В сша умер последний ракетчик из команды фон брауна. Аристократия «серых волков

Ещё со времён кайзеровского флота немецкие аристократы не гнушались службой на подводных лодках. Карьера подводника привлекала баронов и графов, многие из которых становились командирами субмарин. Подобную ситуацию можно было наблюдать и в рядах подводников кригсмарине. Как и во времена кайзера, среди них было немало отпрысков аристократических фамилий с приставкой «фон», некоторые из которых прославились и стали подводными асами. Перечислить всех аристократов, служивших у Дёница, довольно проблематично в рамках статьи, поэтому рассказ – о наиболее ярких из них.

Бароны фон Форстнеры

В истории немецкого подплава эта аристократическая семья оставила свой особый след, так как целых три барона фон Форстнера командовали подлодками в обеих мировых войнах. В годы Первой мировой Георг-Гюнтер фон Форстнер (Georg-Günther Freiherr von Forstner) два года командовал подлодкой U 28 и потопил 24 судна общим тоннажем в 54 587 брт. Именно U 28 была той самой лодкой, которая стала известна как «потопленная грузовиком» , и фон Форстнер был её первым командиром. Братом Георга-Гюнтера был генерал инфантерии Эрнст фон Форстнер (Ernst Freiherr von Forstner), кавалер ордена Пур-ля-Мерит. Его сыновья Зигфрид и Вольфганг-Фридрих впоследствии пошли по стопам дяди, став офицерами-подводниками кригсмарине.

Барон Зигфрид фон Форстнер – командир U 402, кавалер Рыцарского креста (http://uboatarchive.net)

Зигфрид фон Форстнер (Siegfried Freiherr von Forstner) родился 19 сентября 1910 года. 1 апреля 1930 года он начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 октября 1934 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. С 1 апреля по 31 июля 1940 года барон проходил обучение в Школе подводного плавания в Нойштадте и окончил курсы командиров подлодок в Мемеле. С 11 октября 1940 по 16 апреля 1941 года он командовал на Балтике учебной лодкой U 59.

17 апреля 1941 года Зигфрид фон Форстнер был назначен командиром на достраивавшуюся лодку U 402 серии VIIC, которая вошла в строй флота 21 мая того же года. Позже он совершил на ней восемь походов в Атлантику, где особо отличился в атаках на конвои SC-107 и SC-118. Фон Форстнер потопил 14 судов на 70 434 брт (включая советское судно «Ашхабад») и сторожевой корабль ВМС США, а также повредил три судна на 28 682 брт. За свои успехи 9 февраля 1943 года он был награждён Рыцарским крестом. 13 октября Зигфрид фон Форстнер погиб в Атлантике вместе со своей лодкой, потопленной самолетами с эскортного авианосца ВМС США «Кард» (USS Card).

Вольфганг-Фридрих фон Форстнер (Wolfgang-Friedrich Freiherr von Forstner) родился 3 октября 1916 года. 1 апреля 1937 года он начал службу в кригсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 августа 1939 года ему, как и брату, было присвоено звание лейтенанта цур зее. С сентября 1939 по февраль 1942 г он проходил службу в частях морской авиации люфтваффе.

U 402 вернулась из похода, в ходе которого Зигфрид фон Форстнер был награжден Рыцарским крестом. На рубке лодки нанесены цифры заявленного фон Форстнером тоннажа. Снимок сделан 23 февраля 1943 года (http://uboatarchive.net)

В марте 1942 года фон Форстнер перешёл служить в подплав и после окончания обучения в сентябре того же года был назначен вахтофицером на боевую субмарину U 572, на которой совершил два похода в Атлантику. В марте 1943 года фон Форстнер был назначен командиром на достраивавшуюся лодку серии VIIC U 472, которая вошла в строй флота 26 мая того же года. После полугодичной подготовки на Балтике лодка была приписана к 11-й боевой подводной флотилии, действовавшей с норвежских баз в водах Арктики.

