Какие формы и виды арт терапии существуют. Арт-терапия для взрослых

За последние годы невероятно популярным методом борьбы с различными психологическими проблемами стала арт-терапия. «Лечение искусством» является эффективным и полезным, поэтому его широко используют для работы с пациентами вне зависимости от возраста. Разумеется, для многих людей интересной является любая информация. Например, как выглядят методы подобной коррекции, что представляют собой ее виды. Арт-терапия практически не имеет ограничений и противопоказаний, зато позволяет добиться действительно хороших результатов.

Довольно часто подобными методами работы интересуются родители, ведь они применимы для детей любого возраста. Более того, самому пациенту (вне зависимости от того, к какой возрастной группе он относится) сеансы представляются в виде игры и развлечения, что позволяет ему полностью открыться. Так как выглядят основные виды арт-терапии для детей и взрослых? Как проводятся занятия? Какие материалы можно использовать для коррекции? Какие цели ставит перед собой арт-терапия? На какие результаты можно рассчитывать? Ответы на эти вопросы интересуют многих людей.

Что представляет собой арт-терапия? Немного истории

В современной психологии довольно часто упоминается арт-терапия. Виды и техники данной методики разнообразны, что предоставляет огромное поле для экспериментов. Буквально этот термин подразумевает лечение искусством. И действительно, во время занятий у пациентов есть возможность выражать свои эмоции и чувства, изучать особенности собственной личности, используя самые разные виды искусства, включая рисование, танцы, сочинение, ваяние и т. д.

Прежде чем рассматривать самые востребованные виды арт-терапии в психологии, стоит обратить внимание на историю создания и развития этой методики коррекции.

Первоначально схема лечения искусством была представлена в теориях таких известных личностей, как З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу. Но на практике гипотетические модели начали применять лишь в 30-х годах XX века. Подобный метод коррекции начали использовать для лечения детей, которые эмигрировали на территорию Соединенных Штатов из Германии после окончания войны. Арт-терапия на тот момент была едва ли не единственной возможностью побороть стресс и справиться с травмами, полученными во время пребывания в лагерях фашистов.

Первые эксперименты дали положительный результат, поэтому «лечение искусством» становилось все более популярным. На сегодняшний день в психотерапии широко применяют практически все виды арт-терапии. Подобная методика позволяет человеку осмыслить и решить массу проблем, раскрыть новые грани своей личности.

Основные цели терапии

Практически каждый психолог на каком-то этапе лечения пациента испытывает необходимость обратиться к такому методу, как арт-терапия. Виды и техники данной методики позволяют значительно разнообразить схему лечения, улучшить самочувствие пациента, помочь ему разобраться с глубинными конфликтами. Пользуясь данными схемами коррекции, врач преследует несколько целей.

  • Занятия искусствами позволяют человеку выпустить наружу негативные чувства, в том числе и агрессию, причем в социально приемлемой форме. Например, работа над скульптурами или рисунками позволяет снять напряжение и переключиться.
  • Искусство дает возможность общаться невербально. Порой осознать и выразить внутренние конфликты человеку гораздо легче с помощью зрительных образов, не используя при этом слова, не пытаясь составить корректное описание происходящего.
  • Те виды арт-терапии в психологии, которые предусматривают процесс создания предмета искусства, дают врачу возможность получить массу интересного материала, который затем может быть использован для интерпретации и постановления диагноза.
  • Совместные занятия искусством позволяют быстро наладить связь между пациентом и его терапевтом, достичь нужного уровня доверия, справиться со смущением, создать комфортные условия для занятий.
  • Арт-терапия дает возможность хорошо проработать те чувства и мысли, которые человек привык подавлять. Порой это единственный для пациента способ выразить свои переживания.
  • Занятия искусством помогают развить чувство самоконтроля и самодисциплины.
  • Методика также позволяет сконцентрировать на ощущениях, получить новый опыт. Например, если речь идет о лепке, то у пациента есть возможность экспериментировать с формами, чувствовать текстуру и т. д.
  • И конечно же, не стоит забывать о том, что все виды арт-терапии помогают повысить самооценку. Люди, посещающие подобные занятия, чувствуют удовлетворение после завершения работы (например, после окончания картины или скульптуры). Более того, занятия искусством нередко помогают человеку открыть в себе новые художественные способности, о которых он даже не подозревал.
  • К слову, преимуществом является и то, что практически все виды арт-терапии для дошкольников и ребят младшего школьного возраста открывают широкие возможности. По завершении курса бывшие пациенты могут продолжать творить, и, как знать, возможно, какой-то вид деятельности станет в дальнейшем их профессией. Им доступны все те же виды терапии, что и взрослым.

Данная методика считается универсальной. Она может быть использована самостоятельно, но чаще всего уроки искусства сочетают с обычными консультациями, на которых врач может получить от пациента больше информации, дать совет и т. д. Нередко практикуются групповые занятия, на которых творчеством занимаются сразу несколько пациентов. Это дает им возможность удовлетворить потребность в общении и поддержке.

Виды арт-терапии, методы взаимодействия и активности

Занятия творчеством могут проводиться по-разному. Какие существуют виды? Арт-терапия может быть как пассивной, так и активной.

Если речь идет о пассивной методике, то имеется в виду, что во время занятий используются уже готовые произведения искусства. Например, пациенту предлагают рассмотреть картину, изучить особенности рельефа, скульптуру, прочитать ту или иную книгу, послушать определенную музыку и т. д.

Активная арт-терапия подразумевает процесс самостоятельного творчества — человек рисует собственную картину, создает собственный коллаж, скульптуру и т. д. Стоит отметить, что в занятие может быть вовлечен не только пациент, но и врач. Совместные уроки лепки или, например, фотографии помогают создать доверительные, непринужденные отношения.

