Вы знаете, как Пророк ﷺ принимал пищу? Правила питания Пророка Мухаммада (мир ему) Ислам пророк мухаммад все о нем.

Современная практическая медицина утверждает, что питание – это ключ к хорошему здоровью, и тот, кто прислушивается к советам диетологов, в итоге, экономит на лечении.

Правильное питание всегда было универсальным принципом традиционной медицины практически повсеместно от Европы до Китая.

Пророк ислама (мир ему и благословение) сформулировал принципы питания, которые оказали огромное влияние на развитие арабской и исламской медицины.

Именно ему принадлежат слова:

«Желудок – это колодец тела, и из него напитываются кровеносные сосуды. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд».

Питание и связанные с ним меры предосторожности обозначались словом «химья». Ибн Харис, которого называли «лекарем арабов», сказал:

«Химья – это источник всякого исцеления, а желудок – дом всякой болезни».

Чтобы лучше понять смысл, который арабы вкладывали в слово «химья», необходимо рассказать об одном случае, когда Пророка и его двоюродного брата Али пригласили на трапезу в дом Умм аль-Мандари.

Начав есть, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) остановился и сказал Али: «Ты недавно болел» и пододвинул к нему блюдо из перловой крупы с листовой свеклой со словами: «Это тебе полезнее» .

Перловая крупа (ячмень) издавна была важной частью арабской кухни и использовалась в арабской традиционной медицине. Естественно, она часто была на столе у Посланника Аллаха и сподвижников.

Таким образом, слово «химья» имеет три значения:

  1. это то, что едят как лекарство;
  2. это то, что едят для поддержания здоровья;
  3. это то, что едят помимо лекарств как вспомогательное средство для скорейшего выздоровления.

Сбалансированное питание

Одним из основных понятий мусульманской медицины было понятие «мизадж», или равновесие, отсутствие которого считалось причиной болезни. Соответственно, врачи назначали лекарство с учетом того, какого рода дисбаланс наблюдается в организме. Определенные продукты питания относили к «влажным», а другие к «сухим», считалось, что сочетание этих противоположных качеств устраняет болезнь.

Самый простой пример применения этого принципа находим в рекомендации Пророка (мир ему и благословение):

«Лихорадка происходит от огня, гасите его водой».

Другой пример – втирание в сухую кожу оливкового масла. Можно даже сказать, что эти идеи подсказаны просто здравым смыслом, а не собственно медицинскими знаниями.

Но, с другой стороны, именно такие простые принципы со временем сформировались в систему знаний и навыков, ставшую фундаментом современной врачебной науки. Наследниками «медицины Пророка» были такие выдающиеся средневековые хирурги и лекари, как Ибн Сина, Ибн Рушд и многие другие.

Похоже, что с быстрым развитием медицинской науки медики забыли эти несложные правила, продиктованные элементарным здравомыслием. А теперь мы снова обращаемся к идее сбалансированного питания.

Баланс

Обычно, говоря о питательном составе продуктов, выделяют три основных вида микроэлементов, это белки, жиры и углеводы.

Клетки организма строятся из белков. Поступление в организм белков предотвращает разрушение клеток и обеспечивает их нормальное функционирование. Любой белок представляет собой цепочку альфа-аминокислот, соединённых между собой пептидной связью.

Для выработки необходимых белков человеческому организму требуется примерно 22 вида аминокислот, из которых 14 могут вырабатываться самим организмом. Остальное организм получает из пищи. Согласно рекомендациям Национальной академии наук США, человеку необходимо употреблять 0,8 г белка на 1 кг массы тела.

Хотелось бы отметить, насколько в питании важен баланс. Например, до недавнего времени среди диетологов преобладало мнение, что идеальный источник высококачественного белка – это красное мясо.

Однако последние открытия британских ученых указывают на то, что вегетарианская диета, на самом деле, может быть оптимальной для здоровья. Дело в том, что употребление больших количеств «первоклассного» белка из мяса неизбежно связано с повышенным употреблением вредных животных жиров.

Это понимали сподвижники Пророка, которые говорили:

«Мясо – господин всей пищи человека в этой и следующей жизни» (хадис передал Ибн Маджа).

Но при этом Умар предостерегал:

«Будьте осторожны с мясом, ибо в нем есть вред, подобный вреду, которые есть в вине».

Другой сподвижник Пророка сказал:

«Не делайте вашу утробу кладбищем животных».

Главное – равновесие. Белки «второго порядка» находятся в злаках и бобовых, и их употребление в сочетании с белками мяса приносит организму пользу, сопоставимую с пользой от самых высококачественных животных белков, но без побочных эффектов.

О разных видах мяса и их роли в соблюдении баланса (мизадж) писал Ибн аль-Кайим в своем сочинении «Ат-Тибб ан-Набави» (Медицина Пророка). Он же сообщал об исключительной пользе красного мяса в сочетании с овощами и мясом птицы.

Второй из основных микроэлементов – это жиры. Жиры представляют собой жирные кислоты, которые состоят из атомов углерода, водорода и кислорода. Жиры отвечают за выработку в два раза большего количества энергии, чем белки и углеводы; содержат витамины A, D, E и K.

Жиры необходимы для роста и восстановления клеток, а также поддержания постоянной температуры тела, т.к. имеют низкую теплопроводность и обволакивают внутренние органы. Жиры бывают насыщенными и ненасыщенными.

Насыщенные жиры стимулируют выработку холестерина, а злоупотребление ими приводит к повышению уровня холестерина в крови. Холестерин является сложным воскоподобным веществом, необходимым для прочности стенок клеток, выработки витамина D, гормонов, желчной кислоты, строительства нервной ткани. Синтез холестерина печенью является естественным процессом, и поступление холестерина в организм извне не требуется.

