Видение ада. История ада

У меня спросили, знаю ли я что-нибудь про ад. Ответил, что знаю. Потом попытались выяснить, откуда я это знаю и имею ли уверенность в своих знаниях. Ответил, что моею уверенностью является, прежде всего, Слово Божие. Тогда попросили меня показать библейские фрагменты. Показал и объяснил, почему именно эти части Слова Божьего говорят нам про эту духовную реальность. Затем люди, постояв несколько минут, честно меня поблагодарили (!?) и пошли дальше.

Так до конца и не понял, что адепты этой секты имели в виду и какой цели хотели достичь. Скорее всего, пытались доказать, что ада нет. Тогда я сделал для себя определенный вывод: все-таки прав был св. Павел, когда в одном из своих посланий побуждал верующих быть способными защитить надежду, которую носят в своих сердцах.

Не буду читать мораль о пользе христианской медитации над Божьим словом, большинство верующих знает об этом, но мало людей систематически пользуется этой чудесной привилегией. Прежде всего, хотел бы обратить внимание на то, что рано или поздно ожидает каждого человека. А именно, как учит Катехизис Католической Церкви, после перехода в духовный мир человек предстает перед Божественным судом, а потом, согласно «приговору», ад, чистилище или рай.

В начале, стоит вспомнить точку зрения науки. В интернете можно встретить информацию, в которой утверждается, что ученые уже имеют какие-то доказательства бытия или небытия Бога. И тут, как всегда, нужно применить критический подход.

Во-первых, в этих статьях почти никогда нет сведений о том, кто эти ученые, откуда они, а если такая информация есть, то следует узнать, какой авторитет в научном мире у этих ученых.

Во-вторых, самой науке не под силу доказать или опровергнуть существование Бога и духовной реальности. Ученые своими исследованиями косвенно подтверждают, что мир сложный и многогранный, имеет свою логику, пропорции, что в нем присутствует гармония. Служители науки также утверждают, что кроме видимого мира существует некая невидимая нашей физиологической структурой бездонная реальность (здесь следует вспомнить о магнитных волнах, радиоактивном излучении, о квантовых частицах или о теории относительности Эйнштейна).

Стоит также напомнить, что почти все народы, начиная с диких племен, имели какую-то интуицию о существовании жизни после смерти. Большинству из них даже в голову не приходила мысль, что эта жизнь может закончиться здесь, на земле. О чем, впрочем, свидетельствуют захоронения первобытных народов. Археологи находят захоронения умерших людей, которые были погребены в удивительных позах: в эмбриональном состоянии (должен был вновь родиться), в позе человека, который лег спать на боку с ладонью под головой (ожидая своего пробуждения). Или, опять же, находят в захоронениях, обычно около головы, кремень. Почему кремень? Ведь благодаря кремню высекали огонь, а огонь, как известно, поднимался вверх. Или этим знаком хотели сказать о существовании бессмертной души, которая после смерти восходит на небо? Опять же, покойников хоронили с разной домашней утварью, намекая тем самым, что жизнь человека имеет продолжение. Очевидно, что первобытные люди жили в тесной связи с природой и скорее всего в своих устремлениях глубоко верили в существование жизни после смерти.

Стоит вспомнить и более поздние мировые цивилизации, в которых тоже присутствовал мотив потусторонней жизни. Не просто так в Китайской империи был распространен культ умерших предков, а в Древней Греции существовал миф о боге Аиде и его царстве мертвых, которое находилось где-то на окраине земли. В еврейской традиции считалось, что души после смерти попадают в специальное потустороннее место, которое вырисовывалось как шеол. Новостью было то, что сам шеол уже имел градацию. Существование души после смерти зависело от ее жизни на земле. Справедливые, по вере Израиля, находились на лоне Авраама. Вспомним притчу о богаче и Лазаре, где их судьба после смерти диаметрально отличается от жизни на земле и где говорится, что между справедливыми и несправедливыми «утверждена великая пропасть» (Лк 16, 26).

Что же тогда с доказательствами? Как защитить надежду, живущую в нашем сердце? Первым доказательством существования сверхъестественной жизни, как было уже отмечено ранее, является Священное Писание. Прежде всего, там находим данные о существовании после смерти. Трудно нам, людям, стоящим на границе мира материального и духовного и к тому же обремененным влиянием первородного греха, понять тайны сверхъестественной жизни. Поэтому Господь Иисус Христос часто для выяснения Божественных тайн использует разную литературную эквилибристику: эпитеты, притчи, символы, метафоры, гиперболы.

Вспомним, с чем сравнивает наш Спаситель Царство Божие: с горчичным зерном, с закваской. Или, опять же, притча о сеятеле, который вышел сеять зерно - Слово Божие. Когда же говорит о существовании после смерти, то ад в свою очередь сравнивает с тьмой внешней, с плачем и скрежетом зубов (Мф 8, 12, Мф 25, 30) или предостерегает перед червем, который не умирает и геенне огненной, которая никогда не угасает (Мк 9, 48). Некоторые сравнения были хорошо известны современникам. Например, геенна огненная. Это была городская свалка около Иерусалима, где постоянно пылал костер, смрад от которого разносился на несколько километров. О чистилище также можно найти сведения в Евангелии. Это притча о неблагодарном слуге, которому хозяином был прощен большой долг и который вместо милосердия к своим должникам проявил полную безжалостность. Как на такой поступок отвечает справедливый хозяин? Предписывает, чтобы отдали неблагодарного истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф 18, 34). Выплата долга в переносном смысле означает очищение от своих греховных пристрастий, отбывание наказания за свои грехи, ибо только чистые сердцем могут Бога узреть (Мф 5, 8). Поэтому уже в Ветхом Завете есть призыв молиться за умерших, тем самым веря в то, что живые могут влиять на судьбы умерших (2 Мах 12, 41-45).

