Процедура опознания погибших. Как проходит и когда назначается

Идентификация погибших в катастрофах - это очень сложная работа. О видах экспертиз читайте в материале ИА "Амител".

Рано утром в Санкт-Петербурге приземлился первый борт с телами 171 пассажира самолета А321, потерпевшего крушение 31 октября в Египте. В настоящее время тела в фурах-рефрижераторах доставляют в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы. О том, как в таких сложных ситуациях проводят экспертизы и определяют личности погибших, в материале ИА "Амител".

Когда назначается генетическая экспертиза?

Опознание тела в первую очередь проходит по внешности, стрижке, шрамам, татуировкам и другим отличительным характеристикам, присущим конкретному человеку.

Никто не исключает обычного опознания родственниками. Если близкие на 100% узнают погибшего, этим может все и ограничиться. Отметим, что любая экспертиза назначается следствием и степень достаточности данных определяется следственными органами.

Читайте также: Судмедэксперты начинают работу с останками погибших пассажиров

Генетическая экспертиза назначается в тех случаях, когда останки сильно обезображены и нет возможности опознать тело. В таких случаях именно генетическая экспертиза на 99,9% поможет идентифицировать личности погибших.

ДНК является "биологическим документом", который, в отличие от паспорта, невозможно потерять. Дезоксирибонуклеиновая кислота - это носитель генетической информации о человеке. Для проведения молекулярно-генетической экспертизы данные анализа ближайших родственников или образцов, зарезервированных на станции переливания крови, сопоставляют с результатами данных, изъятых с мест происшествия. Это позволит установить или опровергнуть родственные связи между людьми и таким образом идентифицировать погибшего.

Виды экспертиз

В случае, если тело обезображено до такой степени, что взять образцы тканей не представляется возможным, применяется более сложное исследование.


"Способов идентификации личности очень много. Можно определить человека по органам, тканям, индивидуальным приметам, зубной формуле, особенностям строения тела. Плюс очень большая работа проводится непосредственно на месте трагедии по сортировке людей, установлению места посадки, которое фиксируется в билете", — пояснил Алексей Шадымов, заведующий кафедрой судебной медицины и права АлтГМУ.

Эти действия примерно одинаковы как при крушении самолета, так и, например, взрыве в шахте или других катастрофах. Это сложная система последовательных действий для установления личности. И одного результата, как правило, недостаточно, необходимо хотя бы совпадение двух и более результатов видов исследования.

"Есть анализ по тканям, по волосам, по особым приметам, по фотосопоставлению идентификационно значимых костных останков. Обычно для этого используется череп. Это долгая, кропотливая работа", — рассказал Алексей Шадымов.

Время готовности анализа зависит от количества предоставленного материала, вмешательства туда агрессивных сред и от оснащения аппаратурой привлеченной лаборатории. Например, если человек обгорел, намного труднее сделать анализ и вычленить необходимые данные, и это влияет на время готовности результатов. После чеченской кампании идентификация неопознанных тел заняла, например, несколько лет.

Если у человека нет кровных родственников, учитываются анализы в медицинских документах, возможно, он был донором или сдавал анализы в лабораторию. Все найденные следствием данные будут сравниваться. Нет одинаковой схемы, если не подходит одна, ищут другую.

ЗАБЫВАЛИ ИМЕНА

Понедельник. Девять утра. По Екатерининскому проспекту медленно движется фура-рефрижератор, ее сопровождают две машины ДПС. Грузовик направляется к зданию бюро судебно-медицинской экспертизы. В кузове - скорбный груз 200. В печальном кортеже выделяется только рисунок на бортах рефрижератора - два пляшущих пингвина. Что поделать, машина гражданская. Под хмурым петербургским небом от этой картинки рвалось сердце.

Родных погибших пассажиров рейса Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург просили приехать на опознание не раньше девяти утра. Но люди от горя не спали уже вторые сутки. Ничто не держало их дома. В глазах родственников - пустота. Надежды больше нет. Совсем.

Вопросы спасателей о документах, вещах, подписях пролетали мимо.

Как меня зовут? Меня зовут Алексей... Нет, Александр, - сорокалетний мужчина несколько секунд беспомощно смотрел на пришедшего с ним друга и вдруг начал рыдать. - Володя, я не помню, как меня зовут. Представляешь, не помню. Как! Меня! Зовут!

