Детский сон: биология. Когда наступает фаза глубокого сна у ребенка

Периоды сна любого живого существа являются не менее важными, чем время бодрствования организма. Не зря все природные процессы подчиняются цикличности сменяющихся фаз. Человек уже давно научился строить свою жизнь в наименьшей зависимости от природы, но естественные биологические нормы никогда не теряют своей актуальности. Научить жить в гармонии с собственной природой можно даже самых маленьких представителей человечества.

Элементарные знания о функционировании различных систем организма в периоды активности и покоя способны помочь улучшить качество жизни молодым родителям и их крошкам. Итак, рассмотрим подробнее этапы формирования сна у ребенка.

Сон плода до появления на свет: результаты исследований

По результатам исследований, плод в чреве беременной женщины подавляющее количество времени проводит во власти Морфея. Интересно знать! Существует мнение, что на поздних сроках еще не рожденный ребенок даже может видеть сновидения.

Многих будущих матерей тревожит дневное спокойствие и ночная активность крошки. На самом деле причина такого «аномального поведения» очевидна: днем, при ходьбе, движения мамы укачивают и убаюкивают. Ночью же, после продолжительного дневного «тайм-аута» малыш просыпается и начинает активно двигаться.

Отдых новорожденного: дневной и ночной, нормы

Периоды сна грудного ребенка по своим ритмам мало отличаются от внутриутробного режима. Новорожденный не имеет традиционного представления о дне и ночи. В этот период покой нестабилен, ребенок очень часто просыпается, требовательно плачет. Таким способом младенец зовет взрослых, «сообщает» им о различных проблемах, мешающих полноценному отдыху: жажде, голоде, некомфортной температуре воздуха. По этой причине маленьких детей еще называют «зовущими» или «сигнальщиками».

Важно знать! Благодаря младенческому сну происходит процесс развития мышления. Помимо этого, во время ночного отдыха синтезируется гормон роста. Не удивительно, что груднички спят почти сутки напролет.

Формирование здоровых навыков можно начинать с самых ранних дней. Это вполне по силам молодым родителям. Важно методично соблюдать последовательность действий. Подъем - это гигиенические процедуры: умывание, массаж, чистка носика, ушек. Такие ритуалы впоследствии будут ассоциироваться у ребенка именно с утренним временем. Прогулки проводятся в течение дня, а вот отход к ночному отдыху обозначается вечерним купанием, кормлением, убаюкиванием. Главное в этом деле – постоянный режим, потому что дети - известные консерваторы и традиционалисты, для которых стабильность в ежедневных действиях является жизненной необходимостью.

Изменения в режиме сна детей после месяца жизни

Существуют общепринятые нормы дневного и ночного сна у грудничков по месяцам, которые представлены в следующей таблице:

Возраст ребенка (месяцы) Оптимальное количество часов ночного сна Интервал дневного отдыха (часы) Суммарное время покоя
1 8-8,5 6-7 14-15,5
3 9,5-10 5-5,5 14,5-15,5
6 10,5-11 3-3,5 13,5-14,5
9 10,5-11 3 13,5-14
12 11 2,5 14,5
18 11 2-2,5 13-13,5

Структурные элементы сна маленького ребенка

Уже с первого месяца жизни, сновидения взрослого и грудничка имеют общие фазы: начало (период засыпания), поверхностный сон, глубокий и окончательное пробуждение. Однако фазовые циклы в раннем и зрелом возрасте человека существенно отличаются:

  • Стадия глубокого спокойного отдыха ребенка начинается не сразу после засыпания, а приблизительно через 20-30 минут.
  • Время глубокого сна у малыша продолжается не более часа, после него наступает быстрый поверхностный, при котором можно наблюдать изменение мимики, подергивания.
  • Цикл глубокого сна у новорожденных короче, а поверхностного - дольше, поэтому отдых грудного ребенка более неустойчив.

Медленная фаза у малышей

Этап глубокого сна у младенцев крепче, чем у взрослых. Длительность стадии примерно 20 минут. В это время грудничка не разбудят ни громкий звук, ни яркий свет, ни изменения температуры воздуха.

Внимание! Глубокая фаза «отвечает» за восполнение энергии, укрепление иммунитета. Ее еще называют ортодоксальной или «без активного глазного движения».

Внешние признаки: тело расслаблено, часто принимает свободные симметричные позы, дыхание ровное, спокойное. Несмотря на небольшую продолжительность, медленная стадия благотворно влияет на здоровье и рост малыша. По мере взросления ребенка её период увеличится. Будет выше дневная активность - соответственно больше времени понадобится на восстановление сил. Однако пока ортодоксальная фаза достаточно быстро меняется на следующую.

Парадоксальный сон

Фаза быстрого сна - это неглубокое состояние покоя. В этот период у младенца могут подрагивать ресницы и быстро бегать под ними зрачки. Наблюдая такие внешние признаки, родители предполагают, что грудничок не спит, но это не так.

