Оценка состояния по шкале. Оценка состояния больного при инсульте

Содержание

Кома, как правило, возникает на фоне поражения ЦНС. От правильности определения механизма развития такого состояния зависит лечение. Самой известной системой оценки тяжести коматозного состояния является шкала комы из Глазго (The Glasgow Coma Scale), в которую включены зрачковые, речевые, двигательные ответные реакции.

Что такое шкала Глазго

Кома – тяжелое состояние, с которым часто приходится сталкиваться врачам. Она имеет разные степени и стадии, их верное определение поможет установить методы лечения и прогноз на выздоровление. Для этого нейрохирурги из шотландского Глазго – Б. Дженнет, Г. Тиздейл – и создали шкалу оценки состояния в 1974 году. Система старая, но до сих пор применяется медиками. Более известна она под названием Глазго шкала комы (GCS, или ШКГ).

Шкала как практический метод была включена в разные оценочные классификации степени нарушения сознания, включая:

  • упрощенную систему острых состояний;
  • оценку возникновения летального исхода;
  • риск смертности в педиатрии;
  • систему оценки хронических и острых нарушений физиологических расстройств.

Оценка глубины нарушения рефлексов помогает составить балльную систему в диапазоне от 3 до 15. При проведении суммарной отметки деятельности мозга по GCS оценивает человека как нормоксичного, нормотензивного, не получавшего наркотических, паралитических или других препаратов, снижающих искусственно неврологический статус. Система оценки тяжести состояния по этой шкале включает три критерия. Это:

  • реакция открывания глаз (E);
  • двигательная реакция (M);
  • речевая реакция (V).

Баллы по шкале Глазго

Изначально ШКГ была разработана для пациентов с тяжелыми травмами головы. При оценке состояния больного следует учитывать лишь наилучший ответ. Также нужно обращать внимание на каждый отдельный пункт, а не на общий балл, потому как очаговая симптоматика уменьшает итоговый результат. У больного при низком суммарном балле по шкале может быть нормальный уровень развития психики. Шкала Глазго по баллам – это количественная оценка сознания, а качественная осуществляется по классификации Коновалова.

Реакция на открывание глаз

При определении состояния больного оценивают форму и размер зрачков, симметричность и сохранность прямой реакции на свет. Тест на открывание глаз (Eye response) предполагает начисление баллов, которые указаны в таблице:

Речевая реакция

При осмотре пациента особое внимание еще отводится речевым реакциям (Verbal response). По ШКГ начисляются баллы по следующим действиям:

Тест двигательной реакции

Исследование двигательной реакции – это завершающий критерий оценивания состояния пациента. Моторные реакции (Motor response) представлены в таблице:

Шкала Глазго для оценки тяжести комы

Глазго-шкала тяжести комы – распространенный количественный способ оценки нарушения сознания. Состояние пациента тестируется на момент поступления его в больницу и через сутки по трем тестам: открытие глаз на боль или звук, двигательный и словесный ответ на раздражители. Уровень сознания по шкале Глазго варьируется от трех до пятнадцати баллов. В результатах 3 – это минимальное количество баллов, которое означает тяжелую степень комы, а 15 – число, означающее оптимальный уровень развития сознания. Метод Глазго по баллам определяет виды коматозных состояний:

Ясное сознание

Активное существование, с нормальными адекватными ответами и речевым контекстом, осмысленным поведением и сохранением разных видов ориентировки называется ясным сознанием. Кроме того, этот термин предполагает деятельное бодрствование, адекватное восприятие окружающей обстановки и способность к когнитивной (познавательной) деятельности. Такое состояние сознания набирает в системе ШКГ 15 баллов.

Состояние оглушения

Если у больного наблюдается замедление речи и мышления, отмечается недостаточное восприятие и оценка происходящего, снижается внимание, то происходит оглушение сознания (сомноленция). Данное коматозное состояние представлено несколькими формами:

  • Умеренное. Происходит лишь частичное угнетение психики, поэтому снижается способность к активным действиям. Речевой контакт можно характеризовать как сохранный, но при этом ответы односложные и замедленные. Отмечается вялость, повышенная утомляемость, сонливость.
  • Глубокое. Может возникнуть при гипертермическом синдроме. Постоянное состояние сна, редко наблюдается двигательное возбуждение, речевой контакт ограничен. Сохранена защитная координированная реакция на боль.

Состояние сопора

Резкое угнетение активности сознания называется сопором. Пациента с трудом можно вывести из такого состояния. В ответ на обращения он плохо открывает глаза, контакт с ним почти невозможен. Часто возникает хватательный рефлекс, автоматическая жестикуляция. Как правило, уровень сознания сопор развивается при паренхиматозном массивном кровоизлиянии, который осложняется кровяным прорывом в желудочковую систему и в субарахноидальное пространство.

Коматозное состояние

Состояние комы характеризуется полной утратой сознания, отсутствием реакции на внешние раздражители. В медицинской практике коматозное состояние в зависимости от тяжести церебрального повреждения делится на три категории:

  1. Умеренная кома. Двигательные защитные реакции нескоординированы, наблюдается психомоторное возбуждение и автоматизированная жестикуляция. Отсутствуют реакции на раздражители. Угнетены брюшные рефлексы. Отмечаются нарушения висцеральных функций (учащается сердцебиение, повышается давление).
  2. Глубокая кома. Полностью отсутствуют спонтанные движения. Наблюдаются разнообразные модификации мышечного тонуса в виде диффузного снижения рефлексов, горметонии, гипоксии, гипотензии, дистонии. Отмечается нарушение дыхания и ритма сердечной деятельности.
  3. Запредельная кома. Глазные яблоки неподвижны. Наблюдается мышечная диффузная атония, тотальная арефлексия, грубые расстройства важных органов (тахикардия, расстройство частоты дыхания, апноэ).

Шкала исходов Глазго

Уже долгое время в медицине используется шкала степени угнетения сознания Глазго. Она достоверно помогает оценить качество жизни пациентов после различных черепно-мозговых травм с учетом социальной активности и психоневрологических остаточных нарушений. Кроме того, такую систему активно применяют при оценке эффективности использования разнообразных методов лечения. Расширенный вариант шкалы представлен в таблице:

Полное восстановление.

Частичное восстановление. Имеются небольшие неврологические нарушения. Пациент передвигается самостоятельно.

Психический статус оценивается в пределах нормы. Больной может сам себя обслужить.

Умеренная несамостоятельность. Пациент не может выполнить ряд определенных действий. Необходимо амбулаторное наблюдение.

Есть неврологический грубый дефект, из-за которого больному нужен уход.

Нейромышечная несостоятельность. Больной находится в сознании, но неврологическая тяжелая симптоматика заставляет продолжить лечение в реанимации.

Режим бодрствования и сна сохраняется, дыхание и гемодинамика стабильные. Отсутствуют произвольные движения.