Истерика прекращается, словно кто-то щелкнул выключателем.

Мужчина, игнорируя и спасателей, и журналистов, пошел вдоль дороги. Полицейский у входа в бюро молча смотрел ему вслед. Подобное он видел уже не раз.

В ОБМОРОК НЕ ПАДАЛИ

К зданию бюро судебно-медицинской экспертизы пропускали только родственников погибших и тех, кто был здесь по работе. Остальным даже у входа стоять запрещали.

Тут очень тяжело, - признался сотрудник МЧС Андрей, выбежавший в «самоволку» до ближайшего ларька за сигаретами. - Приезжает машина, мы выгружаем тела, потом небольшая передышка и снова выгружаем. Хочу напиться. У нас все хотят. До чертиков. Сейчас нельзя... В обморок ребята не падали, но очень хотелось.

Впрочем, Андрей признался: уж лучше выгружать тела, чем работать с родными, которых привели на опознание.

Не представляю, как себя чувствуют наши психологи. Там десятки женщин, мужчин, и у каждого своя трагедия. Уж лучше бы они кричали, рыдали. Но они молчат, - поделился впечатлениями спасатель. - Как роботы.

ЛУЧШЕ ПО ФОТОГРАФИИ

Опознание проходило медленно не только потому, что люди приезжали небольшими группами. Просто не у каждого хватало смелости увидеть родного человека мертвым. У входа в бюро замерла девушка. Она курила сигарету за сигаретой и мяла в руках документы. Стояла перед зданием пятнадцать минут и не сделала ни шага.

С многими родственниками погибших приезжали их друзья - для моральной поддержки. Ведь в мгновение осиротевшие люди не могли заставить себя взглянуть даже на фотографии.

Ее спросили, может ли она посмотреть хотя бы на снимок. Кивнула. Но повернуть голову и взглянуть не получилось, - перешептывались между собой два парня. Они привезли в бюро свою соседку. Один сопровождал ее на экспертизу.

Если человек не может узнать близкого по фотографии, ему приходится смотреть на тело.

К ЧЕМУ ЦВЕТЫ

Сразу после процедуры опознания спасатели старались «загрузить» людей какими-то мелкими поручениями. Только бы они не думали о том, что увидели в зале.

Надо ему рубашку привезти. Ту, которую мы ему летом купили, - говорит самой себе старушка в потертом сереньком пальто. - Обязательно надо принести ему эту рубашку. И брюки. Новые, а то старые уже порвались. Мне так сказали...

Хуже всего приходилось тем, кто не смог опознать родного человека.

Я не смогла никого узнать, - прижавшись к забору, рыдает немолодая женщина. - Господи, а если не смогу? Что, если его так и похоронят безымянным?

Возможно, получится чуть позже, - гладит ее по спине мужчина с заплаканными глазами.

Многие приезжали с цветами, хотя зачем они на опознании? Это ведь не похороны... Но для родных тех, кто погиб в небе над Синаем, эти красные гвоздики - первая дань памяти. Цветов, слез, мягких игрушек и свечей будет еще очень и очень много.

СПРАВКА «КП»

Как проходит процедура опознания

По предварительным данным, самолет развалился еще в воздухе. Часть тел обгорела, другие серьезно пострадали. Чтобы не подвергать родных погибших еще большему стрессу, с телами первым делом работают следователи и работники бюро судмедэкспертизы.

Исходя из описания, предоставленного родственниками, следователи ищут кого-то конкретного. Показывать людям всех - это слишком жестоко. Поэтому сначала пытаемся отыскать нужного человека по приметам, - пояснили «Комсомолке» в оперативном штабе.

Первым делом родным показывают фотографии тел. И только если есть сомнения и вопросы, людей проводят в зал, где стоят гробы с останками.

При этом в штабе не исключают, что на опознание нескольких пассажиров может уйти больше месяца. Столько времени понадобится на то, чтобы дождаться результатов экспертизы ДНК . Идентифицировать тела визуально вряд ли удастся - они сильно обгорели.

В сегодняшней заметке речь пойдет про опознание трупа. Итак, опознание трупа — это следственное действие, которое проводится методами и позволяющее установить личность умершего человека. Иногда опознание трупа может быть единственным средством установления личности погибшего.

Следователь осуществляет предъявление трупа для опознания в том случае, когда на месте происшествия личность погибшего не установлена.