Во время быстрого сна происходят важные психофизические процессы:

  • тренировка и развитие мозга за счет ярких снов;
  • полное расслабление и устранение нервного напряжения;
  • анализ и усвоение новой информации;

Метаморфозы в структуре сна детей по месяцам

С первого по третий месяц жизни происходят значительные перемены в фазовой структуре сна младенца. Все дело в активном созревании мозга. В результате формируется медленный сон, каким может похвастаться и взрослый. Он состоит из следующих этапов:

  • вхождение;
  • поверхностный этап;
  • период глубокого сна.

Каковы особенности медленного сна? На этот вопрос еще в 20 веке ответили ученые Чикагского университета Н. Клейтман и Ю. Азеринский. В результате исследований они пришли к выводу, что человек, когда спит, проходит несколько сменяющих друг друга этапов.

Первый - дремота. Крайне чуткое время, интервал - 5-10 минут. Медленные, спокойные дыхание и пульс, мышцы расслабляются. Если обратиться к человеку, который находился в стадии дремоты, то он скажет, что не спал. (Вхождение в сон).

Вторая фаза медленной глубины, временные рамки которой составляют примерно 20 минут. Сознание отключается, но сохраняется слуховая реакция, человек может проснуться от громких звуков (поверхностная фаза).

Затем настает черед третьей и четвертой стадий. Именно в этот период происходит «настоящий сон», когда человека достаточно непросто разбудить. За это время наш мозг перерабатывает сигналы, исходящие от внутренних органов. 80% сновидений мы просматриваем, находясь в четвертой фазе, но зачастую не запоминаем их.

Важно знать! Фазы сна грудного ребенка, в процессе взросления постоянно меняются. Постепенно увеличивается время пассивного сна и уменьшается продолжительность активной фазы.

Существует определенная закономерность изменений фаз дневного и ночного сна у грудничков по месяцам, которые представлены в следующей таблице:

Сновидения грудных детей

Что тебе снится, кроха? Интересный вопрос, ответ на который хотел бы узнать каждый взрослый. На сегодняшний день мнения на эту тему весьма разнообразны. Некоторые исследователи считают, что сновидения у младенцев отсутствуют по причине минимального объема информации, полученной из окружающего мира. Другие утверждают обратное и даже приводят примеры сюжетов. Оказывается, малышам снится мамина грудь – самое главное и важное на данном жизненном отрезке.

Важно знать! Специалисты уверяют, что в первые дни новорожденного сновидения богаты на различные цветовые пятна, палитра которых зависит от настроения мамы и эмоциональной обстановки в доме. Но в целом считается, что сюжеты видений в таком возрасте имеют положительный характер.

Еще один занимательный факт выявили в результате своих исследований ученые Колумбийского и Стэнфордского университетов. Сновидения новорожденных начинаются сразу после погружения в сонное состояние, в отличие от взрослых, которые видят сны только спустя некоторое время после момента засыпания.

Для того чтобы ночной отдых грудничка и его родителей приносил восстановление сил и был в удовольствие всем участникам процесса, существуют несложные правила. Следуя им, взрослые значительно облегчат себе жизнь и решат те небольшие проблемки, которые встают на пути здорового сна. Житейская мудрость предыдущих поколений совместно с медицинскими фактами спешат на помощь всем нуждающимся:

  • Грудной ребенок на естественном вскармливании спит небольшими интервалами, периодически просыпается, поскольку мамино молоко усваивается быстрее, чем смеси.
  • Жаркий воздух в комнате перегревает малыша, появляется жажда, мешающая полноценному сну.
  • Если кроха чувствует дискомфорт в отдельной кроватке, оптимальное решение - это положить ребенка рядом с мамой.
  • В ваших интересах, чтобы время отдыха, прогулок, подъема, приема пищи было стабильным каждый день. Это способствует формированию здорового (и удобного!) режима дня.
  • Чаще проветривайте жилище, особенно вечером. Температура воздуха не должна перегревать организм во время засыпания. Такие условия будут продлевать естественный и здоровый сон.
  • Если вы кормите грудью, нужно тщательнее следить за своим питанием. Для здорового сна карапуза противопоказаны: зефир, острые соусы, экзотические продукты, цитрусы. Питьевой режим также придется пересмотреть: исключить кофе, крепкий чай, газированные напитки с пищевыми красителями.
  • Перед сном обязательно покормите малыша. Совет очевидный - чувство голода может помешать уснуть. Но здесь есть свои нюансы: прием пищи до 3 месяцев жизни успокаивает, по достижении же ребенком этого возраста лучше перенести время кормления за 2 часа до сна.
  • Не стоит будить спящего младенца, чтобы покормить. Нужно дать ему возможность самостоятельно регулировать время сна и бодрствования. Желательно подождать, когда грудничок проснется сам. Гораздо сложнее привыкать к смене дня и ночи, если взрослые будут чересчур вмешиваться в формирование биологических ритмов.
  • «Если хочешь быть здоров - ешь один и в темноте». В данной шутке содержится неоспоримая доля истины: ночью кормить ребенка необходимо в тишине, при неярком освещении.