Таким образом, холестерин, попадающий в организм с пищей, является лишним и ведет к нарушению равновесия. Высокий уровень холестерина в крови связывают с повышенным риском сердечного приступа. Простой способ снизить содержание холестерина – ограничить употребление яиц и повысить употребление субпродуктов, таких как печень.

Углеводы – это третий вид важнейших микроэлементов. Они снабжают организм энергией, помогают контролировать распад белка и защищают организм от токсинов. Углеводы бывают двух типов. Моносахариды – это простейшие углеводы, например, глюкоза.

Полисахариды имеют более сложную молекулу и могут расщепляться на более простые углеводы. К ним относится, например, крахмал. Углеводы содержатся во фруктах, овощах и злаках – эти продукты обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, являются источником витаминов, минералов, белков и клетчатки. На усвоение полисахаридов требуется больше времени, поэтому они более эффективно утоляют голод.

Особая роль пищеварения

Один из принципов «Ат-Тибб ан-Набави» заключается в том, что болезнь может быть связана с питанием и пищеварением. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не раз говорил о том, в каком положении следует принимать пищу и опорожнять желудок. В то же время, он указывал на важность соблюдения гигиены ротовой полости и физических упражнений.

Под «желудком», упомянутым в процитированном высказывании Пророка, обычно подразумевается вся пищеварительная система. Рекомендуется поддерживать в порядке весь организм. Необходимо следить за питанием и пищеварением, чтобы обеспечить свое телесное, а в итоге и душевное здоровье.

Оптимальное пищеварение означает оптимальное здоровье. Пищеварение начинается со рта и зубов. В ротовой полости пища измельчается, смачивается слюной и только потом проглатывается, этот этап является первым шагом всего процесса пищеварения и должен занимать несколько минут.

На этот первый этап негативно влияет наличие в ротовой полости бактерий, злоупотребление пищей с повышенным содержанием сахара и других углеводов. Все это факторы, ведущие к разрушению эмали зубов и возникновению кариеса. Во избежание этих проблем Пророк рекомендует во время ритуального омовения пользоваться сиваком – палочкой для чистки зубов и языка.

Согласно «Ат-Тибб ан-Набави», соблюдение правил гигиены полости рта не только обеспечивает здоровье, но и является элементом поклонения.

Далее пережеванная пища движется по пищеводу к желудку. Попадание кислоты желудочного сока на слизистую оболочку пищевода вызывает изжогу. Этого можно избежать, если принимать пищу сидя, гласит «Ат-Тибб ан-Набави».

Посланник сказал:

«Не ешь, развалившись»;

«Я сижу, как раб, и ем, как раб».

Во время приема пищи он сидел на полу, подогнув под себя ноги, с должным уважением к Господу и сотрапезникам.

Важную роль в процессе пищеварения играет желчный пузырь. В нем накапливается вырабатываемая печенью желчь, которая затем выбрасывается в двенадцатиперстную кишку. Желчнокаменная болезнь – одна из самых распространенных проблем пищеварительного тракта. Предотвратить ее можно, соблюдая «химью», т.е. правильным и сбалансированным питанием. Диета с низким содержанием животных жиров снижает риск возникновения камней в желчном пузыре.

В процессе пищеварения пища попадает в желудок, который представляет собой мышечный мешок. В нем пища подвергается воздействию кислоты желудочного сока, а затем попадает в кишечник.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл желудок «колодцем тела». Очень важно держать этот «колодец» в чистоте. Современные диетологи постоянно указывают на вред, причиняемый желудку курением, алкоголем и пищей, вызывающей раздражение его стенок.

Воздержание от пищи ради того, чтобы «дать отдых желудку», сегодня является распространенным способом лечения. Хорошо известно, какую роль в исламе играет пост. Обязанность соблюдать пост раз в год в течение месяца приносит пользу душе и телу мусульманина. В остальные месяцы года мусульманам рекомендуется соблюдать пост в течение трех дней в середине месяца либо по понедельникам и четвергам.

Кишечник делится на два отдела. Первый – это тонкая кишка; попавшая в нее пища подвергается действию кишечного сока, желчи, сока поджелудочной железы, благодаря чему происходит расщепление жиров и нейтрализация желудочного сока. Именно в этом отделе происходит всасывание питательных веществ. Самая распространенная болезнь тонкой кишки – язва двенадцатиперстной кишки.

Общеизвестно, что язву двенадцатиперстной кишки провоцируют алкоголь, курение и стресс. Прохождение пищи через желудок занимает четыре часа, еще четыре с половиной она находится в тонкой кишке и примерно 12 часов – в толстой кишке. В толстой кишке происходит всасывание воды, окончательное расщепление белков и синтез некоторых витаминов. Непереваренные остатки пищи превращаются в каловые массы.

Последний этап пищеварения – это их выведение. Этот этап не менее важен, чем первый. Пророк рекомендовал во избежание запора испражняться, сидя на корточках. Он неоднократно говорил о необходимости соблюдения интимной гигиены и выполнения процедуры омовения. Вообще, омовение в исламе неразрывно связано с поклонением.

Справив нужду, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

«Хвала Аллаху, отдалившему от меня вредное и оставившему полезное для меня».

Таким образом, мы убеждаемся, что все советы Пророка, касающиеся здоровья и гигиены, направлены на достижение не только физического, но и духовного блага и связаны с постоянным напоминанием об их Источнике.

