Свет и здоровье. Влияние освещенности на организм

Влияние света на организм человека велико, поскольку от правильного освещения зависит большинство биологических процессов. По статистике человек находится на работе (зачастую в офисе) около 40 часов в неделю. Таким образом, большую часть светового дня мы проводим под искусственным освещением.

Негативное влияние света на человека выражается в всплесках активности и энтузиазма, внезапно появляющейся полной апатии, частой сонливости и невероятная усталость. Иными словами, свет оказывает колоссальное влияние на здоровье нашего организма. Этот факт объясняется тесной связью наших внутренних биологических часов и освещения.

Современные световые технологии шагнули далеко вперед, разработав уникальное освещение, которое положительно воздействует на организм человека.

В чем заключается влияние света на человека?

Плохое освещение негативно воздействует на наше зрение, приводит к быстрому утомлению, снижает работоспособность, вызывает дискомфорт, является причиной головной боли и бессонницы. Воздействие света на человека, а также на протекание биологических ритмов внутри его организма доказано научным путем. Например, известно, что при естественном солнечном освещении свете человек более активный, жизнерадостный и бодрый.

Таким образом, влияние освещения на здоровье человека неоспоримо. Заключается оно в запуске реакцию чувствительного фотопигмента в глазах человека, что влияет на циркадные циклы в организме.

Воздействие света на человека. Циркадные циклы

Циркадный цикл – это изменение процессов в человеческом организме, происходящее в течение суток. В данный цикл входит время сна и время бодрствования, состояние активности и состояние расслабления, пики продуктивности и пики усталости. Все происходящие изменения ритмов происходят из-за воздействия гормонов, таких как мелатонин (ответственный за сон), кортизол (отвечает за активность), допамин (структурирует настроение) и др. Уровень содержания данных гормонов в течение 24 часов изменяется, что и являет собой главную причину изменения биологических ритмов. Оптимальный циркадный цикл обеспечивает человеку бодрое и активное состояние, хорошее настроение, здоровый сон.



Какое влияние оказывает дневной свет на циркадный цикл?

Как говорилось ранее, влияние света на циркадный цикл заложено природой человеческого организма. В вечернее время, когда свет становится менее интенсивным, уровень мелатонина в нашем организме начинает повышаться, следовательно, мы переходим в расслабленное состояние, отчетливее чувствуем усталость и испытываем сонливость. С наступлением утра и появления солнца уровень гормона сна идет на спад, организм выходит из фазы сна и переходит в фазу активности.

Именно поэтому осенью и зимой человек испытывает постоянную вялость, апатию, сонливость, упадок сил. Иными словами, в осенне-зимний период рассветы становятся поздними, что является причиной недостатка солнечного света и, соответственно, уровень мелатонина постоянно повышенный, а кортизола – пониженный.

То есть, дневной солнечный свет и биологические ритмы внутри организма зависимы друг от друга – именно этим и объясняется влияние света на человека.

Управление влиянием освещения на здоровье человека



Как при помощи света управлять циркадными циклами?

В современном мире мы вынуждены большую часть времени находиться при искусственном освещении. Таким образом, воздействие света на человека заключается в том, мелатонин и кортизол находятся не на должном оптимальном уровне. Искусственный свет подавляет гормон сна, из-за чего человек не испытывает сильной сонливости, но при этом его настроение ухудшается. Иными словами, влияние искусственного света на организм человека разрушительное и негативно сказывается на активности и работоспособности человека.

К счастью, современные исследования и разработки позволили осуществлять безопасное регулирование работы гормонов при помощи качественного и правильно подобранного освещения. Если быть точнее, для решения данной проблемы используется специальный биологически эффективный свет. Высокотехнологичные осветительные устройства способны значительно улучшить состояние человека как с физической точки зрения, так и с психологической.

Известная российская светотехническая компания «Световые Технологии» постоянно занимается разработкой и выпуском все новых инновационных осветительных приборов для различных областей применения. Так, в их ассортименте присутствуют специальные устройства для освещения рабочих пространств, начиная с офисов и заканчивая производственными цехами. Данные источники света уникальны тем, что имеют функцию регулировки цветовой температуры, исходя из особенностей ситуации. Использование таких устройств позволяет минимизировать негативное воздействие искусственного света на человека.

Правильно подобранные источники и системы освещения позволяют снизить негативное влияние недостатка света на человека, улучшить его активность, работоспособность.

Взаимосвязь биоритмов, освещения и рабочих достижений

Работоспособность человека зависит от целого ряда факторов. Освещение – один из них. Многие современные люди встают до восхода солнца и заканчивают свой трудовой день уже в темное время суток. В результате работа практически всегда протекает при искусственном освещении, которое не способно полностью компенсировать недостаток солнца. На протяжении трудового дня сменяются биологические ритмы, меняются фазы активности и утомления. Освещенность и биологические ритмы человека тесно связаны между собой, поэтому успешно влиять на способность к деятельности и эффективность сотрудников можно с помощью правильно организованного света.