Заключение

В заключение отметим, что сон младенца находится на стадии формирования, как и остальные биосистемы. При этом данная сфера жизнедеятельности является колоссально важной для гармоничного физиологического развития. Все элементы «сонного» процесса имеют свои функции и одинаково полезны для растущего организма. Удовлетворение основных потребностей – полноценного сна и здорового питания - главная задача родителей. Особенно в первый год жизни ребенка. По мере взросления дети обретают способность регулировать собственные биологические циклы. Роль взрослых - «заложить фундамент» ЗОЖ детей с момента появления их на свет.

Когда дети начинают посещать детский сад, участвовать в детских праздниках, ходить в бассейн или просто в гости к друзьям, по возвращении домой они, как правило, с легкостью засыпают (либо даже до того, как вернулись домой). Это происходит больше из-за стимуляции мыслительных процессов в голове ребенка, чем из-за его физической активности. Считается, что сон, в особенности в фазе сновидений или фазе быстрого сна − это очень важное время, в течение которого происходит обработка и запоминание полученной в течение дня информации.

Фазы сна ребенка старше года

Когда ребенок засыпает, он проходит различные фазы сна: начиная от дремоты, после которой начинается поверхностный сон, который плавно переходит в фазу сновидений; затем начинается фаза глубокого сна, которая плавно снова возвращается в фазу сновидений, потом в фазу дремоты, после которой ребенок просыпается на короткое время, и все повторяется снова.

Дети в этом возрасте просыпаются около пяти раз за ночь. Во время этих коротких пробуждений они могут что-то бормотать, поворачиваться, иногда стучать руками о край кроватки и даже сидеть с открытыми глазами, а затем снова лечь в постель. Если малыша окружает знакомая обстановка, он просыпается и спокойно засыпает снова. Это одна из причин, почему ребенок когда вы где-то отдыхаете или просто находитесь в незнакомом ребенку месте.

Как помочь ребенку спать всю ночь

Один из способов помочь вашему ребенку научиться самостоятельно засыпать ночью − сделать так, чтобы когда ребенок просыпался, его окружали те же предметы, которые его окружали, когда он засыпал. Если он засыпал на руках у мамы с включенным телевизором, именно с этим он ассоциирует свой сон и хотел бы, чтобы так все и было среди ночи, когда он проснется!

Научить ребенка самостоятельно засыпать можно в течение недели, но в самом начале он будет нуждаться в большой поддержке с вашей стороны. Сначала важно установить эффективный, последовательный ритуал отхода ко сну . Как только этот ритуал у вас подходит к концу, уложите ребенка в его кроватку, поцелуйте и выйдите из комнаты. Возвращайтесь через несколько секунд, затем через несколько минут для того, чтобы еще раз поцеловать и пожелать спокойной ночи. Дети, которые могут самостоятельно выбираться из кроватки, могут ходить за вами. Не переживайте, просто развернитесь и изобразите удивление, что малыша нет в кроватке. Он будет смеяться и полюбит эту игру – оказаться в кроватке, голова на подушке, прежде чем вы придете поцеловать его на ночь.

Очень важно, чтобы ребенок доверял вам и не боялся. Нет необходимости оставлять его плачущим. Специалисты не рекомендуют такую методику, хотя она и может быть действенной. Она базируется на мощной и непредсказуемой эмоции страха и вызывает стресс как у ребенка, так и у родителя.

Режим дневного сна

К году ребенок обычно уже привыкает к определенному распорядку дня и ритуалу подготовки ко сну. Его сон длится от 12 до 14 часов в сутки, этот период включает два дневных сна продолжительностью от часа до двух часов. Продолжительность сна у всех детей разная, поэтому не переживайте, если ваш ребенок бодрствует дольше.

В возрасте от года до двух лет дети обычно перестают спать два раза в дневное время и спят только в обеденное время в течение полутора-двух часов. Разумно укладывать ребенка спать после обеда, но не слишком поздно. Будите его, если малыш спит более полутора часов, потому что слишком долгий дневной сон будет уменьшать количество ночного сна.

Ваш ребенок слишком рано встает?

Большинство детей в возрасте от года до трех любят приходить в комнату родителей после того, как проснутся, чтобы пообниматься. Но «утро» ребенка может отличаться от вашего, потому что он ложится гораздо раньше вас, и к 5.30 утра он может уже вполне выспаться. − частая причина родительского недосыпа, потому что в этом случае родителей будят до того, как их фаза сновидений завершится.

Вероятно, невозможно удержать проснувшегося ребенка в кровати ранним утром. Однако вполне возможно научить малыша еще некоторое время оставаться в кровати. Трюк состоит в том, чтобы подсказать ребенку, когда же начинается утро. Хотя рассвет может быть вполне очевидной визуальной подсказкой, время его наступления может не всегда соответствовать практическим целям родителей.

