Формы демократии. Представительная демократия Формы демократии прямая и представительная

непосредственное участие каждого гражданина (1 человек = 1 голос) в управлении и законодательской деятельности.

Демократия как форма общественной власти, признающей народ в качестве ее источника, возникла еще во времена доклассового общества, еще не оформленном в государство.

В условиях родоплеменного строя демократия была прямой, непосредственной. Наиболее важные вопросы жизни племени (выборы вождя, решение о переселении, о войнах с соседями и т. п.) решались на общих собраниях взрослых членов сообщества. Очевидно, что в условиях победы патриархальных отношений в родовом обществе полноправными участниками таких собраний могли быть только мужчины. Эта норма (с некоторыми изменениями) просуществовала в законодательстве даже самых развитых демократических государств вплоть до начала XX в., а в некоторых сообществах (части мусульманских стран) действует и по сей день.

Народные собрания, как правило, собирались в определенное время года, в священные для данного народа дни, и проводились в месте, связанном с сакральными традициями рода или племени. Во времена язычества у многих европейских народов существовал обычай приносить перед началом собрания обильные жертвоприношения божествам, после принятия христианства - для успеха мероприятия устраивали молебны.

Прямая демократия была распространена в малых городах-полисах древней Греции. Демократические процедуры могли осуществляться в них в силу малой величины полисов и немногочисленности участвующих в управлении свободных людей (граждан).

Платон критиковал античную форму прямой демократии как строй, «не имеющий должного управления», и «нисколько не озабоченный тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности».

Полисы с демократическим управлением как правило оказывались неустойчивыми как внутренне (на смену демократии часто приходила деспотия), так и в противостоянии с сильным внешним врагом. Один из древнейших парламентов планеты - исландский альтинг - также вырос из народного собрания - тинга.

Сильны были традиции непосредственной демократии и на Руси. В новгородском вече могли участвовать все взрослое мужское население города и свободные крестьяне из окрестных деревень. Формально именно вече могло избирать и смещать высших должностных лиц, утверждать новые законы и отменять старые, объявлять войну и заключать мир. Но, как и в других странах, где сложилась классовая структура и образовалось государство, вечевой строй в Новгороде и Пскове являл собой пример переходного этапа от непосредственной демократии к иному типу общественного устройства.

Реальная власть в этих городах принадлежала знати и купечеству, для которых одобрение вече сформулированных правящей верхушкой решений носило номинальный характер. Неудивительно, что упразднение вечевых институтов после присоединения Новгорода и Пскова к Московскому государству не вызвало серьезных социальных и политических последствий и народных волнений.

Элементы непосредственной демократии проявлялись и в дальнейшей истории России, как во время проведения Земских соборов в XVI–XVII вв., так и во время народных волнений. В ходе стрелецких бунтов именно этими служивыми людьми принимались в интересах той или иной группы боярства и дворянства решения о выборах царя, назначении или наказании высших должностных лиц.

Со временем, по мере усложнения решаемых государством задач, прямая демократия была практически повсеместно вытеснена монархическими формами правления. В буржуазных обществах демократия приобрела новые черты, отличные от прямого, непосредственного участия граждан в управлении и законотворчестве.

Либеральная демократия, основы которой формировались в XVIII в., базировалась на доктрине народного суверенитета Дж. Локка (1632–1704), согласно которой источником всякой власти в государстве является народ (он сам выбирает себе власть с тем, чтобы она проводила в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица»).

Буржуазные революции XVIII - XIX вв. в Европе и Америке привели к созданию во многих странах парламентских республик, введению всеобщего избирательного права. Специфика процедур, обеспечивающих каждому гражданину участие в управлении государством, обусловила формирование двух основных форм существования современной демократии.

Представительная демократия, характерная для западных стран, предполагает, что народ выборными методами делегирует функции управления своим компетентным представителям.

Плебисцитарная же демократия (была принята, например, в СССР) подразумевает, что власть сама выбирает курс и осуществляет управление, а народ либо поддерживает, либо не поддерживает, не вдаваясь в детали.

Суть обеих форм демократии - в опосредованном участии граждан в принятии решений и законов, в управлении на государственном или местном уровне.

Многие традиции прямой, непосредственной демократии, когда решения принимались не путем всеобщего голосования, а через народное одобрение (или неодобрение), сохранились в практике современной общественной жизни. Митинги, акции протеста, иные массовые мероприятия, когда процедура скрупулезного подсчета голосов попросту невозможна, по форме воспроизводят народные собрания древности.

Элементы прямой демократии в виде законов о референдумах, забастовках, митингах, петициях и обращениях сохранены в законодательствах разных стран. С возникновением тоталитарных, фашистских режимов в первой половине XX в., что явилось логическим следствием развития буржуазного тотального государства, произошел своеобразный ренессанс прямой демократии, когда правящие элиты для укрепления своей власти провоцировали массовые формы общественной активности (партийные съезды, народные почины, движения, кампании в масштабах целой страны и проч.).

Огосударствление общества, «массовизация» человека происходит и сейчас, но уже на принципиально иной основе - в условиях информационного общества и «нового мирового порядка», основанного на господстве ТНК. Поэтому на современном этапе проявления непосредственной демократии (митинги, акции, марши) являются просто способом манипуляции массовым сознанием в интересах правящих элит. Этим же целям служат и такие методы демократического управления как референдумы, опросы, консультации, «круглые столы».

Нередко методы «прямого действия» используются, когда традиционные демократические процедуры не приводят к нужным для правящей мировой элиты целям - в ходе «бархатных революций», являющихся результатом манипуляции общественным мнением извне с помощью современных политических технологий и средств холодной войны. Более того, именно сторонники либерального государства на самом деле ныне превратились в его яростных врагов, т. к., отрицая традиционные демократические институты, подвергая сомнению итоги выборов, они все активнее прибегают к деструктивной политической деятельности, к примитивным формам общественной активности, восходящим к родоплеменной демократии.

