Виктор Каган - Аутята. Родителям об аутизме

Книга построена как живой разговор об аутизме и помощи младшим детям в преодолении связанных с ним трудностей. Текст обращен к родителям – они основные помощники ребенка, помогающий мост между ним и миром, равноправные члены команды работающих с ребенком специалистов. Как пережить встречу с аутичностью ребенка и связанные с этим изменения в жизни? Как чувствовать и понимать происходящее с ребенком, чтобы это помогало жизни с ним и его развитию? Как строить помощь ребенку и быть его эффективным помощником? Как сохранять себя в этом долговременном и нелегком деле? Чего ждать от помощи? Как готовить ребенка к самостоятельной жизни? Содержание книги – обсуждение этих и других вопросов. Книга адресована в первую очередь родителям аутичных детей дошкольного возраста.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Аутята. Родителям об аутизме" Виктор Каган бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Виктор Ефимович Каган

Аутята. Родителям об аутизме

Памяти моего Учителя профессора С. С. Мнухина


Мы с проблемой аутизма ровесники, познакомились больше сорока лет назад и связаны до сих пор, хотя встречаемся уже реже. Во времена первой встречи у нас в стране проблема аутизма была еще диковинкой – она не изучалась, литературы о ней не было, аутичные дети были рассеяны по другим диагностическим рубрикам и никто не занимался специально помощью им. В наших отношениях мне повезло быть и врачом, и исследователем, и воспитателем в одном из американских центров по лечению аутизма. За это время проблема аутизма повзрослела и стала одной из ведущих в мире, а я постарел. Пришло время прощания, которым и является эта книга. В то же время она – возвращение долга и выражение благодарности моим главным учителям – аутичным детям и их семьям, учившим меня чувствовать и понимать их переживания и потребности, таким образом помогая и тем, кто обращался за помощью после них.

Аутята – так сегодня ласково называют аутичных детей. Мне это слово нравится еще и потому, что оно хорошо описывает содержание книги и ее сфокусированность на младшем возрасте, когда родители переживают встречу с необычностью их детей, а дети наиболее податливы для помощи.

Далеко не всё в нашей власти. Мы не можем отменить аутизм, он – факт нашей жизни и жизни ребенка. Но мы можем по-разному относиться к этому факту, изменять свое отношение и изменяться сами, и это оказывается именно тем ключом, который открывает ранее не поддававшуюся дверь. Это не волшебное «Сезам, отворись!», которое можно узнать, выведать. Это ключ, который каждый родитель кует сам.

Проще всего, но и неправильнее всего было бы построить книгу как справочник: «Вот симптомы, вот средства от них – иди, делай, и все будет хорошо». Аутизм не сводится только к симптомам, он больше, чем просто их сумма. В нем все связано со всем, так что потяни за одну ниточку – и меняется вся система. И аутичный ребенок не носитель симптомов, а, как и родители, проживающий и переживающий свою жизнь человек, неповторимая личность.

Поэтому книга построена как разговор, в котором можно ходить кругами, возвращаться к одному и тому же, рассматривая вещи с разных сторон, чтобы видеть их объемно. И речь в ней не только о происходящем с ребенком, но и о родителях с их сомнениями и переживаниями, выборами и внутренними ресурсами, благодаря которым они могут быть по-настоящему творческими и эффективными помощниками детей в развитии и подготовке к самостоятельной жизни.

Если вам удастся найти в книге собеседника, разговор с которым – согласны вы с ним или нет – помог вам что-то прояснить, на что-то взглянуть иначе, в чем-то укрепиться, найти поддержку, значит книга свою задачу выполнила. Мне остается пожелать этого вам и себе.

В. Е. Каган, август 2014

Немного истории

Аутизм не новое расстройство, а новый диагноз. Такие дети были всегда, но ученые начали проявлять внимание к ним сравнительно недавно. Некоторые психиатры описывали детей с поражениями головного мозга, чье состояние очень напоминает то, что сегодня называют аутизмом. В 1919 году американский психолог Л. Уитмер описал историю мальчика Дона, который в 2 года и 7 месяцев был практически лишен способности к общению, но в результате длительного специального обучения смог преодолеть значительную часть имевшихся затруднений. У нас в стране в 20-30-е годы Т.П. Симсон, Г. Е. Сухарева и другие описывали очень похожие на аутизм нарушения как проявления детской шизофрении и связанных с ней состояний.

Но первым, кто стал рассматривать аутизм как особое нарушение, дал ему имя и положил начало его специальному изучению, был американский психиатр Лео Каннер. Историю аутизма в сегодняшнем его понимании принято отсчитывать от его статьи, опубликованной в 1943 году. Из множества наблюдавшихся им детей он выделил двенадцать со своеобразным расстройством, определяющей чертой которого была недостаточность эмоционального контакта и общения начиная с самого раннего возраста.

