Закаливание. Обливание холодной водой

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и др. не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.

Так как большая часть населения нашей страны проживает в условиях средних и высоких широт, где главным фактором, к действию которого надо приспосабливаться, является холод, основное внимание в дошкольных учреждениях и в семье направлено на закаливание холодом. Однако систематические закаливающие процедуры создают возможность организму легко переносить не только холод, но и жару.

Любые закаливающие мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции организма малыша и соблюдаются принципы закаливания.

Напомним основные особенности терморегуляционной системы ребенка раннего возраста:

1. Незрелость нервной системы. Этим объясняется еще недостаточно четкая ее деятельность в регуляции тепла. Например, когда у ребенка при действии одинаковых факторов бывает температура тела выше, чем у взрослого.

2. Кожа ребенка отличается нежностью и незрелостью всех слоев (в частности, мышечного). Вследствие этого до 2,5 лет у детей можно не наблюдать так называемой гусиной кожи, образующейся для уменьшения теплоотдачи и профилактики переохлаждения.

3. По сравнению со взрослым кожа малыша имеет большую поверхность (0,069 кв. м у ребенка и 0,025 кв. м у взрослого на 1 кг массы тела), поэтому детский организм в одних и тех же условиях быстрее охлаждается, чем взрослый.

Рассмотрим некоторые принципы закаливания.

1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий, известный еще со времен Гиппократа. При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры. Это особенно важно учитывать в работе с детьми раннего возраста. У них реакция на воздействие закаливающей процедуры может проявиться не сразу, а только через 2–3 дня.

2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий (начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни). Следует помнить, что закалить ребенка, как говорится, наперед, навсегда невозможно, какие бы усилия к этому ни прилагались. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур снижает устойчивость организма к холоду через 2–3 недели, а у ребенка это происходит в еще более короткие сроки, через 5–7 дней.

Закаливание подготавливает организм малыша к переходу от одного сезона к другому, тренирует его защитные и приспособительные механизмы, чтобы они могли оптимально противостоять колебаниям интенсивности действия факторов внешней среды.

Все мероприятия по закаливанию детей будут эффективными только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же, как в еде, сне и др.

3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка: состояния его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов. В соответствии с этими особенностями назначается закаливающая нагрузка.

Дети по состоянию здоровья могут быть отнесены к одной из трех групп закаливания:

I группа – здоровые, ранее закаливаемые;

II группа – ранее не закаливаемые или находящиеся в периоде выздоровления от острых заболеваний, а также дети «группы риска»;

III группа – имеющие отклонения в состоянии здоровья.

Дети III группы принимают процедуры без снижения температуры, а для II группы начальная и конечная температура закаливающего фактора выше на 1–2, снижение температуры идет медленнее не через 2 дня на 3-й, а через 7–8 дней).

Вопрос о назначении ребенку группы закаливания, а также о ее замене решается врачом. Замена группы возможна только спустя 2 месяца после очередного заболевания о.

4. Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.

5. Многофакторность закаливания – использование разных физических агентов: холода, тепла, механического воздействия движения воздуха, воды и др. (нельзя закалить ребенка, только, например, водными процедурами, так же как нельзя заменить прогулку никакими другими средствами в целях закаливания).

6. Полиградационность закаливания – применение раздражителей, разных по силе и времени воздействия (слабые, сильные, быстрые, медленные, средние). Цель такого закаливания – не дать организму привыкнуть только к одному стереотипу закаленности (если действовать, например, только контрастным душем). При условии полиградационности в закаливании вырабатывается готовность организма без отклонений воспринимать различные естественные термические воздействия, встречающиеся в жизни.

7. Сочетаемость общих и местных охлаждений. Так, при обливании стоп (что стало традиционным в последнее время) тело остается незакаленным, и, наоборот, водные процедуры (обливание до пояса) не обеспечивают устойчивости стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

8. Выполнение закаливающих процедур для повышения устойчивости организма к термическим воздействиям в разном состоянии его терморегуляции, как в покое, так и при различной двигательной активности ребенка.

9. Состояние организма – учет предшествующей деятельности. Интенсивные, непривычные мышечные нагрузки могут затормозить течение термовосстановительного процесса после охлаждения даже у закаленных детей.

Какие же существуют факторы закаливания?

Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются воздух, вода, солнце.

Закаливание воздухом. Закаливание детей в дошкольном учреждении осуществляется прежде всего путем создания гигиенических условий их жизни, обеспечения чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее или сквозное), а также температурного режима: в помещении для детей младших групп температура должна быть 22–20 С.

Малышей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствие детей, допуская снижение температуры в групповой комнате до 16 оо, и прекращают его за 20–30 мин до их возвращения.

При любом виде закаливания воздухом очень важно правильно одевать ребенка – соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

Закаливающие мероприятия не исчерпываются указанными в перечне. Учитывая, что закаливание детей 3–6 и 7-12 месяцев (см. табл. 11) осуществляется практически без снижения температуры, в режиме дня следует использовать все возможности (при переодевании детей, на занятиях физкультурой, утренней гимнастикой, музыкальных занятиях и др.).

Таблица 10

Примерная схема одежды ребенка раннего возраста в зависимости от температуры окружающего воздуха

Примечание. В помещении нецелесообразно надевать детям раннего возраста носки или гольфы (это можно делать на короткое время с целью закаливания).

При температуре ниже -15 о количество слоев одежды не меняется, меняется только ее качество (шерстяное платье, теплое белье и др.).

Таблица 11

Примерные закаливающие мероприятия

Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть малыша.

Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении. На музыкальных занятиях и в подвижной игре детям можно облегчать одежду (только на время занятия!), например закатать рукава, снять теплую кофточку, надеть носки и т. п.

Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20 о, а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18 о (в пределах 19–22°).

Сон на воздухе относится к местным процедурам, повышающим устойчивость лица и верхних дыхательных путей к холоду. Особенно он полезен в прохладное время (не ниже -10 о) детям со склонностью к заболеваниям органов дыхания. Спальные принадлежности выносят на веранду перед сном.

Закаливание водой. Из всех широко рекомендуемых водных процедур наименее трудоемкими, хорошо контролируемыми и надежными являются контрастные водные процедуры. Благодаря переходам от нагревания к охлаждению осуществляется своеобразная гимнастика периферических кровеносных сосудов. Цикл «нагревание – охлаждение» должен повторяться 3–5 раз и более, в зависимости от наличия времени (табл. 12).

