Способы познания мира обществознание. Обществознание: виды познания

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Что такое познание?

    Вот правильное определение ПОЗНАНИЯ.

    Познавательный процесс представляет собой гармоническое развитие знаний в разных формах и содержаниях. То есть познание понимается как движение разума к знанию, истине, творческая деятельность.

    Познанием называют изучение человеком различных аспектов наук, естества природы. Получение новых знаний. Это понятие широко применяется в философии. Там существуют такие понятия, как познание окружающего мира или познание самого себя.

    Познание присуще человеку. Познание - это процесс приобретения новых знаний. Всю свою жизнь человек познает мир. Маленький новорожденный ребенок смотрит вокруг себя, слишит звуки, таким образом он познает мир. Затем за свою жизнь мы постоянно узнаем что-то новое. Все новые знания (в любой сфере жизнедеятельности) будут являться познанием.

    Познание - это сведение, знание, опыт и вс, что человек знает из науки. И в то же время, познание - это когда происходит процесс приобретения знаний, когда постигаются закономерности объективного мира. И, конечно, к самому процессу познания нужны определнные способности. Не даром говорится:

    Познание это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

    Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. Гносеология слово греческого происхождения (гнозис знание и логос слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин теория познания ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

    Совершенствование средств познания неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, то есть существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления. При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий.

    Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX веке стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в VIII главе). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

    Познание - это знание первопричин, мотивов, естества.

    Если своими словами, то познание это изучение чего-либо нового в любых сферах. Я бы назвал познание углубленным изучением, своего рода взглядом изнутри. Самое главное в познании, это желание узнать самому. Когда человек изучает тему с желанием, то информация впитывается намного лучше. Ищутся нюансы, мелочи и непонятные вопросы с последующим их решением. Все это дает определенно лучшие познания в определенной теме. Можно учить и изучать, но НЕ ПОЗНАТЬ ГЛАВНОГО.

    Познание это важная часть человека.Благодаря этой способности мы развиваемся.Познание это вид деятельнности человека которая направленна на поиск и получение знания о мире.Мотивы познания обуславливаются стремление понять как это работает и как это использовать.Конечная цель познания достижение истины

    Определение слова познание заключается в следующем:

    Это высшая степень отражения действительности,выработка настоящих знаний,которые достигаются человеком путем приобретения жизненного опыта.Это стремление человека к чему-то новому,еще не постежимому.Существует много форм познания.но основная это познание истины.

    А вот какое определение дает слову Логический словарь:

    Это пополнение знаний. Увеличение размеров нашего виртуального мира и изменение его качества. Познание порождает знание. а знание побуждает к познанию.

    Я понимаю слово познание, как именно яркое стремление человека познать что- то новое для себя. Оно должно выражаться именно в стремлении, в желании самого человека. Познание в какой либо отрасли помогает человеку самосовершенствоваться, достигать высот. Оно движет человеком, развивает его.

    Познанием называют такие процессы, и методы, с помощью которых приобретаются знания о законах и явлениях объективного мира. Познанием занимается наука гносеология.

    Говоря о познании, мы подразумеваем творческую деятельность человека. Этот процесс включает в себя два уровня:

    • чувственный,
    • рациональный.

    Также оно может быть произвольным и организованным.

    Каждый в этом слове видит что-то свое... для кого-то это знания... для кого-то это опыт и мудрость, для кого-то просвещение и Бог. Все зависит от человека, от его характера и соответственно жизненной позиции.

Тема: Познание

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о многообра­зии познавательных возможностей человека.

Учащиеся должны знать, что:

1) человек приобретает устойчивое стремление к познанию;

2) органы чувств помогают человеку познавать мир непосред­ственно;

3) у человека формируется «образ Я» - неповторимая система представлений, образов и оценок, которые относятся к самому себе.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) познание; 5) умозаключение;

2) ощущение; 6) истина;

3) восприятие;

4) понятие; 7) суждение;

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять:

Какую роль в познании играют ощущения;

Смысл основных понятий;

Из чего слагается «образ Я»;

2) высказывать свою точку зрения;

3) анализировать тексты и высказывания;

4) характеризовать особенности основных видов познания.

