Сколько в русском языке гласных и согласных звуков. Какими буквами обозначаются в русском языке гласные звуки
Звук — это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.
Термины «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Слова что и кто различаются звуками [ш] и [к], а не буквами. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать.
Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами, буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых закономерностей чаще всего не имеют отношения. Именно качество звука определяет выбор буквы,а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.
В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) звук сам по себе не имеет значения. В то же время существование звуков неразрывно связано со значимыми единицами. Функция звуков в языке нацелена на обеспечение возможности общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов.
Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией называются условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу/концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают способностью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.
Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы. Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь.
Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами - пять.
Буквы обладают «многозначностью», которая снимается, если известны соседние буквы / пробелы. Так, буква ё в слове ёлка обозначает звук [j] и звук [о], в слове тёлка - признак мягкости согласного [ ’] и гласный звук [о], а в слове шёлка - один гласный звук [о].
Болычева Е. М. Основы фонетики, 2004.
мы видим и пишем. Они помогают переводить устную речь в письменную и наоборот. Звуки мы произносим и слышим. Звук записывается не так, как буквы: а, б, в, г - звуки записываются в квадратных скобках: [а], [б], [в], [г]. Такой способ записи называется транскрипцией .
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки состоят только из голоса. При произнесении они проходят свободно через ротовую полость. Таких звуков в русском языке 6: [а], [о], [э], [у], [и], [ы], а обозначать их могут 10 букв: а, е, ё, и, о, у, э, ю, я, ы.
Четыре буквы (е, ё, ю, я) выполняют в языке двойную роль: они могут обозначать как один, так и два звука. После согласной они обозначают один гласный звук и мягкость предшествующего согласного: лютый - [л" у]тый; а в начале слова, после гласной и после ъ и ъ знаков эти буквы обозначают два звука ([й’о] [й’у] [й’э] [й’а]): ель - [й’э]ль, поезд - по[й’э]зд, вьёт - в[й’о]т, отъезд - от[й ’э]зд.
Гласные е, ё, ю, я называются йотированными.
Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением различаются все шесть гласных звуков; в безударном положении гласные различаются не всегда. Например, вместо [о] произносится [а]: в[о]лны - в[а]лна.
Согласными называются звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух преодолевает препятствия. Таких звуков в русском языке 36.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].
Не образуют пар звонкие: [л], [м], [н], [р], [й’].
Не образуют пар глухие: [х], [ц], [ч], [щ].
Звонкие и глухие согласные делятся на твердые и мягкие . При обозначении на письме мягких согласных используется значок ’ справа вверху, например: га[н’].
Большинство твердых и мягких согласных образуют пары.
Мягкие: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п],
Твердые: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’],
Мягкие: [р], [с], [т], [ф], [х].
Твердые: [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’].
Не имеют парных мягких звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и твердых звуков мягкие согласные [ч’], [щ’], [й’].
Мягкость согласных на письме обозначается с помощью мягкого знака или букв е, ё, ю, я, и.
Различать твердые и мягкие согласные необходимо для правильного написания и правильного произношения многих слов, например, надо произносить му[ з’]ем, пио[п’]ер, [т "]ермин.
Нужно различать звуковой и буквенный состав слов. Количество букв и звуков в слове может не совпадать. Например, в слове солнце - 6 букв, но 5 звуков ([с] [о] [н] [ц] [э]); в слове яма - 3 буквы, а звука 4 ([й’] [а] [м] [а]).
Буквы ъ и ь звуков не обозначают.
Слова делятся на слоги. Слог может состоять, как из одного звука, так из двух и более: стол - 1 слог, мол-ва (мо-лва) - 2 слога, ка-пус-та (ка-пу-ста) - 3 слога. Определить количество слогов в слове несложно: сколько гласных в слове, столько и слогов. Без гласного звука нет слога.
Если слово состоит из нескольких слогов, то один из них ударный, т.е. произносится с большей силой. Произнесение одного из слогов с большей силой и длительностью называется ударением.
Ударение позволяет различать слова замки - замки и разные формы одного и того же слова леса - р.п., ед.ч. и леса - им.п., мн.ч.
В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом и может переходить в слове с одного слога на другой, например: принял - приняла - приняли.
План разбора
1.Записать слово, разделив его на слоги, указать ударный слог.
2.Записать транскрипцию слова.
3.Дать характеристику каждому звуку (гласный - ударный или безударный; согласный - звонкий или глухой; мягкий или твердый).
Указать количество букв и звуков.
Образец письменного разбора
Сча - стье
[щ"] - согласный, мягкий;
[а] - гласный, ударный;
[с"] - согласный, глухой;
[т"] - согласный, глухой;
[й’] - согласный, звонкий;
[ э] - гласный безударный.
Звук - это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква - графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).
В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал - мол - мыл).
В русском алфавите 33 буквы: : Аа - «а», Бб - «бэ», Вв - «вэ», Гг - «гэ», Дд - «дэ», Ее - «е», Ёё - «ё», Жж - «жэ», Зз - «зэ», Ии - «и», Йй - «й», Кк - «ка», Лл - «эль», Мм - «эм», Нн - «эн», Оо - «о», Пп - «пэ», Рр - «эр», Сс - «эс», Тт - «тэ», Уу - «у», Фф - «эф», Хх - «ха», Цц - «цэ», Чч - «че», Шш - «ша», Щщ - «ща», ъ - «твёрдый знак», Ыы - «ы», ь - «мягкий знак», Ээ - «э», Юю - «ю», Яя - «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.
Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ и ь, а прописная буква Ы употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук [ы] не встречается).
10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.
Согласных звуков, чётко различающихся в русском языке (например, перед гласными), - 36: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [з], [з"], [й"], [к], [к"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [п], [п"], [р], [р"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [щ"] (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный [ж"]). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики - в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и) или ь (мал [мал] - мял [м"ал], кон [кон] - конь [кон"]).
Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Гласных звуков, различающихся под ударением, - 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:
1) обозначают 2 звука ([й"а], [й"у], [й"о], [й"э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й"́ама], моя [май"́а], объять [абй"́ат"];
2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твёрдости / мягкости согласного звука: мёл [м"ол] - ср.: мол [мол] (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного - пюре [п"ур́э]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: пос[т"э]ль - пас[тэ]ль);
3) буквы е, ё, ю после непарного по твёрдости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э], [о], [у]: шесть [шэс"т"], шёлк [шолк], парашют [параш́ут].
Фонетика - раздел русского языка, который изучает звуки и буквы.
Звуки речи - наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.
Буквы - условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.
Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика.
Все звуки речи в русском языке делятся на гласные и согласные.
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.
Гласных звуков - 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].
Буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Эти йотированные буквы обозначают:
Один звук после мягкого согласного: [э] - [м"эл]; [о] - [л"от]; Гу] - [л"ук]; [а] - [м"ач];
Два звука:
а) в начале слова: [йама];
б) после Ь и Ъ: [п"йут];
в) после гласного звука: [пайут].
Все гласные звуки делятся на:
Ударные;
Безударные.
Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду.
Согласных звуков - 37: [б], [б"], [в], [в*], , [Д]. [дЧ. [з], [а»], [п], [п"], [ф], [фЧ, [к], [кЧ, [т], [тЧ, [с], [сЧ. [л], [лЧ, [м], [мЧ. [н], [нЧ, [р], 1рЧ> М, [хЧ, [ж], ГжЧ, [ш], [щЧ, [чЧ, [д], [йЧ.
Все согласные звуки делятся на группы:
Звонкие - глухие;
Твердые - мягкие.
Парные согласные по звонкости - глухости:
[б] | [В] | [г] | [Д] | [ж] | |
и | [ф] | [к] | [т] | [ш] | [С] |
Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й]. Непарные глухие согласные: [х ], [ц], [ч], [щ]. Большинство согласных звуков имеют пары по твердости - мягкости:
[б] - - [вЧ, [Г] - [гЧ, [д] - [дЧ, - [зЧ, [К] - [к"], [л] - [лЧ, [м] - [мЧ, [Н] - [нЧ, [п] - [пЧ, [р] ~ [РЧ> [с] - [сЧ. [т] - [тЧ, [ф] - [ФЧ. W - [хЧ.
Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные: [чЧ> [щЧ» [**4-
Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.
Оглушение происходит:
На конце слова: лоб [лоп];
Перед глухими согласными: лодка [лотка]. Озвончение наблюдается перед звонкими согласными: молотьба [малат"ба].
1. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [О]?
а) легкий, сонный, желтый
б) черствый, дремота, простыня
в) печем, избалованный, огниво
г) четкий, донельзя, емкость
2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?
а) мяч, лентяй, рьяный
б) святой, поклон, мята
в) клянусь, ляжет, тянет
г) ледяной, дятел, прогон
3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?
а) цинк, мыльный, жидкий
б) чинный, цикл, демонстрация
в) жестяной, жильцы, циркуль
г) чиновник, крыльцо, дышит
4. В каком ряду во всех словах есть гласный [Э]?
а) гребень, тень, клетка
б) дремать, энциклопедия, дерево
в) плести, эра, эмоции
г) трепать, эмиграция, трель
5. Укажите, в каком слове все согласные звуки твердые.
б) желтизна
в) широкий
г) жернова
6. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.