Кроме системы Глазго в современной медицине часто используется шкала four, которая считается улучшенной модификацией предыдущих классификаций нарушения сознания. Если Глазго шкала не подходит, применяют Four, которая имеет ряд преимуществ. Она помогает дать точную оценку у больных с интубацией, афазией трахеи, периорбитальной опухолью. Еще шкала может выявить фазы вклинения мозга и распознать синдром запертого человека.

Шкала Глазго для детей

Оценка уровня сознания по шкале Глазго для ребенка младше 4-х лет похожа на систему для взрослых, за исключением вариантов вербальных ответов. Детская шкала комы предполагает указание в баллах состояния:

  • открывания глаз;
  • речи малыша;
  • моторики.

Открывание глаз:

Моторика:

Видео: Оценка сознания

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

В первые минуты после рождения оцениваются показатели жизнеобеспечения малыша. Это определяет необходимость реанимационной помощи и последующие врачебные действия.

Описание

Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет. Методика разработана в середине прошлого века врачом-анестезиологом и применяется уже больше 65 лет. Название соответствует фамилии Вирджинии Апгар – специалиста, предложившего быструю оценку основных жизненных показателей, но имеет двойной смысл. Оно складывается из первых букв следующих критериев в переводе на английский:

  • Цвет кожного покрова – Appereance;
  • Частота сердечных сокращений – Puls;
  • Врожденные рефлексы, выраженные мимически – Grimace;
  • Мышечная активность – Activity;
  • Дыхание – Respiration.

Оценка каждого из пунктов дается по балльной системе от 0 до 2, где:

  1. 0 означает отсутствие признака;
  2. 1 – признак слабо выражен;
  3. 2 – является нормой, предполагает яркую выраженность.

Все баллы суммируются, в случае низкой оценки врачи принимают решение о проведении неотложных мер: искусственной вентиляции легких, переливания крови, помещения в бокс для поддержания функций жизнеобеспечения.

Проверка всех показателей проводится в течение первой минуты жизни, чтобы успеть оказать помощь. На пятой минуте дают повторную оценку, которая характеризует процесс приспособления малыша к новой среде.

Результат обеих проверок записывают в виде пары цифр, вторая из которых обычно выше, но может и не меняться. Данные указывают в документах для выписки младенца, они могут использоваться в течение первых 12 месяцев жизни.

Исследуемые показатели

Оценку состояния жизненных показателей по шкале Апгар проводит врач, чаще всего результат позволяет определить степень гипоксии плода. Процедура должна проходить достаточно быстро, т. к. при значительных отклонениях от нормы требуется оказание первой помощи, промедление в критической ситуации может стоить жизни малыша.

Дыхание

В норме частота дыхания у новорожденного от 40 до 45 в мин., слышен громкий плач. Оценка снижается, если оно неровное или медленное, вместо крика наблюдается дрожание голоса. Малышу дается кислород с помощью специальной установки. Критическая ситуация характеризуется отсутствием дыхания и требует безотлагательных мер по его восстановлению, подключения к аппарату ИВЛ.

Частота биения сердца

Сразу после прохождения через родовые пути сердцебиение должно быть учащенным из-за большой нагрузки на организм младенца. Максимальная оценка дается, если ЧСС составляет более 100 уд/мин, чаще всего – от 130 до 140. При ограниченном получении кислорода дыхание замедляется, сердцебиение становится реже, до 100 уд/мин, выставляется 1 балл. Нулевая оценка отражается при отсутствии сердечных сокращений.

Тонус мышц

Обычно у новорожденных детей повышен мышечный тонус. Во время внутриутробного развития плод расположен в одной позе. После рождения он чувствует свободу, начинает хаотично совершать резкие движения, что является признаком хорошего мышечного тонуса. Может наблюдаться сгруппированность с плотным прижатием конечностей к туловищу, как в утробе матери.

1 балл ставится, если малыш держит ручки и ножки согнутыми, изредка совершая слабые движения, либо почти не оказывает сопротивление при попытке врача разогнуть конечности. При нулевой активности баллы не насчитываются.

Рефлексы

Безусловные рефлексы должны срабатывать сразу после рождения, выражаются в крике и первом вдохе и означают высокую оценку. Если они проявляются спустя некоторое время или в результате оказания медицинской помощи, к общей сумме прибавляют 1 балл. Нулевой показатель выставляется при полном отсутствии рефлексов.

Цвет кожи

В норме кожа новорожденного должна быть различных оттенков розового цвета, что подтверждает нормальную работу кровообращения. Чаще он наблюдается у детей, извлеченных в результате кесарева сечения, т. к. они не подвергаются риску гипоксии, возможном во время прохождения через родовые пути. Оценка снижается при незначительной синюшности ладоней, ступней, слизистой в ротовой полости, губ. Не начисляются баллы в случае синюшного, бледно-голубого окраса значительной части кожных покровов.

Оценочная таблица

Характеристику жизненно важных показателей дают на основе данных, которые содержит таблица.

Показатели Шкала баллов
0 1 2
Цвет кожи Большая часть кожи бледная, синюшная Основная часть кожи розовая, есть синюшность конечностей Все тело розового цвета
Сердечные сокращения Отсутствуют До 100 уд/мин Выше 100 уд/мин
Нет реакции при введении катетера в носовые ходы При введении катетера в носовые ходы реакция выражена слабо Яркая реакция при введении катетера в носовые ходы – чихание, движения, кашель
Мышечная активность Тонус не наблюдается, конечности свободно свисают Тонус слабый, но есть не сильно выраженное сгибание рук, ног Наблюдается хорошая двигательная активность
Дыхание Не наблюдается Прерывистое, сочетается со слабым криком Нормальное, сочетается с громким криком

Все критерии оценивают, полученные баллы суммируют, результаты определяют последующие действия врачей.

Значение суммы баллов

Максимально возможная оценка равняется 10, но ставится довольно редко (у 10-15% новорожденных). Такой показатель считается идеальным, в отечественной практике встречается очень редко (в силу менталитета, уровня здравоохранения). Зарубежные специалисты чаще указывают максимальные баллы. Причины для снижения оценки есть даже у абсолютно здоровых детей (синюшный цвет кожи на стопах и кистях).

Сумма баллов не является показателем хорошего или плохого здоровья, возможного диагноза, не дает характеристику уровня умственного развития, она отражает жизнеспособность организма. Результат не оказывает значительного воздействия на будущее младенца, если не приближен к нолю.

Экспресс-метод направлен на диагностику текущего состояния организма, помогает определить, нужна ли неотложная медицинская помощь.

