Духовное окормление монашествующих и мирян. Значение слова (словосочетания) окормление духовное

  • ОКОРМЛЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка.
  • ОКОРМЛЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    окормление, …
  • ОКОРМЛЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    окормл`ение, …
  • ЯПОНСКОЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Подворье Русской Православной Церкви в Японии. Адрес: Metochy of the Moscow Patriarchate in Tokyo, 2-12-17, …
  • ЮЖНО-УССУРИЙСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Южно-Уссурийский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы близ села Линевичи (Владивостокская епархия). Адрес: …
  • ЮВЕНАЛИЙ (ПОЯРКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ювеналий (Поярков) (род. 1935), митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии, постоянный …
  • ЭЛУА НУАЙОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Элуа (Eloi), или Элигий (588 - ок. 660), епископ Нуайонский, святитель. Память 1 …
  • СЕРГИЙ (ЧАШИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Чашин) (род. 1974), епископ Солнечногорский, викарий Московской епархии, руководитель Административного секретариата Московской …
  • СЕРАФИМ (ШАХМУТЬ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Шахмуть) (1901 - ок. 1946), архимандрит Жировицкий, преподобномученик. Память 24 августа, …
  • СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Чичагов) (1856 - 1937), митрополит, священномученик. Память 11 декабря, в …
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Русская Православная Церковь Заграницей - самоуправляемая Церковь в составе Русской Православной Церкви. Архиерейсий Синод: 75 …
  • ПАВЕЛ (ЯЗИГИ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел (Язиги) (род. 1959), митрополит Алеппский и Искандеронский . В миру Язиги Рами, родился …
  • ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, синодальное учреждение. Адрес: Россия, 115191, г. …
  • НИКОДИМ (РОТОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никодим (Ротов) (1929 - 1978), митрополит Ленинградский и Новгородский. В миру Борис Георгиевич …
  • НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нижнетагильский мужской монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери (Екатеринбургская епархия) Адрес: 622022 Свердловская …
  • МИТРОФАН (НИКИТИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Митрофан (Никитин) (род. 1976), епископ Горловский и Славянский. В миру Никитин Андрей Викторович, родился …
  • МАКАРИЙ (СВИСТУН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Свистун) (1938 - 2007), митрополит Винницкий и Могилёв-Подольский. В миру Свистун Леонид …
  • МАЙКОПСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 385000, Республика Адыгея, г. …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • КОВАЛЕВСКИЙ ГЕННАДИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Геннадий Витальевич Ковалевский (1948 - 2005), протоиерей, настоятель Свято-Сергиевского храма Тулы, благочинный церквей …
  • КЛИВЛЕНДСКИЙ ФЕОДОСИЕВСКИЙ СОБОР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор во имя святителя Феодосия Черниговского в Кливленде Чикагской епархии Православной Церкви в Америке. Адрес: …
  • КИТАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Китайская Православная Церковь, автономная Церковь в составе Московского Патриархата. Насчитывает около 15 тысяч верующих: …
  • КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл (Гундяев) (род. 1946), патриарх Московский и всея Руси. В миру Гундяев Владимир Михайлович, …
  • ИСААКИЙ (АНТИМОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исаакий (Антимонов) Оптинский I (или "старший") (1810 - 1894), схиархимандрит, настоятель Оптиной пустыни …
  • ИОАСАФ II МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоасаф II (+ 1672), патриарх Московский и всея Руси (1667 -1672). С 1654 г. - …

Окормление духовное – пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве.

Окормление духовное есть особая форма пастырского служения, заключающаяся как в смиренном учительском действии пастыря, так и в содействующем ему действии благодати Божией. «Существенный Деятель в пастырском служении – Дух Святый, а пастырь лишь посредник излияния благодати на верующих», – говорит Епископ Вениамин (Милов).

Окормление духовное неразрывно связано с представлением о пастырстве как благодатном посредничестве в деле возрождения людей. Суть пастырства выражается посредничеством не человеческим, а благодатным. Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим. 8, 9). «Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырех главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов.

В связи с этим сущность пастырского служения Господа наиболее правильно усматривать в благодатном посредничестве (см.: Ин. 10; 1 Пет. 2, 25; 5, 4; Евр. 13, 20). О продолжателях Своего служения – Апостолах и их преемниках, пастырях, Спаситель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20:21). По выражению апостола Павла, пастыри – соработники, споспешники, слуги Христовы, посланники Божии, от имени Христова, то есть те же посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1 Кор. 3, 9–10; 4, 1–2, 9; 2 Кор. 5, 20). Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам <Апостолам> служение примирения…» Епископ Вениамин (Милов). Пастырское богословие с аскетикой.