Как освещение влияет на человеческий организм

На протяжении долгого периода учеными изучается вопрос: каким образом и в какой мере свет оказывает влияние на человеческий организм. В ходе исследований в этой области было доказано, что некачественное освещение действительно способно вызвать переутомление, дискомфорт, снизить работоспособность, внимание. На физическом уровне воздействие плохого света на зрительный анализатор может спровоцировать приступ мигрени.
Свет воздействует не только на зрение, но и на биоритмы. Естественное солнечное освещение вызывает повышение работоспособности. Короткий световой день зимой, напротив, снижает продуктивность. Это связано с наличием в зрительном аппарате светочувствительного фотопигмента.

Как проявляют себя циркадные циклы и ритмы

На протяжении суток в организме каждого человека проходит цепь взаимосвязанных изменений, друг друга сменяют фазы активности, расслабленности, сна, бодрствования и прочие. Все колебания биопроцессов, наблюдающиеся в течение одних суток, являются циркадным циклом. В один цикл входят не только сон и бодрствование, но и все другие эмоциональные проявления – оживление, утомление, усталость, продуктивность и прочие.

Попеременное наступление периодов сна и бодрствования получило название циркадных ритмов. На протяжении суток разные периоды постоянно сменяют друг друга, но далеко не всегда они бывают ярко выражены и заметны человеку.
За изменение биоритмов ответственны гормоны (мелатонин, кортизол, и т.п.). Их уровень в течение суток непостоянен. Он колеблется в зависимости от внешних факторов и, в первую очередь, интенсивности и характеристик света. При недостатке освещения усиливается выработка мелатонина, как следствие, ощущается усталость, сонливость. Хорошее освещение, яркий солнечный свет, напротив, приостанавливает выработку мелатонина и стимулируют увеличение количества кортизола – гормона бодрости.

Человек со здоровым циркадным циклом хорошо себя чувствует, бодр, активен, у него полноценный сон. За сутки он человек переживает несколько всплесков работоспособности (в 10, 15 и 17 часов), а примерно к 22-23 часам начинает возрастать количество мелатонина, организм перестраивается в режим покоя, снижается активность, появляется чувство сонливости.

Причем интенсивность и качество света влияют на организм не только на протяжении суток. Многим хорошо знакомы чувство сонливости и вялости, постоянное ухудшение настроения и самочувствия в осенние и зимние месяцы, но далеко не всегда эти проявления связывают с дефицитом солнечного света. Тем не менее, именно солнечные лучи оказывают самое большое влияние на гормональный фон, биоритмы, на общее состояние человека. Зная взаимосвязь между освещением и естественными циркадными ритмами человека, можно повысить активность и работоспособность, в том числе и с помощью искусственного света.

Как управлять биоритмами в офисе

Дефицит солнечного света даже весной и летом – проблема многих офисов. В зимние месяцы, для которых характерен короткий световой день, выработка мелатонина подавляется искусственным освещением, но оно не может в полной мере восполнить отсутствие естественного света.

Тем не менее, регулировать биоритмы и, главное, делать это безопасным для человека образом, с помощью искусственных световых источников можно. Для этого офисное и промышленное освещение должно строиться на основе эффективных систем. С их помощью можно не только влиять на состояние человека, но и улучшать его, увеличивать работоспособность. Правильно подобранные источники света позволяют сделать решение рабочих задач более успешным.

Отличных результатов позволяет добиваться использование офисных светильников с возможностью изменения цветовой температуры. Говоря простым языком, цветовая температура настраивается в зависимости от текущей ситуации:

Нейтральный. Хорошо подходит для помещений, где решаются текущие рабочие задачи.

Холодный. Он способен увеличить активность, повысить концентрацию. Если от сотрудников требуется максимальная работоспособность, например, во время решения сложных задач или при проведении мозгового штурма, освещение должно быть холодным.

Теплый. Идеален для зоны отдыха. В таких условиях силы человека восстанавливаются быстрее и эффективнее.

Системы биологически и эмоционально эффективного освещения (Human Centric Lighting) не только безопасны для здоровья, они помогают улучшить самочувствие, управлять работоспособностью. Это достигается за счет того, что светильники с изменяемой цветовой температурой могут быть настроены с учетом циркадных ритмов человека.

Human Centric Lighting может применяться для освещения не только офисов, но и других рабочих пространств, например, производственных помещений. Такие системы эффективны при использовании в самых разных областях, где требуется повышение работоспособности сотрудников.

Они хорошо подходят для регионов с дефицитом естественного солнечного освещения, так как позволяют компенсировать его. Их можно устанавливать в помещениях, где человек в течение продолжительного времени находиться в условиях нехватки естественного света, например, в реабилитационных учреждениях.

Любой хозяин квартиры занимается его благоустройством, делает ремонт, обставляет мебелью, декорирует, проще говоря, создает уют в своем дома. Помимо всего перечисленного выше, немаловажно и освещение помещений. Каждая комната должна иметь правильно подобранное освещение в зависимости от ее назначения. Это в первую очередь необходимо для зрительных нервов глаза, воспринимающих световой поток, а так же освещение играет роль создания уютной обстановки в комнате.

