Смотри не получил плохую оценку. Стоит ли наказывать детей за плохие оценки в школе

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с ситуацией подобного неуспеха. «Садись, два!» — выносит свой вердикт учитель. И зачастую непонятно, а что же делать дальше? Мысли путаются, захлестываемые эмоциями, и в итоге наши действия могут не отличаться разумностью. Давайте попробуем разобраться в том, что имело бы смысл сделать, когда мы получаем плохую оценку (для краткости назовем ее «двойкой», хотя у каждого свое понимание «плохости», и это может быть оценка от 1 до 4).

Итак, первое, с чем мы сталкиваемся — наша собственная самооценка. Иногда она существенно снижается, стоит нам получить двойку. Поэтому в первый момент после получения двойки важно себя на секундочку остановить и напомнить самому себе, об очень простой вещи. Из-за плохой оценки вы не становитесь хуже. Не становитесь глупее от того, что не смогли решить задачу, не становитесь неприятнее от того, что не выучили правила и исключения, не становитесь недостойным, оттого, что не можете написать формулу цветка бобовых. Плохая оценка отражает лишь неэффективность в каком-то конкретном действии. По сути, это определенный указатель, напоминающий вам о том, на какие области знания нужно обратить чуть более пристальное внимание.

Допустим, вы успокоились, смогли прийти в себя. И в этот момент возникает следующий вопрос – а как отреагируют родители. Довольно часто, автоматически возникает мысль – «родители меня убьют».

Имеет смысл взглянуть на ситуацию чуть объективнее. Чтобы было легче это сделать, попробуйте вспомнить, как родители реагировали на плохие отметки в прошлый раз. В любом случае, убивать вас не будут. Да, родители вряд ли обрадуются и вряд ли будут вас награждать за заслуженную двойку. Скорее всего, они так или иначе выскажут свое неудовольствие, возможно, каким-то образом вас накажут.

Поэтому следующая мысль, которая обычно нас искушает – «ничего не рассказывать родителям». Мысль настолько же заманчивая, насколько и неэффективная. Тот, кто пробовал что-то скрывать, наверняка уже знает, что родителям рано или поздно все станет известно. И если до этого они были бы расстроены исключительно плохими отметками, то теперь к этому примешаются еще и неприятные переживания, связанные с вашим обманом – в результате и наказание может оказаться суровее, и доверие к вам будет подрываться. Еще один минус заключается в том, что, скрывая свои отметки, вы становитесь жертвой случайностей. Раскрыть вас могут в любую секунду, и чаще всего это происходит в самый неподходящий момент. Когда же вы рассказываете о своих школьных трудностях самостоятельно, у вас есть возможность морально подготовиться, а иногда и выбрать подходящее время для подобного разговора. Иногда возникает еще одна иллюзия – мысль о том, что вы сами со всем справитесь. Следуя за ней, вы рискуете – ведь иногда проблемы растут как снежный ком. Вам будет гораздо легче предотвратить различные сложности совместно с родителями, чем пытаться как-то справиться с ситуацией, когда вы погрязли в задолжностях, да и родители злы на вас из-за того, что происходящее скрывалось слишком долго.

Итак, мы собрались с силами и готовы рассказать родителям о своем неуспехе. Как это лучше сделать? Каждый из вас неплохо знает своих родителей и наверняка сможет выбрать время, когда они будут в достаточно хорошем расположении духа. Если вам по-прежнему очень страшно, начните разговор с тем из родителей, с кем у вас более доверительные отношения. Что же стоит сказать?

«Я получил два, потому что много отвлекался на контрольной» — «На следующей контрольной я буду сосредоточен»

«Я получила двойку, потому что пропустила эту тему и не все поняла» — «Теперь я постараюсь полностью разобраться в этой теме, чтобы больше не попадать в такую ситуацию»

«Я не сдал контрольную, потому что не выучил» — «Теперь перед контрольным сажусь учить все еще серьезнее»

«Учительница занизила мне оценку» — «Я постараюсь наладить отношения с учительницей или хотя бы узнать, что нужно для получения хороших оценок»

Все эти рекомендации могут помочь вам спокойнее и свободнее рассказать о плохих оценках, но все это будет бесполезно, если вы сами не предпримете конкретных действий, чтобы улучшить свою успеваемость . Важно, чтобы ваш план от слов перешел бы к делу, тогда и рассказывать о своих двойках вам придется значительно реже.