В связи с развитием коммуникации, ростом образования в обществе некоторые теоретики (Барбер, Тоффлер, Нэсбит, Гроссман, Рейнгольд, Пэл, Роудз и др.) заговорили об эре возвращения к прямой демократии. Появились даже термины «теледемократия» и «кибердемократия», предполагающие использование интерактивных возможностей радио, телевидения и интернета для обсуждения и выработки законов, голосования, управления. Правда, никто из теоретиков так и не нашел способа избежать манипуляции, торжества некомпетентности, потери времени в связи с вовлечением больших масс людей в процессы управления. На сегодняшний день данные проекты не нашли применения на практике.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Конституционные основы демократии в РФ;

Прямая и представительная демократия;

Ожесточенная борьба с инакомыслием;

Наличие мощной государственной машины;

Наличие харизматических субъектов. Культ личности;

Одна официальная идеология;

Понятие и элементы формы государства;

2) Форма правления: понятие, виды;

3) Форма государственного устройства: понятие, виды;

4) Политический (государственный) режим: понятие, виды;

5) Форма современного Российского государства;

Форма государства это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства дает ответ на вопрос о том, как организована власть на территории определенного государства.

Государство представляет собой единство содержания и формы. Значение формы велико, так как от того: насколько форма соответствует содержанию, зависит эффективность действия государственной власти.

На форму государства влияют: конкретно-исторические (историческая эпоха, тип цивилизации), исторические традиции, географические, природные, климатические условия, социально-экономические, геополитические факторы религиозные особенности, национальный состав, демографические факторы, культурный уровень.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации органов государственной власти; их взаимоотношения друг с другом и с населением);

2) (характеризует территориальную организацию государственной власти, соотношение между государством как целым и его составными частями – территориальными единицами);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов осуществления государственной власти);

Форма правления это организация высших органов государственной власти, порядок образования этих органов, характер их взаимодействия между собой и с населением.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия (греч. monarchia - единовластие) это форма правления, где высшая государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху, султану, раджи), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет юридической ответственности перед населением. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой правления в разных государствах.

Признаки монархии:

1) Верховная власть принадлежит одному лицу - единоличному главе государства;



2) Верховная власть осуществляется пожизненно;

3) Верховная власть передается по наследству. Хотя существуют выборные монархии. Например, в Малайзии монарха выбирают на 5 лет;

4) Верховная власть монарха ни от кого не зависит;

5) Монарх является юридически безответственным лицом;

6) Монарх обожествляется;

Первой формой монархии являлась рабовладельческая монархия – восточная деспотия, которую имели многие государства Древнего Востока –Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. В условиях феодального строя различают: раннефеодальную монархию (XI в. до н.э. - I в. н.э.); сословно-представительные монархии (X-XV вв.), в которых власть монарха ограничивалась представительным органом, например, Генеральными штатами во Франции (1302-1789), Земским собором в России (середина XVI в. – конец XVII в.); абсолютные монархии.

Виды монархий:

Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).

При абсолютной монархии власть монарха ни фактически, ни юридически ничем не ограничена. Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. В его руках сосредоточены законодательная, исполнительная и судебная власти. В мировой истории такими странами были Россия XVII - XVIII веков и Франция до революции 1789 г. настоящее время к абсолютным монархиям относится Оман (Конституцию приняли в 1996 году), Бруней, Ватикан, Катар, Объединенные Арабские эмираты, Саудовская Аравия (Конституцию приняли в 1992 г.).

При конституционной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти (парламентами, сословно-представительными органами власти). Конституционные монархии сложились в период становления буржуазного общества. В конституционной монархии монарх ограничен выборным органом – парламентом либо Конституцией (либо и тем и другим). Высшая государственная власть осуществляется на основе и в рамках Конституции. К конституционным относятся монархии в Великобритании, Швеции, Испании, Японии, Норвегии и другие.

Конституционные монархии также делятся на: дуалистические и парламентарные .

Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, хотя монарху принадлежит право абсолютного вето и право неограниченного роспуска парламента. Монарх имеет право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам или имеющие даже большую юридическую силу по сравнению с ними. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Она была распространена в XIX в. и начале XX в. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века (Например, Пруссия в XIX веке, Россия конца XIX века – начала XX века, в настоящее время Иордания, Марокко, Кувейт, Свазиленд).

Парламентарная монархия – это форма правления, которой свойственно максимальное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, победившей на выборах, становится главой правительства. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Парламент ограничивает монарха. В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например, право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. При парламентарной монархии, монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют конституционно сформированные органы. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Но эта прерогатива монарха имеет формальный характер. Монарх, как правило, не отказывается от подписания законопроектов. Иногда монарх наделяется правом отлагательного вето, но использует его крайне редко. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако такая подпись требует контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). При парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, он является символом нации, государства. Фигура монарха становится декоративной. Например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Япония, Канада.

Республика (от лат. res publica – общественное дело. Термин ввел Цицерон) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Признаки республики :

1) Источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному законодательному органу - парламенту. Однако следует учитывать, что никогда ни в одной стране к участию в деятельности государственной власти не допускалось все без исключения население.

2) Высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа;

3) Срок полномочий высших представительных органов государственной власти ограничен;

4) Выборные органы государственной власти несут ответственность перед избирателями;

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике (V-IV вв. до н.э.), в Спарте (V-IV вв. до н.э.), Римской аристократической республике (V-IV вв. до н.э.). В истории известны и феодальные города-республики (Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии)); Новгород и Псков (в России), США с 1787 г., Франция с 1792 г.

Виды республик:

Республики подразделяются на парламентарные и президентские и смешанные .

Они различаются главным образом тем, какой из органов государственной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства. Правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах. Парламент формирует правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент парламентарной республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство возглавляет премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах. Реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает. Главой государства выступает глава правительства – премьер-министр. Пример парламентарной республики: Германия, Италия, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия, Турция, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Ирак, Польша, Греция, Болгария, Латвия, Литва, Израиль, Португалия .

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент избирается населением всей страны или выборщиками, является одновременно и главой государства и главой правительства. Президент наделен правом роспуска парламента и правом отлагательного вето на решения парламента. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть. Пример президентской республики – Россия, США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Парагвай, Эквадор .

Смешанная республика – это форма правления, где правительство формируется и президентом и парламентом. Пример смешанной республики – Франция, Финляндия .

Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная .

Унитарное государство (от лат. unus - один) – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом и политической самостоятельностью.

Унитарное государство отличается полным политическим единством и неделимостью. Оно имеет один высший представительный законодательный орган власти – парламент и одно правительство. В унитарном государстве вся полнота власти находится у центральных органов. Органы власти административно-территориальных единиц находятся в полном подчинении у центра. У административно-территориальных единиц нет своей конституции и своего законодательства . В унитарном государстве может функционировать местное самоуправление, также как и в федеративном.

Большинство государств мира унитарные. Унитарное государство хорошо управляемо. Сила унитарного государства в единстве. Пример унитарных государств: Франция, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Великобритания, Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Китай, Япония, Турция и другие. Следует отметить, что унитаризм не исключает наличия внутри государства определенных автономных образований. Например, статус Польши, Финляндии в Российской империи, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер) в современной Великобритании, остров Афон в Греции и т.д.

Виды унитарных государств по степени зависимости от центральной власти:

1) В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Швеция, Дания, Турция и т.д.);

2) В децентрализованных , в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы и наделяются значительно более высокой компетенцией (Испания, Япония и т.д.).

Федеративное государство (лат. foedus - союз)– это сложное союзное государство, части которого (республики, провинции, штаты, земли, кантоны) являются государствами или государственными образованиями, обладающими частичным суверенитетом (политической самостоятельностью) .

Федерация основана на началах децентрализации. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции (уставы), законодательство по вопросам своего ведения, собственные высшие государственные органы. У субъектов федерации отсутствует право сецессии , то есть выхода из состава федерации. Наличие в федерации двух систем высших государственных органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется путем закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. В мире 26 федераций. Среди них Россия, Австралия, Канада, США, ФРГ, Австрия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Мексика, Бельгия, Нигерия, Индия, Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак и другие.

Виды федераций:

В зависимости от принципа построения или роли национального фактора:

1. По территориальному принципу (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика);

2. По национальному принципу (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан, СССР);

3. По смешанному национально-территориальному принципу (РФ, Швейцария, Канада).

По способу возникновения:

1. Конституционные федерации (США, Канада, Бразилия);

2. Конституционно-договорные федерации (РФ);

3. Договорные федерации (Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты).

В зависимости от объема полномочий:

1. Асимметричные федерации (ее субъекты неравноправны), например, РФ;

2. Симметричные федерации (ее субъекты равноправны), например, США;

От унитарных и федеративных форм государственного устройства следует отличать формы межгосударственных союзов. В частности, конфедерацию.

Конфедерация это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация – это переходная форма государственного устройства. Достигнув целей, ради которых они были созданы, конфедерации либо распадаются либо преобразуются в федерации.

Конфедерация (от позднелат. – confoederatio – союз, объединение)– это временный союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических). Признаки конфедерации: 1) Конфедерация основана на договорных началах; 2) Государства, входящие в конфедерацию обладают суверенитетом; 3) Конфедерация- это временный союз; 4) Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее; 5) Конфедерация не обладает суверенитетом; 6) Решения, принимаемые органами конфедерации (которые могут создаваться для координации совместной деятельности), приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации; 7) У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданства, общей границы; 8) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов; 9) Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета 10) Достигнув целей, ради которых они были созданы, конфедерации либо распадаются либо преобразуются в федерации. Пример: США (1776-1787); Швейцария (1815-1848); Германский союз (1815-1867); Австро-Венгрия (1867-1918); Сенегамбия – это объединение Сенегала и Гамбия в 1982-1989 гг. В настоящее время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру, Европейского Союза, Британского Содружества, СНГ. В определенной мере к конфедерации можно отнести Бенилюкс, Асеан, Карибское Сообщество. Содружество – новая форма ассоциированного государственного объединения. Это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. Межгосударственное объединение во многом сходно с конфедерацией, хотя степень интеграции все же отличает его от последней. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация , иные юридические акты. Например, Содружество Независимых Государств, Совет Европы. Империя (от лат. imperium)– это государственное образование, отличающееся обширной территориальной основой, сильной централизованной властью, ассиметричными отношениями господства и подчинения между центром и периферией, разнородным этническим и культурным составом населения. Это сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством. Во главе империи находится царь, император, король и т.д. Пример: римская, британская, российская империи. Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат. Уния (позднелат. unio – единство, объединение) – разновидность сложного государства. Личной унией называется объединение 2 или нескольких государств под властью единого главы государства. Субъектом международного права выступает не уния, а каждое из входящих в ее состав государств. Исторические примеры личной унии: польско-литовская (1386-1669); англо-ганноверская (1714-1838); нидерландско-люксембургская (1815-1890) Реальная уния характеризуется объединением государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления. Субъект международного права - не реальная уния в целом, а отдельные государственные образования, входящие в ее состав. Исторические примеры реальной унии: Шведско-норвежская (1814-1905); Австро-венгерская (1867-1918); Датско-исландская (1918-1944)

Политический режим это приемы и методы осуществления политической власти. Эта категория появилась в научном обороте в 60-е гг. XX века.

Согласно одной точке зрения, понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, так как включает в себя методы, и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

По степени концентрации власти в руках одного государственного органа или лица, уровню свободы институтов гражданского общества политические режимы подразделяются на демократические и недемократические .

Демократия

Демократический режим – это политический режим, при котором власть осуществляется методами убеждения, согласования, законности, парламентаризма. Демократический режим – это либеральный политический режим, при котором человек обладает собственностью, правами и свободами. Отстаивается ценность индивидуализма.

Признаки демократического режима:

1) Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) Разделение властей;

3) Законодательная власть осуществляется коллегиальным органом, выбранным народом;

4) Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

5) Отсутствие единой, обязательной для всех идеологии;

6) Наличие у граждан широкого круга политических прав и свобод;

7) Гласность, невмешательство государства в частную жизнь граждан;

8) Экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства, частной инициативы.

Недемократический режим – это режим, при котором на первый план выходят методы насилия. Этот режим может подразделяться на подвиды: авторитарный, тоталитарный, фашистский.

