребенку. Особенности реанимационных мероприятий у детей

По данным статистики, каждому десятому новорожденному ребенку оказывают медицинскую помощь в родильном зале, а 1% из всех рожденных нуждается в проведении полного комплекса реанимационных действий. Высокий уровень подготовки медицинского персонала позволяет увеличить шансы на жизнь и уменьшить возможное развитие осложнений. Адекватная и своевременная реанимация новорожденных - первый шаг к снижению количества смертности и развития заболеваний.

Основные понятия

Что такое реанимация новорожденных? Это ряд мероприятий, которые направлены на оживление организма ребенка и восстановление работы потерянных функций. Он включает в себя:

  • методы интенсивной терапии;
  • применение искусственной вентиляции легких;
  • установку электрокардиостимулятора и др.

Доношенные дети не требуют проведения реанимационных мер. Они рождаются активными, громко кричат, пульс и ЧСС находятся в пределах нормы, кожа имеет розовый окрас, ребенок хорошо реагирует на внешние раздражители. Таких детей сразу же кладут на живот матери и укрывают сухой теплой пеленкой. Из дыхательных путей аспирируют слизистое содержимое, чтоб восстановить их проходимость.

Проведение сердечно-легочной реанимации считается экстренным оказанием помощи. Она проводится в случае остановки дыхания и работы сердца. После подобного вмешательства, в случае благоприятного результата, применяются основы интенсивной терапии. Подобное лечение направлено на устранение возможных осложнений остановки работы важных органов.

Если пациент не может самостоятельно поддерживать гомеостаз, то реанимация новорожденного включает или постановку кардиостимулятора.

Что нужно для проведения реанимации в родильном зале?

Если потребность в оказании подобных мероприятий невелика, то для их проведения потребуется один человек. В случае тяжелой беременности и ожидания проведения полного комплекса реанимационных действий в родильном находятся два специалиста.

Реанимация новорожденного в родильном зале требует тщательной подготовки. Перед процессом родов следует проверить наличие всего необходимого и удостовериться в рабочем состоянии аппаратуры.

  1. Нужно подключить источник тепла, чтоб реанимационный столик и пеленки были прогреты, одну пеленку свернуть в виде валика.
  2. Проверить, правильно ли установлена система подачи кислорода. Должно быть достаточное количество кислорода, правильно отрегулированное давление и скорость подачи.
  3. Следует проверить готовность оборудования, которое требуется для отсасывания содержимого дыхательных путей.
  4. Приготовить инструменты для устранения желудочного содержимого в случае аспирации (зонд, шприц, ножницы, закрепляющий материал), аспиратор мекония.
  5. Подготовить и проверить целостность реанимационного мешка и маски, а также набора для интубации.

Набор для интубации состоит из эндотрахеальных трубок с проводниками, ларингоскопа с разными клинками и запасными батарейками, ножниц и перчаток.

В чем заключается успех мероприятий?

Реанимация новорожденных в родильном зале основывается на следующих принципах успеха:

  • доступность бригады реанимации - на всех родах должны присутствовать реаниматологи;
  • скоординированная работа - бригада должна работать слаженно, дополняя друг друга как один большой механизм;
  • квалифицированные сотрудники - каждый реаниматолог должен иметь высокий уровень знаний и практических навыков;
  • работа с учетом реакции больного - реанимационные действия должны начаться моментально при появлении их необходимости, дальнейшие меры проводятся в зависимости от реакции организма больного;
  • исправность аппаратуры - оборудование для проведения реанимации должно быть исправным и доступным в любое время.

Причины необходимости проведения мероприятий

К этиологическим факторам угнетения работы сердца, легких и других жизненно важных органов новорожденного относят развитие асфиксии, родовые травмы, развитие врожденной патологии, токсикоз инфекционного генеза и другие случаи невыясненной этиологии.

Детская реанимация новорожденных и ее необходимость может быть спрогнозирована еще в период вынашивания ребенка. В таких случаях, бригада реаниматологов должна быть наготове, чтоб моментально оказать помощь малышу.

Необходимость проведения подобных мероприятий может появляться при следующих состояниях:

Также есть ряд факторов, которые уже возникают в период родов. В случае их появления можно ожидать необходимость проведения реанимационных мероприятий. К таким факторам относятся брадикардия у ребенка, кесарево сечение, преждевременные и стремительные роды, предлежание или отслойка плаценты, гипертонус матки.

Асфиксия новорожденных

Развитие нарушения процессов дыхания с гипоксией организма обусловливает появление расстройств со стороны системы кровообращения, обменных процессов и микроциркуляции. Далее появляется разлад работы почек, сердца, надпочечников, головного мозга.

Асфиксия требует немедленного вмешательства, чтоб уменьшить возможность развития осложнений. Причины появления расстройств дыхания:

  • гипоксия;
  • нарушение проходимости дыхательных путей (аспирация кровью, слизью, меконием);
  • органические поражения головного мозга и работы ЦНС;
  • пороки развития;
  • недостаточное количество сурфактанта.

Диагностика необходимости реанимационного вмешательства проводится после оценки состояния ребенка по шкале Апгар.

Что оценивается 0 баллов 1 балл 2 балла
Состояние дыхания Отсутствует Патологическое, неритмичное Громкий крик, ритмичное
ЧСС Отсутствует Меньше 100 ударов в минуту Более 100 ударов в минуту
Окрас кожи Цианоз Розовая кожа, конечности синюшные Розовый
Состояние мышечного тонуса Отсутствует Конечности немного согнуты, тонус слабый Активные движения, хороший тонус
Реакция на факторы раздражения Отсутствует Слабо выраженная Хорошо выраженная

Оценка состояния до 3 баллов говорит о развитии тяжелой асфиксии, от 4 до 6 - асфиксия средней степени тяжести. Реанимация новорожденного при асфиксии проводится немедленно после оценки его общего состояния.

Последовательность проведения оценки состояния

  1. Ребенок помещается под источник тепла, его кожу высушивают теплой пеленкой. Из носовой полости и рта отсасывается содержимое. Проводится тактильная стимуляция.
  2. Проводится оценка дыхания. В случае нормального ритма и наличия громкого крика, переходят к следующему этапу. При неритмичном дыхании проводят ИВЛ кислородом на протяжении 15-20 мин.
  3. Проводится оценка ЧСС. Если пульс выше 100 ударов в минуту, переходят на следующий этап осмотра. В случае менее 100 ударов проводят ИВЛ. Затем проводят оценку эффективности мероприятий.
    • Пульс ниже 60 - непрямой массаж сердца+ИВЛ.
    • Пульс от 60 до 100 - ИВЛ.
    • Пульс выше 100 - ИВЛ в случае неритмичности дыхания.
    • После 30 секунд, при неэффективности непрямого массажа с ИВЛ, необходимо проводить лекарственную терапию.
  4. Проводится осмотр окраса кожи. Розовый цвет свидетельствует о нормальном состоянии ребенка. При цианозе или акроцианозе необходимо дать кислород и наблюдать за состоянием малыша.

Как проводят первичную реанимацию?

Обязательно моют и обрабатывают руки антисептиком, одевают стерильные перчатки. Время рождения ребенка фиксируется, после проведения необходимых мероприятий - документируется. Новорожденного укладывают под источник тепла, оборачивают сухой теплой пеленкой.

Чтоб восстановить проходимость дыхательных путей, можно опустить головной конец и положить ребенка на левый бок. Это остановит процесс аспирации и позволит удалить содержимое рта и носа. Аккуратно отсасывают содержимое, не прибегая к глубокому введению аспиратора.

Если подобные мероприятия не помогают, реанимация новорожденного продолжается путем санации трахеи с помощью ларингоскопа. После появления дыхания, но отсутствии его ритмичности, ребенок переводится на ИВЛ.

Отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных принимает ребенка после проведения первичных реанимационных мероприятий для оказания дальнейшей помощи и поддержания жизненных функций.

Вентиляция легких

Этапы реанимации новорожденных включают проведение проведению вентиляции:

  • отсутствие дыхания или появление судорожных дыхательных движений;
  • пульс менее 100 раз в минуту, независимо от состояния дыхания;
  • стойкий цианоз при нормальной работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Этот комплекс мероприятий осуществляется с помощью маски или мешка. Голову новорожденного немного запрокидывают назад и на лицо накладывается маска. Ее удерживают указательными и большими пальцами. Остальными выводят челюсть ребенка.

Маска должна находиться на области подбородка, носа и рта. Достаточно вентилировать легкие с частотой от 30 до 50 раз за 1 минуту. Вентиляция с помощью мешка может вызвать попадание воздуха в полость желудка. Убрать ее оттуда можно с помощью

Чтоб проконтролировать эффективность проведения, необходимо обратить внимание на подъем грудной клетки и изменение ЧСС. За ребенком продолжается наблюдения до полного восстановления ритма дыхания и сердечных сокращений.

Для чего и как проводят интубацию?