Резюмируем. Когда мы получаем плохую оценку, мы:

  1. Даем себе успокоиться
  2. Морально готовимся рассказать родителям о своих сложностях
  3. Обсуждаем ситуацию с родителями
  4. Предпринимаем конкретные шаги для улучшения своей успеваемости

Успехов вам в учебе.

Сергей Ельхимов,

Такое случается с каждым. Преподаватель возвращает вам контрольную работу или задание, с которым, как вам казалось, вы справились на “отлично”, и тут ваше сердце падает в желудок. У вас плохая оценка, даже не средняя. Вопросы один за другим затапливают ваше сознание. Как вам улучшить показатели успеваемости? Что скажут родители? Какая оценка теперь будет в конце года? Чтобы вернуться в колею и избежать этой ошибки в будущем, вам нужно знать, как правильно действовать в этой ситуации. Начинайте с первого пункта данного руководства, чтобы узнать, как пережить плохую оценку.

Шаги

Часть 1

Сохраняйте спокойствие

    Позвольте панике быстро пройти. Когда мы получаем плохую оценку, мы паникуем (если только для вас это не привычное дело). Нам кажется, что мы потеряли наш ум, внимание, наш талант и силу. Но ведь это не то, как обстоят дела в целом. Каждый из нас может оступиться. На самом деле те ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни, как раз и делают из нас тех людей, которыми мы являемся, они учат нас исправляться и добиваться лучших результатов в следующий раз.

    Напомните себе о том, что одна плохая оценка не разрушит всю вашу учебную карьеру. Учебная карьера состоит из множества различных тестов и контрольных работ, а не только из тех заданий и презентаций, которые вы делаете в классе. Она зависит от отношений, которые вы строите с вашими преподавателями; от влияния, которое вы оказываете на ваших друзей; и самое главное – от того, чему вы научитесь . Судить об успехе вашей академической карьеры по одной оценке – все равно, что судить об успехе вечеринки по одному прибывшему гостю. Такие суждения далеки от точности.

    На всякий случай убедитесь, вернитесь к тесту и пересчитайте ваши балы. Убедитесь, что преподаватель не допустил ошибки, подсчитывая ваши балы или подводя итоговую оценку. Помните: даже учителя математики допускают ошибки в подсчетах!

    • Если вы все же обнаружили ошибку, проверьте еще раз и потом найдите время поговорить с вашим преподавателем. Вместо того чтобы делать акцент на ошибке – "Вы ошиблись в моем тесте, быстро поменяйте мою оценку!" – постарайтесь проявить больше понимания. Помните, что медом вы приманите больше пчел, чем уксусом. Попробуйте что-нибудь такое: "Я заметил, что вот здесь не посчитано, или я чего-то не понимаю?"
  1. Осторожно выясните, какие оценки получили ваши одноклассники. Вероятно, вы не станете очень расстраиваться, если получили “3” или “3 -”, когда все остальные тоже получили “тройки”, ведь это значит, что вы получили оценку в пределах нормы. Тем не менее, будьте осторожны, когда станете выяснять оценки других – они могут не захотеть делиться с вами или пожелают взамен узнать ваш результат.

    • Если ваш преподаватель пропорционально занизил всем оценки, тогда и на ваш результат будут смотреть с учетом оценок всех остальных. Таким образом, если “4 -” – максимальная оценка по тесту, тогда она становится “пятеркой”, и “тройка” превращается в ”четверку”.

    Часть 2

    Поиск помощи, чтобы улучшить ситуацию
    1. Поговорите с вашим преподавателем о возможных путях улучшить ситуацию. Учителя обожают, когда студенты, получившие плохую отметку, выказывают желание учиться и повышать успеваемость. Это заставляет преподавателей чувствовать себя успешными, делающими правильное, хорошее дело. Поэтому если вы подойдете к вашему учителю и скажете что-нибудь вроде "Здравствуйте, Юлия Сергеевна, мне не понравилось то, как я показал себя на тесте. Можно как-нибудь про это забыть и поработать над тем, чтобы написать лучше следующую работу?", ваш преподаватель просто потеряет сознание от удовлетворения.

