Чем компьютерные игры полезны для детей. О пользе компьютерных игр

Американская психологическая ассоциация, которая приводила всевозможные доводы в пользу игр, недавно признала, что они все же . На днях 17-летний подросток из Башкирии . Виновны ли игры на самом деле, или это просто выгодный объект для обвинения? Проект «Здоровье Mail.Ru» разбирался, в чем вред и польза компьютерных игр.

Фото Lori.ru

Польза

Современные исследования опровергают расхожее мнение о том, что игры «отупляют». На самом деле это не так. Что можно улучшить в себе, играя?

Познавательные способности и эмоции

Те же самые специалисты Американской психологической ассоциации считают , что игры, особенно шутеры, улучшают когнитивные способности: скорость реакции, способность концентрировать внимание и принимать решения. Они также считают (или, по крайней мере, считали раньше), что именно агрессивные игры учат самоконтролю и управлению эмоциями.

Ученые из Сингапурского технологического университета проводили эксперимент : в течение месяца группа добровольцев играла в разные компьютерные игры по часу 5 дней в неделю. В конце эксперимента исследователи протестировали когнитивные способности участников и выяснили, что у всех улучшились внимание, память, тактическое и стратегическое мышление. В зависимости от жанра игры отдельные возможности психики участников становились шире. У отдельной группы участников появилась или улучшилась способность находить нестандартные решения задач и таким образом достигать конкретной цели.

То, что компьютерные игры снимают стресс, показывают данные другого исследования Американской психологической Ассоциации (тема игра для нее - одна из самых животрепещущих). Специалисты опросили 1614 респондентов. Предметом опроса было то, насколько игры помогают справиться с разными видами стресса (усталость от работы, бытовых забот, стрессовые ситуации). Антистрессовый эффект отметили все респонденты, а среди тех, кому не хватало поддержки со стороны окружающих, он был выражен более ярко. Это значит, что в ситуации, когда нет возможности получить поддержку от близкого человека, игра поможет удержаться на плаву и приободриться.

Антистрессовый эффект некоторых игр связан и с тем, что они позволяют выплеснуть агрессию, которую человек в повседневной жизни вынужден подавлять. По сравнению, например, с агрессивным или экстремальным спортом, компьютерные игры доступны (в том числе и финансово) и нетравматичны, а это большой плюс. В играх от первого лица агрессия персонализирована - когда устранено препятствие, срабатывает инстинкт охотника. Психически здоровый человек вряд ли задумается о том, чтобы повторить сюжет игры в реальной жизни - скорее всего, он будет рад, что есть занятие, с помощью которого можно разрядиться, не навредив ни себе, ни другим.

Социализация

Противники убеждены, что игры изолируют от социума и превращают человека в овощ, который существует в вымышленном мире. На самом деле, вокруг компьютерных игр образуются сообщества (от маленьких сетевых тусовок до киберспортивных лиг), участников которого объединяет общий интерес. Оффлайн-встречи - реальная возможность найти друзей для тех, кто считает себя социофобом; именно в такие «клубы по интересам» советуют вступать одиноким девушкам (и молодым людям, наверное, тоже), чтобы найти пару.

Обучение

В последние годы проводится много исследований о влиянии компьютерных игр на способность к обучению. Есть доказательства, что у них большой потенциал в качестве учебных пособий, так как они обеспечивают обратную связь и мотивируют учеников двигаться дальше. Так считает психолог в области мотивации, личности и развития, профессор Стэндфордского Университета Кэрол Двэк.

Казалось бы, речь об обучение детей, но - человек учится всю жизнь. Если не тренировать интеллект и не развиваться, сначала наступит стагнация, потом - деградация. Именно поэтому психологи советуют взрослым постоянно учиться чему-то новому. А если занятия будут необычными - еще лучше. Так что для геймеров игра может быть чем-то вроде тренажера, а для тех, кто не играет, - новой занимательной активностью.

Счастье

В 2008 году исследователи из Австралии наблюдали за физическими изменениями, которые происходят в организме увлеченных игрой-шутером людей. На теле геймеров закрепили электроды, регистрирующие изменения пульса и другие реакции, процесс игры записывали на видео, а по ее окончании игроки рассказывали о своих ощущениях. По мере увеличения сложности задач участники эксперимента входили в состояние потока и начинали испытывать все более сильные позитивные эмоции. Соответствующе реагировало и тело - учащался пульс, на коже появлялись мурашки. Позже участники рассказали, что по мере погружения в игру они чувствовали себя все более счастливыми.

Это называется «состояние потока», термин ввел психолог Михай Чиксентмихайи. Поток - это абсолютная включенность в то, чем человек занимается в данный момент. Грубо говоря, это «когда весь мир исчезает», и есть только здесь и сейчас - человек находится в условиях, когда он полностью поглощен решением конкретной задачи. Входить в поток можно, занимаясь разными вещами, в том числе играя. Игра делает счастливым еще и потому, что дает возможность ощутить контроль над ситуацией - этого иногда так не хватает в реальной жизни.


Фото Lori.ru

Вред

Если положительные эффекты от компьютерных игр проявляются на психологическом уровне, то «побочные» - в основном на физическом.

