Организация работы отделения новорожденных детей в родильных домах (отделениях). Особенности работы медицинской сестры в детской больнице при выхаживании недоношенных Функциональные обязанности медсестры палаты новорожденных

Общее количество коек отделения новорожденных детей в родильных домах (отделениях) составляет 105-107% расчетного количества коек послеродового отделения.

Палаты для новорожденных выделяют в физиологическом и обсервационном отделениях. В физиологическом отделении наряду с постами для здоровых новорожденных выделяют пост для недоношенных детей и детей, родившихся в асфиксии, с клиникой внутричерепной родовой травмы, детей, перенесших длительную внутриутробную гипоксию, новорожденных, родившихся при оперативных родах, при переношенной беременности (более 42 недель), имеющих клинику резус- и групповой сенсибилизации и других детей из группы риска (количество детей на этих постах должно соответствовать действующим нормативам).

Для неспециализированных родильных домов (отделении) количество коек поста для недоношенных детей, родившихся с клиникой родовой травмы и в состоянии асфиксии, соответствует 15% от количества коек послеродового отделения. Количество коек для новорожденных обсервационного отделения соответствует количеству послеродовых коек и должно быть не менее 20% от общего числа акушерских коек в стационаре.

Санитарная норма площади на 1 койку новорожденного физиологического отделения составляет 3,0 м2, в обсервационном отделении и в палатах для недоношенных детей и родившихся в асфиксии санитарная норма площади составляет 4,5 м2 на 1 койку ребенка.

В составе поста для недоношенных в родильном доме (отделении) организуют палату для интенсивного ухода за новорожденными детьми на 2-3 койки.

В обсервационном отделении находятся дети, рожденные в этом отделении, поступившие в родильный дом с матерью после родов, прошедших вне родильного дома (отделения), переведенные из-за заболевания матери из физиологического послеродового отделения, а также дети, родившиеся с тяжелыми уродствами, с проявлениями внутриутробной инфекции и родившиеся массой менее 1000 гр. В обсервационном отделении для таких детей выделяют отдельный изолятор на 1-3 койки; перевод заболевших детей из изолятора в детские больницы осуществляется в последующие сутки (после уточнения диагноза); новорожденные массой менее 1000 гр. переводятся не ранее 7 суток жизни.

Дети с гнойно-воспалительными заболеваниями подлежат переводу в детские больницы в день постановки диагноза.

В отдельный изолятор могут быть помещены дети, подлежащие усыновлению.

В отделении новорожденных выделяют отдельное помещение для пастеризации сцеженного грудного молока * (5), отдельную комнату для хранения вакцины БЦЖ, отдельное помещение для хранения чистого белья и матрацев, санитарные комнаты и комнаты (шкафы) для хранения инвентаря. Сестринские посты отделений новорожденных крупных родильных домов (отделений) полностью изолируют друг от друга, размещая их в разных концах коридора, максимально удаляя от туалетных комнат и буфетной.

Для соблюдения цикличности детские палаты должны соответствовать материнским, в одной палате помещают детей одного и того же возраста (с разницей в сроке рождения до 3 суток).

Для лучшей изоляции новорожденных большие палаты до потолка разделяют перегородками. Для хорошего зрительного контроля медицинского персонала за детьми среднюю часть перегородки делают стеклянной.

С общим коридором детские палаты сообщаются через шлюз, где устанавливается стол для медицинской сестры, два стула и шкаф для хранения суточного запаса белья, прошедшего автоклавирование. Разрешается устанавливать шкаф с бельем в коридоре у входа в шлюз.

Каждый медицинский пост имеет разгрузочную палату для детей, матери которых задерживаются на 1-2 дня после выписки основного числа детей и родильниц.

На каждом посту (с учетом двоен) для новорожденных устанавливают детские кровати на 1-2 кровати больше числа материнских, размещенных в послеродовом отделении; медицинские весы для взвешивания новорожденных детей, пеленальный стол (если отсутствуют условия пеленания детей в кроватке), тумбочку для белья, стол для весов и размещения медикаментов, необходимых для ухода за новорожденным ребенком. При отсутствии централизованной подачи теплой воды на постах для подмывания детей устанавливают педальные умывальники с теплой водой. Палаты оснащают стационарными (передвижными) бактерицидными лампами и обеспечивают стационарной подводкой кислорода и увлажнителями с дозиметрами давления и процентного содержания кислорода (на постах для здоровых детей по 2 выхода кислорода, а на посту для травмированных и недоношенных детей и в изоляторе обсервационного отделения - по числу коек: по 1 выходу на две койки).

При отсутствии стационарной подводки кислорода в коридоре около палаты травмированных и недоношенных детей и палат новорожденных обсервационного отделения располагают установленный в каркасе и прикрепленный металлическим крюком к стене кислородный баллон, от которого кислород подается к кроватям детей по удлиненной трубке с отводами.