Первичная реанимация новорожденных включает также проведение интубации трахеи, в случае неэффективности ИВЛ на протяжении 1 минуты. Правильный выбор трубки для интубации - один из важных моментов. Его делают в зависимости от массы тела ребенка и его гестационного возраста.

Интубация проводится также в следующих случаях:

  • необходимость убрать аспирацию мекония из трахеи;
  • проведение продолжительной вентиляции;
  • облегчение управляемости реанимационными мероприятиями;
  • введение адреналина;
  • глубокая недоношенность.

На ларингоскопе включают освещение и берут в левую руку. Правой рукой придерживают голову новорожденного. Клинок вводится в рот и проводится до основания языка. Приподнимая клинок по направлению к рукоятке ларингоскопа, реаниматолог видит голосовую щель. Трубку для интубации вводят с правой стороны в ротовую полость и проводят через голосовые связки в момент их размыкания. Это происходит на вдохе. Трубка проводится до запланированной отметки.

Удаляют ларингоскоп, затем - проводник. Правильность введения трубки проверяют сжиманием дыхательного мешка. Воздух попадает в легкие и вызывает экскурсию грудной клетки. Далее подключается система снабжения кислородом.

Непрямой массаж сердца

Реанимация новорожденного в родильном зале включает которого показано при ЧСС менее 80 ударов в минуту.

Существует два способа проведения непрямого массажа. При использовании первого, надавливание на грудную клетку проводится с помощью указательного и среднего пальца одной руки. В другом варианте массаж проводится большими пальцами обеих рук, а остальные пальцы участвуют в поддержке спины. Реаниматолог-неонатолог проводит надавливание на границе средней и нижней трети грудины, чтоб грудная клетка прогиналась на 1,5 см. Частота нажатий - 90 в минуту.

Обязательно необходимо следить, чтоб вдох и нажатие на грудную клетку не проводились одномоментно. В паузе между надавливаниями, нельзя убирать руки с поверхности грудины. Нажатие на мешок делают после каждых трех надавливаний. За каждые 2 секунды нужно провести 3 надавливания и 1 вентиляцию.

Действия при загрязненности вод меконием

Особенности реанимации новорожденных включают помощь при окрашивании околоплодных вод меконием и оценке ребенка по шкале Апгар менее 6 баллов.

  1. В процессе родов после появления головки из родовых путей сразу же аспирировать содержимое полости носа и рта.
  2. После рождения и помещения малыша под источник тепла, до первого вдоха желательно провести интубацию трубкой наибольшего возможного размера, чтоб извлечь содержимое бронхов и трахеи.
  3. Если удается извлечь содержимое и оно имеет примесь мекония, то необходимо реинтубировать новорожденного другой трубкой.
  4. Вентиляция налаживается только после того, как все содержимое было извлечено.

Лекарственная терапия

Детская реанимация новорожденных основана не только на проведении ручных или аппаратных вмешательств, но и на использовании медикаментозных средств. В случае проведения ИВЛ и непрямого массажа, когда мероприятия неэффективны более 30 секунд, используют лекарственные препараты.

Реанимация новорожденных подразумевает использование адреналина, средств для восстановления объема циркулирующей крови, гидрокарбоната натрия, налоксона, допамина.

Ошибки, допускать которые запрещено

Строго запрещается проводить мероприятия, безопасность которых не доказана:

  • обливать малыша водой;
  • сжимать ему грудную клетку;
  • наносить удары по ягодицам;
  • направлять в лицо кислородную струю и тому подобное.

Раствор альбумина нельзя использовать для увеличения начального ОЦК, поскольку это повышает риск летального исхода новорожденного.

Проведение реанимационных мероприятий не обозначает, что малыш будет иметь какие-либо отклонения или осложнения. Многие родители ожидают патологических проявлений после того, как находился новорожденный в реанимации. Отзывы о подобных случаях показывают, что в дальнейшем дети имеют такое же развитие, как и их сверстники.


Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей включает пять этапов. На первом выполняют подготовительные мероприятия, На втором – проверяют проходимость дыхательных путей. На третьем этапе выполняется искусственная вентиляция легких. Четвертый этап заключается в непрямом массаже сердца. Пятый – в правильной медикаментозной терапии.

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ

При подготовке к сердечно-легочной реанимации у детей проверяют наличие сознания, самостоятельного дыхания, пульса на сонной артерии. Также подготовительный этап включает выявление наличия травм шеи и черепа.

Следующий этап алгоритма сердечно-легочной реанимации у детей – проверка проходимости дыхательных путей.

Для этого ребенку открывают рот, очищают верхние дыхательные пути от инородных тел, слизи, рвотных масс, запрокидывают голову, приподнимают подбородок.

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника перед началом помощи фиксируют шейный отдел позвоночника.

При проведении сердечно-легочной реанимации детям выполняют искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

У детей до года. Ртом обхватывают рот и нос ребенка и плотно прижимают губы к коже его лица. Медленно, в течение 1-1,5 секунд равномерно вдыхают воздух до видимого расширения грудной клетки. Особенность сердечно-легочной реанимации у детей в этом возрасте заключается в том, что дыхательный объем не должен быть больше объема щек.

У детей старше года. Ребенку зажимают нос, обхватывают губами его губы, одновременно запрокидывая ему голову и приподнимая подбородок. Медленно выдыхают воздух в рот больного.

При повреждении ротовой полости ИВЛ проводят методом «рот в нос».

Частота дыхания: до года: 40-36 в минуту, от 1 до 7 лет 36-24 в минуту, старше 8 лет 24-20 в минуту (нормальные частота дыхания и показатели АД в зависимости от возраста представлены в таблице).

Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей

Возраст

Показатель

Частота пульса, в минуту

АД (систолическое), мм рт. ст.

Частота дыхательных движений, в минуту

Новорожденный

3-5 месяцев

6-11 месяцев

Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов

Ребенка укладывают на спину. Детям до 1 года надавливают на грудину 1-2 пальцами. Большие пальцы рук располагают на передней поверхности грудной клетки малыша так, чтобы их концы сходились на точке, расположенной на 1 см ниже линии, мысленно проведенной через левый сосок. Остальные пальцы должны находиться под спиной ребенка.

Детям старше 1 года массаж сердца проводят основанием одной кисти или обеими кистями (в более старшем возрасте), стоя сбоку.

Подкожные, внутрикожные и внутримышечные инъекции малышам делают так же, как и взрослым. Но этот путь введения медикаментов не очень эффективен - действовать они начинают минут через 10-20, а такого времени иногда просто нет. Дело в том, что любое заболевание у детей развивается молниеносно. Самое простое и безопасное - поставить больному крохе микроклизму; лекарственное средство разводят теплым (37-40 °С) 0,9%-ным раствором натрия хлорида (3,0-5,0 мл) с добавлением 70% этилового спирта (0,5-1,0 мл). Через прямую кишку вводят 1,0-10,0 мл препарата.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей заключаются в дозировке используемых .

Адреналин (эпинефрин): 0,1 мл/кг или 0,01 мг/кг. 1,0 мл препарата разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида; в 1 мл этого раствора содержится 0,1 мг препарата. При невозможности сделать быстрый расчет по весу больного адреналин применяют по 1 мл на год жизни в разведении (0,1% - 0,1 мл/год чистого адреналина).

Атропин: 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг). 1,0мл 0,1%-ного атропина разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида, при этом разведении можно вводить препарат по 1 мл на год жизни. Введение можно повторять каждые 3-5 минуты до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Лидокаин: 10%-ный раствор- 1 мг/кг.

Натрия гидрокарбонат: 4% -ный раствор - 2 мл/кг.

Раствор натрия хлорида: 0,9%-ный раствор - 20 мл/кг.

Статья прочитана 15 180 раз(a).

Дыхание и нормальная работа сердца – это функции, при остановке которых жизнь покидает наше тело в течение нескольких минут. Сначала человек впадает в состояние клинической смерти, вскоре за которой следует и биологическая смерть. Остановка дыхания и сердцебиения сильно бьет по тканям головного мозга.

Метаболические процессы в тканях мозга идут настолько интенсивно, что отсутствие кислорода является губительными для них.

На этапе клинической смерти человека вполне можно спасти, если правильно и оперативно начать оказывать первую неотложную помощь. Совокупность методов, направленных на восстановление дыхания и работы сердца, так и называется: сердечно-легочная реанимация. Есть четкий алгоритм проведения подобных спасательных операций, который следует применять прямо на месте происшествия. Одной из последних и наиболее полных рекомендаций относительно действий при остановке дыхания и сердца является пособие, выпущенное Американской Ассоциацией Сердца в 2015 году.

Сердечно-легочная реанимация у детей мало чем отличается аналогичных мероприятий для взрослых, но есть нюансы, что следует знать. Остановки сердца и дыхания часто случаются у новорожденных.

