Советы родителям: как быстро придумать ролевую игру для ребёнка. Игра настольная своими руками: для детей, для компании

Современные мамы успевают всё и везде. Необходимость успевать уделить время хозяйству, родным и близким, себе и большую часть посвятить ребенку делает из женщины супермаму. Очень важно играть с ребенком. Это поможет не только развлечь его и занять на некоторое время, но еще и обучить чему-то новому. С интересными, увлекательными играми ребенок никогда не будет скучать, и при этом будет учиться и развиваться.

К сожалению, не у всех мам есть достаточно времени на подготовку и создание игр, а многие этого просто не умеют. Но если вы прочитаете статью, то узнаете, как придумать игру для своего чада.

Домашние и развивающие игры

Стоит отметить, что одна и та же игра становится для ребенка скучной, даже если она и заинтересовала малыша сначала. Для того чтобы разнообразить игру и сделать её интереснее, существует несколько приёмов:

  1. Можно разнообразить даже самое неинтересное занятие - чтение или счет, используя яркие картинки и игрушки.
  2. Вовлеките в игру всех домашних. Сделайте так, чтобы малыш понял, что он будет играть не один - чем больше людей, тем веселее.
  3. В игре задействовать можно не обязательно заранее заготовленный реквизит. Подойдет все, что есть в доме - макаронные изделия, крупы, палочки, пустые баночки, игрушки ребенка. Можно расставлять их по цвету или по размерам - это интересно, и при этом ребенок будет учиться.

Игры на улице

Все мы играли на улице в простейшие игры, которые подойдут и для современных детей.

  1. "Сломанный телефон". Ребята садятся в ряд. Сидящий с левого края участник говорит какое-либо слово на ухо своему соседу. Тот, в свою очередь, говорит то, что услышал, следующему человеку. И так до последнего человека. Если до последнего игрока дойдет неверное слово, то телефон "сломался". Все сидят в том же положении и начинают заново. Если на выходе получилось верное слово (то, которое говорили), то водящий меняется.
  2. "Прыгунки". Рисуем мелом поле и делим его на 10 равных частей. Берем камешек и бросаем его на цифры, начиная с единицы. Если камень попадает в поле квадрата, то надо прыгнуть на это поле и бросать камешек дальше. При промахе следует уступить ход другому игроку. Таким образом можно выучить счет до 10.
  3. Для детей постарше подойдут "Классики". Рисуем мелом на асфальте квадратики таким образом: сначала один, над ним еще один, затем сверху пририсовываем прямоугольник, горизонтальные стороны которого больше вертикальных, и делим его пополам, затем снова чертим один квадрат (по центру прямоугольника), потом - прямоугольник и т. д. Всего должно получиться 10 клеток. Пишем в них цифры от 1 до 10. Бросаем камешек на первую цифру и, если он попадает в поле клетки, прыгаем через все поле туда и обратно (при прыжках чередуем ноги: прыгаем одной ногой на одиночную клетку, на две ноги - на спаренные клетки; на последних клетках разворачиваемся и прыгаем в начало, не забывая подобрать камешек). При попадании ноги за границу клетки передаем ход другому игроку.
  4. "Море волнуется раз...". Игроки бегают в произвольном порядке и изображают морских обитателей: рыбок, морских коньков, русалок. Водящий произносит фразу: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... морская фигура замри!". Все ребята должны замереть на месте в том положении, в котором их застала команда "замри". Кто пошевелится, тот и водящий.
  5. "Съедобное-несъедобное". Водящий кидает мяч и при этом говорит какое-либо слово. Если выражаемый словом предмет съедобный, то нужно поймать мяч, если несъедобный - отбить. Тот, кто поймал несъедобное, становится водящим. Эту же игру можно разнообразить и вместо мяча использовать резиночку. Игроки встают в круг и растягивают на ногах одну резинку. Игроки, если слышат от ведущего "несъедобное" слово, быстро выпрыгивают из резинки, если "съедобное", - остаются внутри.
  6. "Светофор". Игроки выстраиваются в ряд, ведущий выходит вперед и, отворачиваясь, называет какой-нибудь цвет. Игроки, у которых в одежде есть названный цвет, беспрепятственно проходят на другую сторону. Те, у кого нет данного цвета, пытаются пробежать на свою сторону. Ведущий ловит их. Кого поймали, тот и водит.

Спортивные игры

Вы всегда можете поиграть с ребенком в футбол, баскетбол, бадминтон, лапту, еще можно устроить мини-эстафету с его друзьями. Пробуйте разнообразить игры и придумывать свои правила там, где это нужно.