Таблица 12

Схема проведения контрастных водных процедур

Эта схема примерная, важно, чтобы при организации процедур соблюдался принцип: не меняя температуры контраста, увеличивать или уменьшать количество перемен. Зимой – холодная – теплая – холодная; летом: теплая – холодная – теплая. После болезни ребенку обливают ноги только теплой водой, поэтому рефлекс, выработанный ранее, не угасает.

Закаливанию стоп способствует их обмывание – как самостоятельная процедура и в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку и др.

Хождение босиком начинают при температуре пола не менее 18 о: ребенок сначала ходит в носках 35 дней, затем без них по 3–4 мин, далее процедуру увеличивают на 1 мин в день – до 15–20 мин.

После этого проводят обливание стоп в гигиенических и закаливающих целях. Температура воды при этом 37–36 о, в процессе закаливающих мероприятий ее постепенно снижают, доводя до 20 о.

Полоскание горла прохладной водой – один из методов закаливания. Оно направлено на профилактику ангины. Ребенок после предварительной санации носоглотки начинает полоскать горло водой 36–37 о. Далее температуру снижают через каждые 3–4 дня на 1–2 о, доводя ее до 8-10 о. Детей раннего возраста, еще не умеющих полоскать горло, приучают по схеме полоскания пить прохладную воду (предварительно нужно посоветоваться с врачом).

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются наиболее сильным природным фактором закаливания. Значительная сила воздействия обусловливает некоторые ограничения их использования в условиях общественного воспитания, особенно по отношению к детям первых трех лет жизни.

Детям второго и третьего года жизни рекомендуется кратковременное пребывание на освещенном солнцем участке, в отличие от специальных солнечных ванн, которые проводят в более старших возрастных группах. Для этого используются площадки сплошной тени, светотени («кружевная» тень от деревьев), а также места, освещенные прямыми лучами солнца.

В первые дни дети могут находиться под прямыми лучами солнца не более 5–6 мин, а после появления хорошего загара – 8-10 мин по 2–3 раза в день. Голову от перегревания предохраняет белая шапочка (панамка, кепка).

Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья малышей группы и с врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).

Противопоказаниями (временными) к проведению закаливающих процедур являются все виды лихорадящих состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсикоинфекции и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем. Как только острое состояние патологического процесса минует, можно приступать к закаливанию сначала с использованием местных процедур, а затем и общих.

Для осуществления контроля за результатами закаливания в группах раннего возраста важно четкое заполнение формы 127, дневника группы; при передаче дежурств в дневнике помещают сведения о характере закаливающих процедур, полученных детьми в течение дня. Если же проводятся специальные водные процедуры, то их записывают в тетради или на отдельном листе и отмечают знаком плюс (+) или минус (-) (чтобы при подведении итогов врач мог знать, сколько и каких процедур получил ребенок). Все это необходимо для врачебного контроля за здоровьем детей в истекшее время. По итогам оздоровительных мероприятий можно судить об их эффективности и влиянии закаливания на здоровье малышей.

Таблица 13

Схема закаливания детей в дошкольном учреждении и дома (водные процедуры без снижения температуры)

Для текущего контроля за проведением закаливающих процедур и влиянием их на здоровье ребенка воспитатель должен знать внешние признаки переохлаждения и перегревания организма.

Различают три фазы действия холодового фактора на организм:

1. Спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной.

2. Расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, наступает ощущение тепла.

3. Застой крови в результате спастического состояния капилляров, появление бледности с цианотическим оттенком, мышечная дрожь, съеживание (поза сохранения тепла).

Если физиологическая реакция проявляется при первой и второй фазах, внешние признаки которых свидетельствуют об эффективности закаливающей процедуры, то третья фаза – патологическая, она сигнализирует о том, что организм переохладился. Эту фазу при закаливании допускать нельзя.

Так же как переохлаждение, недопустимо и перегревание. Если наблюдаются покраснение лица и потоотделение, ребенка нужно увести в тень, напоить чаем или морсом, дать немного отдохнуть, переключив на спокойную игру.

Следует помнить, что постоянное пребывание в закрытых помещениях с повышенной температурой воздуха снижает способность организма проти-востоять простудным заболеваниям. По-этому следует стремиться, чтобы на работе и дома температура окружаю-щего воздуха была прохладной, т. е. в пределах 16-18°С. Благоприятно воз-действует на организм колебание су-точной температуры. Контрастность тем-ператур воздуха надежно закаливает организм. Лушче всего при температу-ре ниже 16° находиться в активном движении. В теплом помещении надо стремиться оставаться в легкой одежде, а дома почаще частично или полностью обнажать тело, разумеется, ни в коем случае не допуская переохлаждения. Обязательно следует обеспечивать при ток свежего воздуха в квартиру. В любое время года форточка (зимой хотя бы частично) должна оставаться открытой.

Закаливание солнцем .

Солнечные лу-чи являются сильным раздражителем. При их воздействии на обнаженное тело происходят определенные измене-ния почти всех физиологических функ-ций: повышается температура тела, уча-щается и углубляется дыхание, расши-ряются кровеносные сосуды, усиливает-ся потоотделение, активизируется об-мен веществ.

При правильном дозировании регу-лярные солнечные облучения положи-тельно влияют на функциональное сос-тояние нервной системы, повышают устойчивость к действию солнечной ра-диации, улучшают обменные процессы. Все это совершенствует деятельность внутренних органов, повышает рабо-тоспособность мышц, усиливает сопро-тивляемость организма к заболеваниям.

Загорать лучше всего в теплые сол-нечные дни во время загородного от-дыха в движении, в полутени деревьев. Самый полезный и красивый загар - золотистый - образуется под солнеч-ными лучами, ’’пропущенными” через листву деревьев. Именно так следует закаливать детей, поскольку длительное пребывание под прямыми солнечными лучами им противопоказано.

Принимать солнечные ванны лучше всего летом - с 8 до 11 часов, весной и осенью - с 11 до 15 часов. Зимой лучше всего с февраля, в погожие по-луденные часы, в защищенных от ветра местах, можно принимать солнечные мини-ванны, начиная с двух-трех минут. Загорать лучше всего в движении.

Совершенно ошибочно подчас судят об эффекте закаливания солнечными лучами по степени загара. Стремясь получше загореть, многие остаются на солнце недопустимо долго, что приводит к перегреву организма, ожогам кожи и тепловым ударам. Нельзя забывать, что злоупотребление солнечными ван-нами может вызвать серьезные нару-шения в организме, в том числе и та-кие, как малокровие, нарушения об-мена веществ, ослабление иммунитета, а при повышенной радиационной актив-ности солнца - даже привести к лейкемии.