Немного физиологии

После остановки дыхания или сердцебиения кислород перестает поступать в ткани нашего тела, что вызывает их гибель. Чем сложнее устроена ткань, чем более интенсивно проходят в ней метаболические процессы, тем губительнее на ней сказывается кислородное голодание.

Более всего страдают ткани головного мозга, через несколько минут после прекращения снабжения кислородом в них начинаются необратимые структурные изменения, которые приводят к биологической смерти.

Прекращение дыхания приводит к нарушению энергетического обмена нейронов и заканчивается отеком головного мозга. Нервные клетки начинают погибать примерно через пять минут после этого, именно в этот период нужно оказать пострадавшему помощь.

Следует заметить, что клиническая смерть у детей очень редко наступает из-за проблем с работой сердца, гораздо чаще это происходит из-за остановки дыхания. Это важное отличие обуславливает особенности сердечно-легочной реанимации у детей. У детей остановка сердца обычно является заключающим этапом необратимых изменений в организме и обуславливается угасанием его физиологических функций.

Алгоритм проведения первой помощи

Алгоритм проведение первой помощи при остановке работы сердца и дыхания у детей мало чем отличается от аналогичных мероприятий для взрослых. Реанимация детей также состоит из трех этапов, которые впервые четко были сформулированы австрийским медиком Пьером Сафари в 1984 году. После этого момента правила оказания первой помощи неоднократно дополнялись, есть основные рекомендации, выпущенные в 2010 году, есть и более поздние, подготовленные в 2015 году американской ассоциацией American Heart Association. Руководство от 2015 года считается наиболее полными и подробными.

Приемы оказания помощи в подобных ситуациях часто называют «правилом АВС». Вот основные этапы действий в соответствии с этим правилом:

  1. Air way ореn. Необходимо освободить дыхательные пути пострадавшего от препятствий, которые могут помешать воздуху попасть в легкие (этот пункт переводится, как «откройте дорогу воздуху»). В роли препятствия могут выступать рвотные массы, инородные тела или запавший корень языка.
  2. Breath for victim. Этот пункт означает, что пострадавшему необходимо сделать искусственное дыхание (в переводе: «дыхание для пострадавшего»).
  3. Circulation his blood. Последним пунктом идет массаж сердца («циркуляция его крови»).

При реанимации детей особое внимание необходимо уделить первым двум пунктам (А и В), так как первичная остановка сердца у них случается довольно редко.

Признаки клинической смерти

Следует знать признаки клинической смерти, при которой обычно и проводится сердечно-легочная реанимация. Кроме остановки сердца и дыхания, это еще и расширение зрачков, а также потеря сознания и арефлексия.

Прекращение работы сердца можно обнаружить очень легко, проверив пульс пострадавшего. Лучше всего это делать на сонных артериях. Наличие или отсутствие дыхания можно определить визуально, или положив ладонь на грудную клетку пострадавшего.

После прекращения кровообращения потеря сознания происходит в течение пятнадцати секунд. Чтобы убедиться в этом, обратитесь к пострадавшему, потрясите его за плечо.

Проведение первой помощи

Начинать реанимационные мероприятия следует с очистки дыхательных путей. Для этого ребенка нужно уложить на бок. Пальцем, обмотанным носовым платком или салфеткой, нужно прочистить полость рта и глотку. Инородное тело можно удалить, постукивая пострадавшего по спине.

Другим способом является прием Геймлиха. Необходимо обхватить туловище пострадавшего руками под реберной дугой и резко сжать нижнюю часть грудной клетки.

После очищения дыхательных путей следует приступить к искусственной вентиляции легких. Для этого необходимо выдвинуть нижнюю челюсть пострадавшего и открыть ему рот.

Наиболее распространенным способом искусственной вентиляции легких является способ «рот в рот». Можно вдувать воздух и в нос пострадавшего, но очистить его гораздо сложнее, чем ротовую полость.

Затем нужно закрыть пострадавшему нос и вдыхать воздух ему в рот. Частота искусственных вдохов должна соответствовать физиологическим нормам: для новорожденных это примерно 40 вдохов в минуту, а для детей в возрасте пять лет – 24-25 вдохов. На рот пострадавшего можно положить салфетку или платок. Искусственная вентиляция легких способствует включению собственного дыхательного центра.

Последним видом манипуляции, которая производится при сердечно-легочной реанимации, является непрямой массаж сердца. Сердечная недостаточность чаще является причиной клинической смерти у взрослых, для детей это менее характерно. Но в любом случае во время оказания помощи вы должны обеспечить хотя бы минимальную циркуляцию крови.

Перед началом этой процедуры уложите пострадавшего на твердую поверхность. Его ноги должны быть слегка приподняты (примерно 60 градусов).

Затем следует начать сильно и энергично сдавливать грудную клетку пострадавшего в области грудины. Точка для приложения усилий у грудных детей находится прямо посередине грудины, у детей более старшего возраста – чуть ниже центра. При массаже новорожденных на точку следует нажимать кончиками пальцев (двух или трех), у детей от года до восьми лет ладонью одной руки, у более старших – одновременно двумя ладонями.

Понятно, что делать одновременно оба процесса одному человеку крайне затруднительно. Перед тем как приступить к реанимации, необходимо позвать кого-нибудь на помощь. В этом случае каждый берет на себя выполнение одной из вышеуказанных задач.

Постарайтесь засечь время, которое ребенок провел без сознания. Эта информация затем пригодится медикам.

Ранее считалось, что на один вдох нужно делать 4-5 сдавливаний грудной клетки. Однако сейчас специалисты считают, что этого недостаточно. Если вы проводите реанимацию в одиночку, то вы вряд ли сможете обеспечить необходимую частоту вдохов и нажатий.

В случае появления пульса и самостоятельных дыхательных движений пострадавшего реанимационные мероприятия следует прекратить.

vseopomoschi.ru

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир

Mishnah Sanhedrin

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов, рекомендованные Европейским советом по реанимации, были опубликованы в ноябре 2005 года в трех зарубежных журналах: Resuscitation, Circulation и Pediatrics.

Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах сходна с таковой у взрослых, но при проведении мероприятий по поддержанию жизни у детей (ABC) особое внимание уделяется пунктам А и В. Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца – это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца очень редка, фибрилляция желудочков и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Многие дети имеют относительно длинную фазу «предостановки», что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы.

Педиатрическая реанимация слагается из двух этапов, которые представлены в виде схем-алгоритмов (рис. 1, 2).



Восстановление проходимости дыхательных путей (ДП) у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути (рис. 3).

При отсутствии достаточного тонуса, запрокидывание головы нужно сочетать с выдвижением вперед нижней челюсти (рис. 4).

Однако у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций:

  • не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка;
  • не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может вызвать обструкцию дыхательных путей.

После освобождения дыхательных путей необходимо проверить, насколько эффективно дышит пациент: нужно присматриваться, прислушиваться, наблюдать за движениями его грудной клетки и живота. Часто восстановления проходимости дыхательных путей и ее поддержания бывает достаточно для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно.

Особенность проведения искусственной вентиляции легких у детей раннего возраста определяется тем, что маленький диаметр дыхательных путей ребенка обеспечивает большое сопротивление потоку вдыхаемого воздуха. Для минимизации повышения давления в воздухоносных путях и предупреждения перерастяжения желудка вдохи должны быть медленными, а частота дыхательных циклов определяется возрастом (табл. 1).


Достаточный объем каждого вдоха – это объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки.

Убедиться в адекватности дыхания, наличии кашля, движений, пульса. Если присутствуют признаки циркуляции – продолжить дыхательную поддержку, если циркуляции нет – начать непрямой массаж сердца.

У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5)

у старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6).

В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель, нецелесообразно использовать искусственное дыхание.

Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7).

Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема и выполняют четыре надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища. После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8).

Неотложная крикотиреотомия – один из вариантов поддержания проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею.

Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях.

У детей до года пульс оценивается на плечевой артерии (рис. 9)

Т. к. короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии.

У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивается на сонной артерии (рис. 10).

Когда у ребенка определяется пульс, но нет эффективной вентиляции, проводится только искусственное дыхание. Отсутствие пульса является показанием к проведению искусственного кровообращения с помощью закрытого массажа сердца. Закрытый массаж сердца никогда не должен выполняться без искусственной вентиляции.

Рекомендуемая область сдавления грудной клетки у новорожденных и грудных детей – на ширину пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины. У детей до года используют две методики выполнения закрытого массажа сердца:

– расположение двух или трех пальцев на груди (рис. 11);

– охватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из четырех пальцев на спине и использование больших пальцев для выполнения компрессий.

Амплитуда компрессий составляет примерно 1/3-1/2 от переднезаднего размера грудной клетки ребенка (табл. 2).


Если ребенок большой и три пальца не создают адекватной компрессии, то для проведения закрытого массажа сердца нужно использовать проксимальную часть ладонной поверхности кисти одной или двух рук (рис. 12).

Скорость компрессий и соотношение их к дыханию зависит от возраста ребенка (см. табл. 2).