Стоит отметить, что само чистилище является выражением Божьего милосердия и справедливости, это шанс для спасшихся душ духовно дозреть до встречи с Богом. Что же нам Иисус говорит о Небе? «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3). Опять же в послании к Коринфянам можем прочитать: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2, 9).

Очередным доказательством духовной реальности являются объявления мистиков Католической Церкви, которые с Божьего позволения и для нашего человеческого осознания имели возможность «путешествия» в ад или в чистилище. Важно отметить, что то, что они испытали и описали в своих дневниках, подтверждено Католической Церковью. Это показывают примеры св. Терезы Авильской., св. Фаустины Ковальской или св. Иоанна Боско. Святая Фаустина после «путешествия» в ад написала следующее (Дневник № 741). Во-первых, как утверждает святая, ад является местом страданий и мучений. Первое мучение, которое испытывает душа в аду - это потеря Бога навсегда. Во-вторых - постоянные упреки совести; в-третьих - мучение от того, что это состояние никогда не изменится, а боль, которая пронизывают душу, никогда не закончится; в-четвертых - постоянная тьма, в которой осуждённые души видят злых духов, себя и другие страждущие души, четко осознавая свое зло и зло других; в-пятых - постоянное присутствие злых духов, которые мучают души; в-шестых - ругань, проклятия, богохульства, страшное отчаяние, ненависть к Богу. Далее, святая пишет, для каждой души подготовлены особенные муки, в зависимости от того, чем и как она грешила на земле. Поэтому, пишет св. Фаустина, пусть грешники не говорят, что ада нет, так как больше всего там душ, которые не верили, что ад существует.

Точно такие же слова сказала Матерь Божия детям из Фатимы после того, как показала им ужасный образ ада. После этой встречи с местом страданий и тьмы трое детей начали еще более усердно молиться и страдать в интенции спасения загубленных и не осознающих угрозы вечной смерти человеческих существ.

О чистилище также имеем сведения от святых мистиков. Например, опять же от св.Терезы Авильской или блаженной Анны Катерины Эммерих - сильной духом монахини, объявления которой спустя много лет вдохновили американского режиссёра и актёра Мела Гибсона на создание фильма «Страсти Христовы (стоит, думаю, найти и прочитать эти объявления).

Интересно, что в рассказах святых можно найти сведения о чистилище или аде, где они сами побывали, но ничего нет про рай. Почему? Иисус Христос ясно сказал, что Бога не видел никто никогда, кроме Сына Человеческого и тех, кому Бог хочет это объявить (Ин 1, 18). С Богом могут находиться и радоваться Его присутствию только спасшиеся души, святые (полностью очищенные, преображенные). Хорошо это явление объясняет св. Фома Аквинский, который утверждает, что души святых в небе находятся в состоянии, которое называется visio beatificа - благословенное видение, но чтобы войти в это состояние в Царстве Божьем, нужно получить специальное «устройство», так называемое lumen gloria - свет славы. Этот свет получают только те души, которые стали достойными созерцать Триединого Бога.

И последним доказательством является наша действительность, с которой мы встречаемся ежедневно. Ад и рай на самом деле находятся среди нас. Ад мы встречаем среди людей в ненависти (в аду существует только ненависть), в зависти, гордости, непрощении. Видим, сколько людей гибнет от различных зависимостей, в военных конфликтах, и что уж говорить об убийстве нерожденных детей. С другой стороны, встречаем необыкновенные проявления человеческого духа: мужественную любовь, доброту, самоотверженность, верность, преданность Божьим делам, смирение.

Непросто описывать духовную реальность, о чем, впрочем, говорят все святые, не хватает слов, не хватает обычных человеческих средств. Все это превышает нас в несколько сотен раз. Но, как бы там ни было, важно серьезно относиться к Божьим словам и к учению Католической Церкви, чтобы осознавать, что духовная реальность не сказка, не выдумка, не фантазия, и заботиться о спасении своей души «со страхом и трепетом» (Флп 2, 12). Стоит в круговороте повседневной жизни помнить об этом, не забывать.

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

После выхода в 1976 году бестселлера «Жизнь после жизни», мир был в смятении - такого читателям еще не предлагали. Несмотря на то, что книги на столь деликатную тему появлялись на прилавках и раньше, Раймонд Моуди считается первым, кто решился вынести результаты своих исследований на суд широкой общественности. Видимо тогда же, в 1976 году, негласно отменили запрет на такую литературу, который в свое время был негласно и наложен, что привело к забвению многих и многих уникальнейших свидетельств.

«Я оглянулась назад и увидела, что мое тело лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на свое тело, будто на одежду, и очень удивлялась этому».

Это - не из книги Моуди. Так в X веке описал посмертное состояние, вернее, «хождение души блаженной Федоры по мытарствам» ученик Василия Нового Григорий.