Вот почему, начиная принимать сол-нечные ванны, необходимо строго соб-людать постепенность и последователь-ность в наращивании дозировок облу-чения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, а также климатические и радиационные условия солнцестояния, воздействующие на интенсивность солнечного облучения.

При наличии существенных откло-нений в состоянии здоровья, прежде чем начинать прием солнечных ванн, необходимо проконсультироваться у врача с целью определения индивиду-ального режима закаливания солнцем.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в тече-ние 10-20 минут, постепенно увели-чивая на 5-10 минут продолжитель-ность процедуры с доведением ее не более как до 2-3 часов (суммарно в течение дня). При этом через каждый час необходимо не менее 15 минут отдыхать в тени. Тем, кому по сос-тоянию здоровья солнечные ванны про-тивопоказаны, можно заменить их воз-душными с частичным использованием рассеянных и отраженных солнеч-ных лучей.

Плохое самочувствие, слабость, ухуд-шение сна и аппетита могут служить признаками неблагоприятного воздей-ствия солнечного облучения на ор-ганизм.

Хождение босиком. Это одно из самых древних средств закаливания. Оно оказывает общеукрепляющее воз-действие на весь организм. Ведь между подошвой и слизистой оболочкой верх-них дыхательных путей существует тес-ная рефлекторная связь. Так, при мест-ном охлаждении ног у незакаленного человека резко понижается температура слизистой носоглотки, вследствие чего обычно появляется насморк и кашель. Обувь создает для ног постоянный комфортный микроклимат. При лю бом случайном охлаждении стоп чело-век рискует простудиться. Хождение босиком способствует активности тер-мо- и механорецепторов стопы, а зна-чит, и надежной адаптации организма к местному охлаждению.

Хождение босиком кроме закали ваюшсго воздействия на организм ока-зывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены не только терморецепторы, но и активные биологические точки, рефлекторно свя-занные со всеми частями тела и ор-ганами. Через стопы босохождение ока-зывает тонизирующее воздействие на весь организм.

Начинать заниматься босохождением в условиях квартиры можно в любое время года. Но и дома продолжитель-ность такой процедуры вначале следует ограничивать до ощущения ногами сос-тояния холода. Как можно чаще разу-ваться и ходить босиком нужно летом. Полезно ходить босиком по мокрой траве (после дождя и по росе). Кстати, травы и сами по себе постоянно выде-ляют соки, многие из которых обладают определенными лечебными свойствами, что повышает оздоровительную эффек-тивность закаливания. Летом, в теплую погоду, продолжительность босохожде-ния для здоровых людей не ограничи вается. Слабым и болезненным, в осо-бенности подверженным простудным за-болеваниям, надо начинать с 15-20 ми-нут (можно по нескольку раз в день, с перерывом не менее двух часов). Осенью, весной и в холодные летние дни хождение босиком ограничивается погодными условиями; при этом нельзя допускать, чтобы ноги ощущали сос-тояние холода более 3-4 минут.

Приучив ноги к холоду, можно прак-тиковать непродолжительные (не более трех минут) ’’прогулки” босиком по снегу, лучше всего по свежему, только что выпавшему или тающему, однако предварительно следует разогреться энергичными движениями до ощущения тепла во всем теле, а после ’’прогулки” хорошо растереть ступни ног.

После хождения босиком ноги нужно тщательно вымыть, а сухую кожу стоп смазать кремом для ног.

Отправляясь в поход, стопы перед обуванием полезно обернуть свежими листьями одуванчика или мать-и-мачехи, подорожника, чистотела, фиалки, ольхи. Антисептические свойства этих растений способствуют размягчению мозолей, пре-пятствуют отекам, образованию потер-тостей, проникновению инфекций и по-тению ног.

Закаливание водой.

Воду называют эликсиром жизни. Систематические об-ливания и купания, особенно в холод-ной воде, в сочетании с интенсивными физическими упражнениями - мощный стимулятор бодрости и неиссякающий источник здоровья.

У всех народов холодная вода из-давна считалась целителем многих не-дугов. Культ воды создавался тыся-челетиями. Закаливание холодной водой было основой физического воспитания еще в древней Спарте.

Холодной воде (под холодной под-разумевается вода температурой +10... +14°) как закаливающему и врачую-щему средству воздали должное целые поколения гидропатов. Родоначальни-ком рационального водолечения считает-ся знаменитый греческий врач Гиппо-крат (460-337 гг. до н. э.), который досконально изучил физиологическое влияние воды на организм человека. Он определил, что холодная вода воз-буждает, а теплая расслабляет, и считал ванны, обтирания и обливания холод-ной водой сильнодействующим терапев-тическим средством.

Исключительное значение примене-нию холодной воды придавал также выдающийся врач древнего Рима Авл- Карнелий Цельз. Он писал: ”В холод-ной воде - исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет бодрым дух”.

Известный ученый XIX века Эртель говорил, что вода ’’оживляет и осве-жает организм человеческий точно так, как освежает и оживляет заболевшее растение”. А народный лекарь С. Кнейп, живший в XIX веке в Германии, прос-лавил себя тем, что излечивал самые упорные, не поддающиеся обычным лечебным средствам заболевания, приме-няя компрессы, обтирания, обливания и ванны. Кнейп считал, что ’’чем вода холоднее, тем лучше”, но при этом требовал очень строгого дозирования холодовых нагрузок в каждом отдель ном случае. Так, например, при голов-ных болях он рекомендовал опустить голову в холодную воду и неторопливо сосчитать до пятнадцати, после чего протереть насухо полотенцем.

Обливание холодной водой, купание в открытых водоемах, в снегу и про-рубях, особенно между заходами в па-рилку, были традиционными формами закаливания у русских.

Одним из первых русских врачей, широко использовавшим методику во-долечения, был М. Ломовский. Про-пагандируя применение холодной воды, он с воодушевлением писал: ’’Нужна только сила и непреклонность благой воли, и холодные живительные струи колодезной кристальной воды, орошая с головы до ног, всякому упрочат здоровье во всех отношениях”.

Действительно, закаливание водой является общедоступным и наиболее эффективным средством укрепления здоровья. Даже кратковременные холод ные обливания, действуя на централь-ную нервную систему, снимают утом-ление, бодрят.