Он возникает из-за сдавления срединного нерва (один из нервов, который управляет движениями кисти и пальцев) в области запястья. Синдрому подвержены те, кто много времени проводит за компьютером, - из-за частого повторения однообразных движений руками. На начальных стадиях синдром проявляется болью разной интенсивности или онемением одного или нескольких пальцев. Состояние легко лечится на начальных стадиях, но если его запустить, может ограничиться подвижность в кисти и пальцах.

Да, те, кто много времени проводит сидя, рискуют получить это осложнение варикозного расширения геморроидальных вен прямой кишки, и геймеры - не исключение. Из-за слишком долгого статичного положения нарушается кровообращение в нижней части тела, нарушается баланс между притоком и оттоком крови, в том числе и в венах прямой кишки - и вот он, геморрой. По статистике, заболеванием страдает 10–15% людей, чаще мужчины в возрастной группе 21–30 лет.

Проблемы со спиной

Они также возникают из-за долгого сидячего положения, спектр заболеваний очень широкий: от , при котором позвоночник преждевременно изнашивается, до нарушения осанки из-за неправильного положения, головокружений и многочисленных неврологических проблем.

Остеохондроз, например, встречается у 9 из 10 взрослых людей, это одно из заболеваний, которые стали моложе, - сегодня все чаще болеют люди 20–30 лет. От вынужденной статики страдает не только костная система: мышцы шеи и верхних отделов спины становятся слабыми, так как нагрузка на них снижена (отсюда и нарушения осанки); мышцы поясницы, наоборот, перенапрягаются из-за слишком сильной нагрузки.

Глаза

Синдром компьютерных глаз (или синдром компьютерного зрения) - встречается у 50–90% людей, проводящих за компьютером 8 часов и больше. Ощущение сухости в глазах, помутнение зрения, раздражение, болезненная чувствительность к свету, и головокружения, боли в шее - все эти симптомы говорят о том, что ваши глаза страдают. При долгом взгляде в монитор человек реже моргает, глаз не получает достаточного количества влаги. Кроме того, у тех, кто постоянно за компьютером, может возникнуть спазм глазных мыщц, все это портит зрение.

Злоупотребление психостимуляторами

Это может быть и кофе, и любые другие вещества, которые дают возможность не есть, не спать, не уставать и при этом быть готовым к бою каждую минуту. Вопрос допинга особенно актуален для киберспортивных турниров (зачем обычному геймеру разгоняться?), где киберспортсмены подвергаются сильным нагрузкам, а на кону - крупные денежные призы и слава. Известный игрок в Counter strike Кори Фризен , что употреблял во время соревнований препарат аддерал - им лечат с гиперактивностью. После этого заявления в одной из крупнейших киберспортивных лиг Electronic Sports League (ESL) приняли решение проверять всех игроков на допинг, однако наград Фризена не лишили, так как на тот момент проверить, употреблял ли спортсмен допинг, возможности не было.

Препараты, подобные аддералу (компиляция солей амфетамина), повышают внимание, скорость реакции и позволяют сохранять спокойствие. Некоторые геймеры уверяют, что когда разрыв между соперниками ничтожен, допинг позволяет одержать победу (впрочем, они также уверяют, что если игрок употреблял допинг, это очевидно). Побочные эффекты аддерала и подобных ему препаратов могут быть самыми разными: от сердцебиения и гипотонии до нарушений дыхательной функции и различных расстройств нервной системы и психики , депрессии, нарушений восприятия. А в случае передозировки возможно развитие психоза. Все эти последствия грозят тем, кто употребляет препарат без назначения врача, - в терапевтических дозах он считается менее опасным.

Мы пришли к выводу, что игры могут быть и вредны, и полезны - все зависит от того, кто и как играет. Они, скорее, могут быть индикатором здоровья - психического и физического - и предрасположенности к зависимостям.

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации молодежного отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, а индустрия компьютерных развлечений каждый год преподносит геймерам все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Однако о вреде компьютерных игр трубят все вокруг – и особенно волнует вопрос игровой зависимости родителей, чьи дети проводят все свободное время у монитора. Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Вред компьютерных игр

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.

Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной, так просто вытащить игромана из ее щупалец невозможно.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Впрочем, вред компьютерных игр сказывается и на взрослых. И если рядом с подростком может и должен оказаться взрослый, который обязан вырвать его из игровой зависимости, то за взрослым геймером мало кто следит. А между прочим, компьютерные игры, наряду с пьянством и изменами, становятся одной из наиболее популярных причин разводов в молодых семьях. Ну какой жене понравится муж, все свободное время проводящий не в кругу семьи, а в окружении виртуальных роботов, зомби и киллеров? К тому же, со временем геймер становится невнимательным, рассеянным, у него не ладится с работой, он игнорирует свои обязанности. Игровая зависимость становится причиной развала семьи, проблем на работе, приводит к депрессии и одиночеству.

Многие геймеры идут дальше и готовы тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым, не «прокачивая» своего героя в течение нескольких месяцев – ну кто об этом не мечтает? И создатели онлайн-игр «услужливо» подсовывают игрокам такую возможность. Конечно, не бесплатно. А поскольку одной игрой все не ограничивается, из семьи потихоньку начинают уплывать деньги, геймер со временем залазит в долги, реальная жизнь начинает напоминать сущий ад, зато в жизни виртуальной он – король, бог и супергерой. Такова цена игровой зависимости.