а) щуриться
б) чистить
в) мелкий
г) щетина
7. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?
а) роль, йод, дружба
б) май, браво, драже
в) огород, гурьба, ноль
г) яма, бриз, боль
8. В каком ряду располагаются слова, где все согля ные глухие?
а) щука, торопиться, чек
б) цыц, стог, косить
в) шаг, пакет, ходовой
г) пес, крот, тоска
9. В каком ряду во всех словах есть звук [j]?
а) петь, яма, льняной
б) емкость, рояль, стоять
в) клев, прелесть, бьют
г) тряпка, сядет, яркий
В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?
а) стог, город, горох
б) герб, герань, рог
в) голова, гамак, дорога
г) глушь, ворог, грузчик
11. В каком ряду во всех словах есть звук [Д]?
а) деготь, дом, род
б) мода, код, дерево
в) сода, доступ, доблестный
г) стадо, дебаты, дар
12. В каком ряду во всех словах есть звук [Д"]?
а) дьяк, дюжина, падь
б) дышать, ходить, федерация
в) деятельность, дивизия, диалог
г) диплом, полдень, труд
13. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф]?
а) кафе, фронт, федерация
б) феномен, строфа, фикус
в) фурункул, катастрофа, факт
г) фанера, фейерверк, фельдшер
14. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф"]?
а) футбол, дефицит, вприпрыжку
б) функция, правка, плов
в) фильм, циферблат, отправь
г) феерия, червь, вползти
15. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?
а) образ, глаз, матрас
б) здоровье, косьба, трасса
в) массовый, корыстный, сделать
г) сбросить, вывоз, дрозд
16. В каком ряду во всех словах произносится звук [С"]?
а) сувенир, сюрприз, счет
б) изморозь, сигнал, присесть
в) посев, сбитый, плесень
г) корсет, сейф, ситец
17. В каком раду во всех словах произносится звук [Т]?
а) огород, склад, брод
б) местный, демократия, тонус
в) опасный, тревожный, разъезд
г) трогательный, теннисный, проезд
18. В каком ряду во всех словах есть звук [Т*]?
а) карате, партер, тембр
б) табель, скатиться, убедиться
в) титульный, петь, тяжкий
г) тысяча, бороться, трон
19. В каком ряду во всех словах встречается звук [В]?
а) вера, добавить, завидовать
б) водить, оловянный, свобода
в) вширь, выдержать, готовь
г) вода, добавление, вышина
20. В каком ряду во всех словах встречается звук [Б]?
а) столб, богатый, берег
б) буравить, болезнь, подобраться
в) белеть, пробежать, бокс
г) пробка, робкий, блажь
21. В каком ряду во всех словах есть звук [Ш]?
а) шарж, шорты, шинковать
б) широкий, пробежка, вожжи
в) булочная, конечно, дрожжи
г) счастливый, шествовать, шерсть
22. В каком ряду во всех словах есть звук [Ж]?
а) жареный, стежка, живот
б) грабёж, желтый, живительный
в) кожа, жатва, рубеж
г) божественный, ухаживать, жевать
23. В каком ряду во всех словах есть звук [Ч"]7
а) черный, алчный, нарочно
б) вечность, чемодан, яичница
в) конечно, чулки, чахнуть
г) чудовище, численность, чрезмерный
24. В каком ряду во всех словах встречается звук [Щ]?
а) щавель, счастье, пощада
б) счет, щель, расчистить
в) перебежчик, щенок, плюшевый
г) грузчик, щи, широкий
25. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.
а) выдающийся
б) восемьсот
в) пьедестал
г) укрываться
26. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.
а) расписание
б) необъятный
в) просьба
г) проезжающие
27. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
б) портьера
в) прилетать
г) указание
28. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.
а) просьба, косьба, сжал
б) свадьба, жуткий, грозди в) вокзал, гербарий, позже
г) футбол, брызжут, сожженное
29. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.
а) столб, низкий, ров
б) друг, испуг, косьба
в) вперед, дрожь, шефствовать
г) огород, веревка, сердце
30. Укажите случаи, в которых написание и произношение совпадают.
б) расплата
в) подписаться
г) обаяние
31. Укажите, в каком ряду все слова состоят из 5 звуков.
а) полет, пьесы, пальто
б) сапог, вожжи, драться
в) язык, съемка, ветер
г) польза, сатин, яркий
На уроке формируется понятие о фонетике как разделе науки о языке, повторяются сведения о русском алфавите; учащиеся познакомятся с правилами составления фонетической транскрипции, узнают об особенностях звукописи как одном из средств выразительности речи.
