Головной мозг человека на сколько используется. На сколько процентов человек задействует в работе свои мозги

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы попробуем выяснить, на сколько процентов работает мозг человека ведь, бытует мнение, что человек использует всего лишь 10 процентов, а порой и совсем 5 или 3. Поэтому попробуем разобраться, как обстоит дело на самом деле.

История возникновения мифа

Как вы уже знаете из статьи про , наш мозг способен создавать электрические сигналы с помощью нейронов. Так вот, в середине прошлого века учёные решили провести эксперимент, чтобы узнать, все ли нейроны задействованы в работе, или всё-таки какая-то их часть совершенно неактивна. Но, учитывая тот факт, что их у здорового человека порядка нескольких миллиардов, проверить каждый они были бы не в состоянии.

Поэтому исследовали какую-то одну часть, обнаружили определённый процент самых активных, и выдвинули гипотезу о том, что это касается обоих полушарий, как , так и . Этот процесс называется экстраполяцией и применяется в случае, когда невозможно по каким-либо причинам провести эксперимент с целой частью явления или материала.

Так вот, в итоге они выяснили, что задействована в работе только совсем небольшая часть этих нейронов. В то время, как большее их количество находится в так называемом, спящем режиме. Отчего и последовал вывод о 10-ти процентах. Но на самом деле это миф, и сейчас вы поймёте, почему.

Развенчиваем мифы

Уверены, вы в курсе, что мозг человека на самом деле очень сложная структура, имеющая большое количество уровней и зон. Допустим, такие как когнитивная, сенсорная или моторная. И каждая из них выполняет определённые функции. То есть, одна отвечает за нашу двигательную систему, другая за память и речь, а третья за ощущения.

Так вот, человек использует каждую зону поочерёдно, то есть, если он занимается активным спортом, то именно в этот момент могут «отдыхать» нейроны, отвечающие за речь. Вот встречали людей, которые настолько увлечённо смотрят телевизор, что совершенно не слышат и не замечают, что происходит в комнате, даже если их громко позвать по имени?

А теперь представьте, что будет с нашим организмом, если одновременно активировать все нейроны. Если не выходит, я подскажу. Человек запросто сможет сойти с ума, потому, что в один миг начнёт испытывать все те ощущения, на которые способен. В его голове пронесётся уйма мыслей, тело будут мучить судороги, чувства станут непереносимыми. Ведь ярость вперемешку с нежностью, грустью, тревогой, отвращением, азартом, страхом и прочее выдержать одновременно невозможно.

Мало приятного, верно? Поэтому нашим полушариям важен отдых, отчего они задействуют в работу, только те отделы, которые необходимы для решения какой-то задачи. А чтобы достигнуть такого эффекта, необходимо найти баланс между торможением одних процессов, и возбуждением других.

Существует такое заболевание, как эпилепсия, которая как раз служит наглядным примером того, что произойдёт с человеком, если будет задействован максимальный процент нервных клеток в одно и то же время. По сути, эпилептический припадок – это чрезмерное возбуждение, которое не выходит «притормозить», отчего появляются судороги, пропадает память и контроль над своими действиями.

Тренировки и развитие

Может показаться, что в таком случае нет смысла развивать свои способности, так как достичь 100 процентной работы полушарий в один миг не то что невозможно, но ещё и очень опасно. Но на самом деле тренировать его очень важно, иначе со временем можно утратить эффективность и возможность продуктивно трудиться, качественно обрабатывать и запоминать информацию.

К примеру, слышали истории, когда обнаруживали в лесу детей, которые воспитывались какими-либо животными? Многолетний упорный труд впоследствии с ними не помог развить речь, все они так и остались дикими «маугли». А потому, что рождаясь, младенец имеет очень большое количество нейронов, но ещё не умеет образовывать между ними связи. Поэтому, в зависимости от раздражителя они появляются самостоятельно.

Дневной свет вызывает необходимость научатся различать не только время суток, но и окружающие предметы, цвета, маму…Если же он рождается с катарактой, которая не позволяет ему видеть, то, будучи прооперирован в более взрослом возрасте – ничего не изменится.

Так и с «маугли», у них уже не будет работать зона, отвечающая за речь. Зато прекрасно сохранится ориентирование в пространстве даже, если в нём уже и не будет необходимости. Когда-то проводили эксперименты на котятах, им при рождении зашивали веки, и со временем, более подросшим снимали швы. Но, увы, они оставались слепыми уже и с открытыми глазами.

