Цель в литературных произведениях. Примеры произведений по данному направлению. «Равнодушие и отзывчивость»
Итоговое сочинение
Итоговое сочинение
2017-2018 учебный год
Презентацию составила Селиванова Галина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Яренская СШ» Архангельской области.
направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
- «Верность и измена»,
- «Равнодушие и отзывчивость»,
- «Цели и средства»,
- «Смелость и трусость»,
- «Человек и общество».
«Верность и измена»
- В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
- 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- 2. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- 3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- 4. И. Бунин «Темные аллеи»
- 5. Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Расшифровка понятия
- 1. Верность/ измена в широком смысле.
- 2. Верность/ измена в любовной сфере.
- 3. Верность (измена) Родине, государственному долгу
- 4. Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.
- 5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.
- 6. Верность животных своим хозяевам.
«Равнодушие и отзывчивость»
- Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Примеры произведений по данному направлению
- 1. Б. Екимов «Ночь исцеления»
- 2. Ю. Яковлев «Мальчик с коньками»
- 3. В. Короленко «Дети подземелья»
- 4. А. П. Чехов «Вишневый сад»
- 5. Н.В Гоголь «Мертвые души»
«Цели и средства»
- Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали
Примеры произведений по данному направлению
- 1. Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
- 2. Л. Толстой «Война и мир»
- 3. М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
- 4. В. Каверин «Два капитана»
- 5. Ю. Герман «Дело, которому ты служишь»
- А. Чехов « Ионыч»
«Смелость и трусость»
- В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Примеры произведений по данному направлению
- 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- 2. В. Быков «Сотников»
- 3. М. Шолохов «Судьба человека»
- 4. М. Горький «Старуха Изергиль»
- 5. А. И Гончаров «Обломов»
«Человек и общество»
- Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Примеры произведений по данному направлению
- 1.А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
- 2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- 3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- 4. Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
- 5. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Критерии оценивания сочинения
- соответствие теме;
- аргументация,
- привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи; грамотность.
Источники
- http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
- http://rustutors.ru/vernost-izmena.html
Неудовлетворенность действительностью побуждает нас к творчеству – что-то изменить, улучшить, украсить, привнести новое… Таким образом появляются цели.
Большая Цель составляется из маленьких целей.
На мой взгляд, большой Целью, неосознанной Целью Вселенной, нашей Вселенной, и главной Целью для человечества (ее сознательной движущей силы) является – познание и развитие всей совокупности материального и идеального, которая составляет нашу Вселенную.
Но эта Цель не имеет своего окончания. Она динамична и устремлена в бесконечное будущее. Длительность же сей «бесконечности-вечности» зависит от всех нас и каждого «я», в настоящем и будущем.
Для конкретного человека целью является максимальная реализация всех данных ему от природы возможностей. В какой именно сфере – определяет сам человек. Это может быть что угодно – искусство, философия, наука, инженирия… И цель человеческая – во времени ограничена только нашими силами, жизнью. Мне кажется, каждый чувствует – достигает ли он своей цели. Если – да, смерть не страшит; нет – вызывает отчаяние, потому что человек ощущает, он не сделал чего-то что должен был сделать - не знает, может быть, конкретно чего, но точно знает – не сделал! Жизнь не удалась…
Есть же такие случаи, когда спокойно уходят из жизни, с сознанием «выполненного долга». Это как раз и есть – сознание осуществленной цели, Мечты, Миссии. Объективная самореализация субъективно осознанная.
«Вы говорите, что человек - индивидуальная информационная система. Из этого следует, что цель жизни человека быть индивидуальностью.
Вы говорите, что человек - часть объединенной информационной системы. Из этого следует, что цель человека быть частью системы.
Разве первое не противоречит второму? Противоречит. Следовательно, одно из них - цель, а одно из них - средство. Что же из них цель, а что средство?
Вы говорите, что основная цель человека – познание и развитие мира, которая и делает его «наиболее совершенной частью Вселенной». Из этого следует, что смысл (цель) жизни человека – в познании и развитии мира. Однако познание и развитие мира – противоположны так, как противоположны теория и практика. И следовательно, иметь две противоположности одинаково целью для одного – противоречие. Одна из них должна быть средством. Какая же?»
Мир не примитивен и прост, и вряд ли можно выделить в нем одну цель и к ней одно средство. Нет, много целей и много средств. Так же, как их носителей-исполнителей, и даже больше еще…
Личность должна уживаться с обществом, а общество сочетаться со многими индивидуальностями таковым образом, чтобы не возникало непримиримых противоречий. Иначе, никакие индивидуальные цели не смогут быть достигнуты разумными средствами, так же, как и цели общественные.
Познание и развитие мира – два основных вида человеческой деятельности. Но их надо воспринимать не как два узко направленных вектора, а как способы расширения и насыщения многомерной сферы качеств мира материального с одной стороны, а с другой – идеального.
Развитие и познание – категории взаимосвязанные и являются одновременно, как глобальными целями человечества, так же и глобальными средствами, сочетая в себе, конечно же, и практику и теорию и являясь сыслом нашей человеческой жизни.
Если немного подумать, тут все очень просто. Но не примитивно.
Насчет «целей и средств» можно добавить следующее. В свое время к некоторым целям ведут некоторые средства. Потом же данные «цели» сами оказываются «средствами».
С одной стороны рассмотрения, некоторое явления является средством, а с другой – целью. Или наоборот. Множество «целей» и средств» многомерно переплетаются между собой и, на самом деле, вовсе не являются ни тем, ни другим. А просто – течением изменений бесконечного множественного мира, отчасти осознающего собственные движения и уже чего-то желающего. А значит, выставляющего некоторые «цели» и достигающего их «некоторыми «средствами».
Однако у мира нет одного «я», таковых много. Поэтому желания мира, «цели» и «средства» сложнейшим образом переплетаются между собой, и кто бы ни захотел, установить и достичь заранее определенную «цель» заранее определенными «средствами», сие практически невозможно. И цели, и средства по ходу их достижения и прикладывания непрерывно, а иногда непредсказуемо изменяются.
Поэтому цели и средства мы выбираем в каждый конкретный момент, а не один раз - навсегда. И в этом смысле вопрос о какой-то конкретной «цели» и конкретном к ней «средстве» лишен строгого смысла.
Говоря о «цели и смысле жизни», я выдвигаю тезис об использовании всех возможностей человека. И тогда он будет счастлив, а мир через человека – развиваться и познавать сам себя. Здесь – и цели, и средства.
И атеисты, и верующие пролили моря крови…
Дело не в целях, которые перед собой ставит учение, – все учения ставят цели благие, а в средствах, которые оно применяет для достижения поставленных целей.
Даже через плохое тянутся за хорошим. А не наоборот! Да, бывает, некоторые думают, через плохое можно достичь хорошего. Цели-то – благие у всех. И у Гитлера цель благая была, и у Ленина, Сталина… А средства – совершенно недопустимые! И вот результат.
Нет, хорошего можно достичь только через хорошее. Вот как цветок, например, - радует своей красотой, мир украшает… Правда, и он, бывает, поедает жучков или мух, борется с другими растениями за место… Ну, так в этом вся наша жизнь.
Цели и средства мы выбираем в каждый конкретный момент, а не один раз - навсегда. И вопрос о какой-то конкретной «цели» и конкретном к ней «средстве» лишен строгого смысла.
Говоря о «цели и смысле жизни», я выдвигаю тезис об использовании всех возможностей человека. И тогда он будет счастлив, а мир через человека – развиваться и познавать сам себя. Здесь – и цели, и средства…