Лучшей зрительной подсказкой могут стать часы, но дети в возрасте от года до трех лет еще не умеют определять время по ним. Можно купить специальные часы с ушками, которые поднимаются в установленное время. Но какое время установить? Вы, конечно же, не заходите будить ребенка, если он вдруг решил поспать утром подольше.

Более легким решением будет установить радио будильник в другой комнате. Когда ваш малыш рано проснется, зайдите к нему и пошепчите ему на ушко, что еще ночь, и кругом тихо. А когда включится радио, вернитесь в его комнату, обратите его внимание на играющую музыку, громко пожелайте доброго утра. Откройте шторы или включите свет и начинайте обычные утренние дела.

Сначала установите время включения радио-будильника очень раннее, на второй день его можно отсрочить на несколько минут, на третий день установить время на более позднее и так далее. Таким образом, вы будете постепенно сдвигать время подъема ребенка до тех пор, пока оно не станет для вас приемлемым. Ребенок вскоре поймет, что время подъема наступает, когда он слышит музыку.

Биология отдельно выделяет разные фазы сна у грудничков и взрослых. Их правильное течение и здоровый сон в целом оказывают положительное влияние на организм человека, в то время как нарушение, напротив, создает некоторые риски. Для организма новорождённого ребёнка значение этого особенно возрастает, ведь оно отвечает за его полноценное развитие.

Фазы сна у грудничков отличаются от фаз взрослого. Такая разная периодичность объясняется, в первую очередь, разницей в возрасте. Когда человек взрослеет, ему постепенно открываются новые фазы.

У новорожденных принято дифференцировать две основные фазы сна:

  • глубокий;
  • поверхностный.

У взрослого человека такие фазы существуют, но они являются лишь частями полного цикла, в то время как фазы сна - глубокая и поверхностная - у грудничков чередуются.

Глубокая фаза - когда младенца полностью затягивают сновидения. Она не сопровождается беспокойными метаниями. Грудного ребёнка можно назвать настоящим ангелом, ведь он ведет себя тихо и спокойно.

Проблемы начинаются при вступлении новорождённого в стадию поверхностного сна. В такие моменты нарушить его покой очень легко, в силу активной работы мозга.

Как правило, чередование глубокой и поверхностной фазы происходит каждые полчаса. Более подробно информация расписана в таблице по месяцам, где на основе возраста новорождённого высчитана нормальная продолжительность сна.

Некоторые родители, плохо знакомые с основами биологии, начинают беспокоиться, замечая, что большую часть дня ребёнок спит. Ничего сверхъестественного и неправильного в этом явлении нет. Напротив, в первые недели жизни оптимальными являются около двадцати часов сна.

Груднички плохо различают время суток. Чаще всего они просыпаются, когда хотят есть, а после удовлетворения своих биологических потребностей снова засыпают.

Выведено несколько фундаментальных закономерностей, характеризующих нормальный сон у малышей.

Они таковы:

Знание этой информации позволит родителям избежать лишнего беспокойства.

Следуя определённым правилам, родители смогут положительно влиять на продолжительность отдыха своего ребёнка. Правильный подход избавит малыша от многих проблем и, самое главное, он будет здоровым.

Хорошей практикой станет составление расписания отдыха, кормления, прогулок и других ежедневных забот. Успешный тайм-менеджмент позволит родителям уделять достаточно времени как ребенку, так и себе.

Лучше лишний раз обратиться за советом к уже бывалой маме, интернету или любому другому источнику, чтобы позаботиться о здоровом отдыхе для своего ребёнка, чем столкнуться с неприятными последствиями.

В первые недели жизни грудничок должен много спать - это факт. Если же происходит обратное, необходимо срочно задуматься о том, что именно вызывает подобное и повлиять на это.

На самом деле, существует очень много причин, о которых, по своей неопытности, родители могут даже не подозревать:

Только правильный уход и забота способны подарить ребёнку хорошие сновидения. Для этого родители должны быть образованы в вопросах сна.

Нарушения сна у детей, связанные с фазой быстрого сна:

  1. ночные кошмары,
  2. «сонный паралич»,
  3. нарушения поведения во время фазы быстрого сна.

Ночные кошмары – устрашающие сновидения, возникающие обычно при внезапном пробуждении. Дети обычно четко описывают содержание сновидений. Часто сочетаются с умеренно выраженным учащением дыхания и сердцебиения, потливостью. Все проявления выражены значительно меньше по сравнению с ночными страхами, отсутствуют оглушенность и память на ночные события.

В отличие от ночных страхов ночные кошмары возникают во второй половине ночи . Возникновение ночных кошмаров характерно для детей дошкольного возраста (обычно в 3-5 лет) с преобладанием у девочек.

Подчеркивается большая роль различных психогенных факторов. Продолжение ночных кошмаров у подростков связано во многих случаях с тревожными и депрессивными состояниями. Ночные кошмары в детском возрасте являются исключительно доброкачественным состоянием. Однако частые и выраженные в своих проявлениях эти расстройства могут приводить к нарушению качества жизни (появляются раздражительность, беспокойство, сонливость и др.). В таких случаях требуются проведение коррекции поведения перед сном.