Часто мамы в общении жалуются, что сложно придумать игру или развивающее занятие для ребенка, особенно тематическое. Многие говорят: «У меня нет фантазии», «Я не могу придумывать игры», «Я не знаю, во что еще новенькое поиграть», «Есть тема, которую хочу пройти с ребенком, но не знаю, как ее обыграть».

Спешим всех мамочек успокоить. Фантазия есть у всех. Просто у некоторых она дремлет… Вот ее мы и предлагаем вам разбудить с помощью нехитрого упражнения. Ведь для того чтобы фантазия работала, ее нужно тренировать.

Особенные сложности вызывает необходимость что-то придумать «здесь и сейчас», фантазировать в ограниченных условиях или заранее заданных рамках, быть готовыми быстро изменять задуманное исходя из изменяющихся обстоятельств. То есть в условиях, в которых мамы находятся постоянно. Согласитесь, сложно придумать на ходу игру, например, про космос, о котором вы только что читали или смотрели фильм, или ребенок задал вопрос, а вы хотите поддержать интерес и закрепить тему. А если в это время вы на кухне готовите ужин? А второй ребенок просит\требует чего-то другого? Ситуация осложняется многократно, и у многих мам просто опускаются руки: «Я не смогу…», «Нет времени»…

Упражнение условно назовем «Лошадь и Кастрюля». Почему? Сперва ответьте на вопросы: Мысли зашевелились? Потекли аналогии? Думаем над связью этих понятий?

Да? Здорово… Нет? Не беда. Сейчас будем тренироваться.

Итак, условия задачи.

Например, вы хотите провести игру\занятие по теме «Лошади». Предположим, что вы находитесь в данный момент на кухне и хотели бы, чтобы дети играли здесь же, под присмотром. Теперь нам нужно найти достаточно безопасный предмет, на игры с которым вы согласны сами и, вероятно, не откажутся\заинтересуются дети. Допустим, на глаза вам попалась пустая кастрюля, и вы знаете, что можете достать из шкафа еще одну при необходимости.

Определились. Кастрюля.

Задача: Нам нужна игра «про лошадь», в которой можно использовать кастрюлю.

Заработала мысль?

Теперь вспоминаем, решаем, какие обобщенные варианты занятий\сфер развития есть: мелкая и крупная моторика, сенсорное развитие, речь и ролевые игры, подвижные игры\физическое развитие, навыки самообслуживания, развитие внимания\памяти, интеллектуальное развитие\развитие кругозора, эмоционально-личностное развитие, творчество, музыкальное развитие и т.д.

Разбиваем задачу на составляющие. Что можно делать с лошадью и кастрюлей? Первое, самое очевидное, кормить и поить.

Следующая наша мысль. Что можно сделать с кастрюлей?

Варианты игр:

  • что-то насыпать\положить.

В кастрюлю можно насыпать крупу и запрятать туда любые предметы, которые есть под рукой. Эти предметы в игре у нас будут играть роль яблок\морковок\сахара для лошадки. Задача – отыскать в крупе еду для лошадки. Можно положить и посторонние предметы — тогда кроме развития мелкой моторики, ребенок займется еще и сортировкой. А можно завязать глаза и вытаскивать\угадывать предметы на ощупь. А может быть вы уже ищите не еду для лошадок, а самих лошадок? А лошадки у нас разные и едят разное по цвету, форме или другим признакам?

А может быть ваша лошадка устала, и ей хочется поспать? Вот и чудесная конюшня для лошадок из кастрюльки.

Вот лошадки выспались, и им хочется побегать? Але-оп! На манеже выступают лошадки. Переворачиваем кастрюлю и водим лошадку по кругу

  • что-то налить.

А может быть лошадка захотела пить? Или вы моете лошадке продукты\достаете упавшие в пруд яблоки для лошадки? И вы наливаете в кастрюлю воды и вылавливаете из нее предметы ложкой.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

  • что-то перелить\пересыпать из кастрюли в кастрюлю\чашку.

А может быть нужно напоить\накормить лошадку, и вы переносите корм ложками\чашками из одной кастрюли «амбара» в «лошадкино корыто» чашку\тарелку\другую кастрюлю. Вдруг лошадка у вас капризная или «математическая», и выпивает только 20 ложек или ровно литр воды? Вот уже, помимо моторики, мы присоединяем и прикладную математику, измеряем емкость кастрюли, решаем примеры на сложение и вычитание.