Лодка U 472 совершила два похода в Баренцево и Норвежское моря для действий против арктических конвоев. Она была потоплена 4 марта того же года в Баренцевом море британским эсминцем «Онслоу» (HMS Onslaught) и самолетом «Суордфиш» с эскортного авианосца «Чэзер» (HMS Chaser). Командир лодки был взят в плен с частью своего экипажа. В ноябре 1947 года фон Форстнер был освобожден и отправлен в Германию. После образования бундесмарине Вольфганг-Фридрих продолжил свою флотскую карьеру, дослужившись до фрегаттен-капитана. Скончался младший из братьев-подводников 24 сентября 1999 года в Гамбурге.

Барон фон Шлиппенбах

Эгон Райнер фон Шлиппенбах (Egon Reiner Freiherr von Schlippenbach) родился 10 апреля 1914 года. 1 апреля 1934 года он начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 апреля 1937 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. До сентября 1938 года фон Шлиппенбах служил артиллерийским офицером на броненосце «Шлезвиг-Гольштейн», а затем год преподавал артиллерийскую науку в школах морской артиллерии и подводного плавания.

Барон Эгон Райнер фон Шлиппенбах, командир U 453, в день награждения Рыцарским крестом.

В октябре 1939 года фон Шлиппенбах был назначен вахтофицером на U 18, на которой совершил четыре боевых похода. С апреля по сентябрь 1940 года он проходил подготовку на курсах торпедной стрельбы и связи в Мюрвике и обучение в 1-й учебной дивизии подплава в Нойштадте с месячной практикой вахтофицером на учебной U 3. 23 ноября того же года фон Шлиппенбах был назначен вахтофицером на U 101, на которой совершил два похода в Атлантику. 14 марта 1941 года он был отправлен на командирские курсы в Мемель с последующим назначением командиром на учебную лодку U 121.

9 июля 1941 он назначен командиром на U 453, на которой совершил 14 походов, 13 из которых – в Средиземном море. Лодкой было потоплено четыре судна общим тоннажем 15 850 брт и британский тральщик, повреждено два судна общим тоннажем 16 610 тонн и британский эсминец. За свои успехи фон Шлиппенбах 19 ноября 1943 года был награждён Рыцарским крестом.

Командир U 453 также известен тем, что оказался единственным немецким командиром подлодки, торпедировавшим госпитальное судно, не разглядев опознавательные знаки последнего. По непроверенным сведениям, по возвращении U 453 на базу за эту атаку фон Шлиппенбах был предан суду военного трибунала, однако сумел оправдаться.


Госпитальное судно «Сомерсетшир» торпедированное U 453 фон Шлиппенбаха 7 апреля 1942 года (http://greatwarnurses.blogspot.com)

7 декабря 1943 года фон Шлиппенбах был переведен в резерв 29-й подводной флотилии, а затем назначен штабным офицером главнокомандующего кригсмарине. 15 июля 1944 года он был переведен на должность офицера-преподавателя в военно-морском училище Шлезвига, где также командовал ротой курсантов. 23 марта 1945 года фон Шлиппенбах стал офицером штаба 1-й дивизии морской пехоты, вместе с которой 9 мая сдался в плен американцам.

После освобождения из плена барон вернулся в Германию и в 1956 году продолжил карьеру офицера ВМС в бундесмарине. Вышел в отставку барон фон Шлиппенбах в чине капитана цур зее в сентябре 1972 года. Скончался бывший подводник 11 мая 1979 года в Киле.

Барон фон Тизенгаузен

Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Diedrich Freiherr von Tiesenhausen) родился 22 февраля 1913 года в Риге. 1 апреля 1934 года начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 апреля 1937 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. Завершив курсы зенитчиков в Школе береговой артиллерии в Вильгельмсхафене, он проходил службу на лёгком крейсере «Нюрнберг» (Nürnberg). В марте 1938 года барон был переведён в Пиллау для службы в частях береговой артиллерии кригсмарине. В октябре-декабре 1939 года фон Тизенгаузен проходил обучение в Школе подводного плавания в Киле, после чего 23 декабря того же года был назначен вахтенным офицером на U 23, которой командовал Отто Кречмер (Otto Kretschmer).