Воздействие холодной воды рефлек- торно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится третья часть всей крови человека). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и мозг, одновремен-но неся с собой дополнительные пи-тательные вещества и кислород к клет-кам организма. Вслед за первоначаль-ным кратковременным сужением кож-ных сосудов наступает вторая реф-лекторная фаза реакции - их расши-рение, при этом происходит покрас-нение и потепление кожи, что сопровож-дается приятным чувством тепла, бод-рости и мышечной активности. Суже-ние, а затем расширение кровеносных сосудов - это своего рода гимнастика сердечно-сосудистой системы, способ-ствующая интенсивному кровообраще-нию. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резер-вной массы крови (особенно нахо-дящейся в печени и селезенке).

Под действием холодной воды акти-визируется диафрагма, усиливается вен-тиляция в легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благотворно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене ве-ществ в целом. К тому же усиливается половая потенция, что оказывает сти-мулирующее воздействие на нервную систему, а значит, и на мироощущение.

Однако главным достоинством за-каливания водой является совершен-ствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окру-жающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в ’’боевой готовности”.

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаж-дении тела происходит более стойкое сужение сосудов кожного покрова, зна-чительно увеличивается потеря тепла, а теплопродукция оказывается недос-таточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным послед-ствиям. Вот почему при закаливании организма холодной водой большое внимание следует уделять дозированию холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании. Особенно благоприят-на комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные фор-мы закаливания с двигательной ак-тивностью»

Начинающим закаливаться водой прежде всего следует приучить себя регулярно мыть лицо и руки только холодной водой, что само по себе уже способствует повышению работоспособ ности, бодрому самочувствию и приу-чает ’’чувствовать” холодную воду.

Доступные приемы закаливания - обмывание ног и полоскание горла холодной водой. Выполнять эти про-цедуры лучше всего во время утренне-го туалета или вечером перед сном (можно утром и вечером).

Людям ослабленным и после болез-ни следует начинать применять воду в целях закаливания крайне осторож-но. Вначале лучше пользоваться водой комнатной температуры и давать ор-ганизму незначительные холодовые наг-рузки. Первое время продолжительность водных процедур не должна превышать двух минут. В последующем темпера-туру воды следует постепенно снижать (примерно на один градус через каждые 3-4 дня). Практически здоровые люди, не подверженные частым простудным заболеваниям, могут сразу начинать с обтирания и обливания холодной водой в течение не более половины минуты; постепенно увеличивая про-должительность, можно за 1-2 меся-ца довести дозировку процедуры до 1,5 минуты.

Обтирание тела - наиболее ’’мягкое” средство закаливания водой. Оно выполняется хорошо отжатой губкой или мокрым полотенцем. Сначала об-тирают руки, затем шею, грудь, спину, ноги. Движение рук при обтирании должно быть направлено по ходу со-судов, от периферии к центру. На жи-воте нужно совершать круговые дви-жения по часовой стрелке. Начинающим лучше первое время пользоваться водой комнатной температуры, постепенно пе-реходя к прохладной, а затем к холодной.

Привыкнув к обтиранию, следует перейти к более ощутимой процедуре - обливанию или душу.

При обливании следует опрокинуть на себя таз (ведро) с водой, чтобы она потоком стекала по всему телу:

Чтобы продлить закаливающее воз-действие холодной воды, не следует после ее применения вытираться поло-тенцем, а протереть насухо только го-лову, мокрое тело же размассировать легкими поглаживающими движениями до ощущения приятной теплоты, после чего быстро одеться. При ощущении холода после одевания необходимо вы-полнить несколько согревающих упраж-нений или побегать.

Эффективным средством закалива-ния, интенсивно тренирующим механиз-мы терморегуляции и значительно по-вышающим тонус нервной системы, является контрастный душ (поперемен-но теплый и холодный). В зависимости от разности температуры различают: сильноконтрастный (перепад темпера-туры больше 15°), среднеконтрастный (перепад 10... 15°) и слабоконтрастный перепад (менее 10°). Контрастное за-каливание вызывает лечебно-закалива- ющее воздействие с быстрым дости-жением эффекта тренировки физиоло-гических механизмов теплоадаптации.

Практически здоровые люди могут начинать пользование контрастным ду-шем со среднеконтрастного и по мере привыкания переходить к сильноконт-растному. При значительных отклоне-ниях в состоянии здоровья пользование сильноконтрастным душем допускается только с разрешения врача.

Продолжительность контрастного душа или обливания следует ограни-чить временем до пяти минут, в течение которых производить перемены тепла на холод; при каждой перемене теп-ловое воздействие должно быть при-мерно в два раза более продолжитель-ным, чем холодовое (например, воз-действие теплой воды - 40 секунд, воздействие ХОЛОДНОЙ воды - 20 се-кунд). Завершить контрастную проце-дуру нужно обязательно воздействием холодной воды.

Купание в открытых водоемах яв-ляется наиболее действенным средством закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не реже двух купаний в не-делю. Во время купаний нужно энер-гично двигаться, лучше всего плавать. При плавании водная среда оказывает легкое массирующее воздействие На поверхность тела - прорабатываются мышцы, подкожные капилляры и нерв-ные окончания, одновременно происхо-дит повышенный расход энергии и уси-ленная теплопродукция, за счет кото-рой в какой-то мере восстанавливают-ся теплопотери.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зави-симости от ее температуры и погодных условий, от степени тренированности, здоровья занимающегося закаливанием.

Для практически здоровых людей наиболее рациональной является сле-дующая дозировка купаний по времени:

температура

2... +5 близка к 0°

продолжительность

купания

6-16 мин

і < »

1,5-3 ” 1-1,5 ”

30-45 с 15-30 с

около 1 мин

3-6

воды, град +22... +25 +18...+21 +14...+17 +10...+13 +6... +9

Во всех этих случаях воспринимае-мая купающимся холодовая нагрузка не будет превышать 30-35 ккал/м^ поверхности тела, является средней, и практически здоровыми людьми перено-сится легко, без каких-либо отрица-тельных последствий.

После купания следует насухо выте-реть голову, а мокрое тело растереть руками или сделать самомассаж (см. приложение 6 - Тонизирующий са-момассаж), затем быстро одеться. При ощущении холода нужно выполнить несколько согревающих упражнений (лучше при ходьбе) или совершить пробежку. Появление приятного чув-ства теплоты во всем теле будет сви-детельствовать о положительном воз-действии на организм процедуры купания.

