Раздача лекарственных препаратов для энтерального применения. Раздача лекарственных средств пациентам Раздача лекарств по индивидуальной системе

РАЗДАЧА ЛЕКАРСТВ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО УПОТРЕБЛЕНИЯ

ДЕТЯМ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

Алгоритм выполнения манипуляции

Подготовка к процедуре:

Поздороваться с пациентом или его представителем.

Идентифицировать пациента (спросить ФИО пациента, возраст).

Представиться пациенту или его представителю (должность, имя).

Объяснитьцель и ход предстоящей процедуры.

Получить согласие на проведение процедуры.

Убедиться в наличии необходимого оснащения:

передвижной столик;

различные лекарственные формы во флаконах и упаковках;

мензурки;

керамическая ступка для растирания таблеток,

емкость с водой;

листы назначений;

емкость для отходов класса А.

Вымыть и осушить руки.

Объяснить родителям и при необходимости помочь приготовить чистый стакан с водой, столовую, десертную или чайную ложку.

Поставить передвижной столик (положить на лоток) емкости ствердыми, флаконы с жидкими лекарственными формами, мензурки, емкость с водой, емкость для мусора, положить листы назначений.

Выполнение процедуры:

При раздаче давать лекарственного средства (непосредственно у постели пациента согласно листу назначений), необходимо руководствоваться следующими положениями:

Перед раздачей лекарств медсестра обязанатщательно сверить запись в листке назначений с аптечной этикеткой на упаковке. Лекарства без этикеток, с истекшим сроком годности или хранившиеся с нарушениями режима, в том числе и температурного, применять категорически запрещается.

Следует строго соблюдать назначенную дозулекарства, учитывая, что доза детям рассчитывается на килограмм массы тела.

Твердые формы: таблетки, драже - измельчить до порошкообразного состояния в керамической ступке для растирания таблеток, или в столовой, десертной или чайной ложке с учетом дозировки, развести водой идать выпить ребенку старшего возраста или ввести перорально ребенку грудного или младшего возраста, предварительно придав возвышенное положение.

Смешивать лекарства с пищей, чаем, молоком нельзя.

Проследить, (при необходимости помочь), чтобы ребенок запил лекарство достаточным количеством воды из стакана (несколько глотков).

Жидкие формы дозировать столовой, десертной, чайной ложкой или мензуркой;

Необходим контроль приема лекарственных препаратов. Давать лекарство в руки ребенку и позволять принимать его в отсутствие взрослого недопустимо.

Детям грудного возраста назначенную дозу жидкого лекарства лучше вводить по частям, контролируя, чтобы все лекарство было проглочено и не осталось под языком.

При даче лекарства недоношенному или травмированному ребенку учитывают наличие сосательного и глотательного рефлексов. Лекарства вводят в подогретом до 37-38оСвиде.

Окончание процедуры:

Остатки лекарственных жидких форм, пустые упаковки выбрасываются в емкость для отходов класса А.

После каждого использования керамическая ступка для растирания таблеток подлежат обеззараживанию. После обработки их хранят в закрытой емкости или крафт-бумаге.

После раздачи оставшиеся лекарственные средства распределить в шкафах согласно правилам хранения.

Правила раздачи лекарственных средств:

  1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.
  2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.
  3. Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).
  4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи, (с пометкой «после еды» - через 15 мин после него); средства, предназначенные для приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимает утром за 20-60 мин до завтрака.
  1. Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного средства).
  2. Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.
  3. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Таблетки, драже, капсулы, пилюли пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях - киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы, пилюли принимают в неизмененном виде.

    Запомните! Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных форм часто значительно изменяет действие лекарственного препарата.

Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде (если это разрешено в аннотации). Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). При раздаче этих лекарственных форм удобнее пользоваться градуированной мензуркой.

Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (например 0,1-процентный раствор атропина сульфата) назначают в каплях.

Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, то пипеткой (отдельной для каждого флакона!) отмеривают в мензурку нужное количество капель, добавляют немного воды и дают выпить пациенту. Жидкость, оставшуюся в пипетке, выливают.

В амбулаторных условиях и дома пациент принимает лекарственное средство самостоятельно. Для того, чтобы лекарственная терапия была успешной, сестра обучает пациента и/или членов его семьи. Перед обучением, нужно определить:

  • способность к обучению;
  • желание обучаться.

Кроме техники приема (введения), необходимо уточнить, знает ли пациент:

  • цель приема назначенного лекарственного средства;
  • ожидаемый эффект и возможные побочные действия;
  • как поступить при наступлении побочных явлений;
  • способ и время приема;
  • чем запивать лекарственное средство;
  • о необходимости исключить из рациона какие-нибудь продукты на время лечения;
  • о необходимости исключить алкоголь;
  • предполагаемую продолжительность лечения;
  • последствия несоблюдения схемы лечения;
  • о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарств, которые ему не были назначены).

Если пациент не имеет всей необходимой информации, это может привести к несоблюдению режима приема (введения) лекарственного средства. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, часто забывают постоянно принимать одно или несколько лекарственных средств, или боятся их принимать. Для этого необходим контроль эффективности лекарственной терапии со стороны медицинской сестры.

Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответ­ствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их други­ми. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи, или появились признаки непереносимости ле­карственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.

1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.

2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

3. Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи,

(с пометкой «после еды» - через 15 мин после него); средства, предназначенные для приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимает утром за 20-60 мин до завтрака.

5. Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначено

обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного средства).

6. Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.

7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.



При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следую­щее:

1. Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.

2. Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

3. Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищева­рения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

4. Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользо­ваться градуированными мензурками.

5. Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (на­пример, 0,1% раствор атропина, сульфата, настойка пустырника) на­значают в каплях. Если во флаконе с лекарственным веществом нет вмонтированной капельницы, то используют пипетки. Для каждого лекарственного вещества отдельная пипетка!

6. Пилюли, драже, капсулы, таблетки, содержащие железо, при­нимаются в неизменном виде не разжёвывая, запивая небольшим количеством воды.

7. Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде.

8. Антибиотики предпочтительнее принимать до еды.

9. Гипогликемические средства (корректируют уровень глюкозы) принимать до еды или во время еды.

10. НПВС следует принимать после еды, так как они раздражают слизистую оболочку желудка.

11. Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). Удобнее пользоваться в этих случаях градуированной мензуркой.

5.2 Демонстрация заполнения документации, раздачи лекарственных средств для энтерального введения .

ОБРАЗЕЦ №1 Накладная (требование) для получения лекарственных средств из аптеки. ____________________ УТВЕРЖДАЮ: АПТЕКА № 123 Иванова И.И. ___________________ ______________________ Отделение, склад, аптека Подпись руководителя учреждения НАКЛАДНАЯ (ТРЕБОВАНИЕ) №_27_____ «1»__1____2015 г. Основание(цель) Для лекарственной терапии Через кого Старшая м/с Гаврилова Т.Ю Кому_______4 Городская Клиническая Больница 1 тер отделение ___ № и название отделения (службы)

Наименование, сорт, размер, фасовка, дозировка. Единица измерения Номенклатур- ный № Количество затребовано Количество отпущено Цена сумма
Анальгин в таб. 0,5г №10 Упаковка. 10
Трентал в таб. 400 мг №30 Упаковка. 20
Р-р Димедрола 1%-1,0 мл в ампул.№10 Упаковка. 10
Кавинтон в таб. 10 мг.№30 Упаковка. 15
Р-р Глюкозы 0,5%- 500 мл Флакон. 30
Р-р вит. « С» 1%-2мл в ампул.№10 Флакон. 20
Имодиум в капс. 2 мг №20 Упаковка. 20
Р-р Натрия Хлорида 0,9%- 5,0 мл №10 Упаковка 40
Марля по 5 метр Упаковка. 50
Бинт 7/14 Штук. 50

