Сенсорная интеграция детей с рас в учебном процессе. "интеграция детей с аутизмом в педагогической среде"

Консультация для родителей «Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми с аутизмом»

Цель: Ознакомить родителей детей с аутизмом с методом сенсорной интеграции.
Задача : Помочь родителям организовать пространство и время детей с аутизмом.

Сенсорная интеграция - это организация ощущений для дальнейшего использования. Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Жизненное пространство детей с эмоционально-волевыми нарушениями требует особой заботы и специальной организации, рациональной организации пространства и времени, насыщенной разнообразными предметами, игровыми и дидактическими материалами.
преодоления негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
преодоления отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
установления контакта с ребенком
Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.
Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками,
крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители - горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения. Степень эффективности СК можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.
Идеи для обонятельной системы

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.

- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- увеличивайте применение визуальной стимуляции,терапия Снузьелен. При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
- солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла,спальные мешки, массажные коврики,растирание жёсткой мочалкой,развитие мелкой моторики,работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры. Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Идеи для слуховой системы
Музыкальная терапия. Метод Томатис.
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При низкой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с аутизмом синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним.
Сенсорная интеграционная терапия
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
При низкой сенсорной чувствительности необходимо поощрять занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
Стратегии помощи.
Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок.
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и стратегии.
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

Сенсорная интеграция – это информирование через нервную систему нас о том, что происходит с телом и окружающей средой. Развитие сенсорного опыта помогает особому ребенку адаптироваться, корректирует сенсомоторные нарушения. Сенсорная интеграция стимулирует нервную систему и происходит положительная динамика в развитии ребенка.

Коррекция сенсомоторных нарушений при ДЦП




При детском церебральном параличе (ДЦП) рекомендованы занятия по сенсорной интегративной терапии. Данный вид терапии способствует коррекции сенсомоторных нарушений. В отличие от малышей, которые с раннего возраста начинают ползать и познавать мир, дети с ДЦП лишены возможности через ползанье и карабканье стимулировать осязательные процессы. Это может вызвать проблемы чувственного восприятия. Из-за церебрального паралича происходит нарушение головного мозга, последствием которого в том числе становится нарушение мышечного тонуса. Дети с ДЦП чувствуют себя напряженными либо наоборот вялыми. Нарушения головного мозга влияют на ту часть мозга, которая отвечает за сенсорную интеграцию. Повышенная чувствительность к прикосновениям – неизбежный результат этого явления. При ДЦП особые ребята могут избегать контакта с предметами, а значит - задержки в развитии мелкой моторики неизбежны. Отсутствие осязательного и двигательного опыта оказывает негативный опыт на навыки владения и контроля своим телом. Необходима стимуляция вестибулярного аппарата путем сенсорной интеграции через игровую форму. В этом помогут Различные виды стимуляции благотворно воздействуют на мышечный тонус особого ребенка и помогают взаимодействовать с окружающей средой. Необходимо вовлекать ребенка в различные виды деятельности, способствующие сенсорной интеграции. При нервно-мышечном расстройстве (ДЦП) используются техники, нормализующие мышечный тонус и двигательный рефлекс. Например, развитию мелкой моторики у детей с ДЦП следует уделять должное внимание. Считается, что на ладони и стопе сосредоточено свыше тысячи биологических точек, которые необходимо стимулировать. Помощь в этом окажут изделия для сенсорной интеграции , Совы и Совы. Развитию навыков владения своим телом способствуют специальные утяжеленные жилеты, такие, как этот . Они выпускаются для всех возрастов от трех до одиннадцати лет. Для развития вестибулярной системы целесообразно использовать , изогнутые особым образом, и Совы.

Сенсорная интеграция при гиперактивности

Гиперактивные дети не в состоянии самостоятельно успокоиться перед сном. Они продолжают активно двигаться, в итоге не высыпаются. Между тем качественный сон – это залог естественной бодрости. Переутомляемость обусловлена неспособностью ребенка к саморегуляции, что в свою очередь может привести к причинению вреда самому себе. Важным помощником в переходе из гиперактивного состояния в состояние покоя можно назвать пледы, подушки, наволочки- с прорезями для рук и одеяла Совы в разновидностях Модерн и Классик. Утяжеленные одеяла используются для успокоения и сосредоточения ребенка на процессе сна. Это то, что называется «заземление» малыша, и перевод его в режим отдыха.