Источник

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Имя

Имя Мухаммад значит «Восхваляемый», «Достойный хвалы». В Коране он называется по имени всего 4 раза, но называется также Пророком (ал-Наби), Вестником (Расул), слугой Бога (Абд), вестником (Башир), предупредителем (Надхир), напоминателем (Мудхаккир), свидетелем (Шахид), воззвавшим к Богу (Да’и) и др.

Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени пророка Мухаммада, всегда говорится «Солля Ллаху алейхи ва саллям » (араб. صلى الله عليه وسلم ‎‎) - то есть «Благословит его Аллах и приветствует» .

Полное имя Мухаммада включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии начиная от Адама , а также содержит кунью по имени его сына Касима (это имя значит «Делящий»; при жизни Мухаммада никто не мог называть своего сына Касим, так как эта кунья была закреплена за Мухаммадом). Полностью оно выглядит так Абу аль -Касим Мухаммад ибн ‘Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб (имя Абд аль-Мутталиба - Шайба) ибн Хашим (имя Хашима - Амр) ибн Абд Манаф (имя Абд Манафа - аль-Мугира) ибн Кусаййа ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луаййа ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (имя Мудрики - Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн Аднан ибн Адад (произносят также - Удад) ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Йашджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим (Халиль ар-Рахман) ибн Тарих (это Азар) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух (это, как утверждают, пророк Идрис ; он был первым из рода человеческого, которому даровано пророчество и который писал тростниковым пером) ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шит ибн Адам .

см. также: Список имён Мухаммада

Место Мухаммада среди Пророков Ислама

Печать пророчества

Пророчества о приходе Мухаммада в Библии

Исламская религия, признавая в качестве Священного Писания также и Библию , часто указывает на то, что в том числе и в Библии говорится о пророке Мухаммаде, как о Божьем Посланнике. Кроме того, мусульмане говорят об искажении сегодняшнего варианта Библии, которые, основываясь на хадисах , затронули и ту часть, в которой говорится о Мухаммаде. Христиане же не признают в Мухаммаде пророка. Даже те христиане , которые согласны с тем, что Библия имеет искажения, полностью отвергают позицию мусульман .

Арабский мир до Мухаммада

Основная статья : Арабский мир до Мухаммада

Аравия и Мекка при Мухаммаде до Ислама

Религия

Нужно заметить, что курайшиты-язычники, как и другие арабы-язычники, несмотря на свои языческие религиозные убеждения верили в Аллаха , клялись Им, просили у Него, но при этом также поклонялись идолам. В Коране говорится, что язычники считали, что идолы приблизят их к Аллаху: "Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Согласно исламской историографии, сначала арабы (потомки Исмаила сына Ибрагима) были монотеистами, однако потом заимствовали идолов у "амаликов. При этом они продолжали почитать Каабу . Большинство из них были крайне консервативны по отношению к своей религии, находя причины такого консерватизма в том, что их отцы верили в тех же истуканов. Также среди арабов существовала кровная месть (Ислам отменил её), была традиция закапывать заживо новорождённых девочек, или же закапывать новорождённых детей, если они боялись не прокормить их (Коранически запрещено .

Экономика

Мекка, в которой жил Мухаммад, являлась торговым и финансовым центром Аравии. Город располагался на пересечении путей из Йемена в Сирию и из Эфиопии (Абиссинии) в Ирак .

Климат

Мекка располагалась среди бесплодных скал, земледелие в ней было невозможно. Земледелие было распространено только в оазисах , одним из которых был Ясриб (Медина). Существует мнение о том, что распространение Ислама и арабская экспансия в Персию, Сирию и Северную Африку была обусловлена осушением арабских степей и, как следствие, голодом. При этом, никаких достоверных сведений по поводу каких-либо существенных изменений климата не имеется , что ставит под сомнение такого рода выводы. К тому же имеются сведения о том, что мусульмане возвращались после завоевательных походов обратно в пустыню.

Политика

Внутри Мекки шла постоянная борьба за власть. В арабских источниках содержится немало информации о семейных и племенных междоусобицах, однако некоторые западные критики делают акцент на легендарности этих преданий. В связи с тем, что Мекка была крупным торговым городом, политические группировки, получавшие власть, были вовлечены во взаимоотношения с различными арабскими племенами, а также государствами, с которыми была связанна торговля Мекки.

Образ жизни кочевников

Год слона

Биография Мухаммада

Семья Мухаммада

Пророк Мухаммад был из племени «Курайш », которое имело очень высокое положение в арабской среде. Он относился к клану Хашим (хашимиты). Клан получил такое название в честь прадеда Мухаммада - Хашима. У Хашима при жизни было право на сбор скота для питания паломников и право на владение источником Замзам . Он был богатым человеком. Своё прозвище «Хашим» (его звали Амр) он получил из-за того, что разламывал хлеб на куски для паломников, приезжавших в хадж в Мекку («хашима» - разламывать хлеб для тюри). После его смерти право на кормление и поение паломников перешло к его брату, аль-Мутталибу, которого курайшиты называли аль-Файда - «сама щедрость». У Хашима был сын Абд аль-Мутталиб, которого назвали Шуайба. Он был очень почитаем в своём народе.

Рождение и детство

Пророк Мухаммад родился, по мнению ряда учёных, 20 или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца Раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.

Отец Мухаммада Абд Аллах умер незадолго до его рождения (за два месяца) или же через несколько месяцев после рождения Мухаммада. Имя матери Мухаммада - Амина бинт Вахб ибн Абд Манаф ибн Зухра ибн Килаб . Имя Мухаммад , что означает «Восхваляемый», дал ему его дед Абд Аль-Мутталиб.

Мухаммад был передан согласно обычаю кормилице Халиме бинт Аби Зу"айб, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С"ад. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммад потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммада взял к себе дед Абд аль-Мутталиб, но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммада взял дядя по отцу Абу Талиб , который был очень беден. В 12 лет Мухаммад пас овец Абу Талиба , потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммада носят религиозный характер и для учёного-атеиста идеологически не имеют актуальной исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммада, в частности первых веков Ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов , являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.

В детстве с Мухаммадом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу . Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммад, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммада, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммадом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммада, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммада о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу , что тот должен беречь Мухаммада от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.

Мухаммад до сорокалетнего возраста

В этом периоде можно выделить следующее:

Женитьба на Хадидже

В 25 лет Мухаммада наняла одна из самых знатных и богатых женщин племени курайш - Хадиджа бинт Хувайлид для поездки в Сирию . Она занималась торговлей и нанимала мужчин для ведения своих дел. С ним поехал слуга Хадиджы - Майсара. Согласно хадисам, Хадиджа получила большую прибыль от той поездки и, наслышанная от Майсары о качествах Мухаммада, решила выйти за него замуж. Ему было двадцать пять лет, ей было по свидетельству большинства источников - сорок лет (по другим данным, Хадидже было двадцать восемь лет. Приводятся также и другие сведения). . Однако, этот возраст, по мнению М. Уотта , возможно, преувеличен До Мухаммада она была замужем два раза. Мухаммад испытывал к ней сильную любовь как при жизни, там и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа. Аиша же говорила, что ревновала Мухаммада только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммад был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней. . В целом, это признаётся и теми, кто достаточно критически относится к деятельности Мухаммада и корыстные цели, как правило, не указываются ими в качестве причины женитьбы.

Начало пророческой миссии

Когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, началась его религиозная деятельность (в Исламе пророческая миссия, посланническая миссия). Сначала у Мухаммада появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира , где поклонялся Аллаху . Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил , посланный Аллахом , с первыми аятами Корана .

Люди начали постепенно вступать в Ислам, сначала это были жена Мухаммада Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман . Потом люди стали принимать Ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммад стал открыто призывать к Исламу (613 г.). До этого, в течении трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. В Коране так сказано об этом: Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммаду и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммада на принятие решения о первом переселении мусульман.

Переселение в Эфиопию

Местоположение Абиссинии (Эфиопия)

Потом был аят:

Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками.

Письмо Мухаммада к Аль-Мукаукасу, египетскому принцу​, Музей Дворца Топкапи, Стамбул

Хиджра из Мекки в Медину

Военные походы Мухаммада

Битва при Бадре

Первое крупное сражение между мусульманами и курайшитами, произошедшая во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан в пятницу утром (17 марта 624 г.г.) в Хиджазе (запад Аравийского полуострова). Крупная боевая победа мусульман и фактически поворотный пункт в их борьбе против курайшитов. Нужно заметить, что несмотря на огромную значимость этой битвы, среди почти 1000 (Г. Лебон указывает число 2000 ) мекканцев количество погибших составило 70 (Ибн Исхак говорит, что общее количество убитых курайшитов, которых им перечислили, было 50) человек, а из чуть более 300 мусульман - 14, таким образом участвовавших в битве погибло всего 6,4 %. Мухаммад, узнав что люди из Бану Хашим и некоторые другие выступили против своей воли, не желая воевать против мусульман, запретил убивать их. По этой же причине он запретил убивать своего дядю. Среди тех, кого было запрещено убивать был Абу аль-Бахтария, который воздерживался от нападок на Мухаммада и мусульман в мекканский период. Однако тот настоял на сражении с союзником ансаров и был убит.

После битвы при Бадре

Битва при Ухуде

После битвы при Ухуде

Битва у рва

Битва у рва состоялась 31 марта 627 года. Это была попытка, главным образом, курайшитов одержать верх над Мухаммадом. Общее количество язычников составило 10 000 человек в трёх армиях, включавших также племя Гатафан и Сулайм. Количество мусульман было 3000. Мусульмане вырыли ров вокруг Медины, что было впервые использовано на Аравийском полуострове. Его рыли на протяжении шести дней. Битва закончилась распадом коалиции язычников. Сражения так и не произошло, хотя была блокада, обстрелы из лука и неудачная попытка всадников пересечь ров.

Поход на Бану Курайза

После битвы у рва

Поход в аль-Худайбию и перемирие

Поход в Хайбар

Поход на Муту

Конец перемирия и завоевание Мекки

Принятие Ислама Абу Суфьяном

Дети Мухаммада

Все дети Мухаммада, кроме Ибрагима, были от Хадиджи. Первый ребёнок от Хадиджи - аль-Касим, потом родились ат-Тахир, ат-Таййиб, Зайнаб, Рукаййа, Умм Кульсум, Фатима. Мальчики умерли в раннем детстве. Девочки дожили до начала проческой миссии Мухаммада, все приняли Ислам, все переселились из Мекки в Медину. Все скончались до смерти Мухаммада, кроме Фатимы. Она умерла через шесть месяцев после его смерти.

Жены Мухаммада

Мухаммад в Коране

Имя Мухаммад употребляется в Коране только четыре раза (для сравнения Иса (Иисус) упоминается 25 раз, столько же упоминается Адам , Муса (Моисей) - 136 раз, Ибрахим (Авраам)- 69, Нух (Ной)- 43). Оно упоминается в 3:144, 145, 33:40, 47:2, 48:29 Также сура 47 называется "Мухаммад".

Чудеса Мухаммада

Под чудом (в арабском языке это слово «му’джаза», именно его переводят как «чудо». Оно образовано от глагола «а’джаза» и означает «делать неспособным (слабым, бессильным)» ) следует понимать что-либо, что не способен сделать обычным человек. Если же чудо должно свидетельствовать в пользу того, что человек является пророком , то это чудо должно быть непосредственно связано с этим человеком, то есть например, фонтан, забивший из скалы среди пустыни является чудом, но он не всегда может служить в качестве доказательства, а вот если это произойдёт, когда пророк ударит посохом о скалу, то это уже может считаться знамением. Главным чудом Мухаммада, безусловно, является Коран . Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписывать самому Мухаммаду, теоретически доказать это невозможно, так как сам он, будучи единственным передатчиком Корана, отвергал его человеческое происхождение (соответственно и своё авторство), никаких же письменных работ после себя он не оставил, потому как был безграмотен. Переданные хадисы говорят о том, что его речь не была сходна с Коранической . Коран отвечает вышеназванным требованиям к чуду. Он является чудом в частности, в его арабском значении), потому как никто не смог написать ничего подобного ему. Выдающиеся художественные достоинства Корана безусловно признаны всеми знатоками арабской словесности. (однако многие из них теряются при буквальном переводе). В Коране делается вызов (тахадди) людям, не признавшим за Мухаммадом пророка: Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду». . Если бы это было сделано, об этом было бы безусловно известно, так как у Мухаммада во все времена было очень много критиков, а написание чего-либо подобного Корану было бы избавлением от Мухаммада, который был для язычников (особенно курайшитов времён Мухаммада, соплеменниками, носителями того же языка, того же диалекта, что и Мухаммад, принимавшими все возможные способы для устранения Ислама), христиан и иудеев серьёзнейшей политической и общественной угрозой, а особенно во времена его непосредственной деятельности. Однако человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану . Таким образом это является чудом, а доказательствами того, что оно связано с Мухаммадом являются, например, аяты Корана, в которых говорится о Мухаммаде и том, что он пророк.

В жизнеописаниях и сводах хадисов описываются много чудес, например во время рытья рва вокруг Медины, верные предсказания, чудеса с различными физическими объектами итд. Выводы некоторых исследователей о том, что «Мохаммед не делал никаких чудес » абсолютно безосновательны, хотя бы потому, что существование такого Писания, как Коран не может подвергнуться сомнению.

Характер Мухаммада

Отношение людей к Мухаммаду при его жизни

Последователи

С Исламской точки зрения мусульмане («муслим» - покорный Богу) были всегда, начиная с Адама и Хавы (Евы). Число мусульман на данный момент во всём мире оценивается примерно в 1,1 до 1,2 миллиардов человек.

Врачевание Мухаммада

Пророк Мухаммад был не только сугубо религиозно-политическим деятелем . Мухаммаду принадлежат слова о том, что от любого заболевания есть лекарство. Если оно точно будет выбрано, то человек выздоровеет, по воле Творца, и что Аллах низвел болезни и вместе с ними лечебные средства. Кто-то знает о них, а кто-то - нет Мухаммад говорил, что исцеление (приносят) три (вещи): глоток мёда , надрез пиявки (кровопускание) и прижигание, но он запретил прижигание. Однако этот запрет, как говорят исламские учёные, не абсолютно категоричен и в случае особо крайней нужды допустим. При болезни живота, Мухаммад рекомендовал мёд . Мухаммад говорил о том, что масло чёрного тмина является средством от любой болезни, кроме смерти Мухаммад рекомендовал пользоваться индийским ладаном , так как исцеляет «от семи недугов», и ещё его курения нужно вдыхать тем, у кого болит горло , и класть в рот тем, кто страдает плевритом . Он сказал, чтобы люди не мучили своих детей, у которых воспаляются миндалины, надавливая на них, а использовали курения ладана .Он говорил своим последователям, что лучшими средствами для их лечения являются кровопускание и морской ладан (янтарь). Крупный мусульманский учёный Абдуль-Маджид аз-Зиндани, который говорит, что нашёл лекарство от СПИДА и что университет «Иман», ректором которого он является, предоставляет это лекарство бесплатно, рассказывает что благодаря своей работе фармацевтом, он смог правильно понять хадисы Пророка.

Источники биографии Мухаммада

Хадисы («передавать сообщение, рассказывать») - рассказ о высказываниях и поступках пророка Мухаммада, а также его сподвижников. Использование хадисов началось ещё при жизни пророка Мухаммада. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков - иснад, то есть, перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису - тем достовернее он считался. Однако наличие непрерывного иснада являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки, мухаддисы также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения что передатчик страдал плохой памятью, был психически неурановешенным или просто слыл нечестным человеком - он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный. По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные.

Нужно заметить, что хадисы не являются просто преданиями. Мухаммад говорил, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне. Эти слова конечно же влияли на богобоязненных сподвижников.

Суть хадисов заключается в том, что они раскрывают более подробно предписание, которые содержатся в Коране. Например, в Коране говорится, что нужно совершать намаз . Хадисы же рассказывают как именно нужно это делать.

Один из сподвижников пророка Мухаммада Абу Хурайра рассказал 5354 хадиса.

Наиболее авторитетным мухадисом считается имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810-870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами" ас-Сахих» то есть чуть больше 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми. Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).

  • «аль-Джами" ас-Сахих» имама аль-Бухари
  • «аль-Джами" ас-Сахих» имама Муслима
  • «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда
  • «аль-Джами" аль-Кабир» имама ат-Тирмизи
  • «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама ан-Наса’и
  • «Китаб ас-Сунан» имама Ибн Маджи
  • «ас-Сунан аль-Кубра» имама аль-Бейхаки
  • «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала

Необходимо отметить, что сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммада - это лишь собрание рассказов о пророке со слов его современником, включая его проповеди, описание поступков и т. п. Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммада, сохранившееся до наших дней - это книга ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммада рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируется VIII веком (вторым веком по хиджре)

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о продуктах

Наш Пророк ﷺ сказал: «Милостью Того, в чьих руках душа моя, ешьте мед. Потому что нет дома, за который не ходатайствовали бы о милости ангелы, если в нем употребляют мед. Если человек ест мед, тысяча лекарств входит в его желудок и миллион болезней выходят. И если внутри умершего будет мед, то его не коснется огонь Ада».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану» (Ибн Масуд)


Финики

Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто начинает свой день с семи прессованных (аджва) фиников, не грозит отравление и колдовство в этот день»

Посланник Аллаха ﷺ сообщил: «Финики являются плодами Рая. Они имеют целебное свойство против отравления» (ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает, что Пророк ﷺ сказал: «В доме, где есть финики, никогда не будут голодать» (Муслим). Он также сказал: «Дом, в котором нет фиников, подобен дому, в котором нет еды» (Ибн Маджа)

«Давайте финики роженице. Если не можете дать ей свежих фиников, то дайте сушеных, потому что нет более полезного дерева для женщины, чем финиковая пальма» («Умдат аль-Кари», 21:68)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ разделил между своими сподвижниками финики, дав каждому по семь штук. Он дал и мне семь фиников, один из которых оказался сухим и незрелым, однако не было среди них более дорогого для меня, чем он, так как мне было трудно жевать его» (Бухари)


Арбуз

«Наш Пророк ﷺ ел молодые финики с арбузом» (Абу Давуд). Как рассказывает мать верующих Айша, да будет доволен ею Аллах: «Наш Пророк ﷺ ел арбузы и дыни с финиками и говорил: "Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого"» (Абу Давуд, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Любая из ваших женщин, которая употребляет арбуз, будучи беременной, обязательно родит ребенка, красивого внешне и с хорошим характером»


Огурцы

От Абдуллаха ибн Джафара, да будет доволен им Аллах, передают: «Я видел, как Посланник Аллахаﷺ ел свежие финики с огурцами» (Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи)


Виноград

Однажды к Пророку Мухаммаду ﷺ пришел бедный мужчина и принес чашу с виноградом в подарок. Пророк Мухаммад ﷺ принял подарок, взял виноградину, и, съев её, улыбнулся. Потом вторую, третью, и каждый раз он улыбался, в то время как мужчина будто был готов взлететь от радости. А сподвижники смотрели. Они были удивлены, ведь Посланник Аллаха ﷺ всегда делился с ними, а в этот раз – нет… Пророк Мухаммад ﷺ съел весь виноград и вернул чашу мужчине, и тот ушел с огромной радостью на лице. Тогда кто-то из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха! Почему ты не поделился с нами?». Пророк ﷺ улыбнулся и ответил: «Вы видели радость на его лице? Когда я попробовал виноград, он оказался кислым. И я побоялся, что, если бы я поделился с вами, кто-нибудь из вас сказал бы это и расстроил бы его»


Хлеб

Наш Пророк ﷺ всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями. От Абу Хазма передают: «Я спросил у Сахля ибн Сада: "Ел ли Посланник Аллаха ﷺ хлеб из очищенной муки?" Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел очищенной муки". Я спросил: "А были ли у вас сита?". Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел сита". Я спросил: "Как же вы ели непросеянный ячмень?" Он поведал: "Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто"» (Бухари)

Сообщается, что однажды (какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однако он отказался от еды, сказав: «Посланник Аллаха ﷺ покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба».

От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: "Это приправа к этому"» (Абу Давуд)


Молоко

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время ночного путешествия Пророку ﷺ принесли две чаши, одна из которых была наполнена вином, а другая – молоком. После того как он посмотрел на них и взял молоко, Джибриль, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Хвала Аллаху, Который направил тебя: если бы ты взял вино, твоя община сбилась бы с пути!» (Муслим)


Сливочное масло

Абдуллах ибн Буср и его братья сообщили следующее: «Однажды к нам заглянул Пророк ﷺ, и мы предложили ему сливочное масло и финики. Пророк ﷺ очень любил сливочное масло» (Абу Дауд)


Гранат

Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ни одного граната в ваших садах, который не был бы оплодотворен семенем граната Рая».

От Али, да будет доволен им Аллах, передают: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок"» (Ахмад ибн Ханбал)


Айва

От Ибн Аббаса (р.а) передают: «Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, передал нашему Пророку ﷺ плод айвы, привезенный им из Таифа. Пророк ﷺ сказал: "Айва прогоняет печали, придает сияние сердцу"» (Табарани)

Тальха, да будет доволен им Аллах, передает: «Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха ﷺ. Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: "О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение"» (Шамаил ан-Наби)


Саранча

Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа)

Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха ﷺ в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Абу Дауд)


Уксус

Передают со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах: Пророк ﷺ пришел ко мне и спросил: «Что у вас есть из еды?» Я посетовала: «У нас есть лишь кусочек хлеба и уксус». Пророк ﷺ сказал: «Насколько же уникальный продукт - уксус!»