ОБРАЗЕЦ №2 Форма листа врачебных назначений:

Назначения Исполн. Отметки о назначении и выполнении
Дата
Режим
Диета
Врач
Сестра
Врач
Сестра

Наиболее оптимальным является следующий порядок раздачи лекарственных средств:

1) поставьте напередвижной столик ёмкости с твёрдыми, флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, положите листки назначений;

2) переходя от пациента к пациенту, давайте лекарственное средство непосредственно у постели пациента согласно листку назначений (средство выдаётся из упаковки, в которой оно было получено из аптеки!);

3) пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии.

Преимущества такого порядка раздачи лекарственных средств:

ü медицинская сестра может проконтролировать, принял ли пациент препарат;

ü медицинская сестра может ответить на вопросы пациента о том, какие средства он получает и каково их назначение;

ü исключены ошибки при раздаче лекарственных средств.

Давая лекарственное средство пациенту, следует предупредить его об особенностях того или иного средства: горький вкус, резкий запах, продолжительность действия, изменение цвета мочи или кала после его приёма.

В некоторых лечебных отделениях палатные медицинские сестры в целях экономии времени заранее раскладывают лекарственные средства на лотки, разделённые на ячейки с указанием фамилии пациента и номера палаты. Затем, как правило 3 раза в день, медицинские сестры разносят эти средства пациентам.

Такой порядок раздачи лекарственных средств имеет существенные недостатки:

1) невозможно проконтролировать, принял ли пациент лекарственное средство (лекарственные средства, оставленные при раздаче медицинской сестрой на тумбочке, пациенты часто принимают с опозданием, а некоторые забывают принять, прячут или выбрасывают);

2) не соблюдается индивидуальная схема раздачи (не все лекарственные средства надо принимать 3 раза в сутки. Так, антибиотики пациент должен принимать 4 – 6 раз в сутки, некоторые средства – до еды, другие – после еды или во время еды, а третьи – на ночь);

3) возможны ошибки (средства, назначенные одному пациенту, вследствие невнимательности медицинской сестры попадают в ячейку другому пациенту);

4) трудно ответить на вопросы пациентов о назначенных лекарственных средствах, поскольку в лотке средства находятся уже без аптечной упаковки. Кроме того, медицинская сестра часто не может назвать средства, его дозу, особенности действия, что вызывает негативную реакцию пациента и нежелание принимать неизвестные ему средства.

Правила раздачи лекарственных средств:

1) внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений;

2) раздавайте лекарственные средства только у постели пациента;


3) пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, принимаемых во время еды);

4) средства, назначенные «до еды», должны быть приняты им за 15 мин до приёма пищи, так как при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание; средства, назначенные пациенту «после еды», должны быть приняты через 15 мин после приема пищи; средства, назначенные пациенту «натощак», должны быть приняты им утром за 20 – 60 мин до завтрака – для ускорения лечебного эффекта (противоглистные, слабительные);

5) ферментативные препараты, улучшающие процессы пищеварения (фестал, мезим-форте) даются пациенту во время еды;

6) снотворные должны быть приняты пациентом за 30 мин до сна;

7) нитроглицерин или валидол должны находиться у пациента на тумбочке постоянно.

Медицинская сестра не имеет права сама назначать, отменять или заменять одни средства другими. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи или появились признаки непереносимости лекарственного средства. В любом случае обо всех изменениях в назначениях медицинская сестра должна поставить в известность врача.

Если лекарственное средство дано больному ошибочно или превышена его разовая доза, следует немедленно сообщить об этом врачу.

ЦЕЛЬ: Подготовить лекарственные средства к раздаче и приему их пациентами.

ПОКАЗАНИЯ: Назначение врача.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ : Выявляются в процессе обследования пациента врачом или -медсестрой.

ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Листы назначений.
  2. Лекарственные средства для внутреннего употребления.
  3. Передвижной столик дня раскаладки лекарственных средств,
  4. Емкость с кипяченой водой,
  5. Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями).
  6. Ножницы.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

  1. Сообщить пациенту о назначенном лекарственном средстве, его действии, лечебном эффекте,возможном побочном осложнении.
  2. Получить согласие.

1. СПОСОБ РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

  1. Поставьте на передвижной столик лек. вещества, пипетки, мензурки, ножницы, графин с водой, листки назначений.
  2. Вымоете руки и вытирите насухо.
  3. Переходя от пациента к пациенту, раздайте лек вещества непосредственно у постели пациента согласно листку назначений (м/с должна внимательно прочитать название лек. средства, его дозировку на упаковке, обратить внимание на срок годности).
  4. Давая лек. средства пациенту, предупредите его об особенностях данного средства: горький вкус, резкий запах, изменение цвета мочи или кала после приема.
  5. Пациент должен принять лек. вещество в вашем присутствии.

Упаковку с таблетками из фольги или бумаги выдавите в мензурку, а таблетки из флакона аккуратно поместите в ложку. Жидкие лек. средства следует тщательно перемешать.

ПРЕИМУЩЕСТВА ДАННОГО СПОСОБА РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ:

  1. Медсестра контролирует прием лек. вещества.
  2. Медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лек. средстве.
  3. Исключены ошибки при раздаче лек. средств.


2 СПОСОБ РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

С целью экономии времени медсестра заранее раскладывает лек. средства в лотки, разделенные на ячейки В каждой ячейке Ф. И. О. пациента и номер палаты.

АЛГОРИТМ

  1. Вымойте руки и вытрите на сухо.
  2. Ознакомьтесь внимательно с листом назначений
  3. Прочитайте внимательно название лек. средства и дозировку на упаковке, сверьте его с листком назначеий.
  4. Обратите внимание на срок годности лек. средства.
  5. Разложите лек. средства по ячейкам на каждого пациента на один прием.
  6. Разнесите лоток с лек. средствами по палатам (не оставляйте лек. средства на тумбочках у постели пациента, если пациента нет в палате, за исключением валидола, нитроглицерина).
  7. Проследите, чтобы пациент принял лек. средства в вашем присутствии.
  8. Обработайте использованные мензурки и пипетки в соотовегетвии с требованиями сагопидрежима.

НЕДОСТАТКИ ДАННОГО СПОСОБА РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

  1. Отсутствие контроля за приемом лек. средств пациентом (пациенты забывают принять, выбрасывают их, принимают с опозданием).
  2. Не соблюдается индивидуальная схема приема и раздачи (до еды, во время еды, после еды и т. д.).
  3. Возможны ошибки при раздаче (по невнимательности медсестры лек. средства могут попасть в другую ячейку).
  4. Трудноо ответить на вопросы пациента по поводу назначенных ему лек препаратов, т. к. они в лотке находятся без аптечной упаковки.

Смотрите также:

ОСНАЩЕНИЕ: мерные цилиндры; урометр; мерная емкость; бланки для записи результатов ис­следования, клеенка, пеленка, лоток, маска, перчатки. АЛГОРИТМ: Наденьте маску. Вымойте руки, наденьте перчатки. Для определения объема мочу из первой банки вылейте в цилиндр вместимостью 50 - 100 мл (во избежании образования пены на поверхности мочи цилиндр нужно держать наклон­но, а мочу наливать по стенке). Количество мочи каждой порции занесите в бланк...

ПОКАЗАНИЯ: острые, гнойные воспалительные процессы почек (пиурия). ОСНАЩЕНИЕ: чистая сухая банка (емкостью 200 - 250 мл); бланки направлений; аптечные резин­ки, клеенка, контейнер, маска, перчатки, лоток. ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА: психологическая; право на информацию (цель и ход ее проведения); получение согласия. АЛГОРИТМ: 1. Наденьте маску. 2. Вымойте руки, наденьте перчатки. 3. Приготовьте все необходимое для сбора анализа. 4.