Методы сенсорной интеграции при аутизме

Через развитие сенсорики ребенку дается процесс познания мира. В процессе развития ребенок должен научиться интерпретировать различные сенсорные отклики и адаптироваться к ним. Необходимо использовать чувства для понимания и адаптации в окружающей действительности. При расстройстве аутического спектра (РАС) происходит нарушения в восприятии сенсорного спектра, не вырабатывается способность к общению и взаимодействию с окружающим миром. Это говорит о проблеме передачи информационных сигналов по каналам нервной системы. Сенсорная интеграция применяется в терапии аутизма. Проблемы, связанные с чувствами, надо решать путем реорганизации чувственной информации. Сенсорная комната или как часть терапии, где ребенок получает необходимые именно ему сенсорные переживания. При аутизме защитной реакцией на внешние раздражители становится фрагментация, которая проявляется через такие симптомы, как стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессии, эхолалии, - устойчивые повторения движений и фраз. Снять эти симптомы помогут регулярные занятия по сенсорной интеграции.




Пока медицине неизвестен способ полностью излечить сенсорные расстройства, однако серьезные шаги в этом направлении предпринимаются. Занятия сенсорной интеграцией по меньшей мере способны смягчить ущерб от этих расстройств. Как говорят специалисты, это паллиативный метод лечения, снимающий симптомы.



Наглядное объяснение того, что такое эрготерапия на основе сенсорной интеграции, и как она может помочь детям с аутизмом

Элисон Виланд / Alison Wheeland, эрготерапевт, студент докторантуры Университета Южной Калифорнии, США
Перевод: Тамара Соломатина
Источник: Autism Speaks

Это новое исследование очень значимо, так как это были рандомизированные и контролируемые клинические испытания терапии сенсорной интеграции, которые одновременно соответствовали всем критериям данного метода.

Исследование продемонстрировало, что дети, получавшие сеансы сенсорной интеграции в дополнение к другим видам коррекции аутизма, достигли больших улучшений в их способности функционировать в повседневной жизни, чем дети, получившие такое же лечение без сенсорной интеграции.

Как известно всем близким людей с аутизмом, многие из них испытывают трудности в восприятии и переработке сенсорной информации. (Смотрите статью ). Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам может создать огромные барьеры в повседневной жизни для аутистов и их семей. В результате, коррекция, связанная именно с сенсорными проблемами, пользуется очень большим спросом среди родителей аутичных детей.

К сожалению, эрготерапию на основе сенсорной интеграции, способную менять функционирование мозга, часто путают с другими сенсорными видами помощи, которые помогают людям успокоиться, но не имеют долгосрочного эффекта. Примерами такой помощи могут быть утяжеленные одеяла и компрессионые жилеты.

Сенсорная интеграция остается малопонятным подходом, и мне кажется, что частично это объясняется тем, что она больше напоминает игру, чем лечение. Несведущему наблюдателю может быть непросто увидеть за игрой серьезную неврологическую работу. Для иллюстрации я использую классический сценарий.

Когда вы смотрите через окно клиники сенсорной интеграции, вы можете увидеть нечто подобное: маленький мальчик сидит в бассейне с шариками, а специалист сидит рядом с бассейном на коленях. Когда она указывает вниз, мальчик копается в бассейне и достает плюшевую игрушку. Женщина держит другую игрушку, и мальчик помогает своей игрушке «поцеловать» ее игрушку. Женщина улыбается и гладит мальчика по спине. Рядом сидит другая женщина и наблюдает.

Если бы вы не знали, что это терапевтическая клиника, вы могли бы подумать, что смотрите в окно, скажем, детского сада во время игры. Возможно, ничего из этой сцены не напоминает «терапию».

Но узнав немного больше, вы бы поняли, что у этого четырехлетнего мальчика аутизм. Он работает с эрготерапевтом, который использует принципы сенсорной интеграции. Его мать наблюдает за сессией, чтобы она могла использовать эти техники дома.