Пророк Мухаммад ﷺ также сказал: «Несите его (уксус). Дом, в котором есть уксус не может считаться бедным» (ат-Тирмизи)

Адабы (правила) употребления пищи

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых»

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял её» (Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края»

Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В детстве я находился на попечении Посланника Аллаха ﷺ. Обычно я протягивал руку к разным концам общего блюда, но (однажды) Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” - и с тех пор я ем только так» (Муслим)

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!) (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе (в дом) и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же он вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», - а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, шайтан говорит: «Вы получили и приют, и ужин» (Муслим)

Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз один человек ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) Посланника Аллаха ﷺ и он не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!), - и тогда Пророк ﷺ рассмеялся и сказал: «Шайтан (всё время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, шайтан изверг из себя всё то, что было у него в чреве» (Абу Дауд; ан-Наса’и)

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то раз, когда) Посланник Аллаха ﷺ ел вместе с шестью своими сподвижниками, пришёл один бедуин и доел (всю еду, взяв сразу) два куска, а Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, если бы он помянул имя Аллаха(, еды) обязательно хватило бы вам (всем)!» (ат-Тирмизи)

Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что, закончив есть, Пророк ﷺ обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, хвала, (без которой нам) не обойтись! (Он -) Господь наш!» (Аль-хамду ли-Ллахи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда’ин ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!)» (Аль-Бухари)

Передают со слов Му’аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто после еды будет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе!» (Аль-хамду ли-Ллахи аллязи ат’ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин минни ва ля кувватин!), - простятся его прежние прегрешения» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-либо из вас ест или пьет, то пусть ест и пьет правой рукой. Так как левой рукой ест и пьет шайтан» (Муслим)

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: “Не носите (одежду из) шёлка и дибаджа*, не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из золотой и серебряной посуды, ибо, поистине, всё это предназначено для них (неверных) в мире этом, а для нас - в мире вечном”» [*Дибадж - название дорогой материи на шёлковой основе. Запрет на ношение таких тканей касается только мужчин]

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пейте воду потихоньку, не набирая полный рот» (Джамиус-Сагыр, 1/392)

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

На всю жизнь советов не напасешься. Но есть такие, которые могут стать «мудрым спутником» человека на всю жизнь, спасая от различных неприятностей.

1. Не говори «если бы».

Укоры и сожаления, связанные с прошлыми поступками, отнимают много душевных сил у человека и в целом не способствуют каким-либо существенным изменениям. Предписанное случается, каким бы путем ты не пошел. В хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…А если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то!», но говори: «Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к его делам» . (Муслим)

Есть такие «если бы», которые касаются того, что невозможно изменить, и они только истощают силы человека, подталкивают его к отчаянию. Например, «если бы я тогда был рядом, он не умер», «если бы я родился в другом месте, меня не постигло бы это несчастье» и т.п. И есть такие, благодаря которым человек берет урок из прошлых ошибок. Например, «если б я не тратил время понапрасну, у меня было бы больше знаний», «если б я вовремя начал учить Коран, я бы уже знал его наизусть», и т.п. И если первые – пути к козням шайтана, то вторые – пути к мудрости и положительным изменениям.

2. Не делай того, в чем ты сомневаешься.

Аль-Хасан ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается следующее: «От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я запомнил следующее: «Оставь внушающее тебе сомнения (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Воистину, истина – это спокойствие, а ложь – это сомнение» . Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал: «Хадис говорит о том, что следует оставлять то, что вызывает сомнения, и избегать их. В отношении того, что является абсолютно дозволенным, у верующего не возникает в сердце беспокойства и волнения, напротив, душа его обретает спокойствие, а сердце – умиротворение. Что же касается сомнительного, подозрительного, то оно вызывает беспокойство и волнение».

3. Прежде чем совершить поступок, подумай о последствиях.

Рассказывают, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Дай мне наставление!» Тот спросил: «Ты просишь наставления?» Он сказал: «Да». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал: «Намереваясь сделать что-либо, подумай о последствиях: если в них есть благо, то делай это, а если нет, то откажись от этого» .

4. Не говори того, в чем нет блага.

Муаз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, был любимцем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И однажды в пути Муаз бин Джабаль сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Пусть будет жертвой моя душа за тебя! Меня беспокоит одно дело: я бы хотел умереть раньше Вас и не испытывать боли утраты. Но, если судьба будет такой, что Вы уйдете раньше нас – каков Ваш совет?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил и на некоторое время оставался в молчании. Затем Муаз, да будет доволен им Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха, делать джихад?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Муаз, джихад – хорошее дело. Но есть лучше» . Тогда Муаз спросил: «Держать пост, читать намаз?» «Это обязательно, но есть еще лучше!»

Сподвижник начал перечислять все хорошие дела. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для людей есть лучше, чем все это!» Муаз сказал: «О Посланник Аллаха! Пусть мои мать и отец будут жертвами за тебя! Что может быть лучше того, что я перечислил?!» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если говоришь благое – говори, если нет – молчи!» .

5. Никогда не сдавайся.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся» .

6. Не теряйте оптимизма.

Несмотря на все тягости, постигавшие его, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не терял силы духа, оптимизма и … улыбки. Абдуллах ибн аль-Харис рассказывал: «Я не видел никого, кто улыбался чаще Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». В одном из хадисов, переданном от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказано: «Нет влияния инфекции (кроме как с позволением Аллаха), нет дурных примет и мне нравится благой оптимизм - доброе слово (, который каждый из вас слышит в своей душе)»

7. Позволь себе чувства, но контролируй их проявление.

Иногда верующие понимают хадисы буквально и это чревато внутренними конфликтами. Например, хадис «Не гневайся» многие понимают как запрет на чувство гнева. Хадис о том, что Всевышний любит сильных – как запрет на слезы, слабость, печаль. На самом деле религия побуждает человека быть искренним, в том числе и в чувствах. Но оберегает его от нежелательных последствий, к которым побуждают чувства. Например, в комментарии к хадису «Не гневайся» имам Ан-Навави указывает, что раздражение – естественная человеческая реакция и что этот хадис призывает не действовать в состоянии раздражения.