В 1944 году австрийский педиатр Ганс Аспергер независимо от Каннера опубликовал статью о детях с недостаточностью эмоционального контакта, похожей на описанную Каннером, но не столь сильно выраженной. Он рассматривал это как своеобразное развитие характера: «При попытках найти и описать с помощью понятий то основное нарушение, которое, как нам представляется, является основным организующим началом личности у детей с данным отклонением, мы выбрали обозначение „аутистическая психопатия“. Название происходит от понятия аутизма – психического нарушения, крайне сильно выраженного у больных шизофренией». В одной из последующих работ Аспергер ссылался на статью Г. Е. Сухаревой о шизоидной психопатии в связи с описанным им состоянием. Сегодня слово психопатия в ходу разве что в бытовом языке, а в классификациях психических расстройств психопатии заменены термином «расстройства личности» – и аутистическая психопатия в них не входит.

Каннер и Аспергер относили описанные ими состояния к расстройствам шизофренического круга. Слово «шизофрения» и все с ним связанное выглядит пугающим, воспринимается как приговор, вызывает отвержение. Но что стоит за этими словами? Эрнст Кречмер, опираясь на изучение душевных болезней, сформулировал представление о шизоидной конституции, которая может проявляться на уровне: 1) шизотимии – варианта нормы без нарушений приспособления к жизни; 2) шизоидии – психопатии, делающей человека трудным для себя и окружающих; 3) шизофрении – психоза. Границы между ними могут быть весьма размыты, так что мне приходилось за годы практики встречать успешно работающих на высоких должностях людей с несомненными шизоидией и шизофренией. Больше того, именно такие люди совершают большинство действительно новых открытий, и многие исследователи писали о связи творчества с расстройствами шизофренического круга. Сегодня – особенно среди родителей аутичных детей – мнение о связи аутизма с шизофренией, мягко говоря, не очень популярно. Часто слышу звучащее со смесью страха и надежды: «Скажите, доктор, это не шизофрения?» Это отдельный большой разговор, и я только хочу подчеркнуть, что Каннер и Аспергер говорили на том языке, на котором говорила психиатрия того времени – их слова не окончательный вердикт и тем более не приговор к шизофрении.

В 1949 году мой учитель профессор С. С. Мнухин, один из основоположников детской психиатрии у нас в стране, бывший в блокадном Ленинграде консультантом военных госпиталей, описал психические нарушения у детей, перенесших голод с дистрофией. В ней он упоминал о расстройствах, сходных с теми, о которых говорил Каннер. Думаю, не нужно говорить, что он в то время просто не имел возможности следить за зарубежной психиатрической литературой и выловить в ее потоке статью Каннера. В последующие годы, изучая нарушения при различных поражениях мозга, он рассматривал нарушения развития и поведения, очень близкие к описанным Каннером и Аспергером. Когда зарубежная литература стала мало-мальски доступна и сведения о набиравшем на Западе силу изучении детского аутизма проникли через железный занавес, он и его сотрудники в 1967 году подытожили свой опыт в первой у нас в стране статье о детском аутизме.

Как можно видеть, уже с самого начала определились три линии понимания детского аутизма: тяжелое расстройство контакта, расстройство характера и нарушение, связанное с мозговыми причинами. Границы между ними часто расплывчаты, и далеко не всегда удается сказать, где кончается одно и начинается другое. Так, один из описанных Аспергером в его первой статье случаев скорее относится к органическим нарушениям, которые изучал С. С. Мнухин.

Детский аутизм быстро привлек внимание врачей и исследователей. С этим вниманием было связано много надежд, и трудно назвать средства, которые не пытались бы использовать для его лечения – от витаминов до психотропных средств. Но в 1973 году Каннер заметил, что «прошедшие 30 лет не принесли существенного прогресса в понимании проблемы». Однако в это же время помогать аутистам начали психологи и социальные работники, стали складываться первые объединения родителей для оказания поддержки таким детям и т. д. Другими словами, закладывались основы той разветвленной и многообразной помощи, которая есть сегодня.

Долгое время аутизм не входил в классификации психических расстройств. Для его обозначения использовались разные диагнозы: детская шизофрения, шизоидная психопатия, органический аутизм и др. В 1980 году он был впервые введен в классификацию как одно из нарушений в группе так называемых первазивных (общих) расстройств развития. Диагноз «детский аутизм» мог ставиться детям до 12-летнего возраста, а потом менялся на один из принятых для взрослых диагнозов. Считалось, что это сугубо детское расстройство, которое лишь со вступлением в период полового созревания приобретает определенные черты. Позже это ограничение было снято, определение «детский» отпало, и теперь диагноз «аутизм» может сопровождать человека на протяжении всей жизни. В последней классификации он выделен в отдельную диагностическую рубрику «Расстройства аутистического спектра».