При закаливании холодом, в том числе и в процессе купания, нельзя опускать переохлаждения. Появление ’’гусиной кожи”, озноба свидетельству-ет о чрезмерных холодовых нагрузках. При переохлаждении нужно согреться путем энергичного растирания тела ру-ками или полотенцем докрасна, согре-вающими упражнениями и горячим питьем (лучше чаем).

Систематические закаливания водой обязательны для всех, кто хочет дос-тигнуть высшей формы закаливания холодом - ’’моржевания”.

Зимнее плавание. Зимнее плавание не только оказывает наибольший за-каливающий эффект, но и является сильнейшим методом физиотерапии и физиопрофилактики. Однако при не-достаточной подготовке и неумелом использовании очень высоких холодо-вых нагрузок зимнее плавание вместо пользы может принести вред организ-му. Поэтому готовиться к нему нужно заблаговременно, основательно и не только физически, но и психологиче ски. Ведь окунуться в ледяную ку-пель - значит преодолеть существен-ный холодовой барьер, что не всякому под силу. Впрочем, и домашнее закали-вание - эффективная мера, которая поможет приумножить степень здоровья и на долгие годы сохранить творческую активность. Не исключено, конечно, что привычка к холодной воде сама по себе ’’завлечет в прорубь”, приоб-щит к племени ’’моржей”.

Нужно иметь в виду, что занятия зимним плаванием должны проводить-ся организованно, в составе секций (групп) зимнего плавания под руко-водством тренера или хотя бы опытного общественного инструктора.

В Белоруссии секции зимнего пла-вания организованы в Минске, Гродно, Гомеле, Могилеве, Бобруйске, Витебске и других городах. Такая популярность организованного ’’моржевания” не слу-чайна. Оздоровительная программа сек-ций зимнего плавания удачно сочетает общефизические и закаливающие тре-нировки. Общеразвивающие упражне-ния, бег, подвижные и спортивные игры завершаются плаванием в откры-том водоеме, зимой - в проруби. Ре-гулярные занятия (три раза в неделю) оказывают общеукрепляющее воздей-ствие,надежно. закаливают организм.

Тренеры и общественные инструкто-ры, обычно большие энтузиасты зим-него плавания, организуют и проводят занятия с учетом накопленного опыта по апробированной методике, дают ква-лифицированную консультацию по воп-росам закаливания холодом.



-

Организм человека постоянно подвержен воздействию разнообразных природных явлений, в том числе и неблагоприятных.

На нас действуют холод и жара, резкие перепады атмосферных давлений, магнитные аномалии.

Обрести устойчивость к неблагоприятным природным воздействиям позволяют закаливающие тренировки.

Посредством систематического закаливания достигается определенная устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды и вырабатывается невосприимчивость к заболеваниям. Очень точно и образно дается определение понятия "закаливание" в словаре Даля: "Закаливать человека - это приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости".

Еще выдающийся чешский философ и педагог Ян Амос Коменский говорил, что человек, как и растение, нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей и холодов, иначе он слабеет и вянет.

И действительно, крепкое здоровье и устойчивость к заболеваниям определяются состоянием защитных сил организма, а последние в свою очередь находятся в прямой зависимости от степени закаленности всего организма и отдельных его систем, что достигается наряду с физическими и специальными закаливающими тренировками с использованием естественных факторов природы - воздуха, воды, солнца, холода и жары.

У незакаленного человека защитные силы организма слабы, оттого-то он и подвержен заболеваниям, особенно простудно-вирусного характера.

Обычно охлаждение провоцирует у незакаленного человека развитие хронических заболеваний. Тому, кто всерьез намерен заняться закаливанием своего организма, следует твердо усвоить предельно простые правила.

Закаливающие тренировки должны быть доступными, систематическими, периодически повторяющимися, наращивание нагрузок - постепенным, а дозирование их - обязательно строго индивидуальным.

Каждый приступающий к закаливанию, должен оценить возможности своего организма воспринимать различные закаливающие нагрузки, учитывая при этом, что адаптационные возможности далеко не у всех одинаковы, а субъективных ощущений недостаточно для оценки состояния своего организма.

Приступая к закаливанию природными факторами, важно знать и учитывать следующее:
1. Закаливание нужно начинать с простых форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой), заниматься им систематически, строго дозируя закаливающие нагрузки с учетом индивидуальных возможностей); переходить к более сложным формам только после соответствующей подготовки. Приступать к купанию в ледяной воде следует после консультации у врача.

2. В теплые погожие дни хорошо почаще обнажать тело, подвергая его воздействию воздуха и солнца в пределах времени, допускаемого состоянием здоровья и степенью закаленности.

3. Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе, при этом одеваться нужно так, чтобы не испытывать продолжительное время ни ощущения холода, ни избытка тепла. Головной убор в холодный период года носить обязательно.

4. Спать следует в не слишком мягкой постели, оставляя открытой форточку на ночь (даже в сильные морозы держать ее слегка приоткрытой).

5. Очень важно приучить себя ежедневно утром и вечером полоскать носоглотку и мыть ноги холодной водой. Не менее 2-3 раз в неделю плавать в прохладной (еще лучше в холодной) воде или принимать такой же душ.

6. Ни в коем случае не злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода - не допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом - простейшая, наиболее доступная и легко воспринимаемая форма закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, чем оберегает его от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердца и сосудов .

Такое закаливание можно проводить, даже не раздеваясь, за счет длительного пребывания на открытом воздухе, независимо от времени года и погодных условий - во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, на рыбной ловле или обычной прогулке.

Одеваться при этом нужно легко и свободно, но соответственно погодным условиям: чрезмерное укутывание будет препятствовать закаливанию.

Наиболее доступная и распространенная форма закаливания - воздушные ванны. Принимать их лучше всего в теплые погожие дни, в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений); продолжительность процедуры дозируется сугубо индивидуально в зависимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, в соответствии с температурой и влажностью воздуха. Допускать ощущение холода дольше четырех минут не рекомендуется.

Начинать прием воздушных ванн нужно при температуре воздуха не ниже комнатной (+16...+18°С) с пяти минут, к концу месяца довести до 20-30 минут (при условии повседневного закаливания). При температуре воздуха свыше +20° - с 10 минут до часа. При приеме воздушной ванны осуществлять также самоконтроль с помощью субъективных ощущений.

Так, например, при возникновении состояния озноба ее прием следует прекратить, одеться и согреться энергичными движениями. В течение дня воздушные ванны можно повторять 2-3 раза, с интервалами не менее чем через час.