  • по кастрюле можно постучать.

Прекрасно, наша лошадка учится цокать. Послушайте, как громко стучат ее копытца. Ай, кажется, одно копыто плохо стучит, нужно сводить нашу лошадь к кузнецу и подковать копыто. Как красиво получилось! Теперь наша лошадка сможет принять участие в конном параде\марше. Можно постучать под музыку, выбивать определенный ритм, повторять друг за другом и т.д.

  • в кастрюлю можно что-то кидать.

Ага! Посмотрите, как наша лошадка\кастрюлька разевает рот! Она очень хочет есть. Кто быстрее покормит лошадку и закинет ей в рот «яблочко»\мячик\комочек бумаги?

  • в кастрюле можно что-то спрятать и закрыть крышкой.

Ура! У нас фокусы. Угадайте, в каком из домиков\трейлеров находится лошадка? Ах, наш караван пришел в движение. Все домики\трейлеры перепутались. Где же теперь лошадка?

  • кастрюлю можно двигать.

Посмотрите, как ловко наша лошадка тянет такую большую «телегу» или «повозку»\кастрюлю.

  • кастрюлю можно надеть, например, на голову.

Вуаля, и наша лошадка готова к рыцарскому поединку. Вот и сам рыцарь в шлеме. Какой грозный у него вид!

  • дно кастрюли можно обвести на бумаге и получить круг.

Представляем вам лошадку на арене цирка! Какой прекрасный рисунок\аппликация. Или можно вырезать этот круг из бумаги и сложить пополам. Получится чудесное седло для лошадки. Давайте его украсим.

Вы видите, сколько игр получилось? Не всегда получается придумать столько игр сразу, но это и не требуется. Для тренировки попробуйте возвращаться к этому упражнению между делом в течение дня, тогда в критический момент «здесь и сейчас» — 2-3 игры вы точно сможете предложить с ходу и\или трансформировать их по ходу дела.

Конечно, озвученные игры и тема самые простые, многие подходят для малышей, но их нетрудно усложнить и добавить необходимые элементы.

«Лошадь и Кастрюля» — это условная тема. Для отработки фантазии лучше начинать с простых\односоставных тем и обычных предметов, которые есть у вас дома, и с которыми вы разрешаете играть детям. Постепенно можно усложнять темы.

Теперь возьмем сложную тему, например, «Космос», а предмет оставим тот же — «Кастрюля».

Тема «Космос» абстрактная и непонятно, как в нее играть. Разложим ее на составляющие: ракеты, полеты, космонавты, звезды и т.д. Теперь задача звучит как «Ракета и Кастрюля», «Космонавт и Кастрюля», «Звезды и Кастрюля». Завертелась мысль? Отлично. С ходу всплывает идея шлема астронавта из кастрюли, отсеков ракеты из кастрюли, куда нужно собрать все, что понадобиться для полета, ракету\кастрюлю можно украсить и отправить в полет.

А может быть наша кастрюля\кастрюли – это астероиды? Осторожнее, астронавт, держи курс, не задевай астероиды. А вот и далекие звезды\планеты\кастрюли. Начнем изучение планет. Итак, данная планета\звезда состоит на 100% из алюминия. У нее характерная кастрюлевидная форма. Данная планета\звезда находится в галактике\созвездии под названием… Давайте зарисуем расположение звезд в нашей галактике\созвездии. Кажется, наша планета\звезда без названия. Давайте придумаем ей имя! Смотрите, вот еще одна планета\звезда. Она белая. Внутри у нее тоже алюминий, зато сверху поверхность покрыта эмалью. Никаких признаков воды, атмосферы и наличия живых существ. Планета необитаема.

После такой тренировки вы без труда в нужный момент придумаете пару-тройку игр по нужной теме исходя из имеющихся условий.

Конечно, кастрюля для этого упражнения выбрана неслучайно. Необычное сочетание темы и предмета заставляет нашу фантазию быстрее раскрываться. После небольшой тренировки попробуйте придумывать игры со стандартными развивающими игрушками\предметами: пирамидкой, кубиками, блоками Дьенеша, счетными палочками, любимой игрушкой ребенка и т.д. Эти предметы сложнее для придумывания игр, поскольку у вас (и, возможно, у ребенка) уже сформированы стереотипы игр с ними, они более нейтральные, не «цепляют» фантазию.