Ход урока I . Опрос.

Работа в группах. –3 группы работают с заданием,который раздал учитель.

II . Изучение нового материала.

1. Что такое познание и знание?

2. Как познается мир?

3. Какова роль общественно-исторической практики в про­цессе познания?

4. Процесс исследования.

5. Истина.

6. Дедукция. Индукция.

Задание 1. Напишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «познание». Сгруппируйте эти слова. Попытайтесь самостоятельно дать определение понятия «познание».

Познание - процесс деятельности человека, основным содер­жанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окру­жающем мире.

Рассмотрите схемы и расскажите, что новое вы узнали о познании.

1. Приведите примеры, где человек является субъектом и объ­ектом познания.

2. Приведите примеры чувственного и рационального позна­ния.

3. Покажите «положительные» и «отрицательные» стороны чувственного и рационального познания.

Слово учителя.

Ощущения - продукт взаимодействия человека и природы. Представляет собой отражение отдельных свойств и качеств пред­метов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Восприятие - целостные чувственные образы, возникающие при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром.

Представление - чувственно-наглядный образ, свободно со­храняемый в памяти и произвольно (или непроизвольно) воспроиз­водимый в создании.

Понятие - форма мышления, которая отражает общие и суще­ственные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение - форма мышления, в которой отражается связь ме­жду предметом и его признаком, между предметами и фактами их существования.

Умозаключение - логическая форма выводного знания, со­стоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основа­нием.

Сущностью процесса познания будет являться получение объ­ективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Среди философов нет четкого ответа на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.

Агностики считали, что получить достоверные знания невоз­можно.

Эмпирики - что это возможно сделать только при помощи ощущений.

Рационалисты - утверждали, что критерием истины может быть только разум.

Какой взгляд на познание мира вы разделяете? Докажите.

Истина

это верное, правильное отражение действи-

тельности в мысли, критерием которого в

конечном счете является практика

Практика

специфически человеческая, сознательная,

целеполагающая, целесообразная деятель-

Дедукция

цепь умозаключений (рассуждений), в ре-

зультате которых из общих знаний человек

получает конкретное

Индукция

умозаключение от фактов к общему утвер-

Гипотеза

(с греч. - предположение) - система умо-

заключении, посредством которой на осно-

ве ряда фактов делается вывод о существо-

вании объекта, связи или причины явления,

но достоверным

Истина - соответствие полученных знаний содержанию объ­екта познания. Практика - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятель­ность. Действительно, практика - это деятельность людей, преоб­разующая природу и общество, обеспечивающая его существо­вание и развитие.

Практика - исходный пункт познания. Практическими по­требностями были вызваны к жизни многие науки. Потребности практики являются целью познания. Кроме того, практика - это критерий истины, то есть именно на практике мы проверяем ис­тинность, правильность наших знаний.

Раскрывая роль практики в процессе познания, учитель об­ращает внимание учащихся на единство теории и практики. Соеди­нение теории с практикой способствует успешной деятельности человека по преобразованию природы и общества.

Однако справедливо утверждал известный русский ученый, педагог Ушинский К. Д.: «Пустая ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда негодной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли» .

Вывод: практика является исходным пунктом познания, целью познания и критерием истинности, правильности знания.

4. Учитель дает из учебника определение; исследование - это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, яв­ления) с целью выявления его закономерностей. Исследователь должен постоянно задавать вопросы самому себе.

Методология исследовательского поиска - это особая сфера изучения науки. А. Ахматова пишет: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда!»

Наука - это, прежде всего, объяснение какого-либо аспекта реальности. Понимание достигается посредством формулировки общих законов или принципов. Законы или принципы могут быть проверены экспериментально. Наука - это поиск единства в разно­родном, сходства - в том, что кажется совершенно несхожим.

