Закон о ограничении курения табака. О запрете курения в общественных местах

Два года тому назад, как многие из вас могут помнить, российский парламентарий принял федеральный закон №15. Но, что самое занимательное во всем этом, что этот закон окончательно вступит в силу только с 1 января 2018 года. Данная статья предназначена для тех граждан РФ, которые желают знать, где нельзя курить в 2018 году, и что вообще представляет собой закон о курении на сегодняшний день.

Курение в общественных местах статья КоАП рф

Как гласит статья 12 федерального закона № 15-ФЗ, нельзя курить в таких местах, как:

  • В образовательных, культурных, молодежных и спортивных учреждениях;
  • В больницах, госпиталях и иных медучреждениях;
  • В санаториях;
  • В общественном транспорте, не исключая водного и воздушного транспорта. Персонал имеет право курить;
  • На вокзалах, аэропортах, речных и морских портах, станциях метро, остановках и так далее;
  • В гостиницах и жилых помещениях;
  • В бытовых и торговых объектах, а также в помещениях рынков и НТО;
  • В кафе и ресторанах (если отсутствуют специально оборудованные места для курения);
  • В помещениях социальных служб;
  • В помещениях органов государственной власти и местных муниципалитетов;
  • На рабочем месте;
  • В лифтах и подъездах домов;
  • На детских площадках;
  • На общественных пляжах;
  • На пассажирских платформах;
  • На автозаправочных станциях.

Где можно курить в 2018 году

Ознакомившись с вышеуказанным перечнем, где нельзя курить многие курильщики, естественно, забеспокоятся, мол, а где же в таком случае можно будет курить в текущем году? И не зря волнуются курильщики, так как подобных мест для курения действительно не много. Так давайте же посмотрим, где все-таки можно будет курить в 2017 году на территории РФ:

  • На улице;
  • В специализированных изолированных помещениях для курения;
  • В собственной машине, в квартире, в подъездах многоквартирных домов, которые оснащены вентиляционными системами;
  • В транспортных узлах. Курить можно только на улице, не ближе, чем 15 метров до входа на вокзал, в аэропорт и так далее;
  • На рабочем месте.

Многих может ввести в ступор последний пункт, мол, курение на рабочем месте. Такое действительно разрешено, но только в том случае, если свое согласие дал непосредственно сам собственник. Плюс ко всему, необходимо оборудовать специальное место для курения. Что касается всего остального, необходимо организовывать специально оборудованные открытые площадки дл курения, или же закрытые помещения, в которых налажена вентиляционная система.

Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака с 2018 года

Выше мы уже упоминали о положениях федерального закона № 15-ФЗ, которые вступят окончательно в силу, начиная с 1 января 2018 года. Итак. О чем же идет речь:

  • Будет введен учет произведенных, реализованных и ввезенных в страну табачных изделий;
  • Будет введен контроль по вопросу оборота оборудования производственного назначения, который предназначается для изготовления табачных изделий;
  • Будет введен контроль над распределением и движением табачных изделий в стране;
  • Будет введен контроль по вопросу подлинности средств маркировки табачной продукции. Речь идет об акцизных и специальных марках.

Анализировав все вышесказанное, можно прийти к выводу, что в действительности этот закон уже работает и достиг финальной стадии. Но в действительности «точку» можно будет поставить только с начала будущего года.

На протяжении нескольких лет предусмотрен определенный штраф за курение в общественных местах, и действует он полным ходом на территории Российской Федерации. В 2018 году никто не отменит этот закон, так что если вы – курильщик, будьте предельно внимательны, так как стоит вам прикурить сигарету в неположенном месте, вы можете финансово пострадать.

Какой штраф за курение в общественных местах в 2018 году

Как и в прошлом году, в 2018 году представители закона имеют право штрафовать граждан, курящих в неположенных местах на сумму в размере от 500 до 1500 рублей. А если курильщик курит в непосредственной близости от детей или подростков, этот штраф может значительно возрасти.

в особенности обращает внимание на:

  • граждан, курящих на детских площадках;
  • на граждан, курящих у детских заведений;
  • граждан, которые распространяют табачные изделия среди детей и подростков;
  • граждан, которые призывают к курению детей и подростков.