Барон Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен, командир U 331

Вместе с Кречмером фон Тизенгаузен совершил три похода, а затем, после ухода последнего с U 23, ещё один поход с другим командиром. 6 мая 1940 года барон был отправлен на месячный курс подготовки торпедистов в Мюрвике, а затем переведен в штаб 1-й подводной флотилии в Киле. 30 июля 1940 года фон Тизенгаузен был назначен первым вахтофицером на новую лодку U 93 серии VIIC, на которой совершил два похода в Атлантику.

В январе 1941 года фон Тизенгаузен был направлен на курсы командиров подлодок в Мемель, после окончания которых получил назначение на достраивавшуюся лодку серии VIIC U 331, которая вошла в строй флота 31 марта того же года. С июля 1941 по сентябрь 1942 года фон Тизенгаузен совершил на U 331 девять походов, львиная доля которых пришлась на Средиземное море. Там он достиг выдающегося успеха, когда 25 ноября 1941 года атаковал британскую эскадру и потопил линкор «Бархэм». За эту атаку фон Тизенгаузен 27 января 1942 года был награждён Рыцарским крестом.

Следующий, десятый, поход стал для U 331 последним: 17 ноября 1942 года у побережья Алжира она была атакована и серьезно повреждена британскими самолетами, а затем добита торпедой одного из «Альбакоров» с авианосца «Формидебл» (HMS Formidable). Вместе с большей частью своего экипажа фон Тизенгаузен попал в плен и был отправлен сначала в Англию, а затем в Канаду.


Носовые торпедные аппараты U 331 фон Тизенгаузена с рисунком в виде силуэта потопленного из них линкора «Бархэм» (http://www.torpedo-los.narod.ru)

В 1947 году он был освобожден и вернулся в разрушенную войной Германию. Бывший подводный ас был вынужден работать столяром и делать мебель. Не найдя себя в этом качестве, фон Тизенгаузен эмигрировал в Канаду. Там он проживал недалеко от Ванкувера, работая дизайнером интерьеров и совершенствуясь в своем хобби фотографа-натуралиста. Скончался победитель «Бархэма» 17 августа 2000 года в Ванкувере.

Граф фон Зоден-Фраунхофен

Ульрих фон Зоден-Фраунхофен (Ulrich Graf von Soden-Fraunhofen) родился 2 августа 1913 года во Фридрихсхафене. 3 апреля 1936 года начал службу в кригсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 октября 1938 года графу было присвоено звание лейтенанта цур зее. С начала войны он проходил службу на тральщиках, в том числе и в качестве адъютанта командира 16-й флотилии тральщиков. В июле 1940 года он стал командиром 40-й флотилии тральщиков, а в ноябре был переведен на ту же должность в 12-ю флотилию тральщиков.

В апреле 1941 года фон Зоден-Фраунхофен расстался с тральщиками и начал обучение в Школе подводного плавания. В октябре он был назначен вахтофицером на U 552 Эриха Топпа (Erich Topp), с которым принял участие в двух походах в Атлантику, когда Топп потопил американский эсминец «Рубен Джеймс» (USS Reuben James). В марте 1942 года фон Зоден-Фраунхофен был отправлен на курсы командиров подлодок в Мемель и 25 мая того же года принял у верфи новенькую «семерку» U 624, став её командиром.

После прохождения курса тренировок и испытаний на Балтике U 624 10 октября 1942 года вышла из Киля в первый поход. Он продлился 56 суток, и за это время отпрыск баварских аристократов блеснул настоящим талантом командира: атаковав конвои НХ-212 и ONS-144, U 624 потопила четыре судна общим тоннажем 34 734 брт и повредила ещё одно на 5432 брт.

«Воспитатель» подводных аристократов – командир U 552 Эрих Топп. За время его командования лодкой на ней вахтенными офицерами служили барон Ульрих фон Зоден- Фраунхофен и барон Вальтер фон Фрейберг-Айзенберг-Альмендинген, впоследствии ставшие командирами боевых субмарин (https://commons.wikimedia.org)

В число жертв U 624 входила норвежская китобойная плавбаза «Космос II» (Kosmos II) на 16 966 брт, которая использовалась союзниками как танкер. Это огромное судно, перевозившее 21 000 тонн нефти и три десантных корабля типа LCT, было торпедировано и повреждено U 606 рано утром 28 октября 1942 года. Плавбаза снизила ход и следовала за конвоем ещё почти сутки, пока торпеда с U 624 не переломила её пополам. Плавбаза вошла в двадцатку самых крупных судов, потопленных немецкими подлодками в Битве за Атлантику.