      • Даже если это вызовет у вас трудности, вы можете извлечь много хорошего от встречи с вашим преподавателем:
        • Преподаватель объяснит вам проблемы, в которых вы ошиблись, и идеи, с которыми не разобрались.
        • Преподаватель увидит, что вы хотите учиться, и может учесть это в вашей финальной оценке.
        • Преподаватель может дать вам задание для дополнительных баллов.
    2. Попросите помощи у учеников, которые справились с тестом лучше. Помогать другим – это приятно, и именно поэтому многие ученики, которые хорошо написали работу, помогают тем, кто справился хуже. Только убедитесь, что вы действительно потратите время на учебу и работу, а не на шутки и болтовню. И постарайтесь выбрать того, кого не считаете очень уж привлекательным, и к кому у вас нет тайной симпатии – все мы знаем, какая будет "учеба", когда мы находимся в одной комнате с парнем-красавцем или прекрасной девушкой.

      Подумайте о том, чтобы рассказать родителям о плохой оценке. Хотя вы можете этого и не делать, разговор с родителями на эту тему все же очень хорошая идея. Ваши родители беспокоятся о ваших успехах. Вот почему их волнуют ваши плохие оценки – не потому что они хотят сделать вам неприятно. Помня об этом, вам будет легче открыться перед ними и, надеемся, получить нужную помощь и поддержку.

      • Ваши родители могут сесть и объяснить вам, в чем вы допустили ошибку; они могут нанять репетитора, который поможет вам с учебой; они могут также договориться о встрече с вашим преподавателем (хоть и необычно делать это после одной плохой оценки), для того чтобы узнать, как вы можете улучшить свою успеваемость.

    Часть 3

    Успех в следующем тесте
    1. Занимайтесь эффективно, не обязательно долго. Многие считают, что учиться правильно означает учиться долго. Это не всегда верно. Целенаправленная учеба с энтузиазмом часто побеждает долгие часы монотонного труда.

      Записывайте свои пометки и замечания от руки, а не на компьютере или ноутбуке. Исследования показали, что письмо ручкой на бумаге улучшает вашу память, в отличие от простого печатания на компьютере. Это происходит из-за того, что написание букв и цифр активирует отделы головного мозга, отвечающие за моторную память. Улучшение моторной памяти означает улучшение памяти вообще и запоминание той информации, которую вы записываете.

      Время от времени делайте перерыв, чтобы освежать память. 10-и минутные перерывы раз в час помогают в запоминании и освоении материала.

Учебный год приближается к концу, наступает время подводить школьные итоги. Что делать, если оценки плохие?

Плохая оценка стала фактом. Уже нет смысла кричать, размахивать руками, пить сердечные капли, упрекать чадо в безделье и глупости. Год заканчивать или получать аттестат надо по-любому. и на первом фланге борьбы за него должны стоять родители.

Средние классы

Если вы родитель учащегося средних классов, вам полезно знать: школе не нужны неуспевающие ученики. Считается, что это показатель плохой работы учителей, и директора образовательного учреждения за это точно не похвалят. Поэтому если ваше чадо запустило учебу, имейте в виду, что выход из этой ситуации можно найти.
Первое, что вы должны сделать, - это поговорить с классным руководителем. Он поможет понять ситуацию и подскажет, в какое время лучше подойти к учителю-предметнику. Желательно это сделать вместе с ребенком: так вы сможете правильно оценить его взаимоотношения с преподавателем. Ведь нередко бывает так, что дома родители видят свое дитя с одной стороны, а в школе его знают совсем другим. Продемонстрируйте педагогу заинтересованность, свою и ребенка, в положительной оценке и узнайте, что можно сделать, чтобы ее получить. Есть разные способы: написание рефератов, подготовка устных тем и дополнительных заданий, переписывание контрольных работ.
Допустим, разговора с учителем не получилось: он и ваш ребенок остались по разные стороны баррикад. Тогда обратитесь за помощью к завучу или директору. Знания учащегося могут проверить они сами или созданная по вашей просьбе независимая комиссия. Но в таком случае знания на самом деле должны быть.
Если все-таки двойки избежать не удалось, ребенка переведут в следующий класс условно. Вам предложат написать заявление на имя директора школы с просьбой перенести аттестацию на осень и дадут план занятий на каникулах. Ну а вы, в свою очередь, должны будете позаботиться не только о хорошем отдыхе ребенка, но и о его тщательной подготовке к школе. Если в школе предусмотрены занятия для неуспевающих учеников в июне, ваш ребенок будет ходить в так называемую летнюю школу.