Учитывая вышеуказанные моменты, штраф действительно может значительно возрасти. Организация, распространяющая табачную продукцию, может быть оштрафована на 150 000 рублей.

В каждой организации должны присутствовать специализированные места для курения. В противном случае может быть оштрафован на 10 000 рублей, а юридическое лицо – вплоть до 20 000 рублей.

Где курить, не опасаясь штрафа

Итак, как мы можем видеть, мест, где можно курить в 2018 году, не так уж и много, как хотелось бы курильщикам. Так что, если вы опасаетесь штрафа, лучше выбирать места, где можно свободно курить, ничего не опасаясь. Но что же это за места, где можно находиться с сигаретой гражданину РФ:

  • места, специально оборудованные для курения;
  • парковые зоны;
  • улицы.

Но не забывайте о запрещающих знаках, вблизи которых, естественно, курить нельзя. Любая «курилка» должна быть ограничена, а также должны присутствовать опознавательные отличия. В противном случае вас неизбежно ждет штраф.

Также вам стоит запомнить, что курить нельзя у учебных и спортивных заведений, в общественном транспорте, в лифтах и так далее. Плюс ко всему прочему, начиная с 1 июня 2014 года, запрещено также курение в коммунальных квартирах, в помещениях для ожидания общественного транспорта, а также в отелях.

Курение электронных сигарет в общественных местах 2018


Как мы уже писали выше, в 2013 году был принят антитабачный закон, распространяющийся на все табачные изделия. Но распространяется ли этот закон на электронные сигареты, которые завоевывают дикую популярность по всей стране и за ее пределами? Вы должны понимать, что электронка, хоть и содержит никотин, она не является табачным изделием.

Что характерно, в антитабачном законе вообще не упоминается об электронных сигаретах, плюс, как гласит технический регламент, подобная продукция не причисляется к табачному изделию, что понятно, ведь в электронке нет даже намека на табачные листья.

В Министерстве Здравоохранения РФ четко указали на то, что электронная сигарета — не табачное изделие. Что касается вопроса о продаже этой продукции, то законом запрещается продавать изделия, схожие с сигаретами, например, по форме, размерам, цвету.

Из всего вышесказанного можем прийти к следующему выводу: граждане РФ могут свободно парить электронные сигареты, так как это не запрещено законом! Так будет и в 2018 году.

Антитабачный закон коснулся также таких стран, как Молдова, Белоруссия, Украина и Казахстан. Но и в этих странах можно использовать электронку, где угодно.

Другой же момент, что в любом случае, многим не нравится, когда рядом используют электронную сигарету, и потому рекомендуем в общественных местах не парить. Это просто некрасиво по отношению к окружающим. Оставайтесь всегда людьми!

Вопросы и ответы

Какой штраф за курение в подъезде жилого дома 2018?

Довольно частым явлением является курение на лестничной площадке. И действительно, подъезд – это излюбленное место курильщиков, в особенности, когда на улице прохладно. Соседи часто выходят на лестничную площадку на перекур, чтобы табачным дымом не пахло в квартире, забывая о том, что дым сквозь щели, проникает в квартиры соседей, которые не курят и так далее, тем самым, губя их здоровье. Если вы заметили, что кто-то курит в подъезде, можете смело звонить в полицию. Штраф за курение в подъезде в 2018 году составляет 1500 рублей. По идее, сотрудники полиции должны оштрафовать курильщика именно на эту сумму. Но, как правило, обходится меньшим, зато без протокола.

Но даже при таком раскладе курильщику больше не захочется просто так выкладывать из кармана пару сотен рублей, а это значит, что сигаретных бычков в подъезде должно стать меньше, так что это действительно плюс антитабачного закона.

Как действуют штрафные санкции на практике?

На самом деле закон против табакокурения в общественных местах работает. На сегодняшний день были наказаны многие граждане, которые позволили себе закурить на территории медучреждений, учебных заведений, на остановках и так далее. Особое внимание сотрудники полиции уделяют детским площадкам, где курение особенно запрещено, но нарушители все равно там курят. В данном случае уже были случаи, когда курильщиков оштрафовали на сумму от 2 до 3 тысяч рублей. Естественно, не обходится и без штрафов в минимальном размере, а именно, 500 рублей.