Мальчика направили к эрготерапевту из-за серьезных проблем с купанием, одеванием, едой и социальным взаимодействием с членами его семьи. Его мама надеется, что ее сын когда-нибудь даст ей себя поцеловать.

У мальчика есть проблемы и в школе, где у него то и дело бывают истерики, а также отвлекающее самостимулирующее поведение, такое как размахивание руками.

Эрготерапевт провела диагностику и выяснила, что крайняя чувствительность к сенсорном стимулам — это ключевая причина проблем мальчика. У него повышенная чувствительность не только к прикосновениям, яркому освещению, громким звукам и движению, но и к тихим звукам на заднем фоне, которые большинство людей и не замечают. Маленький мальчик реагировал даже на ощущения от ниток своих носков. Он испытывал постоянный сильный стресс от чрезмерной сенсорной информации. В результате, любой пустяк мог вызвать у него приступ паники.

Зная эту информацию, вы теперь можете посмотреть на вышеописанную сцену с другой точки зрения. Эрготерапия использует игру (один из самых важных видов деятельности в детстве), чтобы помочь изменить то, как мозг мальчика реагирует на прикосновения, звук, зрительные образы и движение. В течение последних месяцев терапевт знакомила его с новыми тактильными ощущениями и испытывала его сенсорные системы с помощью ряда тщательно подобранных игр.

Она следует его интересам и позволяет ему самому выбирать игры, но всегда корректирует деятельность, чтобы обеспечить его прогресс по достижению целей. Она проверяет, чтобы игра соответствовала имеющимся у него навыкам. Не слишком простая, чтобы он не заскучал, и не слишком сложная, чтобы он не смог с ней справиться. Она внимательно следит за ним, чтобы он не почувствовал перевозбуждения, и у нее всегда наготове способ его успокоить.

Если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что он хорошо справляется с заданием в бассейне, хотя объем сенсорных ощущений очень велик. Эти шарики в бассейне поначалу воспринимаются странно. Но он привыкает к этому ощущению и к сильному шуму, который они издают, когда он двигается. Сегодня он даже сидит в бассейне с шариками по грудь. Ему приходится также наклонять голову набок, чтобы достать что-то. Это мягко испытывает его вестибулярный аппарат (чувство баланса и движения, которому помогает маленький орган во внутреннем ухе). Он задействован каждый раз, когда он двигается вперед, назад, вверх, вниз, из стороны в сторону или по кругу.

Чтобы найти плюшевую игрушку, он даже залез голыми руками в шарики. Это произвело много шума, и шарики создают странные ощущения. Но он смог справиться с этим, пока был сосредоточен на указаниях терапевта.

Она указывает рукой в качестве визуальной подсказки, чтобы помочь ему понять произнесенные инструкции. Она также использует успокаивающее прикосновение с нажимом, когда она гладит его по спине. Она может погладить его по рукам, если чувствует, что ему трудно двигать руками среди шариков. Эти техники помогают ей научить мальчика, что медленное и уверенное прикосновение — это важный способ для самоуспокоения, когда он чувствует перевозбуждение.

Эрготерапия использует подход сенсорной интеграции, чтобы изменить способ переработки мозгом мальчика сенсорной информации. Его родителям становится проще его одевать, потому что одежда его уже так не беспокоит. Мыть его голову легче, потому что он может наклонить голову назад без паники. Он также играет с новыми продуктами, знакомясь с тактильными ощущениями, которые они дают, прежде чем откусить кусочек.

Его растущая способность игнорировать посторонние зрительные образы, звуки и тактильные ощущения поможет ему быть более сосредоточенным во время обучения в школе. Кроме того, его эрготерапевт работает с его учителем, чтобы предложить ему социально приемлемые способы самоуспокоения, которые заменят самостимулирующее поведение, из-за которого его дразнили в классе.

И да, он привыкает к идее поцелуев, пусть пока между плюшевыми игрушками. Я бы сказала, что есть надежда на настоящие поцелуи с его мамой в не очень далеком будущем.

Спасибо Тамаре Соломатиной за перевод.

О.А. Аверина, учитель-дефектолог

М.Н. Томилова, учитель-дефектолог

Многие исследователи в области психологии и педагогике подчеркивают важность развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста.

Как известно, первоэлементами психической жизни человека служат сенсорные образы. Термин «сенсус» в переводе с латинского означает «чувственное восприятие».