Тема: Фонетика. Графика. Орфография
Урок: Фонетика. Звуки речи. Алфавит
Изо дня в день мы произносим хорошо знакомые нам слова. Но очень редко задумываемся над тем, как это у нас получается. Например, как у нас получается произносить такое знакомое слово «здравствуйте»? Мы произносим определенное сочетание звуков, которое складывается в нашем сознании в соответствующее понятие. В слове «здравствуйте» мы произнесли 11 звуков. Три из них гласные звуки, 8 согласные. Все эти звуки произносятся нами в определенном порядке. Произносим мы не просто звуки, ведь звуками мы считаем и шум автомобиля, и скрип открывающейся двери, и лошадиный топот. Животные тоже производят самые различные звуки. Мы же произносим звуки, из которых состоят слова. Это звуки речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Графика
Знание алфавитного порядка поможет нам, например, сориентироваться в орфографическом или каком-либо другом словаре, в алфавитном порядке располагаются различные списки, например, фамилии учащихся в классном журнале.
Транскрипция слова
Нам часто приходится запоминать правописание безударных гласных и удвоенных согласных. Почему нам приходится запоминать написание таких слов? Почему нам приходится искать проверочные слова и изучать большое количество правил орфографии? Всё потому, что произношение слова далеко не всегда совпадает с его написанием. И не всегда количество звуков и букв в слове одинаковое. И мы можем записать не только слово по правилам орфографии, но и с помощью букв и дополнительных знаков записать звучание слова. Такая «звуковая» запись называется транскрипцией.
Практическое наблюдение
Транскрипция слова записывается в квадратных скобках.
Транскрипция слова «молоко» - [ малако́ ]. Обратите внимание, что в безударном положении мы не произносим звук [о], а произносим звук [а]. В этом слове 6 букв и 6 звуков. Транскрипция слова «перила» - [ п’ир’и́ла ]. В безударном положении всегда произносится звук [и]. Кроме этого, вы видите специальные знаки в виде «запятой» вверху буквы. Это апостроф, он обозначает мягкость согласного.
Транскрипция слова «тень» -[т’эн’]. Обратите внимание на то, что буква е в этом слове передает звук [э]. Мягкий знак не обозначает букву. Таким образом, в этом слове 4 буквы, 3 звука.
Транскрипция слова «солнце» - [со́нцэ]. Здесь обращаем внимание на непроизносимый согласный. Звук [л] в этом слове мы не произносим, следовательно, и в транскрипции он не отображается. Таким образом, в слове 6 букв, 5 звуков.
Транскрипция слова «ягода» - . В этом слове буква я обозначает два звука, поэтому в нем 5 букв, 6 звуков.
Звукопись
Возможно, вы заметили, что определенные звуки или их сочетания вызывают у нас ассоциации о том или ином явлении. Например, сочетание звуков [г] и [р] напоминает нам раскаты грома. В своем стихотворении Федор Тютчев специально повторяет сочетание этих звуков, чтобы создать образ грозы: Люблю гр озу в начале мая,
Ког да весенний пер вый гр ом,
Как бы р езвяся и игр ая,
Гр охочет в небе г олубом.
Гр емят р аскаты молодые…
Или отрывок из стихотворения Михаила Лермонтова. Поэт с помощью звука [л] передает образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки:
Русал ка пл ыл а по реке гол убой,
Озаряема пол ной л уной;
И старал ась она допл еснуть до л уны
Серебристую пену вол ны.
Такое свойство выразительной речи называется звукописью.
Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.
На досуге можете попробовать рассказать о каком-то явлении, используя звукопись. Или предложите в классе творческое соревнование на самое оригинальное использование звукописи.
Следует заметить, что возможность звукописи была давно замечена народом и нашла свое отражение в шуточных песенках, частушках и, конечно же, в скороговорках. Скороговорки придуманы не только для забавы, они помогают отработать хорошую дикцию. Сначала скороговорку произносят медленно, обращая особое внимание на сложные для произношения сочетания звуков. А затем скороговорку нужно произносить как можно быстрее, повторяя ее несколько раз.
От топота копыт пыль по полю летит.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
Все бобры для своих бобрят добры.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Домашнее задание
Задание №1
Запишите транскрипцию данных слов и определите количество букв и звуков.
Якорь, молва, грустный, река.
Задание №2
Запишите данные слова в алфавитном порядке. Если первая буква в разных словах одинаковая, следует смотреть на вторую букву, если и вторая одинаковая, то на третью. Запомните написание выделенных букв.
Винегрет, аккуратный, алфавит, путешествие, горизонт, хозяйство, директор, количество, пассажир, шоссе, чернила, коллекция, карикатура, авиация, одиннадцать, фиалка, акробат, долина.
1. Научно-образовательный портал: Originweb.info ().
О происхождении русского алфавита
2. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. ().
Фонетика
Литература
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.