  1. Организация, продающая табачные изделия, будет оштрафована на сумму 150 000 рублей в том случае, если будет зафиксирован факт продажи сигарет лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста.
  2. Раньше частым явлением была реклама табачных изделий. Сейчас она тоже имеется, но за это рекламодатель может действительно поплатиться. Если быть более точным, то за рекламу тех же сигарет штраф составляет свыше 600 000 рублей.

— (его контроле), осуществляющийся на территории страны, был подписан Президентом Российской Федерации 23 февраля 2013 года.
Функционирует данный закон по территории России с 1 июня того же года. До сегодняшних реалий он дошел видоизмененным из-за ряда поправок. Последняя поправка вступила в силу с началом 2017 года.

О чем говорит федеральный закон

ФЗ 15 об ограничении содержит ряд мер по:

  • определению сути того, что стоит понимать, как охрану здоровья жителей РФ от воздействия сигарет;
  • определению прав и обязательств каждого из граждан РФ как субъекта, воздействующего на окружающих продуктами табакокурения;
  • определению полномочий органов охраны порядка, как контролирующих безопасность граждан структур, по этому вопросу;

Федеральный закон 15 не ограничивает возможность курения для граждан России на 100%. Это целый ряд мер по депопуляризации табакокурения на территории страны и ограничения возможности некурящих граждан дышать табачным дымом на территориях постоянного скопления масс людей.

Закон говорит об ограничениях, наложенных на возможности распространения табачных изделий (теперь сигареты нельзя продавать несовершеннолетним, а ларьки и магазины, находящиеся близ учебных заведений, не имеют права распространять табак).

Появился строгий запрет рекламы курения, запрет популяризации табакокурения в СМИ. Строгому учету подвергаются все производимые с изделиями операции (импорт, экспорт и т. д.), контроль проводят соответствующие федеральные структуры.

Статья содержит пункты для просветления народа в отношении вредности табака и продуктов его горения. Любому желающему излечиться от табачной зависимости может быть оказана соответствующая медицинская помощь.

В сторону повышения изменились акцизные ставки. Государство теперь контролирует статистику по тому, насколько продукция табакокурения популярна, на всех уровнях. Созданы четкие рамки наказаний и , предусмотренных законодательством по закону 15.

Тест для курильщиков

Выберите ваш возраст!

Где ограничено курение табака

Закон 15 фз о курении значительно ограничивает те территории, на которых табакокурение остается разрешено.

Общественные заведения же для курильщика открыты только если на данной территории он обязуется не поддаться соблазну закурить, и не собирается склонять к курению несовершеннолетних подростков:

  1. Образовательные заведения и близлежащая территория.
  2. Культурные, молодежные и спортивные заведения и учреждения этих типов, получившие статус государственных.
  3. Заведения, в которых курсы лечения проходят больные люди (больницы, санатории и т. д.).
  4. В маршрутных транспортных средствах, средствах общественного транспорта, и на территории от 15 метров до входа в любой: , автовокзал, метрополитен, порт или ЖД вокзал.
  5. В учреждениях, находящихся под контролем или в распоряжении местных или государственных органов власти.
  6. В рабочих зонах любого государственного предприятия.
  7. В общественных лифтах.
  8. На общедоступных пляжах и любых площадках для детей.
  9. На территории автозаправок.
  10. В самолетах и других воздушных судах.
  11. В поездах дальних рейсов, сравнимых с рейсами воздушных судов.
  12. В местах, где туристы или граждане РФ могут временно проживать.
  13. На рынках и в зданиях общепитов.
  14. На территориях, где пассажиры ждут поезда пригородных маршрутов.

Следуя поправкам 2014-го года курение было запрещено еще и в: гостиницах, общежитиях, барах, ресторанах и электричках.

Пройди тест для курящих

Обязательно , перед прохождением теста обновите страницу(клавиша F5).

Курят ли у вас дома?