Кроме того, уроки могут быть структурированными (врач самостоятельно выбирает тему, вид искусства, показывает примеры) и неструктурированными (в таких случаях пациент самостоятельно выбирает форму творчества, материалы, цвета и т. д.).

К слову, арт-терапия подразумевает не только изобразительное искусство. В процессе лечения пациенты может заниматься музыкой, танцами, писательским делом и т. д.

Как можно увидеть, основные направления и виды арт-терапии невероятно разнообразны. Это, в свою очередь, создает огромное поле для экспериментов. Врач может постоянно менять схему занятий (например, сначала пациенту предлагают изучить готовые картины, а на следующем сеансе — нарисовать что-то свое), чередовать виды творчества и т. д.

Каких результатов позволяет достичь лечение?

Прежде чем рассматривать вопрос о том, какие виды арт-терапии используются в современной практике, стоит ознакомиться с результатами, которые можно получить. На самом деле лечение искусством, несмотря на простоту, дает просто потрясающий эффект.

  • Арт-терапия позволяет человеку выразить эмоции, сделать реакции на раздражители более адекватными, особенно если речь идет об агрессии.
  • Если речь идет о замкнутых от природы пациентах, то подобный подход позволяет им расслабиться, получить социальное одобрение, научиться общаться и открываться.
  • Подобное лечение обеспечивает возможность контактировать с пациентом невербально. Это очень важно, так как помогает преодолеть коммуникативный барьер, проникнуть сквозь психологическую защиту человека, создать доверительную атмосферу.
  • Арт-терапия позволяет пациенту и в плане личностного роста. Ведь в процессе творчества развивается фантазия, проявляются те или иные художественные способности. Более того, то же самое рисование или лепка требуют концентрации, усидчивости, самодисциплины, а эти качества очень пригодятся в обычной жизни.
  • Процесс творчества помогает пациентам осознать свои чувства и переживания, с другой стороны посмотреть на жизнь.
  • Занятия искусством позволяют справиться с различными психологическими и эмоциональными травмами.
  • Поскольку сеансы предусматривают процесс творения либо изучения предметов искусства, то можно говорить и о повышении самооценки. Безусловно, законченная картина или дополнительные знания о скульптуре, музыке, фотографии помогают человеку почувствовать себя более талантливым и образованным, что создает предпосылки для формирования позитивного умозрения.

Основные виды арт-терапии: изотерапия и ее особенности

Изотерапия — лечение с помощью изобразительного искусства. На сегодняшний день эта методика является одной из наиболее популярных. Рисование дает человеку возможность справиться с глубинными конфликтами, выплеснуть злость, агрессию и разочарование. Более того, пациент чувствует удовлетворение от окончания работы. Картины или прочие произведения искусства, созданные человеком, помогают получить социальное одобрение, повысить самооценку, побороть замкнутость и закомплексованность.

Тема, стиль и материалы для создания картин имеют не такое уж важное значение. Пациент во время занятия вполне может рисовать нечто абстрактное. Подобные виды арт-терапии для детей просто находка. Согласитесь, не все рождаются с талантом живописца. А тут даже самые маленькие могут создавать шедевры, рисуя, например, пальцами.

Сказкотерапия для детей

Многие родители интересуются, какие существуют виды арт-терапии для детей. Методы коррекции на самом деле очень разнообразны. Безусловно, ребята на сеансе с доктором с удовольствием занимаются разными видами искусства, включая рисование и танцы.

Но если рассматривать основные виды арт-терапии для дошкольников, то нельзя не упомянуть о сказкотерапии. Это занятия идеально подходит для ребят. Во время сеанса специалист предлагает маленькому пациенту послушать интересную историю, притчу или рассказ. Сказки содержат в себе массу полезной информации, которую малыш может встраивать в свой жизненный сценарий.

Более того, есть разные методики, которые рекомендуют специалисты, практикующие данные виды арт-терапии. Упражнения, например, могут включать в себя не только прослушивание и обсуждение сказок. Можно предложить ребенку продолжить рассказ самостоятельно или даже придумать собственный. Во время такого сеанса маленький пациент не только избавляется от своих страхов, но и развивает фантазию.

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка способна производить самые разные терапевтические эффекты. Те или иные звуки непосредственно воздействуют на нервную систему человека, вызывая те или иные физиологические реакции, а также эмоции.

Например, одна музыкальная композиция учащает пульс и дыхание, создает радостное настроение, в то время как другая помогает человеку полностью расслабиться. Терапия с помощью музыки может быть как индивидуальной, так и групповой. Естественно, сначала врач проводит разъяснительную работу, озвучивает цели и задачи сеанса, просит пациента сосредоточиться на чем-то и т. д.

Лечение с помощью драматического искусства

Какие виды арт-терапии помогают выразить себя? В данном случае стоит упомянуть о драматическом искусстве. Игра на сцене, особенно если речь идет о групповой постановке, позволяет человеку избавиться от комплексов и излишней стеснительности, полностью раскрыть себя, примерить на себя совершенно другую личность.

Кроме того, подобные занятия помогают лучше почувствовать и полюбить свое тело, проработать мимику. В зависимости от постановки пациент прорабатывает и различные ситуации, моделирует межличностные отношения.

Фотография и ее роль в психологии

Еще одним видом подобного лечения является фототерапия, которая связана с искусством фотографии. В данном случае занятия могут проходить совершенно по-разному. Например, пациент может работать уже с готовыми изображениями. В некоторых случаях врач может предложить человеку самому сделать несколько снимков, будь то фотографии родственников или незнакомых людей.

Иногда во время сеанса изучаются фотографии самого пациента, сделанные разными людьми в разных ракурсах и ситуациях. Снимки в дальнейшем могут быть использования для изготовления коллажей или инсталляций.