Следует помнить, что постоянное пребывание в закрытых помещениях с повышенной температурой воздуха снижает способность организма противостоять простудным заболеваниям. Поэтому следует стремиться, чтобы на работе и дома температура окружающего воздуха была прохладной, т.е. в пределах 16-18°С.

Благоприятно воздействует на организм колебание суточной температуры. Контрастность температур воздуха надежно закаливает организм. Лучше всего при температуре ниже 16° находиться в активном движении. В теплом помещении надо стремиться оставаться в легкой одежде, а дома почаще частично или полностью обнажать тело, разумеется, ни в коем случае не допуская переохлаждения.

Обязательно следует обеспечивать приток свежего воздуха в квартиру. В любое время года форточка (зимой хотя бы частично) должна оставаться открытой.

К.М. Приходченко

Закаливание организма является неотъемлемой частью физического воспитания и составляет одну из задач физической подготовки. Закаливание проводится с целью повышения устойчивости организма и развития у него способности быстро и безболезненно приспособляться к меняющимся условиям внешней среды (холод, жара, влажность).

Благоприятное действие на человеческий организм оказывает солнце, воздух, вода. Правильное пользование ими ведет к укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма многим болезням, помогает тренировке кожных кровеносных сосудов, Повышает в организме обмен веществ и улучшает все жизненные процессы.

Закаливание водой, солнцем и воздухом широко применяется также и при лечении разных заболеваний и ранений.

Средствами закаливания служат различные водные процедуры - обтирание, ванны, душ, купанье, а также воздушные и солнечные ванны.

Одним из важнейших правил применения средств закаливания организма является постепенное повышение их интенсивности, длительности и непрерывность их воздействия. В зависимости от времени года средства закаливания могут изменяться. Вместо купания, в зимнее время должно проводиться умывание холодной водой до пояса и обтирание, вместо воздушных ванн - прогулки, зарядка на открытом воздухе без шинелей.

Закаливание солнцем лучше всего начинать весной. В первые дни достаточно для приема солнечных ванн 10-15 минут. Затем это время нужно постепенно увеличивать, на 5-10 минут ежедневно, с тем, чтобы довести его до 1,5-2 часов. Длительное облучение солнцем одного какого-либо участка тела может вызвать ожог. Поэтому при приеме солнечных ванн нужно чаще менять положение тела. Во избежание солнечного удара голову следует закрывать полотенцем. Нельзя принимать солнечные ванны натощак и тотчас же после приема пищи. После окончания приема солнечных ванн весьма полезны водные процедуры - душ или кратковременное купанье. У отдельных лиц под влиянием солнца может появиться головная боль, слабость, потеря аппетита. В таких случаях нужно прием солнечных ванн прекратить и посоветоваться с врачом. Возобновление их допустимо только с разрешения врача. Солнечные ванны, вызывая в коже отложение особого вещества (пигмента), вызывают потемнение ее, или загар. Это не только ведет к повышению защитных свойств кожи в отношении устойчивости ее к различным кожным заболеваниям, но и улучшает приспособляемость организма в целом к переменам температуры внешней среды.

Одним из лучших средств закаливания являются водные процедуры. Применение их требует соблюдения определенных правил. Некоторыми видами водных процедур можно пользоваться на протяжении целого года. Так, например, умывание до пояса, обтирание должны производиться без перерыва.

Купание допускается при температуре не ниже 15-16° С, а время пребывания в воде ограничивается вначале 5-6 минутами. При более высокой температуре воды (20° С и выше) продолжительность купания может быть увеличена до 20-30 минут. В течение дня рекомендуется купаться не более трех-четырех раз. Нельзя допускать продолжительного купания сразу же после тяжелой физической работы. После приема пищи купание должно производиться не ранее чем через 1,5-2 часа. После купания нужно растереть тело досуха полотенцем. Нельзя купаться до появления озноба или до «гусиной кожи». Купание надо сочетать с энергичными движениями, плаванием, нырянием.

Пользование душем должно начинаться также постепенно. Вначале достаточно находиться под душем несколько секунд, для того чтобы обмыть тело; в последующем можно довести пребывание под душем до 2-3 минут. После душа нужно энергично досуха растереть тело. В остальном соблюдаются те же правила, как и при купании.

Для целей закаливания возможно применение теплого и холодного воздуха. В весенне-летний период воздушные процедуры (ванны) следует начинать при температуре не ниже 15-16° С, начиная с 5-10 минут, с постепенным увеличением времени их до 1,5-2 часов. Для приема воздушных ванн выбирается сухое место, защищенное от прямых солнечных лучей. В первые два-три дня при приеме воздушных ванн обнажается верхняя половина тела, затем все тело. Лежать на земле при этом нельзя; нужно иметь для этого какую-либо мягкую подстилку, песок или деревянные настилы. После воздушных ванн следует обмыть тело под душем или выкупаться.

Применение для закаливания холодного воздуха является одним из наиболее действенных средств повышения сопротивляемости организма против вредного влияния охлаждения. При соприкосновении кожи с более холодным воздухом отмечается, как и при действии воды, сначала сужение (отсюда озноб), а потом расширение кожных кровеносных сосудов. При этом работа сердца усиливается вследствие расширения сосудов, кожа краснеет, первоначальное чувство озноба сменяется приятным ощущением тепла и бодрости. Действие воздуха значительно мягче, чем действие воды. Гораздо легче переносится низкая температура воздуха во время движения. Утренняя зарядка на улице без шинели, хождение на лыжах в облегченной одежде, прогулки, проводимые в зимнее время, играют важную роль в общем укреплении организма, его закаливании, развитии у него способности без вреда переносить влияние низких температур.

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

Действие воздуха

Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Дыхание воздухом обеспечивает внешний газообмен - доставку кислорода в организм и выведение из него конечных продуктов окисления - углекислого газа и воды. Чистый атмосферный воздух имеет следующий химический состав: 20,93-20,94% кислорода; 0,03-0,04% углекислого газа и 79,02- 79,04% азота и инертных газов. В воздухе также всегда имеется некоторое количество водяных паров.
Физическое действие воздуха на организм определяется его качественными показателями: теплопроводностью, температурой, влажностью, давлением, движением, освещением, ионизацией. В зависимости от различных соотношений этих показателей изменяется и характер влияния воздуха на организм. Например, действие на организм открытого воздуха при дневном освещении иное, чем в помещении или при сумеречном освещении. Известна также роль ионизации воздуха. Наиболее благоприятное для здоровья соотношение ионов бывает в воздухе открытых местностей после грозы, когда воздух ионизируется атмосферным электричеством, или вблизи быстротекущих рек, водопадов, морского прибоя, где ионизация происходит под действием бурной воды. Подобный же эффект дают фонтаны.