Поэтому человек должен неустанно заботиться о своём умственном развитии, и тем более, своих детей. Не зря они намного быстрее приспосабливаются к новым технологиям, мгновенно считывая информацию о том, как пользоваться гаджетами, не умея ещё толком ходить или разговаривать.

Так что, как вы могли убедиться, оба полушария человека вероятнее всего и работают на все свои 100%, а по ошибке некоторых учёных люди длительное время требовали от себя невозможного, заставляя прыгнуть выше собственной головы и всё-таки довести мифические 10% до максимальной отметки.


Чем больше тренировок вы себе будете организовывать, тем лучше будете справляться с различными задачами. Для этого стоит не просто решать головоломки, но и развивать другие сферы и способности.

Живите осознанно . А это означает, что вы должны всегда отслеживать, что и для чего вы делаете. Почему поступили так, а не иначе и к какому результату хотите прийти, таким образом. Это самая лучшая зарядка для ума, дающая положительные плоды в жизни человека. Начните с осознания себя в настоящем моменте, что вы чувствуете сейчас, где находитесь, какие ощущения испытываете, и что за мысли кружат в вашей голове?

Посмотрите статью , там вы найдёте подробную информацию о том, что стоит делать, чтобы замечать себя, а не то, как пролетают дни.

Развитие обоих полушарий мозга. Важно научиться задействовать в работу одновременно оба полушария, левое и правое, это очень сложный процесс, особенно с непривычки. Но постепенно, если вы будете уделять тренировкам максимальное внимание, вы заметите, насколько качественно и продуктивно выполняете свои обязанности, да и вообще, живёте. Упражнения для развития вы найдете по ссылке, которую я давал выше. В статье про правое полушарие.

IQ. Если же вам интересно узнать более точно, насколько развито ваше мышление, рекомендую ознакомиться со статьей , там указана полная расшифровка значений, а сам тест можно пройти онлайн.

Читайте. Как можно больше, тогда вы не только будете в тонусе, но и сможете наполнять духовную составляющую своей личности. С помощью книг можно улучшить память, внимание, а также повысить уровень знаний. Это стоящее дело, чтобы уделить ему время.

Рекомендую. Рекомендую онлайн сервис викиум . Там даны множество упражнений для развития мозга. Также вы сможете отслеживать прогресс своих тренировок и получать рекомендации от создателей данного инструмента.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Надеюсь, мне удалось развенчать устоявшиеся мифы о том, насколько развит человек, и насколько он выкладывается, как умственно, так и физически в процессе жизни. Берегите себя и никогда не останавливайтесь на достигнутом, человек способен на многое, главное – упорство!
Материал подготовила Журавина Алина.

Мозг – самый сложный орган в организме человека. Многие люди уверены в том, что мы используем лишь 10% своего мозга, однако правда ли это?

Мозг человека весит порядка 1.36 кг и содержит около 100 миллиардов нейронов – клеток, несущих информацию. Правда ли, что мы используем лишь 10% потенциала головного мозга?

Сколько процентов мозга мы используем?

Магнитно-резонансная томография (МРТ) – это обследование, способное измерить мозговую активность во время выполнения человеком различных задач. Применив этот метод ученые смогли выяснить, что мнение о том, что человек использует всего 10% своего мозга является заблуждением.

В действительности большая часть мозга используется даже во время выполнения самых простых действий. Многие области мозга остаются активными даже во время отдыха или сна.

Процент мозга, используемый в разные периоды времени, варьируется от человека к человеку. Этот показатель также зависит от того, что человек делает и о чем он думает.

Откуда же возник миф о 10%? В статье, опубликованной в журнале «Наука» в 1907 году Уильямом Джеймсом, было отмечено, что человек не использует часть своих умственных ресурсов. Однако процент указан не был. Ученые полагают, что нейроны составляют около 10% от всех клеток мозга. Возможно именно эта цифра способствовала появлению мифа о 10%.

Другие мифы о мозге

Есть множество других распространенных заблуждений о работе человеческого мозга.

Извилины мозга

Человеческий мозг покрыт складками, которые обычно называются извилинами. Хребты называются извилинами, а щели - бороздами. Некоторые люди считают, что новые извилины появляются каждый раз, как человек узнает новую информацию. Однако в действительности это не так. Извилины мозга начинают появляться еще до рождения человека. Это связано с тем, что мозгу некуда расти внутри черепной коробки и он укладывается складками.