Маскотерапия и ее особенности

Если рассматривать виды арт-терапии для взрослых, то нельзя не упомянуть о маскотерапии. Суть ее довольно проста — перенести все негативные эмоции, проблемы, глубинные комплексы на неодушевленный предмет.

Специалисты говорят о том, что подобная терапия позволяет взглянуть в лицо своим проблемам, отказаться от ненужного, отбросить комплексы и стереотипы.

Устранение психологических проблем во время игры

Какие виды арт-терапии бывают? Этим вопросом задаются многие люди. Одним из самых популярных и эффективных считается лечение во время игры. Игротерапия широко используется для коррекции поведения детей. Например, сеанс позволяет привить ребенку привычку ждать своей очереди, знакомиться и взаимодействовать с другими ребятами (если речь идет о групповом занятии).

Игротерапия подходит и взрослым. Например, во время игры пациент может проработать какую-нибудь сцену из жизни и подкорректировать свое поведение. Кстати, подобные сеансы нередко посещают дети вместе с родителями — совместная игра позволяет детям и взрослым сблизиться, лучше понять себя и друг друга.

Лечение цветом

Цветотерапия — еще одна популярная методика, ведь цветовые оттенки имеют огромное значение для человека. Например, в древние времена воины наносили на тело так называемый боевой раскрас, который должен был вселять ужас в противника.

Цвет и эмоции связаны. Более того, те или иные тона оказывают непосредственное влияние на работу организма. Во время научных исследований ученым удалось доказать, что, например, темно-синий цвет способствует успокоению, а красные и оранжевые оттенки, наоборот, возбуждают, способствуют повышению кровяного давления, учащению пульса, глубокому дыханию и т. д.

Комбинации различных оттенков, контрастные цвета помогают создать определенное настроение, выразить собственные мысли, задействовать зрительные анализаторы.

Другие виды терапии и их роль

На самом деле подобный метод коррекции имеет намного больше разновидностей. Например, неплохие результаты дает создание коллажей. В данном случае занятие подразумевает фиксирование на ватмане различных предметов разных окрасов и текстур. В процессе терапии могут быть использованы совершенно любые материалы, включая газеты, журналы, туалетную или оберточную бумагу, фотографии, кусочки тканей и т. д. Как правило, пациенту предлагают составить историю с помощью различных фигур.

В процессе лечения может быть использован и песок, и глина. Ваяние, лепка, рисование песком — все это дает возможность перенести глубинные проблемы во внешний мир, сделать их материальными.

Как свидетельствуют отзывы, арт-терапия при правильном подходе может обеспечить действительно поражающие результаты. Большая часть пациентов даже после окончания лечения продолжают заниматься искусством самостоятельно, так как в процессе открывают новые грани собственной личности, узнают о собственных художественных способностях.

Терапия с помощью искусства по праву считается одним из самых безопасных и простых методов. В ней задействованы слуховые, зрительные и тактильные анализаторы, а это, в свою очередь, помогает улучшить как физическое, так и эмоциональное состояние человека.

Такая схема лечения подходит как детям, так и взрослым пациентам. Виды арт-терапии разнообразны, их можно чередовать — нередко во время курса лечения человек занимается и рисованием, и фотографией, и музыкой. Таким образом можно позабыть о нудных сеансах, ведь арт-терапия — это гарантия приятного времяпровождения. Методика позволяет использовать совершенно разные (чаще всего не такие уж и дорогостоящие) материалы, проводить сеансы не только в кабинете врача, но и в других местах, а при желании даже под открытым небом.

Именно эти факторы и делают арт-терапию столь востребованной. На территории США и некоторых стран Европы подобные методы коррекции используются повсеместно. С помощью искусства люди успешно справляются с посттравматическим синдромом, приступами агрессии, замкнутостью, скованностью, депрессией, гиперактивностью и массой прочих проблем.

Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них:

Изотерапия (рисуночная терапия) - работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т.д.;

Библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

Имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

Сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

Кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;

Драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;

Игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;

Куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;

Коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

Хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т.д.

Современные направления арттерапии: этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами и др.

Различают также две формы арттерапии: пассивная и активная:

При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими: рассматривает картины, читает книги, слушает музыку;

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, сочинения сказок и историй и т.д.

Кроме того, существует несколько моделей арт-терапии: эклектическая, интегративная, гуманистическая, медицинская, педагогическая. Наибольший интерес представляет интегративная модель арттерапии, в которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений.

В настоящее время, наиболее полно разработана рисуночная терапия.

Изотерапия (рисуночная терапия) - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, абстрагироваться от рутинных дел.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

Итак, рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им. Обычно темы охватывают:

Отношения к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»).

Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).

Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).

Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития меж-личностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. При рисовании происходит:

Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.

Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше - отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.

Совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке узнавать, что тревожит ребенка. И главное - как вы можете ему помочь.

Наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы, вплоть до обращения к специалисту. Присмотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины. Внезапные изменения на протяжении длительного времени - уже повод для деликатного разговора.

Выбор цветов также расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный - печаль, а серый - беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. 3 еленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, - произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Психокоррекционный эффект достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с психологом.

Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии таковы: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений

Музыкотерапия - это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми. Выделяют следующие проявления воздействия музыкотерапии:

Регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

Катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

Повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

Облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

Активизация творческих проявлений.

Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Сказкотерапия - это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных ситуациях.

В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.

В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит психолог:

Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

Активная работа с текстом: «Почему герой так поступил?», где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» - «плохо».

Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

Переделка или творческая работа по мотивам сказки.

Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медидативные.

Танцевально-двигательная терапия - терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

Таким образом, арсенал арттерапевтических методик многообразен. Все вышеупомянутые арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию их психо-эмоционального состояния, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством. Выбор того или иного метода зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, обусловленных типом отклонения в развитии, степенью его выраженности.

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия . Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией .

Термин "арт-терапия " (Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия " (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я? ", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления , негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии , развитие личности , чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение . У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.

Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии , дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности .

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка , которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, "высокие заборы" и говорит, — "нет, через этот забор я не перепрыгну" или "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Например, почему бы не повесить пиджак на стул, снять галстук, засучить рукава рубашки, взять фломастер, лист бумаги и начать рисовать в своём серьёзном кабинете весёлые "мордашки", затем подарить их своим подчинённым на вечерней планёрке. После этого вы будете смотреть по-другому на свои неразрешимые проблемы. Такая изобразительная терапия помогает расслабиться.

Или раздайте на вечерней планёрке своим сотрудникам цветные карандаши и попросите их выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания рабочего дня на бумагу. В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность. Результат удивит всех, возможно вдохновит на новые творческие свершения, которые, в свою очередь, принесут плоды и вам и вашему предприятию.

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе , полная, интересная жизнь , — это ли не повод попробовать терапию творчества?

Арт-терапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Оно основано на применении изобразительного искусства для помощи пациентам. Термин «арт-терапия» изначально применялся в англоязычных государствах. Он появился примерно в первой половине двадцатого столетия. Данным термином обозначались различные методы реабилитационной и терапевтической практики, использующие в своей основе искусство.

Сегодня арт-терапия являет собой лечебное использование изобразительного творчества пациента, которое предполагает трех стороннее направленное взаимодействие между пациентом, его работой и психотерапевтом. Сотворение визуальных образов на бумаге считается важнейшим средством межличностных коммуникаций и является формой когнитивной деятельности клиента, помогающей ему выражать прошлые или актуальные на сегодня переживания, которые клиенту довольно тяжело передать при помощи слов.

Методы арт-терапии

Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. С позиции последователей классического психоанализа, стержневым инструментом психокоррекционного воздействия в арт-терапии считается механизм сублимации. К. Юнг внес предположение о ведущей роли искусства для облегчения процессов индивидуализации формирования личности, которое базируется на установлении баланса между «Я» бессознательным и «Я» сознательным. Важнейшим приемом арт-терапевтического воздействия Юнг считал технику активного воображения, которая направлена на столкновение друг с другом «Я» сознательного и «Я» бессознательного, на их примирение между собой при помощи аффективного взаимодействия.

Арт-терапию можно использовать в качестве основного метода или в качестве вспомогательного метода.

Сегодня можно выделить два, свойственных для метода арт-терапии, основополагающих приема коррекционного воздействия на психику человека.

Искусство помогает в специфически-символичной форме воссоздать травмирующую конфликтную ситуацию и позволяет найти пути ее разрешения посредством преобразования такой ситуации, используя творческо-креативные способности клиента. Это является первым приемом арт-терапии.

Второй прием тесно связан с природой возникновения эстетической реакции, которая позволяет видоизменить действие аффекта с негативного на позитивное.

К методам арт-терапии относят рисование, ваяние, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и т.д.

Арт-терапевтические занятия могут проводиться двумя способами. Первый способ заключается в предоставлении клиенту возможности изготовления поделки из определенного материала по образцу на заданную тему. Это позволяет увидеть поразительные необыкновенные сочетания цветов, самобытное выражение сюжета и его своеобразную форму. Все перечисленное имеет непосредственную связь с особенностями мировосприятия пациента, его эмоциями, переживаниями, волнениями, которые отражают утаенные от сознания символы, что позволяет получить дополнительную информацию для диагностики, свидетельствующую о наличии и качестве проблем клиента.

Второй способ представляет собой неструктурированное занятие, на котором клиентам предлагается самим выбрать тему или сюжет поделки, материал, инструменты. Заключительным этапом данного способа является обсуждение темы или сюжета, манеры исполнения, выбора материала и др.

Многие известные психотерапевты подчеркивают ведущую роль арт-терапии в приумножении адаптационных способностей в повседневной жизни.

Разнообразие арт-терапевтических методов создает специфическую ситуацию с целью получения безболезненного подступа к глубинам клиентского сознания, позволяет стимулировать прорабатывание его бессознательных тревог и переживаний, помогает развивать ранее блокированные или слаборазвитые перцепционные системы, отвечающие за восприятие окружающего мира, формировать ассоциативно-образное мышление. Для опытного психолога или психотерапевта арт-терапия является бесценным диагностическим материалом. Разнообразие арт-терапевтических методов открывает невиданный ранее простор для творческих изысков.

Одним из ведущих методов арт-терапевтического воздействия считается метод Мандала, что в переводе означает центр или круг. Рисунок мандалы симметричен и представляет собой обычно окружность с выраженным центром. Основные ориентиры, число которых может варьироваться, обозначены внутри круга. Однако в сложной геометрической структуре мандалы можно встретить и другие элементы, такие как квадрат, всевозможные овалы или кривые линии, прямоугольники и треугольники. Таким образом, мандала – это циркулярный рисунок, который может являться продуктом самопроизвольной творческой деятельности индивида или рисоваться в соответствии с заданной инструкцией. Рисунки, вписанные в окружности, зародились еще в античных цивилизациях и сохранились в современном мире. Округлая вариация мандал всегда сопутствовала человечеству, так например, круг является центральным акцентом многих священных культов богов и доисторических мест поклонения. Изображение мандал встречается в различных народностях и культурах, например, во всевозможных архитектурных композициях, на бубнах шаманов Сибири, в схемах лабиринтов.

Мандала издревле несет духовный смысл условного отражения мироустройства и психической гармонии. Человечество интуитивно научилось успокаивать душу и ум при помощи рисунков в круге при этом, используя их в качестве возможности сблизиться с природой.