Признаки недемократического режима:

1) Государственный аппарат фактически независим от населения;

2) Господствует одна официальная идеология, одна политическая партия;

3) Минимум политических прав у населения;

4) Отсутствует разделение властей;

5) Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни.

Авторитарный (от лат. аuctoritas-власть) характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или государственного органа, усилением роли исполнительных органов, отсутствием или ущемлением основных политических прав и свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. Парламент играет формальную роль. В отличие от тоталитарного режима различные институты гражданского общества сохраняют некоторую независимость под контролем государства.

Тоталитарный (от лат. totalis – всеобщий) характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством в личную жизнь граждан, господством одной официальной идеологии, одной политической партии, репрессиями в отношении инакомыслящих, ограничением прав, свобод человека и гражданина. Пример фашистская Италия, нацистская Германия.

Признаки тоталитарного режима:

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы), крайней агрессивностью. Глава государства обладает неограниченными полномочиями.

Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) – крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, полную ликвидацию демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций. Фашизм зародился в Италии в 1919 г. под влиянием националистских идей вождя фашистской партии и главы итальянского правительства Бенито Муссолини, затем получил развитие в Германии, а в 1920-1930-х гг. пришел к власти во многих странах мира (Португалия, Испания и т.д.). Фашизм считается явлением XX века.

Особенности формы Российского государства .

Форма правления . Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как республику. Выделяют 3 основных вида республик: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства РФ и контролю за ним позволяют считать Россию президентской республикой . В науке существует точка зрения, согласно которой Россия является смешанной республикой, так как у Государственной Думы есть важные полномочия в отношении правительства: 1. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103, 111 Конституции РФ); 2. Государственная Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчет Правительства о его исполнении (ст. 114 Конституции РФ); 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117 Конституции РФ). Первые два аргумента являются неубедительными и характерны для других президентских республик. Что касается третьего аргумента, то следует учитывать, что и в этом случае судьбу Правительства решает Президент. В соответствии со ст. 117 Конституции РФ после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В соответствии со ст. 111 Конституции РФ после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Т.о., Российская Федерация – это президентская республика, обладающая рядом особенностей.

Форма государственного устройства . В соответствии со ст. 1 Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия является федеративным государством”.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Конституции РФ.

В то же время нормы Конституции РФ закрепляют определенное неравенство:

1. Республика имеет статус государства, а другие субъекты – статус государственного образования; 2. Республика имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав; 3. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки наряду с русским; 4. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, а это может означать возможность нарушения равноправия.

Поэтому многие исследователи считают Россию ассиметричной федерацией.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России (ст. 71 Конституции РФ). Выделяется также сфера совместного ведения РФ и ее субъектов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, ее государственным органам (ст. 72 Конституции РФ()ра совместного ведения РФ и ее субъектов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, ее государственным органам._____). Субъекты федерации наделены предметами ведения по остаточному принципу (ст. 73 Конституции РФ). Акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным актам, принятым по первым двум предметам ведения, и, напротив, акты субъектов РФ, принятые в пределах их ведения, имеют приоритет перед федеральными актами.

Политический режим . Современный российский политический режим можно охарактеризовать как демократический. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия является демократическим государством”. Это выражается в выборности высшего представительного и законодательного органа государства – парламента, а также в выборности всей системы представительных законодательных органов власти. Выборы осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кроме того, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со ст. 13 Конституции РФ в РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

Для граждан РФ как демократического государства характерно право на объединение. Самым распространенным политическим институтом в России является общественное объединение. Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы определенных групп, слоев общества. В условиях идеологического многообразия, политические партии могут активно участвовать в политической жизни страны.


Сословно-представительная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-либо представительным органом (собранием, сенатом, собором и т.п.). В состав таких органов, как правило, входили представители высшей знати (дворянство, бояре, духовенство, иногда купечество) Функции этих органов в основном совещательные, рекомендательные, одобряющие по отношению к действиям и намерениям монарха.

1. Демократия: понятие, признаки

Демократия (греч. demokratia – власть народа, от demos – народ и kratos - власть) – это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

Демократия – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти (Головистикова А.Н.).

Демократия – это государственный строй, где постановления большинства имеют решающее значение (Аристотель «Политика»).

Демократия – это форма правления, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел.

Демократия – это форма политической системы общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел при наличии у него широкого круга гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод (В.И. Цыганов).

Признаки демократии:

1) предполагает выборность высших представительных органов государственной власти. Власть при демократии осуществляется с помощью парламентских учреждений;

2) основана на признании таких принципов как а) власть большинства ; б) верховенство Конституции и законов; в) политический плюрализм; в) свобода и равенство граждан (равноправие граждан); г) неотчуждаемость и защищенность прав и свобод человека; д) разделение властей.

3) предполагает наличие развитой системы народного представительства;

4) предполагает независимое правосудие

5) предполагает свободу общественных объединений;

6) предполагает наличие у граждан широкого круга гражданских, политических и социально - экономических прав и свобод, а также условий для их фактической реализации;

7) Демократия – это власть, действующая в интересах людей.

Демократия как форма политического строя возникла впервые в Древних Афинах.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган - парламент. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Страны мира в той или иной степени создают или стремятся создать демократическое общество. Это довольно сложная система управления. Давайте рассмотрим, что такое непосредственная демократия, чем она отличается от представительской, какие преимущества дает простым людям. Основные тезисы современных политиков так или иначе связаны с «волей народа». То есть, никто не отрицает важности мнения населения в выборе стратегии развития страны, принятии менее важных решений. Для легитимации народных взглядов придумана непосредственная демократия. Но не все понимают, что она из себя представляет на практике. Мы постараемся разобраться.

Определение терминов и понятий

Любое общество в идеале стремится удовлетворить потребности всех своих членов. Кому-то приходится соглашаться с большинством, однако политические инструменты и институты развиваются в направлении учета взглядов каждой группы или прослойки, не исключая и маргинальных. Непосредственная демократия представляет собой совокупность инструментов и правовых норм, позволяющих организовать волеизъявление народа, учесть его в государственной политике. Принципы ее записаны в основном законе страны – конституции. Следует учитывать, что формы демократии на сегодняшний день различны. В научной литературе выделяют представительную и непосредственную. Обе они связаны с основной идеей – волеизъявлением населения, но имеют различные методы его реализации. Добавим для тех, кто забыл, демократия – это такой режим, где решения принимаются коллективно, как правило, большинством. При этом реализацией одобренного плана занимаются также все члены коллектива. То есть, демократия – это такой строй, где существует солидарная (читай «общая») ответственность. Граждане не просто выполняют то, что им диктует государство. Они наделены правом советовать ему, выражать собственное мнение, участвовать в управлении страной как на стадии планирования, так и в процессе воплощения идей и проектов.

Определение непосредственной демократии

Решить, как и куда идти огромной стране, не так просто. Граждан множество, у каждого есть свое мнение по этому поводу. Но прямая демократия, то есть участие народа в инициировании и планировании развития, касается не только глобальных, в рамках одной страны, но и более конкретных вопросов. К примеру, людям не нравится состояние дорог в поселке. Они имеют полное право обратиться к местной администрации с предложением за счет денег общины провести ремонт. Это и есть конкретный пример демократии. Люди сами видят, что следует сделать для их поселка, города, страны. Они могут инициировать проекты лично (граждане) или в рамках общественного движения, как правило, политической партии. На практике оргкомитет проводит исследование мнения, чтобы выяснить, что народ волнует. Эти вопросы включаются в программу партии, которую она воплощает в реалиях. То есть, непосредственная демократия – это право на участие в руководстве страной, организации общественной жизни, распределении и контролировании бюджета, подтвержденное законодательно.

Формы демократии

Если представить себе, что каждый гражданин будет принимать непосредственное участие в решении любого важного вопроса, страна перестанет развиваться. Технически организовать голосование, подсчет и анализ мнений довольно непросто и дорого. Поэтому, кроме непосредственной, существует представительная демократия. Это система выборных органов, формируемая гражданами в результате волеизъявления. Группы людей делегируют свое право участвовать в развитии страны конкретным лицам или партиям. Те, в свою очередь, выступают от их имени, выражая заявленные взгляды. То есть, граждане заключают договор со своим представителем – депутатом, поручая ему заботиться о своих интересах. Это и есть представительная демократия. Причем она невозможна без прямой, то же верно и в обратном случае. Две формы демократии взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Методы и формы непосредственной демократии

Деятельность государства – дело сложное. Приходится решать множество важных вопросов. Часть из них касается отдельных групп населения, другие – всех граждан. Население участвует во власти не хаотично, а строго определенными, законодательно закрепленными способами. Среди них следует выделить:

  • императивные;
  • консультативные.

Формы непосредственной демократии отличаются по уровню обязательности для властных органов. Императивные не требуют последующего утверждения и являются окончательными. Консультативные предназначены для того, чтобы государственные органы учитывали мнение народа при выработке решений, организации их исполнения.

Выборы

Современная демократия основана на учете взглядов большинства населения. Для организации представительства граждан проводятся выборы в местные советы и парламент страны. В некоторых государствах эта процедура проводится в отношении судей (в РФ их назначает президент). Выборы относятся к императивным методам демократии. Их результаты являются окончательными и не требуют последующего подтверждения. Когда люди проголосовали за определенного депутата или партию, они получают часть мест в парламенте или совете. Оспорить это решение можно только в суде, имея для этого серьезные основания.

Референдум

Этот демократический метод первоначально относился также к императивным, то есть окончательным. Граждане путем голосования принимают обязательное для исполнения решение. В последнее время в некоторых странах стали организовывать совещательные референдумы, относящиеся к консультативным методам. Это форма выявления мнения большинства, используемая для выработки консенсуса в обществе, иногда для пропаганды. Например, референдум в Нидерландах о ратификации соглашения с Украиной о евроассоциации носил рекомендательный характер. Есть страны, где путем прямого волеизъявления может быть распущен парламент, отозван президент (в РФ нет такого положения). На определенных территориях представительные органы отсутствуют. Условия демократии в этих регионах создаются путем организации общего обсуждения важных вопросов населением. Они решаются прямым голосованием.

Народное обсуждение и инициатива

Представительные органы не всегда принимают популярные решения. Демократия предполагает инициативу снизу. То есть возможность вносить предложения парламенту изменить пункты или часть постановлений. Этот метод именуется народным обсуждением. В настоящее время оно не имеет закрепления в конституциях государств, в том числе и в РФ. Народной инициативой считают право граждан предлагать представительному органу обязательные решения. Парламент обязан их обсудить и отреагировать. Иногда инициатива приводит к роспуску представительного органа. Императивный мандат – это возможность давать наказы своим депутатам. В ходе его реализации люди имеют право поручать избранным представителям определенные задачи, требовать отчета или отзывать их. Считается, что прямая демократия наиболее развита в Швеции, Италии, Лихтенштейне и некоторых других странах. В них чаще, чем в иных, проводятся референдумы. Европейские государства прибегают к этой форме общения с народом в сложных ситуациях, чтобы обеспечить консенсус в обществе.

Заключение

Значение непосредственной демократии для современных стран трудно переоценить. На ее основе формируются законодательные органы, отвечающие за развитие общества. Важнейшие для людей вопросы решаются путем проведения референдумов. Каждому гражданину предоставляется возможность принять участие в судьбоносном событии, как это было в Крыму в 2014 году. Это позволяет сохранить спокойствие в обществе, предотвратить революционные взрывы. Кроме того, институты прямой демократии нацелены на поднятие общего интеллектуального уровня населения. Без понимания сути происходящих процессов невозможно участие людей в принятии решений. Следовательно, необходима просветительская работа, основанная на интересе населения к темам референдумов и плебисцитов.

Демократия – (от греч. «власть народа» — это политический режим, при котором граждане лично или через своих представителей участвуют в осуществлении власти. Демократия предполагает народовластие, равенство всех перед законом.

Формы демократии.

Прямая (непосредственная) — при ней народ лично принимает основные политические решения, участвуя в выборах, референдумах.

Методы прямой демократии:

  • Выборы – избрание депутатов в парламент страны.
  • Референдум — принятие определённых решений, документов путём голосования граждан. Например, Конституция РФ была принята в результате референдума 12 декабря 1993 г.
  • Народное обсуждение — право группы избирателей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В Конституции РФ не отражён данный метод.
  • Народная инициатива — право группы избирателей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. В Конституции РФ не отражён данный метод.
  • Императивный мандат — право народа принимать наказы, обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В Конституции РФ данный метод не отражён, хотя и не запрещён.

Представительная – при ней народ принимает решения через своих представителей, избранных народом, например, в парламент. Представители народа призваны выражать его интересы, от его имени издавать законы и отдавать распоряжения.

Проявления представительной демократии:

  • принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом;
  • формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом (как в РФ) или монархом;
  • право законодательной инициативы;
  • парламентский контроль над правительством(регулярные отчёты министров перед правительством).В РФ правительство может быт отправлено в отставку, если оно вызвало недоверие парламента.

В Конституции РФ отражены обе формы демократии.

Статья № 3.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья № 32.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статья №130.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Сложность демократии (для многих, правда, это выражение стало общим местом) и в том, что она действует как прямая и представительная форма правления. Народовластие - это идеал, демократический принцип в чистом виде. Максимальное его требование: "Вся

власть народу!" В идеале этот принцип должен реализовываться в виде прямой демократии, осуществляемой как непосредственное участие, без каких-либо посредников-представителей. "Участие" в этом контексте означает личное вмешательство по собственной воле, самопроизвольное движение, противоположное мобилизации. Оно не осуществляется насильно, по чьей-то воле.

В этой характеристике прямой демократии, как видим, существует элемент определения "от противного", то есть она предстает как демократия без посредников, без выборов и является в известной мере демократией самоуправления. "В известной мере" несет здесь конкретную смысловую нагрузку. Идентификация прямой демократии с самоуправлением обоснована только в относительно небольших группах, она в основном применима к микро-, а не макродемократиям.

Прямая демократия как форма непосредственного управления народа была и в античном мире, реализуется она и в современных демократиях. Однако способы ее осуществления раньше и теперь неодинаковы. В рамках города-полиса Древней Греции прямая демократия осуществлялась в группах с небольшим собранием (ekklesia). Она поддавалась прямому наблюдению и означала самоуправление. Здесь граждане (свободные) были не только управляемыми, но и управляющими. Аристотель, как известно, такую форму правления рассматривал как одну из трех форм, в отличие от монархии (единовластие) и аристократии (правление немногих) и характеризовал ее как неправильную форму. Платон в трактате "Республика" анализировал демократию как одну из пяти форм правления в отличие от аристократии (правление лучших), тимократии (правление худших, корыстных), олигархии (правление группы (290) сильных и имущих) и тирании (единоличное абсолютистское правление). Демократию он считал результатом

мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть. В конечном счете Платон разделял власть на хорошие и плохие формы правления, демократию при этом признавал хуже хороших, но лучше плохих форм. В "Законах" эту типологию он свел к двум формам: монархии и демократии. Обе формы, с его точки зрения, плохи: первая из-за избытка власти, вторая - из-за избытка свободы. Демократия эта, таким образом, представляла эффектную, но отнюдь не эффективную часть греческой politia и явилась одной из причин ее разрушения. Демос современных демократий, в которых единицей их измерения является национальное государство, вовсе не похож на древнегреческий. Численно он представлен от нескольких десятков и сотен тысяч до сотен миллионов и даже более миллиарда граждан (Китай).Отличается он и качественно, будучи сложноорганизован в социальном плане. Политика теперь не только усложнилась в результате возросшей взаимозависимости, но и расширила свою сферу. В этих условиях прямая (управляющая) демократия, хотя и сохраняется, но приобретает иной характер и значение. Основной формой демократии становится представительная (управляемая) демократия. Эта динамика была зафиксирована и развита еще классиками политической философии Нового времени. Идея законодательной власти народа, делегируемой властелину (Марсилий Падуанский), была усовершенствована Дж. Локком. В его трактовке эта власть делегировалась народным представителям в парламенте. По существу эту же идею несколько позже в образной форме высказал Ж. Ж. Руссо, заявив: "Большому количеству людей править, а малому - подчиняться - противоречит законам природы".

Постепенно отражая новые реалии жизни, идея представительной демократии становится господствующей и получает дальнейшее обоснование и развитие. Был поставлен вопрос о политической организации демократий и ее соотношении с республиканским устройством государства. Из трех форм правления - республика, монархия, деспотия - Монтескье отдает (предпочтение республиканской форме, а в ней самой приоритетной считает демократическую, а не аристо (291)критическую форму правления. Новая республиканская концепция демократии после Великой Французской революции и Американской конституции четче разграничивает прямую и представитель-ную демократии. В развитии демократического процесса прямая демократия преобразует-ся во всеобщие и технически осуществимые процедуры коллективного волеизъявления (референдумы, плебисциты) при сохранении свободы примкнуть к одному из вариантов коллективного мнения, а представительная демократия выступает как результат завоеван-

ной индивидуальной свободы выбора.

Представительная демократия, при которой правит не сам народ, а его представи-тели, вопреки прогнозам Маркса о том, что правительства (государства) будут заменены самоуправлением, превратилась в основную форму демократии. Это обусловлено многими обстоятельствами. Наиболее общим из них следует считать возросшую и усложнившуюся единицу измерения демократии, каковой сегодня является националь-ное государство. Возможность личного непосредственного участия здесь объективно ограничена. Если бы это было не так и существовала возможность общества без руко-водства, можно было бы праздновать победу абсолютной реализации основопо-лагающего демократического принципа. Однако представительство не разрушает, а скорее видоизме-няет систему демократии. Прежде всего оно снижает уровень власти: в представительных структурах никто не обладает абсолютной (безграничной) властью. Демократия исходит из той максимы, что "никто не может быть достаточно хорош настолько, чтобы ему можно было доверить абсолютную власть". Далее. При такой системе уровень власти народа хотя и ниже, демос остается основным источником власти. Он, можно сказать, сохраняет действительную власть, ибо граждане имеют право контролировать и менять людей, находящихся у власти. Первоначальный принцип (народовластие) здесь хотя и далек от осуществления, люди все еще проявляют власть в буквальном смысле. И, наконец, управление становится более компетентным, так как в результате выборов к нему приходят профессиональные политики, обладающие высоким авторитетом.

Это, с одной стороны, не противоречит идеалам демократии. Она изначально, по определению, должна (292) стремиться к преобразованию власти в авторитет, ибо чем больше роль и степень авторитета, тем меньше властной власти. С другой стороны, политики-профессионалы способны развязывать сложные узелки демократического правления. Последнее - это, как правило, выбор альтернатив, осуществляемый посредством дискуссии, выявление противоречий и способов их разрешения, достижение консенсуса на основе баланса интересов различных социальных групп.

Вместе с тем представительная демократия довольно противоречива, ей присуще немало недостатков. Субъекты политического процесса должны учитывать это. В против-ном случае демократия может превратиться в авторитаризм или, того хуже, в охлократию, противоположные друг другу по существу, но одинаково губительные для цивилизованного общества. Речь прежде всего идет о главном механизме функциониро-вания представительной демократии - методе большинства. Почему большинства, а не единодушия?! Потому, что это процедурное правило лучше всего предотвращает тупиковые ситуации. Этому правилу и особенно последствиям его применения пристальное внимание уделяли Дж. Ст. Милль, А. де Токвиль, Т. Джефферсон. Они больше опасались тирании большинства, чем тирании меньшинства.

Термины "большинство" и "меньшинство" употребляются в трех значениях: конституционном, избирательном и общественном. В конституционном (главном) контексте речь идет собственно о меньшинстве, а не о большинстве. Точнее о том, что меньшинство в случае победы большинства должно иметь право оппозиции. Если нарушается или уничтожается право оппозиции, то можно говорить о тирании большинства (термин впервые использовал Дж. Ст. Милль). Существует и второе конституционное значение тирании большинства, названное Дж. Медисоном и Т. Джефферсоном "выборным деспотизмом". Оно имеет место, когда выборный орган, парламент, например, приобретает неограниченную власть, стремится обладать не только законодательной, но в той или иной степени и исполнительной властью. Яркий пример такой ситуации – деятельность Верховного Совета России начала 90-х годов (чем это закончилось, общеизвестно). (293)

В избирательном контексте проблемы внимание сосредоточивается собственно на принципе большинства, понимаемого как правило игры. Главное здесь заключается в следующем: кто бы ни проголосовал вместе с большинством, побеждает вместе с ним, выигрывает все, а тот, кто проголосовал вместе с меньшинством, проигрывает все: его голос не имеет никакого значения. "Меньшинство" - это те, которые должны подчиниться

воле большинства. Суть заключается в том, что меньшинство не обладает никакими правами. В избирательном контексте само выражение "тирания большинства" становится

бессмысленным.Иного, как говорится, здесь не дано...

Напротив, в третьем, общественном контексте "большинство" выражается именно словосочетанием "тирания большинства". Согласно А. де Токвилю и Дж. Ст. Миллю, "большинство" таит опасность духовной тирании. Имеется в виду то, как большинство влияет на отдельную личность. Возникает противопоставление большинства свободе личности, ее интеллектуальной независимости.Дж. Ст. Милль по этому поводу писал: "Когда общество само по себе является тираном по отношению к его отдельным личностям, оно применяет общественную тиранию с большей силой, чем многие другие политические давления, поскольку этой тирании сложно избежать, ведь она проникает очень глубоко во все стороны жизни и порабощает даже других людей. Таким образом, защита от тирании правителя недостаточна: необходима также защита от тирании преобладающего мнения и чувства, от тенденции общества к навязыванию своих идей, таких как правило поведения, тем, кто их не приемлет, и от принуждения членов общества подстраиваться под всеобщую модель".

Таким образом, при определенных условиях принцип большинства может стать безграничным и абсолютным, возникает его тирания. Здесь особенно наглядна противоречивая сущность демократии в представительной форме. Она реализуется так, что для определенной части общества (меньшинство) ограничивает собственные фундаментальные ценности, лишает свободы проигравших при голосовании.

И все-таки принцип большинства - это рабочий принцип демократии. С самого начала этот принцип порожден формулой "Люди всегда правы", что можно сформулировать иначе: "Люди имеют право на ошибку". Этот принцип - не истинное правило, он скорее озна(294)чает основное правило игры, которое мы соглашаемся выполнять, потому что оно выражает pactum societatis (сосуществование граждан, равных граждан). Предпочтительность его становится более очевидной от сравнения с основным принципом автократии - "Правитель всегда прав". Рационально, правда, этот тезис недока-

зуем, он просто выражает отчаяние, сознание того, что pactum subjectionis - принимаемое повиновение, все же лучше, чем война всех против всех. Исходя из сказанного, общество должно стремиться к ограниченному принципу большинства. Это регулирование возможно конституционным способом - включением в конституцию определенных прав и гарантий "меньшинству".

Важной для представительной демократии является проблема "точного представительства", иными словами, речь идет о том, насколько правильно или точно голоса избирателей трансформируются в должности (посты). Избирательные системы должны создавать парламенты, представляющие своих избирателей в "нужной пропорции". Выборы в идеале должны исполнять зеркально отображающую функцию. Реалии, однако, другие: зеркало подчас оказывается кривым. Это подтверждается многими фактами, в частности, выборами в российскую Думу в декабре 1995 г. По пропорциональной системе пятипроцентный думский барьер преодолели только четыре партии и движения. Они разделили между собой все 225 мест. Остальные 39 партий и блоков оказались за пределами законодательного органа. Между тем КПРФ, ЛДПР, НДР и "Яблоко" получили немногим более 50% голосов избирателей. То же самое было в Украине на выборах 1998 года.Из 30 политических партий, участвовавших в выборах по пропорциональной системе, только восемь преодолели четырехпроцентный барьер. За них проголосовали 73 % избирателей. Остальные 27 % голосовали за кандидатов 22 партий, которые, однако, не преодолели установленный законом порог в 4 % голосов. Эти голоса для меньшинства пропали, их 54 мандата разделили между собой победители [См.: Парламент Украши: Вибори 1998.- К., 1998.- С.31-38].