Многочисленные исследования и наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве приводит к задержке психического развития. Можно сделать вывод, что ощущения являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.

Мозг и умственная деятельность чрезвычайно переплетены. Наши чувства, мысли и действия могут проявляться только при помощи сложной работы мозга, но если эта работа затруднена, то мы можем сказать, что у ребенка наблюдается нарушение процесса обработки сенсорной интеграции.

Что такое интеграция?

Интеграция - это вид организации чего-либо . Интегрировать - значит собрать или организовать разные части в единое целое. Когда нечто интегрировано, его части работают слаженно, как одна система. Центральная нервная система, и особенно головной мозг, устроены так, что они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации - и не только от глаз или ушей, но от всего тела. Мы обладаем также особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле.

Сенсорная интеграция:

  • является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
  • организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
  • наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);
    • позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
    • формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Работая с аутичными детьми вопрос сенсорного развития такого ребенка встает особенно актуально.

Ранний детский аутизм или РДА , что это? Болезнь или особенности психического развития? В отечественной и зарубежной психологии и педагогике аутизм рассматривается, как «экстремальное одиночество». Современная методика изучения аутизма не ограничивается каким – либо одним направлением. Огромное значение имеет комплексный подход – исследования психологов, дефектологов и других специалистов.Аутизм – это нарушение работы мозга, которое всегда ставило родителей и специалистов в тупик.Для аутизма характерны многие симптомы нарушения обработки сен­сорной информации, которые наблюдаются и у других де­тей с проблемами сенсорной интеграции. Взаимодействуя с физическим миром, та­кие дети испытывают значительные трудности: их спо­собность взаимодействовать с окружающей средой очень слаба. Однако ребенок с аутизмом сталкивается с допол­нительными сенсомоторными трудностями и с проблема­ми в других областях.

Диагноз «Аутизм» ставится детям, имеющим следующие трудности:

  • Трудности, связанные с социальным взаимодействием;
  • Трудности, связанные с социальной коммуникацией;
  • Нарушения воображения и символической игры.

Данные трудности называют «триадой нарушений». Этот диагноз ставится при наличии трудностей во всех областях, но при этом он не отражает умственную сторону развития, а описывает то, насколько у ребёнка проявляется аутичное поведение.

Наряду с проблемами в общении, языковом развитии и поведении у детей с аутизмом нередко наблюдаются признаки серьезной дисфункции сенсорной интеграции.

Из года в год терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, отмечают, что в их клинической практике возрастает число детей с аутизмом.Детям с аутизмом, трудно локализовать тактильные стимулы и уразуметь, где находятся их руки, если они их не видят. Двигательное планирование тоже дает сбои. Постуральные ответы (реакции) у ребенка с аутизмом развиты не очень хорошо, но все же лучше, чем у других детей с нарушениями сенсорной интеграции. Это означает, что ствол - мозга нормально обрабатывает проприоцептивные и вестибулярные ощущения, необходимые для многих постуральных ответов. Также вероятно, что нормально функционируют нервные пути, несущие информацию к сенсорным зонам коры головного мозга. Проблема коренится в чем-то ином, неполадки происходят в какой-то другой части мозга.

Существует три вида плохой обработки сенсорных сигналов, которые часто встречаются у детей с аутизмом. Во – первых, сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом. Во – вторых, встречается плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных. В – третьих, даёт сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенно новым, или же к смене действий.

В мозгу (в лимбической системе) есть область, которая «решает», какой сенсорный импульс регистрировать и предлагать нашему вниманию. У детей с аутизмом она функционирует плохо, поэтому они не фиксируют многое из того, что замечают остальные. Чем хуже работает эта зона мозга, тем труднее помочь ребёнку с аутизмом приобрести навыки, необходимые в ежедневной жизни.

Кроме того, что при аутизме мозг обычно не только не регистрирует, но и в некоторых случаях, и не модулирует сенсорные сигналы, особенно вестибулярные и тактильные. Отказ двигаться и гравитационная неуверенность здесь далеко не редкость – в силу отсутствия модуляции вестибулярных ощущений. Одни дети с аутизмом любят качаться, вращаться, прыгать или карабкаться, другие же наоборот, боятся и избегают подвижного или неустойчивого игрового оборудования.