Словно из книги Моуди взят и рассказ поэта Арсения Тарковского (отца выдающегося кинорежиссера). Это случилось в январе 1944 года. После нескольких повторных ампутаций ноги поэт умирал во фронтовом госпитале от гангрены. Он лежал в маленькой, тесной палате с очень низким потолком. Неяркая лампочка, что висела прямо над кроватью, выключателя не имела, и ее приходилось вывертывать рукой.

Однажды, выворачивая лампочку, Тарковский почувствовал, что его душа выскользнула из тела - вывинтилась, подобно лампочке из патрона. Ошеломленный, он глянул вниз и увидел себя на кровати - неподвижного, словно спящего непробудным сном. Будто завороженный он рассматривал себя со стороны, как вдруг ему захотелось посмотреть, что делается в соседней палате. Он стал медленно «просачиваться» сквозь стену, но внезапно почувствовал, что еще немного - и уже никогда не вернется в свое тело. Это повергло его в ужас. Он вернулся, завис над кроватью и с каким-то необычным усилием скользнул в тело, словно в порожний сосуд.

Конечно, такими историями сегодня никого не удивишь. Хотя кто останется равнодушным, читая, например, такие строки:

«Нет другой такой прекрасной вещи, как смерть. Вы просто переходите из одного состояния в другое, как, скажем, из школы в колледж».

«Жизнь подобна тюремному заключению. Смерть же подобна освобождению, выходу из тюрьмы».

В таких примерах главная причина успеха книги Моуди - она дарит людям надежду.

НАУКА И РЕЛИГИЯ - В ОДНОЙ КОМАНДЕ

Однако огульное восхищение смертью насторожило, прежде всего, богословов. Они обратили внимание на то, что после знакомства с такими книгами у читателей может сложиться впечатление, будто смерть совершенно нестрашна, и людей «там» ожидают сплошь приятные ощущения - умиротворенности и радости. Получается, недоумевали богословы, что и праведники и грешники - все одинаково попадают прямо в рай. Но такого же быть не может, волновались святые отцы.

И они оказались правы: действительно, далеко не все во время клинической смерти переживали радостные чувства. Согласно тщательному исследованию доктора Ринга, лишь сравнительно небольшой процент удостаивается, как говорят христиане, видения Света.

Доктор Раулингс, который лично реанимировал многих умирающих, не столь категоричен. По его подсчетам, число людей, которые видят мрак или Свет, примерно одинаковое. В своей книге «За дверью смерти» он рассказывает о пациенте, который во время остановки сердца попал в... ад:

«В процессе оживления он несколько раз приходил в себя, но сердце снова останавливалось. Когда он был в нашем мире и обретал дар речи, он все еще видел ад, был в панике и просил врачей продолжать оживление. Эти процедуры болезненны, и обычно больные, возвращаясь к земной жизни, просят прекратить их. Спустя два дня у больного не осталось никаких воспоминаний о происходившем. Он все забыл, он никогда не был в аду и никакого ада не видел».

Чарлс Гарфилд, ведущий исследователь в области предсмертных состояний, согласен с Раулингсом: «Не каждый человек умирает приятной и спокойной смертью. Среди пациентов, опрошенных мной, почти столькие же испытывали неприятное состояние (встречи с демоноподобными существами), сколькие испытывали приятное. Некоторые же из них испытывали оба состояния»

Попутно выяснилось, что люди иногда сознательно, а иногда и нет, умалчивают о своих неприятных посмертных видениях. Кроме того, по мнению Раулингса, самые жуткие видения автоматически стираются из памяти.

Следует особо отметить, что в данном случае наука пошла рука об руку с религией. Это еще раз подтверждает справедливость изречения: «Малое знание уводит от Бога, а большое знание приводит к Нему».

ГДЕ НАХОДИТСЯ АД?

Атеисты по-прежнему не верят в жизнь после смерти. Их главное возражение сводится к тому, что мозг умирает не сразу - его резервов хватает еще на 6-8 минут. И при гаснущем сознании наступают видения, которые у всех одинаковы, поскольку одинаковы и процессы, вызванные кислородным голоданием. Поэтому, дескать, все и твердят об одном и том же: о парении под потолком, о зрелище собственных тел, о полете по длинному туннелю, в конце которого сияет яркий добрый свет, о встречах с давно умершими родственниками и друзьями.

Французского психолога Мишеля Лерье, автора книги «Вечность в прошлой жизни», такая трактовка не устраивала. Во-первых, видения далеко не у всех одинаковы - здесь атеисты лукавят, мягко говоря. А во-вторых, владея методами гипноза, он решил прозондировать мозги своих пациентов. И вот тут-то еще раз выяснилось, что люди, возвращенные к жизни, помнят далеко не все, что с ними происходило. Более того, подчиняясь воле гипнотизера, их память выдавала потрясающие вещи: оказывается, что, прежде чем очнуться на больничной койке, пациенты попадали... в другую эпоху!

Пораженный Лерье сначала подумал, что получает информацию об их предыдущих жизнях (подтвержденный наукой феномен). Но по мере накопления сведений он обратил внимание на странную особенность.

Скажем, грабитель и убийца, которого врачи спасли от инфаркта, дабы правосудие могло его покарать в назидание другим, поведал под гипнозом, что много лет был рабом на римских галерах: он рассказывал об ужасных побоях надсмотрщиков, постоянных муках жажды и голода. А некая женщина, которая не сделала в жизни ни одного дурного поступка и всегда помогала бедным, вспомнила себя в Древнем Египте, где у нее были богатство, власть и сотни слуг, исполняющих любые желания.