Возможные показатели и их значение:

  • 0-3, 3-3 – критическое состояние тяжелой асфиксии, требуются неотложные меры по реанимации.
  • 4-5 – нужно пристально наблюдать за динамикой показателей жизнеобеспечения. Цифры свидетельствует о средней степени асфиксии.
  • 6-7 – легкая степень асфиксии, не представляет угрозы для жизни ребенка.
  • 7-7, 7-8 – средний уровень состояния, не требует тщательного наблюдения.
  • 8-8 – состояние здоровья выше среднего, все показатели проявлены, некоторые выражены слабо, но не критичны.
  • 8-9, 9-10 – так оценивается хорошее состояние, основные системы и рефлексы новорождённого работают слаженно.

Если первая оценка низкая, врачи предпринимают меры для нормализации показателей. Если на пятой минуте жизни она не повысилась хотя бы до 7 баллов, наблюдение продолжают до достижения данного уровня. Обычно изменения фиксируют в течение четверти часа.

Если оценка не поднялась выше 6 баллов, младенца переводят в стационар, а выписывают после улучшения состояния новорожденного. Восстановление нарушенных функций нервной системы возможно через некоторое время даже в случае низкого значения показателя по шкале.

Причины низкой оценки

Низкие показатели наблюдаются чаще из-за кислородного голодания. Оно возникает из-за хронической гипоксии, обусловленной неблагоприятным течением беременности, возможными пороками развития у плода. Острая нехватка кислорода бывает из-за осложнений во время родовой деятельности, асфиксии плода, неправильных потуг.

Важно соблюдать указания врачей по напряжению, расслаблению мышц, правильному дыханию. Низкая оценка бывает у большинства недоношенных детей, перенесших травму, инфекционное заболевание. Значительное влияние оказывают вредные привычки, образ жизни, питание женщины во время беременности.

Вывод

Оценка состояния малыша по шкале Апгар важна в первые моменты после рождения, но не может означать наличие патологических процессов в организме. Для выявления системных нарушений и постановки диагноза необходимы дополнительные исследования: осмотр, сбор и проверка анализов, УЗИ.

В течение первого года развития грудничка педиатр может интересоваться результатом по шкале Апгар в случае частых заболеваний, низкого иммунитета, нарушений в развитии нервной системы. Позднее данные цифры остаются историей, наподобие роста и веса малыша при рождении.

Как только малыш появляется на свет, он проходит первый в своей жизни блиц-тест на самостоятельность, Строгие экзаменаторы — врачи, которые выставляют оценки по шкале Апгар и заносят их в "дневник" ребенка — выписку для детской поликлиники.

На первый взгляд результаты тестирования выглядят довольно странно — 6/8, 7/9, 8/9... Давайте разбираться вместе, что они означают. Для этого нужно понять, что вообще такое — эта загадочная шкала Апгар?

Еще в 1952 году известный врач-анестезиолог, американка Вирджиния Апгар разработала особую систему оценки состояния новорожденных. Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма:

А (appearance) — цвет кожи
Р (pulse) — пульс
G (grimace) — гримасы
А (aсtivity) — активность
R (respiration) — дыхание

Тестирование по шкале Апгар — это система быстрой оценки состояния новорожденного и определения необходимости реанимационных мероприятий. Тест — суммарный анализ по пяти критериям: окраске кожного покрова, частоте сердцебиений, рефлекторной возбудимости, дыханию и мышечному тонусу. По каждому пункту крохе ставят оценку от 0 до 2. Потом результаты суммируются, и выставляется общая оценка от 0 до 10 баллов.

Оценка на глаз

Кроха появился на свет, громко закричал, активно заработал ручками и ножками — это верные 2 балла. Если начал гримасничать, но дышит неравномерно — 1 балл. Конечно, существуют более точные показатели состояния новорожденного (например, напряжение кислорода в пуповинной крови). Но чтобы это определить, нужно провести специальный анализ. А шкала Апгар дает возможность довольно точно оценить состояние малыша невооруженным глазом. Причем оценить в первые минуты рождения, что очень важно. Зачастую помощь крохе нужно оказать незамедлительно, и времени на дополнительные исследования просто нет.

Опытному врачу нужно всего 40-60 секунд для проведения теста, то есть он практически молниеносно может определить состояние крохи. Если малыш набрал низкий балл, он срочно нуждается во врачебной помощи. Однако результаты теста могут меняться. Для этого его проводят как минимум два раза — на 1-й и 5-й минутах после рождения (отсюда и двойная оценка: к примеру, на перовой минуте 6, на второй 9, получается 6/9). Часто случается так, что на 1 -й минуте малыш получает очень низкую оценку. Но после проведения реанимационных процедур он набирает необходимые баллы. Просто малышу понадобилось время и помощь, чтобы адаптироваться к новым, непривычным для него условиям. Если во время второго тестирования, то есть на 5-й минуте, оценка по шкале Апгар меньше 7 баллов, кроху будут тестировать повторно каждые 5 минут в течение последующих 20 минут и одновременно проводить необходимые процедуры.

Шкала Апгар: что тестируем?

Оценка "Отлично"

10-9 баллов — кроха здоров, все системы организма включились вовремя, и новорожденный не нуждается во врачебной помощи.

Оценка "Хорошо"

8-7 баллов — малыш сдал экзамен, особых причин для волнения у врачей нет (малыш перенес острое кислородное голодание, но потом его состояние стабилизировалось).

Оценка "Удовлетворительно"

6-5 — положение не очень хорошее, малыша, скорее всего, поместят в детское отделение интенсивной терапии под наблюдение медсестер. Здесь проведут мониторинг жизненно важных функций организма. К маме кроху принесут, когда все системы организма начнут работать стабильно.

Оценка "Плохо"

4-0 баллов — новорожденный нуждается в экстренной помощи, нужно срочно принимать реанимационные меры (так как существует опасность для жизни ребенка).

0 баллов 1 балл 2 балла
Цвет кожи Чрезмерная бледность или синюшность Тело розовое, конечности синюшные Розовое тело и конечности
Число сердечно-сосудистых сокращений Сердцебиение отсутствует Менее 100 сердцебиение в 2 мин 100 и более сердцебиение в 1 мин
Рефлекторная возбудимость (реакция на откачивания слизи) Нет реакции Недовольная гримаса, слабые движения Кашель, чихание, громкий крик
Мышечный тонус Отсутствует, тельце расслаблено, конечности свисают Тонус снижен, конечности сгибаются Выражение лица: сжался в комок, ручки и ножки согнуты
Наличие самостоятельного дыхания Не дышит Нерегулярные единичные вдохи, крик слабый Нормальное дыхание, крик громкий

Отличники и хорошисты

10 баллов на первой минуте получают только 15% новорожденных. Большинству малышей требуется некоторое время, чтобы все системы организма заработали в полную силу вне тела мамы.