Неспособность улавливать ощущения из окружающей среды не позволяет их интегрировать, чтобы создать чёткий «образ» окружающего пространства и своих с ним взаимоотношений. Процесс объединения всех ощущений в единое и формирование зрительного образа окружающей среды занимают много времени, но даже если этот процесс идёт, «образ» всё равно может получитсяразмытым. Вот почему ребёнок с аутизмом отказывается носить новый свитер: привычный «образ» свитера у него ещё не сложился.

При некачественной «записи» звуковых импульсов распознавание речи тоже ограничено. Нечто похожее происходит и при неадекватной регистрации сенсорных сигналов, поступающих от кожи, мышц, суставов и вестибулярной системы: в этом случае выходит нечёткая схема тела. Отсутствие надёжных нейронных моделей как себя самого, так и окружающего мира мешает развитию взаимоотношений с внешней средой. Страдает двигательное планирование, так как человек не ощущает своего тела и того, что делает. Если нарушение сенсорной интеграции серьёзно ограничивает физическую и социальную активность, эмоциональное развитие тоже идёт по неверному пути.

Одна из зон человеческого мозга отвечает за желания инициировать действие, отреагировать на сенсорный стимул, приняться за что – то новое сменить вид деятельности. У детей с аутизмом собственное «хочу» развито столь же слабо, как и система, регистрирующая ощущения. Не то чтобы ребёнок ничего не делает,- он, не в состоянии приняться за что – либо осмысленное и конструктивное. Игра сводится к набору простейших, повторяющихся действий: подержать игрушку, выстроить в ряд или долго вертеть в руках предметы. Выполнять более сложные действия ему не приходит в голову, а копировать чужие не хочется. При наличии достаточной мотивации ему под силу «включить» систему «хотения», и тогда сложные действия, требующие двигательного планирования, например преодоления полосы препятствий, становятся ему доступны. Тем не менее, эта система почти всегда неактивна, и мозг лишь иногда решает сделать то, на что он способен.

Предлагая что – либо ребёнку с аутизмом, не стоит забывать, что, хотя у него есть двигательная способность воспользоваться предложенным, его система «хотения» может блокировать новое или поменять вид деятельности. Пока вестибулярные сигналы не станут комфортными и приятными, логично ожидать, что ребёнок будет сопротивляться любой попытке вовлечь его в игры, требующие изменения положения тела и активных движений.

Неудовлетворительная обработка сенсорной информации мешает развитию двигательного планирования в разных его аспектах. На её «совести» неспособность понять значение объекта, воспринятого визуально, отсутствие надёжной внутренней «карты» тела, необходимой для планирования движений, неумение определить возможную пользу объекта, сопротивление участию в целенаправленной деятельности, смене действий, выполнению непривычных задач, отсутствие положительных эмоций от игр и занятий. Дети, чей мозг хорошо обрабатывает ощущения и планирует действия, могут делать что – либо ради чистого удовольствия, а для ребёнка с аутизмом это нехарактерно.

В случае аутизма целью занятий, основанных на сенсорной интеграции, является улучшение обработки сенсорной информации ради более эффективной «регистрации» и модуляции ощущений, а также помощь в формировании простых адаптивных ответов как средства организовать поведение. Если эти занятия окажутся эффективные, то это значительно улучшит жизнь ребёнка, но на сегодняшний день ни один вид занятий не может «вылечить» аутизм. Работая с такими детьми, мы накапливаем знания о том, как они обрабатывают нервные импульсы, и находить новые пути, способы «достучаться» до них.

Литература:

  1. Крановиц, К.С. Разбалансированный ребенок / К.С. Крановиц – Санкт – Петербург: Редактор, 2012. – 396 с.
  2. Нищева, Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / Сост. Н.В. Нищева. - Санкт – Петербург: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2011. – 128 с.
  3. Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками / С.В. Исханова - Санкт – Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 208 с.
  4. Айрес, Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. / Э.Д. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. – Москва: Теревинф, 2009. – 272 с.