Старшие классы

Гораздо сложнее обстоит дело со старшеклассниками, а именно с выпускниками. Из-за неуда или академической задолженности, учащегося могут не допустить до экзаменов. Но если он будет готов погасить свои долги по предмету, такую возможность школа ему обязательно предоставит.
Действовать нужно по той же схеме, что и с учащимся средних классов. Обязательно обратитесь к классному руководителю за консультацией. Он поможет оценить ситуацию и подскажет, можно ли что-то сделать на данном этапе. Даже при самом плохом раскладе
(двойки поставили, до экзаменов не допустили) ребенка не отправят из школы со справкой. Аттестат он все равно получит. Правда, обойдется это уже не малой кровью. Скорее всего, его оставят на второй год или переведут на самообразование с последующей сдачей экзаменов.

Пойти по другому пути

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был самым лучшим. Они стремятся отдать его в лучшую школу, помогают поступить в лучший вуз и закончить его с отличием. Вот только нередко желания самих детей идут вразрез с родительскими. Что, если ваш отпрыск совсем не хочет покорять школьные высоты?
Иногда бывает сложно признаться себе в том, что ребенок попросту не тянет программу этого учебного заведения или программу 10-го и 11-го классов. Ему не по силам учиться в престижной гимназии, специализированном классе или, наконец, просто в школе после 9-го класса. Быть может, стоит задуматься о техникуме или колледже, где он будет чувствовать себя гораздо лучше?
Если вы будете настаивать на своем, то вряд ли добьетесь чего-то, кроме постоянного стресса как для себя, так и для ребенка. В некоторых случаях стоит набраться смелости, здраво оценить ситуацию и понять, что шаг в сторону - это не поражение. Это просто другой путь, и зачастую не хуже.
На будущее имейте в виду, что периодически стоит заглядывать в дневник ребенка. Так вы сможете отслеживать его оценки, замечания. И даже если возникнут какие-то проблемы с учебой, они для вас не станут неожиданностью.

Вы уверены, что ваш ребенок должен учиться только на отлично? Вы ничего не слышали о ? Тогда это признание многодетйно мамы Елены Кучеренко - для вас.

Когда наша старшая дочь Варя пошла в школу, я сделала страшную ошибку, которую исправляю до сих пор. Я заявила ей, что я была отличницей и того же жду от нее.

Первые пару лет все было нормально. Она прекрасно училась, отчитывалась о своих успехах, все мы радовались ее пятеркам, гордились и т.д. Я даже не проверяла ее тетрадки, не говоря уже о том, чтобы заглянуть в электронный дневник.

Но однажды я взяла какую-то ее тетрадь, полистала и увидела закрашенную карандашом тройку.

“Варя, это что?” - строго спросила я. Дочка заплакала и призналась, что боялась, что я узнаю и буду ее ругать. Ладно бы четверка, но тройка! “Ты же сказала, что я должна быть отличницей!”

Моя дочка боялась сказать мне, что у нее что-то не получилось в школе, понимаете?!?! Я сама, своими руками выстроила между нами эту стену страха и недоверия. И к чему бы это в итоге привело, не рискну даже представить, не пролистай я ту злосчастную тетрадь.

Честно говоря, в тот момент я даже растерялась и не знала, что делать. Я просто ее обняла, сказала, что люблю, и попросила мне больше никогда не врать. И не бояться. И ушла в другую комнату - думать. И плакать.

Вспоминала, как сын знакомых попал в сумасшедший дом, потому что папа с мамой требовали от него пятерок, успехов, грамот, великого будущего и чтобы им не было за него стыдно. В итоге нервы и психика парня просто не выдержали. А самое страшное, что он не хотел возвращаться из “дурки” домой. Потому что, как он признавался потом, лишь там он смог вздохнуть спокойно, потому что в больнице от него не требовали быть чьей-то гордостью и достигать каких-то высот. И не нужно было получать пятерки, чтобы его любили.

“И так у меня никогда не будет”, - была уверена я.

А моя Варя плакала, закрашивала тройку и переживала, что не сможет стать отличницей, как мама… Как ее дурная мама!

“Да, Варя, твоя мама была в школе отличницей. И институт закончила с красным дипломом. Но самый главный свой экзамен - на умение быть хорошей матерью - она сдала на твердую двойку… Да какую там двойку! На кол!”…

Нет, это я говорила не ей, а себе. И понимала, что нам теперь очень многое нужно исправить. И в первую очередь мне - в себе.

Я вспоминала, как волновалась она перед каждой контрольной. Теперь я знала - почему. Как переживала из-за четверок… И это было неправильное, нездоровое переживание.

Не думайте, я не любила ее меньше из-за этих четверок и уж тем более из-за этой закрашенной тройки. А в тот момент мне казалось, что я люблю ее даже больше, чем всегда. Мне было так ее жалко, до слез! И вы не представляете, как я ненавидела себя!