Пограничная оценка — 7 баллов. В таком случае очень многое зависит от профессионализма докторов и от того, как кроха адаптируется к новым условиям. Первая оценка указывает на объем необходимой помощи, которую надо оказать младенцу. Но это никак не показатель дальнейшего развития крохи. А вот вторая оценка уже может предсказать проблемы со здоровьем. Поэтому, если вторая оценка низкая, первый год жизни кроха будет наблюдаться у невролога. Чем ниже вторая оценка, тем выше вероятность поражения центральной нервной системы. Как правило, низкая оценка связана с тем, что малыш испытал кислородное голодание, то есть находился в состоянии гипоксии (хронической гипоксии — кислородного голодания во время беременности и острой гипоксии -кислородного голодания во время родов). У недоношенных детишек оценка зачастую ниже, чем у тех, кто родился в положенный срок.

Шкала Апгар дает возможность довольно точно оценить состояние малыша невооруженным глазом, причем в первые минуты рождения.

Спокойствие, только спокойствие!

Оценки по шкале Апгар заносят в выписку для детской поликлиники, которую выдают на руки. Многие родители пугаются, увидев, что малыш не выбился сразу в "отличники", и его оценка слишком низкая. Помните, она не имеет никакого отношения к интеллектуальному потенциалу ребенка, а только определяет состояние крохи сразу . Страхи родителей порой чрезмерно велики. Да, такому малышу потребуется больше внимания, возможно, придется пройти больше курсов массажа и заниматься с ним лечебной гимнастикой. Но это же не так сложно! Последние исследования врачей подтверждают, что большинство таких малышей вырастают вполне здоровыми. В последние годы возникает много споров о том, насколько объективна система Апгар. Так, психологи утверждают, что каждый малыш уже с рождения имеет свой характер и темперамент. Очевидно, что более пассивный от рождения кроха не будет активно двигаться и громко кричать, и это совершенно не означает, что он болен. Будущие тихони, скорее всего лишь, похнычут и быстро успокоятся. А забияки и смельчаки громко закричат сразу же, как только появятся на свет. Кстати, сама Вирджиния Апгар также называла свою систему довольно условной. Так что поднимать панику из-за низких показателей преждевременно.

Оценки по шкале Апгар вместе с ростом и весом — первые и самые значимые в жизни вашего крохи. В течение первого года жизни малыша врачи будут спрашивать маму, с какой оценкой по шкале Апгар он родился. Так что выучите назубок эти две цифры и не забывайте: кем бы ни был ваш малыш — отличником или троечником — он очень нуждается в вашей заботе и любви. Их много не бывает.

Комментировать статью "Первый экзамен: оценка по шкале Апгар"

Спасибо! Очень хорошая статья - все по полочкам. Мне еще не попадалась такая подробная информация про оценку АПГАР. У меня первый ребенок родился 4\6 баллов - чуть не задохнулся во время родов. Когда наша педиатр увидела эту оценку, она сразу спросила - почему не дышал и мне долго было интересно, как она сразу поняла, что низкая оценка была именно из-за дыхания.

Всего 1 сообщение .

Еще по теме "Хорошая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар":

У ребенка в мед.карте нет данных о школе Апгар. Это очень важно знать при принятии решения об усыновлении?

Че то я темная видать совсем... читаю в отчетах все время про этого мифического Апгар....девочки, а расскажите мне что это значит?

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Лехе поставили 8/9. Я сама потом с таблицей сравнила, так там явноне больше 7 было... шкала Апгар. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. шкала Апгар. девочки, у кого какие баллы были? интересно, и...

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Очевидно, что более пассивный от рождения кроха не будет активно двигаться и громко кричать, и это совершенно не означает, что он болен. Так что выучите назубок эти две цифры и не забывайте: кем бы ни был ваш малыш...

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. 10 баллов на первой минуте получают только 15% новорожденных. Большинству малышей требуется некоторое время, чтобы все системы организма заработали в полную силу вне тела мамы. Пограничная оценка - 7 баллов.

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Еще в 1952 году известный врач-анестезиолог, американка Вирджиния Апгар разработала особую Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма.

девочки, у кого какие баллы были? интересно, и ставят ли 10/10

Шкала Апгар - оценка состояния новорожденного, хорошая оценка по шкале Апгар. Как подсчитывают баллы? С тех пор состояние здоровья новорожденного оценивается по пяти показателям: дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов.

Ну, то что я дура, знают здесь почти все. Девчонки, помогите. Я прочитала обсуждение, что асфиксия и гипоксия в родах влияют на задержки в развитии, аутизм и т.д. У нас по Апгару 7-8, заорал сразу. В стаье написано 8-10 норма, 5-6 средняя гипоксия, 1-4 тяжелая. А семерка - это норма или все-таки гипоксия. А у вас какие баллы Апгар?

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Что такое " оценка по Апгар "? Версия для печати. 4,4 5 (43 оценок) Оценить статью. Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма.

а что это значит?

Обследование состояния ребёнка по шкале Апгар: проверяется частота Состояние новорожденного оценивается как " хорошее " если 8-10 баллов, удовлетворит. Это лишь оценка состояния НОВОРОЖДЕННОГО. Порой реанимированные дети в будущем покажут...

Мамочки! Какие вам баллы по Апгар ставили?Хочу с нашими сравнить

5 по шкале Апгар, это очень плохо? Подруге сейчас сделали экстренное кесарево, волнуемся. У кого-нибудь было столько?

Интересно, а оценку 10/10 по Апгар кому-нибудь ставят? Или наши роддома таких здоровых детей не видят никогда? И еще,эту оценку сразу объявляют или надо самим спрашивать потом?

К сожалению, эти роды прошли у нас не слишком удачно. У ребенка была асфиксия, 5/7 баллов по Апгар. Пуповина оказалась слишком короткой и туго на шее, были сложности. Интересно пообщаться с теми, у кого было нечто подобное. Что вам говорили врачи по поводу последствий, куда смотрели и т.д.? Как развиваются ваши детки, есть ли предсказанные последствия, как вы с ними боретесь?

Девочки, объясните пожалуйста поподробнее - что такое 10 баллов по Апгар!

Шкала Апгар. IЧастота сердцебиений: пульс отсутствует --- 0 Замедление (менее 100 в 1 мин) 1 Более 100 в 1 мин 2 II Дыхательные движения Отсутствуют 0 Редкие, нерегулярные 1 Шкала Апгар - оценка состояния новорожденного, хорошая оценка по шкале Апгар.


В первую очередь у больного инсультом оцениваются жизненно важные функции: степень нарушения сознания, состояние сердечнососудистой и дыхательной систем. Во вторую очередь определяют степень нарушения мозговых функций и оценивают высшую нервную деятельность.

Оценка степени нарушения сознания

В 1974 году нейротравматологами из шотландского города Глазго была предложена довольно простая шкала для оценки состояния пациентов с черепно-мозговыми травмами. Оценочные критерии настолько получились удачными, что впоследствии данная шкала Глазго стала использоваться и для оценки состояния пациентов с различными типами инсультов.

Шкала Глазго оценивает состояние больного по трем признакам:

  • Открывание глаз :
    • Произвольное - 4 балла
    • Как реакция на голос - 3 балла
    • Как реакция на боль - 2 балла
    • Реакции нет - 1 балл
  • Речевая реакция и характер словесных ответов :
    • Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос - 5 баллов
    • Больной дезориентирован, спутанная речь - 4 балла
    • Словесный бред, ответ по смыслу не соответствует вопросу - 3 балла
    • Нечленораздельные звуки в ответ на поставленный вопрос - 2 балла
    • Речь отсутствует - 1 балл
  • Двигательные реакции и активность :
    • Выполнение движений по команде - 6 баллов
    • Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение - 5 баллов
    • Отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение - 4 балла
    • Патологическое сгибание конечности в ответ на боль - 3 балла
    • Патологическое разгибание конечности в ответ на боль - 2 балла
    • Нет реакции - 1 балл

Все эти признаки оцениваются баллами (больший балл соответствует лучшему состоянию), после чего баллы суммируются, и по сумме баллов определяется уровень нарушения сознания. Чем больше сумма баллов, тем в более лучшем состоянии находится больной (меньше угнетено его сознание):

  • 15 баллов - полностью ясное сознание ;
  • 14-13 баллов - оглушение ;
  • 12-9 баллов - сопор ;
  • 8-4 баллов - кома (сумма менее 8 баллов говорит о непосредственной угрозе жизни пациента);
  • 3 балла - смерть головного мозга.

В России наряду со шкалой Глазго применяется классификация сознания по Коновалову :

  • Ясное сознание . Адекватное реагирование на окружающее, эквивалентное восприятие самого себя, полная сохранность всех функций с активным бодрствованием. При диагностировании: полная ориентировка, быстрое выполнение инструкций;
  • Оглушение . Снижение собственной активности, частичное выключение сознания с сохранностью словесного контакта, повышение порога восприятия всех внешних раздражителей. При диагностировании: частичная или полная дезориентировка в месте, времени и ситуации, сонливость, замедленное выполнение команд;
  • Сопор . Выключение сознания при отсутствии словесного контакта и сохранности координированных и защитных реакций на болевые раздражители. При диагностировании: выполнение словесных команд полностью отсутствует; координированные защитные движения на болевые раздражители;
  • Кома . Полное выключение сознания с тотальной утратой восприятия окружающей среды и самого себя с выраженными неврологическими и вегетативными нарушениями:
    • Кома 1-й степени. Нецеленаправленная реакция на болевой раздражитель; нескоординированные защитные движения;
    • Кома 2-й степени. Отсутствие защитных движений на болевой раздражитель.
    • Кома 3-й степени (запредельная кома). Дестабилизация дыхательной и сердечнососудистой систем.

При обширных поражениях головного мозга встречается состояние, называемое "синдромом запертого человека" , когда параличом полностью поражена вся двигательная мускулатура, за исключением мышц глаз. При этом пострадавший при полной неподвижности сохраняет способность мигать и совершать глазами движения вверх-вниз.

Оценка внешнего дыхания

При поражениях головного мозга может быть нарушен ритм, глубина и частота дыхания (патологическое дыхание или дыхание Чейн-Стокса ). У больного постепенно увеличиваются по глубине вдохи, при этом они чередуются с периодами поверхностного дыхания или кратковременными остановками дыхания. Частота дыхательных движений достигает 30 в минуту. При очень тяжелых поражениях головного мозга происходит полная остановка дыхания.

При оценке внешнего дыхания следует всегда помнить о том, что дыхание также может быть нарушено вследствие попадания содержимого желудка в дыхательные пути, в результате чего происходит полная или частичная их закупорка.

Оценка сердечнососудистой системы

Данный вид оценки заключается в измерении АД и определения частоты сердечных сокращений. Артериальное давление может быть как пониженным, так и повышенным; ритмичная работа сердца может быть нарушена вплоть до его полной остановки.

Общемозговая неврологическая оценка

Общемозговая симптоматика говорит о масштабах поражений нервной ткани головного мозга:

  • нарушение сознания;
  • субъективное ощущение затуманенности сознания;
  • головная боль;
  • шум в голове;
  • головокружение;
  • заложенность в ушах;
  • боль в глазах;
  • тошнота и рвота;
  • высокая температура.

При разрыве сосуда кровь может достигнуть мозговых оболочек. В этом случае появляются признаки раздражения мозговых оболочек (менингеальный синдром):

  • головная боль;
  • тошнота и рвота;
  • напряжение мышц затылка;
  • симптом Кернинга (автоматическое сгибание ноги в коленном суставе при сгибании ноги в тазобедренном суставе);
  • симптом Брудзинского (при сгибании вперед головы лежащего на спине пациента, происходит сгибание его ног).

Очаговые симптомы

  1. Нарушение чувствительности . Возникают ощущения без раздражителей (ползание мурашек, онемение, покалывание, чувство холода) на отдельных участках кожи лица и конечностей.
  2. Двигательные расстройства . Проявляются в виде параличей конечностей или частей конечностей, мышц мимической мускулатуры лица, языка. При тщательном неврологическом обследовании могут быть обнаружены изменения сухожильных и кожных рефлексов, появление патологических рефлексов. При параличе возможны автоматические движения - зевание, плачь, кашель, зеркальные движения конечностей (когда парализованная конечность повторяет движения здоровой конечности).
  3. Зрительные расстройства . Частичная или полная утрата зрения. При изучении нарушений зрения важно убедиться, что нет причин другого характера, влияющих на результат тестирования.

Нарушение высшей нервной деятельности

  1. Снижение памяти, концентрации внимания.
  2. Степень нарушения речевых функций (афазия).
  3. Выполнение сложных движений при отсутствии чувствительности и координации движений.
  4. Утрата способности узнавания знакомых предметов, запахов, цвета (зрительная агнозия, слуховая агнозия).
  5. Нарушение последовательности сложных движений при сохранении составляющих их элементарных движений (типа, пописал, но забыл штаны снять).
  6. Дезориентировка в собственном теле.

ВНИМАНИЕ! Информация, представленная сайте сайт носит справочный характер. Администрация сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия в случае приема каких-либо лекарств или процедур без назначения врача!

Вернуться к номеру

Клинические шкалы и психодиагностические тесты в диагностике сосудистых заболеваний головного мозга

Авторы: Т.С. Мищенко, д.м.н., профессор, Л.Ф. Шестопалова, д.психол.н., профессор ГУ «Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины» г. Харьков, М.А. Трещинская, к.м.н., ассистент кафедры неврологии № 1, Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика, г. Киев

Введение

Сосудистые заболевания головного мозга являются одной из ведущих причин смертности, инвалидизации населения планеты. В последнее время достигнуты определенные результаты в диагностике, лечении и профилактике цереброваскулярных заболеваний. Благодаря применению современных методов нейровизуализации, визуализации сосудистой системы головного мозга значительно улучшилось качество диагностики больных с этой патологией. Однако ведущим в постановке диагноза остается клинико-неврологическое обследование пациентов.

Неврология — одна из тех наук, в которых оценка состояния пациента и диагноз зависят от того, какие изменения в данный момент конкретный врач определил в неврологическом статусе. Для объективизации и стандартизации оценки клинической картины в целом и неврологического статуса в частности используются разнообразные шкалы, тесты и опросники.

Различные шкалы, тесты и опро-сники являются способом объективизации субъективных показателей с целью стандартизации оценки общего и неврологического статуса пациента, динамики восстановления тех или иных функций у конкретного больного либо для оценки результативности лечебных мероприятий или реабилитационной программы.

Поскольку шкалы и опросники обычно предназначены для измерения субъективных данных (данные получены от пациента, мнение врача и др.), то к подобным инструментам измерения предъявляются требования, разработанные в психометрии для психологических тестов. К таким стандартам относятся надежность, валидность и чувствительность теста или измерения, которые позволяют определить его пригодность к использованию в качестве инструмента измерения тех или иных свойств.

Облигатными признаками всех форм сосудистых заболеваний головного мозга, как острых, так и хронических, являются нарушения когнитивных функций. Для оценки состояния последних каждый врач-невролог должен использовать в клинической практике психодиа-гностические тесты. Такие психодиагностические исследования необходимо проводить в динамике в течение острого периода мозгового инсульта, во время реабилитации. Нарушения когнитивных функций являются важнейшей составляющей в постановке диагноза дисциркуляторной энцефалопатии. Поэтому использование шкал и тестов должно стать частью неврологического обследования больного с сосудистыми заболеваниями головного мозга.

Таким образом, различные шкалы, тесты и опросники принадлежат к основным способам стандартизации и объективизации разнообразных неврологичесих изменений у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. Применение распространенных международных шкал в соответствии с патологией, для объективизации которой они созданы, позволяет оптимизировать диагностику, лечебную тактику и оценку динамики состояния пациента наряду с современными инструментальными и лабораторными методами исследования.

Шкалы для определения уровня сознания

Уровень сознания является важным прогностическим фактором выживаемости и функционального исхода у больных с мозговым инсультом (МИ). Расстройства сознания имеют место у 20-25 % больных с МИ.

Для оценки уровня сознания используется шкала комы Глазго (ШКГ) (табл. 1). Шкала включает оценку таких параметров, как открывание глаз, двигательная и словесная реакции.

Эта шкала была изначально разработана у больных с черепно-мозговой травмой. Для примнения ее же у больных с МИ необходимо помнить следующее. Двигательная активность должна оцениваться в непораженной руке и ноге, а не на стороне паретичных конечностей. Таким образом, оценивать необходимо наилучший ответ. Также следует тщательно оценивать каждый пункт, а не общий балл, так как очаговая симптоматика, и особенно тотальная афазия, уменьшает общую сумму баллов непропорционально степени бодрствования. Таким образом, у больного может быть низкий балл по шкале Глазго, но нормальный уровень сознания.

Шкала Глазго имеет диапазон баллов от 3 (минимальное количество баллов, означающее наиболее тяжелую степень комы) до 15 (максимальное количество баллов, означающее нормальный уровень сознания).

Соответствие суммы баллов по шкале комы Глазго традиционным терминам нарушения сознания представлено в табл. 2.

Использование этой шкалы дает возможность документально оценить степень прогрессирования или регрессирования уровня сознания, что имеет большое прогностическое значение.

Дополнением к шкале Глазго для оценки комы нетравматического генеза может быть Питтсбургская шкала оценки состояния ствола мозга (ПШСМ) (табл. 3). Эта шкала применяется для оценки стволовых рефлексов у больных, которые находятся в состоянии комы. Минимальная оценка составляет 6, максимальная — 12. Чем выше оценка, тем лучше.

Шкалы для оценки степени тяжести субарахноидального кровоизлияния

Для оценки состояния больных с нетравматическим субарахноидальным кровоизлиянием используется шкала Ханта и Хесса (табл. 4).

Каждый больной с субарахно-идальным кровоизлиянием должен быть оценен в динамике по этой шкале. Степень поражения определяет тактику ведения пациента с этой патологией. Больные, состояние которых соответствует I-III степени, подлежат хирургическому лечению, IV-V степени — консервативному.

Всемирная федерация нейрохирургов (WFNS) предложила шкалу оценки тяжести больного с субарахноидальным кровоизлиянием. Она состоит из пяти степеней, основанных на шкале комы Глазго, с дополнительной градацией для больных с очаговым дефицитом, имеющих 14 или 13 баллов по шкале комы Глазго. Для определения прогноза и тактики ведения больного также используют шкалу Всемирной федерации нейрохирургов по субарахноидальному кровоизлиянию (табл. 5).

По сравнению с другими шкалами применение этой шкалы обеспечивает меньшую вариабельность оценок для каждого больного, выполненных разными специалистами.

Наилучший прогноз у больных с субарахноидальным кровоизлиянием наблюдается при оценке по шкале комы Глазго — 15 баллов, наиболее неблагоприятный прогноз — 3. При 8 баллах и более имеются хорошие шансы на восстановление.

Шкалы для оценки степени тяжести ишемического инсульта

Тяжесть неврологической симптоматики в остром периоде ишемического инсульта целесообразно оценивать в динамике с помощью специально разработанных шкал. Широко распространена и хорошо зарекомендовала себя шкала NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale) (табл. 6). Оценка по шкале NIHSS имеет важное значение для планирования тромболитической терапии и контроля ее эффективности. Так, показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (более 3 баллов по шкале NIHSS), предполагающего развитие инвалидизации. Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является относительным противопоказанием к проведению тромболизиса и не оказывает существенного влияния на исход заболевания.

Также результаты оценки состояния по шкале NIHSS позволяют ориентировочно определить прогноз заболевания. Так, при оценке менее 10 баллов вероятность благоприятного исхода через 1 год составляет 60-70 %, а при оценке более 20 баллов — 4-16 %.

Иллюстрации для описания больного в ходе обследования и предложения для оценки степени афазии в данных методических рекомендациях не приводятся в связи с отсутствием валидизации украиноязычной и русскоязычной версии шкалы NIHSS.

Для оценки степени тяжести пациентов в остром периоде ишемического инсульта и эффективности проведенного лечения Европейская инициатива по инсульту рекомендует также использовать Скандинавскую шкалу инсульта (табл. 7), согласно которой значительное улучшение отмечается, если регрессирование неврологической симптоматики по этой шкале — 10 и более баллов и при этом отмечается положительная динамика лабораторных и функциональных методов исследования. Об умеренном улучшении можно судить, если регрессирование неврологического дефицита менее чем 10 баллов. При этом отмечается улучшение некоторых показателей параклинических методов исследования. Незначительное улучшение — при минимальном регрессировании неврологической симптоматики (1-2 балла) и отсутствии положительной динамики лабораторных и функциональных методов исследования.