Свой второй и последний поход U 624 начала 7 января 1943 года. На этот раз фон Зоден-Фраунхофен снова добился успеха: 25 января он успешно атаковал конвой SC-117 и потопил одно судно на 5112 брт, но затем удача отвернулась от графа. Агрессивный и успешный командир погиб вместе со всем экипажем, когда 7 февраля 1943 года U 624 была потоплена британской «Летающей Крепостью» из 220-й эскадрильи королевских ВВС. Ульрих фон Зоден-Фраунхофен был способным подводником и обладал всеми качествами, чтобы добиться большего успеха и стать настоящим подводным асом, но, к счастью для союзников, им удалось ликвидировать его раньше, чем немецкое радио смогло бы протрубить о награждении командира U 624 Рыцарским крестом.

В завершение нужно отметить, что в подплаве кригсмарине подлодками командовали около двух десятков баронов и графов, однако высокое происхождение не давало им каких-либо привилегий, поэтому они тянули лямку подводника наравне со всеми. Около половины из них погибли в Атлантике, остальным же удалось пережить войну. Некоторые из бывших подводников-аристократов пришли на службу в ВМС ФРГ, продолжая традиции баронов фон Форстнеров и Лотара фон Арно де ла Перьера.

Литература:

  1. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  2. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Busch R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Hamburg-Berlin-Bonn, Verlag E.S. Mittler & Sohn, 2001
  5. Niestlé A. German U-Boat Losses during World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
  6. Paterson L. U-Boats in the Mediterranean: 1941–1944 – Annapolis: Naval Institute Press, 2007
  7. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  8. http://www.uboat.net
  9. http://www.uboatarchive.net
  10. http://historisches-marinearchiv.de

Георг Отс

Из книги Клематисы автора Бескаравайная Маргарита Алексеевна

Георг Отс Георг Отс (Georg Ots). Группа Жакмана.М. Ф. Шаронова. 1972 г.Назван в честь народного артиста СССР Г. Отса.Цветки раскрытые, звездообразные, 14–15 см диам., красивой формы. Чшл. 6, они тёмно-сине-фиолетовые, с белым реверсом и слегка волнистыми краями. Пыльники

Князь Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен (1752–1837)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Князь Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен (1752–1837) Князю Ф.В. Остен-Сакену за свои долгие, даже по сегодняшним меркам, 84 года, довелось жить при шести императорах, воевать и с турками, и с поляками, и с французами, причем неоднократно.Происходил он из древнего, но обедневшего

ОТС ГЕОРГ

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ОТС ГЕОРГ ОТС ГЕОРГ (оперный и эстрадный певец; скончался 5 сентября 1975 года на 56-м году жизни).Слава пришла к Отсу в 1958 году, когда на широкий экран вышел фильм Юзефа Хмельницкого «Мистер Икс» (1958) по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка», где Георг сыграл главную роль.

Георг ОТС

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Георг ОТС Знаменитый исполнитель роли Мистера Икса в одноименной оперетте имел бурную личную жизнь. В первый раз он женился перед самой войной, но этот брак просуществовал недолго. Женой Отса была красавица Маргот, с которой он познакомился в начале 41-го. Затем судьба их

Тизенгаузен, Е. Е.

автора Щеголев Павел Елисеевич

Тизенгаузен, Е. Е. ТИЗЕНГАУЗЕН, Евг. Евг. (1861), барон, чл. III гос. думы от Моск. губ. (фр. окт.), двор., паж. корп. и инст. инж. путей сообщ., дир. Серпух. мануф. фабр. Н. Н. Коншина. IV,

Тизенгаузен, Н. О.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Тизенгаузен, Н. О. ТИЗЕНГАУЗЕН, Ник. Орест. (1856), бар., д. ст. сов., двор., Спб. унив. С 1884 по мин. фин. 1901 упр. Екатериносл. отд. и с 1907 Варш. конт. гос. банка. VII,

Пер Фабиан Лагерквист (1891–1974) «Карлик» (1944)

Из книги 100 великих романов автора Ломов Виорэль Михайлович

Пер Фабиан Лагерквист (1891–1974) «Карлик» (1944) Шведский писатель, «гигант современного классицизма», один из восемнадцати «бессмертных» членов Шведской академии, Пер Фабиан Лагерквист (1891–1974) известен как автор многих великолепных рассказов и стихотворений, драм («Тайна

Гегель Георг Полное имя – Гегель Георг Вильгельм Фридрих (род. в 1770 г. – ум. в 1831 г.)

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Гегель Георг Полное имя – Гегель Георг Вильгельм Фридрих (род. в 1770 г. – ум. в 1831 г.) Немецкий философ. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права»; лекции по философии истории, эстетике, философии

Фабиан Папирий

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Фабиан Папирий (I в.) оратор, философ, один из учителей Сенеки Для борьбы со страстями нужно напрягать силы, а не подыскивать тонкие

Лагерквист Пер Фабиан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Тизенгаузен Василий Карлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Фабиан Папирий

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

Фабиан Папирий Для борьбы со страстями нужно напрягать силы, а не подыскивать тонкие аргументы. (Сенека. «О скоротечности жизни», 10, 1) (148, с.51)

Фабиан (Fabian)

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Фабиан (Fabian) Роман (1931) Вместе с героем романа Якобом Фабианом мы проживаем короткий отрезок времени - может быть, несколько недель или еще меньше. За этот срок герой в основном терпит утраты - он теряет работу, теряет близкого

Пер Фабиан Лагерквист ВАРАВВА Фрагменты

Из книги Зарубежная литература ХХ века. 1940–1990 гг.: учебное пособие автора Лошаков Александр Геннадьевич

Пер Фабиан Лагерквист ВАРАВВА Фрагменты Варавва даже сам удивлялся, почему он застрял в Иерусалиме, где делать ему нечего. Он слонялся по улицам без всякого проку. А ведь в горах, наверное, ждали его, не понимали, куда он подевался. Зачем он остался в городе? Варавва и сам не

Тизенгаузен (Tiesenhausen) Ганс Дитрих фон (22.2 1913, Рига, Российская империя - 17.8.2000, Ванкувер, Канада), барон, офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.1.1942). 26.9.1934 вступил во флот кадетом. В дек. 1939 переведен в подводный флот и назначен 2-м помощником на U-23, которой командовал капитан-лейтенант О. Кречмер. Т. участвовал в 3 боевых патрулированиях, за время которых лодка потопила 5 судов и эсминец. С июля 1940 1-й помощник командира U-93. Совершил на ней 2 похода. 31.3.1941 назначен командиром U-331. Совершил на ней 9 боевых походов. 25.11.1941 потопил в районе Тобрука (Северная Африка) английский линейный корабль «Бэр-хам» 3 торпедами. Несмотря на тяжелые повреждения, которые получила лодка, атакованная судами сопровождения, Т. удалось уйти от погони и вернуться на базу. 7.12.1941 награжден Железным крестом 1-го класса, а 27.1.1941 - Рыцарским крестом. За «Бэрхам» Б. Муссолини наградил Т. высшей военной наградой Италии - Золотой медалью за храбрость. 17.11.1942 сдал командование лодкой. За время войны потопил 4 корабля общим тоннажем 40 687 тонн. После войны Т. был интернирован в Великобритании, а затем 3 года в Канаде. В 1947 вернулся в Германию, работал столяром. Осенью 1951 переехал на постоянное жительство в Канаду. Жил в Ванкувере.

Использованы материалы кн.: Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Здесь читайте:

Вторая мировая война (хронологическая таблица).

Германия в XX веке (хронологическая таблица).