Очень удобно составить список предметов для игр, список тем и список обобщенных направлений развития (мелкая и крупная моторика, сенсорное развитие, речь и ролевые игры, подвижные игры\физическое развитие, навыки самообслуживания, развитие внимания\памяти, интеллектуальное развитие\развитие кругозора, эмоционально-личностное развитие, творчество, музыкальное развитие и т.д.). Если написать эти три списка на отдельных листочках бумаги и двигать их относительно друг друга, могут получиться интересные сочетания. Различные комбинации этих трех составляющих способны положить начало неограниченному числу игр. Сочетайте, пробуйте, творите.

Хотите попробовать? Тогда вот домашнее задание:

Выбирайте одну из задачек для тренировки фантазии! Задачка попроще – тема «Доктор» + Мяч. Задачка посложнее – тема «Погодные явления» + Блоки Дьенеша.

Предлагайте ваши варианты игр в комментариях! Запустим нашу фантазию в полет!

Настольные игры - это прекрасный способ провести время всей семьей. Сделать такое развлечение можно легко и быстро из подручных материалов. Игра, выполненная вручную из дерева, станет оригинальным и запоминающимся подарком.

Как придумать интересную игру

На самом деле вопрос о том, как сделать настольную игру своими руками, не должен вводить в затруднение. Для того чтобы ее придумать, не нужно изобретать велосипед. Уже существующих развлечений вполне достаточно для того, чтобы скоротать время в кругу семьей и друзей. Необходимо взять какую-либо классическую игру за основу и попытаться повторить ее. Уникальность готовому изделию придаст ручное исполнение и вложенное в вещь время, труд мастера.

Главное - это определить возраст игроков и их количество. Если забава предназначена исключительно для детей, то стоит выполнить ее в максимально яркой и красивой форме. Содержание должно быть подобрано под индивидуальные интересы ребенка, тогда малыш будет с удовольствием проводить время за развлечением.

Из чего можно делать игру

Материалы для изготовления развлечений берут самые разные. Можно выполнить детские настольные игры своими руками как из бумаги и картона, так и из фетра или дерева. Весьма интересно получается, когда совмещают материалы разные по фактуре, цвету.

Хорошая детская забава может получиться из металлической коробочки из-под конфет. Дно упаковки нужно обклеить бумажными картинками, а в качестве зверей, предметов и строений можно взять фетровые фигурки с вшитыми магнитиками. Такие игрушки будут держаться на поле, а саму коробочку легко хранить и брать с собой в путешествия или на прогулку с ребенком.

На фотографии приведен наглядный пример того, как сделать своими руками настольную игру - пазл. Нужно взять палочки от эскимо и наклеить на них картинку, подождать, когда клей высохнет. Затем аккуратно разрезать рисунок ножом для бумаги. На обратную сторону палочек можно наклеить кусочки застежки "липучки", тогда деревянные пазлы будет удобно крепить на фетровую подложку.

Детские настольные игры

Есть несколько простых способов, как сделать настольную игру из бумаги для детей. Для них потребуются только бумага или картон, карандаши, фломастеры, линейка - трафарет, ножницы и клей.

Чтобы сделать карточки для игры, развивающей память ребенка, нужно нарезать из плотного картона четное количество прямоугольников нужного размера и нанести на них парные рисунки. Такие карточки можно использовать не только в развлечении "Мемори". Они также потребуются для таких популярных забав, как "Имаджинариум" или "Крокодил". В некоторых играх, например в "Сундучке", вместо обычных игральных карт тоже можно использовать детские с картинками.

Очень интересным развлечением для ребенка может оказаться развлечения известен и понятен каждому, поэтому вопросов, как сделать настольную игру своими руками, возникать не должно. Если использовать самоклеящуюся разноцветную бумагу, то фишки можно изготовить очень быстро. На детских карточках лучше рисовать разноцветные геометрические фигуры, так можно учить ребенка в процессе игры. Для тех, кто готовится идти в первый класс, можно сделать домино с буквами и цифрами.

Попробуйте повторить известную и простую игру "Лестницы". Для этого нужно просто расчертить ватман на квадраты, пронумеровать их. Затем каждый разукрасить и нарисовать лестницы в произвольном порядке. Роль фишек могут исполнить маленькие игрушки из шоколадных яиц, фигурки из популярного конструктора или просто милые безделушки.

Из чего можно сделать игровое поле для настольной игры

Чтобы сделать настольную игру своими руками, как уникальный подарок на праздник, необходимы некоторые навыки рукоделия, рисования и воображение.