На стене каждой палаты подвешивают настенный термометр. Температура в палатах должна поддерживаться в пределах 22-24° С, а влажность воздуха - 60% (постоянно контролируются). В детские кровати вкладывают матрацы с наглухо зашитыми клеенчатыми чехлами, которые после выписки ребенка подвергаются обработке в дезинфекционной камере. При использовании полотняных гамаков следят, чтобы они всегда были туго натянуты, смену гамаков производят через 2-3 дня или чаще, по мере загрязнения и обязательно после выписки каждого ребенка.

Рядом с раковиной на специальном столе с открытой нижней полкой размещают кастрюли с крышками с чистыми щетками для мытья рук, чистыми клизменными баллонами и газоотводными трубками, а на нижней полке - кастрюли для использованных щеток, клизменных баллонов и газоотводных трубок, а также почкообразный лоток. Все кастрюли на постах маркируют яркой масляной краской с указанием их назначения и принадлежности посту. При отсутствии сливных ванн для купания и подмывания новорожденных посты обеспечиваются большими эмалированными тазами с маркировкой: "для купания новорожденного".

В каждой палате для новорожденных выделяют специальный стол для размещения пастеризованного молока и питьевых растворов в бутылочках, в стерилизаторах - необходимые для этого предметы (соски, зонды - после кипячения, 10,0-20,0 г шприцы для вскармливания недоношенных детей). Здесь же помещают кастрюли с кипячеными баллонами для отсасывания слизи.

На нижней полке стола размещают кастрюли с использованными сосками, бутылочками для кормления и зондами, которые после окончания кормления постовая медицинская сестра выносит для мытья и обработки в комнату для пастеризации молока (отсек мытья посуды).

На одной из нижних полок пеленального стола в каждой палате помещают бутыль (из темного стекла с притертой пробкой) с дезинфицирующим раствором и небольшую эмалированную кастрюлю с ветошью, куда наливают дезраствор к каждому пеленанию детей, и почкообразный лоток для использованного материала * (6).

Медикаменты и предметы ухода за кожными покровами и слизистыми ребенка рекомендуют размещать на специальных лотках. Медицинские термометры полностью погружают в банку с 0,5% раствором хлорамина, перед употреблением их промывают в кипяченой воде и просушивают в пеленке.

Средства ухода за пуповиной и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми новорожденного меняют к каждому пеленанию детей. Стерильный материал (ватные шарики, палочки с ватой, марлевые салфетки и тампоны, несколько свернутых небольших бинтов) помещают в круглую стерилизационную коробку (бикс), которую меняют 1 раз в сутки.

Лекарственные препараты, используемые для лечения новорожденных, на постах физиологического отделения не хранят, при необходимости медицинская постовая сестра использует их из суточных запасов палаты для недоношенных детей (приложение 4 ).

Медикаменты в палатах для интенсивного ухода помещают в специально выделенный медицинский шкаф. Палату (пост) интенсивного ухода обеспечивают специальным оборудованием (приложение 3 ).

В отделениях для новорожденных детей в комнате старшей медицинской сестры в закрытом шкафу (холодильнике) постоянно хранят 3-х и 10-дневные запасы медикаментов, питьевых растворов и стерильного материала * (7).

За каждым постом физиологического отделения закрепляют каталки с перегородками - ячейками на одного ребенка. Дно каждой ячейки выстилают индивидуальным плоским матрацем, обшитым клеенкой (дети, находящиеся на посту для травмированных и недоношенных и в обсервационном отделении, при отсутствии противопоказаний к грудному вскармливанию, подаются на кормление матерям на руках).

Отделение новорожденных полностью обеспечивают пеленками (20-25 пеленок на 1 ребенка в сутки). Общий запас белья для новорожденных в роддоме составляет 5 комплектов пеленок для каждого ребенка и 3 комплекта распашонок, матрацев, одеял и конвертов.

В отделении новорожденных детей выделяют отдельное помещение, состоящее из 3-х отсеков, для пастеризации и хранения грудного молока. В комнате работает специально подготовленная медицинская сестра, ответственность за работу которой несет старшая медицинская сестра и заведующий отделением новорожденных детей. В первом отсеке устанавливают подводку горячей и холодной воды и большую раковину для мытья бутылочек, из которых кормят детей, и кружек (банок) для сцеживания грудного молока. Во втором отсеке, где происходит пастеризация молока, устанавливают стол для подготовки посуды к стерилизации и разлива молока для пастеризации, холодильник для хранения непастеризованного молока. В третьем отсеке помещают стол для охлаждения пастеризованного молока и холодильник для хранения пастеризованного молока.

Комната должна быть оборудована:

Электрической или газовой плитой;

Двумя столами для чистой и использованной посуды;

Двумя холодильниками;

Банками и ведрами для сбора и кипячения посуды, молочных бутылочек (3 комплекта), стеклянных воронок и молокоотсосов (если ими пользуются);

Шкафом сухожаровым для стерилизации посуды;

Шкафом для хранения посуды, прошедшей кипячение или сухожаровую обработку.

Посуду для сбора грудного молока прикрывают стерильными марлевыми салфетками, выдают матерям перед каждым кормлением и собирают со сцеженным молоком после кормления.

Собранное грудное молоко разливают через предварительно прокипяченую воронку в молочные бутылочки емкостью не более 200 мл (более целесообразно по 30-50 мл для индивидуального использования), закрывают стерильными ватными тампонами и подвергают пастеризации в водяной бане (не более 5-7 минут от начала закипания воды, вода должна быть налита на уровень молока в бутылочках).

Бутылочки с молоком после пастеризации охлаждают до комнатной температуры (на столе для чистой посуды) и раздают детям или хранят в холодильнике (при температуре +4° С) не более 24 часов. Перед кормлением молоко подогревают на водяной бане.

Собранное у матерей молоко в ночные часы может оставаться в холодильнике для непастеризованного молока не более 12 часов.

Молоко от матерей с трещинами сосков и от родильниц обсервационного отделения сбору не подлежит.

За час до кормления медицинская сестра комнаты пастеризации и хранения грудного молока разливает индивидуально для каждого ребенка раствор глюкозы 5% или раствор глюкозы 5% с раствором Рингера (1/2) - по 10 - 20 мл, разносит бутылочки по палатам новорожденных и вместе с постовыми медицинскими сестрами поит детей. Через 10-15 минут бутылочки собирают и возвращают в комнату для пастеризации и хранения молока для последующего мытья и стерилизации.

Не допускается использование бутылочек для кормления новорожденных как емкость для хранения медицинских препаратов, дезинфицирующих средств, клея и др.

Сцеживание молока у родильниц при лактостазе организует акушерка послеродового отделения, используя электромолокоотсос, который устанавливают в помещении послеродового отделения. В этой же комнате устанавливают обычный ультразвуковой аппарат для профилактики лактостаза. Рядом с аппаратурой помещают бикс со стерильным материалом (ватные шарики, салфетки, палочки с ватой) для обработки соска грудной железы. В помещении обязательна подводка горячей и холодной воды для мытья рук и грудных желез родильниц.

В физиологическом и обсервационном отделениях выделяют помещения для мытья и сушки клеенок, чехлов и фартуков, временного хранения использованного белья и для хранения предметов уборки помещений. Необходимо выделять подсобные комнаты, в которых должны храниться маркированные баки или ведра с дезрастворами в рабочей концентрации; стол, утюг, таз и кувшин для мытья рук родильницам, находящимся на постельном режиме. Если в учреждении отсутствует горячее водоснабжение, то в этом помещении должна быть газовая или электрическая плита, на которой должен постоянно находиться бак с горячей водой (для грелок, подмывания детей и т. п.).

В отделениях новорожденных врачи-педиатры проводят ежедневный осмотр детей. В праздничные и выходные дни обход врача-педиатра обеспечивается за счет скользящего графика их работы. В родильных домах, где работает один врач-педиатр, в выходные, праздничные дни и в ночные часы осмотр новорожденных осуществляет дежурный врач акушер-гинеколог. При подозрении на заболевание или при ухудшении состояния ребенка, при необходимости обменного переливания крови и других обстоятельствах, требующих экстренного вмешательства, дежурный врач акушер-гинеколог вызывает врача-педиатра.

Перед началом работы весь медицинский персонал отделения новорожденных принимает душ и ежедневно меняет медицинский халат. Сменная обувь персонала должна хорошо протираться 0,5% раствором хлорамина. Не допускается работа персонала без чулок, носков или гольф и в тканной обуви. Через каждые 4 часа персонал обязан сменить медицинскую маску. Использованные, маски погружают на 30 мин. в специально выделенную посуду (кастрюлю, закрытую крышкой), наполненную 0,5% раствором хлорамина или другим дезинфицирующим средством.

Перед пеленанием детей врач и медицинская сестра моют руки щеткой с мылом и дезинфицирующим раствором. После каждого ребенка руки моют только с мылом. При пеленании детей медицинская сестра надевает клеенчатый фартук, который после каждого ребенка протирает дезинфицирующим раствором. Для обхода врача на посту выделяют специальный халат. Рукава халатов у врача и медицинской сестры должны быть закатаны выше локтя. В детских палатах запрещается работать с длинными ногтями, покрытыми лаком, в кольцах и часах.

Каждый ребенок при поступлении в отделение для новорожденных в течение первых 24 часов жизни находится под интенсивным наблюдением медперсонала. При приеме ребенка в палату медсестра сверяет документы (текст браслеток, медальона и истории развития новорожденного), отмечает в истории развития новорожденного точное время приема и особенности состояния ребенка (активный крик, наличие одышки, окраску кожных покровов при поступлении в отделение): взвешивает ребенка, записывает его массу тела и температуру в историю) развития новорожденного и расписывается о приеме ребенка.

При раннем переводе ребенка из родзала (в палату интенсивного ухода за новорожденным, в отделение для недоношенных, обсервационное отделение) медсестра, спустя 2 часа после рождения, проводит вторичную профилактику гонобленореи и расписывается об этом в истории развития новорожденного. Для этого необходимо иметь стерильные пипетки и ватные шарики.

После приема ребенка медсестра приступает к вторичной обработке новорожденного. Если позволяет состояние ребенка, она моет ему голову с мылом под проточной водой. Кожу обрабатывает стерильным вазелиновым или растительным маслом при помощи ватного тампона. Кожные складки ребенка смазывает раствором йода спиртового 2%. Область ягодиц и паховые области смазывает таниновой мазью 2%, затем на ребенка надевает легкую распашонку, подгузник (сложенная углом пеленка). В последующем смена распашонок производится ежедневно (при загрязнении - по потребности).

В осенне-зимнее время ребенка пеленают в одеяло или конверт с вложенным в него одеялом, а в жаркое время года - только в пеленки или конверт. Недопустимо применение подкладных клеенок. Все пеленки, используемые для новорожденных, должны обрабатываться в автоклавах. Их меняют по мере загрязнения и при пеленании перед каждым кормлением. У доношенных детей голову оставляют непокрытой. Со 2 дня доношенных детей пеленают с открытыми руками (свободное пеленание). В этом случае используют распашонки с зашитыми рукавами.

Утром перед первым кормлением медсестра подмывает детей, используя при этом детское мыло (этот кусок мыла применять для других целей запрещается), затем проводит термометрию и взвешивание детей, кладя каждого ребенка на новую пеленку. Температуру и массу тела по окончании туалета отмечает в истории развития новорожденного. После взвешивания ребенка сестра, предварительно вымыв руки с мылом, делает ему утренний туалет в следующей последовательности: обработка глаз, носовых ходов и лица, подмывание. Лицо, глаза и половые органы у девочек обрабатывает раствором кислоты борной 2% с помощью отдельных стерильных ватных шариков, доставаемых по мере надобности корнцангом из бикса. При обработке глаз (каждого в отдельности) легкие движения ватных шариков направляют от наружных углов глаз к внутренним, а при обработке половых органов - сверху вниз.

После 1-го утреннего кормления к сдаче дежурства все предметы ухода за ребенком постовой медицинской сестрой должны быть подготовлены к сдаче в централизованную стерилизационную или обеззаражены кипячением. При пеленании детей перед 3-м кормлением новорожденные дети осматриваются врачом.

Первые 3 дня ежедневно, а в последующем - каждый 3-й день медсестра смазывает складки кожи раствором йода спиртового 2%. С 3-4 дня кожу ребенка вокруг ногтей целесообразно смазывать раствором йода спиртового 2%. Глаза и кожу вокруг рта медицинская сестра обрабатывает раствором кислоты борной 2% перед каждым кормлением. Носовые ходы и наружные слуховые проходы прочищают только при необходимости стерильной ватой, скрученной жгутиком и смоченной в стерильном вазелиновом масле. Смазывание таниновой мазью кожи ягодиц и паховых областей производят при каждом пеленании, используя для этого одноразовые стерильные деревянные шпатели.

При задержке выписки ребенка по состоянию здоровья матери новорожденному по разрешению педиатра после 5-6 суток жизни организуют ежедневные купания с добавлением раствора калия перманганата 1:10000 (1 мл 5% раствора на 100 мл воды). Для этого используют сливные ванны или большие эмалированные тазы, маркированные "для купания новорожденных детей". Тазы перед употреблением двукратно обрабатывают одним из дезинфицирующих средств, ополаскивают водой и обязательно моют с мылом.

Обработку культи пуповины и пупочной ранки проводит врач-педиатр при ежедневном осмотре детей. Перед каждой обработкой пуповинного остатка или пупочной ранки врач и медицинская сестра моют руки с мылом и обрабатывают их спиртом этиловым 95%.

Ведение пуповинного остатка осуществляют открытым способом. Если при рождении на пуповинный остаток наложена повязка, то врач снимает ее на второй день жизни новорожденного при осмотре ребенка. Пуповинный остаток и кожу вокруг него обрабатывают ежедневно спиртом этиловым 95% (марлевыми тампонами), а затем раствором калия перманганата 5% (не трогая кожу). Пуповину каждого ребенка обрабатывают индивидуальной палочкой с ватой, которую смачивают в растворе калия перманганата 5% непосредственно перед употреблением. Если палочку с ватой опустить в раствор заранее, то раствор калия перманганата по краям высыхает и при этом образуются кристаллы, которые при обработке пуповины попадают на кожу и вызывают ожог кожных покровов. Если пуповинный остаток "сочный", плохо мумифицируется, то в первые дни при осмотре врач накладывает у основания пуповинного остатка дополнительную шелковую лигатуру, а медицинская сестра во время каждого пеленания обрабатывает пуповину раствором калия перманганата 5%, особенно тщательно обрабатывает кожу под скобкой Роговина.

При отпадении пуповинного остатка врач, а в его отсутствие медицинская сестра, обрабатывает пупочную ранку ежедневно последовательно: перекисью водорода 3% (капают пипеткой на область ранки, одновременно протирая ее палочкой с ватой), спиртом этиловым 95% (достают из специальной банки корнцангом марлевый тампон, берут его за край рукой, другим краем тушируют ранку) и раствором калия перманганата 5%, не трогая кожу вокруг пупочного кольца. При избыточном отделяемом из ранки на нее можно наложить стерильную повязку с гипертоническим раствором.

По окончании осмотра новорожденных врач-педиатр ежедневно сообщает матерям о состоянии детей и проводит с ними санитарно-просветительную работу. Ежедневно в часы, установленные администрацией, врач-педиатр дает сведения родственникам о состоянии детей.

ОТЧЁТ

О работе за 2015-2016 год

Серенковой Виктории Владимировны

Медицинской сестры отделения патологии новорожденных

_____________________________________________________________

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения

«Брянская областная детская больница»

Для присвоения квалификационной категории по специальности

«Сестринское дело в педиатрии»


История. 3

Отделение патологии новорожденных. 5

Функциональные обязанности медсестры.. 9

Нормативные документы.. 11

Список занятий и конференций. 12

Количественные показатели работы.. 13

Заключение. 15


История

Я, Серенкова Виктория Владимировна, начала свою трудовую деятельность в ГБУЗ «БОДБ» с апреля 1998 года и по настоящее время работаю медицинской сестрой в отделении патологии новорожденных.

Брянским облисполкомом 8 октября 1985 года было принято решение
№ 773 «Об организации областной детской больницы». Строительство больницы велось СМУ-4 с 1983 г. по 1987 г. Сметная стоимость объекта составляла
2880 тыс. руб., в том числе строительно-монтажных работ
1836 тыс. руб. в ценах того времени. Проектная мощность больницы 300 коек с поликлиникой на 300 посещений в смену. Финансирование строительства производилось за счет средств, зарабатываемых на субботниках. Учитывая стоимость объекта, было решено осуществить его ввод в эксплуатацию в два этапа: вначале поликлинику, а затем стационар. 2 июня 1986 года поликлиника приняла первых пациентов, а в декабре 1987 года открыты все отделения стационара. К работе по открытию больницы были привлечены многие промышленные предприятия области для проведения улучшенной отделки помещений и приобретения мебели.

Основой для организации специализированных отделений явились детские отделения областной больницы № 1 и городской детской больницы № 2.
Ряд отделений были организованы впервые: урологическое, патологии новорожденных и недоношенных детей, лаборатория, аптека, отделение УЗИ и функциональной диагностики. В больницу пришли работать опытные врачи - Матульская И.Л., Гордиенко В.О., Первушова Н.Г., Дубинина Е.М., Башкина Р.Г., Кочеткова А.М., Пронин О.П., Шилкин Е.Ф., Михайлов В.А., Иванова Л.В., Сташкевич Г. А. Из районов области переведены Иванькова Т.Г., Моисеева Н.С., Раков М.А., Аксенов В.И.

Открытие больницы совпало по времени с аварией на Чернобыльской АЭС и врачи принимали самое активное участие в диспансеризации детей загрязненных юго-западных районов области. За первые десять лет после аварии ими на выездах осмотрено более 95 тыс. детей.

В больнице постоянно внедрялись новые прогрессивные методы диагностики и лечения. Так, в 1987 году открыта первая в области лаборатория радиоиммунологического анализа. В 1988 году впервые в России все дети с сахарным диабетом, проживавшие в Брянской и Смоленской областях, переведены на интенсивную инсулинотерапию.

В 2001 году одним из первых в России открыт Центр реабилитации детей-инвалидов, который в настоящее время имеет 25 коек круглосуточного и 25 коек дневного стационара.


Отделение патологии новорожденных

Отделение патологии новорожденных создано на базе отделения раннего возраста 1 января 2006 года.

Возглавляет отделение - Степченкова Елена Феофановна, врач высшей квалификационной категории по специальностям «педиатрия» и «неонатология».

Отделение патологии новорождённых функционирует на 43 койки, из них:

  • 23 койки - для детей от 0 до 1 месяца
  • 15 коек - II этапа выхаживания недоношенных детей (весом от 2000 гр.)
  • 5 коек - педиатрические.

Отделение работает в круглосуточном режиме. Обследование и лечение получают дети в основном с тяжёлой соматической патологией, врождёнными пороками развития, генетическими и другими заболеваниями, проводятся операции заменного переливания крови и т. д.

В отделение поступают новорожденные дети любого гестационного возраста, требующие интенсивной терапии, диагностики и лечения патологии неонатального периода. Пациенты поступают из структурных подразделений БОДБ (реанимация новорожденных, хирургическое отделение) и из родовспомогательных учреждений Брянска и Брянской области.

В отделении проводится обследование, лечение и реабилитация новорожденных с различными заболеваниями. Отделение имеет современное оборудование, позволяющее осуществлять помощь на самом высоком уровне.
В отделении имеются все условия для лечения, в том числе и для оказания высокотехнологичной медицинской помощи новорожденному, при этом персонал старается обеспечить как детям, так и мамам наиболее комфортные условия. Отделение патологии новорожденных оснащено современным комплексом лечебно-диагностической аппаратуры (инфузионные дозаторы, фотолампы и лампы лучистого тепла, кювезы и др.), позволяющей проводить интенсивную терапию новорожденным, в том числе недоношенным детям любого веса и с различной тяжестью течения заболевания. Глубоко недоношенные дети находятся в инкубаторах, где создаются условия, максимально приближенные к внутриутробной жизни: постоянно контролируется уровень температуры и влажности, создается защита от шума, яркого света, при необходимости используется кислородотерапия.
Дети с более крупной массой тела при рождении находятся в кроватках под лампами лучистого тепла.

Врачи и медицинские сестры отделения имеют огромный опыт работы и сертификаты первой и высшей категории. Пациентов консультируют невролог, окулист, ЛОР-врач и другие специалисты. У каждого ребенка в отделении есть не только лечащий врач, но и ведущая медицинская сестра.

В отделении проводятся операции заменного переливания крови.

Переливание крови заменное применяется главным образом при лечении тяжёлых желтушных форм гемолитической болезни новорождённых. Обеспечивает быстрое удаление из организма токсического продукта – непрямого билирубина, накапливающегося при повышенном гемолизе эритроцитов, а также циркулирующих в крови антиэритроцитарных антител, под воздействием которых происходит ускоренное разрушение эритроцитов. Эффективность метода определяется своевременной диагностикой заболевания.

Показанием к применению переливания крови заменного является раннее проявление и быстрое нарастание клинических признаков заболевания (ранняя желтуха, увеличение печени, селезёнки, снижение гемоглобина и появление молодых форм эритроцитов в крови). Основной критерий, определяющий сроки проведения заменного переливания крови, - уровень билирубина в пуповинной крови при рождении (более 50 мкмоль/л) и скорость его накопления (более 4,5 мкмоль/л в час) в первые часы жизни.

Заменное переливание крови проводится в объёме 150-180 мл/кг, т. е. около 70-80% общего объёма циркулирующей крови; для переливания подбирается свежая, хранящаяся не более 3 суток после забора кровь донора одной группы с больным ребёнком резус-отрицательной принадлежности. При гемолитической болезни новорождённого, обусловленной конфликтом по основным АВО-эритроцитарным антигенам, для заменного переливания крови используются эритроциты 0 (I) группы, суспензированные в плазме АВ (IV) группы крови.

В первые 3-5 суток жизни для заменного переливания крови целесообразно использовать пупочную вену при обязательном соблюдении правил асептики и проведении операции в условиях операционной. Через пупочный катетер вначале выводят 10- 15 мл крови ребёнка и вводят соответствующее количество крови донора, последующее выведение крови и введение крови донора целесообразно в объёме 8-10 мл.

Скорость заменного переливания крови не должна превышать
2-3 мл/ мин; общая продолжительность его составляет 1,5-2 ч. После замены каждых 100 мл крови в вену пуповины вводится 1 мл 10%-ного раствора кальция хлорида. Заменное переливание крови позволяет предупредить гибель новорождённого или тяжёлое органическое поражение центральной нервной системы, которое наступает в результате токсического действия непрямого билирубина.

Для более точной постановки диагноза в отделении проводится люмбальная пукция.

Пункция спинномозговой жидкости была описана Квинке около ста лет тому назад. Анализ ликвора, который получают по результатам исследований, позволяет правильно выявить заболевания, установить точный диагноз и назначить эффективное лечение. Этот метод предоставляет незаменимую информацию в диагностике нарушений нервной системы, наличия инфекций и множества системных заболеваний.

В соответствии с требованиями специальности выполняю нижеследующие функциональные обязанности:

1. Обязанности процедурной медсестры:

Забор крови из вены на анализы

Сбор и постановка капельных систем

Внутривенные и внутримышечные инъекции

Работа с подключичным катетером

Хирургическая и гигиеническая обработка рук

Определение группы крови

Дезинфекция многоразового инструментария

Текущая и генеральная уборка

Сбор и транспортировка отходов класса «Б»

Учет и списание медикаментов

2. Обязанности постовой медсестры:

Прием и сдача смены

Измерение температуры, взвешивание детей

Утренний туалет новорожденных (обработка глаз, носа, пупочной ранки)

Подмывание, пеленание, кормление

Раздача лекарственных препаратов

Выборка назначений из истории болезни

Постановка клизм

Сбор анализов

Дезинфекция электроотсасывателей, аппаратов Боброва

Обработка кювезов

Сбор отходов класса «Б»

Транспортировка детей на обследование и консультации.

3. Обязанности медсестры комнаты детского питания:

Приготовление и раздача молочной адаптированной смеси

Кормление детей из бутылочки

Постановка желудочных зондов

Кормление тяжелых детей через желудочный зонд

Дезинфекция, стерилизация посуды после кормления

Текущая и генеральная уборка комнаты детского питания

Проведение бесед с мамами о преимуществе грудного вскармливания детей, правильной диете кормящей мамы и правилах кормления грудью.


Нормативные документы

Вся работа нашего отделения ведется в соответствии с санитарно-противоэпидемическими нормами и инструкциями:

1. ОСТ 42-21-2-85 «Отраслевой стандарт, определяющий методы, средства и режим стерилизации и дезинфекции инструментария медицинского назначения».

2. Приказ МЗ СССР №408 от 12.07.1989 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране».