Исторические лица Германии: |

В США скончался Георг фон Тизенгаузен - человек, которого называли последним дожившим до наших дней инженером из команды Вернера фон Брауна, в годы Второй мировой войны возглавлявшего германскую, а затем - американскую космическую программу.

Тизенгаузен скончался у себя дома в Алабаме в возрасте 104 лет,

Тизенгаузен, родившийся в 1914 году в Риге, начал свою карьеру в Пенемюнде - знаменитом ракетном центре Третьего рейха на северо-востоке Германии. Именно здесь была создана первая в мире баллистическая ракета «Фау-2», сконструированная Вернером фон Брауном. Ее первый успешный старт состоялся 3 октября 1942 года.

Карьера Тизенгаузена в Пенемюнде началась с должности начальника отдела. Спустя несколько лет после войны Тизенгаузен присоединился к команде фон Брауна, который работал к тому времени в Хантсвилле (Алабама) над созданием американской космической программы. Ему удалось поучаствовать в запуске первых американских спутников и астронавтов. Работая в Центре космических полётов имени Джорджа Маршалла, инженер занимался проектированием и

созданием знаменитых роверов, которые использовали американские астронавты во время трех лунных миссий в 1971 и 1972 году.

Тизенгаузен прослыл, как главный мечтатель в Центре Маршалла, без устали работая над достижением своей мечты - созданием на Луне, а затем на Марсе постоянной обитаемой базы. Тизенгаузен уволился из Центра Маршалла в 1986 году после четырех десятилетий, отданных ракетной отрасли, однако и после увольнения он продолжил сотрудничать с Центром.

В 2011 году Тизенгаузен, которого все ласково называли фон Ти, был удостоен награды из рук первого лунного астронавта Нила Армстронга.

«Он был и остается человеком, который имеет опыт превращения фантазий в реальность, — заявил тогда Армстронг. - Доктор фон Ти — один из тех редких людей, имеющих природную способность воодушевлять, образовывать и мотивировать, и, что более замечательно - держаться».

Той наградой руководство отметило выдающиеся инноваторские способности инженера и его продолжающуюся работу с молодым поколением. Среди других технических изобретений Тизенгаузена - мобильная платформа, позволявшая передвигать гигантскую ракету Saturn V к стартовой площадке.

В своих интервью Тизенгаузену неоднократно приходилось возвращаться к своему прошлому, связанному с работой в нацистской Германии. «Оказаться внутри Пенемюнде было для меня одним из главных сюрпризов в жизни, — рассказывал инженер в телевизионном интервью в 80-е годы. -

Начиная с 14 лет я точно знал, чем хочу заниматься всю оставшуюся жизнь - участвовать в ракетной тематике и космических полетах».

В отличие от фон Брауна, который присоединился к нацистской партии еще до Второй мировой войны, и служил в СС, Тизенгаузен стал работать в Пенемюнде лишь в 1943 году вскоре после окончания Гамбургского университета, где он учился на инженера после краткосрочной службы в армии. Он был привлечен к ракетной тематике для укрепления нацистского режима инженерными кадрами, когда власти отзывали с передовой тысячи инженеров.

Изначально Тизенгаузен работал над конструкцией тестовых стендов для двигателей «Фау-2», однако к концу войны он был вовлечен в секретный проект, связанный с с разработкой мини-субмарин, способных запускать ракеты «Фау-2» по удаленным целям. «Мы хотели придать «Фау-2» высокую дальность, скажем, до Манхэттена. Не только одной, а как можно большему числу», — вспоминал инженер.

Однако окончание войны помешало планам гитлеровской Германии, после чего Вашингтон начал операцию «Скрепка» по переселению сотен немецких ученых и инженеров в США. Среди них был фон Браун, который прибыл в США в 1945 году и обосновался в Хантсвилле в 1950 году. Три года спустя сюда прибыл Тизенгаузен и стал участвовать в разработке баллистических ракет Redstonе для армии.

«После войны мне посчастливилось быть приглашенным в США для работы над военными системами, как это ни смешно. - вспоминал Тизенгаузен. - Ранние дни в Пенемюнде заложили камень в основание того, что мы делали там. Наша первая ракета Redstone была лишь улучшенной «Фау-2».