Суть ФЗ 12, определяющей вред от курения в общественных местах

Статья 12 закона 15 определяет общественные места, . Эта статья говорит и об изолированных , о нормах их создания, оборудования, содержания и контроля. Она регулирует действие закона для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, изоляторах и колониях принудительного содержания.

Условия статьи №12 в отношении оборудования специальных контролируемых помещений с высоким уровнем изоляции, где граждане смогут курить не нанося ущерб окружающим определяются соответствующими органами.

Эти помещения должны соответствовать санитарным нормам, определенным законами. Содержание в воздухе вредоносных веществ, выделяемых продуктами курения, не может превышать гигиенических норм.

Уполномоченный орган исполнительной власти должен позаботиться о том, чтобы рядом с общественными местами, где запрещено курение, присутствовали соответствующие знаки, определяющие для граждан РФ их территорию.

Видео

Ответственность за нарушение законодательства

Курение в запрещенных согласно ФЗ 15 местах - это административное правонарушение. Наказанием за это правонарушение является штраф. Размер штрафа зависит от особенностей правонарушения.

Для юридических лиц и частных предпринимателей штрафы принимают особенно высокие значения:

  1. Штраф за обычное курение в общественном месте, если представитель власти составил соответствующий протокол, может принимать значение от 500 до 1500 рублей в зависимости от обстоятельств.
  2. Штраф за потребление сигарет на территории, где постоянно находятся дети (площадки и т. д.) от 2000 до 3000 рублей.
  3. Штраф за то, что человек призывал к курению несовершеннолетних подростков составляет от 1000 до 2000 рублей.
  4. Штраф за то, что курение прививалось подросткам их родителями может принимать значение в рамках от 2000 до 3000 рублей.
  5. Штраф для должностных лиц, не позаботившихся о знаках может составлять от 10000 до 20000 рублей. За это же нарушение, осуществленное юридическими лицами, те могут получить от 30000 до 60000 рублей штрафа.
  6. Юридическое лицо несет ответственность если на подконтрольной ему территории нет специального помещения для курения. Штраф юридического лица может составлять от 50000 до 80000 рублей, а штраф должностному лицу может принимать значение от 20000 до 30000 рублей.
  7. Индивидуальный предприниматель, не контролирующий процесс курения сотрудников своей компании, может понести наказание, заплатив денежную компенсацию от 30000 до 40000 рублей. Юридическое лицо может заплатить от 60000 до 90000 рублей штрафа.

Меры по сокращению потребления табачных изделий

После введения в силу ФЗ 15, правительство РФ приняло ряд мер по сокращению потребления, по снижению уровня их популярности. Главным образом эти меры касаются несовершеннолетних.

Так в сферу образования было принято решение употребить систему просвещения молодежи. Осуществляется она в основном посредством тематических лекций и видеоконференций о вреде курения.

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

Россия является одной из самых курящих стран Европы. Поэтому государство активно борется с этим пагубным явлением в обществе. Известно, что потребление сигарет вредит не только самому потребителю табачной продукции, но и людям находящимся рядом с ним, которых ещё называют пассивными курильщиками. Именно поэтому одним из направлений государственной политики по борьбе с этим пагубным явлением - это ограничение потребления табачных изделий в общественных местах.

Правовые методы борьбы с курением

В борьбе с курением законодатель прибегает ко всем допустимым методам влияния на потребление табачных изделий. Это:

Хотя законодательство в этой сфере направлено на сокращение объёмов потребления табака, его действие является весьма ощутимой статьёй дохода для государственного бюджета. Доход приносят сборы и прочие разрешительные документы для производства и реализации табачных изделий, а также штрафы и прочие финансовые санкции, которые оплачивают в доход бюджета предприниматели и граждане за нарушение антитабачного законодательства.

По этим причинам государство боролось, и будет бороться с курением, но никогда не решится на полный запрет табака. По крайней мере, такой практики в современном мире нет.

Конституционность антитабачного законодательства

Нередко с трибуны оппозиционеров популистов можно услышать нелестные отзывы о российском антитабачном законодательстве как о недемократическом, таком которое нарушает права курящих граждан. Но так ли это на самом деле? Конституция Российской Федерации закрепляет основные права человека и гражданина, в частности статья 41 говорит о праве человека на защиту здоровья.

Как уже было сказано, сигареты и другие табачные изделия вредят не только курильщику, но и окружающим, поэтому потребление их в общественных местах нарушает это конституционное право граждан. В то же время производители и распространители табачных изделий нарушают конституционные права курильщиков, предоставляя им возможность вредить своему здоровью. Исходя из этого государство, совершенно конституционно взяло на себя функцию регулятора отношения в сфере оборота и потребления курительных изделий и проводит политику против курения в общественных местах.

Антитабачное законодательство России

К антитабачному законодательству можно отнести каждый акт регулирующий оборот или потребление табачных изделий. Но самым известным является резонансный Федеральный закон №15-ФЗ от 2013 года, принятый в связи с ратификацией Российским правительством рамочной конвенции Международной Организации Здравоохранения, об ограничении потребления табачных изделий.

После того как вступил в силу Данный закон курение в общественных местах получило жёсткие территориальные ограничения, а также были ограничены места в которых его можно продавать. Закон предусматривает государственную поддержку лицам желающим избавиться от пагубной привычки.

К антитабачному законодательству можно отнести и законодательство об обороте такой продукции, и налоговый кодекс, а также прочие законодательные акты которые искусственно, без наличия на то экономического обоснования повышают стоимость табачных изделий и усложняют организацию подобного бизнеса.

Где сегодня можно курить?

В СМИ прошёлся слух, что с момента принятия Закона 15-ФЗ курить больше нигде нельзя. Но на самом деле это не так. Как уже было сказано ни одно государство никогда не пойдёт на полный запрет потребления табака. В то же время количество мест, где можно курить значительно сократилось.

Сегодня можно курить в своём доме, квартире другом частном помещении, не являющемся местом общественного пользования. На открытом воздухе можно курить везде, где это не запрещено, в связи с теми или иными факторами. Можно курить и в личном автомобиле, если только вы на нём не занимаетесь перевозками пассажиров. Также можно курить в специально отведённых для этого местах, которые обозначаются соответствующим знаком.

Запрет курения в общественных местах

Нормы, запрещающие курение в общественных местах можно условно разделить на запрет употребления табачных изделий, и запрет их распространения. Соответственно своей направленности запрет на употребление распространяется на всех граждан находящихся на территории России, а запрет на продажу и распространение – субъектов хозяйственной деятельности, которые реализуют такие изделия.

Запрет курения кальяна

Курение кальяна считается менее вредным, чем сигарет, тем не менее, вред организму от употребления таких сигарет причиняется. Поэтому курение кальяна в общественных местах также ограничивается, хотя и не так жёстко. Его можно курить в специализированны заведениях, в специально-оборудованном помещении. При этом такие помещения могут быть оборудованы столом и стульями, а также обслуживаться официантами.

Где нельзя курить?

Употреблять табачные изделия нельзя в любом общественном закрытом помещении, кроме специально предназначенных для этого мест. Этот запрет касается также туалетов, подъездов и прочих вспомогательных помещений. На открытом воздухе употребление табака также ограничено в зоне непосредственной близости (15 метров) к детским образовательным учреждениям, таким как садики и школы, лечебным заведениям и органам государственной власти и местного самоуправления. В общественном транспорте курение также запрещено. При этом запрет касается также железнодорожного и морского транспорта дальнего следования. Но в подобном транспорте разрешается оборудования места для этого занятия.

Закон о запрете курения , вступивший в действие практически в полном объеме с 1 июня 2014 года (последние его положения будут введены с 2017 года), стал для многих обескураживающим. Законом о запрете курения запрещено курить в стольких местах, что сам собой напрашивается вопрос: «А можно ли вообще где-то это делать?».

Федеральный закон 15 о запрете курения

Речь идет о законе ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года, который был принят депутатами практически единогласно. И тому есть причины.

По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

ФЗ 15 о запрете курения: где нельзя курить?

Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

  • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
  • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
  • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
  • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
  • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
  • В госучреждениях.
  • На работе (внутри помещения).
  • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
  • На пляжах и детских площадках.
  • На автозаправках.

Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

Курить в подъездах жилых домов запрещено?

Это действительно так. Подъезд жилого дома — место общественного пользования, а значит, действие закона о запрете курения распространяется и на него. Однако закон предусматривает для курящих жильцов небольшую поблажку: по решению собственников допускается курение в специально организованном изолированном помещении, оборудованном соответствующей системой вентиляции.

Закон разрешает курение и на пассажирских судах дальнего плавания — в выделенных для курильщиков местах, специально оборудованных и хорошо вентилируемых. При этом данные помещения должны отвечать всем установленным санитарным и гигиеническим нормам.

Антитабачный приказ для кафе и ресторанов

Немало недоумения у курящих людей вызывает запрет, распространяющийся на такие общественные места, как рестораны и кафе: курение здесь для многих — неотъемлемый процесс, сопутствующий вкушению пищи и, в особенности, некоторых видов напитков.

Все мы привыкли к тому, что при входе в кафе нас спрашивают: «Вам в зал для курящих или для некурящих?». Так вот теперь этот вопрос неуместен — «курящих» залов после выхода закона 15-ФЗ просто не может быть. Но разве не встречают нас этим вопросом частенько и сегодня на пороге кафе или пиццерии?

Нужно ли говорить, что антитабачный закон для предприятий общепита (а к таковым относятся не только кафе и рестораны, но и пивные бары, куда люди специально приходят пропустить кружечку-другую за неспешным разговором и сигареткой) чрезвычайно невыгоден? Клиентов не хочется терять ни одному владельцу бизнеса. Вот они и придумывают разные лазейки, «благо» закон не совершенен. Бывает и так, что выгоднее штраф заплатить, чем упускать прибыль.

Так, например, согласно КОАП РФ, оштрафовать «провинившееся» предприятие можно аж по трем различным частям статьи 6.25, причем ответственность по каждой из них отличается разительно:

  1. Первая часть данной статьи предусматривает штраф за невыполнение требований закона 15-ФЗ , санкции по ней составляют 10 000-20 000 рублей (должностные лица), и 30 000-60 000 рублей (юридические).
  2. Вторая часть статьи 6.25 применяется за нарушение требований к организации специальных мест для курения - как в помещении, так и на улице. В этом случае штраф уже больше: он составит 20 000-30 000 рублей и 50 000-80 000 рублей соответственно.
  3. И третья часть той же статьи КОАП предусматривает санкции за нарушение законодательных норм в сфере охраны здоровья посетителей заведения. Здесь уже речь идет о таких суммах: 30 000-40 000 рублей и 60 000-90 000 рублей.

По какой же из этих статей станут штрафовать проверяющие и будут ли вообще? Ведь среди них тоже есть любители покурить за кружечкой кофе/пивка в ближайшем баре/кафе.

И еще о штрафах за курение

Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500-1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000-3 000 рублей.

Штрафы штрафами, но вот кто и как будет штрафовать? Выше мы видели, что к предприятиям за одно нарушение можно применять различные штрафные санкции. Но там хотя бы факт нарушения очевиден. А как оштрафовать обычного человека, ведь факт курения должен быть зафиксирован или доказан?

Одно дело, если постоянно «дымит» сосед по лестничной площадке — это могут подтвердить многие соседи. И другое дело, если курит рядом единожды увиденный человек. В такой ситуации в момент курения рядом должен быть сотрудник полиции, в противном случае нарушителя во время совершения «преступления» необходимо зафиксировать документально (на фото-, видеокамеру) или найти свидетелей, а далее уже обращаться в полицию или Роспотребнадзор. Но многие ли из нас будут это делать? Скорее всего, мы ограничимся замечанием, а с хамами просто не будем связываться.

ФЗ о запрете курения: немного критики

Несмотря на то что антитабачный закон нельзя не приветствовать, в его сторону звучит немало критики. Как мы уже видели, нарушение закона не так-то легко доказать, а его недочеты создают немало возможностей для различных лазеек и обходов. Некоторые вообще считают, что он не способен выполнять свои гуманные цели, а является лишь еще одной возможностью пополнить государственный бюджет. Как бы то ни было, о состоятельности закона ФЗ-15 можно будет судить только через годы.