Я же точно такая, как те родители, чей сын выбросился из окна. И ничем не лучше тех, чей оказался в больнице. И я уверена, что те люди не были плохими, они просто хотели как лучше. Мы все хотим как лучше, но порой делаем это очень неправильно.

Я сама, желая как лучше, своими руками, делаю несчастным своего ребенка. Сама! Мою хорошую, любимую девочку! Которая моя первая помощница дома и так старается угодить, поддержать, облегчить мою “многодетную” жизнь.

Как легко сделать ошибку и как сложно бывает ее исправить. Я много-много раз потом говорила ей, что люблю ее не за оценки, да вообще не за что-то, и всегда буду любить, что бы ни случилось! И что - ну ее, эту “отличницу”. Главное не пятерки. Главное - стараться, делать все, что в твоих силах, чтобы совесть была спокойна. А там будь что будет.

Я видела, что Варя сначала все равно волновалась, когда получала четверки (четверки!!!). А потом был момент, когда она расслабилась и решила, что эта моя “смена парадигмы” означает, что можно и “подзабить” на учебу, потому что мама “все осознала” и ей за это ничего не будет.

К четвертому классу, слава Богу, все выправилось. Ну есть у нас парочка четверок, ну и что… Варюша даже как-то сказала мне: “Мама, помнишь, я боялась, что ты расстроишься, если я не буду отличницей? Помнишь? Мне тогда так тяжело было учиться! Я думала только об отметках! А когда мы с тобой поговорили, мне стало так легко и интересно в школе! Представляешь?.. И когда я вырасту, я хочу стать учителем начальных классов!”

Правда, недавно у нас были эти ГИА (или ЕГЭ) в конце четвертого класса, смысл которых мне, честно говоря, непонятен. Как непонятно многое в нынешней школьной программе. Варя очень волновалась перед каждым экзаменом и всё спрашивала: “А если я не сдам, меня не переведут, да?” Вот зачем маленьким детям вся эта нервотрепка, объясните?

А позавчера в Вариной школе был выпускной. Вручали грамоты отличникам. И в конце ко мне по очереди подошли несколько человек и удивленно спросили: “А что, Варя разве не отличница?” “Нет, не отличница!” - ответила я. И с внутренним облегчением поняла, что мне совсем из-за этого не обидно. У меня прекрасная, умная, добрая девочка, и главное, чтобы она была счастлива.

Правда, Варя все это слышала и потом спросила меня: “А что, это очень плохо, что я не отличница?” (видимо, та моя ошибка всё же глубоко в ней засела). “Нет, не плохо. Главное, что ты старалась, доченька!”…

В сентябре идет в школу наша вторая дочка, Соня. Я так надеюсь не повторить с ней таких ошибок… И так боюсь их повторить… Но главное - я поняла, что ругать за оценки нельзя. Нужно любить, помогать, поддерживать, верить в ребенка, в любого. И делать так, чтобы он верил в нас - в маму и папу. А не боялся.

И еще об этих оценках… Кто-то пишет, что их вообще не нужно ставить. Я не знаю. Есть, наверное, дети, которым они необходимы. Необходимо что-то, что демонстрировало бы, чего они достигли или над чем нужно работать.

- Ирина Евгеньевна, Вы не только профессиональный психолог и психотерапевт, но и мама четверых детей, поэтому проблема школьных оценок Вам хорошо знакома. Что делать родителям? Ругать ребенка? Наказывать?

Хочу напомнить, что «плохие отметки» - понятие строго индивидуальное: одни родители ругают за двойки, другие - за четверки. Если годовые оценки школьника стали для родителей неприятным сюрпризом, мне хочется спросить: а где были эти родители в середине учебного года? Разве они не видели, как учится их ребенок? Сейчас во всех школах существуют электронные журналы, в них выставляются все оценки, у родителей есть к ним доступ, и они в любой момент могут посмотреть успеваемость ребенка по всем предметам. Почему же они начинают ругать его после окончания учебного года, когда исправить ситуацию уже невозможно?

Если родителей не устраивают оценки, нужно выяснить, почему это происходит: поговорить с учителем, позаниматься с ребенком и понять, в чем его трудности. Но делать это нужно в течение учебного года, а в конце года ругать ребенка за плохие отметки бессмысленно.