Люди из Пенемюнде были на самом деле творцами большей части концепций, что мы имеем сегодня».

При этом он вспоминал, как неоднозначно порой относились в США к немецким специалистам. «Были определенные этнические группы - еврейские группы, в основном - в США, которые были в принципе против нас, — вспоминал он.

Вскоре Тизенгаузен прослыл в NASA талантливым изобретателем, уже в 1959 году он предложил идею лунного ровера, который из-за реакции на него руководства он прозвал «катастрофой».

Однако всего через 12 лет первый подобный луномобиль уже бороздил поверхность Луны.

В последующие годы он работал над рядом связанных с программой «Аполлон» проектов. А когда президент Рональд Рейган позвал его поучаствовать в проекте Стратегической оборонной инициативы, он отказался. «У меня есть принципы, — говорил он. - Я слишком много работал над оружием в своей жизни и я не хотел иметь ничего общего с этим, особенно работая в NASA».

В мае 2015 года в США сообщалось, что умер последний из команды фон Брауна - Оскар Холдерер, строивший ракету Saturn-V. Это сообщение заставило Тизенгаузена напомнить о себе, и написать в газету The Huntsville Times: «Я еще жив, и барахтаюсь».

«Нам будет его не хватать, — заявил о кончине ученого мэр Хантсвилла Томми Баттл. - Он был последним из поколения тех, кто постоянно тянулся к звездам».

барон из рода Тизенгаузенов , офицер-подводник, капитан-лейтенант кригсмарине (1 января 1942 года).
Ганс Дидрих фон Тизенгаузен
нем. Hans Diedrich von Tiesenhausen

Дата рождения 22 февраля
Место рождения
  • Рига , Российская империя
Дата смерти 17 августа (87 лет)
Принадлежность Третий рейх
Род войск Кригсмарине
Годы службы 1934-1945
Звание капитан-лейтенант
Командовал U-331
Сражения/войны
Награды и премии
В отставке дизайнер интерьер, фотограф

Биография

До революции Тизенгаузены состояли на царской службе. Ганс Дидрих 26 сентября 1934 года вступил во флот кадетом . 1 апреля 1937 года произведён в лейтенанты.

Вторая мировая война

В декабре 1939 года переведён в подводный флот и назначен вторым помощником на U-23 , которой командовал капитан-лейтенант Отто Кречмер . Фон Тизенгаузен разделял взгляды Кречмера на тактику применения подводных лодок, подразумевающую дерзкие неожиданные прорывы охранения целей с последующим их потоплением с небольшой дистанции.

Тизенгаузен участвовал в трёх боевых патрулях, за время которых лодка потопила пять судов и эсминец.

С июля 1940 года первый помощник командира U-93 . Совершил на ней два похода.

31 марта 1941 года назначен командиром U-331 , на которой совершил 10 боевых походов (проведя в море в общей сложности 242 суток).

25 ноября 1941 года потопил в районе Тобрука (Северная Африка) английский линейный корабль «Бархэм » тремя торпедами. Несмотря на тяжёлые повреждения, которые получила лодка, атакованная судами сопровождения, Тизенгаузену удалось уйти от погони и вернуться на базу.

7 декабря 1941 года награждён Железным крестом 1-го класса, а 27 января 1942 года - Рыцарским крестом. За «Бархэм» Бенито Муссолини наградил Тизенгаузена высшей военной наградой Италии - Золотой медалью за храбрость.

Всего за время войны Тизенгаузен потопил 2 судна общим тоннажем 40 235 брт и повредил 1 судно водоизмещением 372 брт.

17 ноября 1942 года лодка U-331 была потоплена. Тизенгаузен и ещё 15 выживших членов команды были захвачены в плен. Первоначально содержался в лагере для военнопленных в Великобритании, а затем 3 года в Канаде. В 1947 году вернулся в Германию, работал столяром. Осенью 1951 года переехал на постоянное жительство в Канаду. Жил в Ванкувере , работал по дизайну интерьера и фотографом.

Награды

  • Железный крест 2-го класса (30 января 1940)
  • Нагрудный знак подводника (26 февраля 1940)
  • Медаль «В память 22 марта 1939 года» («Мемельская медаль») (25 июня 1940)
  • Медаль «В память 1 октября 1938 года» («Судетская медаль») (6 сентября 1940)
  • Железный крест 1-го класса (7 декабря 1940)
  • Рыцарский крест Железного креста (27 сентября 1942)
  • Упоминался в «Вермахтберихт » (26 ноября 1941, 27 января 1942)

Примечания

Ссылки

  • Биография и боевой путь на сайте uboat.net (англ.)
Тизенгаузен

Тизенга́узен (нем. Tiesenhausen) - немецкая фамилия.

Тизенгаузены - графский и баронский род в Российской империи.

барон Тизенгаузен, Антон Иванович (1752-1830) - шеф Нарвского гарнизонного полка, генерал от инфантерии в отставке.

Тизенгаузен (Тизенгауз), Антоний (1733-1785) - политический и общественный деятель Великого княжества Литовского.

барон Тизенгаузен, Богдан Карлович (1786-1854) - Георгиевский кавалер; генерал-майор; участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 гг.

Тизенгаузен, Василий Густавович фон - Георгиевский кавалер.

граф Тизенгаузен, Виктор Александрович (1842-1907) - обер-прокурор гражданского кассационного департамента Сената, сенатор, тайный советник.

Тизенгаузен, Владимир:

барон Тизенгаузен, Ганс Дидрих фон (1913-2000) - немецкий офицер-подводник.

барон Тизенгаузен, Генрих Юльевич (1843-1914) - член Государственного совета, камергер.

Тизенгаузен, Герхард фон (1878-1917) - архитектор, автор около 45 домов в Риге.

Тизенгаузен, Густав Иванович - Георгиевский кавалер.

Тизенгаузен, Дарья Фёдоровна (в замужестве Фикельмон; 1804-1863) - внучка фельдмаршала Кутузова, дочь Е. М. Хитрово, хозяйка литературного салона.

барон Тизенгаузен, Дмитрий Орестович (1872-1937) - оренбургский и вятский вице-губернатор.

Тизенгаузен, Евгений:

графиня Тизенгаузен, Екатерина Фёдоровна (1803-1888) - внучка фельдмаршала М. И. Кутузова, камер-фрейлина.

Тизенгаузен, Елизавета Михайловна (более известна под фамилией Хитрово; 1783-1839) - дочь М. И. Кутузова, хозяйка известного петербургского салона.

граф Тизенгаузен, Иван Андреевич (?-1815) - обер-гофмейстер; кавалер ордена Святого Александра Невского.

Тизенгаузен, Карл Егорович (1802-1887) - Георгиевский кавалер; генерал-лейтенант, участник русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

Тизенгаузен, Николай Александрович - Георгиевский кавалер; генерал-майор; херсонский губернский предводитель дворянства.

барон Тизенгаузен, Николай Оттович (1827-1891) - тайный советник, прокурор Петроградской судебной палаты, сенатор.

граф Тизенгаузен, Павел Иванович (1774-1864) - действительный тайный советник, сенатор.

барон Тизенгаузен, Павел Оттович (1834-1886) - тайный советник, сенатор.

граф Тизенгаузен, Пётр Павлович (1815-1860) - однокашник и приятель М. Ю. Лермонтова, участник Кавказской войны.

Тизенгаузен, Роман Романович - Георгиевский кавалер.

Тизенгаузен, София (более известна под фамилией Шуазёль-Гуфье; 1790-1878) - российско-польско-литовская аристократка.

граф Тизенгаузен, Фёдор Иванович (1782-1805) - флигель-адъютант в свите Его Императорского Величества Российской Императорской армии.

Тизенгаузен, Фаддей Яковлевич - Георгиевский кавалер.

Тизенгаузен, Эммануил Павлович (1881-1940) - российский исследователь Арктики.

барон Тизенгаузен, Яков Христофорович - Георгиевский кавалер (премьер-майор; № 317; 26 ноября 1780 - за выслугу лет).

главные инженеры маты