Исследование начинается с формулирования проблемы, темы исследования. Далее определяется объект исследования, его пред-

мет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Всякое на­учное исследование представляет определенный интерес и значе­ние для науки и практики.

Ставя проблему, исследователь как бы отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Целью исследования должно быть, как правило, решение какой-либо практической задачи.

Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос «Что исследуется?». Тот аспект нашего исследования, о котором будет получено новое знание, находит отражение в предмете исследова­ния. Предмет дает представление о том, как рассматривается объ­ект, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскры­вает данное исследование.

Один из методов развития, а также структурный элемент ис­следования - гипотеза (с греч. - предположение) - это система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов дела­ется вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипо­теза требует проверки. После проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.

Объектом осмысления (исследования) может быть любой ме­тод, прием или процедура. Например, при формировании теорети­ческого представления целесообразно использовать эксперимент, а построение нормативной модели, как правило, связано с организа­цией опытной работы.

Таким образом, различают два связанных между собой уровня научного исследования: эмпирический - нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса; теоретический - формулирование общих законо­мерностей, создание научной теории.

Что касается интуитивного способа получения знания, то на­до дать определение интуиции - это непосредственное постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений.

Процесс научного исследования никогда не заканчивается и требует творчества и воображения. Существуют открытия, которые происходят из подсознания, от озарения. Есть такие откры­тия, которые появляются из идеи, как бы витавшей в воздухе. Одна- ко справедливо говорил ученый Л. Пастер: «Случай благоприятству­ет подготовленному уму».

5. Итогом процесса научного исследования является дости­жение истины.

Виды познания: обыденное,научное, социальное,философское,художественное.

Домашнее задание: написать эссе по одной из заданных тем:

1. «На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного по­знаем скрытое». (Мо-цзы - древнекитайский мыслитель.)

2. «Искать истину - это значит: искать ошибки. (Салек Пинигин -российский автор, журналист.)

3. «Сознание того, что что-нибудь ложно, есть уже сознание истины». (Артур Шопенгауэр - немецкий философ.)

4. Кто роется в заблуждениях - находит истину». (Геннадий Матюшов - российский философ.)

5. «Освобождение от лжи есть проповедование истины; знание того, что выдаваемое за истину есть ложь, - есть истина». (Фома Кемпийский -религиозный деятель, писатель.)

Как вы понимаете надпись на Дельфийском храме «Познай самого себя»?

Как вы понимаете слова Сократа: «Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что зна­ешь то, чего не знаешь».

Проанализируйте высказывания мыслителей. Согласны ли вы с ними? Ответ обоснуйте. Объедините высказыва­ния в группы. Что связывает эти группы?

1. «Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не смотреть сквозь самого себя». (Петр Чаадаев.)

2. «Никто не может судить о других, пока не научится судить о самом себе». (Иоганн В. Гете.)

3. «Чем лучше узнаем себя, тем меньше доверяем другим».

(Аркадий Давидович.)

4. «Важнейший результат всякого образования - самопозна­ние». (Эрнст Фейхтерсжбен.)

5. «Человек стоит перед своим Я, как пес перед дверью, кото­рую нужно открыть на себя». (Андрей Круглов.)

6. «Человек обычно путает познание садюго себя с тем, что в среднем известно о нем в его социальном окружении, со знанием собственной сознательной личности. Область же бессознательного недостижима для критики и контроля сознания». (Карл Юнг.)

7. «Человек со своим самосознанием не одинок. Смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого». (Михаил Бахтин.)

8. «Человек должен быть самим собой и познавать самого себя. Только уяснив свою истинную сущность, человек может надеяться на счастье». (Аидре Жид.)

9. «Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем исти­ны, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело». (Влез Паскаль.)

Теория познания

Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от (основанного на производстве товаров) к , или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания.

Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире .

Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — , игрой, и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, — потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно).

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Философия познания

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология ” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение — таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и , образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Субъект и объект познания в философии

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является , но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, — на , этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М.Достоевский — русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio - разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза — конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна