Скороговорки для развития речи. Скороговорки для детей для развития речи и дикции по годам

Игровой подход к развитию позволяет ребенку быстрее раскрыться и усвоить обучающий материал. Для детей 5-6 лет скороговорки - это эффективный метод тренировки произношения звуков и коррекции дефектов речи. Забавные и смешные короткие стишки превращают обычный урок в увлекательное занятие.

Что такое логопедические стихи и скороговорки

По своей сути чтение стихотворений – это отличный стимулятор понимания и развития речевого навыка. Все дети любят не только слушать, но и запоминать и повторять короткие ритмичные тексты. Стихи как нельзя лучше подходят для тренировки правильного произношения слов.

Скороговорки – игровая форма развития речи для детей 5-6 лет

Регулярные логопедические занятия с ребенком способствуют:

  • вырабатыванию навыков правильного произношения и артикуляции;
  • исправлению дефектов речи и косноязычия;
  • развитию фонетического слуха.

Чем раньше родители познакомят ребенка со скороговорками, тем скорее он научится повторять и произносить различные словосочетания.

Пример логопедического стишка:«На чайничке крышечка,на крышечке шишечка.Берем ручкой за шишечку.Поднимаем крышечку»

Важным моментом в организации обучения ребенка правильному произношению является грамотный подбор скороговорок. Как правило, детям на 5–6 году жизни рекомендуется заучивать скороговорки, помогающие скорректировать произношение звуков «Р» и «Л».

Развитие речи при помощи скороговорок: основные моменты

Перед началом обучения ребенка скороговоркам родителям необходимо запастись терпением и настойчивостью. Стишки можно не только выразительно читать, но и напевать или произносить шепотом. Произносить слова следует медленно, как бы пробуя их на вкус – это поможет лучше прочувствовать и запомнить звуковые сочетания.

Важные моменты обучения:

  • продолжительность одного занятия не должна превышать 10–15 мин.;
  • перед началом урока необходимо произвести логопедическую разминку, она отлично разогреет голосовые связки и мышцы лица;
  • для начала рекомендуется подобрать учебный материал, не отягощенный труднопроизносимыми словами и звуками;
  • не следует торопить малыша и ждать, что он с первого раза заучит стишок;
  • по мере заучивания нужно постепенно увеличивать скорость произношения.

Необходимо, чтобы ребенок понял правила игры и что от него требуется. Не стоит превращать обучение в обязательный и скучный процесс. Заниматься с ребенком можно не только дома, но и на прогулке в парке или по дороге домой из детского сада.

Маланья-болтунья
Молоко болтала,
Болтала, болтала,
Выбалтывала, выбалтывала,
Да не выболтала.

Продал Павел
Пол четверти четверика
Овса и пшеницы,
Да полколпака -
Гороха и чечевицы.

Козёл-мукомол,
Кому муку молол?
А кому не молол?
- От того, кому молол,
Получал пироги:
От того, кому не молол,
Получал тумаки!

Пошёл Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шёл через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.

Вот так Ермак:
Посеял мак.
Расцвёл мак.
Вот так Ермак:
Пожал мак,
Смолотил мак,
Продал мак
Вот так Ермак!

На дворе дрова,
За двором дрова,
Дрова вширь двора.
Не вместит дров двор.
Выходи, дроворуб Дрон.
Надо дрова выдворить,
На дровяной двор выставить.

Шли три Назара,
Встали у базара
Да заговорили:
Про Прокопа,
Про Прокопиху
И про маленьких
Прокопиных
Прокопенят.


Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола лес топором рубили,
Лес в дровишки превратили.

Пётр Петрович
По имени Перепелович
Пошёл погулять,
Поймал перепёлку,
Пошёл продавать.
Понёс по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак,
Он продал и так!

Косарь косил,
Косу носил.
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
Косец домой.
Коса косит гладко,
Коса любит лопатку,
Лопатка песочек,
Косец - пирожочек.

Вёз Анос
Сеять овёс.
Посеял овёс.
Уродился овёс
Пришёл Анос,
Скосил овёс,
Повязал овёс,
Смолотил овёс,
Повеял овёс,
До зерна Анос
Повыбрал овёс,
Увёз овса воз.

На горе Арарат зреет красный виноград.
(из песни группы «Дюна»)

Белые бараны били в барабаны.

Дом у дуба, дуб у дома.

До города дорога в гору,
От города - с горы.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

Летели лебеди с лебедятами.

Купила бабуся бусы Марусе.

На иве галка, на берегу галька.