Сонный паралич представляет собой состояние невозможности осуществить любые произвольные движения при засыпании или пробуждении. Является результатом одновременного возникновения пробуждения и мышечной атонии. Такое состояние, несомненно, вызывает чувство испуга и может сопровождаться ощущением нарушения дыхания. Эпизоды длятся обычно от нескольких секунд до нескольких минут и купируются воздействием внешних стимулов в виде прикосновения или резкого звука. Начало сонного паралича характерно для юношеского возраста , очень редко в детском или взрослом периоде.

Сонный паралич является довольно частым состоянием. Возможно сочетание сонного паралича с галлюцинациями.

Нарушения поведения во время фазы быстрого сна

Нарушения поведения во время фазы быстрого сна появляются сложной двигательной активностью, в сочетании с воспроизведением сновидений, и на фоне периодически возникающего снижения мышечного тонуса. Во время таких состояний дети колотят кулаками, брыкаются, прыгают, мечутся и кружатся по комнате, при этом вспоминая сновидения.

Начало эпизода примерно через 90 минут после засыпания во время 1-го цикла фазы быстрого сна. Нарушения поведения во время фазы быстрого сна редко отмечаются в детском возрасте, наиболее типично оно для взрослых или пожилых людей. Возможно возникновение их при инсульте, рассеянном склерозе, болезни Паркинсона и деменции (снижение познавательной деятельности). В связи с частым сочетанием данного расстройства со структурными поражениями головного мозга необходима консультация детского невролога и проведение МРТ головного мозга и ЭЭГ-мониторинга сна.

Бруксизм

Бруксизм характеризуется стереотипными движениями мышц рта, приводящими к сжиманию зубов и скрежетанию ими во время сна. Этиология этого расстройства плохо изучена, однако имеются указания на связь с психологическими нагрузками, стрессом, эмоциональными волнениями.

Возраст начала между 10 и 20 годами жизни, возможно и ранее – в период формирования зубов. Около 15,2% населения хотя бы раз в жизни имели эпизод бруксизма. При частом повторении эпизадов бруксизма данном заболевании необходимо позаботиться о защите зубов от разрушения посетив детского стоматолога-ортодонта для изготовления защитной капы.

Пароксизмальные нарушения сна

Диагностика пароксизмальных нарушений сна требует тщательного сбора анамнеза, четкого описания клинической картины, детального обследования, включающего:

Необходимо обратить внимание на:

  • амнезию приступов;
  • пробуждение перед приступом;
  • наличие приступов во время дневного сна;
  • наличие приступов в период бодрствования;
  • данные ночного ЭЭГ-мониторинга.

Прием (осмотр, консультация) врача-невропатолога первичный

1450

Прием (осмотр, консультация) врача-невропатолога повторный

Большая часть жизни новорожденных отводится на отдых, который необходим для ускоренного развития детского мозга, формирования нейронных связей, вырабатывания гормона, отвечающего за рост, развития всех органов и систем организма. Стоит учесть, что при отсутствии 16-20-ти часового погружения в мир грез появляются проблемы с психическим и физиологическим здоровьем. У грудничков на различных этапах их жизни постепенно меняется и сонная модель. Сразу после появления на свет у грудничка полностью отсутствует понятие дня и ночи, он просто спит в течение 1.5-2 часов, а потом просыпается для приема пищи. После того как младенец поест, он снова засыпает.

Младенческое путешествие в мир грез, как и у взрослых людей, имеет 2-хфазную структуру:

  1. Быстрый-парадоксальный;
  2. Медленный-ортодоксальный.

Но отличается именно сонная модель. Так, груднички проводят 70-76% от всего путешествия в царство Морфея в парадоксальном промежутке. Это обусловлено тем, что именно он необходим для ускоренного формирования мозга и внутренних систем. Интересно, что засыпание младенца, в отличие от взрослого, начинается с парадоксального погружения. Сонная модель испытывает некоторые модификации по мере взросления младенца.

В 1-3 месяцев сонная модель новорожденного начинает постепенно меняться: парадоксальная часть уменьшается, а ортодоксальная – увеличивается. У грудничков в этом возрасте погружение в мир грез начинается с медленного периода, который сменяется парадоксальным. Стоит учесть, что значительное увеличение ортодоксального отрезка происходит в разное время у всех младенцев. Это обуславливается тем, что груднички обладают различный уровнем развития в этот возрастной промежуток, а ортодоксальный этап требует достаточно высокого уровня сформированности головного мозга, так как в его период полностью отключается тело. Цикличная продолжительность составляет 40 минут.

После окончания цикла кроха пробуждается для оценки окружающей обстановки. Если он чувствует себя комфортно, то погружается в следующий сонный цикл. Само засыпание занимает порядка 1-10 минут. Если же он не доволен обстановкой, он заявляет об этом родителям.