Далеко не безразлично и то, какие примеси содержатся в воздухе. Благоприятное влияние оказывает морской воздух, насыщенный солями натрия, калия, йода и многих других микроэлементов. Широко известно целебное действие воздуха хвойного леса, богато насыщенного фитонцидами. В то же время воздух, насыщенный ароматами цветущих лугов и садов, у некоторых людей вызывает аллергические явления: катаральный насморк, бронхит, экзематозные изменения кожи и др. Бесспорно, вреден воздух вблизи гниющих болот, застойных водоемов, а также загрязненный отходами различных химических производств или дымом, содержащий большое количество пыли, выхлопных газов автомобилей.

Для правильного развития ребенка очень важно, чтобы он мог находиться на открытом воздухе зимой не менее 4-5 часов в сутки и летом весь день. При выборе места для прогулок детей необходимо руководствоваться определенными требованиями. Важно, чтобы участок, где гуляют дети, находился вдали от предприятий и дорог, загрязняющих воздух, а также вдали от мест, опасных в санитарном отношении (больницы, рынки, скотные дворы, свалки, болота и т. п.). Не меньшее значение имеет также наличие или отсутствие шума, резких звуков. Излишняя звуковая насыщенность неблагоприятно отражается на нервнопсихическом развитии детей, является причиной их повышенной нервности, возбудимости, что в конечном итоге ведет к ослаблению защитных сил организма и ухудшению здоровья.

Близость леса или парка значительно улучшает микроклимат участка. Обмен веществ в растениях сопровождается потреблением из воздуха углекислого газа и выделением в окружающее пространство кислорода. Наблюдения гигиенистов, проведенные в различных городах, показали, что в районах, имеющих зеленые насаждения, воздух содержит пыли в 2-3 раза меньше, чем на смежных неозелененных участках. Зелень способствует поддержанию равномерной влажности воздуха, испаряя влагу в сухую погоду и всасывая ее в период дождей, смягчает движение воздуха, ослабляет яркость солнечного света, в жаркую погоду снижает температуру воздуха на 2-3°, поглощает звуковые колебания, уменьшая шум.
Не меньшее значение при организации закаливания имеет соблюдение гигиенических требований воздушного режима в помещениях, где находятся дети. Наблюдениями гигиенистов установлено, что микроклимат помещения во многом определяется его кубатурой. При существующих нормах площади групповых комнат в дошкольных учреждениях, равной 2,5 м2 на одного ребенка, расстояние между полом и потолком должно быть не менее 3 м. В низких помещениях воздух нагревается быстрее, поэтому в условиях жаркого климата высота помещений должна быть больше - 3,5-3,75 м. Как показали исследования, проведенные в основных помещениях детских дошкольных учреждений, содержание Е воздухе углекислого газа и микробов бывает значительно большим при высоте 2,55 м, чем при высоте 3,05 м. Кроме того, проветривание помещений со сниженной высотой в зимнее время сопровождается резким падением температуры воздуха, в то время как в помещениях, высота которых 3,05 м, этого явления не наблюдалось.
В воздухе закрытого помещения, где находятся дети, относительно быстро изменяется благоприятное соотношение аэроионов, повышается количество водяных паров, пыли и газообразных органических веществ, связанных с выделением пота, газов кишечника, в некоторой мере изменяется и химический состав воздуха, так как выдыхаемый воздух насыщен водяными парами и содержит кислорода 15,4%, азота - 79,2%, углекислоте газа - 4,4% (воздух помещения признается вредным, если содержание в нем углекислого газа превышает 0,1%).
Особенное значение придается бактериальной загрязненности воздуха, которая быстро увеличивается от присутствия людей. У каждого человека на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, полости рта имеются различные микроорганизмы, не вызывающие у него заболеваний при благоприятных условиях (поэтому обобщенно их называют сапрофитами). При обычном дыхании и разговоре, а тем более при крике, кашле и чихании эти микробы вместе с мельчайшими капельками слюны выделяются в окружающий воздух, оседают на полу, стенах и различных предметах и все в больших количествах накапливаются в воздухе.
При температуре в комнате +25, +26° бактериальная насыщенность воздуха увеличивается особенно быстро. С каждым вдохом смесь этих микробов от разных детей попадает в дыхательные пути ребенка. При слабых защитных силах организма непривычные для данного ребенка микробы могут вызвать воспалительные явления - катар верхних дыхательных путей, насморк, ангину и т. п. Это является одной из причин заболевания детей при поступлении в новый коллектив.
Поддержание чистоты воздуха в помещении достигается влажной уборкой и систематическим проветриванием. Влажная уборка должна отвечать определенным требованиям. Так, мытье полов горячей водой (температура не ниже 50°) снижает бактериальную загрязненность помещения на 69%, в то время как мытье полов теплой водой - только на 8,8%. Проветривание проводится несколько раз в сутки.
Применяют три способа проветривания: одностороннее, когда обеспечивается доступ свежего воздуха с одной стороны комнаты; угловое-когда воздух проходит через проемы в смежных стенах, и сквозное, когда воздух проходит через проемы в противоположных стенах. Это наиболее эффективный способ, так как при нем за короткое время происходит многократная смена воздуха. На время сквозного проветривания ребенка надо вынести из помещения или отгородить его от потока холодного воздуха (например, ребенка, находящегося в кровати, поверх,спинок кровати накрывают большой простыней, образуя подобие шатра).
Скорость обмена воздуха при проветривании во многом определяется разностью температуры внутри и вне помещения. В жаркое время года обмен воздуха замедляется ввиду уменьшения разности температур, в этих условиях особенно полезно постоянно держать открытыми окна и периодически открывать противоположные фрамуги или дверь. Практикуемое в некоторых семьях и даже в детских учреждениях затягивание окон и форточек марлей для защиты от мух и комаров создает значительные препятствия проветриванию. Как показали специальные исследования, бактериальная загрязненность воздуха в помещении после проветривания через марлю почти не изменяется.
В осенне-зимнее время ввиду большой разницы температуры внутри и вне помещения обмен воздуха осуществляется значительно быстрее. Для поддержания необходимой температуры помещения проветривание производят кратковременно и несколько раз в день. Проветривание через фрамугу способствует согреванию холодного воздуха, который створками фрамуги направляется сначала к потолку, а затем опускается вниз. Форточки тоже должны устраиваться в верхней части окна. При кратковременном проветривании свежий холодный воздух, заполнивший помещение, быстро нагревается от стен, потолка и пола, а также от предметов, находящихся в помещении.
Помимо очищения воздуха, проветривание используется и для поддержания температурного режима в помещении. Для измерения температуры воздуха термометр обычно укрепляют где-либо на внутренней стене на уровне глаз взрослого человека. Однако нельзя забывать о том, что не всегда температура воздуха в помещении бывает равномерной. Если пол в комнате холодный, входные двери не утеплены или неплотно закрываются, то вблизи пола воздух может быть холоднее, чем на уровне роста взрослого, и тем более у потолка. Теплый воздух от отопительных приборов устремляется вверх, поэтому отопительные приборы располагают внизу, у плинтусов, по наружной (холодной) стене комнаты.
При организации закаливания воздухом в помещении необходимо помнить, что действие воздуха одной и той же температуры неодинаково воспринимается организмом в разные сезоны года. Зимой, когда стены помещения холодные, они постоянно поглощают тепло, а летом теплые стены помещения сами излучают тепло, поэтому потери тепла организмом в зимнее время больше, чем летом при одинаковой температуре воздуха. Это обстоятельство необходимо учитывать при подборе одежды и организации закаливания. Практические рекомендации будут даны в соответствующих главах.
Влажность воздуха имеет определенное значение. Лучше всего воспринимается относительная влажность воздуха в пределах 40-60%. Меньшая влажность воздуха вызывает сухость слизистых покровов и кожи, неприятные ощущения в горле. Большая влажность также неприятна, вызывает ощущение сырости, нарушает процессы теплообмена в организме. При большой влажности и высокой температуре воздуха затрудняется отдача тепла организмом, в результате может быстро наступить перегревание; движение воздуха (ветер) при этом мало помогает. При той же большой влажности, но при низкой температуре воздуха значительно увеличивается отдача тепла организмом, человек быстро зябнет, а ветер еще более усиливает охлаждающее действие влажного и прохладного воздуха.
Отдача тепла организмом, находящимся в окружении сухого воздуха, значительно снижена, особенно она затруднена при высокой температуре воздуха, тогда и ветер не облегчает теплоотдачу, а лишь усиливает перегревание и потерю воды организмом. Но при малой влажности и низкой температуре воздуха без ветра (который вызывает постоянную смену околокожного слоя воздуха), благодаря замедленному переходу тепла в окружающий воздух человек легче переносит морозы.
Действие воздуха на организм человека не ограничивается приведенными примерами. Несомненно, имеет значение ионный состав атмосферы, интенсивность космической радиации, насыщенность воздуха различными электромагнитными и звуковыми колебаниями.