Говоря о вреде компьютерных игр для детей и взрослых, стоит отметить, что особую опасность в этом плане представляют различные стрелялки, бродилки, леталки и гонки .

Чем опасны компьютерные игры-стрелялки? Это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшей души человеком.

Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для геймера представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.

И, конечно, опасными в плане упомянутого выше материального расточительства являются компьютерные игры онлайн.

Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук. Подробно о влиянии компьютера на здоровье вы можете прочитать в .

Польза компьютерных игр

Вы еще верите после всего прочитанного, что от компьютерных игр может быть польза? Оказывается, она действительно может быть!

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств . Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук (манипуляции с джойстиком, мышкой и клавиатурой), зрительной памяти, музыкального слуха.

Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.

С помощью компьютерных игр вы можете ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития вашего чада – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, паззлы и, конечно, родительские внимание и ласка как неотъемлемый спутник всех занятий.

Именно поэтому прямая обязанность родителей – не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером, тем самым вызвав обиду и агрессию, спровоцировав его к побегам в Интернет-клубы (где уж точно ему никто не предложит развивающих игр, а загрузят стрелялками и бродилками), а подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные» стрелялки определенный лимит времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.

Да и для взрослого человека есть польза компьютерных игр, «потребляемых» в меру . Это хороший способ расслабиться после тяжелого рабочего дня, отвлечься от обыденной суеты, «пошевелить мозгами». Как и в случае с детьми, здесь важна разновидность игры (ну какой отдых и расслабление в очередной стрелялке?) и время, которое ей уделяется. От 1-2 часов в сутки, проведенных в компьютерных мирах, ничего плохого не случится.

Вред и польза компьютерных игр. Итог

Что же мы имеем в итоге? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями…

Если вы поняли, что вы лишены всего перечисленного, и в вашей жизни остались только игры – срочно боритесь с этим! А еще лучше – просто не допускать такой ситуации. Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном монитора.

Есть мнение, что видео-игры приносят вред человеку и окружающим. На сколько верно данное утверждение? Предлагаем разобраться и взвесить все «За» и «Против».

Жанры компьютерных игр

Для более подробного анализа, необходимо сделать выводы по каждому жанру компьютерных игр.
— Action. Один из самых крупных жанров, который разделяется на:
3D-шутер Кровавые и мясные шутеры. Игроку необходимо выжить в определённой среде путем убийства всех врагов.

Эти игры учат быстро реагировать на происходящее, но являются пагубными для людей с несформировавшейся психикой.
— Тактические (реалистичные) шутеры.


Данный вид игр учит не только быстроте реакции и скорости принятия решения, но и заставляет людей работать в команде, учиться понимать других людей.
— Файтинг. Данная категория принципиально ничему не учит, но никакого вреда она не приносит. Геймплей состоит исключительно из поединков двух и более противников.


— Beat ’em up. Игры драчуны, где надо победить всех в рукопашном бою. Это как Джеки Чан или Рембо, но только не на экране телевизора, а в мониторе.


Легендарный Beat ’em up — Turtles

— Аркада. Игра, в которой игроку приходиться действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию.


— Стелс-экшен (Stealth-action). Игры, в которых предполагается не сражаться с большинством встреченных противников, а всячески избегать возможного контакта с ними, попутно выполняя поставленные задачи.
Жанр Action может стирать грань между реальной жизнью и виртуальной.

— Симуляторы (Simulator). Данный жанр как можно более полно имитирует физическое поведение и управление каким-либо сложным объектом технической системы.
В этом жанре можно полетать на самолете, стать машинистом поезда или поучаствовать в гонках на суперкарах. Данный жанр не учит нарушать правила ПДД, но дает возможность подробно разобраться в устройстве автомобиля и реализовать мечты большинства любителей техники.


— Стратегии (Strategy). Бывают в реальном времени или пошаговые. Оба эти жанра можно сравнить с игрой в шахматы. В них постоянно надо считать свои действия и возможные действия соперника на много ходов перед. Если пошаговые стратегии является классической версией индийских шахмат, то жанр стратегий в реальном времени является набирающей популярность среди гроссмейстеров блиц версией.


— Приключенческие (Adventure). Это — игры-повествования, в которых управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.
Создатели самого Индианы Джонс признали, что серия игры лучше самого фильма.

— Головоломки и квесты. Этот жанр не имеет ничего негативного. Из позитивного — развитие логических способностей. К жанру головоломок относится и .


Ролевые игры (Role playing game).
В ролевой игре игрок управляет одним или несколькими персонажами, каждый из которых описан набором численных характеристик, списком способностей и умений. Одним из характерных элементов игрового процесса является повышение возможностей персонажей за счёт улучшения их параметров и изучения новых способностей.
Это и есть самый вредный жанр.


Если Вы видели эту стартовую заставку TES: Morrowind, то вы играли не менее 300 часов

В данном жанре играющий может потерять границы реальности и виртуально мира. После продолжительного проведения в каком-либо мире у играющего могут наступить психические расстройства.

Отсюда можно сделать вывод о том, что большинство жанров только положительно влияют на навыки человека. Исключением является только жанр Ролевых игр.