Очень важно отмечать достижения ребенка и хвалить его за них, поэтому по окончании учебного года будет полезно сравнить те оценки, которые улучшились за последнее время, и похвалить ребенка за эти достижения. Если успеваемость упала, причину этого нужно выяснять комплекс-но: может быть, ребенок много болел, что-то запустил или недопонял? Или у него не сложились отношения с учителем? У детей могут быть особенности развития - например дислексия или дисграфия. Выяснять это должны родители вместе с учителем: сам ребенок не может понять, почему снизилась его успеваемость, и разобраться в этом следует взрослым. Родители, которые в течение года внимательно следят за учебой ребенка, заранее знают, какие годовые оценки он получит. Но если в этом случае по непонятным причинам итоговые отметки оказались неожиданно плохими, нужно идти в школу и разбираться с учителем, а не с ребенком.

- Некоторые родители ругают детей даже за четверки. Можно ли добиваться от ребенка отличной успеваемости по всем предметам?

Это абсолютно недопустимо: четверка - хорошая отметка. Неко-торые родители считают, что их ребенок должен учиться на пятерки. Но кому и почему он это должен? Родители должны четко разграничивать свои желания и желания ребенка: взрослые хотят, чтобы он был отличником? А хочет ли этого сам ребенок? А самое главное - способен ли он усваивать все школьные предметы на «отлич-но»? Родители должны честно ответить себе на эти вопросы и отделять свои личные амбиции от требований к школьнику. Родители, которые ругают ребенка за четверки, забывают о том, что такой «педагогический» подход калечит детскую психику: получив четверку, ребенок плачет и боит-ся идти домой.

- Но иногда родители видят, что ребенок учится вполсилы.

Я бы сказала, что в этом случае ребенок просто экономит свои силы, и это можно объяснить. У школьников большие нагрузки: им приходится рано вставать и быть дисциплинированными, но их организм растет, мозг активно формируется, а гормональный фон меняется. В результате у них вырабатывается много энергии, которую приходится сдерживать, и все это очень влияет на отношение к учебе. Но есть и другой фактор: в течение учебного года у детей накапливается усталость. Осенью дети начинают учиться активно: они отдохнули, загорели и набрались сил, поэтому результаты первой четверти бывают хорошие. Ближе к Новому году активность снижается, а к весне внутренние ресурсы школьников истощаются: появляется авитаминоз, снижается иммунитет, работоспособность падает. Ребенок неосознанно начинает экономить свои силы, и оценки в последней четверти могут быть хуже, чем в первой.

Если родители считают, что их ребенок учится вполсилы, они должны выяснить, почему это происходит и для чего он экономит свои силы: может быть, ему интереснее заниматься чем-то другим или играть в компьютерные игры? Но для учебы вполсилы могут быть и другие причины - например, пропущенный материал, который не был выучен своевременно, мешает усваивать следующие темы. В результате у ребенка возникают непосильные для него трудности, с которыми он не может справиться самостоя-тельно. В этом случае родители должны помочь ему дополнительными занятиями, а не ругать.

- А может быть, ребенок просто ленив и не хочет хорошо учиться?

Если ребенок экономит свои силы, это не лень - это своеоб-разное приспособление ребенка к жизни. Он не планирует быть ленивым, у него это получается неосознанно и он сам от этого страдает. Ребенок не хочет плохо учиться, он боится учителей и побаивается немилости родителей, но при этом почему-то экономит свои силы или переключается на что-то простое и легкое, где у него больше возможностей стать успешным и добиться каких-либо достижений - например на компьютерные игры.

- Нужно ли наказывать ребенка за плохие годовые отметки путем лишения его каких-либо удовольствий - например обещанной экскурсии, туристической поездки или путевки в летний лагерь?

Нельзя. Такое наказание будет нечестным поступком по отношению к ребенку: он все равно трудился, старался, рано вставал, много работал. Родители должны присмотреться к своему ребенку, выяснить причины его проблем и помочь с усвоением трудного для него материала.

- Если родители недовольны годовыми оценками школьника, то как мотивировать ребенка на более успешную учебу в будущем?

Нельзя забывать, что сами дети тоже расстраиваются из-за плохих отметок и стараются их исправить. Если в классе хорошие отметки считаются чем-то важным и ценным, то у ребенка будет стимул учиться как можно лучше. Но самая главная мотивация - интерес к учебе: если ребенку интересно, он будет учиться хорошо. Подарки, покупки, поездки и прочие материальные поощрения - это плохая стимуляция, а деньги в качестве стимула к учебе вообще недо-пустимы.