3. Приказ ДОЗН №545 от 10.05.2011 г. «О профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекций»

4. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

5. Приказ МЗ РФ №440 от 30.04.1983г. «О дополнительных мерах совершенствования медицинской помощи новорожденным детям».

6. Р 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».

7. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»

8. ПРИКАЗ Минздрава от 31.07.78 №720 «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией».


Список занятий и конференций

За 2015-2016 год я посетила занятия и конференции на следующие темы:

1. Особо опасные инфекции. Эпидемиология, клиника, профилактика. Техника надевания и снятия противочумного костюма.

2. «Герпетическая инфекция во время беременности. Влияние на плод. Последствия».

3. «Этика и деонтология медицинского работника».

4. ВИЧ-инфекция. Эпидемиология, клиника, профилактика. Предупреждение заражения медицинских работников ВИЧ-инфекцией.

5. Показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов. Осложнения, хранение, транспортировка препаратов крови.

6. «Грипп. Вакцинопрофилактика».

Также за период работы в 2015-2016 году я прослушала никурс занятий в отделении:

1. Санэпидрежим в отделении согласно приказам №№ 440, 720,517.

2. Особо опасные инфекции. Холера, чума.

3. Этика и деонтология в педиатрии.

4. Анафилактический шок, оказание первой помощи.

5. Гепатит «Б», течение, профилактика.

6. Лечебно-охранительный режим в отделении.

7. СПИД – этиология, клиника, профилактика.

8. Уход за новорожденными детьми.

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень (прохожу учебу на базе Брянского медицинского колледжа). Сдаю зачеты эпидемиологам на своем рабочем месте.


КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ

ЗА 2015-2016 ГОД

Медсестры отделения патологии новорожденных ГБУЗ «БОДБ»

Серенковой Виктории Владимировны

За прошедший период я работала процедурной, палатной медсестрой, медсестрой комнаты детского питания. Владею всеми медицинскими манипуляциями, применяющимися в работе с новорожденными детьми. За вышеуказанный промежуток времени мною достигнуты нижеследующие количественные показатели работы:

Работа с историями болезни –290;

Раздача лекарственных средств и выпаивание – 150;

Утренний туалет новорожденного – 560;

Термометрия – 560;

Взвешивание детей – 670;

Пеленание детей – 730;

Постановка в/ж зондов – 95;

Постановка кислородного зонда – 16;

Накрытие стерильного стола – 30;

Постановка капельниц – 950;

Инъекция в/м – 1200;

Инъекция в/в – 550;

Определение группы крови – 105;

Промывание желудка – 120;

Забор клинических анализов – 250;

Забор бактериологических анализов – 100;

Санация ВДП – 35;

Переливание крови –5;

Кормление детей – 750;

Хирургическая обработка рук – 35;

Гигиеническая обработка рук – 750;

Обработка кувезов – 30;

Дезинфекция многоразового инструментария – 5;

Дезинфекция одноразового инструментария – 160;

Дезинфекция мензурок – 290;

Дезинфекция бутылочек для кормления – 105;

Обработка, дезинфекция сосок для кормления – 105;

Дезинфекция отсосов, аппарата Боброва – 85;

Дезинфекция термометров – 560;

Генеральная уборка – 75;

Текущая уборка – 250;

Закапывание капель в глаза – 105.


Заключение

В связи с ухудшением социальной обстановки в стране, последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, увеличением возраста первородящих женщин, количество патологий новорожденных возросло, но благодаря Программе Президента РФ «Об улучшении демографической ситуации…», модернизации медицины и внедрению новых технологий, качество оказываемых медицинских услуг значительно улучшилось, что позволило увеличить количество полностью выздоровевших детей, прошедших лечение в нашем отделении.

Дополнительно хочется отметить, что в настоящее время стала актуальной проблема выхаживания детей с очень низкой массой тела при рождении. Как известно такие дети нуждаются в особом подходе. Повышение качества выхаживания новорожденных детей – непростая задача, которая не потеряет своей актуальности в ближайшее время. Правила организации ухода при этом призваны сыграть не меньшую роль, чем инфузионная, и другие виды традиционно применяемой терапии.

Большой объем работы по лечению больных с различными патологиями, позволил мне быстро и конструктивно приобрести опыт и навыки в работе с новорожденными детьми.

Зав. Отделением патологии новорожденных Степченкова Е.Ф.

Старшая медсестра Чумак Н.В.

Медсестра Серенкова В.В.


Похожая информация.


Палатная сестра отвечает:

1) за состояние детей своего поста;
2) за правильное соблюдение эпидемического режима. Помимо четкого его выполнения самой сестрой она должна внимательно следить за тем, чтобы он строго выполнялся другими лицами, посещающими палату: санитарками, кормящими матерями, врачами. При замеченных нарушениях (отсутствие маски на лице, неправильно надетая маска, хождение в уличной обуви и т. д.) сестра вежливо, но настойчиво должна добиться их устранения. В этом отношении она напоминает операционную сестру, замечания которой беспрекословно выполняются всеми лицами, находящимися в операционной;
3) за чистоту и порядок в палате;
4) за воздушный режим палаты (проветривание);
5) за весь медицинский инвентарь и аппаратуру, находящиеся в палате.