Механические приборы для компрессии грудной клетки интенсивно использовались у взрослых, но не у детей в связи с очень большим количеством осложнений.

Прекардиальный удар никогда не следует применять в педиатрической практике. У старших детей и взрослых его рассматривают как необязательный прием, когда у пациента отсутствует пульс, а дефибриллятор быстро использовать невозможно.

Читайте другие статьи по оказанию помощи детям в различных ситуациях

medspecial.ru

Алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации у детей, ее цель и разновидности

Восстановление нормального функционирования системы кровообращения, сохранение воздухообмена в легких – первоочередная цель сердечно-легочной реанимации. Вовремя проведенные мероприятия по реанимации позволяют избежать отмирания нейронов в головном мозге и миокарде до тех пор, пока не восстановится кровообращение, и дыхание не станет самостоятельным. Остановка кровообращения у ребенка вследствие кардиальной причины происходит крайне редко.


Для грудных и новорожденных детей выделяют такие причины остановки сердца: удушение, СВДС – синдром внезапной детской смерти, когда вскрытие не может установить причину прекращения жизнедеятельности, пневмония, бронхоспазм, утопление, сепсис, неврологические заболевания. У детей после двенадцати месяцев смерть наступает чаще всего из-за различных травм, удушений из-за болезни или попадания инородного тела в дыхательные пути, ожогов, огнестрельных ранений, утопления.

Цель СЛР у детей

Медики разделяют маленьких пациентов на три группы. Алгоритм проведения реанимационных действий для них различен.

  1. Внезапная остановка кровообращения у ребенка. Клиническая смерть на протяжении всего периода проведения реанимационных действий. Три основных исхода:
  • СЛР завершилась положительным итогом. При этом невозможно предугадать, каким будет состояние пациента после перенесенной им клинической смерти, насколько восстановится функционирование организма. Происходит развитие так называемой постреанимационной болезни.
  • У пациента отсутствует возможность самопроизвольной ментальной активности, происходит отмирание клеток головного мозга.
  • Реанимация не приносит положительного результата, врачи констатируют смерть пациента.
  1. Неблагоприятен прогноз при проведении сердечно-легочной реанимации у детей с тяжелой травмой, в шоковом состоянии, осложнениями гнойно-септического характера.
  2. Реанимация пациента с онкологией, аномалиями развития внутренних органов, тяжелыми травмами по возможности тщательно планируется. Незамедлительно переходят к проведению реанимационных действий при отсутствии пульса, дыхания. Первоначально необходимо понять, находится ли ребенок в сознании. Сделать это можно с помощью крика или легкого встряхивания, при этом исключаются резкие движения головы пациента.

Показания к реанимации - внезапная остановка кровообращения

Первичная реанимация

СЛР у ребенка включает три стадии, которые еще называют АВС – Air, Breath, Circulation:

  • Air way open. Требуется освобождение дыхательного прохода. Рвота, западание языка, инородное тело может являться препятствие при дыхании.
  • Breath for victim. Проведение мероприятий по искусственному дыханию.
  • Circulation his blood. Закрытый массаж сердца.

Когда проводиться сердечно-легочная реанимация новорожденного ребенка, первые два пункта наиболее важны. Первичная остановка сердца у маленьких пациентов встречается нечасто.

Обеспечение проходимости дыхательных путей у ребенка

Самым важным в процессе СЛР у детей считается первый этап. Алгоритм действий следующий.

Пациента кладут на спину, шея, голова и грудь при этом находятся в одной плоскости. Если травма черепа отсутствует, необходимо запрокинуть голову. Если у пострадавшего травмирована голова или верхний шейный отдел, необходимо выдвинуть вперед нижнюю челюсть. При потере крови рекомендуется приподнять ноги. Нарушение свободного тока воздуха по дыхательным путям у грудного ребенка может усилиться при чрезмерном перегибании шеи.

Причиной неэффективности мероприятий по легочной вентиляции может стать неправильное положение головы ребенка относительно туловища.

При наличии в ротовой полости инородных предметов, затрудняющих дыхание, их необходимо извлечь. Если возможно, осуществляется интубация трахеи, вводится воздуховод. При невозможности интубировать пациента производиться дыхание «рот в рот» и «рот в нос и в рот».


Алгоритм действий при вентиляции легких «рот в рот»

Решение проблемы запрокидывания головы пациента относится к первоочередным задачам СЛР.

Обструкция дыхательных путей приводит к остановке сердца пациента. Это явление вызывает аллергия, воспалительные инфекционные заболевания, инородные предметы в ротовой полости, горле или трахее, рвотные массы, кровяные сгустки, слизь, запавший язык ребенка.

Алгоритм действий при ИВЛ

Оптимальным при осуществлении искусственной вентиляции легких будет применение воздуховода или лицевой маски. При отсутствии возможности использовать данные способы, альтернативный вариант действий – активное задувание воздуха в нос и рот пациента.

Чтобы желудок не растянулся, необходимо следить, чтобы не было экскурсии брюшины. Только объем груди должен снижаться в перерывах между выдохом и вдохом при проведении мероприятий по восстановлению дыхания.


При осуществлении процедуры искусственной вентиляции легких проводят следующие действия. Пациента укладывают на твердую ровную поверхность. Голову слегка запрокидывают. Наблюдают за дыханием ребенка в течение пяти секунд. При отсутствии дыхания делают два вдоха продолжительностью полторы – две секунды. После этого выдерживают несколько секунд для выхода воздуха.

При реанимации ребенка вдыхать воздух следует весьма аккуратно. Неосторожные действия способны спровоцировать разрыв тканей легких. Сердечно-легочная реанимация новорожденного и грудного ребенка осуществляется с использованием щек для вдувания воздуха. После второго вдоха воздуха и выхода его из легких прощупывают сердцебиение.

Воздух в легкие ребенка вдувают восемь – двенадцать раз за минуту с интервалом в пять – шесть секунд при условии того, что сердце функционирует. Если сердцебиение не установлено, переходят к непрямому массажу сердца, иным действиям по спасению жизни.

Необходимо тщательно проверить наличие посторонних предметов в ротовой полости и верхнем отделе дыхательных путей. Такого рода препятствия помешает попасть воздуху легкие.

Последовательность действий следующая:

  • пострадавшего укладывают на согнутую в локте руку, туловище малыша находится выше уровня головы, которую придерживают двумя руками за нижнюю челюсть.
  • после того, как пациент уложен в правильном положении, осуществляется пять аккуратных ударов между лопатками пациента. Удары должны иметь направленное действие от лопаток к голове.

Если ребенка невозможно уложить в правильное положение на предплечье, то в качестве опоры используется бедро и согнутая в колене нога человека, занимающегося реанимацией ребенка.

Закрытый массаж сердца и компрессия грудной клетки

Закрытый массаж сердечной мышцы используется для нормализации гемодинамики. Не проводится без применения ИВЛ. За счет увеличения внутригрудного давления происходит выброс крови из легких в кровеносную систему. Максимальное давление воздуха в легких ребенка приходится на нижнюю треть грудной клетки.

Первая компрессия должна быть пробной, она проводится для определения эластичности и резистентности грудной клетки. Грудная клетка продавливается при массаже сердца на 1/3 часть ее размера. Компрессия грудной клетки проводится по-своему для разных возрастных групп пациентов. Она осуществляется за счет давления на основание ладоней.


Особенности сердечно легочной реанимации у детей

Особенности сердечно легочной реанимации у детей заключаются в том, что использовать для проведения компрессии необходимо пальцы рук либо одну ладонь ввиду маленького размера пациентов и хрупкого телосложения.

  • Младенцам надавливают на грудную клетку только большими пальцами рук.
  • Детям от 12 месяцев до восьми лет массаж выполняется одной рукой.
  • Пациентам старше восьми лет на грудь кладут обе ладони. как и взрослым, но соизмеряют силу давления с размером тела. Локти рук при проведении массажа сердца остаются в выпрямленном состоянии.

Есть некоторые различия в СЛР кардиальной по природе у пациентов старше 18 лет и возникшей в результате удушения у детей сердечно-легочной недостаточности, поэтому реаниматологам рекомендуется использовать специальный педиатрический алгоритм.

Соотношение компрессия - вентиляция

Если в реанимационных действиях участвует только один врач, он должен производить два вдувания воздуха в легкие пациента на каждые тридцать компрессий. Если одновременно работает двое реаниматологов – компрессия 15 раз на каждые 2 вдувания воздуха. При использовании для ИВЛ специальной трубки проводят безостановочный массаж сердца. Частота вентиляции при этом составляет от восьми до двенадцати ударов в минуту.

Удар в сердце или прекардиальный удар у детей не применяется – может серьезно пострадать грудная клетка.

Частота компрессий составляет от ста до ста двадцати ударов в минуту. Если массаж проводится ребенку младше 1 месяца, то начинать следует с шестидесяти ударов в минуту.