Интеграция детей с аутизмом в педагогической среде

Научный руководитель: д.м.н., профессор Тебенова К.С., Исабекова А.Р.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения в условиях инклюзии важным ресурсом становится тьюторство. Тьютором в инклюзивном образовании сегодня принято считать и помощника-сопровождающего (просто осуществляющего физическое сопровождение), и педагога сопровождения, и специалиста, проводящего дополнительные занятия. Главная задача сопровождающего - поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

В особой помощи нуждаются дети с аутизмом, имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Как известно, при аутизме дети выпадают из социального взаимодействия. Во многом это обусловлено тем, что они не понимают эмоций окружающих людей, являются социально незрячими.

Для аутичных детей характерны стереотипные, повторяющиеся действия, которые могут приобрести ритуальный, устойчивый характер. Ритуальные действия детей с аутизмом обращают на себя внимание несуразностью. Аутичные дети фактически все время находятся в стрессовых ситуациях из-за непонимания того, что происходит, и непонимания окружающими их действий. Стереотипное поведение при аутизме - это реакция организма на тревогу и стресс.

Ранний детский аутизм достаточно распространен, примерно 20 случаев на 10000 детей (Д.Н. Исаев, 2002).

По другим данным, один из 10 детей с умственной отсталостью имеет данное нарушение, которое не всегда правильно диагностируется. По данным Института коррекционной педагогики Российской Академии образования (1999) при своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи.

В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно - они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации. Интеграция детей с аутизмом может быть возможной при условии, что окружающие с пониманием отнесутся к их странностям. Необходимо настроиться не на изменение поведения ребенка, а на приспособление к его особенностям развития.

Первый шаг к интеграции - это признание права ребенка на особенность. Не ребенок с аутизмом адаптируется к своему окружению, а, наоборот, взрослые и дети приспосабливаются к нему.

Можно видеть, что категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Выделяют наиболее часто проявляющиеся нарушения: стремление к изоляции, странности в поведении, манерность. Эти дети испытывают необходимость в том, чтобы вещи находились в строго установленных местах, отсюда - всякое изменение вызывает дискомфорт. Испытывают потребность в месте для уединения, но присоединяются к другим, если на этом настаивают.

Их общение одностороннее: говорят, не выслушивая других, не вникая в чужую речь. Можно наблюдать неуместный смех и хихиканье, бессмысленное повторение слов собеседника.

Эти дети избегают телесного прикосновения и контакта глаз. У них нет реальных представлений об опасности. Воспитание такого ребенка в семье вызывает большие сложности. Интеграция в мир обычных детей требует терпения, понимания, осторожности.

Ребенок с аутизмом должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор.

Аутизм как первазивное нарушение располагается между умственной отсталостью и трудностями в обучении. Ребенок нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении, которое позволит развить ребенка в рамках имеющихся параметров, подготовить его к взрослой жизни, чтобы он мог функционировать в обществе под постоянным патронажем профессионалов, которые в нужный момент могут прийти на помощь. Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Дети с РДА нуждаются в постоянной, индивидуально подобранной и гибкой лекарственной терапии под наблюдением психиатра. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что дети с аутизмом нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни, они нуждаются в лечении и обучении одновременно. образование учебный аутизм

Организация помощи может быть разной. Например, дети могут обучаться дома, а помощь получать в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, могут обучаться в специальных классах (группах) школ. Обратимся к содержанию педагогического сопровождения детей с аутизмом, к особенностям их обучения. Эти дети, как уже отмечалось, очень разные. Все дети с аутизмом нуждаются в структурировании среды обитания, в создании условий, которые облегчили бы им жизнь.

Педагог исходит из того, что ребенок имеет право на особые условия, соответствующие его особенностям.

Интеграция детей с аутизмом может начаться только после планирования пространства и создания условий для учебы. Главным критерием эффективности обучения является функциональность учебных навыков, их включенность в действительность, практическая значимость. Если учебные навыки недостаточно функциональны, то их применение в повседневной жизни будет крайне ограниченным.

Использованная литература

1. Коноплева Л.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. - Мн.: НИО, 2003. - 232 с.

2. Питере Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Пер.с англ. М.М. Щербаковой. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2002.

3. Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. ДЕТСКИЙ АУТИЗМ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ. Санкт-Петербург. Издательство «Дидактика Плюс», 2004.