Действие воды

Действие воды воспринимается нервными окончаниями, находящимися в кожных покровах. Человек испытывает на себе действие воды, так же как и действие воздуха, с первого дня рождения.
Смачивание какого-либо участка тела водой сопровождается увеличением отдачи тепла с этого участка тела, вызванным испарением воды. Испарение усиливает охлаждающее действие воды, вызывая более резкие и длительные изменения в организме.
В отличие от воздуха вода обладает большой способностью поглощать и проводить тепло - теплоемкостью и теплопроводностью. Коэффициент теплопроводности воды почти в 30 раз превышает коэффициент теплопроводности воздуха. Поэтому уравнивание температуры кожных покровов и соприкасающейся с ними воды происходит гораздо быстрее, чем уравнивание температуры кожных покровов и соприкасающегося с ними слоя воздуха.
Действие воды обусловлено еще и давлением общей массы ее на поверхности тела, что заметно сказывается при купании, особенно при сильном течении или прибое. Во время купания в водоеме, где нет течения, или даже в ванне ощущается выталкивающая сила воды. Давление отдельных тонких струй воды (душ) оказывает массирующее действие на кожу.
Вода способствует набуханию поверхностных клеток кожи и ускоряет их отторжение. Под влиянием воды смывается также защитный слой кожного сала. Вместе с поверхностными клетками эпидермиса и кожным салом с покровов тела удаляются бактерии, пот, пыль и грязь, кожные поры очищаются, улучшаются условия для кожного дыхания. Содержащиеся в воде растворимые соли и газы через кожу оказывают существенное влияние на весь организм. Эти свойства используются для лечения ваннами. Применяя воду для гигиенических, лечебных или закаливающих целей, особенно важно проследить, чтобы она была очищена от бактерий, в противном случае она сама может стать источником заражения не только кожных покровов, но и всего организма в целом. Соблюдение этих гигиенических требований обязательно при организации бассейнов в дошкольных учреждениях, которые используются для обучения детей плаванию наряду с закаливанием. Как известно, очищение воды от болезнетворных микробов в естественных условиях происходит под влиянием воздуха и солнца. Специальные исследования подтверждают достаточную для наружного применения чистоту воды в проточных и хорошо освещенных солнцем водоемах, в артезианских, глубоких колодцах. Вода искусственных бассейнов, как и водопроводная, очищается от бактерий путем хлорирования. К сожалению, это необходимость. Дополнительное обеззараживание воды, при купании ребёнка в ванне, не нужно.

Солнечная радиация

Солнечная радиация. Лучистая энергия солнца представляет собой смесь световых лучей (электромагнитных колебаний), имеющих различную длину волны и частоту колебаний. Средняя часть солнечного спектра -от красной до фиолетовой - представляет собой воспринимаемые человеческим глазом видимые лучи. За пределами видимой части спектра находятся невидимые лучи - инфракрасные и ультрафиолетовые. Физиологическое действие солнечных лучей на организм наиболее сильно по сравнению с другими природными факторами закаливания. Наибольшей физиологической активностью обладают ультрафиолетовые лучи, в то время как инфракрасные лучи биологически менее активны.
Интенсивность солнечной радиации зависит от ее направления и концентрации. Слой атмосферы задерживает и рассеивает солнечные лучи, поэтому их действие слабее в утренние и вечерние часы, когда лучи проходят слой атмосферы в косом направлении, и наиболее сильно в полдень, когда солнце в зените и лучи падают на землю отвесно.
Различают прямые солнечные лучи, беспрепятственно падающие на земную поверхность, и рассеянные, проникающие через неплотные естественные или искусственные преграды - тонкий слой облаков, кроны деревьев, занавеси, решетки. Рассеивание лучей ослабляет их действие. Еще меньшую силу влияния имеют отраженные солнечные лучи, если они не концентрируются в одной точке. Отраженные и рассеянные солнечные лучи представляют собой дневной свет.