Помните, что жизнь ребенка в ваших руках

Реанимационные действия нельзя прекращать на срок дольше пяти секунд. Через 60 секунд после начала реанимации врач должен проверить пульс пациента. После этого сердцебиение проверяется каждые две – три минуты в момент прекращения массажа на 5 секунд. Состояние зрачков реанимируемого указывает на его состояние. Появление реакции на свет указывает на то, что мозг восстанавливается. Стойкое расширение зрачков – неблагоприятный симптом. При необходимости интубировать пациента нельзя прекращать реанимационные мероприятия более чем на 30 секунд.

lechiserdce.ru

СЛР у детей

Руководство по реанимации, изданное Европейским Реанимационным советом

Раздел 6. Реанимационные мероприятия у детей

Введение

История вопроса

Европейский совет реаниматологов (ERC) ранее уже выпускал Руководство по реанимации в педиатрии (PLS) в 1994, 1998 и 2000гг. Последняя редакция была создана на основе итоговых рекомендаций Международного научного консенсуса, изданных Американской кардиологической ассоциацией в сотрудничестве с Международным согласительным комитетом по реанимации (ILCOR); она включала в себя отдельные рекомендации по кардиопульмональной реанимации и неотложной кардиологической помощи, опубликованные в “Руководстве 2000” в августе 2000 г. По такому же принципу в 2004-2005гг. итоговые выводы и практические рекомендации Согласительного совещания вначале были опубликованы одновременно во всех ведущих европейских изданиях по данной тематике в ноябре 2005 г. Рабочая группа секции педиатрии (PLS) Европейского совета реаниматологов рассмотрела данный документ и соответствующие научные публикации и рекомендовала внести изменения в педиатрический раздел Руководства. Эти изменения представлены в данном издании.

Изменения, сделанные в данном Руководстве

Изменения были сделаны ввиду появления новых доказательных научных данных, а также в силу необходимости максимального упрощения практических приемов, что способствует обучению этим приемам и их поддержанию. Как и в предыдущих выпусках, ощущается нехватка доказательных данных, получаемых непосредственно из детской практики, и некоторые заключения сделаны на основе моделирования ситуации на животных и экстраполяции результатов лечения взрослых пациентов. В данном руководстве сделан акцент на упрощении приемов, исходя из того, что многие дети не получают никакой реанимационной помощи из страха нанесения им при этом вреда. Этот страх поддерживается представлениями, что приемы реанимации у детей отличны от используемых во взрослой практике. Исходя из этого, во многих исследованиях прояснялся вопрос о возможности применения одинаковых методов реанимации у взрослых и детей. Реанимационная помощь, оказываемая на месте свидетелями происшествия, существенно увеличивает выживаемость и при моделировании ситуаций на молодых животных отчетливо показано, что проведение одной лишь компрессии грудной клетки или вентилирующего дыхания может быть намного полезнее, чем полное бездействие. Таким образом, выживаемость можно увеличить путем обучения очевидцев происшествия применению приемов реанимации, даже если они не знакомы с особенностями реанимации у детей. Безусловно, существуют различия в лечении преимущественно кардиальной по происхождению у взрослых, и асфиксической у детей острой легочно-сердечной недостаточности, поэтому для применения в профессиональной практике рекомендован отдельный педиатрический алгоритм.

Соотношение компрессия-вентиляция

ILCOR рекомендует разное соотношение компрессия-вентиляция в зависимости от количества участников оказания помощи. Для непрофессионалов, обученных только одной технике, подойдет соотношение 30 компрессий к 2 вентилирующим выдохам, то есть применение алгоритмов реанимации взрослых пациентов. Профессиональные спасатели, два и более в группе, должны использовать другое соотношение - (15:2), как наиболее рациональное для детей, полученное в результате экспериментов с животными и манекенами. Профессиональные медики должны быть знакомы с особенностями техники реанимации детей. Соотношение 15:2 было признанно оптимальным в ходе исследований на животных, манекенах и математических моделях, с применением различных соотношений - от 5:1 до 15:2; результаты не вывели оптимального соотношения компрессия-вентиляция, но показали, что соотношение 5:1 наименее пригодно для использования. Поскольку не было выведено необходимости применения различных приемов реанимации для детей старше и младше 8 лет, соотношение 15:2 было выбрано в качестве самого логичного для групп профессиональных спасателей. Для непрофессиональных спасателей, независимо от количества участников оказания помощи рекомендовано придерживаться соотношения 30:2, что особенно актуально, если спасатель один и ему трудно переходить от компрессии к вентилированию.

Зависимость от возраста ребенка

Признано нецелесообразным применение различных реанимационных техник для детей старше и младше 8 лет, как это было рекомендовано прежними руководствами, также сняты ограничения на применение автоматических внешних дефибрилляторов (AED). Причина разной тактики реанимации у взрослых и детей этиологическая; для взрослых характерна первичная остановка сердца, в то время, как у детей она, как правило, вторична. Признаком необходимости перехода к тактике реанимации, применяемой у взрослых, является наступление пубертатного периода, которое является самым логичным показателем завершения физиологического периода детства. Такой подход облегчает распознавание, поскольку возраст на момент начала реанимации чаще всего неизвестен. При этом очевидно, что нет необходимости формального определения признаков пубертата, если спасатель видит перед собой ребенка, ему надо применять педиатрическую технику реанимацию. Если в раннем подростковом возрасте будет применена тактика детской реанимации, ущерба для здоровья это не принесет, поскольку исследованиями доказана общность этиологии легочно-сердечной недостаточности в детском и раннем подростковом возрасте. Детским следует считать возраст от одного года до периода пубертата; возраст до 1 года следует считать младенческим, и в этом возрасте физиология существенно отличается.

Техника компрессии грудной клетки

Упростились рекомендации по выбору на грудной клетке области для приложения компрессионного усилия для разного возраста. Признано целесообразным использовать у младенцев (детей до года) те же анатомические ориентиры, что и для более старших детей. Причина этого – следование рекомендациям прежних руководств иногда приводило к компрессии в области верхней части живота. Техника выполнения компрессии у младенцев остается прежней – c использованием двух пальцев, если спасатель один; и использование больших пальцев обеих рук с обхватом грудной клетки, если спасателей двое и более, но для более старших детей нет разделения на одно- и двуручную технику. Во всех случаях необходимо достижение достаточной глубины компрессии при минимальных перерывах.

Автоматические наружные дефибрилляторы

Данные публикаций с момента выхода Рекомендаций 2000 содержат сообщения о безопасном и успешном применении AED у детей младше 8-ми лет. Более того, данные, полученные за последнее время, показывают, что AED точно определяют аритмии у детей, и очень мала вероятность несвоевременного или неправильного нанесения разряда. Поэтому сейчас рекомендуется применение AED у всех детей старше 1 года. Но любой аппарат, который предполагает возможность применения при аритмиях у детей, должен пройти соответствующее тестирование. Многие производители сегодня оснащают аппараты педиатрическими электродами и программами, которые предполагают подстройку разряда в диапазоне 50-75 Дж. Такие аппараты рекомендуется применять у детей от 1 до 8 лет. При отсутствии аппарата, оснащенного подобной системой или возможности настройки вручную, у детей старше одного года возможно использование немодифицированной модели для взрослых. Для детей до 1года использование AED остается под вопросом, поскольку нет достаточного количества данных ни за, ни против такого использования.

Ручные (неавтоматические) дефибрилляторы

На Согласительной конференции 2005 года рекомендовано быстрое проведение дефибрилляции при наличии у детей фибрилляции желудочков (ФЖ) или желудочковой тахикардии с отсутствием пульса (ЖТ). Тактика реанимации взрослых (ALS) предполагает нанесение одного разряда с немедленным возобновлением СЛР без определения пульса и возвращения ритма сердечных сокращений (см. Раздел 3). При использовании монофазного разряда рекомендуется применение первого разряда большей мощности, чем рекомендовалось ранее – 360, а не 200Дж. (см. Раздел 3). Идеальная мощность разряда в случае детей неизвестна, но моделирование на животных и небольшое количество педиатрических данных показывает, что мощность более 4 Дж/кг-1 дает хороший эффект дефибриллирования при небольших побочных эффектах. Биполярные разряды как минимум более эффективны и меньше нарушают работу миокарда. Для упрощения техники процедуры и в соответствии с рекомендациями для взрослых пациентов мы рекомендуем применение у детей одного дефибриллирующего разряда (моно- или бифазного) с дозой, не превышающей 4 Дж/кг.

Алгоритм действий при обструкции дыхательных путей инородным телом

Алгоритм действий при обструкции дыхательных путей инородным телом у детей (FBAO) был максимально упрощен и максимально приближен к алгоритму, применяемому у взрослых пациентов. Произведенные изменения детально разбираются в конце данного раздела.

6a Базовые реанимационные мероприятия у детей.