Положительные моменты

— Развитие умственных способностей.
— Развитие логики и аналитических способностей.
Большинство компьютерных игр развивают логическое мышление. Люди, играющие в компьютерные игры, заставляют мозг постоянно думать и принимать решение. Игры учат человека выстраивать причинно-следственные связи.
Данный положительный момент очень важен как для детского развития, так и для людей преклонного возраста.

— Развитие гибкости мышления
Этот аргумент тесно переплетается с первыми доводами (логикой и умом). Но фактически мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он, не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

— Развитие внимательности и памяти, развитие мышц рук, развитие воображения

Возможности:
— изучение исторических фактов
— изучение иностранных языков
— людям с ограниченными возможностями пусть и виртуально могут реализовать свои возможности.
— Компьютерные игры помогают реализовывать абстрактные желания, превращая их в команды и программы, расширяют мировоззрение, за счет того, что игрок стремится воспринять игровую ситуацию с различных сторон, и на основе данного анализа принимает верное решение.

Негативные факторы

— Проблемы со здоровьем (искривление позвоночника, травма кисти, болезни глаз)
— Компьютерная зависимость.


Фокин Сашко — самый популярный игрок с зависимостью. Спасибо СМИ.

— Снижение времени на реальное общение. Нежелание общаться с людьми, незначительный круг друзей. Может возникает ситуация, при которой круг общения играющих ограничивается только кругом по интересам. При продолжительном ограничении реального общения могу возникнуть трудности.

Компьютерные игры и искусство

Еще в далеком 2011 году в США видеоигры были официально признаны отдельным видом искусства правительством США и американским Национальным фондом.
Как и любой вид искусства, компьютерные игры, претендующие на это гордое звание, должны вызывать у игроков определенные эмоции, мысли, чувства. Доносить до них ту мысль, которую вкладывали в нее сами разработчики. Никто не отрицает развлекательных характер игр, но на самом деле это нечто большее, чем соревнование в скорости мысли и рук. Игры вызывают у игроков определенные эмоции, мысли и чувства. Игры по праву заслужили это гордое звание.

Как в любом виде искусства есть настоящие шедевры, но 90% существующего является низкопробными творениями. Сравнивать низкопробные игры с дешевыми книгами, или низкопробными театральными сценами бессмысленно.

Почему компьютерные игры можно назвать произведениями искусства?
— Игры поднимают вечные жизненные темы: отцы и дети, социального неравенства, любви, насилия (унижения), трудного возраста, целесообразности войн.
— Крупные игры и значимые проекты игропрома создаются не за один год. В среднем создание игры составляет 4-5 лет. Есть игры, которые создавались по 8-10 лет.
Для создания хорошей и добротной игры разработчики привлекают лучших сценаристов, лучших музыкантов, лучших актеров. После прохождения культовых игр фразы из игры расходятся на цитаты (Finish him!, We require more minerals!)
— В разработках игр принимают участие лучшие сценаристы. Сюжеты видеоигр не уступают сюжетам кассовых кинофильмов. После прохождения игры сюжет и его смысл можно обдумывать часами.
— Игры вызывают сильные эмоции. Фильм серии «Resident Evil». Он может напугать? Маловероятно. Если играть в Resident Evil на персональном компьютере, то можно остаться заикой на всю жизнь.
Франшиза «Чужой». Над последним фильмом чужой смеются даже дети. А последнюю версию Чужого на компьютере не каждый сможет доиграть до конца. Настоящий ужас и полное погружение.
В игре «Metal Gear Solid 4» есть кат-сцена длинною в 71 минуты. Это сравнимо с хорошим фильмом!
Легендарная серия книг российского литератора «Метро». Книга шикарна. Но игра не уступает ей не на йоту.

Компьютерные игры и спорт

Киберспорт (cybersport) вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой.

В 2001 году Россия стала одной из первых стран, признавших соревнования в компьютерных играх официальной спортивной дисциплиной.
Спорт сам по себе является вредным занятием для здоровья. Тысячи людей получают травмы и умирают на соревнованиях. Киберспорту присуще все те же «болячки» классического спорта: ежедневный монотонный труд и отсутствие развития в других направлениях.

Компьютерные игры и статистика

Для того, чтобы сделать выводы необходимо ознакомиться со статистическими данными.
Какой-либо внятной официальной статистики в интернете о пагубном влиянии или положительном нет.
У большинства складывается мнение о пагубности об играх на основании масс-медиа. Если человек расстреливает людей из пистолета из-за видео игры, то это новость. Если вот по причине конфликта на работе, депрессии, психического расстройства (травмы), то этим никого не удивишь.
Большинство людей, которые говорят о негативной составляющей игр, никогда не играли на компьютере либо незначительно мало. С таким же успехом можно говорить о любом виде искусства: балет и театр – это скучные представления, а живопись и скульптура являются бессмысленными и бесполезными направлениями.

Для собственной статистики можно взять собственное окружение. За последние 20 лет жизни, в которой присутствовали видеоигры не встретил ни одного человека, который был играл в компьютерные игры и стал агрессивным или отрешенным от жизни. Многие коллеги с работы до сих пор играют в игры. Мой непосредственный руководитель в прошлом играл в серию Disciples, несколько руководителей среднего звена до сих пор играют в World of Warcraft, а программисты не только играют на PS, но и покупают консоли.
На мой памяти был один человек, которого отчислили из университета, который играл в игры. Но сказать о нем нему, что человек не посещал университет из-за игр, нельзя. Никакой связи между играми и отчислением нет. Если бы он не играл в игры, его все равно бы отчислили.

Итоги

Главная болезнь – это игровая зависимость (в жанре сетевых ролевых игр).
Основными плюсами игр являются повышение и сохранения умственного развития, а также возможность обучения.
Игры можно отнести к искусству и к виду спорта.
Основным преимуществом компьютерных игр являет их реалистичность. Компьютеры «тоньше» передают ощущения и эффект присутствия, чем кино или книги. Но это и является основной причиной негативного отношения к ним.
Внятной статистики о негативном или позитивном влиянии компьютерных игр нет.
За счет гибкости реализации компьютерные игры являются частью современной жизни с широкими перспективами.
Если у подростка (ребенка) сформировалось критическое мышление (способен определять ценность реального и виртуального мира) игры несут позитив.
Если у подростка (ребенка) нет грани или он склонен к различного рода зависимостям, от игр лучше воздержаться.
Для взрослых (или пожилых) игры являются положительными как в эмоциональном, так и умственном плане.

Самая главная опасность компьютерных игр – игровая зависимость. Это самое настоящее отклонение психики, которое требует вмешательства врачей. Человек, который поддается зависимости, живет виртуальной реальностью, лишь ненадолго уходя в оффлайн. Одна из самых крайних степеней зависимости – потеря аппетита. Это когда человек не хочет уходить от игр ради принятия пищи. Также у человека отсутствует сон, так что человек отказывается от сна тоже. Обычно эта зависимость начинается очень безопасно и незаметно, не вызывая никаких подозрений. Особенно вред от компьютера ощутим для подростков. Их психика поддается влиянию игр, ведь дети не знают меры и не ощущают время. Им всегда кажется, что за компьютером они провели пару минут.

Чем могут быть опасны игры различных жанров?

Стрелялки. Они самые опасные, ведь игровая зависимость, которая ими порождается, сопровождается исключительно агрессией и озлобленностью. И это не удивительно, ведь человек, отстреливая других людей, не всегда будет добрым от души человеком. Также вредными является бродилки, гонки и леталки. Конечно, они не характеризуются агрессией, но они требуют внимания, сильно затягивают. От таких игр действительно сложно оторваться. Ну, а в материальном и, конечно же, в психическом понимании весьма опасны игры.


Кроме всего прочего, сидение за компьютером может вызывать негативные последствия: проблемы с весом, зрением, опорно-двигательным аппаратом, кистями рук.

Польза игр

Исходя из всего выше перечисленного, можно начать сомневаться – а есть ли ? Вне всякого сомнения, есть!


Стоит обратить особое внимание на компьютерные игры, которые развивают логику, мышление, интеллект, память и другие качества. Это ребусы, логические игры и головоломки. Особое места среди игр занимают, конечно же, стратегии. Они не требуют внимания, напряжения или скорости. Они предназначены для действительно длительного времяпровождения. Такие игры можно прервать когда угодно, не рискуя быть съеденным или убитым.


С помощью компьютерных игр можно развить свои познания в той или иной области, развить моторику рук или изучить цифры и буквы. При помощи компьютерных игр вы вполне можете ненавязчиво научить ребенка языкам, развить его «хромающие» способности или качества. Но не стоит говорить только о детях, ведь и для взрослого человека есть своя польза. К примеру, это отдых после долгого рабочего дня. Пары часов после работы – вот та самая норма, которая должна соблюдаться, чтобы не стать зависимым.

Компьютерные игры давно вошли в жизнь современного человека и заняли практически первое место среди всех видов отдыха. И это можно объяснить: виртуальная реальность имеет свойство притягивать своими неограниченными возможностями, а разработчики не перестают радовать любителей игр новыми продуктами. Однако многих волнует вопрос, в чем же на самом деле заключаются польза и вред компьютерных игр для человека: опасны они для здоровья или нет.

Причина увлеченности компьютерными играми

Порой человек, не в силах оторваться от экрана, сам не замечает, как медленно втягивается в игровой процесс. Польза от переключения на приятное увлекательное занятие и возможность расслабиться перерастают во вред зависимости. И на это есть своя причина: увлекаясь какой-либо компьютерной игрой, мы автоматически принимаем на себя образ игрового персонажа, как бы надеваем на себя его маску. И тогда появляется способность напрямую влиять на игровой мир, подстраивая под себя всю виртуальную реальность.

В голове у компьютерного игрока возникает своего рода иллюзия власти и всесилия: именно он получает свойства подчинять себе инсталлированный мир, установить там собственные правила и добиваться всех поставленных целей. И человек, заполучив такое величие и превосходство в компьютерном мире, постепенно перестает нуждаться в мире реальном. В этом просто нет необходимости – ведь в физической реальности уже нельзя так легко манипулировать окружающими. В реальной действительности — уже в маске обычного человека — игрок теряет свое могущество. Именно поэтому компьютерные игроманы, пребывая в физическом мире, так ждут возвращения в свою, собственную Вселенную.

Психологические исследования показали, что зачастую во вред игровой зависимости попадают не удовлетворенные жизнью люди, страдающие от одиночества или отсутствия цели в жизни. Благодаря свойствам виртуального пространства они обретают все те возможности, которых лишены в реальной жизни. За счет достижения определенных целей и задач в игре самооценка таких людей имеет свойство повышаться, человек получает искусственно самоутверждение.

Считается, что с помощью компьютерных игр нам свойственно убегать от своих реальных проблем, и чем глубже проблемы – тем сильнее желание забыть о реальности тем глубже погружение в мир игры. Именно поэтому прежде чем лечить приносящую вред игровую зависимость, необходимо разобраться: какие полезные мотивы замещает активность в выдуманном мире? От каких проблем реальности человек пытался таким способом сбежать?

Чем полезны компьютерные игры

Многие считают, что современные компьютерные игры не представляют собой абсолютно никакой пользы, оказывая негативное влияние как на наше сознание, так и на физическое состояние. Однако следует отметить, что компьютерные игры обладают рядом преимуществ и положительных для здоровья свойств:

Развивают память, внимание и логику

В 2009 году ученые провели исследование пользы и вреда действия компьютерных игр на способности, главным объектом которого стала всем известная видеоигра японских разработчиков «Марио», где по условиям игроку необходимо «прыгать» с платформы на платформу, собирая монетки и прочие призы. Группе испытуемых было предложено ежедневно уделять «Марио» определенное количество времени. Через несколько дней исследователи подвели итог: оказалось, что платформеры (именно к этому жанру игр и относится «Марио») развивают полезные способности ориентации человека в пространстве, стимулируют работу памяти, развитие логики и стратегического планирования.

Данные другого эксперимента показали, что головоломки типа «Тетрис» также имеют пользу помогать избавляться от неприятных мыслей, тяжелых воспоминаний, а также излечивать посттравматические расстройства и понижать тягу к перееданию.

Улучшают зрение

Далеко не секрет, что долгое времяпрепровождение за экраном компьютера влечет вред ухудшения зрения. Однако было доказано и обратное: некоторые компьютерные игры обладают полезными свойствами для наших глаз.

В ходе эксперимента учеными Рочестерского университета сделано заключение о пользе компьютерных игр-шутеров от первого лица (вида экшн-игр, так называемых стрелялок, в которых игрок ассоциирует себя с героем). Например, всем известная компьютерная игра «Call of Duty» улучшает способности различать самые маленькие детали вещей и предметов: к примеру, тонкие оттенки серого цвета. Такой полезный навык особенно может пригодиться водителям в туманную погоду.

Компьютерные шутеры от первого лица также имеют полезное свойство стимулировать работу передней поясной коры, теменной и лобной долей мозга. Именно эти участки отвечают за наше внимание и способность к многозадачности.

С тем же важно знать меру в подобных полезных «тренировках мозга», чтобы не столкнуться с обратным эффектом. Оптимальным, не дающим вред негативного воздействия считают время игры до 6 часов в неделю.

Снимают стресс

Компьютерные игры способны приносить пользу и для психического состояния человека, помогая избавиться от стрессов, депрессии, успокоить нервы и поднять настроение.

Это доказали ученые Оксфордского университета: в ходе исследований было установлено, что полезные свойства увлечения видеоиграми проявляются в снижении травматических воспоминаний и тяжелых переживаний, которые содержит наше сознание.

В течение 20 минут группе испытуемых демонстрировали материалы, провоцирующие бурную эмоциональную реакцию. В образный ряд были включены автомобильные аварии, различного рода трогательные или трагические сцены. После этого половине испытуемых было предложено поиграть 10 минут в «Тетрис», в отличие от контрольной группы участников.

Результаты показали, что эмоциональная реакция людей, игравших в «Тетрис», оказалась более уравновешенной, чем у контрольной группы – их память освободилась от большей части негативных переживаний, полученных в первой части эксперимента.

Существует ряд компьютерных игр, созданных для широкого круга пользователей – они отличаются довольно простыми условиями и цветным, приятным глазу интерфейсом. Если игрок сталкивается с определенной трудностью – игра обязательно поможет и подскажет, что делать дальше. Такие приложения разрабатываются с пользой заполнения досуга или, например, времени, которое человек проводит в общественном транспорте – всего полчаса игры в день имеют полезное свойство, отвлекая, устранять беспокойство, плохие мысли, облегчать вред депрессивных состояний, поднимать позитивный эмоциональный фон.

Почему компьютерные игры вредны

Однако, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, компьютерные игры имеют как плюсы, так и минусы. Злоупотребление видеоиграми может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью человека.

Агрессивность и озлобленность

«Чрезмерное увлечение видеоиграми способно вызвать в нас агрессию» — такое заключение сделали Малте Элсон и Кристофер Фергюсон, ученые-психологи Вестфальского университета им. Вильгельма. В ходе исследования, которое длилось на протяжении 25 лет, ученые выяснили:

  • проявление агрессивности у человека напрямую зависит от стрессогенных факторов окружающей среды;
  • люди, обладающие высоким порогом переносимости жестокости (иными словами, те, кто когда-либо подвергался или подвергается насилию со стороны окружения), имеют свойство чаще проявлять свою агрессию при наличии малейших стрессовых факторов;
  • люди, минимально сталкивающиеся с насилием, менее расположены к проявлению агрессии.

Таким образом, компьютерные видеоигры выступают своего рода возбудителем агрессивного состояния. Тот человек, кто предрасположен к агрессивному поведению и жестокости, будет вести себя озлобленно, копируя поведение своего героя в компьютерной игре. Именно поэтому компьютерные игры несут высокую опасность для подростков, чье эмоциональное состояние меняется буквально каждую минуту.

Интересно отметить: люди, склонные к агрессии в реальной жизни, чаще всего выбирают именно те компьютерные игры, где доминируют сцены жестокости и насилия.

Интересно! Мужчины больше склонны к агрессии и злому поведению в результате прохождения игры, нежели женщины.

Ученые также обнаружили, что люди, которые предпочитают компьютерные игры в компании, меньше подвержены агрессивному поведению, в отличие от тех, кто играет в одиночку.

Игровая зависимость

Считается, что среди всех видов компьютерных игр наибольший вред несут именно сетевые игры. Изначально игрок лишь ассоциирует себя с героем на экране, однако вскоре человек полностью растворяется в своем персонаже, постепенно уходя от реального мира в виртуальный. Человек переносит всю свою физическую жизнь в киберпространство: здесь он и влюбляется, и заводит друзей, и строит семью. При этом взаимоотношения в компьютерной игре становятся гораздо ярче, нежели в реальной жизни.

В психологии компьютерной игровой зависимости выделяют такие важные аспекты:

  • потеря счета времени;
  • непрерывное ощущение чего-то нового;
  • частичное или полное изменение сознания;
  • ощущение всемогущества виртуальной власти;
  • появление антисоциальной направленности.

Игрок так сильно увлекается процессом компьютерной игры, что абсолютно теряется в ощущении времени и реального пространства. Со временем его мозг постепенно перестает различать реальный и виртуальный миры. Известно множество случаев, когда зависимые от компьютерной видеоигры люди не покидали игровой мир на протяжении нескольких дней, без отдыха, еды и сна.

За счет постоянных обновлений от разработчиков (новые функции, интерфейс, графика) геймеры могут проводить за одной и той же компьютерной игрой десятки лет, при этом она нисколько им не надоедает: скорее, наоборот, они все время стремятся как можно скорее оказаться в своем мире, чтобы оценить его новые возможности.

Происходит искажение сознания, из-за чего реальный мир начинает осознаваться с большим трудом. Рассеивается внимание человека, ухудшается память, замедляется процесс мышления.

Игроману в какой-то момент начинает казаться, что он может достигнуть всего, чего пожелает: в итоге его идеальная самооценка и вера в себя значительно возрастает. Однако, лишь в идеальном, виртуальном мире.

Зависимый от компьютерной игры человек постепенно превращается в «социального инвалида». Геймеры перестают ходить на работу и учебу, выбираться в людные места, встречаться с друзьями и родственниками.

Важно! Вследствие игромании у человека может развиться боязнь открытых пространств и скопления людей.

Туннельный синдром

Туннельный синдром, или «карпальный туннельный синдром», — это неврологическое нарушение, вызванное защемлением срединного нерва. Зачастую оно возникает вследствие непрерывных однообразных движений кистей рук или пальцев. Сами движения могут быть довольно простыми: клики пальцем по клавише компьютерной мышки или же по клавиатуре. На первый взгляд, ничего серьезного, однако даже такие легкие, но частые телодвижения могут нести негативные последствия.

Развивается туннельный синдром вследствие постоянного напряжения кистей. Наиболее подвержена риску именно «рабочая» рука игрока, правая или левая. В результате защемления нерва возникает сильная боль в руке, а вскоре нерв начинает просто атрофироваться – это сопровождается потерей чувствительности пальцев.

Играющие в компьютерные игры люди наиболее подвержены этому нарушению, ведь практически каждая видеоигра требует от рук нагрузки.

Геморрой

Уткнувшись в экран монитора, человек на протяжении долгого времени может оставаться на одном и том же месте, практически не двигая корпусом. Следствием этого может стать развитие наиболее распространённого заболевания прямой кишки – геморроя. Для этого заболевания характерно расширение вен нижнего отдела прямой кишки. Причиной всему — застой крови в венах из-за сидячего образа жизни. Сами расширенные вены выпирают в просвет прямой кишки, а иногда провисают из анального отверстия.

В особо тяжелых случаях геморроя возможно развитие тромбоза, который сопровождается сильными болями и кровотечением.

Во избежание этого заболевания каждые полчаса сидения за компьютером необходимо разбавлять элементарной активностью – можно подняться с места, пройтись по квартире или же сделать легкие физические упражнения.

Проблемы со спиной

Как и геморрой, заболевания спины возникают в результате долгого сидения. Спектр таких заболеваний довольно широк: сюда входят остеохондроз, сколиоз, артроз и множество других.

Наиболее популярен остеохондроз – он встречается у 9 из 10 взрослых людей в возрасте от 20 лет.

Более того – при компьютерных играх от непрерывного сидячего положения также страдают мышцы шеи и верхних отделов спины, становясь слабее: ведь их нагрузка снижается. Чего не скажешь о пояснице – нагрузка на нее случае возрастает вдвое. Чтобы не столкнуться с проблемами спины, во время компьютерной игры необходимо время от времени разминать спину, чередуя нахождение перед экраном с легкой гимнастикой или физической нагрузкой.