К. Юнг был одним из первых ученых Европы, кто с пристальным вниманием изучал идеи мандалы. В своем труде «Воспоминания, сны, размышления», он рассказал о своем первом изображении мандалы в 1916 году, после которого он уже каждый день зарисовывал новые мандалы в своем блокноте. Юнг сделал вывод, что каждое новое изображение отражает его душевную жизнь на конкретный момент. Затем он стал использовать свои рисунки для фиксации собственной «психической трансформации». В конечном итоге Юнг выдвинул гипотезу, что арт-терапия метод Мандала является своеобразной прямой на пути к центру личности, к открытию ее уникальной природы и индивидуальности. Он полагал, что мандала представляет собой безмерно мощный символ, который является видимой проекцией мира психики человека и выражает Самость индивида.

Сегодня многие знатоки в сфере искусства, антропологии, археологии, психологии и психотерапии продолжают изучать мандалы. Работа с мандалами помогает личности упрочить связь между «Я» сознательным и «Я» бессознательным. Потребность в рисовании мандал, особенно в кризисных ситуациях, может означать, что «Я» бессознательное стремится защитить сознательного «Я». Подтверждением этого могут быть закорючки, зачастую рисуемые детьми и взрослыми в моменты кризисов, когда «Я» наполнено бессознательным тревожным содержимым.

Мандалами могут быть абстрактные рисунки, которые люди бессознательно рисуют на бумаге, пока находятся наедине с собой, например, на совещании или лекции, которая неинтересна для них, или в процессе телефонного разговора. Такие рисунки представляют собой попытку компенсации умственной рассеянности. Если проанализировать бессознательные рисунки, то можно сделать вывод, что из них ядром большинства являются геометрические фигуры, такие как квадрат, окружность.

Одним из важнейших преимуществ практик с мандалами является раскрытие себя при помощи собственного «внутреннего ребенка», путем созерцания, использования цветных карандашей, красок и свободного времени.

Арт-терапия метод Мандала одинаково успешен, как в работе с детьми, так и с взрослыми. В психокоррекционной, реабилитационной и развивающей практике с детьми младшего и подросткового возраста мандалы можно применять с целью:

— коррекционной работы эмоциональных состояний, нормализации поведенческих реакций, например, при помощи раскрашивания готовых мандал-раскрасок;

— диагностики актуального эмоционального состояния и настроения, например, при помощи раскрашивания белого круга;

— изучения групповых взаимоотношений детей, например, при помощи создания индивидуальных мандал в коллективе с последующим созданием групповой композиции;

— диагностической и коррекционной работы с конкретной проблемой, например, при помощи раскрашивания круга, который может символизировать, школу, окружение ребенка, семью, его образ «Я», дружбу и т.д.

Также арт-терапия метод Мандала может применяться и в других актуальных направлениях коррекционной, диагностической, реабилитационной, развивающей и терапевтической работы с малышами, детьми подросткового возраста и взрослыми. К таким направлениям можно отнести проблемы с самооценкой, внутренний дисбаланс, утратить контроль над собой, активизацию ресурсных состояний индивида, гиперчувствительность или алекситимию, фобии, помощь при адаптации, личностные и возрастные кризисы, семейные и психосоматические проблемы, расстройства мелкой моторики, сплочение коллектива и др.

Мандалы трансформируют силы врожденных психических структур подсознательного в сознательное «Я». Поэтому в ходе работы с мандалами интерпретация творческого результата может быть такой же, как и при работе с другими проективными методиками. Цвета, выбираемые для изображения мандалы, могут раскрыть различные стороны личности, обратившегося человека, который будет интуитивно склоняться к выбору актуального на данный момент или любимого цвета. Такой выбор может варьироваться в зависимости от внутреннего состояния , от возрастного или жизненного этапа и т.п. Дети при выборе цвета обычно обладают большей спонтанностью, чем взрослые. Ведь взрослыми индивидами управляет разум, поэтому они огромным значением наделяют эстетические критерии. Многие индивиды, впервые рисующие мандалу, подавляют открытое истинное выражение чувств, они раздумывают о том, как лучше расположить и подчеркнуть цвета, чтобы рисунок получился гармоничным и красивым. Однако когда в процессе творчества пробуждается «внутренний ребёнок», начинается непосредственно процесс «исцеления». Любая мандала – это продукт индивидуальной творческой деятельности человека, создаваемый в определенный промежуток времени и в конкретном месте. Именно поэтому она всегда будет уникальной и никогда не сможет быть повторена в точности.

Виды арт-терапии

Для человеческой личности творчество является одной из самых простых возможностей постигнуть собственный внутренний мир, понять и узнать себя. Оно обращено к лучшим сторонам людской души, к ее самым светлым и искренним аспектам. Когда человек рисует, поет, музицирует или находит самовыражение в других видах творчества, это помогает ему расслабиться, успокоиться, раскрыться и оказаться в гармонии с собственной душой. Выделяют следующие разновидности арт-терапии: изотерапию, танцевальную и игровую терапию, фототерапию, музыкотерапию, фототерапию, сказкотерапию.

К изотерапии относят прикладные виды творчества, такие как живопись, различные виды росписи, лепка и др. Данный вид арт-терапии является одним из наиболее востребованных и распространенных сегодня. Врачи, специализирующиеся на изотерапии рекомендуют проявлять собственные эмоции и волнения с максимально возможной самопроизвольностью (спонтанностью). Главным достоинством и преимуществом изотерапии считается устранение барьеров самоцензуры, что открывает двери к подсознанию клиента. Творчество обладает уникальным свойством, способствующим выносу на поверхность всех сокрытых и неосознанных тайн, желаний, проблем, которые постоянно оказывают давление на личность. В процессе лепки или рисования задействовано правое полушарие мозга. Именно благодаря этому и обходится цензура ума, старающегося отфильтровывать негативные мысли и отрицательные эмоции. Однако перед выбором цветовой палитры, перед появляющимися образами, ум человека делается бессильным. В изотерапии также довольно часто используются техники по воссозданию собственных сновидений и рисование мандал.