Обычный деревянный стол при должном усилии, можно превратить в очень большое и красивое игровое поле. Рекомендуем заранее узнать предпочтения виновника торжества. При создании оригинального подарка обязательно уделите время изучению правил игры.

Игру можно выполнить в виде или любой другой ткани. Такой формат будет очень удобен для поездок и развлечений на улице. Сумку очень удобно носить и хранить в ней все принадлежности. Подарок обрадует и взрослых, и детей.

Настольные игры из дерева

Работа с деревом требует определенных умений и опыта. Но даже с минимальным набором навыков можно сделать интересные и красивые игры. За основу можно взять обычную разделочную доску.

На изображении хорошо обработанный лист фанеры разрисован чернилами и покрыт тонким слоем прозрачного защитного лака. Игра очень проста и понятна, не требуются даже свода правила, достаточно найти пару игральных кубиков и разноцветных фигурок, играющих роль фишек.

Сделать такой, как на картинке вариант "Крестиков - ноликов" труднее, но выполнимо. Потребуется девять одинаковых брусков из дерева и рамка точно по их размерам. Детали можно покрыть морилкой или цветной краской, на одной грани кубиков нарисовать нолики на другой - крестики. Интересная игра - подарок готова!

Мастера резьбы по дереву могут смело браться за более сложные проекты. На фотографии вы видите игру родом из жаркой Африки, называется она калах или манкала. Археологи считают, что она древнее шахмат. Для полного комплекта потребуются набор ярких, разноцветных камушков, пара кубиков и красивый стакан для хранения.

Если ребенок подошел к вам с просьбой «поиграть», принес своих любимых мишек или лошадок, на которых вы уже смотреть не можете, не отчаивайтесь, воспользуйтесь одной из этих идей для того, чтобы быстро придумать ролевую игру.

Идея первая. ИГРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ. За основу сюжета нашей игры берем проблему, с которой ребенок недавно столкнулся. Например, мы знаем, что ребенок боится пауков или букашек. Здесь, конечно, хорошо бы иметь навыки сочинительства терапевтических сказок. Они очень пригодятся. Но можно и просто попробовать пофантазировать. Например, тот самый страшный паучок попадает в беду и оказывается беспомощным и жалким, а ваш ребенок своим героем его спасает. Ну разве можно бояться того, кого спас? :)

Идея вторая. ИГРА МАМАПОМОГАТЕЛЬСКАЯ. Может, есть что-то, чему вы хотите научить своего малыша. Например, на горшок ходить, мыть руки перед едой, или одеваться… Вот и поиграйте ненавязчиво в это.

Идея третья. ИГРА ЖИЗНЕННАЯ. Мы просто берем за основу игры будни малыша. Может, недавно он ходил на выставку, в гости или в дельфинарий? Может, вы гуляли по лесу, устроили там пикник? А может, просто ездили в деревню к бабушке, кормили там кур и коров? Может, малыш качался на качелях сегодня днем? Вот и поиграйте в это! Сделайте арену цирка из конструктора, найдите маленьких рыбок и сделайте «океанариум» в коробке, пригласите гостей к плюшевым медвежаткам!

Идея четвертая. ИГРА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ. Это игра поможет вам подготовить малыша к предстоящему событию. Что бы это ни было, перелет на самолете или поход в поликлинику, начало садиковской или школьной жизни, мы можем вполне обыграть это в сюжетно-ролевой игре и таким образом немного подготовить ребенка, пробудить в нем интерес.

Идея пятая. ИГРА СКАЗОЧНО-СТИШКОВАЯ. Очень простая в реализации и любимая детками идея. Нужно просто за основу вашего сюжета взять любимый малышом стишок, сказку или мультик. Вариант беспроигрышный и, как правило, долгоигрательный.

Идея шестая. ИГРА В ПРОФЕССИИ. Хорошо знакомить ребенка с различными профессиями при помощи ролевых игр. Придумайте, кем работают и чем занимаются ваши герои. Может, у кого-то сад цветов, а у кого-то ветеренарная клиника? Возможно, дракончик тушит пожары, а медведь строит дома? Ну и, не забудем сюда же включить игру про доктора и про магазин.

Идея седьмая. ИГРА В ПУТЕШЕСТВИЯ. Для любителей разных развивалок эта игра может стать настоящей находкой. Можно выбирать на карте, куда поехать, читать географические названия, прокладывать маршруты, пробовать национальные блюда… И все это не выходя из детской.