Здесь для наиболее полной реализации основополагающего демократического принципа решающим является качество, взвешенность положений закона о выборах, а также совершенствование партийной системы Украины, когда бы политические партии были "не под (295)депутата, его супругу и собаку", а имели достаточно широкую поддержку электората.

Представительная демократия испытывает ощутимые затруднения вследствие давления снизу. Всегда находятся политические силы, стремящиеся к абсолютной реализации народовластного принципа. Вмешательство народа оказывается весьма противоречивым, особенно когда правительства оказываются излишне отзывчивыми. Вместо приближения к идеалам демократии обнаруживается неожиданный результат: верховная власть утрачивает способность принимать ответственные решения. Таким путем общество может прийти к демократии "по одобрению", к демократии толпы, управляющей верховной властью. К тому же зачастую оказывается, что толпа выполняет волю людей, манипулирующих ею. В таких условиях возможен "паралич власти", ибо меньше власти у управляющих вовсе не означает больше власти у управляемых. Сумма очков в игре (плюс - минус) не обязательно дает нуль. Политическая логика оказывается подчас сложнее математической. Результат в указанном случае оказывается минусовый, так как власть, потерянная правителями, не приобретается управляемыми. К тому же, как сделал вывод социолог политики XIX в., "десять миллионов невежеств не могут слржиться в одно знание". Не такая ли складывается ситуация в постсоветских обществах на просторах СНГ?

Прямая демократия, ее еще называют управляющей и вертикальной демократией, намного ближе к демократическому идеалу, чем представительная форма. Само выражение "управляющая демократия" означает идеал, поскольку речь идет о непосредст-венном управлении народа.Любая прямая демократия в какой-то мере является демокра-тией самоуправления. В соответствии с формальной логикой она и должна была бы стать основной формой. Однако при существующей единице измерения демократии прямая форма чаще порождается неудовлетворенностью существующими условиями и скорее выполняет вспомогательную роль. Принимающий решения демос только поддерживает сверхсложную конструкцию представительной (управляемой) демократии. Прямая демократия здесь вмонтирована в систему представительной демократии, которая, в отличие от своей "чистопородной визави", исключает концентрацию власти в одном месте, не допускает ее (296) узурпирования. Для управляющей демократии предостав-ление "всей власти" - обычная норма. Власть же довольно своеобразный феномен, всевластие всегда чревато угнетением. Гамильтон говорил: дайте всю власть многим, и они будут угнетать нескольких, дайте власть нескольким, и они будут угнетать многих. Система представительства имеет против этого противоядие в виде контроля и возможности смены правящих элит, а вертикальная система - нет. По оценке современных политологов (Цж. Сартори, например) ограничения и контроль, которые обеспечивают западные демократии, являются не меньшим достижением, чем греческая прямая демократия. Дело здесь прежде всего в том, что решена проблема, которой не имели или с которой не сталкивались греки: обеспечена безопасная свобода для каждой отдельно взятой личности.

Прямая демократия как демократия без представителей и выборов включает в себя несколько подвидов, основным из которых является референдум. Демократия референдума - это демократия, при которой демос сам решает проблемы. Хотя и раздельно, не собираясь вместе, народ делает референдум инструментом своего решения. Некоторые исследователи считают референдум даже не подвидом, а самостоятельным видом прямой демократии (Дж. Сартори), поскольку здесь отсутствуют посредники. В определенных условиях референдум как вид макродемократии заменяет представитель-ную демократию. Она реализуется вне непосредственного взаимодействия граждан. Референдум - это вид управляющей демократии, осуществляемой изолированными и разрозненными индивидами. Актор референдума подобен избирательному актору: он совершает все в одиночестве, без дискуссионного участия. Важные проблемы референдума, безусловно, обсуждаются в обществе, но основная масса людей остается пассивными слушателями, ничего не привносящими в это обсуждение. Кроме того, в массах существует неверие в возможность практического воздействия на власть и ход событий, поскольку каждый ощущает себя ничтожно малой, одной многомиллионной частицей, а потому практически не влияющей на исход голосования. Многие поэтому уклоняются от участия в референдумах. Как инструмент вертикальной демократии референдум является частью теории и практики представительной демократии, что (297) тоже свидетельствует о специфичности его как вида управляющей демократии.

Попытки активизировать демократические процессы в обществе путем обращения к референдуму довольно часто разбиваются о низкий уровень образованности, политичес-кой культуры среднего гражданина, его информационно-познавательную некомпетент-ность. Последняя к тому же усиливается СМИ, некоторая часть которых преследует недемократические цели. Перечисленные препятствия невозможно устранить "по случаю". Это потребует немалого времени. Практика проведения референдумов на постсоветском пространстве хорошо иллюстрирует сказанное выше. Сначала граждане Советского Союза на референдуме вполне определенно высказались за сохранение СССР, а через годдва во многих республиках при проведении референдумов с неменьшим энтузиазмом проголосовали за независимость. И неизвестно, какой бы сегодня получился результат, если бы в бывших республиках СССР вновь стали проводиться референдумы по данной проблеме...

И еще одно обстоятельство здесь имеет большое значение: кто и как формулирует повестку и вопросы, подлежащие обсуждению референдума? Вряд ли это когда-либо будет определяться прямым демократическим путем, то есть самими участниками обсуждения. И в этом плане политические элиты могут ограничивать эффективность управляющей демократии.

Практическая реализация прямой и представительной демократии многообразна. Этому соответствует значительное число теорий демократии. У Б. Ходцена, например, их пять: радикально-демократическая, новая радикальная демократическая, плюралистичес-кая демократическая, элитистская демократическая и либерально-демократическая.? Даль анализирует три типа демократии: мэдисоновскую, популистскую и полиархическую. Дж. Сартори различает четыре типа демократии: электоральную, участия, референдумную и конкурентную.

В настоящей главе не представилось возможным ознакомить читателя со всеми этими теориями. Даны лишь наиболее общие теоретические положения феномена демократии. В конце книги эта характеристика будет дополнена рассказом о работающей демократии в некоторых ведущих странах Запада. (298)


Похожая информация.