Ухудшение зрения

Ухудшению зрения вследствие долгого времянахождения за компьютерным монитором наиболее подвержены люди в возрасте от 18 до 45 лет.

Симптомами этого могут стать дискомфорт и усталость глаз, краснота, сухость роговицы глаза, слезотечение, расфокусировка и снижение остроты зрения.

Из-за длительного слежения за компьютерным монитором может возникнуть «сухость глаз», которую офтальмологи выделяют как одну из самых опасных болезней. Ее симптомы включают в себя жжение и рези в районе глаза, ощущение, что туда что-то попало. Больше всего «сухость глаз» наблюдается у людей, носящих контактные линзы.

Причина — в моргании: в обычном состоянии человек моргает в среднем двадцать раз в минуту, однако во время долгого безотрывного взгляда на светящийся компьютерный экран частота моргания снижается в три раза. Глаз постепенно «высушивается», со временем снижается его острота, а вскоре зрение рискует и вовсе пропасть.

Каждый час необходимо устраивать отдых для глаз, делая при этом простые, но в то же время неоценимо полезные упражнения:

  1. Провести глазами слева направо, сверху вниз.
  2. Вращать зрачками по часовой стрелке и против нее поочередно.
  3. Поставить указательный палец на уровень глаз и сосредоточиться на нем. Затем быстро перевести взгляд на другой предмет, находящийся на расстоянии – и снова посмотреть на палец.

Повторять каждое упражнение следует в течение 2 — 3 минут.

Больше информации о влиянии компьютерных игр на здоровье человека — в видео:

Компьютерные игры для детей: польза или вред

На вопрос о пользе и вреде компьютерных игр для детей до сих пор не найден однозначный ответ, ведь мнения сильно расходятся. Кто-то считает, что детям незачем увлекаться такой ерундой – читать книги и делать уроки будет более полезно, нежели портить зрение за экраном монитора. Другие же уверенны, что компьютерные игры развивают ребенка, приносят ему удовольствие – тогда в чем же беда?

Все зависит от вида компьютерной игры, которой увлекается ребенок.

  • «Стрелялки» : такие игры зачастую содержат в себе сцены насилия и убийств. Играя в одну из них, ребенок буквально воспринимает все происходящее на экране, где он в упор расстреливает своих врагов. В результате вид крови и трупов становятся для него довольно привычными вещами, и сам он невольно начинает переносить всю агрессию из игры в реальный мир. Именно поэтому детские психологи настоятельно рекомендуют оградить ребенка от кровожадных компьютерных игр, заменив их развивающими.
  • Развивающие компьютерные игры , в свою очередь, могут оказаться весьма полезными для детского развития: с их помощью можно тренировать память и внимание ребенка, моторику рук и глаз, развивать образное мышление и фантазию. Существует многообразие развивающих компьютерных игр, рассчитанных на разный характер и возраст ребенка. Например, активному и подвижному малышу рекомендуется давать быстрые и динамичные игры, в то время как тихий и спокойный ребенок с удовольствием пройдет компьютерный квест, где предлагается решить определенную задачу.

С какого возраста можно играть в компьютерные игры

Игры для ребенка – это среда его развития. По этой причине разрешать малышу садиться за компьютерную игру можно не раньше 4 лет, когда начинает закладываться фундамент его психики. Именно с этого возраста ребенок способен видеть связи между компьютерной мышью и происходящим на экране, начинать строить логические цепочки и искать решение задач.

При этом в детском возрасте очень важно ограничивать время ребенка, проведенное за компьютером – не более 1 часа в день.

Правильный выбор компьютерных игр

Каждому родителю необходимо знать, как правильно выбрать компьютерную игру для своего малыша, которая не причинит вреда его психике. Именно от правильного выбора компьютерной игры зависит развитие таких важных факторов, как восприятие цвета, количества, формы и т. д.

На сегодняшний день в мире проводятся множество исследований относительно влияния компьютерных игр на развитие психики детей. Основываясь на их результатах, разработчики создают множество игр для ребенка любого возраста. Качественные компьютерные видеоигры доступны как в сети Интернет, так и в специальных игровых магазинах. С их помощью малыш может научиться считать, рисовать, читать, быстро запоминать необходимую информацию.

Выбирая компьютерную игру, необходимо учитывать пол и возраст ребенка, поскольку игры для мальчиков и девочек и для детей разных возрастных категорий существенно различаются. Для девочек наиболее интересными будут, например, игры на кулинарные темы, красоты и моды, в то время как мальчики зачастую интересуются гонками и спортивными играми.

Детям помладше подойдут познавательные развивающие компьютерные игры.

Заключение

Польза и вред компьютерных игр до сих пор продолжают быть предметом изучения во всем мире. В ходе исследований было доказано, что компьютерные видеоигры все же обладают полезными свойствами: они способны помочь развитию логики, мышления, памяти, даже в определенных условиях улучшить зрение. Однако стоит помнить и о высоком риске зависимости компьютерных игр и необходимости контроля времени, проводимого за увлекательным занятием.

Была ли Вам данная статья полезной?