Неверно устроенное освещение отражается на здоровье человека и особенно маленьких детей. Если неправильно разместить на стене бра над столом для выполнения уроков, то ребенок постоянно будет находиться в дискомфортном состоянии, напрягая зрительный нерв глаза, что может привести к близорукости. Перенесите источник света ближе к столу, и проблема будет решена.

Вот так, утрированно можно ответить на волнующий многих вопрос: как освещение комнаты влияет на здоровье всей семьи? Но, это еще далеко не все, что можно узнать о влиянии света на здоровье.

Несколько лет назад считалось, что сочетание искусственного освещения с естественным вредно для организма человека, теперь учеными доказано, что это не соответствует истине. Оказалось, необходимо включать искусственный источник света при работе в полумраке, так как недостаток света влияет на глаза.

Искусственное освещение производится при помощи различного типа ламп: люминесцентные и накаливания. Лампы дневного света (люминесцентные) имеют больше положительных качеств: высокую отдачу светового потока, почти естественный спектр света, они не нагреваются, долгий срок эксплуатации.

Такой вид ламп применяется в помещениях, где необходим рассеянный почти естественный свет: в школах, вузах, магазинах и прочих помещениях большой площади с требованиями высокого стандарта освещенности. Такая необходимость возникает из-за того, что в этих помещениях выполняется определенная работа, которая требует освещенности каждого рабочего места одинаково достаточно, отсутствие нормального освещения рабочего места влияет на работоспособность и производительность.

В этих помещениях используют многоламповые осветительные приборы. В многоламповых установках применяются люминесцентные лампы, микропульсация светового потока уравновешена и почти незаметна для человеческого восприятия. Выбирая освещение для комнаты дома руководствоваться надо тем, что в этой комнате будет, спальня, зал, кухня. Все эти помещения требуют свой вариант освещенности в темное время суток.

Естественный свет имеет не только практичную сторону, можно читать, работать, отдыхать, но и влияет на здоровье человека. Солнечный свет, приносит с собой ультрафиолетовое излучение, которое благоприятно отражается на организме людей. Ультрафиолетовые лучи повышают иммунитет, способствуют образованию витамина D, стимулируют обменный процессии сопротивляемость всех систем организма к различным видам инфекций. Витамин D это профилактика такого неприятного заболевания как рахит.

Недостаток ультрафиолетовой подпитки для организма выливается в простудные заболевания, рахит, на понижение работоспособности, ухудшение общего состояния самочувствия. Если взрослые от этого страдают меньше, то дети получают на фоне дефицита ультрафиолета массу заболеваний.

Искусственное освещение не дает ультрафиолет, необходимый для человека, их не применяют для пополнения запасов витамина D, это просто освещение комнат для комфортной жизни.

Лапы с ультрафиолетовым излучением может только порекомендовать физиотерапевт, который и расскажет как ими и какое время пользоваться.

Ультрафиолетовое излучение влияет положительно, не только на человека, но обладает таким полезным свойством обеззараживать воздух, убивая в нем бактерии и микробы. Это способность солнечных ультрафиолетовых лучей воспроизведена в лампах с УФ - излучением.

Искусственные лампы - бактерицидные обеззараживают в отсутствие людей комнаты от микробов. Обработка такими лампами выполняется с соблюдением правил безопасности. Необходимо одеть, на время включения и выключение ламп, защитные очки, вынести комнатные растения и забрать домашних животных. Кроме бытовых ламп ультрафиолетового излучения, существуют еще и стационарные, более сильного действия, применять их в быту категорически запрещается. Так же нельзя бытовые бактерицидные лампы применять как освещение комнат.

Сокращает присутствие микроорганизмов в воздухе влажная уборка комнат и проветривание. Мытье окон это необходимость получения достаточного количества солнечного света.

Остекленная поверхность окон пропускает солнечную радиацию в дом. Какая-то часть радиации поглощается поверхностью стекла, какая-то отражается, количество пропущенного света напрямую зависит от стекла, его качества, состава, чистоты, конструкции окна и размера.

Одинарное остекление пропускает около половины светового потока, при двойном остеклении процентов - 25-35. Чем дальше от окна вглубь комнаты, тем меньше освещенность и влияние ультрафиолетового излучения. Немытые долго стекла окон пропускают мизерную часть светового потока, поглощается ультрафиолет, солнечный свет и меняется даже спектральный состав светового потока проходящего через грязное стекло. Надо чаще мыть окна и проветривать помещение, чтобы не лишать организм благотворного влияния солнечного света. Существует несколько типов ламп, по цветовой температуре: холодный белый, белый дневной, белый нормальный, теплый белый. Самым подходящим светом является применение для домашнего освещения этого вид теплого белого света. Его световая температура находится в диапазоне от 2700 К до 3200К. Не забывайте, та же про экологичность источников света, имейте ввиду, что люминесцентные лампы содержат пары ртути, по этой причине будьте, особенно осторожны в обращении с ними.

Лечебное действие света

Лечебное действие света

Свет - это поток электромагнитного излучения в видимом для человеческого глаза диапазоне длин волн, составные части которого (в зависимости от длины волны) воспринимаются человеком в виде цветовой октавы. Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние (5,9).

Длинноволновая часть видимого света (красный, оранжевый, желтый) оказывает симпатико-тоническое влияние, коротковолновая часть (голубой, синий, фиолетовый) - парасимпатическое влияние. Зеленая часть света - согласует оба влияния.

Хромотерапия осуществляется, главным образом, через глаза, при этом "...энергетический поток света воспринимается колоссальной сетью сосудов, концентрированной пигмент-реагентной системой радужки и сетчатки и далее беспрепятственно и мгновенно передается регуляторные центры мозга" (2) .

Далее свет вызывает в организме целый каскад превращений, воздействуя на органы и системы, активирует физиологические процессы, восстанавливает баланс внутренней среды, поддерживает устойчивость клеточного метаболизма, регулирует обмены веществ, повышает жизнестойкость клеток и тканей, иммунитет и поддерживает природный механизм гомеостаза (10,15).

Офтальмохромотерапия - качественно новое направление современной медицины . Это естественный метод профилактики и лечения глазных и психосоматических заболеваний узкополосными (монохроматическими) излучениями света. Высокоэффективный метод лечения, основан на биорезонансном воздействии света различной длины волны на человека через орган зрения.

По глазам можно судить о состоянии всего организма в целом, его психосоматическом "здоровье" ("глаза - зеркало души" ...), а также его отдельных органов и систем. И наоборот, при заболеваниях органов и систем, при нарушении гемо- и ликвородинамики в мозге, офтальмологи диагностируют заболевания глаз.

Резонансное воздействие монохроматическими излучениями оптического спектра на глаза способствует восстановлению нарушенных функций мозга, глаз и других органов и систем.

Хромотерапия стрессов и психофизиологических расстройств

Каждый цвет оптического спектра казывает определенное воздействие на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека. Красный, оранжевый и желтый оказывают возбуждающее действие; зеленый, голубой, синий и фиолетовый - седативное действие (5,6).

Красный цвет

Оказывает на нервную систему симпатикотонический, антидепрессивный, тимоэректический эффекты: повышает активность тропных гормонов, усиливает активность метаболизма, учащает частоту сердечных сокращений и дыхания, нормализует сердечную деятельность, устраняет застойные явления, повышает артериальное давление. Энергия красного цвета улучшает аппетит, усиливает половое влечение, волю, ускоряет темп мышления, повышает работоспособность, выносливость, силу, остроту зрения, стимулирует иммунитет.

Использование красного цвета эффективно при лечении гриппа и вирусных заболеваниях верхних дыхательных путей, гипотонии, ипохондрии, вялых параличей, а также кожных проявлений некоторых заболеваний: кори, волчанке, роже, ветряной оспе, скарлатине. В офтальмологии - при близорукости, косоглазии, дистрофиях сетчатки.

Вместе с тем, красный цвет может вызвать чувство эмоционального напряжения, волнения, тревоги, артериальную гипертензию и тахикардию. Поэтому не следует злоупотреблять красным цветом людям тучным, страдающим гипертонией. Таким пациентам рекомендуется применение розового цвета, который успокаивает нервную систему, снижает возбудимость, улучшает настроение. Как часто мы говорим, что кто-то "смотрит на мир через розовые очки" , не задумываясь о первопричиной основе этого утверждения.

Оранжевый цвет

Улучшает кровообращение, пищеварение, трофику кожи, способствует регенерации нервной и мышечной ткани, стимулирует деятельность половых желез, усиливает сексуальность, повышает уровень нейроэндокринной регуляции, аппетит, мышечную силу. Оранжевый цвет эффективен при лечении заболеваний бронхов, легких, особенно бронхиальной астмы, кроме того, используется при гипотонии, анемии, диабете, колитах. В офтальмологии - для лечения амблиопии, миопии, атрофии зрительного нерва, дистрофических процессов в сетчатке. Избыток цвета вызывает возбуждение.

Психотропный эффект оранжевого цвета соответствует комбинации антидепрессивного и легкого психостимулирующего действия. Повышается умственная деятельность, аппетит, физическая работоспособность, уменьшается истощаемость, усталость, сонливость. Улучшается память. Усиливается половое влечение.

Симпатико-тонический эффект выражен минимально. Это позволяет назначать оранжевый цвет пожилым людям и лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Желтый цвет

Стимулирует работу всего желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, печени, активизирует вегетативную нервную систему, оказывает очищающее действие на весь организм. Применяется при лечении экземы, аллергических дерматитов, хронических гастритов, атонических колитов, запоров, диабете, хронических заболеваний печени и желчевыводящих путей. В офтальмологии - при амблиопии, косоглазии, атрофии зрительного нерва, дистрофии сетчатки.

Повышает настроение и умственные способности. Создает гармоничное отношение к жизни. Усиливает антидепрессивный эффект красного цвета, но препятствует усилению тревоги. Последовательное применение красного и желтого цвета дает хороший результат при лечении депрессий. Усиливая процессы возбуждения, или ослабляя тормозные процессы, желтый цвет повышает физическую работоспособность, снимает чувство усталости и сонливость.

Избыток усиливает выработку желчи, вызывает возбуждение.

Зеленый цвет

Влияет на сердечно-сосудистую и нервную систему, снимает спазмы гладких мышц сосудов и бронхов, оказывает седативное влияние на центральную нервную систему, урежает сердцебиение, снижает артериальное давление.

В лечебном плане зеленый цвет эффективен при гипертонии, головных болях, неврозах, стрессах, неврастенических синдромах, бессоннице, утомлении, бронхиальной астме.В офтальмологии применяется при глаукоме, миопии, дистрофиях сетчатки, для снятия астенопических явлений.

При отсутствии зеленого цвета повышается возбудимость, нервозность, раздражительность, нецелесообразная активность.

Является гармонизирующим цветом. Устраняет возбуждение, беспокойство, снимает эмоциональное напряжение. Оказывает снотворный эффект. Стабилизирует эмоции, снимает спазм сосудов, улучшает микроциркуляцию.

Для профилактики и устранения зрительного утомления рекомендуется назначение зеленого цвета. При длительной зрительной нагрузке (работа с компьютером) рекомендуется проведение сеансов через каждые 30-40 минут.

Голубой

Успокаивает, обладает бактерицидным действием, благоприятно действует на щитовидную железу, голосовые связки, бронхи, легкие, пищеварительный тракт. Он нормализует артериальное давление, регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение, способствует снижению аппетита, похудению, а при определенной дозировке (в сочетании с красным цветом) оказывает тонизирующий эффект.

Лечебное значение голубых тонов велико: они используются при разнообразных воспалительных заболеваниях горла и голосовых связок, гепатитах, ожогах, ревматизме, при лечении экзем, витилиго, гнойничковых поражении кожных покровов, при детских инфекциях, зуде, бессоннице. Отмечен положительный результат применения голубого цвета при остеохондрозах, у тучных и склонных к полноте людей.

В офтальмологии используют при близорукости, увеитах, глаукоме.

Передозировка цвета вызывает чувство страха, усиливает охлаждающее действие факторов ветра и холода.

Синий цвет

Оказывает воздействие на гипофиз, парасимпатическую нервную систему, обладает антибактериальными свойствами, способствует борьбе с инфекциями, лихорадками, эффективен при болезнях горла, спазмах, головных болях, сердцебиении, расстройстве кишечника, ревматизме. Большой терапевтический эффект отмечен у больных с заболеваниями щитовидной железы. Темно-синий цвет (индиго) эффективен при астме, воспалительных заболеваниях легких (очищает от слизи), коклюше, желтухе, колитах, спазмах. Его воздействие целебно при истерии, эпилепсии, неврозах, утомлении, бессоннице. В офтальмологии он с успехом применяется при лечении воспалительных заболеваний глаз, а также бельмах, катарактах, глаукоме.

Психолептический эффект синего цвета включает в себя седативный, миорелаксирующий и снотворный эффект. Появляется спокойствие, мышечное расслабление, снижается темп мышления, речедвигательная активность, экспрессия речи, уменьшается тревожность. Сочетанное применение синего и желтого цветов не вызывает торможения волевых процессов и мышления.

Избыток цвета вызывает сухость, утомление, навязчивость, чувство страха.

Фиолетовый цвет

В фиолетовом как бы соединяется действие двух цветов - синий и красный. Он оказывает тонизирующее действие на головной мозг, глаза, повышает мышечную силу, нормализует работу селезенки, паращитовидных желез, нервной системы.

Применяется при психических и нервных нарушениях, сотрясениях головного мозга, повышает работоспособность и нормализует сон, облегчает лечение простудных заболеваний. Эффективен при воспалительных заболеваниях печени, почек, мочевого и желчного пузыря, ревматизме.

В офтальмологии используется для лечения амблиопии, миопии, катаракты, глаукомы.Оказывает выраженное психолептическое действие, модулирует межполушарные отношения. Длительное применение может вызвать состояние тоски и депрессии.

Таблица 1
Лечебное действие цветов

ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ

ОКАЗЫВАЕТ ЦЕЛЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Красный цвет 620 - 760 нм

Повышает иммунитет, активность почек и надпочечников сенсорных центров, симпатической нервной системы, ускоряет кровообращение, учащает сердцебиение, дыхание, повышает обмен веществ, мышечную силу, половое влечение, выносливость, устраняет застойные явления.

Гипотония, ипохондрия, вялые параличи, аменорея, ревматизм, запоры, язвенная болезнь вне обострения , пневмония в стадии рассасывания, корь скарлатина, ветряная оспа, рожа, красная волчанка. Грипп и все вирусные заболевания, болезни почек, селезенки. Импотенция, близорукость, косоглазие, дистрофия сетчатки.

Гипертония, нервное -возбуждение, острые -воспалительные заболевания.

Оранжевый цвет 585 - 620 нм

Повышает уровень нейроэндокринной регуляции, стимулирует деятельность половых желез, омолаживает, способствует регенерации нервной и мышечной ткани, повышает аппетит, мышечную силу

Заболевания бронхов, легких, особенно бронхиальная астма. Гипотония, анемия, диабет, колит, импотенция, фригидность. Миопия, амблиопия, астигматизм, атрофия зрительного нерва, дистрофия сетчатки, косоглазие.

Острые воспалительные заболевания, нерв ное возбуждение.

Желтый цвет 575 - 585 нм

Стимулирует работу, желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы.

Диабет. хронический холецистит, атонический гастрит и колит, аллергический дерматит, экзема, амблиопия. косоглазие, атрофия зрительного нерва. дистрофия сетчатки.

Острые воспалительные заболевания. возбуждение

Зеленый цвет 510 - 550 нм

Успокаивает нервную систему. Снимает спазм гладких мышц сосудов и бронхов. Понижает АД.!

Гипертония, болезни сердца, неврозы, стресс, неврастенический синдром, остеохондроз, бронхиальная астма, бессонница, геморрой, глаукома, спазм аккомодации, близорукость, дистрофия сетчатки.

Голубой цвет 480 - 510 нм

Успокаивает. Обладает бактерицидным действием. Благоприятно действует на щитовидную железу, ухо, горло, голосовые связки, бронхи, легкие.

Эффективен при различных воспалительных процессах: ларингиты, воспаление голосовых связок, бронхит, аллергический кашель, колиты, ожог, абсцесс, флюс, флегмона; При заболевании кожи: экзема, витилиго, зуд, остеохондроз, полнота, близорукость, спазм, аккомодации, увеиты.

Передозировка вызывает чувство тревоги.

Синий цвет 450 - 480 нм

Действует на гипофиз, парасимпатическую нервную систему. Обладает антиканцерогенным, бактерицидным действием.

Зоб, воспаление уха, горла, носа, зубов, мигрень, спастический колит, ревматизм, истерия, невроз, стресс, эпилепсия, перевозбуждение, коклюш, аллергический кашель, ларингит, пневмония, остеохондроз, желтуха, начальная катаракта, бельмо, близорукость, спазм аккомодации, увеиты.

Избыток вызывает утомление, навязчивость, чувство тревоги.

Таблица 2
Лечебное действие сочетания цветов

Сочетание цветов

Действие на организм

Белый и красный

Повышает энергетический потенциал.

Синий и зеленый

Резкий успокаивающий эффект. Лечит истерию, реактивное состояние. Предотвращает эпилептический приступ.

Зеленый и голубой

Успокаивающий эффект. Снимает напряже ние. Успокаивает нервную систему.

Синий и белый

Успокаивает. Придает чувство свежести.

Черный и синий

Нормализует дыхание. Устраняет частое сердцебиение. Снижает артериальное давление.

Сине-зеленный и черный

Нормализует артериальное давление, устраняет тахикардию, одышку

Желтый и зеленый

Успокаивает нервную систему. Применяется для лечения органов дыхания, бронхиальной астмы.

Пурпурный

ЛИТЕРАТУРА

• Беббит Э.Д. "Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета". "София". Киев. 1996 г.
• Вельховер Е.С. "Клиническая иридология". М. "Орбита", 1992 г.
• Гербер Р. "Вибрационная медицина", М. 1997 г.
• Гойденко B . C ., Лугова A . M ., Зверев В.А. "Цветоимпульсная терапия заболеваний внутренних органов, неврозов и глазных болезней", М., учебное пособие, 1996 г.
• Гойденко B . C ., Лугова A . M ., Зверев В.А. и др. "Визуальная цветостимуляция в рефлексологии, неврологии, терапии и офтальмологии", М. РМА 2000 г.
• Зверев В.А. "Целебная радуга. Биорезонансная офтальмоцветотерапия", М. "Социнновация", 1995 г.
• Зверев В.А., Тимофеев Е.Г. "Квантовая терапия в офтальмологии: лечение прогрессирующей миопии аппаратами "АСО", журнал "Вестник офтальмологии" № 2, 1997 г.
• Зверев В.А. "Применение биорезонансной фототерапии в офтальмологии", Сборник статей под ред. Гойденко B.C., M. РМА, 1998 г.
• Готовский Ю.В., Вышеславцев А.П., Косарева Л.Б. и др. "Цветовая светотерапия", М. "Имедис", 2001 г.
• Карандашов В.И., Петухов Е.Б., Зродников B . C . "Фототерапия", М. "Медицина", 2001 г.
• Вейс Ж.М., Шавелли М. "Лечение цветом", "Феникс", 1997 г.
• Зайков С.Ф. "Магия цвета", АО "Сфера", "Сварог", 1996 г.
• Чуприков А.П., Линев А.Н. и др. "Латеральная терапия", Киев,
• "Здоровье", 1994 г.
• Шереметьева Г.Б. "Семь цветов здоровья", М. Фаир-ПРЕСС, 2002г.
• Либерман Д. "Свет-лекарство будущего", "Санта-Фе", 1991 г.