Таблица 1

Аутистические синдромы у детей (Каган В.Е, 1981 год)


Синдромы

Основной этиологический фактор

Патогенетическая основа

Динамика

Аутизм при шизофрении

Наследственность

Специфическая диссоциация психических функции

Проградиентность

Аутизм при шизоидной психопатии

Наследственность

Контрастные черты характера

Непроградиентность

Детский аутизм

Экзогенные вредности в антенатальном и пренатальном периоде

Асинхрония, неравномерность, задержка психического развития

Прогрессирующие развитие психики

Органический аутизм

Экзогенные вредности в постнатальном онтогенезе

Психическое недоразвитие, резидуальные психопатии

Развитие психики определяется возможностями терапии

Парааутистические состояние

Психогении

Невротические реагирование

Динамика в психическом развитии различная

Таблица 2

Клиническая дифференциация эволютивного аутизма


Синдром Аспергера

Синдром Каннера

Аутизм

Легкий/средний; с годами смягчается, сохраняется социальная неуклюжесть

Аутизм в тяжелой форме сохраняется на протяжении жизни, изменяет

психическое развитие



Речь

Раннее развитие грамматически и стилистически правильной речи

Больные поздно начинают

говорить, речь не выполняет

коммуникативной функции

(эхолалии) и в 50% плохо развита



Моторика

Моторная неуклюжесть

Крупная моторика угловатая с двигательными стереотипиями, а атетозоподобными движениями, ходьбой с опорой на пальцы ног, мышечной дистонией

Интеллект

Высокий или выше среднего. Больные обучаются по общеобразовательной программе, получают высшее образование.

После 35-40 лет создают семью.



Когнитивные нарушеня

с рождения. К пубертатному возрасту

интеллект диссоциированно снижен (IQ

Обучаются по коррекционной

Программе VIII вида.


Таблица 3

Различия раннего детского аутизма и детской шизофрении


Ранний детский аутизм

Шизофрения в детском возрасте

Отсутствие бреда и галлюцинаций у детей с РДА (даже в юношеском возрасте)

Наличие бреда и галлюцинаций

Детский аутизм достоверно преобладает у мальчиков

При шизофрении распределение по полу равномерно

В семьях аутистов редки случай заболевания родственников шизофренией

Более низкий социальный статус родителей

Более высокий социальный статус родителей

Имеют место ремиссии и рецидивы

Ремиссии и рецедивы отсутвуют

Доминируют наследственные фактооры

В анамнезе чаще пренатальные осложнения

Ребенок развивался нормально и затем заболел

Период нормального развития ребенка отсутвуют

Активный уход от реальности

Задержка в развитии социальных отношений

Таблица 4

Различия раннего детского аутизма (инфантильный аутизм) и синдрома Аспергера (аутистическая психопатия)


Ранний детский аутизм

Синдром Аспергера

Выявляется сразу после рождения на первом году жизни

Странности отмечаются на 2-3 году жизни и особенно ясно проявляются впервые годы обучения в школе

Ходить начинает раньше чем говорить

Речь проявляется раньше ходьбы

Встречается у мальчикови девочек

Чаще встречается у мальчиков

Позновательный дефект

Дефект интуиции

Плохой социальный прогноз

Хороший социальный прогноз

Речь не имеет коммуникативной функции

Речь используется как средство общения

Нет зрительного контакта, не замечает других людей

Зрительный контакт беглый, избегает чужого взгляда

При госпитализации нет тоски по дому

При госпитализации есть тоска по обстановке дома, но не по людям («ностальгия кошек»)

Интеллектуальные проявления бедны

Хорошие общие и специальные способности

Поведение беспокойно

Поведение странно

Парааутистические состояния - это близкие, похожие на аутизм по своим внешним характеристикам, особенности психического развития ребенка, но вызванные не наличием синдрома, а неблагоприятными условиями жизни ребенка: ранняя родительская или иная депривация, большое количество времени, которое ребенок провел в больнице, в отрыве от родителей, длительные хронические заболевания и др. Приставка «пара-» указывает на то, что сходные с аутизмом состояния развиваются по иным причинам и само состояние не всегда является стойким: изменение условий развития ребенка приводит к тому, что аутизм становится все менее и менее заметным вплоть до полной нормализации общения.

Особый интерес представляет классификация О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и М. М. Либлинг (1997), построенная с учетом степени тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома. Вышеупомянутыми авторами были выделены следующие четыре группы аутичных детей:

В первую группу входят дети с наиболее глубокой аффективной патологией. Они а утичны, не только не владеют формами контакта, но и не испытывают потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития, они нуждаются в постоянном уходе . В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий: он проявляется в виде полной отрешенности от происходящего вокруг. В связи с этим авторы выделяют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром для этой группы детей .

Во вторую группу вошли дети с более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз развития у этой группы лучше, чем у предыдущей. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с РДА является отвержение окружающей реальности .

В третью группу вошли дети с большей произвольностью в поведении . В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.

В четвёртую группу вошли дети с менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе . Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими .

Информация для клинических (медицинских) психологов: экспериментально-психологическое (патопсихологическое) исследование дает информацию об индивидуально-психологических свойствах и психическом состоянии больного с РАС, которые необходимы для уточнения диагноза и подбора психотерапевтической тактики. Используются шкалы измерения интеллекта Векслера (оригинальный вариант WISC-IV, и его отечественные модификации для детей от 5 лет до 15 лет 11 месяцев и для дошкольников от 4 до 6,5 лет).