Шкальные оценки функционального состояния после мозгового инсульта

Функциональные шкалы включают измерения инвалидизации или зависимости в повседневной жизненной активности и измерение функциональной независимости. Эти шкалы позволяют объективизировать динамику симптомов и функ-циональных нарушений, оценить эффективность реабилитационных мероприятий, необходимость в использовании вспомогательных приспособлений и др. Наиболее широкое применение в клинической практике для оценки функционального состояния больного после инсульта получили шкала Рэнкина (табл. 8) и индекс Бартел (табл. 9).

Шкала Рэнкина (табл. 8) включает пять степеней инвалидизации после МИ.

Первая степень предполагает отсутствие признаков инвалидности, больной в состоянии выполнять без посторонней помощи все действия по уходу за собой. Однако это не исключает у больного наличия мышечной слабости, расстройств чувствительности, нарушений речи или других неврологических функций. Эти нарушения выражены в незначительной степени и не ведут к ограничению активности.

Вторая степень инвалидизации по Рэнкину предполагает наличие легких признаков инвалидности, но больной в состоянии ухаживать за собой без посторонней помощи. Например, не может вернуться к прежней работе, но способен обслуживать себя без постороннего присмотра.

Третья степень — умеренно выраженные признаки инвалидности, больной нуждается в некоторой посторонней помощи при одевании, гигиеническом уходе за собой; больной не в состоянии внятно читать или свободно общаться с окружающими. Больной может пользоваться ортопедическими приспособлениями или тростью.

Четвертая степень предполагает наличие выраженных признаков инвалидности. Больной не в состоянии ходить и ухаживать за собой без посторонней помощи, он нуждается в круглосуточном присмотре и в ежедневной посторонней помощи. При этом он в состоянии самостоятельно или при минимальной помощи со стороны выполнять какую-то часть мероприятий по уходу за собой.

Пятая степень — сильно выраженные признаки инвалидности. Больной прикован к постели, неопрятен и нуждается в постоянном уходе и наблюдении.

Индекс Бартел (табл. 9) основан на оценке 10 функций, колеблющихся по степени их выполняемости больным от полностью независимо выполняемых до полностью зависимых от посторонней помощи. Суммарная оценка варьирует от 0 до 100 баллов. Суммарный балл от 0 до 20 соответствует полной зависимости больного, от 21 до 60 — выраженной зависимости, от 61 до 90 — умеренной зависимости, от 91 до 99 — легкой зависимости, 100 баллов — полной независимости в повседневной деятельности.

При применении этой шкалы необходимо опросить больного, его родных или друзей, медперсонал. Однако наиболее важны результаты непосредственного наблюдения за пациентом, необходимо следить за тем, что больной действительно делает.

Ишемическая шкала Розена

1. Внезапное возникновение симптомов (заметные изменения поведения, такие как спутанность сознания, дезориентация или потеря речевых навыков, возможно, в результате инсульта, и не ассоциирующиеся с другим заболеванием).

2. Ступенчатое ухудшение: по крайней мере одно событие, за которым следует потеря когнитивных способностей с неполным восстановлением, т.е. более низкий уровень функционирования.

3. Соматические жалобы: настойчивые жалобы на соматические недомогания, которые продолжаются без определенной причины, несмотря на лечение.

4. Эмоциональная лабильность: смех и/или плач в неподходящий момент.

5. Наличие гипертензии или анамнестические сведения о ней: а) анамнез гипертензии известен или б) повышенное артериальное давление, т.е. более 170 мм рт.ст. систолическое или более 100 мм рт.ст. — диастолическое, измеряемое не менее двух раз в условиях и обстановке, знакомых пациенту.

6. Инсульт в анамнезе: инсульт, возможно, имевший место в анамнезе, по результатам физикального или неврологического обследования или достоверные инсульты в анамнезе.

7. Очаговые неврологические синдромы: наличие симптомов, которые традиционно ассоциируются с очаговыми неврологическими поражениями, например, афазия, односторонняя пирамидная недостаточность или тремор.

8. Очаговые неврологические симптомы: результаты неврологического обследования, которые указывают на очаговые поражения головного мозга, например, синдром Бабинского, патология поля зрения.

Итоговый результат по ишемической шкале Розена определяется путем суммирования баллов. За каждый положительный ответ дается 1 балл, отрицательный — 0. Оценка результатов проводится исходя из того, что суммарная оценка 4 и более баллов указывает на сосудистую деменцию, 2 и менее баллов — на первичную дегенеративную деменцию, 3 балла — не позволяет принять решение и требует дальнейшего исследования.

Шкалы догоспитальной оценки инсульта

Для постановки диагноза МИ используется несколько клинических шкал. Широкое применение получила шкала Цинциннати (Cincinnati Prehospital Stroke Scale — CPSS). Она представляет собой сокращенный и упрощенный вариант шкалы инсульта NIH. Шкала включает три пункта. Она может быть использована как врачами, так и средним медицинским персоналом службы скорой помощи для выявления больных с инсультом, а также служить оценочным тестом выбора кандидатов для проведения тромболизиса. Выявление патологии по любому из этих пунктов с высокой чувствительностью (66 %) и специфичностью (87 %) свидетельствует о наличии у больного инсульта (табл. 10).

Прогнозирование риска мозгового инсульта у больных с транзиторными ишемическими атаками

Для прогнозирования риска инсульта в течение первых 7 дней после транзиторной ишемической атаки применяется шкала ABCD (ABCD Score) (табл. 11). Согласно результатам исследований, при оценке по шкале ABCD от 0 до 4 баллов семидневный риск развития инсульта составляет 0,4 %, 5 баллов — 2,1 %, 6 баллов — 31,4 %. Шкала ABCD может быть использована в рутинной клинической практике для выявления лиц, подверженных высокому риску и нуждающихся в неотложном обследовании и лечении.

Шкалы и тесты для исследования когнитивных функций

Краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination — MMSE)

Краткая шкала оценки психического статуса (табл. 12) используется во всем мире для оценки состояния когнитивных функций. Она является достаточно надежным инструментом для первичного скрининга когнитивных нарушений, в том числе деменций.

Оценка результатов

Результат теста получается путем суммации баллов по каждому из пунктов (табл. 13). Максимальный показатель в этом тесте — 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит.

Приведенная интерпретация данных шкалы MMSE носит ориентировочный характер, постановка клинического диагноза деменции не должна основываться только на результатах этого теста. Наряду с количественной обработкой результатов необходимо проводить и их качественный анализ. Кроме того, нужно индивидуально подходить к интерпретации результатов исследования у пациентов с выраженными речевыми нарушениями, двигательными расстройствами, особенно с гемипарезом в правой руке, нарушениями слуха и зрения.