Последовательность действий

Спасатели, обученные базовой реанимации взрослых и незнакомые с особенностями приемов реанимации детей, могут использовать технику реанимации взрослых с той разницей, что необходимо произвести в начале 5 искусственных вдохов до начала СЛР (см. Рис 6.1)
Рис. 6.1 Алгоритм базовых реанимационных мероприятий в педиатрии. Все медицинские работники должны это знать UNRESPONSIVE? - Проверьте наличие сознания (реагирует или нет?) Shout for help - Позовите на помощь Open airway - освободите дыхательные пути NOT BREATHING NORMALLY? - Проверьте дыхание (адекватное или нет?) 5 rescue breaths - 5 искусственных вдохов STILL UNRESPONSIVE? (no signs of a circulation) - Сознание все еще отсутствует (признаков кровообращения нет) 15 chest compressions - 15 компрессий грудной клетки 2 rescue breaths - 2 искусственных вдоха After 1 minute call resuscitation team then continue CPR - Через минуту вызовите реанимационную бригаду, затем продолжите реанимацию Последовательность действий, рекомендуемая профессионалам детской реанимации: 1 Убедитесь в безопасности ребенка и окружающих

    Аккуратно потормошите ребенка и громко спросите: «С вами все в порядке?»

    Не теребите ребенка при подозрении на травму шеи

3a Если ребенок реагирует речью или движением

    Оставьте ребенка в том положении, в котором вы его застали (чтобы не усугубить повреждения)

    Периодически повторно оценивайте его состояние

3b Если ребенок не реагирует, то

    громко позовите на помощь;

    откройте его дыхательные пути, запрокинув его голову и подняв подбородок следующим образом:

    • вначале, не изменяя положение ребенка, положите ладонь на его лоб и отклоните голову назад;

      одновременно поставьте палец в подбородочную ямку и поднимите челюсть. Не нажимайте на мягкие ткани ниже подбородка, это может закрыть воздушные пути;

      если отрыть воздушные пути не удается, используйте метод выведения челюсти. Взяв двумя пальцами обеих рук за углы нижней челюсти, приподнимите ее;

      проведение обоих приемов облегчается, если осторожно переложить ребенка на спину.

Если предполагается повреждение шеи, раскройте дыхательные пути одним лишь выведением нижней челюсти. Если этого недостаточно, очень постепенно, дозированными движениями отклоняйте голову назад до открывания дыхательных путей.

4 Обеспечивая проходимость дыхательных путей, прослушайте и попробуйте ощутить дыхание ребенка, приблизив к нему свою голову и следя за движением его грудной клетки.

    Присмотритесь, движется ли грудная клетка.

    Прислушайтесь, дышит ли ребенок.

    Попытайтесь ощутить его дыхание своей щекой.

Оценивайте визуально, на слух и осязанием в течение 10 сек для оценки состояния дыхания

5a Если ребенок дышит нормально

    Переложите ребенка в устойчивое боковое положение (см. ниже)

    Продолжайте проверять наличие дыхания

5b Если ребенок не дышит, или его дыхание агонального типа (редкое и нерегулярное)

    осторожно уберите все, что мешает дыханию;

    проведите пять первоначальных искусственных вдоха;

    во время их проведения следите за возможным появлением кашля или рвотных движений. Это будет определять ваши дальнейшие действия, их описание приводится далее.

Реанимационное дыхание ребенку старше 1 года проводится, как показано на рис. 6.2.

    Проведите запрокидывание головы и выведение подбородка вверх.

    Зажмите мягкие ткани носа большим и указательным пальцами руки, лежащей на лбу ребенка.

    Чуть приоткройте его рот, оставляя подбородок приподнятым.

    Вдохните и, обхватив губами рот ребенка, убедитесь в герметичности контакта.

    Сделайте равномерный выдох в дыхательные пути в течение 1-1,5 секунд, следя за ответным движением грудной клетки.

    Оставляя голову ребенка в положении запрокидывания, проследите за опусканием его грудной клетки на выдохе.

    Вдохните еще раз и повторите все в той же последовательности до 5 раз. Отслеживайте эффективность достаточным объемом движения грудной клетки ребенка – как при нормальном дыхании.

Рис. 6.2Вентиляция рот-в-рот у ребенка старше года.

Реанимационное дыхание у младенца проводится, как показано на рис. 6.3.

    Убедитесь, что голова находится в нейтральном положении, а подбородок приподнят.

    Вдохните и накройте рот и носовые ходы ребенка губами, убедитесь в герметичности контакта. Если ребенок достаточно большой и невозможно одновременно накрыть рот и носовые ходы, можно использовать дыхание только рот-в-рот или рот-в-нос (сомкнув при этом губы ребенка).

    Сделайте равномерный выдох в дыхательные пути в течение 1-1,5 секунд, отслеживая последующее движение его грудной клетки.

    Оставляя голову ребенка в положении запрокидывания, оцените движение его грудной клетки при выдохе.

    Сделайте еще один вдох и повторите вентиляцию в той же последовательности до 5 раз.

Рис. 6.3Вентиляция рот-в-рот и нос у ребенка до года.

Если необходимая эффективность дыхания не достигается, возможна обструкция дыхательных путей.

    Откройте рот ребенка и уберите все, что может мешать его дыханию. Не проводите слепого очищения.

    Убедитесь в том, что голова запрокинута и подбородок приподнят, при этом отсутствует переразгибание головы.

    Если запрокидывание головы и поднимание челюсти не открывает дыхательные пути, попробуйте вывести челюсть за ее углы.

    Проведите пять попыток вентилирующего дыхания. Если они неэффективны, переходите к компрессии грудной клетки.

    Если вы профессионал, определите пульс, но не затрачивайте на это более 10 сек.

Если ребенок старше 1 года, определите пульсацию каротид. Если это младенец, определите пульс на лучевой артерии выше локтя.

7a Если в течение 10 сек вы смогли однозначно определить признаки наличия кровообращения

    Продолжайте реанимационное дыхание до тех пор, пока это необходимо, пока у ребенка не появится адекватное самостоятельное дыхание

    Поверните ребенка на бок, (в восстановительное положение) если он все еще без сознания

    Постоянно повторно оценивайте состояние ребенка

7b Если признаки кровообращения отсутствуют, или не определяется пульс, или он слишком вялый и реже 60 уд/мин,-1 слабого наполнения, или не определяется уверенно

    начинайте компрессию грудной клетки

    сочетайте компрессию грудной клетки с вентилирующим дыханием.

Компрессия грудной клетки проводится следующим образом: давление производится на нижнюю треть грудины. Чтобы избежать компрессии верней части живота, определите положение мечевидного отростка в точке схождения нижних ребер. Точка нажима располагается на шину одного пальца выше его; компрессия должна быть достаточно глубокой – приблизительно на треть толщины грудной клетки. Начинайте давить с частотой около 100/мин-1. После 15 компрессий запрокиньте голову ребенка, поднимите подбородок и сделайте 2 достаточно эффективных выдоха. Продолжайте компрессию и дыхание с соотношением 15:2, а если вы один - 30:2, особенно если при частоте компрессии 100/мин, действительное число произведенных толчков будет меньшим, из-за перерывов на дыхание. Оптимальная техника проведения компрессии у младенцев и детей несколько отличается. У младенцев проведение производится давлением на грудину кончиками двух пальцев. (Рис. 6.4). Если спасателей двое или более, используется техника с обхватом. Поставьте большие пальцы на нижнюю треть грудины (как вверху), с направлением кончиков пальцев к голове ребенка. Пальцами обеих рук обхватите грудную клетку ребенка, так чтобы кончики пальцев поддерживали его спину. Нажимайте большими пальцами на грудину на приблизительно треть толщины грудной клетки.

Рис. 6.4Компрессия грудной клетки у ребенка до года. Для проведения компрессии грудной клетки у ребенка старше года положите основание ладони на нижнюю треть его грудины. (Рис. 6.5 и 6.6). Поднимите пальцы, чтобы не было давления на ребра ребенка. Встаньте вертикально над грудной клеткой ребенка и, выпрямив руки, проводите компрессию нижней трети грудины на глубину приблизительно трети толщины грудной клетки. У взрослых детей или при небольшой массе спасателя это легче сделать, переплетая пальцы рук.

Рис. 6.5Компрессия грудной клетки у ребенка до года.

Рис. 6.6Компрессия грудной клетки у ребенка до года.

8 Продолжайте реанимацию пока

    У ребенка сохраняются признаки жизни (спонтанное дыхание, пульс, движение)

    Пока не прибудет квалифицированная помощь

    Пока не наступит полное утомление

Когда вызывать помощь

При отсутствии у ребенка сознания, необходимо вызвать помощь как можно раньше.

    Если в реанимации участвуют двое, то один начинает реанимацию, в то время как второй идет вызывать помощь.

    Если спасатель один, необходимо провести реанимационные мероприятия в течение одной минуты до того, как идти вызывать помощь. Для уменьшения перерывов в компрессии, можно забрать младенца или маленького ребенка с собой во время вызова помощи.