Детское погружение в мир грез в этом возрасте характеризуется:

  1. изменением сонного сценария – начало с ортодоксального промежутка;
  2. наличие повышенной активности в парадоксальной этап;
  3. пробуждение после окончание полного цикла;
  4. глубокий медленный этап;
  5. сокращение времени, отведенного на отдых.

В этом возрасте младенец начинает видеть различия между днем и ночью.

Главенствующим фазным отрезком для грудничков является быстрый. Во это время происходит:

  1. тренировка мозга;
  2. стимуляция мозгового формирования и роста с помощью появления ярких насыщенных сновидений;
  3. снижение напряжения психо-эмоционального типа;
  4. обработка информации;
  5. систематизация данных, которые были получены в течение бодрствования.

Стоит учесть, что объем быстрого отрезка у крох со временем уменьшается.

  1. Новорожденные до 1 месяца проводят в ней 70-76% от всего времени;
  2. В возрасте первого триместра – 50%;
  3. 3-5 месяцев – 40%;
  4. А полугодовалые – годовалые проводят в быстрой стадии 35-40%.

В этом видео идет речь о здоровом детском сне - это такой сон, когда сладко спит не только ребенок, но и мама с папой. А так бывает? А как сделать, чтобы так стало? О том, как выспаться родителям, докор Комаровский рассказывает семье певицы Мяты.

Остальное время груднички проводят в ортодоксальном промежутке. Родители должны обращать и на продолжительность общего нахождения крохи в царстве Морфея. Она должна соответствовать следующим нормам:

  1. 16-17 часов – новорожденные первого триместра;
  2. 14-15 часов – с 3 до 6 месяцев;
  3. 13-14 часов – в 7-12 месяцев.

Если грудничок спит меньше, или он беспокойный, его следует показать врачу.

У детей, достигших 1 года, меняется норма продолжительности общего отдыха. Например, дети 1-3 лет должны спать 12-13 часов в сутки, а малыши 4-6 лет – 11-12 часов.
В этом возрастном промежутке меняется и фазная длительность. Быстрая доля уменьшается, а медленная – растет:

  1. в возрасте от 1 до 3 лет крохи проводят на быстром отрезке 33-35% времени;
  2. от 3 до 5 лет – 30-33%.

Медленный отрезок характеризуется полным обездвиживанием младенческого тела, малыш перестает полностью реагировать на любые внешние умеренные раздражители.

Стоит учесть, что эти данные статистические и усредненные, поэтому они могут немного меняться в зависимости от индивидуальных особенностей.

Фазы сна у новорожденных: как определить?

Фазы сна и их длительность имеет большое значение для организма малыша. Многих родителей мучает вопрос о том, в какой фазе находится их кроха. Чаще всего ответ на такой вопрос необходим для правильной организации дневного и ночного отдыха и режима дня. Фазность можно определить по нескольким чертам.

  1. Если новорожденный входит в медленный промежуток, веки закрываются, взгляд перестает фокусироваться;
  2. Во время быстрого отрезка малыш может дергать руками, ногами, вздрагивать. В это время глазные яблоки двигаются под веками, пульс и дыхание отличается нестабильностью.

Легкое пробуждение может произойти только до погружения в ортодоксальную стадию. Интересно, что если взять малыша на руки, когда он спит в этом фазовом отрезке, он не проснется. Она характеризуется:

  1. замедлением дыхания;
  2. приобретением ровного дыхания.

Во время быстрого этапа младенческий организм осуществляет самолечение, растет, восстанавливает силы, необходимые для активного бодрствования.

Детский организм нуждается в качественном отдыхе, поэтому во время него необходимо создать комфортные условия для того, чтобы исключить искусственное пробуждение. Это обусловлено тем, что при искусственном пробуждении в медленный отрезок, малыш будет неактивным и капризным, у него не останется сил на совершение новых детских открытий и познание мира. При необходимости транспортировки младенца лучше аккуратно перенести его, пока он спит.

В этом видео описаны фазы быстро сна у ребенка 1, 5 месяцев. Не забывайте оставлять свои пожелания, вопросы и

«Спит как младенец» - фраза, отражающая наши преставления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением детского сна – врачам-сомнологам.

Сомнология – новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии, включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит.

Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

Сон ребенка

Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки, отвлекаясь от этого сладкого состояния только для того, чтобы поесть. При этом его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциирована с просмотром сновидений (у маленьких детей доказать наличие сновиденческой активности не представляется возможным). В процессе дальнейшего развития доля активной фазы сна неуклонно уменьшается. У взрослых она занимает только 20% общего времени сна. Общая продолжительность сна у грудных детей уменьшается до 14 часов к полугоду и 13 – к году жизни. Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних часов, реагирующих на изменение уровня освещенности.

А родители своим поведением должны подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот). К возрасту 3 месяцев примерно 70% детей спят непрерывно от вечернего до утреннего кормления, а в год эта цифра достигает 90%. Происходит и постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому в 1 год и к 1-разовому – к возрасту 2 года.

Нарушения сна

Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей.

* Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач». Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему.

Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может привести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей.

* Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь.

Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают. При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна.

* Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Типичные расстройства сна у ребенка

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% - в каждой шестой семье малыш плохо спит.

Чаще всего наблюдаются инсомнии - трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.

Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы. В практике американских педиатров такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка.

* Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания.

Как это выглядит на практике?

Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон.

Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания (читайте нашу статью Спи, моя радость, усни. О пользе ритуалов перед сном): купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного.

В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз.

К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д.

Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста.

К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка.

Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными».

Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке.

Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша?

В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача.

Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить).

* К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство.

Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает.

Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте. Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях.

Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату.

В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом.

Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания.

Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две).

Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей.

Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше, предупреждая, таким образом, протестное поведение.

Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

* К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь!

Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.

В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра.

Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания.

Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут).

Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник. После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь.

Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста?

В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем.

В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии.

Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей. Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия).

При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке. Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

Сон. Расстройства сна

Сон цикличен. У взрослых цикл составляет 1,5-2 часа, у детей 30-40 минут, максимум 1 час.
Цикл состоит из двух фаз - быстрый сон и медленный сон. В фазу быстрого (поверхностного) сна работает мимика, учащенное дыхание, сердцебиение. Бывают приоткрытые глаза. Во время медленного (глубокого) сна - ровное дыхание, расслабленные мышцы. У взрослых сначала быстрая фаза, потом медленная, у детей может быть наоборот.
У детей цикл сна короче, поэтому он может проспать 1 полную фазу и этого ему хватит. Минимальная длительность быстрой фазы 15-20 минут. Укачивать лучше до достижения глубокого сна, иначе при перекладывании в кроватку ребенок может проснуться. В фазу быстрого сна ребенок проживает еще раз все, что прожито за день, переваривает информацию, растет ментально, а в фазу глубокого сна идет рост физический. Вот почему сон так важен.
У взрослых сон зависит от внешних обстоятельств (комфорт), у детей больше от внутреннего состояния организма.
Ребенок начинает спать так, как взрослые, в 10 лет.

Критерии достаточности сна:
1) Нормальное бодрствование
2) Нормальное развитие
Дети, которые мало спят с рождения, как правило очень любознательны и быстро развиваются (например, они могут спать 2-3 раза в день по 30-40 минут).

Позы сна
В зависимости от возраста дети спят по-разному. Новорожденные любят спать на боку, после месяца больше спят на спинке. С 2х месяцев в любой позе, в которой положат. С 6ти выбирает любимую позу для сна.
На животе особенно любят спать недоношенные, недозрелые дети и вздрагивающие во сне. Кроме того, эта поза полезна детям, которые срыгивают во сне.

Условия для хорошего сна
1) Свежий воздух (улица, балкон) - большинство
2) До 9-12 месяцев - легкое покачивание (например, на мяче и т.д.). После года в норме ребенок сам отказывается спать при качании.
3) В привычной обстановке (на своем месте)
4) Комфортная одежда (минимум резинок и швов)
5) Одеяло должно быть тоньше, чем у мамы, так как велика вероятность запаривания. При совместном сне можно спать под разными одеялами.
6) Привычные запахи - не менять резко парфюм и средства для стирки постельного белья.
7) До 9 месяцев (внешняя беременность) - совместный сон (или на одной кровати, или в приставленной кроватке)
8) До года дети лучше спят после сытной еды, после года не перекармливать на ночь
9) Безопасность - спать между мамой и стенкой, жесткий матрац

Причины нарушения сна

1) Внутренние проблемы:
- боли в животе
- зубные колики (обычно в районе 6 месяцев)
- кожные проявления
- простуды, затрудненное дыхание, температура, головная боль
- в 6-7 месяцев очень активные дети часто забывают поесть, а ночью просыпаются от голода - не забывать покормить перед сном
- в 9-10 месяцев ребенок может просыпаться оттого, что хочет писать, а просыпаться не хочет
- индивидуальность характера - дети с высокими запросами и более талантливые спят меньше и хуже
- нарушения ЦНС (проблемная беременность, родовые травмы и т.д.)
- гиповитаминозы, нехватка микроэлементов, мама изобилует пищевыми добавками (Е, кофе, какао и т.д.)
- ребенок днем чему-то научился (может отрабатывать в фазу быстрого сна или просто плохо спать несколько дней от перевозбуждения)

2) Внешние факторы - социальные и среда обитания

Эмоции мамы и др. членов семьи
Например, если мама все время боится за ребенка, то ребенок будет спать только на руках.
- недостаток общения с мамой (вечером пытается добрать)
- нарушения ритуала сна
- условия (сухость возраста, духота, холодная постель, мелькание от телевизора или компьютера)
- метеоусловия (перед дождем или во время спится лучше, в ветер, в полнолуние многие дети спят хуже)

Как может нарушаться сон

1) Бывают кратковременные и длительные нарушения. Кратковременные - до 2х недель, длительные - например, когда лезут зубы.
2) По характеру:
- гиперсомния (много спит, больше 6ти часов подряд)
- инверсия сна (перепутал день с ночью) - до 3х месяцев это норма, ничего делать не надо, после трех это может быть или зубы, или перевозбуждение днем - целый день пытаться развлекать, купать в прохладной воде, воздушные процедуры, на ночь - все успокаивающее (ванночка, музыка, темнота).
- гипосомния (мало спит) может быть из-за ВЧД, после родовых травм, животик или просто любознательный активный ребенок.
- расстройство глубины и поддержания сна (ребенок-сторож), на любой шорох просыпается. Причины - незрелость нервной системы, конституция (если кто-то из родителей спит так же), заболевания (например, насморк).
- нарушение засыпания (если в течение 40 минут укачиваем, но не засыпает)
- нарушение пробуждения - встает в плохом настроении. Может быть от плохих снов - успокаивающий ритуал перед сном.
- избыток активных движений во мне (сам себя будит) - можно пеленать.

Правила сна

1) Правило адаптации - если хорошо развивается, значит, хватает сна.
2) Правило бодрствования - «хорошо замученный ребенок спит лучше»
3) Правило желания - если не хочет спать, то не будет
4) Правило индивидуальности - каждый ребенок особенный, со своим графиком сна
5) Правило возраста - режим сна меняется с возрастом

Помощь при нарушениях сна

Универсальные способы:
1) увеличить внимание - чаще брать на руки
2) найти причину нарушения и устранить ее
3) совместный сон

Если ребенок мало спит:

Использовать сосательный рефлекс, можно предложить соску.
- можно вложить что-нибудь в ручку (мешочек с зерном тоненький) - ребенок почувствует, что он не один
- укачивание
- максимальное кормление
- может быть жажда, особенно при вводе прикорма, при высокой температуре воздуха, при заболеваниях, можно допаивать между кормлениями
- использовать ритмичные звуки - метроном, часы, шум моря, блюз или джаз и т.д.
- перед сном можно покачать на чем-нибудь (качели, шезлонг, лошадка) - подготавливает ко сну
- ритуал сна!
- массаж расслабляющий, с маслами
- теплая успокаивающая ванна на несколько градусов выше, чем обычно (максимум 36-37) - от 15 до 20 минут. В ванну можно добавлять пустырник, пион, валериану, зверобой, ромашку, мяту, шалфей, боярышник - 25 гр травы (половину обычной пачки) на 1 литр кипятка под крышку на час, это на большую ванну. Травы чередовать через 7-10 дней.
- успокаивающий чай (пустырник, валериана, ромашка, зверобой) - 1 ст. л травы на стакан кипятка, 30 мин в термосе настоять. Маме - треть стакана 2-3 раза в день за 30 мин до еды, если не помогает, то ребенку - 1 чайная ложка 2-3 раза в день, старше 6 месяцев - десертная, старше года - столовая.
- сбалансировать мамино питание
- в сложных случаях маме кагор 1 столовая ложка на 2 стол ложки воды до 3х раз в день
- ароматерапия. Противопоказана, если ребенок аллергик или находится на гомеопатическом лечении. С рождения - лаванда и ромашка, с 2х-3х месяцев - нероли, с 6ти - грейпфрут. До 6ти месяцев цитрусовые масла оказывают сильно возбуждающее действие. Масло для массажа - 1-5 капель на 30 мл оливкового масла. Ванна с маслами - 2-3 капли развести в 100 мл молока или кефира, вылить в ванну. Можно капнуть капельку на сухую тряпочку и положить под пеленку или подушку. Не капать на подушку! - если не понравится, то придется выкидывать.
- вибуркол свечи гомеопатические на основе календулы и ромашки хороши при простуде и при зубах. До 6ти месяцев 0,5 свечки максимум 3 раза в день, после 6ти по 1шт 7-10 дней. Отменять постепенно!

Если беспокойно спит

Спеленывать
- класть на живот
- можно давать на ночь зверобой или мяту (1 ст. л. на стакан кипятка)
- новопассит (спиртовой) от 5ти до 15ти капель 1-3 раза в день 10-14 дней
- нервохель, валерианохель в той же дозировке, то и новопассит, можно растворять в воде и влить в рот

Путает день с ночью и много спит

Можно навязывать режим, но ребенок может ругаться. Будить в одно и то же время, например, в 9ть. Стараться всегда будить в фазу быстрого сна. Активно веселить днем, прохладные ванны и воздушные процедуры, днем поспать 2 раза по часу. Вечером ритуал сна. Если не помогает 3-4 дня - добавить утром адаптогены (настойка элеутерококка - 2 капли на 1 год жизни, до года 1 каплю, растворить в чайной ложке воды).

Незрелость нервной системы (диагностируется врачом)

Грудное вскармливание как можно больше
- маме пивные дрожжи и микроэлементы, биодобавки
- глицин маме 1-2 раза в день
Если ничего не помогает, то обратиться к гомеопату.

Подпишитесь на новости