Правое и левое полушария мозга

Многие люди полагают, что у каждого человека доминирует правая или левая сторона мозга. Считается, что люди с более активным правым полушарием мыслят креативнее, в то время как люди с доминирующим левым полушарием мыслят логичнее.

Тем не менее исследования показали, что это утверждение – миф. У людей нет доминирующих полушарий мозга. И хотя каждое полушарие действительно отвечает за различные функции, здоровый человек постоянно использует оба полушария.

Повреждение мозга делает из человека инвалида

В действительности все зависит от характера повреждения и его интенсивности. Мозг достаточно хорошо справляется с легкими травмами, однако даже в случае более серьезных повреждений человек не обязательно становится инвалидом. Если одни области мозга повреждены, другие могут взять на себя их функции. Именно поэтому люди, перенесшие инсульт, заново учатся говорить, ходить и выполнять другие повседневные задачи. Это может происходить достаточно медленно и предсказать, справится ли мозг с перенесенной травмой сложно.

Алкоголь убивает мозг

На самом деле алкоголь не способен убить клетки мозга. Однако он способен разрушить нейронные связи. По мнению ученых, ущерб такого рода в большинстве случаев почти полностью обратим.

Кроме того, алкоголь способен повлиять на развитие мозга плода во время беременности. Употребление алкоголя в период вынашивания может стать причиной развития фетального алкогольного синдрома у ребенка. Мозг такого младенца будет меньшего размера и содержать меньшее количество клеток. Это может стать причиной проблем с обучением и поведением в дальнейшем.

Факты о мозге

Теперь, когда некоторые распространенные мифы о человеческом мозге развеяны, хотелось бы отметить некоторые подтвержденные факты:

  • Мозг составляет около 2% от веса человека, однако он использует порядка 20% всего кислорода и калорий;
  • По мнению специалистов, мозг на 73% состоит из воды. Обезвоживание организма всего на 2% может нанести серьезный ущерб вниманию, памяти и моторным навыкам;
  • Порядка 25% холестерина в вашем организме содержится в клетках головного мозга. Без холестерина клетки мозга не способны выжить.
, 5.0 out of 5 based on 1 rating

Наверняка сейчас нет человека, который хотя бы раз не слышал мнения, будто человеческий мозг используется только на 7 либо на 10%, и тот, кто научится использовать весь мозг, станет гением со сверхъестественными способностями. Эта теория была очень популярна во второй половине ХХ и начале XIX века, и даже сейчас, несмотря на многократное развенчание мифа о частичном использовании человеком мозга, в и псевдонаучных СМИ время от времени появляются статьи и репортажи о том, что мозг рядового человека работает только на 5, 7, 10 или 20%. Но что послужило основой для формирования теории о частичном использовании ресурсов мозга? И на сколько процентов человек использует мозг на самом деле?

Как возникло мнение, что люди используют не весь мозг, а только его малую часть?

Происхождение теории о том, что люди используют свой мозг не полностью, точно неизвестно, так как в ее истоках могли стоять сразу несколько научных светил прошлого и позапрошлого века – мыслитель психологии Уильям Джеймс, нейробиолог Сэм Ван, нейрохирург Уайлдер Пенфилд или другие ученые первой половины ХХ века, проводившие исследования в области нейробиологии. Все вышеперечисленные специалисты в своих трудах делали вывод, что люди не используют весь интеллектуальный потенциал, а останавливаются в развитии. Также ученые того времени еще не имели точного представления о функциях разных отделов головного мозга, поэтому не могли точно установить, в какие моменты задействуются те или иные участки ЦНС. Тем не менее, ни один из признанных специалистов в области нейробиологии, психиатрии и нейрохирургии никогда не утверждал, будто мозг человека работает всего на 10, 15 или 20%.

Несмотря на то, что истоки мифа о 10% использовании мозга точно неизвестны, современные психологи и биологи точно знают, каким образом эта теория стала достоянием широкой общественности. В 1936 году гениальный мыслитель, оратор и психолог Дейл Карнеги выдал свою книгу « и оказывать влияние на людей», и эта книга сразу же стала бестселлером. Предисловие к данному литературному труду писал не сам Карнеги, а писатель Лоуэлл Томас, и для того, чтобы привлечь внимание читателей к книге, он заявил, будто учеными установлено, что человек использует мозг всего на 10%.