    Лишь в одном случае можно сразу уйти за помощью, не проводя реанимации в течение минуты – если кто-то видел, что ребенок внезапно потерял сознание, а спасатель лишь один. В этом случае острая сердечная недостаточность, скорее всего аритмогенная, и ребенку необходима срочная дефибрилляция. Если вы один, немедленно отправляйтесь за помощью.

Восстановительное положение

Ребенок, находящийся без сознания с сохранением проходимости воздушных путей, и сохраняющий спонтанное дыхание, должен быть переложен в восстановительное положение. Существует несколько вариантов таких положений, каждый имеет своих сторонников. Важно следовать следующим принципам:

    Положение ребенка должно максимально приближаться к положению на боку, чтобы обеспечить дренаж жидкости из ротовой полости.

    Положение должно быть устойчивым. Младенцу необходимо подложить под спину небольшую подушку или свернутое одеяло.

    Избегайте любого давления на грудную клетку, чтобы не сбить дыхание.

    Должна сохраняться возможность безопасного поворота на спину и обратно на бок, так как всегда есть вероятность спинальной травмы.

    Должен сохраняться доступ к дыхательным путям.

    Можно применить позицию, используемую у взрослых.

    Низкое сердечное давление у пожилых людей что делать

    Частота сердечных сокращений норма у детей

Статистика гласит, что ежегодно число детей, погибших в раннем детском возрасте, неуклонно растет. А ведь если бы рядом в нужный момент оказался человек, умеющий оказать первую помощь и знающий особенности сердечно-легочной реанимации у детей… В ситуации, когда жизнь детей висит на волоске, не должно быть «если бы». Мы, взрослые, не имеем право на предположения и сомнения. Каждый из нас обязан владеть техникой проведения сердечно-легочной реанимации, иметь в голове четкий алгоритм действий на случай, если вдруг случай заставит оказаться в том самом месте, в то самое время… Ведь от правильных, слаженных действий до приезда скорой помощи, зависит самое главное — жизнь маленького человека.

1 Что такое сердечно-легочная реанимация?

Это комплекс мероприятий, которые должен проводить любой человек в любом месте до приезда скорой помощи, при наличии у детей симптомов, указывающих на остановку дыхания и/или кровообращения. Далее речь пойдет именно о базовых реанимационных мероприятиях, которые не требуют специализированной аппаратуры или врачебной подготовки.

2 Причины, приводящие к жизнеугрожающим состояниям у детей

Остановка дыхания и кровообращения наиболее часто встречается среди детей в период новорожденности, а также у детей в возрасте до двух лет. Родителям и окружающим нужно быть предельно внимательным к детям данной возрастной категории. Часто причинами развития жизнеугрожающего состояния может стать внезапная закупорка органов дыхания инородным телом, а у новорожденных детей — слизью, содержимым желудка. Нередко встречается синдром внезапной смерти, врожденные пороки и аномалии, утопление, удушение, травмы, инфекции и болезни органов дыхания.

Есть отличия в механизме развития остановки кровообращения и дыхания у детей. Заключаются они в следующем: если у взрослого человека чаще нарушения кровообращения связаны непосредственно с проблемами кардиального плана (инфаркты, миокардиты, стенокардия), то у детей такая взаимосвязь почти не прослеживается. На первый план у детей выходит прогрессирующая дыхательная недостаточность без повреждения сердца, а затем развивается и недостаточность кровообращения.

3 Как понять, что произошло нарушение кровообращения?

Если есть подозрения, что с малышом что-то не так, необходимо окликнуть его, задать простые вопросы «как тебя зовут?», «все в порядке?», если перед Вами ребенок 3-5 лет и старше. Если пациент не реагирует, или вовсе без сознания, необходимо незамедлительно проверить дышит ли он, есть ли у него пульс, сердцебиение. Об нарушении кровообращения будет свидетельствовать:

  • отсутствие сознания,
  • нарушение/отсутствие дыхания,
  • пульс на крупных артериях не определяется,
  • сердечные толчки не слышны,
  • зрачки расширены,
  • рефлексы отсутствуют.

Время, за которое необходимо определить, что произошло с ребенком не должно превышать 5-10 секунд, после чего необходимо приступать к сердечно-легочной реанимации у детей, вызвать скорую помощь. Если Вы не умеете определять пульс, не стоит тратить на это время. Первым делом убедитесь, сохранено ли сознание? Наклонитесь над ним, позовите, задайте вопрос, если он не отвечает — ущипните, сдавите руку, ногу.

Если реакции на Ваши действия со стороны ребенка не наступает — он без сознания. Убедиться в отсутствии дыхания можно прислонившись щекой и ухом максимально близко к его лицу, если Вы не ощущаете на своей щеке дыхания пострадавшего, а также видите, что его грудная клетка не поднимается от дыхательных движений, это свидетельствует об отсутствии дыхания. Медлить нельзя! Необходимо переходить к приемам реанимации у детей!

4 АВС или САВ?

До 2010 года существовал единый стандарт оказания реанимационной помощи, который имел следующую аббревиатуру: АВС. Свое название она получила от первых букв английского алфавита. А именно:

  • А — air (воздух) — обеспечение проходимости дыхательных путей;
  • В — breathe for victim — вентиляция легких и доступ кислорода;
  • С — circulation of blood — сжатия грудной клетки и нормализация циркуляции крови.

После 2010 года Европейским советом по реанимации были изменены рекомендации, согласно которым на первое место при проведении реанимационных мероприятий выходит проведение непрямого массажа сердца (пункт С), а не А. Аббревиатура поменялась с «АВС» на «СВА». Но эти изменения возымели эффект среди взрослого населения, у которых причиной критических ситуаций является в большинстве своем сердечная патология. Среди детского населения, как было указано выше, нарушения респираторные превалируют над сердечной патологией, поэтому среди детей по-прежнему руководствуются алгоритмом «АВС», по которому прежде всего обеспечивается проходимость дыхательных путей и дыхательная поддержка.

5 Проведение реанимации

Если ребенок находится без сознания, дыхание отсутствует или есть признаки его нарушения, необходимо убедиться, что дыхательные пути проходимо и сделать 5 вдохов рот в рот или рот в нос. Если в критическом состоянии находится малыш до 1 года, не стоит делать слишком сильные искусственные вдохи в его дыхательные пути, учитывая небольшую емкость маленьких легких. После проведения 5 вдохов в дыхательные пути пациента, следует снова проверить витальные признаки: дыхание, пульс. Если они отсутствуют, необходимо приступать к непрямому массажу сердца. На сегодняшний день принято соотношение числа сжатий грудной клетки и числа вдохов 15 к 2 у детей (у взрослых людей 30 к 2).

6 Как создать проходимость дыхательных путей?

Если маленький пациент находится без сознания, то часто в его дыхательные пути западает язык, либо в положении на спине затылок способствует сгибанию шейного отдела позвоночника, и дыхательные пути будут закрыты. И в том и в другом случае искусственное дыхание не принесет никаких положительных результатов — воздух будет упираться в барьеры и не сможет попасть в легкие. Что следует делать во избежание этого?

  1. Необходимо разогнуть голову в шейном отделе. Попросту говоря, запрокинуть голову назад. Следует избегать слишком сильного запрокидывания, поскольку в этом случае может сместиться гортань вперед. Разгибание должно быть плавным, шея должна быть незначительно разогнута. Если есть подозрение, что у пациента травмирован позвоночник в шейном отделе, запрокидывание производить нельзя!
  2. Откройте рот пострадавшему, стараясь вывести нижнюю челюсть вперед и на себя. Осмотрите полость рта, удалите излишки слюны или рвотные массы, инородное тело, если таковое имеется.
  3. Критерием правильности, обеспечивающим проходимость дыхательных путей, служит следующее такое положение ребенка, при котором его плечо и наружный слуховой проход располагаются на одной прямой линии.

Если после вышеописанных действий дыхание восстановилось, Вы почувствовали движения грудной клетки, живота, поток воздуха изо рта ребенка, а также выслушивается сердцебиение, пульс, то другие приемы сердечно-легочной реанимации у детей проводить не следует. Необходимо повернуть пострадавшего в положение на бок, при котором его верхняя нога будет согнута в коленном суставе и выдвинута вперед, при этом голова, плечи и тело располагаются на боку.

Это положение еще называют «безопасным», т.к. оно предотвращает обратную обтурацию дыхательных путей слизью, рвотными массами, стабилизирует позвоночник, обеспечивает хороший доступ для наблюдения за состоянием ребенка. После того, как маленький пациент уложен в безопасное положение, у него сохранено дыхание и прощупывается пульс, восстановились сердечные сокращения, необходимо наблюдать за ребенком и дожидаться приезда скорой. Но не во всех случаях.

После выполнения критерия «А», восстанавливается дыхание. Если этого не произошло, отсутствует дыхание и сердечная деятельность, следует незамедлительно проводить искусственную вентиляцию и непрямой массаж сердца. Вначале выполняют 5 вдохов подряд, длительность каждого вдоха примерно 1,0-,1,5 секунды. У детей старше 1 года выполняют вдохи «рот в рот», у детей до года — «рот в рот», «рот в рот и нос», «рот в нос». Если после произведенных 5 искусственных вдохов признаки жизни по-прежнему отсутствуют, то приступают к непрямому массажу сердца в соотношении 15:2

7 Особенности непрямого массажа сердца у детей

При остановке сердца у детей непрямой массаж может оказаться весьма эффективным и вновь «запустить» сердце. Но только в том случае, если он проведен правильно, с учетом возрастных особенностей маленьких пациентов. При проведении непрямого массажа сердца у детей следует помнить следующие особенности:

  1. Рекомендуемая частота сжатия грудной клетки у детей 100-120 в минуту.
  2. Глубина надавливания на грудную клетку для детей до 8 лет — около 4 см, старше 8 лет — около 5 см. Надавливания должны быть достаточно сильными и быстрыми. Не следует бояться совершать глубокие надавливания. Поскольку слишком поверхностные компрессии не приведут к положительному результату.
  3. У детей на первом году жизни надавливания выполняют двумя пальцами, у более старших — основанием ладони одной руки или обеих рук.
  4. Руки располагаются на границе средней и нижней трети грудины.

Актуальность темы. Кардиопульмональная синкопа (КПС)— внезапная и непредвиденная остановка эффективного дыхания или кровообращения или вместе и того и другого.

Остановка дыхания и кровообращения наиболее часто имеет место у детей первых двух лет жизни, а среди них у детей первых пяти месяцев жизни. У детей КПС носит полиэтиологический характер. Наиболее частыми причинами КПС являются синдром внезапной смерти младенцев, автодорожная травма, утопление, обструкция верхних дыхательных путей, заболевания органов дыхания, врожденные пороки развития, сепсис, дегидратация.

Общая цель. Усовершенствовать знание и умение по вопросам диагностики и оказания неотложной помощи при кардиопульмональной синкопе.

Конкретная цель. На основании жалоб, анамнеза заболевания, данных объективного обследования определить основные признаки неотложного состояния, провести дифференциальную диагностику, оказать необходимую помощь.

Теоретические вопросы

1. Этиология и патофизиология кардиопульмональной синкопы.

2. Клинические признаки кардиопульмональной синкопы.

3. Тактика проведения сердечно-легочной реанимации.

4. Последующие мероприятия по поддержке жизни.

Ориентировочная основадеятельности

Во время подготовки к занятию необходимо ознакомиться с основными теоретическими вопросами посредством граф-логической структуры темы, алгоритмов лечения (рис.1,2), источников литературы.

Основные клинические признаки кардиопульмональной синкопы:

— отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

— исчезновение пульса на сонной и других артериях;

— бледный или серо-землистый цветкожи;

— расширение зрачков, отсутствие реакции на свет;

— тотальная гипотония, арефлексия.

Неотложная терапия

1. Немедленно начать реанимационные мероприятия.

2. 3афиксировать время появления признаков клинической смерти и начала реанимационных мероприятий.

3. Подать сигнал тревоги, позвать помощников и реанимационную бригаду.

Порядок реанимационных мероприятий

А (Airways) — восстановление проходимости дыхательных путей

1. Положить больного спиной на твердую поверхность (стол, пол, асфальт).

2. Механически очистить ротовую полость и глотку от слизи, рвотных масс.

3. Слегка запрокинуть голову, выпрямить дыхательные пути (противопоказано при травме шейного отдела позвоночника), под шею положить мягкий валик.

4. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх для предупреждения западания языка и облегчения доступа воздуха.

В (Вrеаth) — восстановление дыхания

1. Начать искусственную вентиляцию легких экспираторными методами изо рта в рот у детей старше 1 года или изо рта в рот и нос у детей до 1 года.

2. Лицо больного покрыть носовым платком или марлевой салфеткой.

При дыхании изо рта в рот и нос реаниматор левой рукой подтягивает голову больного, а затем после предварительного глубокого вдоха плотно охватывает губами нос и рот ребенка и вдувает воздух. Как только грудная клетка приподнимется, вдувание воздуха прекращают, дают возможность больному пассивно выдох-нуть.

Процедуру повторяют с частотой, равной возрастной частоте дыхания больного: у детей первых лет жизни— 20 за 1 мин, у подростков— 15 за 1 мин. При дыхании изо рта в рот реаниматор охватывает губами рот больного, а нос зажимает правой рукой.

При обоих способах искусственного дыхания имеется опасность попадания воздуха в желудок, его раздутия, регургитации желудочного содержания в ротоглотку и аспирации. Использование желудочного зонда позволяет это предотвратить.

С (Сіrculation) — восстановление крово-обращения

После 3-4 инсуфляций воздуха при отсутствии пульса на сонной артерии необходимо начать непрямой массаж сердца.

Реаниматор выбирает соответствующее возрасту ребенка положение рук и осуществляет ритмичные надавливания грудной клетки с возрастной частотой пульса больного (табл. 1). Сила давления должна соответствовать упругости грудной клетки. Массаж сердца проводят до восстановления пульса на периферических артериях.

Осложнения непрямого массажа сердца: переломы ребер и грудины, пневмоторакс, разрыв печени, регургитация желудочного содержимого и аспирация.

На каждые две инсуфляции воздуха необходимо делать 15 нажатий грудной клетки. Когда обе процедуры выполняет один реаниматор, то можно делать 2 вдувания подряд, а затем 30 нажатий грудной клетки.

Состояние ребенка повторно необходимо оценить через 1 мин с начала реанимации, а затем каждые 2-3мин.

Критерии эффективности ИВЛ и непрямого массажа сердца:

— оценка движений грудной клетки: глубина дыхания, равномерное участие грудной клетки в дыхании;

— проверка передачи массирующих движений грудной клетки по пульсу на сонных и лучевых артериях;

— повышение АД до 50-70 мм рт.ст.;

— уменьшение степени цианоза кожи и слизистых оболочек;

— сужение ранее расширенных зрачков и появление реакции на свет;

— возобновление самостоятельных вдохов и сердечных сокращений.

Последующие мероприятия по поддержанию жизни

1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

— 0,1% раствор адреналина 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг)1;

— 0,1% раствор атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг).

При необходимости повторно ввести в/в эти препараты через 5 мин.

2. Оксигенотерапия 100% кислородом через лицевую маску или носовой катетер.

3. При фибрилляции желудочков— дефибрилляция.

4. При наличии метаболического ацидоза в/в ввести 4% раствор гидрокарбоната натрия 2 мл/кг (1ммоль/кг).

5. При наличии гиперкалиемии, гипокальциемии или передозировке кальциевых блокаторов показано введение 10% раствора кальция глюконата 0,2 мл/кг (20 мг/кг).

Внутрисердечное введение препаратов в настоящее время не практикуется.

Литература

Основная

1. Бережной В.В., Марушко Т.В. Риск внезапной смерти у детей и подростков // Таврический медико-биологический вестник.— 2009.— Т. 12, №2(46).— С. 93-99.

2. Наказ МОЗ України № 437 від 31.08.04. Про затвердження клінічних протоколів надання медичної допомоги при невідкладних станах у дітей на шпитальному і дошпитальному етапах.

3. Гордеев В.И., Александрович Ю.С., Лапис Г.А., ИроносовВ.Е. Неотложная педиатрия догоспитального этапа.— СПб.: Издание ГПМА, 2003.— С. 172-221.

4. Нагорная Н.В., Пшеничная Е.В., Четверик Н.А. Внезапная сердечная смерть у детей. Стратификация риска с позиции доказательной медицины// Таврический медико-биологический вестник.— 2009.—Т. 12, №2(46).— С. 28-35.

5. Волосовець О.П., Марушко Ю.В., ТяжкаО.В. та ін. Невідкладні стани в педіатрії: Навч. посіб. / За ред. О.П. Волосовця та Ю.В. Марушко.— Х.: Прапор, 2008.— 200с.

6. Снисарь В.И., Сыроватко Я.А. Особенности сердечно-легочной реанимации у детей// Здоров’я України.— 2005.— №13-14.— С. 27.

7. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. Неотложные состояния в педиатрии: Практическое руководство.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.— 256 с.

Дополнительная

1. Волосовець О.П., Савво М.В., Кривопустов С.П. та ін. Вибрані питання дитячої кардіоревматології / За ред. О.П.Волосовця, М.В. Савво, С.П. Кривопустова.— Київ; Харків.— 2006.— 246 с.

2. Селбст С.М., Кронэн К. Секреты неотложной педиатрии: Пер. с англ./ Под общей ред. проф. Н.П. Шабалова.— М.: МЕДпресс-информ, 2006.—480 с.

3. Standards and Guidelines for Cardiopulmonary Resuscitation (CPR) and Emergensy Cardiac Care (ECC) // JAMA. - 1992. - 268(16). - С. 2171-3203.