архимандрит Савва (Фатеев) и архимандрит Венедикт (Пеньков).

Пастырское попечение, духовное наставничество в монастырях всегда было предметом особого внимания Церкви. В духовном руководстве, его преемственности, идущей от благодатной святоотеческой мудрости, монашество черпало силы на единственно возможном для себя тесном пути к евангельскому совершенству. Ныне проблема духовного окормления в монастырях - одна из самых острых. Дискуссия о проекте Положения о монастырях и монашестве ясно показала, что эта тема требует неформального отношения и должна быть разработана более тщательно. Мы публикуем сегодня текст раздела о духовничестве, который совместно подготовили для наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря архимандрит Савва (Фатеев) и наместник ставропигиального Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков) .

Духовное окормление в мужских монастырях в отличие от женских обителей требует большего внимания и большей строгости, и особенно потому, что из числа братии избираются способные на рукоположение в священный сан. Естественно, это требует и особого призвания Божия и постоянной ревности к исполнению монашеских обетов. А со стороны игумена должно быть самое серьезное и тщательное внимание о том, чтобы братия постоянно упражнялись и в молитве, и глубоком сердечном усвоении слова Божия, без чего невозможно ни освящение человека, ни рождение свыше (Ин. 3:3), ибо Сам Господь свидетельствует в молитве ко Отцу Своему: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин.17:17) и апостол Петр изъясняет: «...любите друг друга... как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1Пет.1:22-23).

В древние времена для желающих монашества требовалось глубокое знание наизусть Евангелия и Псалтири (Варс. 142, Лествица. Пастырю.14:5, Устав преподобного Пахомия великого, 55, 56, 99, 168). Однако только одного поучения в законе Божием хотя бы даже «день и нощь» (Пс. 1, 2), еще не достаточно. Нечистые духи хотя и знают весь закон, однако при всем этом пребывают во грехах. Но поскольку слово Божие требует правильного разумения и усвоения в духе и любви истины (2 Фес. 2:10), то в деле духовного окормления для духовного преуспеяния братии кроме ежедневного чтения Священного Писания еще требуется чтение творений святых отцов Церкви и толкования на Священное Писание по совету и под контролем игумена и старца, к которому брат вручен от Евангелия.

Для духовного преуспеяния чрезвычайно важно отыскать в душе своей наиболее сильно действующие грехи и пороки и при помощи молитвы, слова Божия и совета святых отцов прилагать все усилия, чтобы исторгнуть из души своей эти свои главные страсти и пороки. Об этом повествуется во многих святоотеческих поучениях, например: «В духовном подвиге должно преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собою» (свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.1); «Искореняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше» (Паисий Святогорец, т. 5, стр. 10), - и это практически у всех святых отцов (Лествица 15, 41; и др.). В святоотеческом опыте духовного преуспеяния и борьбы со страстями мы находим некоторые очень важные внешние вещественные пособия. Для упражнения в молитве - употребляются четки. А в Лествице (4, 39) повествуется, что за поясом у многих братий имелись книжечки, в которые ежедневно записывались соделанные грехи; у других имелись небольшие недельные таблички, в которые были вписаны (или выгравированы) основные грехи (до сорока и более); в табличку в любое время дня можно было карандашом отметить о какой-то своей погрешности. Это очень удобно для отыскания своих главных грехов и постоянного контроля над собою.

Если в монастыре установлено правильное духовное руководство и во всем хранится следование заповедям и учению Христа и Его св. Церкви, то вся братия и обитель будут под покровом Божиим и будут пользоваться «безмятежным спокойствием и многими духовными плодами в святой любви и единодушии» (Зосима (Верховский), (прп.) Преподобный. Поучение о послушании. Слово 2// Зосима (Верховский) (прп.) Преподобный. Творения. СТС/1, 2006.С.247-248)

Общее духовное руководство насельниками монастыря осуществляет игумен. Игумен принимает вступающих в обитель, при постригах является восприемником новопостриженных от Святого Евангелия и поэтому несет ответственность за духовное преуспеяние братий. Игумен должен по возможности часто обращаться к братии с назиданием, воодушевляя их к ревностному прохождению монашеского пути и наставляя всех мудрым и душеспасительным словом. Братия должны иметь возможность обращаться к игумену со своими трудностями, недоумениями и смущениями.