Точно сказать, зачем Лоуэлл Томас в аннотации к книге Карнеги сделал голословное заявление о частичном использовании человеком мозга, невозможно, однако написанное им восприняли как истину миллионы читателей, которые купили книгу Карнеги. И согласно результатам опроса, уже в 90-х годах ХХ века более 60% рядовых граждан считали, что мозг человека работает всего на 10%, причем они были уверены, будто эта теория о 10% подтверждена учеными. И даже сейчас многие далекие от науки люди по-прежнему не сомневаются в истинности данной теории, хотя ученые твердят обратное.

На сколько процентов человек использует мозг на самом деле?


Современные нейробиологи отвечают на вопрос, насколько работает мозг человека, однозначно: на 100%.
В любой момент человеческий мозг использует все свои ресурсы, чтобы осуществлять контроль над остальными системами организма, обеспечивать процессы запоминания, мышления и осознания. И даже когда человек спит, деятельность мозга не останавливается, ведь разные его отделы контролируют протекание обменных процессов, сердцебиение, дыхание, а также обрабатывают полученную за день информацию, благодаря чему люди .

Мозг человека состоит из двух типов клеток: нейронов и глиальных клеток, причем первые отвечают за получение, передачу и обработку внутренних и внешних сигналов, а вторые обеспечивают жизнедеятельность самих нейронов. Нейроны и глиальные клетки образуют 6 главных отделов мозга, каждый из которых имеет свое назначение и выполняет определенные функции. Эти отделы следующие:


По мнению современных ученых, в случае, если какой-либо участок мозга поврежден вследствие травмы или болезни, другие доли могут расширить свою специализацию и частично либо полностью «взять на себя» его обязанности, чтобы сохранить жизнеспособность всего организма. И в то же время нейроны, которые не задействуются в работе мозга, очень быстро отмирают, что еще раз доказывает ошибочность теории о том, будто мозг работает только на 10%.

Однако тот факт, что мозг любого человека работает на все 100%, не значит, что люди не могут развивать свой интеллектуальный потенциал. Дело в том, что когда человек тренирует свою память, занимается мыслительной деятельностью, узнает новую информацию или обретает новые навыки, в его мозге формируются новые нейронные связи , которые будут отвечать за сохранение полученных знаний и навыков. И предел в развитии такого потенциала неизвестен, ведь ученые полагают, что количество нейронных связей и цепочек, которые при необходимости может создавать наш мозг, практически безгранично.

Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто?

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), - это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно - например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы .

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует - значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое - «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них - это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные - «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны - бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека - структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, - очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными - туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области - моторные, они управляют нашими движениями. Третьи - когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны - они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление - настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера - не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия , при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те - на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, - дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг - например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом - силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет - но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям - обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример - «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это - тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот - чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Ответила: Вера Башмакова

На сколько процентов вы используете свой мозг? Ученые рассказали как работает главный инструмент мышления и можно ли увеличить его КПД.

Возможно, вы слышали, что люди используют только десять процентов своего мозга, и если вы сможете разблокировать остальную часть - то сможете стать супер гением или приобрести сверх силы, такие как чтение мыслей и телекинез. Этот «десятипроцентный миф» вдохновил воображение в массовой культуре. Например, в фильме «Люси», 2014 года, женщина развивает сверхъестественные силы благодаря лекарствам, которые раскрывают, ранее недоступные, 90 процентов ее мозга.

Какая доля человеческого мозга используется?

В этот миф верят многие - 65% американцев, согласно опросу 2013 года, проведенному Фондом Майкла Дж. Фокса по исследованию болезни Паркинсона. В другом исследовании, в котором опрашивались студенты, около трети респондентов ответили положительно про веру в «10%».

Однако, в противовес этому мифу, ученые доказали, что люди используют весь свой мозг на протяжении всего дня.

Существует несколько доказательств, развенчивающих десятипроцентный миф.

Нейропсихология

Нейропсихология изучает, как анатомия мозга влияет на поведение, эмоции и познание.