Палатная сестра обязана:

1) в совершенстве владеть техникой кормления через зонд;
2) уметь делать внутримышечные и подкожные инъекции;
3) владеть техникой искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
4) уметь пользоваться медицинской аппаратурой, которая применяется в данном отделении;
5) знать, с каким заболеванием лежит ребенок; если он изолирован, то по какой причине;
6) при ухудшении состояния ребенка доложить об этом лечащему или дежурному врачу;

7) если ребенок прикладывается к груди, перед очередным кормлением уточнить самочувствие матери и в случае ее болезни не допустить мать до кормления. Особенно это относится к тем отделениям для недоношенных детей, в которых матери находятся только в дневное время;
8) в случае своего недомогания доложить об этом старшей сестре или заведующему отделением. Сестра должна иметь ясное представление о том, что многие заболевания, которые взрослые нередко переносят на ногах, например грипп, дизентерия, являются высоко контагиозными и очень опасными для недоношенных детей. Недооценивая свое недомогание, персонал может явиться источником внутрибольничной инфекции;
9) руководить работой палатных санитарок. Будучи в тесном контакте с младшим медицинским персоналом, сестра следит за своевременным выполнением санитаркой ее обязанностей, за качеством проделанной работы, дает ей конкретные задания. Сестра должна быть требовательной, но все свои распоряжения и замечания делать в вежливой форме. В то же время сестре не мешает тоже прислушиваться к различным замечаниям санитарки, так как опытная санитарка может дать молодой сестре много ценных советов по уходу за недоношенными детьми. Игнорировать эти советы не следует;
10) выполнять все распоряжения врачей и старшей сестры, а в вечернее и ночное время - ответственной сестры;
11) проводить санитарно-просветительную работу среди матерей.

Помимо прямых обязанностей палатная сестра должна хорошо знать анатомо-физиологические особенности новорожденных и недоношенных детей.

Данная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности "Сестра медицинская детского стационара ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78. Здравоохранение. (С изменениями, внесенными в соответствии с приказами Министерства здравоохранения N 131-О от 18.06.2003 г. N 277 от 25.05.2007 г. N 153 от 21.03.2011 г. N 121 от 14.02.2012 г.)", который утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины 29.03.2002 г. N 117. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Сестра медицинская детского стационара" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - неполное высшее образование (младший специалист) или базовое высшее образование (бакалавр) по направлению подготовки "Медицина", специальности "Сестринское дело", "Лечебное дело" или "Акушерское дело". Специализация по профилю работы. Без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- действующее законодательство об охране здоровья и нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
- права, обязанности и ответственность медицинской сестры детского стационара;
- организацию работы детского стационара (роддома);
- анатомо-физиологические особенности детского возраста;
- нервно-психическое и физическое развитие детей;
- основы психологии здорового и больного ребенка;
- основы общемедицинских и клинических дисциплин;
- клинику наиболее распространенных детских заболеваний;
- правила ухода за больными детьми и новорожденными;
- особенности ухода за недоношенными детьми и детьми из группы риска;
- принципы рационального вскармливания;
- фармакологическое действие наиболее распространенных лекарственных веществ, их совместимость, дозирования, методы введения;
- основные принципы проведения санитарно-профилактической работы с детьми и родителями;
- организацию санитарно-противоэпидемического и лечебно-охранительного режима;
- правила асептики и антисептики;
- правила безопасности во время работы с медицинским инструментарием и оборудованием;
- правила оформления медицинской документации;
- современную литературу по специальности.

1.4. Сестра медицинская детского стационара назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Сестра медицинская детского стационара подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Сестра медицинская детского стационара руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Сестра медицинская детского стационара во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Руководствуется действующим законодательством Украины об охране здоровья и нормативно-правовыми актами, которые определяют деятельность учреждений здравоохранения.

2.2. Принимает участие в лечебно-диагностическом процессе.

2.3. Выполняет врачебные назначения.

2.4. Проводит манипуляции и процедуры в соответствии с профилем работы.

2.5. Обеспечивает медицинский уход за больными детьми.

2.6. Присматривает за кормлением детей.

2.7. Проводит профилактические мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний и своевременное их обнаружение.

2.8. Владеет приемами реанимации, в состоянии оказать помощь при травматическом повреждении, кровотечения, коллапсе, отравлении, утоплении, механической асфиксии, анафилактическом шоке, ожогах, отморожении, аллергических состояниях.

2.9. Владеет методами асептики и антисептики.

2.10. Ведет медицинскую документацию.

2.11. Принимает активное участие в распространении медицинских знаний среди населения по профилактике заболеваний и их осложнений.

2.12. Придерживается принципов медицинской деонтологии.

2.13. Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень.

2.14. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.15. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Сестра медицинская детского стационара имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Сестра медицинская детского стационара имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Сестра медицинская детского стационара имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Сестра медицинская детского стационара имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Сестра медицинская детского стационара имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Сестра медицинская детского стационара имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Сестра медицинская детского стационара имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Сестра медицинская детского стационара имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Сестра медицинская детского стационара имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.