Игумен назначает каждому брату, согласно его внутреннему устроению и телесным силам, молитвенное правило и определяет, как часто брат может приступать ко Святому Причащению.

Игумен определяет меру духовных и телесных послушаний для каждого брата, заботясь о том, чтобы эти послушания помогали монаху в духовном совершенствовании.

В великом, ответственном и трудном деле духовного окормления игумен руководствуется Словом Божиим, богомудрыми Отеческими Писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря.

Для возрастания в духовной жизни всем братиям необходимо с глубоким благоговением и почтительной любовью относиться к своему духовному наставнику (игумену), оказывая ему всецелое искреннее послушание и представляя ему на рассуждение все свои сердечные чувства и помышления, помня о том, что «спасение есть во многом совете» и «имже несть управления, падают как листвия» (преподобный авва Дорофей).

Откровение помыслов и прегрешений игумену, а также и исповедь (т.е.Таинство), совершаемая игуменом, когда он сочтет это нужным и потребует - это неотъемлемая часть духовного руководства и должна совершаться игуменом по возможности чаще.

Если братство значительно умножится, то для духовного окормления игумен может назначить, по согласованию с правящим архиереем, одного или нескольких братских духовников из числа испытанных, преуспевших в духовной жизни и единодушных с ним монахов, имеющих священный сан. Духовник, помогает игумену в духовном окормлении братии, своевременно и как можно чаще извещая игумена вообще о жизни и поведении вверенных под его духовный надзор братии и особенно об их погрешностях. В этом деле нет разглашения Таинства исповеди, поскольку игумену по самому его положению душа и грехи каждого из братии должны быть более всех открыты и известны (не с тем конечно, чтобы игумен разглашал их сам). При всем этом духовник остается в послушании игумену и все совершает в согласии с волей игумена и по его благословению. Назначение духовника не снимает с игумена ответственности за духовное руководство, поскольку он является духовным отцом для братии.

Без игумена монашествующий не должен ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле, например, налагать на себя пост или молитвенное правило сверх положенного, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.

Если между братиями произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, необходимо поспешить погасить их обоюдным прощением и смирением, и тотчас восстановить мир и любовь, помня завет апостола Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26).

Везде и всегда нужно воздерживаться от празднословия: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в День Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).

Брат, нарушающий монастырскую дисциплину, может быть подвергнут духовному взысканию через наложение епитимьи.

На епитимью не следует смотреть, как на карающий бич, это необходимое врачевание, исцеляющее духовные болезни и немощи.

Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькие лекарства, так следует перед очами иметь ту цель, с которой даются епитимьи, и принимать их, как знак милосердия для спасения души (Василий Великий, правило 52).

Каждому согрешившему дается епитимья сообразно его положению и его немощи. Как нельзя различные телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения должны носить разнообразный характер: «Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных», - говорит Исаак Сирин.

В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры:

    переселение в другую келлию (не одиночную);

    перевод на другое послушание, более трудное;

    поставление на поклоны;

    снятие одежды, послушника ли, или инока, или мантийного монаха;

    соответствующее временное молитвенное правило.

Краткая справка

Проект документа во исполнение п. 25 Поручений Освященного Архиерейского Собора 2013 года по итогам общецерковной дискуссии 2012 года подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

Иеросхимонах Амвросий безгранично любил Господа, и всю любовь, на какую только было способно его существо, он отдавал своему Создателю через Его творение - через ближних. По любви к Богу он покинул мир и стал на путь нравственного самоусовершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывно связана с подвигом любви к ближнему, так и подвиг личного усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от подвига служения миру.

Старческое служение отца Амвросия началось с окормления братии Оптиной пустыни. Но служение старца не ограничивалось только монастырем. Этот подвижник, живший в маленькой келии, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний - все знали смиренного и прозорливого оптинского старца. К отцу Амвросию в Оптину пустынь тянулись тысячи верующих душ. Как часто келейники отца Амвросия, уступая многочисленным просьбам посетителей доложить о них старцу, говорили ему: «Батюшка, вас ждут». «Кто там?» - спросит старец. «Московские, вяземские, тульские, белевские, кадирские и прочие народы», - отвечают келейники. Десятиминутного разговора со старцем ждали по нескольку дней. Не хватало ямщиков для перегона между Оптиной и Калугой, а также номеров в многочисленных оптинских гостиницах.

Целый день отец Амвросий проводил среди народа, приходившего к нему за советом и благоговевшего пред своим наставником. Делая каждому наставления соответственно его духовным нуждам и духовному развитию, он вникал в положение каждого, обращавшегося к нему, определяя его личный характер, его склонности, и с любовью указывал лучший исход. Все уходили от него утешенными и с облегченным сердцем.

Духовный опыт старца Амвросия был настолько богат, что он как бы читал мысли приходящих к нему и часто указывал на их сокровенные тайны и в беседах прикровенно обличал их. Однажды одна монахиня пришла к нему на исповедь и говорила все, что помнила. Когда она кончила, старец сам начал говорить ей все, что она забыла. Но по поводу одного греха, названного батюшкой, она долго утверждала, что не делала его, и тогда старец ответил: «Забудь об этом, я так сказал». И еще не успел он закончить речь, как сестра неожиданно вспомнила, что этот грех действительно был совершен ею. Пораженная, она принесла чистосердечное раскаяние. Если старец беседовал с кем-либо при народе, то он не имел обыкновения обличать прямо и резко, но поучал так искусно, что его обличение, несмотря на присутствие множества народа, понятно было только одному тому, к кому относилось.

Познав на личном опыте спасительность смирения, старец стремился научить этому и своих духовных детей. На самый насущный вопрос каждого человека, как жить, чтобы спастись, старец давал такие шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, - говорил еще старец, - жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». С первого взгляда простые и шутливые слова, но какой глубокий смысл содержится в них.

Отец Амвросий принимал посетителей или беседуя с каждым в отдельности, или выходил на общее благословение, сначала к мужчинам, а затем к женщинам. Иногда летом он выходил к народу на воздух. Медленно шел согбенный старец вдоль жердей, которые устанавливались от крыльца и служили ему опорой для передвижения, в то же время сдерживая народ от напора. Отец Амвросий по временам останавливался, давая ответы вопрошающим его. Тысячи вопросов сыпались ему из толпы; он все выслушивал внимательно. К старцу обращались со всевозможными вопросами. «Батюшка, - спросит кто-нибудь, - как мне благословите жить?» «Батюшка, - спрашивала другая, - куда мне благословите: замуж или в монастырь?» Вопросы один за другим: «Я гибну от нищеты»; «Я потеряла все, что мне было дорого в жизни. Мне незачем жить»; «Неизлечимая болезнь меня терзает. Я не могу не роптать»; «Мои дети, в которых я вложил жизнь и душу, стали мне врагами»; «Я потерял веру, я не вижу благости Божией. На моем языке одни проклятия». К кому идти, кому довериться, перед кем выплакать душу, кто сымет с человека это каменное оцепенение долговременного безысходного страдания? И все приходили к старцу как к последнему пристанищу. И среди этих стремнин горя, греха и отчаяния стоял отец Амвросий с любвеобильным сердцем, врачуя всех. Сколько раз самые сложные, отчаянные и запутанные житейские вопросы он решал двумя-тремя приветливыми, полными сердечного участия советами. Так, по-видимому, мимоходом решалась чья-нибудь судьба, решались важные вопросы, но всегда по благословению благодатного старца выходило хорошо и решение оказывалось мудрым и правильным. Многие, имея какое-нибудь дело, желали только одного, чтобы при начале этого дела старец молча благословил их.

Но не все приходили к отцу Амвросию за делом. Некоторые только отнимали у него время и этим очень отягощали его. Он сам жаловался на таких посетителей в своих письмах: «Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение и многие бесполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи; а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай; а молчанием не отделаешься обижаются и оскорбляются». И как тяжело ему было переносить ропот тех, кого он не мог по болезненности немедленно принять. Так однажды истомленный старец с потупленным взором едва брел среди толпы народной, а вслед ему послышался чей-то голос: «Этакая злоба! прошел и не взглянул». «Вот так мы день за днем и живем, - писал старец в одном из писем, - и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми». И всегда старец не только не скорбел о своей болезненности, но был в веселом настроении и даже шутил. А выражавшие ропот вскоре начинали сожалеть о своей нетерпеливости и просили старца простить их. Старец принимал посетителей до вечера, делая небольшие перерывы на прием пищи и малый отдых. Иногда после обеда, когда старец был слаб, он принимал посетителей у себя в келии. А после вечернего правила к нему приходила монастырская братия на ежедневное исповедание помыслов.