Психологическое здоровье личности. Соотношение души и тела

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И. В. Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею подразумеваются психологические аспекты психического здоровья, т.е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Понятие психологического здоровья включает в себя:

?S полноценное функционирование и развитие человека в процессе его жизнедеятельности при условии адекватного выполнения им своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т.п.), обеспечивающего возможность непрерывного развития человека в течение всей его жизни;

S неразделимость и необходимость полноценного функционирования телесного и психического развития человека;

S гармония между различными составляющими самого человека - эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п.;

S гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом;

S динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи;

S саморегулируемость личности, т.е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это нарушениями психологического здоровья;

?S развитие этической системы личности, духовности, его ориентация на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро.

Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой жизненную задачу, которую можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае - глубоко несчастным.

В настоящее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В. А. Ананьев). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для само- воплощения человека на Земле, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

Понятие психологического здоровья сопоставимо с понятием зрелости личности. Если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого могут использоваться как синонимичные понятия. Однако если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью. Психологическое здоровье детей имеет свою специфику, для того чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И. В. Дубровиной о соотношении психологического здоровья и развития личности. И. В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое здоровье на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье - это пожизненное образование, хотя его предпосылки создаются еще в перинатальном периоде. Естественно, что в течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.

Современный мир зачастую окружает людей стрессами и многими причинами потерять душевную гармонию и саму суть психологического здоровья. Что же такое психологическое здоровье? Прежде всего, оно определяется как отсутствие ярко выраженных отклонений в психологической и эмоциональной жизни человека, которое может помешать его социальной адаптации, а так же достижению поставленных им перед собой целей и решению разного рода задач, возникающих каждый день.

Не стоит путать психологическое здоровье с психическим – во втором случае это понятие является более узким и в случае нарушений часто требующим вмешательства компетентного специалиста. Нарушение же психологического здоровья – скорее продолжительные изменения в психических процессах человека, склонность к некомфортным эмоциональным состояниям, возникновение зависимостей (например, алкоголь и сигареты), появление необычных интересов.

Психологически здоровый человек спокоен, целеустремлен, адекватен по отношению разного рода событиям (не зависимо от того положительные они или отрицательные), разумен, активен и готов к сотрудничеству. Такие люди чаще всего четко знают чего хотят и стремятся достичь этого, занимаются самообразованием и самосовершенствованием, стараются достичь счастья.

Однако в современном обществе из-за обилия стрессов и всякого рода давления, люди все чаще могут – сами того не зная – быть подвержены нарушению психологического здоровья.

Чаще всего встречаются следующие признаки нарушенного психологического здоровья:

Неуравновешенность

Агрессивность

Депрессивность

Чувство вины

Наличие большого количества страхов или фобий и т.д.

Уровень психологического здоровья может различаться у людей, обладающих разными характерами. К примеру, более мягкий и пассивный будет больше подвержен нарушениям, нежели чем уверенный в себе человек.

Как улучшить психологическое здоровье:

Эмоциональное состояние. Очень важно быть в позитивных отношениях как в семье, так и вне ее – например, иметь возможность получить поддержку в трудные минуты жизни, что существенно снизит риск ухудшения общего состояния.

Умение справляться с трудностями. Любой способен воспитать в себе такое полезное качество как упорство в достижении цели и умению с достоинством проигрывать. Способность адекватно реагировать как на положительные, так и на отрицательные ситуации – очень полезное качество в современности.

Целеустремленность. Психологически здоровый человек никогда не сидит на месте и ставит перед собой реальные цели и стремится к их воплощению.

Оптимизм, надежда, вера, позитивный взгляд на окружающее очень важны для сохранения психологического здоровья человека.

Способность видеть прекрасное, ценить красоту и вдохновляться. Замечая больше красоты окружающего мира, чем всего негатива, что так старательно окружает любого в современном мегаполисе, человек существенно повысит эмоциональное состояние и принесет множество новых красок и позитивных моментов жизнь.

В психологической и медицинской науках, существует достаточно много понятий, которые дают возможность оценить функции организма человека на всех уровнях его организации, особенности развития личности человека и специфику его внутренних состояний. Наиболее сущностными, но в то же время, достаточно противоречивыми, являются понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». В настоящее время здоровье трактуется как способность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливаться, способность к самосохранению и саморазвитию, ко всё более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания (Лишук В. А., 1994). Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году. В США и Великобритании, (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание “mental health” обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями.

Одним из основных понятий психологии здоровья является понятие психологическое здоровье, которое, в отличие от психического здоровья встречается пока нечасто. Современная наука разводит понятия психическое здоровье и психологическое здоровье. В психологии термин психологическое здоровье употребляется при рассмотрении вопросов, связанных с формированием психологически здоровой личности. Инициатива в постановке и разработке проблемы психического здоровья с позиций феноменологического подхода (саноцентрическая, психологическая модель) принадлежит представителям гуманистической психологии. Понятие «психологическое здоровье» было введено в научный лексикон И.В. Дубровиной. С ее точки зрения, если термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. Термин психологическое здоровье в этом смысле, более нейтральный для восприятия, не вызывающий напряженного отношения. Использование этого понятия является целесообразным по следующим соображениям. Психологическое здоровье рассматривается как показатель социально-психологического аспекта образа жизни, характеризует восприятие, оценку индивидом своего социального благополучия, уровня и качества жизни, степени удовлетворения потребностей и реализации жизненных планов. Многие авторы указывают на тесную связь понятий психологическое здоровье и психическое здоровье, например, Б.С. Братусь выделяя три уровня здоровья: психофизиологическое, индивидуально-психологическое и личностное, первый относит к психическому здоровью, в то время как второй и третий - к психологическому благополучию или психологическому здоровью.

Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.

Психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками. Первый - соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или, в соответствии с известной метафорой, стремление придерживаться золотой середины. Одно важное уточнение: эта зона оптимума для каждого человека своя и в нахождении ее в части психологических констант, поведения, образа жизни - состоит одна из задач психологии здоровья. Этот признак находит свое отражение и в критериях здоровья личности, и во многих высказываниях философов, писателей, человековедов от древности до наших дней. Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь - социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой.

Критерии психологического здоровья основываются на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация». Понятие «адаптация» включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в непривычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека.

  • · Первый критерий связан со способностью человека реагировать на другого человека как на равного себе («другой такой же живой, как и Я»).
  • · Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.
  • · Третий критерий - как человек переживает свою относительную зависимость от других людей.

Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других - один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов данного общества в данный конкретный момент.

Конкретизацией этих признаков могут служить различные критерии, позволяющие с разных сторон провести качественную и количественную оценку уровня психологического здоровья личности. Анализ текстов отечественных и зарубежных авторов, стоявших у истоков изучения проблемы психического (личностного) здоровья позволил выделить следующие его критерии:

  • · Целостность. (С.Л. Рубинштейн);
  • · Сознательность (С.Л. Рубинштейн);
  • · Наличие собственной жизненной позиции. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь);
  • · Активность, направленная на реализацию собственного внутреннего потенциала. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь);
  • · Духовность, свобода и ответственность (Г.С. Абрамова Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл);
  • · Тождественность самому себе, своей природе, переживание своего «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Бьюдженталь);
  • · Творчество (А. Маслоу, К. Роджерс)
  • · Важность Другого (эмпатическое понимание и принятие другого человека) (К. Роджерс);
  • · Самотворчество (возможность реально стать хозяином собственной жизни, способность развиваться, изменяться) (Дж. Бьюдженталь).

Эти критерии тесно взаимосвязаны друг с другом и с другой точки зрения могут рассматриваться как личностные особенности (например, выраженность критичности и самокритичности, способность к самоконтролю, коммуникативная эффективность, свобода от угнетающих зависимостей, чувство юмора и т.п.) и в определенной степени согласуются со многими чертами здоровой личности:

Современные исследования психологического здоровья:

  • · подчеркивают его целостный, системно-структурный характер, включающий несколько уровней проявления;
  • · рассматривают психологическое здоровье в непосредственной связи с личностью, как интеграл ее жизнеспособности.

Важным критерием психологического здоровья является характер и динамика основных процессов, определяющих душевную жизнь индивида, в частности, изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах. На психологическое здоровье влияют генетически обусловленные качества (тип высшей нервной деятельности, особенности анатомо- физиологического развития сенсорных систем, выраженность моторно-двигательной активности и т.п.), т.е. врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы (индивидуальные особенности поведения, развившиеся в ходе приобретения личного опыта). Психологическое здоровье это определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни.

Таким образом, можно сказать, что психологическое здоровье, несомненно, связано с психическим здоровьем, именно последнее создает основу для здоровья психологического. Психическое здоровье необходимое, но далеко не единственное условие формирования здоровья психологического. Четкое понимание данных понятий, их сущностная характеристика и особенности очень важны, так как важно разграничивать сферы деятельности специалистов, работающих в области охраны и укрепления психического здоровья (психиатры, психологи, психотерапевты и т.д.) и профессионалов, изучающих психологическое здоровье (психологов, психотерапевтов).

Data-lazy-type="image" data-src="http://zdoru.ru/wp-content/uploads/2013/10/psihologicheskoe-zdorove..jpg 596w, http://zdoru.ru/wp-content/uploads/2013/10/psihologicheskoe-zdorove-300x191.jpg 300w" sizes="(max-width: 596px) 100vw, 596px">

Человек, обладающий хорошим психологическим здоровьем, защищён эмоционально от ударов судьбы, обладает силами, помогающими справляться с жизненными трудностями, и оптимистично смотрит на жизнь.

Кроме того, есть мнение, что психологически здоровый человек общителен и открыт по отношению к другим людям. Однако, стоит учитывать то, что люди делятся на интровертов и экстравертов. Первые, при любом состоянии здоровья, не особо охотно идут на контакт с незнакомыми людьми, стараются избегать многочисленных контактов.

что из себя представляет психологически здоровый человек

У психологически здорового человека хорошо развито чувство ответственности и привязанности в отношении близких ему людей.

Семейная жизнь такого человека полноценна, наполнена положительными эмоциями. Такой человек умеет избегать конфликтов, гасить их на в зачаточном состоянии, или же решать такие проблемы без эмоций и скандалов, спокойно всё взвешивая и делая соответствующие выводы.

Он воспринимает окружающую его реальность адекватно, и его поступки так же являются адекватными, взвешенными, по отношению к условиям, в которых они совершаются.

Жизненная активность, способность ставить цели и доводить начатое до конца – черты человека, обладающего психологическим здоровьем.

Кроме того, психологическое здоровье ориентирует человека на построение жизненных планов, их реализацию и личностный рост, саморазвитие .

Психологически здоровый человек выглядит примерно следующим образом

он жизнерадостен и весел, открыт (настолько, насколько позволяет его психологический тип) и креативен. Он всегда готов к познанию, как самого себя, так же и окружающего мира, живо интересуется всем новым. Ему чуждо чувство зависти, он искренне радуется чужим успехам, они вдохновляют его на собственные новые достижения.

Для здорового человека не существует проблем, есть лишь интересные задачи и препятствия, которые, безусловно, преодолимы или их можно попросту обойти. В каждой неприятности для него, зёрна возможностей. Этот человек абсолютно уверен в том, что сам отвечает за свою жизнь, судьбу, успехи и неудачи. Его жизнь гармонична, в ней нет перекоса в какую-либо сторону, всё в меру.

Вообще говоря, точного определения психологически здорового или нездорового человека, не существует. Границы этого понятия достаточно условны. У казалось бы нормального человека, в определённых условиях могут проявляться те или иные черты, поступки, свойственные как правило людям, не здоровым психологически, что, однако, не обязывает нас вешать на такого человека ярлык больного (в таких условиях не было бы ни одного человека, считающегося психологами полностью здоровым).

Думаю, не сложно, из представленного выше описания сделать вывод, что из себя представляет человек не здоровый психологически. Достаточно лишь вместо одного утверждения вписать его противоположность.

Например: «пассивность, неспособность ставить цели и доводить начатое до конца» и так далее.

И соответственно, легко сделать вывод, как отсутствие психологического здоровья, будет влиять на жизнь.

Безответственность, постоянный поиск виновных в своих неудачах и проблемах, семейные склоки, замкнутость и отсутствие планов, стремлений. Кроме всего перечисленного, чувство зависти и ненависти к более успешным людям, склочность и неадекватность поступков неизбежно приводят человека и все сферы его жизни к деградации. Негативный психологический климат в семье , проблемы на работе, депрессии и вредные привычки – это только малая часть последствий психологических болезней.

Проблема психологического здоровья личности, проживающей в неустойчивом, изменяющемся обществе, трудных, сверхэкстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в окончании прожитого - начале нового, XXI столетия - века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии .

Трудность обсуждаемой тематики заключается в том, что сам термин «здоровье», конкретно сопряжен с медициной, а его расстройство - с неотъемлемым лечением у врача, экстрасенса и иных разных направлений традиционной и нетрадиционной медицины. Психологическое здоровье связывается, как правило, со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

Психология здоровья – это наука о психологических факторах здоровья, о способах и средствах его сохранения, поддержания и формирования. Цель психологии здоровья, согласно суждению В.А. Ананьева, не может быть полностью определена, так как она выходит за границы только сохранения здоровья. Само здоровье способно рассматриваться как требование для эффективного достижения человеком запланированных актуальных целей . Подобным образом, В.А. Ананьев полагал, что «главный принцип формирования здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью здоровья собственную цель» .

По взгляду И.В. Белашевой психологическое здоровье – это состояние личности, обеспечивающее ее стойкое формирование и успешный личностный рост. Психологическое здоровье, комплекс установок, свойств и функциональных возможностей, которые дают возможность индивиду приспособиться к окружению . Это более популярное установление, хотя сформировать более применимое для абсолютно всех определение психического здоровья едва ли возможно, так как фактически невозможно объединить воедино все убеждения по данной проблеме, сформировавшейся в различных человеческих сообществах и культурах. Человек, существенно отклоняющийся от стереотипов собственного сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время понятия о психической болезни разнообразны в различных культурах и в различные времена внутри любой культуры. Образцом первого может служить тот случай, что многие племена индейцев, в отличие от многих других американцев, полагают галлюцинации нормальным явлением; пример 2-го - изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как правонарушение, затем как психическая болезнь, а сегодня - как вариант сексуальной адаптации .

С окончания ХIХ в., в последствии трудов З.Фрейда, а затем К.Юнга и иных ученых в психологии и психиатрии утвердилась теория о несводимости психической жизни к осознанному опыту. На изучения психики и ее расстройств очень воздействовало фрейдистское учение о том, что наша осознанная душевная жизнь обусловливается бессознательными понятиями, импульсами, чувствами и противостоящими им защитными механизмами .

Это влияние фрейдизма сберегается и вплоть до данного времени; исключение составляют бихевиоральные (поведенческие) концепции психической деятельности, пользовавшиеся огромным воздействием в течение некоторых десятков лет (вплоть до 1950-1960-х годов). Их приверженцы отвергали теорию о роли бессознательного в психической жизни, полагая, что она не требуется для пояснения поведения.

Для выполнения междисциплинарных изучений человеческого сознания современная психология ввела взаимосвязи с иными науками - антропологией, нейробиологией, нейрохимией, кибернетикой и лингвистикой. Концепция психического здоровья часто обусловливается в определениях данных наук ХХ в. Психологов Х I Х в., незнакомых с подобной терминологией, возможно, удовлетворила бы подобная формулировка нынешних взглядов на психологическое здоровье: здоровая психика - та, которая результативно отвечает на стимулы сферы осознанными и неосознанными реакциями .

Все более известной становится на сегодняшний день концепция французского специалиста по психологии ХIХ в. П.Жане о том, что некоторые психические понятия недосягаемы нашему сознанию. Данные подсознательные представления - не тот кипящий котел неприемлемых идей, о котором прописал Фрейд, однако все же большую часть времени они не осознаются.

Изучив абстрактные аспекты трудности с точки зрения научных работников, допускается особо отметить последующую классификацию нарушений психологического здоровья личности :

1. Защитная агрессивность (основной первопричиной представляется несоблюдение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной домашней обстановкой, где главная роль агрессии – защита от внешнего мира, который кажется ребенку опасным). В этом случае личность часто конфликтует, громко разговаривает, выпаливает и выражает усиленную направленность к лидерству.

2. Деструктивная агрессивность (первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления). Такая личность стремится к употреблению слов анальной проблематики, стремиться что-либо сломать, порвать порезать, проявляет косвенную агрессию и радость при разрушении чего-либо, проявляет неуверенность, сверхконтроль.

3. Демонстративная агрессивность (такие личности желают получения негативного внимания. Их цель не защита от окружающих и не причинение вреда, а привлечение внимания к себе).

4. Страхи (личности с данной проблемой заявляют о большом количестве источников страха, многие страхи имеют постоянный характер, а реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают, но страх наносит ущерб качеству жизни).

5. Социальные страхи (дети с пассивным поведением в конфликте не могут проявить чувство гнева, они становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения). Поведенческие признаки детей с социальными страхами: соответствуют установленным нормам, образцам поведения; стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибиться, при этом не способны к агрессивным действиям; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; остро реагируют на неуспех и пр.

6. Замкнутость (пассивная личность замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах, где у замкнутых личностях снижено внимание, отсутствует спонтанность, живость и невелико количество контактов со сверстниками) .

Классификация нарушений психологического здоровья личности продемонстрировала, что психологическое здоровье представляется весьма широким определением, включающим в себя огромное количество компонентов, оказывающих воздействие как друг на друга, так и на единую картину развития человека. И, безусловно, несомненна значимость изучения проблемы психологического равновесия личности.

Таким образом, в нынешних условиях жизни, когда неприятности и стремительный жизненный ритм проявляют ежедневное влияние на психику человека, резко встаёт проблема сохранения психологического здоровья.

Список литературы

1.Ананьев В.А. Основы психологии здоровья, М.: Академия, 2012. -212 с.

2.Белашева И. В. Толерантное поведение как критерий психологического здоровья личности // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – 342 с.

3.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2014. - 352 с.

4.Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье, М.: Сфера, 2013.-288 с.