Танцевальная терапия заключается в выражении собственного настроения, эмоций и чувств при помощи танца. Занятия танцевальной терапией считаются очень действенными и целительными. Психотерапевты полагают, что данный метод арт-терапии способствует трансформации взглядов на мир. Родоначальник телесно-ориентированной терапии В. Райх утверждал, что если любым эмоциям, например, гневу или радости, не давать долго выхода, они будут накапливаться в клетках человеческого тела при этом, образуя так называемый мышечный панцирь. При помощи танцевальной терапии можно предотвратить такой процесс. В случаях, если это уже случилось – разбить. Танцевать нужно до момента ощущения полной свободы. Однако не следует путать танцевальную терапию с занятиями в танцевальной студии, так как в студии все движения определены тренером, а не спонтанно выражаются.

Бетховен относился к музыке, как к откровению более высокому, чем мудрость или любая другая философия. Множество проведенных исследований доказывает, что музыкотерапия приносит огромную пользу. Она эффективна при болезни Альцгеймера, депрессивных состояниях, стрессах и нарушениях сна. В процессе прослушивания музыкальных произведений внутреннее состояние индивида видоизменяется. Человек, слушая музыку, подстраивается под ритм мотива, впитывает позитивные вибрации.

Игровая терапия также оказывает целебный эффект на человеческую психику. Доступ к подсознанию открывается при помощи проигрывания трудных жизненных ситуаций, обращения к потайным уголкам психики в поиске важных эмоций. В процессе театральной игры активизируется память, улучшается внимание, повышается воля, ярче становится воображение и совершенствуется способность владеть своим телом. Одной из разновидностью данного вида арт-терапии считается песочная терапия. Ее основы заложил К. Юнг.

Для решения различных психологических проблем, саморазвития и самопознания успешно последние 10 лет применяется фототерапия. Данный вид арт-терапии считается довольно молодым, развитие его началось в конце 70-х годов 20-го столетия в США. В фототерапии также могут применяться и дополнительные изобразительные методики, например, коллаж, инсталляция готовых снимков в интерьер, произведение из снимков макетов и дальнейшее взаимодействие с ними и др.

Арт-терапия Копытин предложил использовать фотографию в качестве терапевтического, коррекционного, развивающего и здоровье сохраняющего средства. Доступность фотографии, а также разнообразие форм и вариаций проведения сеансов фототерапии позволяет использовать данную методику в работе с людьми разного возраста (начиная с трех лет), вне зависимости от уровня их развития и потребностей.

Арт-терапия Копытин отмечал положительное влияние фотографии на личность пациента и ее взаимоотношения с окружающей средой. Такой эффект может проявляться, как при самостоятельных индивидуальных занятиях, так и в ходе создания фотоснимков и их дальнейшего обсуждения со специалистом.

Сказкотерапия довольно эффективна при работе с мечтателями. Она успешно используется для понимания психического состояния, разрешения различных конфликтных ситуаций, для внутренних трансформаций. Сказкотерапия считается незаменимым методом помощи совсем маленьким детям и более взрослым. Она может проходить двумя путями: методом прослушивания сказки, которую рассказывает терапевт или дети могут сами придумать собственную историю. Самостоятельно придумывая сюжет, малыш раскрывает внутренний мир, сообщает о своих чувствах и мечтах, обучается нахождению выхода из любых ситуаций.

Арт-терапия для детей

Арт-терапия занятия для детей сегодня являются наиболее увлекательным, эффективным и довольно экономным способом психологической помощи детям. Она основана на творчестве и игровой деятельности.

Психика малыша характеризуется ранимостью, вследствие чего требует к себе более бережного отношения. Ведь ребенок только учится познавать самого себе, он только начинает знакомиться с окружающей средой и другими людьми. Поэтому на своем еще пока небольшом жизненном пути перед малышами очень часто возникают серьезные для них трудности, например, в семье или детском саду. Родители очень хотят помочь своим малышам, но зачастую просто не знают, как это сделать. Ведь объяснения или убеждения, чтение нотаций и предупреждения не помогают, а ребенок самостоятельно не в состоянии внятно объяснить, что стало причиной их состояния и что конкретно с ним происходит. Например, почему он отказывается идти в садик или чего он опасается в темноте. Именно в этих случаях будут незаменимы арт-терапевтические практики.

Арт-терапия занятия для детей проходят обычно в более свободной форме. Обсуждение и разрешение различных психологических трудностей и проблем происходит на фоне игровой или творческой деятельности. На таких занятиях малыш одновременно с получением удовольствия от игры или творчества раскрывает собственные творческие способности, является центром внимания взрослого, осиливает психологические трудности, изменяет персональную психологическую реальность.

Главным условием всех занятий, разработанных для детской арт-терапии, является понятность и безопасность для малышей, доступность средств и привлекательность.

Самым распространенным и любимым методом арт-терапии для детей, отвечающим всем перечисленным требованиям, считается песочная терапия. Все, что необходимо для проведения песочной арт-терапевтической практики – это обычная песочница или ящик с песком. С помощью рисования песком, создания песочных замков или других фигур у ребенка развиваются тактильные ощущения, он становится более раскрепощенным. Таким образом происходит самовыражение малыша.

Самым доступным упражнением, для выполнения которого понадобятся всего лишь листок бумаги и карандаш, является рисование каракулей. Ребенок абсолютно свободно при этом, не задумываясь о конечном результате, рисует клубок линий на листе бумаги, а затем пытается разглядеть в нем какой-то образ с последующим его описанием. В ходе описания ребенок может уже осознанно дорисовать его, выделить контуры, акцентировать линии, заштриховывать некоторые участки и т.п.

Еще одной довольно интересной разновидностью изотерапии является монотипия, что в переводе означает «один отпечаток». Ребенок должен создать рисунок (пятна, линии и т.д.) на поверхности, которая не будет впитывать краску, например, на пластике или линолеуме, при помощи чернил, туши, акварели и пр. Затем к поверхности прикладывается листок бумаги, как бы промокая. Получившееся на бумаге зеркальное отображение следует дать ребенку, чтобы он смог рассмотреть его, описать то, что получилось, дополнить или дорисовать образ.

Арт-терапия упражнения

Основным отличием арт-терапии от других видов психотерапевтических практик является использование невербальных коммуникаций как основного механизма донесения до людей информации. Ее базис составляют практические упражнения, помогающие индивиду находить ответы на всевозможные вопросы, справляться с внутренними тормозящими факторами, одолевать в себе страхи.

Упражнения в арт-терапевтической практике являются своеобразным инструментом, позволяющим исследовать идеи, события, чувства, развивать межличностные отношения, умения и навыки, повышать самооценку и уверенность в силах, создать новый, более успешный образа собственного «Я».

Сессия арт-терапии состоит из двух частей. Первая часть охватывает творческое выражение клиента, носит невербальный характер, не включает в себя конкретную структуру проведения. Главным инструментом самовыражения пациентов в этой части является творческая деятельность, например, рисование или лепка. Во второй части главенствуют вербальные механизмы. Она идет сразу после первой и заключается в словесном активном обсуждении плодов творческой деятельности.

Наиболее популярным методом арт-терапии среди ведущих психотерапевтов считается коллаж, так как он дает возможность врачу оценить актуальное психическое состояние пациента, выявить наиболее волнующие его переживания. Основные характеристики данного упражнения заключаются в акцентировании на положительных эмоциональных переживаниях клиента, возможности для самовыражения любого человека, даже совершенно далекого от искусства, раскрытия максимум потенциала. Коллаж считается очень действенным инструментом работы с личностью.

Создание фигур из глины позволяет индивиду дать выход собственным эмоциям, переживаниям через лепку. Существует огромное множество вариантов этого упражнения, начиная от сотворения глиняных сосудов и заканчивая лепкой частей тела. Арт-терапия с детьми и их упражнения направлены на увеличение работоспособности, снятия напряжения, развитие творческих способностей. Наиболее актуальными сегодня являются музыкотерапия, танцевальная и драматическая терапия, сказкотерапия и др.

Прослушивание музыки, игра на различных инструментах, постукивание и хлопки в соответствии ритмом мелодии – все это значительно увеличивает детскую работоспособность, снимает стресс, способствует развитию художественных способностей. Драматическая терапия учит общению, способствует формированию адекватной самооценки. Арт-терапия с детьми и упражнения танцевальной терапии направлены на профилактику неврозов и комплексов.

Арт-терапия методики

Современная арт-терапия имеет бесконечное множество направлений и методик. Поэтому сегодня достаточно легко подобрать индивидуальный метод арт-терапии, который будет наиболее полно отражать состояние психики личности, и, наряду с этим, будет хорошо ею восприниматься.

Выделяют две основные методики арт-терапии: пассивную и активную.

Пассивная методика заключается в потреблении клиентом творческих произведений, созданных другими индивидами. Например, можно рассматривать изображения, читать художественные произведения, прослушивать музыкальные творения и т.д. Активная методика основана на создании творческих продуктов самостоятельно клиентом, при этом эстетическая ценность и красота их творений не оценивается.

Методы арт-терапии позволяют психотерапевту оптимально объединить в себе индивидуальный подход к пациенту и групповые формы работы. Арт-терапевтические методики, как правило, присутствуют во всех программах пихокоррекции при этом, дополняя и обогащая их.

Арт-терапевтическое воздействие основано на механизме сублимации, заключающееся в перенаправлении энергии психики от травмирующего фактора к приемлемому выходу – творчеству. Другими словами, если у субъекта накопились тревожные переживания, он может попытаться их выразить посредством творческой деятельности и почувствовать облегчение. В этом и заключается целительное влияние арт-терапии. Однако создать образ того, что волнует, является всего лишь первым шагом. Вторым шагом будет трансформация образа в позитивное русло. Одновременно с изменением образа происходит и трансформация внутреннего представления, благодаря чему индивид находит выход из, казалось бы, ранее безвыходной ситуации.

Психокоррекционные занятия с применением арт-терапевтических методик и техник особенно эффективны при работе с младшими школьниками, так как они не утомляют детей, у них сохра­няется работоспособность и активность на протяжении всего занятия.

"Уникальность арт-терапевтического метода состоит в том, что изменения в жизни человека и его самочувствии наступают благодаря творческому процессу самому по себе. В то же время глубинные преобразования требуют длительного времени проработки "

Что такое арт-терапия?
Арт-терапия - это современный и вдохновляющий метод психотерапии, основанный на использовании творчества человека. Это гибкий и современный подход, он может применяться как в формате краткосрочного консультирования, так и в формате долгосрочной работы. Арт-терапевты работают с детьми, начиная с самого раннего возраста, подростками, взрослыми, а также с пожилыми и престарелыми людьми. При этом уровень развития художественных навыков человека не имеет значения.

Что делает арт-терапевт, чтобы достичь результата?
Арт-терапевт предлагает человеку проявлять себя творчески - рисовать картины, создавать коллажи, скульптуры и объёмные композиции, писать тексты, фотографировать, петь, танцевать, ставить театральные постановки, тем самым призывая выражать свои чувства и мысли с помощью действий с художественными материалами, создания образов и дальнейшего взаимодействия с ними, их осмысления, трансформации, переработки. Как и в разговорной психотерапии, специалист создает доверительное пространство для самораскрытия пациента и дальнейшего исследования больных мест. Арт-терапевт помогает человеку осмыслить творческий процесс и его результат, увидеть аналогии с внутренним миром человека, опытом межличностных отношений, решить конкретные проблемы. Даже создание «нечленораздельной» изобразительной продукции (каракули, мазня, оставление следов) ведёт к выражению переживаний. Творческая продукция становится контейнером для «трудных» эмоций и помогает пережить и осмыслить аффекты гнева, беспомощности, страха. Образы, создаваемые человеком — это ключи к пониманию. Они несут в себе информацию о его внутреннем мире и сами по себе действуют целительно. Образы становятся промежуточными объектами между внутренней и внешней реальностью клиента.

На этапе осмысления и интерпретации клиент делится своими мыслями, чувствами, свободными ассоциациями по поводу художественного процесса и результата. Здесь без слов не обойтись. Образы могут толковаться и прорабатываться в зависимости от теоретической базы терапевта, однако важно, что находит в них сам автор. Арт-терапевт скорее следует за человеком. Образы не только показывают внутренние конфликты или архетипические мотивы, они помогают прийти к пониманию человеком ситуации, в которой он находится, и затем найти ресурсы, способы совладания, открыть новые эффективные способы поведения.

Уникальность арт-терапевтического метода состоит в том, что изменения в жизни человека и его самочувствии наступают благодаря творческому процессу самому по себе. В то же время глубинные преобразования требуют длительного времени проработки.

Можно ли самостоятельно использовать потенциал арт-терапии? Человек может использовать определенные техники. Например, создание мандалы-рисунка в круге - обычно помогает гармонизировать свои чувства. Однако если рассматривать арт-терапию как метод психотерапии, то ключевым моментом оказывается взаимодействие с терапевтом. Арт-терапевт выступает как посредник в диалоге клиента со своим внутренним миром через творчество. Он помогает увидеть и преодолеть клиенту свои внутренние конфликты, комплексы.

Чем арт-терапия отличается от других методов? Психологи разных направлений могут использовать рисунки в качестве проективных тестов для диагностики, оценки психологического состояния пациента. В арт-терапии на творческой активности человека строится терапевтическое взаимодействие. Художественные проявления рассматриваются в качестве аналога свободных ассоциаций и указывают на бессознательные конфликты. В арт-терапии важен творческий процесс, сопровождаемый переживаниями эмоций и активизацией когнитивных функций. Способность творить с древних времен использовалось как целительная практика, основанная на способности психики к саморегуляции. Творчество в рамках арт-терапии становится полем отношений клиента с психотерапевтом, а также отдельным значимым фактором в процессе терапевтических изменений. При этом арт-терапия использует и все достижения вербальной психотерапии.

    Случаи из практики — как конкретно помогает арт-терапия. На одном из тренингов женщина постепенно позволяла себе рисовать все свободнее. В конце концов она, экспериментируя с формами, спонтанно создала автопортрет в духе кубистов. Яркое и будто живое лицо проступало сквозь разноцветные нагромождения форм. Это стало открытием для нее и огромным шагом к внутреннему раскрепощению. Она всё больше принимала свои «слабые» стороны и в этот раз ясно ощутила в них большой ресурс.

  • Ещё пример. Молодая женщина говорила о сильной тревоге и чувстве вины, которые часто сопровождали ее при общении с важными для нее мужчинами. Это отразилось в созданном ею рисунке — воображаемая страна не имела границ, любой мог ворваться на ее территорию. Конечно, это вызывало большое беспокойство. Пациентке было достаточно добавить границы в рисунке, и вскоре она была поражена изменениями в своих отношениях. Однако потребовалось еще много сессий для проработки — чтобы достигнутое понимание привело к стойким изменениям в ее жизни.


Арт-терапия работает не только с экспрессивным аспектом человека, но и с его импрессивными способностями, т.е восприятием. То есть в ходе арт-терапевтической сессии вовсе не обязательно что-то рисовать, раскрашивать, клеить. Терапевтический эффект может быть достигнут через восприятие. Так я в своей работе использую набор карт, представляющих произведения искусства ХХ века. Почему искусства ХХ века, а не Таро, например? Художники ХХ века ушли от изображения действительности, пытаясь передать нечто большее, чем видимый мир. Поэтому именно в их картинах современному человеку легко найти аналогию или узнать свои чувства, переживания, ассоциации. Имея такое свидетельство под рукой, пациенту становится проще говорить и исследовать свои чувства, установки, отношения. Кроме того такие картины могут стимулировать к экспериментам и большей свободе в собственном творчестве, что также обеспечивает более глубокое исследование своего внутреннего мира.

Как человеку понять, что это именно его метод? Арт-терапия призвана помочь детям и взрослым, которые сталкиваются с трудностями в выражении и вербализации своих чувств и мыслей. Трудные темы могут сначала открыться через художественную экспрессию и уже потом быть проговоренными и осмысленными. С другой стороны, использование творческих способов выражения довербально, оно прямо отсылает нас к детскому опыту, в котором спрятаны эмоциональные травмы и дискомфорт, ситуации бессилия в отношениях и другие моменты, с которыми взрослый человек приходит в психотерапию. Главное, что не играет существенной роли наличие у человека художественных навыков или способностей. Хотя, возможно, определенный интерес и склонность может подталкивать человека именно к этому методу консультационной и психотерапевтической работы.

Забавное в методе, анекдот? По-английски слово «арт-терапевт» (art-therapist) созвучно слову «арт-террорист» (art-terrorist). Получается, что представители этой профессии сотрясатели устоев, революционеры, террористы? Вероятно, это вообще свойственно позиции психотерапевта, ведь он всегда имеет дело со взрывоопасными чувствами. А в арт-терапии такие чувства проявляются в красках.

  • Подготовлено на основе авторской публикации в журнале Cosmo Психология №5 2012 год. www.cosmo.ru/your_career/psihologia/1167773/