Оценка когнитивных функций при депрессиях разной степени тяжести требует также особого подхода, поскольку у таких пациентов, как правило, имеют место явления обратимого когнитивного снижения, которые редуцируются по мере купирования аффективной симптоматики. Для объективизации истинного уровня когнитивных расстройств у этих больных необходимо проводить их обследование в динамике. Диагностически значимыми являются результаты исследования, проведенного после редукции депрессивной симптоматики.

Следует отметить, что диагностическая чувствительность этой методики не является абсолютной, а носит в определенной степени избирательный характер. Чувствительность данного теста ниже при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур и при деменциях с поражением лобных долей головного мозга.

Полученный с помощью шкалы MMSE результаты должны быть сопоставлены с данными клинического и других параклинических исследований. Пациенты, получившие по данному тесту результаты, выходящие за границы нормы, должны быть направлены к клиническому психологу для углубленного психодиагностического исследования.

Шкала ишемии Хачинского

Если сумма баллов по шкале Хачинского (табл. 14) составляет 4 и меньше — наиболее вероятна атрофическая деменция. Если сумма баллов 7 и выше — сосудистая деменция. Сумма баллов между 4 и 7 не позволяет однозначно определить вероятную причину деменции.

Тест рисования часов

Простота и высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее часто используемых инструментов для диагностики клинического синдрома.

Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Дается инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два». Больной должен самостоятельно нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции. В норме это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10--балльной шкале (табл. 15).

Выполнение заданий данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. Для дифференциальной диагностики данных состояний при неправильном самостоятельном рисунке больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной степени выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.

Результаты теста (табл. 16) могут варьировать в диапазоне от 0 до 18 баллов; при этом 18 баллов соответствуют наиболее высоким когнитивным способностям.

Батарея лобной дисфункции

В диагностике деменции с преимущественным поражением лобных долей имеет значение сопоставление результатов FAB (табл. 16). и MMSE: о лобной деменции говорит крайне низкий результат FAB (менее 11 баллов) при относительно высоком результате MMSE. При деменции альцгеймеровского типа легкой степени снижается прежде всего показатель MMSE (20-24 балла), а показатель FAB остается максимальным или снижается незначительно (более 11 баллов).

Наконец, при умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа снижаются как показатель MMSE, так и показатель FAB.

Методика запоминания 10 слов

Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия предназначена для оценки состояния произвольной вербальной памяти. Стимульный материал — 10 слов, не связанных между собой, по смыслу и эмоционально нейтральных. Инструкция: «Я назову слова, которые вы должны запомнить. После того, как я их назову, Вы их повторите в любом порядке».

Слова читаются четко, без эмоциональной окраски, с интервалом времени между словами в 1 с. Образец заполнения протокола представлен в табл. 17. Цифры в образце отражают порядок воспроизведения слов. После первого воспроизведения слов пациентом независимо от его результата необходимо сказать следующее: «Процедура исследования такова, что я еще раз повторяю эти слова, которые Вы запомнили в первый раз и которые Вы запомните сейчас». Слова предъявляются столько раз, сколько необходимо, чтобы больной их полностью запомнил в любой последовательности, но не более 5 раз. Исследование прекращается после 5-го воспроизведения независимо от его результатов или раньше, после того как больной воспроизвел все слова. Отсроченное воспроизведение оценивается через 50-60 мин, больного об этом не предупреждают. В этот период выполняют другие тесты, однако иные методики, направленные на оценку мнестических функций, желательно в это время не проводить.

Оцениваемые параметры:

1. Объем непосредственного воспроизведения — количество слов, воспроизведенных после 1-го предъявления (норма — 7 ± 2 слова).

2. Объем отсроченного воспроизведения (долговременной памяти) — количество слов, воспроизведенных через 50-60 мин.

3. Эффективность запоминания — на основании полученных результатов строится график («кривая запоминания»), отражающий динамику запоминания 10 слов (объем отсроченного запоминания не включается). Оценивается характер «кривой запоминания»: платообразный, ломаный, возрастающий и др.

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности. Стимульным материалом служат 5 черно-белых таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Фиксируются время, затраченное на каждую таблицу (с помощью секундомера), и допущенные ошибки. Среднее время выполнения задания по одной таблице в норме составляет 30-40 с.

Темп выполнения задания здоровыми людьми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенностей выполнения задания. Снижение темпа к концу исследования указывает на истощаемость уровня умственной работоспособности пациента. Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3 последних таблицах — о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности. Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется достаточно высоким начальным уровнем, затем резким спадом, при гипостеническом варианте — невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.

Шкалы для оценки наличия и степени выраженности депрессивных расстройств

Шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS)

Шкала Гамильтона (табл. 18) для оценки депрессии является одной из наиболее распространенных квантифицированнных шкал, применяемых для оценки степени выраженности депрессивной симптоматики. Шкала Гамильтона состоит из 23 пунктов, 2 из которых (16-й и 18-й) содержат 2 части — А и Б, заполняемые альтернативно.

Оценки параметров по шкале Гамильтона производятся на основе данных клинического интервью. В этих оценках, как правило, отражается состояние пациента в течение последней недели. При интерпретации данных необходимо помнить, что пункты с 18-го по 21-й не отражают степень выраженности собственно депрессивной симптоматики. Сумма баллов по первым 17 пунктам шкалы Гамильтона, применительно к МКБ-10, соответствует (Г.П. Пантелеева, 1998):
— 7-16 баллов — легкому депрессивному эпизоду;
— 7-27 баллов — умеренному депрессивному эпизоду;
— выше 27 баллов — тяжелому депрессивному эпизоду.


Список литературы

1. Goldstein L.B., Bertels C., Davis J.N. Interrater reliability of the NIH stroke scale // Arch. Neurol. — 1989. — № 46. — P. 660-662.

2. Виберс Д., Фейгин В., Браун Р. Инсульт. Клиническое руководство: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Диалект, 2005. — 608 с.

3. Rankin J. Cerebral vascular accidents in patients over the age of 60: II. Prognosis // Scott. Med. J. — 1957. — 2. — 200-215.

4. Hunt W.E., Hess R.M. Surgical risk as related to time of intervention in the repair of intracranial aneurysms / J. Neurological Surgeons Committee on a universal subarachnoid hemorrhage grading scale (letter) // J. Neurourg. — 1988. — 68. — 985-986.

5. Safar P., Bircer N.G. Cardiopulmonary cerebral resuscitation. — 3rd ed. — Philadelphia: W.B. Saunders Co., 1982. — 262 р.

6. Белова А.Н. Шкалы и опросники в неврологии и нейрохирургии. — М., 2004. — 432 с.

7. Шестопалова Л.Ф. Введение в ангионеврологию (нейропсихология сосудистых заболеваний головного мозга). — Харьков: ХВУ, 2000. — 136 с.