Похожие приключения «вспомнили» 205 из 208 обследованных пациентов: во время клинической смерти все они почему-то попадали в стародавние эпохи и проживали там еще одну жизнь, каждый свою. Исключение составили три человека, которые, также переживая клиническую смерть, оставались в своем времени и вели ту же жизнь.

Лерье сделал вывод, достойный библейских персонажей: кто эту жизнь провел достойно, тот и в прошлых веках вел достойное существование, а кто замарал себя дурными поступками - получал соответственно.

И другой вывод: если бы дело ограничивалось кислородным голоданием, то можно было ожидать, что гипноз вызвал бы одинаковые картины. Как видим, это совсем не так.

Но действительно ли эти люди побывали в прошлых веках? Видимо, ад и рай в нас самих. Заранее оценивая свои реальные поступки, мы подсознательно готовим себе «потустороннюю судьбу» и проживаем ее в короткие минуты между жизнью и смертью. Однако Лерье уверен, что ад и рай существуют на самом деле - в прошлых веках. И туда нас переносит самая загадочная физическая субстанция - время. На всякий случай он советует вести себя в этой жизни по-человечески. Во избежание, так сказать.

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРЕГРЕШЕНИЕ

Особый вопрос - о самоубийстве. Нет гарантий, что книги, подобные «Жизни после жизни», могут спровоцировать добровольный уход в «тот» мир. Но, как показывают исследования, такие попытки ни чему хорошему не приводят.

Возвращенные к жизни самоубийцы заявляли, что после смерти попадали в какую-ту темницу и чувствовали, что в ней они останутся надолго. При этом сознавали, что их наказывают за нарушение закона, согласно которому каждому человеку надлежит претерпеть на Земле определенную долю горестей.

Один из пациентов Моуди, оказавшийся на реанимационной койке в результате попытки суицида, рассказывал:

«Когда я был там, то почувствовал, что две вещи совершенно запретны для меня: убить себя или убить другого человека. Если совершу самоубийство, я брошу Богу в лицо его дар. Убив кого-нибудь, нарушу заповедь Бога».

А вот история некой Беверли, 47 летней женщины.

В детстве она перенесла много горя от своих родителей, которые постоянно издевались над ней. И однажды семилетняя девочка не выдержала: выбросилась из окна. Наступила клиническая смерть, и Беверли откуда-то сверху смотрела на знакомых детей, которые окружили ее бездыханное тело. Вдруг засиял яркий свет, и неизвестный голос произнес:

Ты сделала ошибку. Твоя жизнь не тебе принадлежит, и ты должна вернуться.

Но меня никто не любит и никто обо мне не хочет заботиться.

После этих слов Беверли увидела вокруг себя снег и сухое дерево. Откуда-то повеяло теплом, снег растаял, и сухие ветки дерева покрылись листьями и спелыми яблоками. Она стала срывать яблоки и с удовольствием есть их. И тут она поняла, что как в Природе, так и в жизни каждого человека есть свои зима и лето, которые составляют единое целое в плане Творца. Когда Беверли ожила, она стала по-новому относиться к жизни. Став взрослой, она вышла замуж за хорошего человека, родила детей и обрела земное счастье.

Но что происходит с теми, кого не сумели вернуть к жизни? Документальные факты говорят, что на «том» свете они не задерживаются - их почти немедленно возвращают на Землю, и они все начинают сначала. Иногда самоубийцы знают, что они вернутся. И даже когда это возвращение произойдет!

Эмилии Лоренц до того не хотелось быть женщиной, что она решила покончить с собой. Но прежде, чем выпить яд, девятнадцатилетняя бразильская девушка пообещала родственникам вернуться на Землю мужчиной. Прошло немного времени, и ее мать, сеньора Лоренц, родила мальчика, которого назвали Пауло. Когда мальчик научился говорить, он заявил матери, что раньше был... Эмилией! Он «вспоминал» такие подробности из ее жизни, что родителям ничего не оставалось, как уверовать в невероятное: их дочь действительно вернулась в семью в образе Пауло. Специалисты, проведя ряд исследований и тестов, зафиксировали более сотни совпадений в рассказах мальчика с реальными фактами из жизни Эмилии.

Другой пример. Мария де Оливейро покончила с собой из-за несчастной любви - специально заразилась туберкулезом. Перед смертью пообещала своей подруге Иде, что возродится в качестве ее дочери...

Вскоре Ида действительно родила дочь. Как только девочка научилась говорить, она стала рассказывать о событиях из жизни Марии, легко узнавала прежних знакомых, называла их по именам и вспомнила места, которые вместе «раньше посещали». Психологи установили, что в 120 случаях ее воспоминания удивительным образом совпали с эпизодами из жизни Марии...

Книги Моуди и его коллег стали, пожалуй, теми великими откровениями, которые даются во времена духовных кризисов, когда люди настолько порабощены бытовой сумятицей, что теряют способность ощущать изначальное - невидимое, но вечное. Надо полагать, что Высшие силы решили предоставить нам еще одно доказательство реальности духовного мира, дабы, познав себя, мы сумели понять и свое предназначение в этой жизни.

Итак, она звалась Татьяна… Но главная роль в расследовании нескольких убийств досталась ее сестре Ольге Лариной. Тезки пушкинских героинь оказались в числе наследников богатого коллекционера. Родственников вообще-то хватает, и расчет прост: чем их меньше, тем больше доля. Вот тут и начинаются убийства. Племянница Ирина, карлик Леопольд, друживший с коллекционером… Да и сам коллекционер, как выяснилось, умер не своей смертью. А тут еще слухи о страшном двойном убийстве, произошедшем в этих краях много лет назад. Но для Ольги чем опаснее, тем интереснее. В конце концов она выводит убийцу на чистую воду. К сожалению, происходит это, когда она оказывается в его лапах. И, похоже, спасения ей ждать не от кого. Разве только от некоего Кирилла, весьма темной личности. Ведь именно ему звонит сейчас убийца…

Татьяна Полякова
Мавр сделал свое дело

Мужчине на вид было около сорока. Дорогой костюм, галстук с золотой булавкой. Он рывком ослабил узел галстука, страдальчески морщась. Интеллигентное лицо с аккуратной бородкой, тонким носом и темными гипнотическими глазами сейчас вряд ли можно было назвать приятным. Он нервно шевелил губами, точно произнося бесконечный внутренний монолог. Впрочем, так оно и было. С той самой минуты, как он узнал об убийстве, он не мог успокоиться. А успокоиться было необходимо, чтобы принять решение. Очень важное. Настолько важное, что от него зависит его дальнейшая жизнь.

Именно жизнь, а не карьера и благополучие, как он думал вначале, потому что теперь он вдруг осознал, что карьера для него и есть жизнь. И сейчас, когда он в трех шагах от вожделенной цели…

– Сволочь, – прошептал он, скорее с болью, чем со злостью, сам не зная, кому адресует это обвинение. Наверное, всем, кто посмел встать между ним и его мечтой. – Я никому не позволю, – вновь прошептал он и отчаянно покачал головой, мрачно усмехнувшись. – Не позволю…

Легко сказать, когда все, весь мир против… Ему вдруг сделалось так жаль себя, своих усилий, своих мук, что он едва не заплакал горькими детскими слезами.

– Нет, нет, нет. Надо взять себя в руки. Выход есть. Надо успокоиться, и тогда решение непременно придет.

Он схватил карандаш и принялся катать его по столу, но движения становились все более нервными, резкими. Они не приносили успокоения. В конце концов он сломал карандаш и швырнул на ковер.

Ковер ему подарили на тридцатипятилетие друзья. Ручная работа, шелк. Стоит сумасшедших денег. Его вновь пронзила мысль, принесшая острую боль: а если действительно придется расстаться со всем этим? С привычным комфортом, который стоит больших денег, с уверенностью, дарованной немалой властью.

– Я никому не позволю, – задыхаясь, прохрипел он, а внутренний голос меж тем насмешливо шептал: "Это все эмоции, а надо найти решение". "Взять и напиться до бесчувствия, – трусливо подумал он. – А что? Говорят, утро вечера мудренее".

Он поднялся, пересек кабинет, открыл дверцу бара, налил большую порцию коньяка и даже сделал глоток. Но вкуса не почувствовал. Растерянность, страх лишали всего, даже вкусовых ощущений.

– Это невыносимо, – решил он, вновь скатываясь к слезливой жалости к себе. Аккуратно поставил стакан, хотя испытывал желание швырнуть его в стену, и прошелся по кабинету, сложив руки за спиной, гордо выпрямившись и вскинув подбородок. – Я справлюсь, – монотонно повторял он, печатая шаг. – Я справлюсь. Я найду выход.

Он продолжал вышагивать по кабинету, но мысли в его голове путались: то он видел себя Наполеоном в последней битве, то вновь начинал жаловаться, как жестоко обошлась с ним судьба. Он не считал, что в этом есть его вина. О своей вине он давно и благополучно забыл. Разве не расплатился он за нее годами страха и унижения? Иногда он думал, вспоминая Лидию: "Ей хорошо". Да, да, именно так, точно он по доброте душевной избавил ее от мук.

А сколько пришлось пережить ему? Этот чертов старик, эти проныры-следователи, все они хотели лишь одного: уничтожить его, такого талантливого, рожденного для счастья, богатства, власти… Он понемногу успокоился, вернулся за стол, вытянув руки, разглядывал свои нервно дрожащие пальцы. Манжет белой рубашки выглядел несвежим, он с раздражением натянул на него рукав пиджака. Сегодня у него не было времени даже для того, чтобы принять ванну и переодеться. За это он тоже винил этот мир, где все, все, все против него.

– Выход есть, – с решимостью отчаяния произнес он. – Можно обратиться к начальнику охраны. Андрей – решительный парень и вряд ли особо обременяет себя вопросами морали. За приличные деньги он наверняка согласится решить мою проблему.

Но тут же все в душе воспротивилось этому. Андрею придется все как-то объяснить. И что? Вместо одного типа, держащего его за горло, он получит другого. И снова липкий пот при мысли о том, что в один прекрасный день… "Андрей не годится, – решил он. – Никто, никто не должен знать об этом. Я должен сам…" Плечи его передернулись, точно в ознобе, он не представлял, что и как "сделает сам", но уже знал, что просить об услуге никого не будет. "А может, старик все врал? – явилась спасительная мысль. – Что у него могло быть? Он просто сам что-то видел (безусловно, видел, в тот свой визит он описал происходящее так, что это не оставляло сомнений). Пока он был жив, то есть пока был жив свидетель, он, безусловно, представлял угрозу, но теперь его нет. Следовательно, нет и угрозы".

Мужчина с горечью покачал головой. Он помнил тот визит в мельчайших деталях, точно это было вчера. Он тогда удивился, узнав, что старик решил его навестить. Слегка удивился, но даже особенно не утруждал себя мыслями на тот счет, зачем старику понадобилось приезжать сюда. "Встретимся, и объяснит". Так он подумал тогда, не подозревая, какой сюрприз готовит ему судьба. Какой чудовищный сюрприз. Ведь он в самом деле успел забыть и только ночью, в кошмарах видел Лидию. Просыпаясь в холодном поту, он поспешно гнал мысли о ней.

Старик тогда с улыбкой протянул ему руку, устроился в кресле, хозяин кабинета начал светский разговор, но гость внезапно перебил его. Сухо и деловито изложил свои требования. Потом поднялся и, пока он пребывал в прострации от только что услышанного, прошел к двери, обернулся и серьезно сказал:

– И вот еще что, молодой человек, если вы вдруг решите избавиться от меня… мои показания, подпись на которых заверена нотариусом, лежат в ячейке банка. Так что… не советую, одним словом.

Тогда он так же, как и сейчас, долго не мог прийти в себя. А потом… потом принял решение. И несколько лет исправно платил.

Они даже подружились. Довольно странная дружба, если учесть обстоятельства. Наверное, их сблизила общая тайна, а еще то, что принято называть родством душ. В сущности, они оба мерзавцы. Когда ты знаешь о себе такое, это весьма неприятно, но, когда рядом твой двойник, в голову приходят утешительные мысли, что все мы не без греха и все под богом…

В один из вечеров, когда они благодушествовали у камина, он решился завести со стариком разговор. Он пытался придать и своему голосу, и своим словам некую иронию, чтобы в любой момент обратить их в шутку. Но старик ответил совершенно серьезно:

– Вам не о чем беспокоиться. Я обо всем позаботился. Если я умру, своей смертью, разумеется, бумаги будут уничтожены.

Теперь и он стал серьезным, напускная ирония мгновенно исчезла.

– Я вам верю. И, честно скажу, я вам даже признателен, как ни странно это звучит. Но есть ведь еще несчастные случаи. Никто не застрахован…

Старик засмеялся, сначала тихонечко и язвительно, потом громко, раскаты его хохота сотрясали гостиную. Смех оборвался так же неожиданно, как и начался. Старик подался вперед и, глядя ему в глаза, сказал:

– Я очень осторожный человек. А в ваших интересах позаботиться, чтобы никакого несчастного случая со мной не произошло.

После того разговора он даже некоторое время подумывал об охране старика, но потом отмел эту мысль как бредовую. Старик жил затворником, и вероятность несчастного случая представлялась ничтожной. А такая чрезмерная забота о безопасности старика кое-кому показалась бы подозрительной и не преминула вызвать живой интерес у его многочисленных врагов. "А может, не было никаких показаний? – вновь вернулся он к спасительной мысли. – Старик просто пудрил мне мозги. Или, возможно, были, но потом он их уничтожил, поняв, что я готов платить и впредь". Он даже подумал: "Мы ведь были друзьями", – и сам рассмеялся абсурдности такого утверждения. Похоже, ему ничего не остается. Если бумаги в банке, они вскоре будут переданы в руки правоохранительных органов. И тогда…

– Следует позаботиться о хорошем адвокате, – очень медленно произнес он.

Он наблюдал за ней, делая вид, что читает газету. Наблюдал с какой-то брезгливой отстраненностью, точно смотрел от безделья надоевший фильм. Он отмечал все: располневшую фигуру, сеточку морщин возле глаз, начавшую отвисать кожу на подбородке. Все это признаки утраченной молодости… Теперь было трудно понять его безумства, дикую, испепеляющую страсть, которая охватывала его при виде этой женщины. Страсть, которая заставила его пойти на преступление, которая перечеркнула всю его жизнь, исковеркала, сломала, разрушила.

Иногда ему казалось, что от его жизни ничего не осталось, она оборвалась, давно, много лет назад, а теперь он просто ожидает, когда закончится отведенный ему срок. Иногда он называл это чистилищем.

– Ты будешь чай? – спросила жена, стоя у плиты.

– Нет, спасибо, – поспешно ответил он и сделал вид, что читает газету. Разговаривать с ней сделалось для него настоящей пыткой. Иногда за весь день они не произносили и десятка слов.

Составитель Алексей Фомин

Первое издание этой книги в 2005 году было по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Иваново Вознесенского и Кинешемского АМВРОСИЯ


Рецензент

1 й проректор Свято Алексеевской Иваново Вознесенской Православной духовной семинарии, кандидат исторических наук, доцент, иерей Алексий Федотов


Второе издание


Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть


© Фомин А. В. Составитель, 2005.

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2005.

© Верстка, оформление, обложка - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ»


Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ» выражает благодарность православному издательству «Ермей» за предоставление изображения иконы св. Георгия Победоносца для оформления обложки.


Полное или частичное воспроизведение настоящего издания каким-либо способом, включая электронные, механические или магнитные носители, в т. ч. фотокопирование, допускается только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».