У ёлки иголки колки.

Сеня вёз воз сена.

Хорош пирожок, внутри творожок.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

В семеро саней
Семеро Семёнов
С усами уселись
В сани сами.

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Гомоморфный образ группы, будь во славу коммунизма,
Изоморфен фактор-группе по ядру гомоморфизма.

Мартышка с мартыном на рынок ходили.
Всё утро мартышки по рынку бродили.
Мартышка с мартыном сынишке мартынке
Купили на рынке четыре картинки.

На первой картинке – четыре старушки
Развесили сорок перин для просушки.
Ведь нету заботы важней у старушек,
Чем сушка перин, одеял и подушек.

Вторая картинка. На этой картинке
Четыре мышонка в огромном ботинке
Кусок рафинада грызут втихаря,
Ведь сахар стократно вкусней сухаря.

На третьей картинке – на старой кадушке
Расселись четыре лягушки-квакушки.
Лягушки-квакушки с кадушки-эстрады
Квартетом, горланя, выводят рулады.

А вот на четвёртой картинке, с ромашками,
Четыре улитки ползут вверх тормашками.
Ползти вверх тормашками могут улитки,
Поскольку они удивительно липки.

А ну-ка, дружок, повтори без запинки,
Кто был нарисован на каждой картинке,
Которые утром купили на рынке
Мартын и мартышка сынишке мартынке.

Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • "да-да-да - в огороде лебеда",
  • "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  • "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  • "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
  • "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
  • "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
  • "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.


Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Скороговорка относится к фольклору, и является фразой, при произношении которой возникают определенные артикуляционные сложности. Скороговорки предназначены не только для развития речи детей, но и для совершенствования речи взрослых. Благодаря звукам, которые в этих простых стишках подобраны специальным образом, речь становится более четкой и красивой.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Скороговорки для детей играют важную роль в формировании красивого и четкого произношения определенных звуков. При произношении важна скорость - именно от скорости произношения зависит успех коррекции речи.

Скороговорки для детей выполняют следующие функции:

  • развитие памяти и внимания;
  • знакомство с народным творчеством, каким и являются скороговорки;
  • развитие дикции, коррекция произношения трудных звуков;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие фонематического слуха.

Скороговорки для детей можно поделить на сложные и простые скороговорки, на современные и старорусские, а также на произношение определенных звуков. Часто в скороговорках встречаются не знакомые слова, значение которых не всем детям будет понятно. Перед началом работы с ребенком необходимо объяснить будет значение каждого незнакомого слова.

В данной статье можно найти как скороговорки для детского сада, так и для домашних занятий. Детям 4, 5, 6, 7 лет будут интересны более сложные скороговорки, на проблемные звуки, а также скороговорка про китайцев (японцев) в оригинале.

Скороговорки для детей на звук Р

Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка. Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может "тарабанить барабан". А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.

Однако, 5 лет - предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р - это простые фразы из 1-2 предложений.

Скороговорки для детей с шипящими звуками Ш-Щ

Скороговорки для детей со звуками Ч-Ц

Скороговорки для детей со звуками З-С

Скороговорки для детей с согласными Б-П

Скороговорки на Руси назывались в свое время чистоговорками, так как главной целью было чистое и четкое проговаривание, а не скорость. Но все же, смысл скороговорки в том, чтобы произнести фразу и быстро, и правильно. Важно, чтобы скороговорки для детей не вызывали у них негативных эмоций, если что-то не получается. Эту проблему можно решить, если тренироваться вместе с ребенком, веселиться и шутить над своими и его ошибками. Тогда малыш будет знать, что взрослые тоже могут ошибиться.

Скороговорки для детей с согласными М-Л-Н

Скороговорка про японцев (китайцев)

Эта скороговорка довольно популярная, но сложная для произношения. К тому же, версий ее достаточно много. Скороговорка про японцев выглядит так:

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони - на Циби-Дриби-Дримпомпони.
Родились у них дети: Шах у Циби, Шах-Шарах у Циби-Дриби, Шах-Шарах-Шарони у Циби-Дриби-Дримпомпони.

А вот скороговорка про трех китайцев:

Жили-были три китайца - Як, Як-Ци-Драк, Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Ци-Драк на Цыпе-Дрипе,
Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,
у Як-Ци-Драка с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,
у Як-Ци-Драк-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.

В принципе, скороговорка про 3 китайцев мало чем отличается от японской.