Также в другом хадисе передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на удивление его сподвижников, что он плачет, держа на руках своего тяжело дышащего сына Ибрахима, сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу!» Так что не стоит обманывать себя, подавляя свои естественные чувства или выдавая их за другое, так как это является формой лицемерия.

8. Проявляйте терпение с первых секунд потрясения.

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо какой-то женщины, которая плакала у могилы, (остановился) и сказал (ей): «Бойся Аллаха и храни терпение» . Женщина, не знавшая его (в лицо), воскликнула: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!» Потом ей сказали: «Это же был пророк, да благословит его Аллах и приветствует!» − и тогда она пришла к дверям (дома) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако не обнаружила там привратников. Она сказала ему: «Я не знала, что это ты!» − он же сказал ей: «Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении» .

9. Прислушивайся к своему сердцу.

Сообщается, что Вабиса Ибн Ма"бад, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил (меня): «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) свое сердце (, ибо) благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)» (Ахмад и Ад-Дарими)

10. Пусть за каждым проступком, ошибкой, грехом следует доброе дело.

Человек не застрахован от грехов и ошибок. И лучшие из нас отличаются от худших не тем, что не совершают их, а тем, что они затем делают с ними. Правоверный после совершения греха кается и «стирает» его добрым делом. А грешник – забывает о нем. По свидетельству Абу Зарра Джундуба ибн Джунада и Абу Абд ар-Рахмана Муаза ибн Джабала, да будет Аллах милостив к ним обоим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!» Каждый проступок оставляет на сердце черную точку. Но следующее за ним хорошее дело стирает эту точку, возвращая сердцу свет и белизну.

Ну а последние слова хадиса можно было бы вывести в отдельное правило – в правило № 11.

11. Относитесь к людям хорошо!

И наверно, это правило не нуждается в пояснениях.

Пророк Мухаммад (мир ему) был лучшим из людей. Его жизнеописание и привычки, изложенные в сунне, являются образцом для подражания и эталоном правильного образа жизни. В наше время очень популярна тема зож, правильного питания, диет. Сунна пророка Мухаммада (мир ему) относительно питания, несмотря на то, что он жил много веков назад, является актуальным руководством для современного человека. Сегодня многие сторонники здорового образа жизни проповедуют советы, о которых говорил сам Посланник Аллаха (мир ему). Правильное питание – залог , силы и красоты человека, и его основы были заложены еще много веков назад нашим любимым пророком (мир ему):

  1. Количество употребляемой пищи.

Золотым правилом , согласно сунне, является умеренное употребление пищи – не переедать . Количество и качество потребляемой пищи имеет непосредственное влияние на наше физическое, эмоциональное и духовное состояние. Чрезмерное потребление пищи – это прямой путь к ожирению, что может привести к бесчисленным проблемам со здоровьем, включая болезни сердца, инсульт, диабет и даже рак. И главной профилактикой перечисленных болезней является правильный подход к приему пищи.

Сунной является ограничивать порцию еды так, чтобы ее было просто достаточно для пополнения сил и хорошего состояния. Пророк (мир ему) не говорил о необходимости голодания, а скорее подчеркивал важность не переедания: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания».

  1. Соблюдение поста.

Пост был неотъемлемой частью жизни Посланника Аллаха (мир ему). Он держал пост каждый понедельник и четверг. Он постился 13, 14, 15 дни каждого месяца. Если сложить все это вместе, получится, что примерно треть каждого месяца Пророк (мир ему) держал пост.

Пророк Мухаммад (мир ему) принимал пищу один раз в день. Если он ел утром, он не принимал пищу до следующего утра. Если он принимал пищу ночью, то он не ел до следующей ночи. Безусловно, это не совсем предоставляется возможным при современных темпах жизни, но в этой практике посланника Аллаха (мир ему) заключается главный принцип приема пищи. Он (мир ему) сказал: «Верующий ест в один желудок, а неверующий в семь». Ученые на основе многочисленных исследований убедились в том, что глубоко и полноценно дышать намного легче, если желудок человека не наполнен.

Кроме духовной пользы, соблюдение поста имеет множество преимуществ для здоровья человека: снижение кровяного давления, уменьшение риска развития рака, уменьшение предрасположенности к стрессу, сжигание жира, улучшение контроль уровня сахара в крови и контроль аппетита.

  1. Ты – это то, что ты ешь.

Посланник Аллаха (мир ему) избирательно относился к выбору своей пищи. Его рацион состоял из простых и полезных продуктов, таких как финики, арбуз, ячменный хлеб, молоко, мед, огурцы, оливковое масло, тыква и иногда мясо. Безусловно, посланник Аллаха (мир ему) не употреблял запретную Всевышним пищу.

Стоит отметить, что рацион пророка (мир ему) не был сконцентрирован на мясе. Согласно современной медицине, чрезмерное потребление мяса может привести к серьезным физическим и духовным последствиям.

  1. Этикет приема пищи.

В приеме пищи важно не только то, что употребляет в себя человек, но и то, как он это делает. Согласно сунне трапеза приема пищи, прием пищи нужно начинать с намерения, например, забота о теле, намерение получить достаточно сил для выполнения религиозных обязанностей и совершения благих поступков. Начинать прием пищи следует именем Всевышнего. Следует разжевывать еду хорошо, полностью проглатывать то, что во рту, прежде чем брать следующую порцию, есть не спеша и соблюдать этикет трапезы, даже если вы голодны. Есть нужно правой рукой, хвалить вкусную еду и не критиковать невкусную, проявлять сдержанность в еде, заканчивать трапезу раньше всех, прославлять Аллаха после еды.