Интернет-сайт издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» www.novm.ru

Предисловие

«Задумывался ли ты когда-нибудь, читатель, о конечной и для всех живущих на земле единственно общей цели всех земных трудов и усилий, всех горестей и радостей, разочарований и надежд, любви и ненависти, добра и зла - всего, словом, того, из чего сплетается терновый венец твоей жизни? Да, полно, знаешь ли ты даже, что это за цель такая? А если и знаешь, то помнишь ли о ней с той вдумчивостью, какой она по важности своей заслуживает?

Не думаю. Так позволь же мне, читатель мой и брат мой во Христе, напомнить тебе, кто бы ни был ты - народов ли повелитель, иль нищий бездомный, - что для жизни твоей нет иной цели, как смерть, как приготовление к смерти.

О, слово и дело великое и страшное! И как мало на свете людей, кто бы о нем думал!

«Помни час смертный и во век не согрешишь», - взывает к нам святая наша мать Церковь. «Во век не согрешишь!» Слышишь ли, что говорит она? Забыли мы об этом для всех неизбежном часе: и во что же грехами своими обратили мы теперь весь окружающий нас мир? Забыли думать о смерти; но она не забыла о нас и с силой ужасающей все больше и яростнее, день ото дня, час от часу все безжалостнее вырывает она из рядов живых свои намеченные жертвы: война, голод, болезни, землетрясения, страшные и внезапные наводнения; общественные и семейные раздоры, доходящие до кровопролитий, в которых сыновья поднимают руку на отцов и матерей, брат на брата, мужья на жен, жены на мужей; междоусобная брань… Льется кровь потоками, и коса смерти пожинает такую обильную жатву, что сердце стынет от холодного ужаса. И, тем не менее, видят все это люди, видят все ужасы смерти, и мало кто думает о смерти. Как будто временно остающиеся в живых, одни они, имеют какой-то, им одним известный залог вечной жизни на земле, и только те, которые умирали, предназначены к смерти.

Нет, друг мой читатель, и тебе, и мне, и всему живущему на земле определено «человекам положено однажды умереть, а потом суд». Не обманывает тебя Богом в тебя наложенное предчувствие вечной жизни: она тебе дана, но только по смерти, как семени, которое «если не умрет, не оживет». Весь вопрос заключен в том: как умереть и как ожить? Умереть ли для вечной жизни в грехе и в муке греха, или же для нескончаемой радости в блаженстве для правды, в вечном созерцании Источника всякой правды Отца светов, Бога Истинного?..

«В чем застану, в том и сужу»… Люта смерть грешников… Страшно грешнику впасть в руце Бога Живого в том вожделенном мире, где лица святых и праведников сияют, как светила!.. Не войдет туда ничто от скверны плоти и духа.

И слышится мне в тиши моего уединения, как враг-диавол нашептывает внимающему речам моим: «Не слушай его! Иди вслед за образованным миром, который уже давно на основании науки и разума отверг все эти басни отжившего свой век христианства. Что имело смысл для темного в младенчестве человечества, то «сознательным» человеком рассеяно, как дым суеверия и невежества. Из рук своекорыстных жрецов алтаря вырвана теперь власть морочить людей угрозой вечной жизни по смерти в вечных муках, предназначенной будто бы для тех, которые рабски не следуют в этой жизни их правилам. Смотри, даже простой народ, и тот уже понял, что он был окован в своей свободе, в свободном своем достоинстве человека, путами жреческой морали, на которой столько веков строилось рабство и угнетение личности во имя какой-то вечности в блаженстве, которой не видал никто, а все видели тиранию немногих над всеми, благополучие и довольство единиц, основанное на нищете, труде и горе миллионов, довольно сказок о Царстве Небесном; нам подай по праву принадлежащее каждому царство земное!»

Знакомые лукавые речи! Кто только не слыхивал их на своем веку, и не только извне, но и в тайниках глубинных своего сердца!.. Но не прельщайся ими, читатель, - они обманут тебя, как обманули и погубили уже многих, - а последуй-ка лучше за мной в ту область, которая зовется миром своего и чужого опыта в духовной жизни, в мир наблюдений и воспоминаний как лично своих, так и тех людей, которые в той области тоже кое-что видели и наблюдали. Ведь и это тоже наука, но редко кто знает и хочет знать эту науку. Пойдем же, заглянем туда, где над нашим с тобой братом, русским человеком, таким же, как ты и я, уже пронеслось грозное дыхание смерти, где бесшумно, но таинственно и важно совершилось величайшее таинство перехода от жизни временной в жизнь вечную.

Пойдем же за мной туда, пока мы еще с тобой живы, пойдем хоть из простого любопытства!..»

Тайна смерти

«Я не хочу умирать!!!»

Было бы величайшей ошибкой думать, что жизнь человека после его смерти заканчивается. «А как это?» - спросите Вы. Вот, лежит человек, не дышит, сердце не бьется. Умер. Был человек - и нет его. Да и действительно, кто может обнаружить жизнь или признаки жизни в холодном трупе? Нет жизни в нем.

Небытие. Самое страшное, что меня пугало в детстве. Побывав однажды на кладбище в Старомихайловке, узнав, что люди умирают, я стал бояться. Бояться умереть. Я не мог понять, что будет со мной потом, после смерти. Где я буду? Гнить в земле? А как же это… Как это все … неправильно… Меня не будет?! Но… я не хочу умирать!! Я хочу жить вечно!

Теперь я понимаю. Или делаю вид, что понимаю, на самом деле пытаясь понять и более правильно осмыслить жизнь. А она невероятно коротка. Не успели мы родиться - уже «Изя все», как говорил М. Жванецкий. По статистике средний возраст жизни людей 70 лет. И то не все доживают до этого возраста. Да и не все время мы отдаем самой жизни - 23 года проводим во сне, 10 лет - безрассудное и безмятежное детство, 10 лет - учеба. 70(23+10+10)=27. 27 лет нам отдается на жизнь. Мало? Я так тоже считаю. Но, и те самые 27 лет жизни мы зачастую проводим впустую - так, словно смерти никогда не будет. Но она неизбежно приходит и попирает все, чему мы покланялись в этом мире - красоту, гений, богатство, власть… Она все уравнивает. Человек рождается и умирает с пустыми руками.

Каждый год смерть уносит с лица Земли более 60 миллионов человеческих жизней. Прошла одна минута, а уже около 100 человек оставили мир сей. Ежегодно кладется в Землю около 1,5 миллиона тонн человеческого мяса, костей, крови. И это все разлагается, как никому не нужные отбросы. Так неужели это и все, что остается от «царя природы», homo sapiens, человека разумного, мыслящего существа? За всю жизнь человек получает колоссальные знания. И зачем? Чтобы стать потом удобрением? Пищей для червей? «Да ведь это нелогично!» - скажите Вы. Не может быть такое! Человек - единственное из всех живых существ на Земле, познал и расщепил атом, получив в руки свои неограниченную и страшную энергию, не имея крыльев взлетел в небо, не имея плавников и жабр, быстрее любой рыбы передвигается в воде, наконец, создал суперкомпьютеры, позволившие связать воедино в киберпространстве миллионы подобных себе…

Жизнь и смерть. Величайшее благословление и проклятие во Вселенной.

Но Вы можете мне возразить - насчет благословления это понятно. Рождаемся, живем - это хорошо, это просто прекрасно. А насчет проклятия? За смерть понятно, а вот с жизнью явный перебор. Неужели найдется кто-нибудь, не желающий вечно жить? Нет таких!

Тут уже можно и поспорить. Хорошо живете, да? Это понятно. Хорошо жить можно с радостью. Или в радости. А как насчет того, чтобы жить калекой? Прокаженным? И жить не день, не два - а вечно… Страшно?

Один из самых естественных вопросов сомневающегося – почему существует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обрекает грешников на вечные мучения?
Ответ, на этот кажущийся неразрешимым вопрос, на самом деле не так сложен. Самое главное здесь вот что: христианство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что существует ад. Нет, ад – темное царство мертвых – известен почти всем дохристианским культурам. Своим же Воскресением Христос открыл людям тайну жизни, а не смерти – тайну Рая.

К сожалению, наши представления об аде и рае далеки от христианских. Слово “ад” у многих современников вызывает в памяти картинки из журнала “Крокодил” советских времен: сковородки, бока которых жадно лижут языки адского пламени; грешники, страдающие в кипящем масле на этих сковородках, и рогатые черти, немилосердно тычащие грешников. Смею утверждать, что картины эти, при всей своей наглядности, имеют мало общего с христианским пониманием вечных мук.

И если говорить об образах, то я бы предложил обратиться к… современному отечественному кино! В одной из последних картин Валерия Тодоровского “Страна глухих ” есть сцена, прекрасно передающая христианский нерв ощущения ада.

Для тех, кто не видел фильм, поясню: главная героиня – молодая девушка. Ее любимый парень – азартный игрок – должен огромную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка собирает для любимого необходимую сумму, но он (игрок же!) перед тем как вернуть долг, решает еще раз попытать счастья. И… вновь проигрывает все до копейки.

А дальше потрясающая по силе и проникновенности сцена: ни одного упрека, ни одного слова обвинения, все, что пытается сделать девушка – это успокоить любимого. Она говорит, что он не должен расстраиваться, что деньги – это не главное, что она еще заработает. Главное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.
В ответ парень “взрывается” и начинает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может находиться рядом с ней, что ему больно от осознания того, что он – последняя сволочь – проиграл заработанные ею деньги, а в ответ от нее – ни слова упрека, а только обещание любить его, что бы он ни натворил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою подлость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБРОТЫ, и он ее прогоняет.

Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬНЕЕ. Прогнав любимую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь – одна и на всю жизнь. Но, согласитесь, трудно в этой ситуации обвинить девушку, упрекнуть ее в том, что именно она обрекает парня на мучения…

Этот образ, на мой взгляд, вполне по-христиански описывает ощущения души грешнифка, встречающей Бога – Того, Кто есть Любовь. Любовь, которая обжигает, но без которой нет жизни. Так человек, просидевший долгое время в темной комнате и отказывавшийся выходить к свету, неизбежно слепнет, когда солнечные лучи впервые касаются его лица. И кто виноват, что на постоянный призыв выйти на улицу, к свету, он отвечал отказом?.. А глаза, тем временем, потеряли способность воспринимать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам человек обрекает себя на вечную тьму, вечное мучение.

И все же – повторю еще раз – христианство – это Благая Весть (греч. Евангелие) о Жизни, а не смерти. И все, что требуется от нас, это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.

Владимир Легойда