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!
* * *
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
* * *
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..
* * *

На звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы
Лу-лу-лу возле окон на полу
Ла-ла-ла не заметили стекла
Лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.
* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
* * *

На звук "Р"

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытирать!"
* * *
- Кра! - кричит ворона. - Кража!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!
* * *

На звук "Ч"

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.
* * *

Дифференциация И-Ы

Я в походе был
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.
* * *

Звуки Кь, Къ

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!
* * *
У киски в миске сливки скисли.
* * *

У скалы, у сакли играют ласки в салки.
* * *

ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,
В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.
* * *

У Капки - из липки палка,
На палке - липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
* * *

У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки...
Запасов у мышки - большие излишки!
* * *

Скороговорки

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Встaвaй, Архип, петух охрип.

От топотa копыт пыль по полю летит.

Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп,
как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю,
отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

У щучки - чешуйки, у чушки - щетинки.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
матросы две недели - карамель на мели ели.
* * *
Ветеp елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А на встpечу ему волк,
Hа ежа зубами - щелк.
Еж иголки показал,
Волк со стpаху убежал.
* * *
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту еж:
"Ты мне спинку не потpешь?"
* * *
Шел Шишига по шоссе,
Шел шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.
* * *
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
* * *
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела -
Белой даже не была.
* * *
Чеpной ночью чеpный кот
Пpыгнул в чеpный дымоход
* * *
Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка
Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
* * *
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!
* * *

На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
8. Около кола колокола, около ворот коловорот.
9. Шакал шагал, шакал скакал.
10. Купи кипу пик.
11. Купи кипу пуха.
12. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
13. Ткет ткач ткани на платки Тане.
14. Водовоз вез воду из-под водопровода.
15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
16. В один, Клим, клин колоти.
17. Стоит копна с подприкопеночком.
18. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь
20. У елки иголки колки.
21. Кукушка кукушенку купила капюшон. Надел кукушенок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
22. Все бобры для своих бобрят добры.
23. Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
24. На меду медовик, а мне не до медовика.
25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп кипел укроп; как при Прокоп кипел укроп, так и без Проко-
па кипел укроп.
26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонборньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
32. Рододендроны из дендрария.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.
35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
36. Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
37. Хвалю халву.
* * *

На звуки р, л, м, н

1. Дробью по перепелам, да по тетеревам.
2. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.
3. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
4. Клара - краля кралась к Ларе.
5. Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу,
про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика,
а про подпрапорщицу промолчал.
6. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова.
8. На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.
Двора выдворить обратно на дровяной двор.
9. Курфюрст скопроментировал Ландскнехта.
10. Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да зарапортовался.
11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
19. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки.
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
20. Говорили про Прокоповича.
Про какого про Прокоповича?
Про Прокоповича,
про Прокоповича,
про Прокоповича, про твоего.
20. Сшит колпак не по-колпаковски,
вылит колокол не по-колоколовски,
надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,
перевыкалпоковать, переколпаковать.
21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.
Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.
23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
24. Король¦орел.
25. Курьера курьер обгоняет в карьер.
26. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
29. Гонец с галер сгорел.
30. Талер тарелка стоит.
31. Идти на рать, так бердыш брать.
32. Интервьюер интервента интервьюировал.
33. Либретто Риголетто.
34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
35. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
36. Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
мыло Мила уронила.
37. Во мраке раки шумят в драке.
38. Жри во ржи, да не ржи.
39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
40. Город Нерль на Нерли реке.
41. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
42. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
43. Из-под Костромы, из-под костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,
про крупу, да про подкрупки.
44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
45. Турка курит трубку, курка клюёт крупку.
Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
46. А мне не до недомогания.
* * *

На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
2. У осы не усы, не усища, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. Осип охрип, Архип осип.
5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
6. Сачок зацепился за сучок.
7. По семеро в сани уселись сами.
8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
9. Свиристель свиристит свирелью.
10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши.
16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше нашли по два гроша.
17. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
18. Инцидент с интендантом.
19. Прецедент с претендентом.
20. Константин констатировал.
21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
22. Ценит цеп косец по косовице.
23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
24. У ежа ежата, у ужа ужата.
25. Жутко жуку жить на суку.
26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
27. Течет речка, печет печка.
28. Щипцы да клещи¦вот наши вещи.
29. Тщетно тщится щука ущемить леща.
30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
и не пачкай больше уши.
33. Около колодца кольцо не найдется.
34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.
35. Разнервничавшегося конституцианалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
36. Яшма в замше замшела.
37. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
38. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
39. (Загадка) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит:
ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь.
40. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.