Для исследования когнитивных функций используют изучение памяти: 10 слов (или 5, 7 в зависимости от возраста и особенностей ребенка), парные ассоциации, методики на тактильную и стереогностическую память; для исследования внимания применяют шифровку, таблицы Шульте (в соотвествующем возрасте); для исследования мышления включают малую предметную классификацию, геометрическую классификацию, пересечение классов, включение подкласса в класс, конструирование объектов, кубики Кооса и др.; для исследования восприятия (зрительного) - фигуры Липера, идентификацию формы, перцептивное моделирование, разрезные предметные картинки.

Для исследования эмоций и личности употребляют графические пробы (рисунок себя, семьи, РНЖ и др. варианты), сюжетные картинки, моделирующие житейские ситуации, распознавание мимической экспрессии основных эмоций человека (горе, радость, удовльствие, неудовольствие, испуг, гнев, печать), распознавание эмоционально выразительных движений, поз и жестов.
4. Нарушение речи и организация помощи аутичному ребенку в установлении дистанции, налаживании первоначального контакта и формировании жестов и иных способов невербального общения.

Нарушения речи :

Иногда речь появляется своевременно или даже раньше обычного. В дальнейшем ребенок говорит, и:


    1. Речь может быть полноценной.

    2. Может формироваться «странная речь», иногда полностью не­понятная для окружающих. Такую речь мы будем называть «псевдоречью», поскольку она не направлена ни на передачу смысла, ни на общение (а именно этим целям служит истинная речь).

    3. У ребенка может быть сочетание нормальной речи и псевдоречи.
Чаще ребенок остается безречевым.

  1. В одних случаях около года у него появляются отдельные слова (даже сложные), но потом они исчезают, и ребенок остается неговорящим. Вероятно, ребенок теряет слова, так как не видит смысла в их употреблении.

  2. В других случаях речь не развивается изначально.

  3. Нарушается и несловесная коммуникация (мимика и жестовая речь).

Жестовая речь:

Отсутствие жестикуляции в целях общения . Ребенок использует примитивные формы коммуникации: тащит мать в нужном ему направлении, приносит ей апельсин, чтобы она его почистила. То есть использует жесты, сообщающие о его нуждах. При этом жестов, с помощью которых передаются мысли и чувства, нет (ребенок не хлопает в ладоши, выражая радость; не кивает головой вместо «да»; не показывает на предмет: «посмотри»).

Ребенок не понимает смысл жестов окружающих (не подойдет, если его поманить пальцем; не догадается посмотреть в ту сторону, в которую смотрит другой человек). От этого он оценивает ситуацию неадекватно.

Ребенок не понимает значений мимических выражений. Он может не различать даже противоположные выражения: сердитое лицо не отличит от улыбающегося.


Понимание речи: нарушается в разной степени. Даже если аутичный ребенок говорит, он может не до конца понимать речь.

Ребенок может вообще не реагировать на звуки, на свое имя, что вызывает подозрение в нарушении слуха.

Может быть неустойчивая реакция на речь. Иногда ребенок быстро реагирует на определенные звуки и слова, в других случаях те же самые слова не привлекают его внимания.

Когда ребенок неравномерно реагирует на речь, трудно оценить, насколько он ее понимает.

Ребенок может понимать смысл отдельно произнесенных слов, но не понимать этих же слов в предложении.

Значения слов могут закрепляться за контекстом, в котором впервые усвоены, и не переноситься в другие ситуации. Например, ребенок понял смысл слова «да», когда соглашался гулять, и решил, что оно означает только это согласие .

Ребенок может сужать значения слов - он относит слово только к единичному предмету. Например, под «пуговицами» могут иметься в виду только пуговицы на мамином пальто.

Ребенок не понимает (или плохо понимает) переносные значения слов. Не понимает шуток.

Ребенок не «додумывает», не завершает смысл фразы, а понимает ее лишь в объеме услышанной словесной формулировки. В итоги он может не понять или не точно понять высказывание. Например: Пойди посмотри, заперта ли дверь? (ребенок ушел и не возвращается). Что же ты не пришел, не сказал, что дверь откры та? Он: Я пошел и посмотрел, она открыта.
Собственная речь: в благополучном варианте у ребенка есть речь как средство реального общения. Речь имеет некоторые странности (не обязательно).

Ребенок использует редкие или замысловатые слова, несвойственные его возрасту. Иногда - неуместно (не по смыслу или без учел общего стиля высказывания).

Странная манера говорить: вычурная, манерная. Например, ребенок может говорить нараспев или скандировать.

Резонерство. Ребенок высказывается пространными предложениями, избыточными для передачи смысла. Кажется, что он красуется.


«Псевдоречь»: ребенок производит впечатление говорящего (и даже хорошо говорящего), что может ввести в заблуждение. Как бы ни была богата его речевая продукция, если она не нацелена на передачу смысла или общение - это псевдоречь. Например, ребенок читает наизусть множество стихов, во не может ответить на простой вопрос (и даже понять его). Возможно, псевдоречь - это уловка, с помощью которой ребенок уходит от истинной речи (настоящего общения).

Ребенок отлично произносит разнообразные слова, но не может скомпоновать их в предложение. Выходит бессмыслица (то есть речи как способа сообщения смысла и осуществления коммуникации - нет).

Кажется, что речевое развитие ребенка продвигается благополучно, он легко запоминает новые слова, но через какое-то время они исчезают. Они исчезают за ненадобностью, поскольку он не вводит их в общение.

Ребенок не изменяет личные местоимения в соответствии с контекстом, повторяет их, как услышал: Тебя как зовут? Он: Тебя зовут (называет свое имя).

Ребенок моментально или отсрочено (один раз или многократно) повторяет услышанное слово или высказывание вне связи с реальной ситуацией.

Постоянно повторяет бессмысленные слова или фразы, иногда шепотом.

Может быть бессмысленное рифмование (ложно трактуемое как попытка сочинять стихи).

Ребенок придумывает собственные слова (неологизмы). Бывает, из них состоит вся его речь.

К сожалению, на псевдоречь ребенка нельзя опереться, чтобы «запустить» полноценную речь. Если у ребенка лишь псевдоречь , к нему нужно относиться как к неговорящему. Если же наряду с псевдоречью есть и нормальная речь (ориентированная на смысл и общение), псевдоречь нужно игнорировать, «не понимать» и пресекать. Она только препятствует развитию ребенка.
Как помочь аутичному ребенку

Прогноз при аутизме разный, часто неопределенный. Одни дети остаются немыми и некоммуникабельными, другие становятся разговорчивыми и активными, хотя и испытывают трудности в общении и ориентации во внешнем мире.

Если не остаётся надежды, что ребенок овладеет разговорным языком, есть смысл научить его читать и писать (если позволит интеллект) Это даст ребенку какую-то возможность общаться. Для детей с аутизмом письменная речь бывает доступнее разговорной, поскольку не требует непосредственного контакта с собеседником. Но имейте в виду: после постановки письменной речи устная вряд ли появится (ребенок! не будет в ней нуждаться).

Результат и сама возможность постановки устной речи у ребенка с аутизмом зависят от выраженности нарушения. При полной неконтактности ребенка наладить занятия с ним вообще не удастся. Низкий интеллект также не позволит ему освоить речь. Желательно, чтобы кроме логопеда с ребенком работали и другие специалисты (нейропсихолог, психиатр, психолог). Такой комплексный подход осуществляется в специализированных центрах для детей с аутизмом.

К сожалению, этих центров пока мало, и они не везде есть, поэтому с ребенком чаще всего занимается логопед (или даже только родители). Ставить речь при аутизме нужно теми же приемами, что при алалии.
Установление дистанции общения:

Дистанция для аутичного ребенка - что-то вроде «фактора выжы вания ». Он может физически не выносить приближения, нарушающем определенную границу.

Основное правило - не форсируйте процесс общения. На поиски контакта может уйти много времени. Ребенок может так и не пойти на сближение. Бывает, что он отказывается от общения с одним человеком , но с доверчивостью принимает другого.


  1. Ребенок не отрывается от матери, утыкается в ее плечо, используя материнские объятия «как щит и забрало». В этой ситуации посторонний человек работать с ребенком не сможет. Что-то сделать для него может лишь мать. Нужно попробовать аккуратно отучить ребенка от рук.

  2. Ребенок способен сидеть один. В этой ситуации можно начать устанавливать дистанцию общения. «Укорачивайте» дистанцию постепенно.

  • Ребенок может забиваться в угол, залезать под стол, в шкаф, отворачиваться к стене. Не спешите вытаскивать его из «убежища». Пробуйте сократить дистанцию и следите за его реакцией. Подойдите ближе (загляните под стол, в шкаф). Если ребенок отворачивается, не пытайтесь его развернуть. Найдите минимальную дистанцию, которую он терпит.

  • Если ребенок находится в труднодоступном месте (например, в шкафу), попытайтесь «выманить» его оттуда. «Общайтесь» с ним через приоткрытую дверь. Попробуйте постучать, просунуть ему что-то в щелку. Следите, подсматривает ли он за вами. Желательно, чтобы он вышел из шкафа сам. Если вывести его насильно, шансы на доверительный контакт резко уменьшатся.

  1. Ребенок находится в доступном месте.

  • Проверьте, как он отреагирует на ваш наклон к нему, оцените предпочтительное для него расстояние между вами.

  • Очень осторожно проверьте, как он относится к прикосновениям.

  1. Если до него можно дотронуться, проверьте, можно ли с ним физически взаимодействовать: слегка потрясите его за плечи, «поздоровайтесь» ручками, поиграйте «в ладушки», попробуйте взять за подбородок.

  2. Будьте осторожны. То, что ребенок позволил вам сегодня, не обязательно «пройдет» в следующий раз.

Налаживание первоначального контакта:

При выраженном аутизме установить первоначальный контакт можно лишь «на территории ребенка» - в сфере его собственных интересов, приятных и доступных ему действий. Считайтесь с дистантными предпочтениями ребенка . Дети с аутизмом очень разные, поэтому к каждому приходится подбирать свой «ключик». Так что ниже приводятся не «инструкции к действию», а «наброски» возможных способов взаимодействия с детьми.


  1. Проверьте, возможен ли «глазной» (визуальный) контакт. Дети с выраженным аутизмом отводят взгляд, смотрят «сквозь», либо на ту или иную часть лица или одежды. Избегайте по отношению: ним прямого взгляда, коротко «касайтесь глазами» их лица.

  2. Для начала важно хоть как-то «зацепить» внимание ребенка. Используйте несловесные способы.

  • Если ребенок сидит, отвернувшись, попробуйте привлечь его внимание какими-либо звуками. Если он под столом, попробуйте бросать на пол мяч и катать его ногой. Незаметно «подсматривайте», как ребенок реагирует.

  1. Налаживание совместной деятельности.

  • Если ребенок чем-то занят (выполняет стереотипное действие: катает машинку), какое-то время просто наблюдайте. Затем начните повторять его действия, но совершенно автономно. Постепенно подключайтесь к действиям ребенка: катайте свою машинку рядом с его, пробуйте изменить траекторию движения его машинки (преградите ему дорогу), поменяйтесь игрушками. Очень хорошо, если ребенок сам изменит сценарий игры. Сейчас же подключитесь к новому сценарию (следуйте за ребенком). Затем опять пытайтесь перестроить его действия.

  • Дети с аутизмом любят конструировать, складывать кубики. сортировать предметы. На этом фоне можно начать совместную деятельность.

  1. У аутичного ребенка плохо развиты подражательные способности, что мешает ему вступать в контакт. Выполняйте с ним действия по подражанию.

  • Сначала сами копируйте действия ребенка - по нескольку раз, чтобы он понял, что вы повторяете намеренно. Затем нужно выполнять ваши действия - любые движения: положить что-то, взять, поменять местами, помахать рукой.

  • Пусть ребенок повторяет ваши действия, глядя (на себя и на вас) в зеркало. «Зеркальный» контакт для него может быть приемлемей прямого.

  1. После налаживания совместного манипулирования предметами можно опробовать «звуковое общение» (не словесное «Перекликайтесь» с ребенком звуками: постукиваниями, шорохами; звуками, издаваемыми звучащими игрушками, музыкальными инструментами.

  2. Затем попробуйте вступить в словесный контакт. Проверьте, обращает ли ребенок внимание на речь, откликается ли на имя, показывает ли названные предметы, выполняет ли действия по инструкции.

  • Если ребенок не реагирует на обычную речь, испробуйте
    upload -> Государственный образовательный
    upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
    upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015

Герой произведения, уезжая в США, берёт с собой лишь с небольшой фанерный чемодан. Открыв его через несколько лет, он обнаруживает там двубортный костюм, поплиновую рубашку, вельветовую куртку, три пары финских креповых носков, зимнюю шапку из фальшивого котика. Каждый из этих предметов становится поводом для воспоминаний.

Сергей Довлатов
Чемодан (сборник)

…Но и такой, моя Россия,

ты всех краев дороже мне…

Александр Блок

Предисловие

В ОВИРе эта сука мне и говорит:

Каждому отъезжающему полагается три чемодана. Такова установленная норма. Есть специальное распоряжение министерства.

Возражать не имело смысла. Но я, конечно, возразил:

Всего три чемодана?! Как же быть с вещами?

Например?

Например, с моей коллекцией гоночных автомобилей?

Продайте, - не вникая, откликнулась чиновница.

Если вы чем-то недовольны, пишите заявление.

Я доволен, - говорю.

После тюрьмы я был всем доволен.

Ну, так и ведите себя поскромнее…

Через неделю я уже складывал вещи. И, как выяснилось, мне хватило одного-единственного чемодана.

Я чуть не зарыдал от жалости к себе. Ведь мне тридцать шесть лет. Восемнадцать из них я работаю. Что-то зарабатываю, покупаю. Владею, как мне представлялось, некоторой собственностью. И в результате - один чемодан. Причем довольно скромного размера. Выходит, я нищий? Как же это получилось?!

Книги? Но в основном у меня были запрещенные книги. Которые не пропускает таможня. Пришлось раздать их знакомым вместе с так называемым архивом.

Рукописи? Я давно отправил их на Запад тайными путями.

Мебель? Письменный стол я отвез в комиссионный магазин. Стулья забрал художник Чегин, который до этого обходился ящиками. Остальное я выбросил.

Так и уехал с одним чемоданом. Чемодан был фанерный, обтянутый тканью, с никелированными креплениями по углам. Замок бездействовал. Пришлось обвязать мой чемодан бельевой веревкой.

Когда-то я ездил с ним в пионерский лагерь. На крышке было чернилами выведено: "Младшая группа. Сережа Довлатов". Рядом кто-то дружелюбно нацарапал: "говночист". Ткань в нескольких местах прорвалась.

Изнутри крышка была заклеена фотографиями. Рокки Марчиано, Армстронг, Иосиф Бродский, Лоллобриджида в прозрачной одежде. Таможенник пытался оторвать Лоллобриджиду ногтями. В результате только поцарапал.

А Бродского не тронул. Всего лишь спросил - кто это? Я ответил, что дальний родственник…

Шестнадцатого мая я оказался в Италии. Жил в римской гостинице "Дина". Чемодан задвинул под кровать.

Вскоре получил какие-то гонорары из русских журналов. Приобрел голубые сандалии, фланелевые джинсы и четыре льняные рубашки. Чемодан я так и не раскрыл.

Через три месяца перебрался в Соединенные Штаты. В Нью-Йорк. Сначала жил в отеле "Рио". Затем у друзей во Флашинге. Наконец снял квартиру в приличном районе. Чемодан поставил в дальний угол стенного шкафа. Так и не развязал бельевую веревку.

Прошло четыре года. Восстановилась наша семья. Дочь стала юной американкой. Родился сынок. Подрос и начал шалить. Однажды моя жена, выведенная из терпения, крикнула:

Иди сейчас же в шкаф!

Сынок провел в шкафу минуты три. Потом я выпустил его и спрашиваю:

Тебе было страшно? Ты плакал?

А он говорит:

Нет. Я сидел на чемодане.

Тогда я достал чемодан. И раскрыл его.

Сверху лежал приличный двубортный костюм. В расчете на интервью, симпозиумы, лекции, торжественные приемы. Полагаю, он сгодился бы и для Нобелевской церемонии. Дальше - поплиновая рубашка и туфли, завернутые в бумагу. Под ними - вельветовая куртка на искусственном меху. Слева - зимняя шапка из фальшивого котика. Три пары финских креповых носков. Шоферские перчатки. И наконец - кожаный офицерский ремень.

На дне чемодана лежала страница "Правды" за май восьмидесятого года. Крупный заголовок гласил: "Великому учению - жить!" В центре - портрет Карла Маркса.

Школьником я любил рисовать вождей мирового пролетариата. И особенно - Маркса. Обыкновенную кляксу размазал - уже похоже…

Я оглядел пустой чемодан. На дне - Карл Маркс. На крышке - Бродский. А между ними - пропащая, бесценная, единственная жизнь.

Я закрыл чемодан. Внутри гулко перекатывались шарики нафталина. Вещи пестрой грудой лежали на кухонном столе. Это было все, что я нажил за тридцать шесть лет. За всю мою жизнь на родине. Я подумал - неужели это все? И ответил - да, это все.

И тут, как говорится, нахлынули воспоминания. Наверное, они таились в складках этого убогого тряпья. И теперь вырвались наружу. Воспоминания, которые следовало бы назвать - "От Маркса к Бродскому". Или, допустим, - "Что я нажил". Или, скажем, просто - "Чемодан"…

Но, как всегда, предисловие затянулось.

Креповые финские носки

Э та история произошла восемнадцать лет тому назад. Я был в ту пору студентом Ленинградского университета.

Существуют в мире точные науки. А значит, существуют и неточные. Среди неточных, я думаю, первое место занимает филология. Так я превратился в студента филфака.

Через неделю меня полюбила стройная девушка в импортных туфлях. Звали ее Ася.

Ася познакомила меня с друзьями. Все они были старше нас - инженеры, журналисты, кинооператоры. Был среди них даже один заведующий магазином.

Эти люди хорошо одевались. Любили рестораны, путешествия. У некоторых были собственные автомашины.

Все они казались мне тогда загадочными, сильными и привлекательными. Я хотел быть в этом кругу своим человеком.

Позднее многие из них эмигрировали. Сейчас это нормальные пожилые евреи.

Жизнь, которую мы вели, требовала значительных расходов. Чаще всего они ложились на плечи Асиных друзей. Меня это чрезвычайно смущало.

Вспоминаю, как доктор Логовинский незаметно сунул мне четыре рубля, пока Ася заказывала такси…

Всех людей можно разделить на две категории. На тех, кто спрашивает. И на тех, кто отвечает. На тех, кто задает вопросы. И на тех, кто с раздражением хмурится в ответ.

Асины друзья не задавали ей вопросов. А я только и делал, что спрашивал:

Где ты была? С кем поздоровалась в метро? Откуда у тебя французские духи?..

Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает. И они без конца задают вопросы, хотя правдивые ответы им совершенно не требуются…

(Каган В.Е., 1976).

1. Симптом мимической атонии – своеобразная мимика лица ребенка, не выражающая каких-либо эмоций, постоянное сонно-задумчивое, с оттенком недоумения выражение лица, которое меняется только при сильных, в высокой мере эмоционально значимых стимулах.

2. Симптом отсутствия звукоизобразительных и звукоподражательных образных слов, свидетельствующий о выпадении одного из этапов нормального речевого развития, характерно для детей раннего возраста.

  • - Смотри синоним: Симптомы отмены...
  • - Этимология. Происходит от греч. symptoma - совпадение, признак. Автор. Описаны как группа W.Birkmayer Категория. Симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - - его симптоматика включает: 1) отсутствие или ослабленное проявление комплекса оживления к людям и его наличие по отношению к неодушевленным предметам; 2) дефекты речи - мутизм, эхолалии...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - см. синдром Каннера...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Минус - симптомы - симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств. Описаны как группа W. Birkmayer . Виды:  ...

    Психологический словарь

  • - С клинической точки зрения ранний детский аутизм, аутистический синдром, синдром Каннера, является одним из наиболее тяжелых нарушений развития...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - : 1. Симптом галлюцинаторного двойника. Описанный автором больной с левосторонним очаговым поражением головного мозга видел лежавшего рядом с ним двойника. 2...
  • - : 1. Аритмомания, склонность к навязчивому счету. 2. Неприятные ощущения, носящие характер сенестопатий или тактильных галлюцинаций...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Выделены H.J. Jackson в соответствии с концепцией диссолюции. Генез их объяснялся снижением уровня психической функции в связи с выпадением иерархически вышерасположенных отделов...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Понятие, введенное в связи с психофармакологическими исследованиями. Речь идет о психопатологических симптомах, на которые как бы нацеливается тот или иной препарат...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - : 1. Своеобразное "расстройство зрения" при старческом слабоумии...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Клинические проявления болезни. Различают С. общие и местные, функциональные и органические, диффузные и очаговые, благоприятные и неблагоприятные...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - см. Таз инфантильный...

    Большой медицинский словарь

  • - издавался в Москве в 1874...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - светло-желтый, бежевый, светло-коричневый...

    Словарь русского арго

"Кагана симптомы детского аутизма" в книгах

1.2.3. Индивидуальные способы категоризации (теория когнитивного темпа Дж. Кагана)

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

1.2.3. Индивидуальные способы категоризации (теория когнитивного темпа Дж. Кагана) Первоначально Дж. Каган изучал индивидуальные различия в процессах категоризации объектов с помощью двух методических процедур. Так, детям предъявлялись изображения трех хорошо знакомых

3.8. Коррекционно– педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (синдром раннего детского аутизма)

Из книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии автора Борякова Наталья Юрьевна

3.8. Коррекционно– педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (синдром раннего детского аутизма) Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмомРанний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных

23.3. Изоляция великого хана [кагана; кит. «кэхань»]

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

23.3. Изоляция великого хана [кагана; кит. «кэхань»] На севере Китая в середине первого тысячелетия племенной союз тюрков (кит. туцзюэ) создал мощное государство [тюркский каганат (Тюрк эль)], во главе с великим ханом - каганом [на ту пору Шэту (правил 581–687), прозывавшийся

Послы кагана росов у франкского императора

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Послы кагана росов у франкского императора Самое первое, но, к счастью, весьма пространное сообщение о русах сохранилось в так называемых Бертинских анналах. Оно как раз касается загадочного государства русов, во главе которого стоял хакан (каган). Жесткие споры о его

2. Симптомы болезни - симптомы больного. Патогномоничные и индивидуальные симптомы

автора Кёллер Герхард

2. Симптомы болезни - симптомы больного. Патогномоничные и индивидуальные симптомы Симптомы, выявляемые на основе жалоб больного, наблюдения и исследования - это пестрая смесь. В ней мы должны выделить и дать оценку двум группам симптомов: первая группа ведет к

3. Объективные и субъективные симптомы - признаки и симптомы

Из книги Гомеопатия. Часть I. Основные положения гомеопатии автора Кёллер Герхард

3. Объективные и субъективные симптомы - признаки и симптомы В английской гомеопатической литературе объективные симптомы, выявляемые при осмотре, пальпации, обозначают словом «Signs»- признаки. Сюда же относят и различные показатели инструментального исследования.

1. Синдром раннего детского аутизма

Из книги Игры с аутичным ребенком автора Янушко Елена

1. Синдром раннего детского аутизма Введение в проблему Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек.

Синдром раннего детского аутизма

автора

Синдром раннего детского аутизма Тип странного, погруженного в себя человека, возможно, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, достаточно известен в человеческой культуре.

Причины развития детского аутизма

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Причины развития детского аутизма Поиски причин шли по нескольким направлениям. Как уже упоминалось, первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий

Классификации детского аутизма

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Синдром детского аутизма

автора Баенская Елена Ростиславовна

Синдром детского аутизма Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала Х1Хвека (J. Haslam, 1809; Е.М. Itard, 1801, 1807); их число

Психологическая классификация синдрома детского аутизма

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Психологическая классификация синдрома детского аутизма Наряду с созданием систем клинической классификации детского аутизма, потребность в которых определяется задачами диагностики и дифференцированного лечения (В.М. Башина, 1999), существует необходимость

Подростки и взрослые с последствиями детского аутизма

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Подростки и взрослые с последствиями детского аутизма Проблемы подростков и взрослых В настоящее время детский аутизм в международной психиатрической классификации рассматривается как особый тип нарушения психического развития, проявляющийся на всем протяжении

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма Групповая работа является закономерным этапом психологической помощи при аутизме. С возрастом она начинает занимать все более важное место. Как уже было сказано, дети, страдающие

Лебединская К. С, Никольская О. С ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА)

Из книги Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия автора Астапов Валерий

Лебединская К. С, Никольская О. С ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА) Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и