Ввиду специфики данного объекта для опознания на него не распространяется правило о предъявлении среди сходных объектов (ч.4 ст.193 УПК РФ), однако все остальные требования уго­ловно-процессуального закона относительно предъявле­ния для опознания подлежат соблюдению.

Первостепенное внимание при опознании трупа обра­щается на прижизненные особые приметы (следы операций и ранений, татуировки, родимые пятна, особенности зубного аппарата и т.д.).

Во избежание ошибки из-за сходства одежды на трупе и одежды искомого человека, целесообразно лицам, хорошо знавшим умершего, предъявлять труп без одеж­ды, прикрыв тело простыней и открывая отдельные его части для демонстрации особых примет. Лицам же, мало знавшим умершего или видевшим его однократно, труп предъявляется в одежде.

Как и при опознании живых лиц, опознающие труп должны быть предварительно подробно допрошены о приметах опознаваемого.

Предъявление трупа для опознания может проводиться как на месте происшествия, так и в морге.

В первом случае обычно труп предъявляется для опознания после осмотра места происшествия. «Туалет» трупа на месте происшествия не делается, он предъявляется в той одежде, в какой его обнаружили.

Часто труп приходится предъявлять для опознания большому числу лиц. Так, при обнаружении трупа на дороге он предъявляется жителям окрестных населенных пунктов. В указанных случаях предварительный допрос лиц, которые могут опознать труп, не производится, так как они не знают, чей труп будет предъявлен, однако, если труп опознан, они подробно допрашиваются о тех признаках, по которым он опознан.

Целесообразно последовательно предъявить труп нескольким лицам, приняв меры к предотвращению их общения друг с другом и нежелательно­го воздействия мнения одних на выводы других.

Предъявление трупа для опознания в морге осуществляется следователем. В случаях быстрого естественного видоизменения трупа, а также повреждений в результате происшествия, транспортировки, обезображивания грызунами и хищни­ками до предъявления трупа для опознания, его подвергают специальному туалету, а иногда и реставрации, что делается после судебно-медицинского исследования, в том числе экспертного.

Предъявляемый объект (труп) сам по себе специфичен, так как опознавательные признаки, характеризующие внешность человека, на трупе быстро видоизменяются, а потом быстро исчезают.

Для опознания трупа наряду с данными о приметах внешности большое значение приобретают имеющиеся у потерпевшего патологические особенности, рубцы,
огнестрельные раны, деформации в скелете, татуировки. Весьма ценным обстоятельством для идентификации личности являются свойства и особенности
зубного аппарата.

Если труп обезображен, то приглашается судебный медик, который производит реставрацию или «туалет» трупа. При этом, опознание трупа осложняется необычной обстановкой и особенностями самого объекта. Труп предъявляется для опознания один.

Если труп не опознан, рекомендуется снять с лица гипсовую маску, а также сделать сигналетические снимки и сфотографировать особые приметы. В случае, если для опознания предъявляется часть трупа, соблюдаются те же условия, что и при предъявлении целого трупа.

После предъявления трупа для опознания следователь в присутствии понятых составляет протокол опознания. При этом, правильность опознания трупа проверяется путем допросов других лиц, а также с помощью криминалистической и судебно-медицинской экспертиз.

Обломки разбившегося на Синае аэробуса разбросаны по достаточно большой площади, тела погибших пассажиров пострадали очень сильно. Для опознания большинства жертв понадобятся специальные методы.

На месте авиакатастрофы судмедэксперты фотографируют уцелевшие фрагменты тел. Потом в лаборатории их могут сканировать, иногда даже в формате 3D. Главные детали, которые ищут специалисты - татуировки, родинки и другие «особые приметы». Но часто тела повреждены настолько, что визуальными средствами опознать погибших невозможно.

В таких случаях нередко используют идентификацию по зубам. Здесь самые важные признаки - это особенности строения зубов или их повреждения, например, кариес, пародонтоз, любые операции, которые проводили на челюсти, или, например, протезирование. По статистике, в 90% авиационных катастроф личность жертв устанавливают именно по стоматологической экспертизе.

Также используются и отпечатки пальцев. Тем более, что с прошлого года эти данные обязательно должны быть в загранпаспортах нового образца. Папиллярный узор на подушечках остается неизменным в течение всей жизни человека. Более того, у каждого этот узор уникален. Но есть нюанс - такой метод применим только в том случае, если пассажиры биометрический паспорт оформляли, а он пока далеко не у всех. К тому же многие тела сильно обгорели. Насколько в этом случае применим метод дактилоскопии, должны решить эксперты.

Еще один используемый метод - анализ по ДНК. Его можно провести четырьмя разными способами. В одном для сравнения нужна митохондриальная молекула. Теоретически, извлечь ее можно из любой ткани. В этой митохондрии как раз находится большая часть наследственной информации, по которой и опознают родственников. После катастрофы рейса Шарм-Эль-Шейх - Санкт-Петербург у родных погибших в экстренном штабе эксперты взяли образцы слюны. Этот генный материал российские специалисты увезли в Египет, где и начнется процедура сличения.

Идентификацию по ДНК ввели в 2010 году после опознания жертв катастрофы самолета A330 в Триполи. Такой же метод анализа применялся при опознании жертв катастрофы борта MH17, который потерпел крушение прошлым летом в небе над Украиной. Тогда благодаря ДНК-экспертизе из 298-ми погибших были опознаны 296 человек.

На месте катастрофы нашли 163 тела. Обещают, что вся процедура опознания будет проходить в России, в петербургском бюро судмедэкспертизы. Пока сложно сказать, как именно это будет выглядеть. Но если вспомнить катастрофу с самолетом Анапа - Петербург в 2006 году, опознание происходило в небольшой комнате недалеко от места трагедии.

Фотографии погибших тогда просто показывали на экране. Родственники признавались, это было самым тяжелым испытанием. Причем таким образом опознать сразу удалось тогда 25 тел. Идентифицировать остальных 150 пассажиров пришлось по ДНК. Для этого родственников просили сдать образцы своей крови.

В результате авиационной катастрофы на тело пострадавшего нередко оказывает повреждающее действие одновременно или в быстрой последовательности следующие несколько факторов, причем действие одного фактора часто перекрывается другим:
1) динамические и ударные перегрузки;
2) встречный поток воздуха;
3) взрывная декомпрессия;
4) атмосферное электричество;
5) термическое воздействие;
6) токсические продукты горения и пиролиза;
7) тупые предметы, расположенные внутри самолета;
8) взрывная волна;
9) наружные части самолёта;
10) работающие двигатели;
11) высотная декомпрессия;
12) тряска, вибрация.

При столкновении самолёта с препятствием, могут вызывать перегрузки, достигающие очень больших величин порядка десятков и даже сотен единиц g. Тело при этом отрывается от спинки кресла и удерживается привязными ремнями. В зависимости от величины перегрузки, последствия для пострадавших могут носить различный характер - от функциональных нарушений дыхания и кровообращения, связанных с относительным перемещением внутренних органов груди и живота, и потери сознания - до механических повреждений привязными ремнями в виде ссадин, кровоподтеков, иногда разрывов кожи и мягких тканей, травмы позвоночника, а при столкновении самолёта на большой скорости с препятствием или землей - в виде грубых повреждений всех тканей на уровне привязных ремней вплоть до отрыва верхней части туловища. В последнем случае, как правило, происходит последующее значительное разрушение головы и туловища в результате удара этими частями тела о расположенные впереди предметы.

Радиальные ускорения и соответствующие им перегрузки возникают при попытках выйти из пикирования в аварийных ситуациях. В этих случаях происходит значительное смещение мягких тканей, внутренних органов и особенно крови в крупных сосудах, сопровождающееся резким нарушением дыхания, кровообращения, функций центральной нервной системы, расстройством зрения, потерей сознания, а также травматическими повреждениями тканей и жизненно-важных органов.

При направлении перегрузки в направлении голова-ноги значительная часть циркулирующей крови (до 1/4 всей массы) перемещается в сосуды брюшной полости и конечностей вследствие чего нарушается работа сердца, развивается анемия головного мозга с потерей сознания. Исход в такой ситуации будет зависеть от длительности бессознательного состояния и высоты полёта, на которой произошла потеря сознания. В результате смещения и деформации внутренних органов и тканей брюшной полости и резкого переполнения их кровью могут наблюдаться множественные кровоизлияния в брыжейку кишечника, под капсулу и в связки внутренних органов, рыхлую жировую клетчатку.

Перегрузки, направленные от ног к голове, человек переносит гораздо тяжелее. Уже при ускорении порядка 4-5 g происходит сильный прилив крови к голове, сопровождающийся покраснением и отечностью лица, носовым кровотечением, множественными мелкими кровоизлияниями в кожу лица, конъюктиву глаз, оболочки и вещество головного мозга. Резкое повышение внутричерепного давления приводит к быстрой потере сознания и смерти. При этом могут наблюдаться переломы верхних и нижних конечностей, компрессионный перелом позвоночника, переломы основания и свода черепа, травмы мягких конечностей.

Встречный поток воздуха при больших скоростях полёта (800-1000 км/ч и более) обладает свойствами твердого тела, так как сила давления воздушного потока в этих условиях превышает вес человека в 50-70 раз. Встречный поток воздуха может сорвать предметы обихода и одежды. При срыве кислородной маски происходит резкая деформация мягких тканей лица с обширным кровоизлиянием и отслойкой их от подлежащих костей, разрывом углов рта, повреждением глазных яблок. Струя воздуха, проникшая под большим давлением в верхние дыхательные пути и пищевод, может привести к баротравме лёгких и желудка; рефлекторное нарушение дыхания и прекращение подачи кислорода вызывает острое кислородное голодание. В результате срыва рук с подлокотников и ног с подножек происходит
разбрасывание конечностей, сопровождающееся вывихами, растяжением суставных связок, надрывами мышц, кровоизлияниями.

Взрывная декомпрессия наблюдается в полёте на высоте свыше 8-9 тыс.метров в результате аварийной разгерметизации кабины. Как следствие резкого перепада давления у человека может возникнуть баротравма легких и слухового аппарата, а также газовая эмболия. Баротравма слухового аппарата сопровождается разрывом барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, кровоизлиянием в ткани среднего и внутреннего уха и барабанную полость.

При баротравме легких отмечается жидкая кровь в дыхательных путях, острое вздутие легких, множественные очаговые кровоизлияния и разрывы легочной ткани. Наряду с крупноочаговым характером изменений в легочной ткани по ходу разветвлений бронхов наблюдаются также мелкие разрывы и кровоизлияния.

Тупые предметы расположенные внутри самолёта являются основным повреждающим фактором при падении и ударе самолёта о землю. При этом происходит деформация и разрушение его конструкции, а также взаимное смещение находящихся в самолёте людей и окружающих их предметов. Возникающие ударные перегрузки в зависимости от скорости и угла падения самолёта могут превышать в сотни и даже тысячи раз силы воздействия на пострадавших, наблюдаемые при авариях наземного транспорта.

Результатом ударных перегрузок огромной силы может быть грубое разрушение тела с отрывом отдельных частей его (головы, конечностей, тазовой области) с обширными разрывами и размозжением кожи и мягких тканей, раздроблением костей, вскрытием полостей тела и размозжением, отрывом, перемещением внутренних органов или выбросом их наружу.

Взрывная волна является самым мощным повреждающим фактором, возникающим в результате взрыва горючего в топливных баках или теракта. Чаще всего первый взрыв происходит в момент удара самолёта о землю, иногда в воздухе после касания земли. При падении реактивного самолёта на землю в режиме пикирования с последующим взрывом воронка может достигать глубины нескольких метров. Мощная взрывная волна вызывает полное разрушение конструкций самолёта и тел. При этом останки обнаруживаются как в самой воронке, так и вне её, разбросанными на площади радиусом до 300-500 м. При взрыве в воздухе после касания земли, останки людей, находившихся в самолёте, оказываются разбросанными на расстоянии до 3 км по направлению полёта и до 1,5 км в стороны от места взрыва.

При полном разрушении тела в результате взрыва обычно обнаруживают отдельные небольшие лоскуты кожи без осаднения краев их, ушные раковины с частью височной кости, куски внутренних органов, костные отломки с обрывками мягких тканей, иногда кисти, стопы или их части. При теракте обширные повреждения с отрывами частей тела, множественными сквозными и слепыми осколочными ранениями получают лица, находящиеся непосредственно вблизи места взрыва, остальные чаще всего погибают в результате механических повреждений при последующем падении самолёта и ударе его о землю.

В результате действия пламени может произойти воспламенение одежды, ожоги тела, а также посмертное обгорание трупов, достигающее крайних степеней с обугливанием мягких тканей и костей вплоть до их испепеления. Иногда пожару предшествует взрыв, в этих случаях термическому воздействию подвергаются уже останки трупов.