Свет обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, определяет его жизненный тонус и биоритмы. Сила его воздействия зависит от длины волны, интенсивности и количества излучения. В интегральном потоке лучистой солнечной энергии различают ультрафиолетовую (УФ), видимую и инфракрасную (ИК) области спектра. ИК-излучение является носителем тепловой энергии. УФ-излучение модулирует минеральный обмен, синтез витамина D активирует кортико-адреналовую систему, обладает бактерицидным действием. Видимая часть спектра обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора, является регулятором биоритмов человека. Показано, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует на психику и эмоциональное состояние человека. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обусловливают развитие заболеваний органов зрения.

Освещение помещения может быть естественным (за счет солнечного света) и искусственным (при применении ламп накаливания и люминесцентных ламп). Лампы накаливания генерируют свет при нагреве нити накала до температуры свечения. В люминесцентных лампах электрическая и химическая энергия превращается в световое излучение, минуя стадию перехода в тепловую энергию (лампы холодного свечения). В тех случаях, когда в помещении одновременно и естественное, и искусственное освещение, говорят о смешанном освещении.

Каким бы ни было освещение в учебном помещении - естественным, искусственным или смешанным, - к нему предъявляется ряд общих требований.

1. Достаточность освещения, которая зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света (в средней полосе России предпочтительнее на юг и юго-восток), расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.

2. Равномерность освещения зависит от расположения окон, конфигурации классного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.

3. Отсутствие теней на рабочем месте зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).

4. Отсутствие слепимости (блесткости) зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и пр.) и арматуры светильников.

5. Отсутствие перегрева помещения зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп.

Выполнение на практике указанных требований относительно естественного освещения во многом запрограммировано строительными нормами и правилами, т.е. уже заложенными в проекте школьного здания.

Существует ряд показателей, количественно характеризующих уровень естественного освещения. Основными из этих показателей являются:

Световой коэффициент – отношение остекленной площади окон (площадь окон за вычетом оконных переплетов) к площади пола. Чем больше площадь окон, тем выше уровень естественного освещения. Однако значительное увеличение размеров окон, например "ленточное остекление", ведет к снижению теплоустойчивости здания в зимнее время и к чрезмерной инсоляции весной и осенью. Поэтому норма светового коэффициента школ средней полосы России равна 1/4 -1/5 (в сельских школах и в физкультурных залах - 1/6);

Угол падения света – тот угол, под которым свет падает на рабочее место. Он образован двумя прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места по горизонтали к окну. Понятно, что таких углов будет ровно столько, сколько рабочих мест в классе, и чем дальше от окна расположено рабочее место, тем этот угол меньше и тем хуже условия освещения. Поэтому угол падения света определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и норма его - не менее 27°;

Угол отверстия – тот угол, под которым видно небо над крышей противоположного здания. Он характеризует влияние затеняющих объектов на уровень естественного освещения и образуется следующими прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места к проекции в окне крыши противостоящего здания. Как и угол падения света, угол отверстия определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и его норма - не менее 5°;

Коэффициент заслонения – отношение высоты противолежащего здания к расстоянию от него до школы. Этот показатель также характеризует влияние затеняющих объектов на величину естественного освещения класса. Его норма - не более 1/2; показано, что если коэффициент заслонения равен 1/5, затеняющего эффекта практически нет.

Некоторые качественные стороны естественного освещения во многом зависят от правильных действий учителя в классе.

1. Следует следить за чистотой стекол в помещении. В больших промышленных центрах к концу учебного года стекла загрязнены настолько, что задерживают от 30 до 50 % солнечных лучей. Поэтому весьма целесообразно осуществлять мытье окон не только перед началом учебного года и весной, как это чаще всего практикуется, но и во время зимних каникул. При этом нужно помнить, что "к мытью окон, безотносительно к этажности здания, воспрещается привлекать учащихся даже старших классов" ("Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов", № 397-62 от 22.05.1962). Кроме того, неровные, волнистые стекла также задерживают свет, поэтому стекла в школьных окнах должны быть высокого качества.

Для остекления окон в начальных классах, особенно в северных районах, рекомендуется использовать увиолевые стекла, пропускающие ультрафиолетовые лучи.

2. Светопроемы должны быть свободными. Снижение напряжения механизма аккомодации возможно в том случае, если школьник может время от времени посмотреть в окно, сфокусировать взгляд в бесконечности. Рекомендуется иметь на окнах класса два типа штор: полупрозрачные и непрозрачные. Первые используются в тех случаях, когда нужно снизить уровень инсоляции и избежать слепящего действия прямых солнечных лучей, вторые - когда используются технические средства обучения (кино, телевидение); в обычном же состоянии шторы должны быть раздвинуты. Не рекомендуется располагать на окнах высокие цветы - в той или иной степени они загораживают свет, высота цветка вместе с горшком не должна превышать 30 см.

Искусственное освещение осуществляется, в основном, двумя типами ламп: накаливания и люминесцентными, которые имеют ряд преимуществ перед лампами накаливания:

Спектр их близок к естественному, что создает оптимальные условия для зрительной работы;

Обладают меньшей яркостью и не дают резких теней;

Не повышают температуры воздуха в помещении;

При равном уровне освещенности они более экономичны.

В то же время люминесцентные лампы имеют два недостатка: высокую, до 35-65% глубину пульсации (для сравнения: глубина пульсации ламп накаливания - 5-15%), создающую эффект стробоскопа, и шумовой эффект.

Эффект стробоскопа, связанный с незаметными для глаза пульсациями (мельканиями), проявляется в том, что при рассматривании движущегося предмета возникают различные искажения зрительного восприятия в виде множественности контуров воспринимаемого объекта, кажущегося изменения направления и скорости движения. Вот почему люминесцентные лампы не всегда рекомендуется устанавливать там, где нужно следить за быстро перемещающимся предметом (например, игровые и спортивные залы, теннисные корты, площадки для спортивных игр и пр.). Кроме того, установлено, что пульсации вызывают заметное зрительное утомление и ухудшение функционального состояния центральной нервной системы. Для устранения стробоскопического эффекта люминесцентные лампы включают в разные фазы или применяют схему с искусственным сдвигом фаз.

Присущий люминесцентным лампам шумовой эффект также оказывает негативное воздействие на деятельность центральной нервной системы, вызывая сначала повышенное возбуждение нервных клеток, а затем разлитое торможение. Устраняется этот недостаток использованием специальных бесшумных пускорегулирующих агрегатов (ПРА).

Таким образом, отмеченные недостатки люминесцентных ламп вполне могут быть устранены правильным монтажом. Описание такого монтажа приводится в специальных руководствах по светотехнике; администрация школы должна осуществлять контроль в этом направлении.

При нормировании искусственного освещения в первую очередь обращают внимание на его достаточность и равномерность. Достаточность обеспечивается количеством применяемых ламп и их мощностью. Нормируется искусственное освещение либо по уровню освещенности на рабочем месте, определяемому люксметром, либо по удельной мощности светового потока, которая определяется отношением суммарной мощности ламп к площади пола. Норма освещенности на рабочем месте в классе для ламп накаливания равна 150 лк, в физкультурном зале - 100 лк, для люминесцентных ламп эти цифры равны соответственно 300 лк и 200 лк. Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в классе равна 40-48 Вт/м2, в спортивном зале - 32-36 Вт/м2. Удельная мощность светового потока для люминесцентных ламп должна быть в классе 20-24 Вт/м2, в физкультурном зале - 16-18 Вт/м2.

Что касается равномерности искусственного освещения, то оно зависит от расположения светильников и типа арматуры. Светильники в классах желательно располагать равномерно по площади, высота подвеса примерно 3 м над уровнем пола, в физкультурных залах - по периметру под потолком; наилучшими являются светильники равномерно рассеянного света, создающие достаточно равномерное освещение при почти полном отсутствии теней и слепящей яркости.

Особое внимание следует уделять искусственному освещению в кабинетах информатики и вычислительной техники (компьютерных классах). При люминесцентном освещении освещенность на рабочих столах должна быть порядка 500 лк; светильники необходимо располагать таким образом, чтобы при периметральном или двурядном размещении рабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся, местное освещение при работе на компьютерах не применяется.

На уровень освещенности помещений большое влияние оказывают цвет и тональность окраски поверхностей стен, пола и потолка. Большие поверхности окрашенные в темные цвета способствуют интенсивному поглощению квантов света и снижению уровня освещенности, очень светлые, белые и зеркальные поверхности отражают почти весь световой поток (до 80-90 %), но могут создать условия повышенной слепимости в помещении.

Стены детских групповых, классных комнат, спален рекомендуется окрашивать клеевыми красками с отражением примерно 40 – 60 %, что соответствует светло-зеленым и светло-желтым тонам. Потолки белят. Окраску стен и потолков следует проводить не реже 1 раза в 2 года.

Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях и помещениях для трудового обучения должны быть не менее следующих значений: для потолков, оконных проемов и дверей – 0,7; верхней части стен – 0,6; панелей стен – 0,5; мебели – 0,35; полов – 0,25.

Следует помнить, что беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений витрин, плакатов, стенных газет и т.д. резко снижает светоотражение ограждающих поверхностей. Исходя из этого, все перечисленное следует развешивать на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 м от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.