На протяжении многих лет ученые показали, что разные части мозга ответственны за определенные функции, независимо от того, распознают ли они цвета или отвечают за вычисления. В отличие от мифа, ученые доказали, что каждая часть мозга является неотъемлемой частью нашего повседневного функционирования, это удалось благодаря методам визуализации мозга, таким как позитронно-эмиссионная томография и магнитно-резонансная томография.

Исследователи не нашли область мозга, которая полностью была бы неактивна. Даже исследования, которые измеряют активность на уровне одиночных нейронов, не выявили каких-либо неактивных областей мозга.

Многие исследования мозга, которые измеряют его активность, когда человек делает конкретную задачу, показывают, как разные части мозга работают вместе.

Например, пока вы читаете этот текст на своем смартфоне, некоторые части вашего мозга, в том числе ответственные за зрение, понимание прочитанного и использование вашего телефона, будут более активными.

Однако некоторые снимки непреднамеренно поддерживают десятипроцентный миф, потому что они часто показывают небольшие яркие пятна на сером веществе. Это может означать, что только яркие пятна обладают мозговой активностью, но это не так.

Скорее, эти пятна представляют области мозга, которые более активны, когда кто-то выполняет задачу, по сравнению с тем, когда человек находится в состоянии покоя, причем в состоянии покоя - серые пятна все еще активны, но в меньшей степени.

Противоречие десятипроцентному мифу заключается в людях, которые пострадали от повреждения головного мозга - например, при инсульте, травме головы или отравлении угарным газом. Если десятиминутный миф истинен, то повреждение многих частей нашего мозга не должно влиять на повседневное функционирование.

Исследования показали, что повреждение очень небольшой части мозга может иметь разрушительные последствия. Например, если наносится ущерб области Броки, то человек может понимать язык, но не может правильно составлять слова или свободно говорить.

В одном известном случае женщина из Флориды навсегда потеряла «способность мыслить, воспринимать информацию, потеряла память и возможность демонстрировать эмоции, которые являются самой сущностью бытия человеком», из-за недостатка кислорода, разрушившего половину ее головного мозга.

Эволюционные аргументы

Другим доказательством является эволюция. Взрослый мозг составляет всего два процента массы тела, но он потребляет более 20 процентов энергии тела. Для сравнения, взрослые мозги многих видов позвоночных, включая некоторых рыб, рептилий, птиц и млекопитающих, потребляют от двух до восьми процентов энергии своего тела.

Мозг формировался миллионами лет естественного отбора, который передает благоприятные черты, чтобы повысить вероятность выживания. Маловероятно, что организм будет выделять столько своей энергии, чтобы поддерживать весь мозг, если он использует только 10 процентов мозга.

Происхождение мифа

Даже с этими доказательствами многие люди все еще верят, что используют только десять процентов своего мозга. Неясно, как появился этот миф, но он популяризировался книгами самопомощи и даже может основываться на более старых, ошибочных исследованиях в области нейробиологии.

Главным очарованием десятипроцентного мифа является идея того, что вы могли бы увеличить свой КПД, если бы только смогли разблокировать остальную часть своего мозга. Эта идея соответствует, написанному книгами самопомощи, которые показывают, как вы можете улучшить себя.

Например, предисловие Лоуэлла Томаса к популярной книге Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и влиять на людей» говорит, что средний человек «развивает только 10 процентов своих скрытых умственных способностей». Это утверждение, которое восходит к психологу Уильяму Джеймсу, относится к потенциалу человека, стремящегося достичь большего, а не к тому, сколько процентов мозга используется. Существует история в которой говорится, что Эйнштейн объяснял свой интеллект десятипроцентным мифом.


Другой возможный источник мифа заключается в «тихих» областях мозга от более ранних исследований нейробиологии. Например, в 1930-х годах нейрохирург Уайлдер Пенфилд подключал электроды к открытому мозгу пациентов с эпилепсией. Он заметил, что некоторые области мозга заставляли его пациентов испытывать различные ощущения, но другие, похоже, ничего не испытывали.

По мере того как технологии развивались, исследователи обнаружили, что эти «тихие» области мозга, которые включали префронтальные доли, действительно имели функции.

Все вместе

Независимо от того, как и где возник миф, он продолжает жить в массовой культуре, несмотря на обилие доказательств того, что люди используют весь свой мозг. Однако мысль о том, что вы можете стать гением или телекинетическим сверхчеловеком, разблокируя остальную часть вашего мозга, - является очень заманчивой. опубликовано

Возникли вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet