Проблемы акционирования муниципальных унитарных предприятий. Акционирование, как способ приватизации

3.3. Акционирование государственных предприятий

Первым решительным шагом правительства в этом направлении стал широко известный Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 о принудительном акци­онировании федеральных предприятий. Хотя качество проработки типовых документов и умышленная примитивизация ряда процедур акционирования вряд ли могут быть оценены очень, высоко, тем не менее сам факт ускоренного преобразования около 6 тыс. пред­приятий в АО был во многом оправдан следующими соображениями:

Выпуск ваучеров в условиях возможного инве­стиционного кризиса в сфере приватизации рассмат­ривался ГКИ как важный канал подкачки инвестици­онного спроса со стороны населения, и в этом смысле акционирование значительного числа предприятий и эмиссия их акций были необходимы для обеспечения адекватного инвестиционного предложения;

Акционерная форма собственности (даже без сме­ны собственника) казалась более приемлемой для со­здания условий эффективного привлечения и перелива капитала между экономическими агентами в ситуации кризиса источников финансирования (собственной при­были, бюджета, банковских кредитов).

Работа по акционированию крупных госпредпри­ятий началась практически сразу после вступления в силу Указа № 721.

Таблица 2. Итоги акционирования государственных предприятий в Российской Федерации к 1 июля 1994г.

Подлежат обязательно (крупные) Преобразуются добровольно (средние) Подразделения, выделенные в виде АО
на 1.01. 1993 на 1.07. 1994 на 1.01. на 1.07. 1993 1994 на 1.01. на 1.07. 1993 1994
Включены в реестр пред­приятий, под­лежащих акци­онированию 4978 7129 - - - -
Принято ре­шение о преоб­разования (комитетом) 2520 5437 2545 17 738 547 1784
Утверждено планов прива­тизации и ак­тов оценки 1326 4982 1546 17042 283 1053
Количество зарегистриро­ванных АО 674 4368 737 15 936 139 997
Уставный ка­питал (млрд руб.) 116,5 834 28,6 247 2,7 23
Стоимость имущества, пе­редаваемого по льготным схемам (млрд руб.) 24,5 231 10,0 56 0,44 10

Если к 1 января 1993 г. в реестр предприятий, подлежащих обязательному акционированию, было включено 4978 предприятий, а зарегистрировано как акционерное об­щество 674, то к 1 июля 1994 г. эти показатели со­ставили соответственно 7129 и 4368. Всего же к 1 июля 1994 г. было зарегистрировано в качестве АО свыше 20 тыс. бывших государственных предприятий с совокуп­ным уставным капиталом 1,1 трлн рублей (старые балансовые цены), а в разных стадиях акционирования находилось и было включено в общероссийский реестр акционируемых предприятий более 30 тыс. предпри­ятий с оценочным уставным капиталом более 1,3 трлн рублей. Важно отметить, что около 23 тыс. из этих предприятий включились в процесс акционирования добровольно. Таким образом, чисто формально пред­ложение в рамках массовой приватизации было подго­товлено неплохо.

Безусловно, в перспективе значительная часть паке­та акций работников перейдет в руки "внешних" ин­весторов. Тем не менее любой промежуточный этап между моментом первич­ного распределения акций и появлением серьезного акционера - обладателя крупного пакета является не­сомненным препятствием для эффективного управле­ния АО со всеми вытекающими последствиями. В этом смысле разумной политикой было бы постепенное ограничение соответствующих прав работников пред­приятий.

3.4. Политика продажи акций. Чековые аукционы

В соответствии с курсом ГКИ на приоритетную поддержку ваучерной приватизации в нормативныхдокументах жестко определена последовательность продажи акций конкретного предприятия: закрытая подписка для работников, продажа акций (именно акций, а не пакетов) на чековом аукционе, и только после этого продажа на инвестиционном конкурсе, из фонда акционирования работников предприятия и иные спо­собы. Все предприятия, принудительно преобразованные в АО, были разделены на пять групп в произволь­ной пропорции, акционирующиеся же добровольно - в зависимости от срока регистрации АО. Для каж­дой группы определялся крайний срок проведения че­ковых аукционов.

Количество акций, подлежащих продаже на чеко­вом аукционе, определялось как разность между об­щим количеством акций, подлежащих продаже за чеки (от 35 до 90% в зависимости от уровня собственности), и количеством акций, продаваемых за чеки по закры­той подписке и должностным лицам администрации на льготных условиях. Позднее была определена еди­ная обязательная квота акций, выставляемых на чеко­вый аукцион, в 29% от общего числа. Первый тип заявки - без указания минимума акций за 1 чек - должен удовлетворяться полностью, второй - с ука­занием предельной цены - в зависимости от спроса на акции. С учетом опыта проведения первых аукци­онов была также предусмотрена возможность дробле­ния номинала акции для удовлетворения всех заявок первого типа.

Несмотря на довольно жесткое законодательство, в течение всего срока проведения аукционов сохраня­лись такие негативные тенденции, как сопротивление властей в ряде регионов (по данным Аналитического центра администрации Президента РФ, в 1993 г. в 30-40% регионов было реализовано менее 3% че­ков, а 10 регионов обеспечивали 50% продаж всех акций) и отраслевых министерств.

Первые восемь показательных чековых аукционов прошли в декабре 1992 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Нижнем Новгороде и ряде других горо­дов. Всего же в декабре 1992 г. - июне 1994 г. в 86 регионах России на чековых аукционах были выстав­лены акции более 15 тыс. предприятий с суммарным уставным капиталом более 1,1 трлн. рублей и с числом занятых свыше 17 млн. человек, или почти 2/3 занятых в промышленности.

кол-во предпр. число регионов, в которых проведены аукционы сумм. уст. кап., млрд. руб. число занятых на предпр, тыс. чел. суммарный проданный уст. кап. число принятых чеков
Декабрь 1992 г. 18 9 3,0 42 0,51 0,16
1993г.
Январь 107 26 5,7 184 0,60 0,15
Февраль 195 40 6,4 174 1,49 0,54
Март 436 56 22,5 525 5,27 2,25
Апрель 618 69 30,1 811 7,03 4,43
Май 577 72 23,3 519 4,60 3,62
Июнь 878 79 27,8 767 6,36 4,28
Июль 895 81 35,0 690 8,14 6,64
Август 871 81 33,0 737 6,80 4,45
Сентябрь 792 83 37,8 792 7,39 4,71
Октябрь 961 83 45,2 896 8,35 4,41
Ноябрь 934 83 46,3 805 8,64 2,78
Декабрь 1021 83 48,1 976 8,70 3,38
1994г.
Январь 733 84 46,0 635 9,07 3,09
Февраль 779 86 60,8 1266 13,6 4,51
Март 967 86 109,8 1017 16,6 8,90
Апрель 1057 86 96,6 1206 16,4 13,2
Май 1119 86 69,3 1070 16,0 8,0
Июнь 2621 86 386,3 3234 55,4 23,7
Всего по аукционам 15779 86 1151 17816 202,8 104

В сре­днем на аукционы выставлялось 18,9% акций каждого предприятия (против 29 по закону), всего же за чеки продавалось - с учетом закрытой подписки - в сред­нем 71% акций (против положенных 80%).

Уставный капитал самих АО, акции которых выно­сились на чековые аукционы, колеблется от 1-2 млн. до 30 млрд. рублей (РАО "Норильский никель"), при среднем по России около 100 млн. рублей. Не меньший разброс характерен и для доли уставного капитала, выносимой на аукцион: минимум 3%, как АО "Строи­тель" во Владивостоке, и максимум 60%, как АО "Свердловскдорстрой".

По оценкам ГКИ, максимальным спросом пользо­вались (до появления акций ТЭК) акции отдельных предприятий машиностроения, пищевой, табачной, ме­бельной, деревообрабатывающей отраслей, гостиниц, предприятий в наиболее "престижных" регионах, а также крупнейших (в расчете на ликвидность их акций) и небольших (в расчете на скорейшее установление контроля). При этом наблюдался очень заметный разброс курсов в зависимости от региона при среднем взвешенном по всем аукционам в 1,8.

Наиболее дешевые акции были типичны для ау­кционов провинциальных предприятий (до 405 ты­сячерублевых акций за 1 чек), а рекорды по наиболее дорогим акциям ставили мелкие столичные пред­приятия в центре города. В среднем же отмечена прямо пропорциональная зависимость между ко­личеством выставляемых акций (соответственно раз­мером уставного капитала предприятия) и аук­ционным курсом.

Анализ "отраслевой структуры" чеков, вложенных через чековые аукционы, показывает, что 70% из них приходится на предприятия восьми отраслей: ма­шиностроение (11,4%), металлургия (11,1%), химическая промышленность (10,5%), нефте- и газодобыча (9,1%), нефтепереработка (8,9%), электроэнергетика (8,1%), почта и связь (5,8%), транспортное маши­ностроение (5,0 %).

Заключение

Главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

Хозяйственной деятельностью составляет основу в кредитной политике банка. Сложность этой проблемы очевидна, но без ее решения невозможна активизация банковского кредитования хозяйства. Данная работа посвящена определению сущности и значения кредита в современных условиях. Итак, мы видим значимость в наших условиях вопроса, связанного с кредитованием, рассмотрение которого начнем с установления...

Страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования. ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ Одним из видов страхования является перестрахование. Перестрахование позволяет компенсировать колебания и сокращать...

Уменьшения затрат на производство, а, следовательно, и увеличения его экономической эффективности. 2.3. Основные технико-экономические показатели работы Ялтинского городского молочного завода. Основными показателями, характеризующими производственную деятельность предприятия, являются: товарная продукция, выпуск товарной продукции на 1 т перерабатываемого сырья, производство товаров народного...

В конце прошлого года Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением от 30.11.2009 № 1805-р утвердил программу приватизации федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации на 2011 и 2012 гг. Корпоративной реорганизации (приватизации, реструктуризации, ликвидации) будут подвергнуты те предприятия, деятельность которых не соответствует публичным функциям государства. Сотни унитарных предприятий будут преобразованы в открытые акционерные общества. Как безболезненно пройти этот путь? Как избежать заторов на сложных дорогах акционирования? Возможна ли деприватизация?

В этом году акционирование ожидает предприятия, исключенные из перечня стратегических, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных компаний в стратегический перечень. К продаже будут предложены пакеты акций обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).

Процедура преобразования унитарного предприятия в акционерную компанию — процесс сложный и длительный. Руководству ФГУПа предстоит провести комплексные подготовительные мероприятия. Могут быть (а в некоторых случаях - должны) задействованы и внешние консультанты - аудиторы, оценщики, юристы.

Рассмотрим основные этапы приватизации предприятия.

Прогнозный план

Первый шаг - утверждение Правительством РФ Прогнозного плана приватизации на срок от одного года до трех лет (с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ).

В Прогнозном плане указываются основные направления и задачи приватизации на плановый период, рассматривается возможное влияние приватизации данного имущества на структурные изменения в экономике, приводятся его характеристика и предполагаемые сроки проведения процедуры. В документе содержится перечень ФГУПов, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, а также иного федерального имущества, которое планируется приватизировать.

Включение ФГУПа в Прогнозный план налагает ограничения на ряд действий его руководителя. Так, c даты утверждения программы приватизации до момента госрегистрации АО он без согласия собственника (государства) не вправе:

    сокращать численность работников;

    совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета или более чем в 60 000 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, заключать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз установленный законом МРОТ;

    получать кредиты;

    эмитировать ценные бумаги;

    выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

обратите внимание

Если решение об условиях приватизации ФГУПа принимает Правительство РФ (об этом сказано в Прогнозном плане) или Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), то сделки и действия ФГУПа согласовывает последнее. В остальных случаях решение об условиях приватизации принимает территориальное управление Росимущества.

В отношении каждого ФГУПа Росимущество издает распоряжение о подготовке к приватизации, назначает ответственное подразделение или территориальный орган, с которым унитарному предприятию предстоит взаимодействовать. Определяются также необходимые подготовительные мероприятия и сроки их проведения. К сожалению, данный процесс зачастую затягивается.

Подготовка к приватизации

1. Инвентаризация имущества и обязательств государственного унитарного предприятия.

Несмотря на то что порядок инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49) и Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (утверждены совместным распоряжением Минимущества, Минпромнауки и Минюста России от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/149), предприятия нередко допускают ошибки при ее проведении. Например, не соблюдают требования к оформлению документов: приказ руководителя не содержит обязательных сведений, предусмотренных рекомендациями, встречаются технические ошибки в описях и актах, нарушается порядок внесения изменений в документы. Зачастую не обеспечивается установленный порядок взаимодействия членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, а также условия, препятствующие внесению в документы несанкционированных исправлений.

Результатом проверки являются акт инвентаризации и прилагаемый к нему перечень обязательств унитарного предприятия на дату завершения инвентаризации.

2. Составление промежуточного баланса.

Промежуточный баланс формируется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина России от 22.07.2003 № 67н и от 31.10.2000 № 94н. Пояснения к промежуточному балансу приводятся по всем его статьям.

Промежуточный баланс проверяет аудиторская организация, выигравшая соответствующий конкурс. Если аудитор выявит нарушения, Росимущество или его территориальный орган организуют проверку расхождений в документах, представленных ФГУПом и аудитором. По результатам проверки Росимущество или территориальный орган составляют акт, на основании которого изменения вносятся в учетные данные ФГУПа.

Помимо акта инвентаризации и промежуточного баланса представляется план земельного участка с правоустанавливающими документами на землю. Типичные ошибки на данном этапе - отсутствие кадастрового номера участка и документов о праве собственности. После проведения всех мероприятий документы направляются в орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации.

Расчет балансовой стоимости активов предприятия и определение способа приватизации

Росимущество или его территориальный орган рассчитывают балансовую стоимость активов предприятий, подлежащих приватизации. Расчет основывается на данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, рассчитанных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.

Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов равна (или превышает) 100 000 руб., то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого ОАО. Номинальная стоимость акции, как правило, 10 или 100 руб. В этом случае ответственное ведомство должно разработать проект устава открытого акционерного общества (на практике проект устава разрабатывает и представляет в ответственный орган предприятие).

Указанным решением определяется способ приватизации - преобразование государственного унитарного предприятия в ОАО. В нем отражаются:

    наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества);

    способ приватизации;

    начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ);

    срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

    иные необходимые сведения.

Кроме того, утверждаются состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, расчет балансовой стоимости активов. Наконец, утверждается устав ОАО, назначаются единоличный
исполнительный орган и члены ревизионной комиссии, определяется количественный и персональный состав совета директоров.

Необходимо составить также передаточный акт, подписываемый ответственным лицом органа, принявшего решение об условиях приватизации. Передаточный акт по форме и содержанию должен соответствовать составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУПа. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости активов и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, а также сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

После госрегистрации ОАО передаточный акт подписывает представитель принимающей стороны - единоличный исполнительный орган ОАО.

обратите внимание

Для госрегистрации ОАО в инспекцию Федеральной налоговой службы представляются решение об условиях приватизации, устав (в двух экземплярах), передаточный акт и соответствующее заявление. От уплаты госпошлины предприятие освобождается. В течение месяца с даты регистрации общество регистрирует выпуск акций в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам.

Руководитель общества проводит мероприятия по госрегистрации прав на недвижимое имущество ОАО. Одновременно с регистрацией права собственности акционерного общества на имущественный комплекс приватизируемого ФГУПа регистрируются обременения (ограничения) его имущества.

Отдельно следует остановиться на социальных аспектах приватизации. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, содержащимся в коллективных договорах, действовавших до приватизации. Вносить изменения в коллективный договор возможно только спустя три месяца после регистрации ОАО. Трудовые отношения работников акционируемых предприятий после приватизации продолжаются с их согласия.

Особенности правового положения

Акции общества, созданного в результате приватизации ФГУПа, могут быть включены в Прогнозный план (программу) приватизации на очередной финансовый год и приватизированы. Способ приватизации (открытый, закрытый или специализированный аукцион) определяет орган, уполномоченный принимать решение о продаже акций. Вид аукциона выбирается с учетом сложившейся структуры уставного капитала общества, инвестиционного спроса и т.д.

В случае отчуждения 75% акций общества Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие РФ и ее субъектов в управлении открытыми акционерными компаниями - «золотая акция». Данное право позволит представителю органа по управлению государственной собственностью налагать вето на ряд решений общего собрания акционеров (например, о внесении изменений и дополнений в устав ОАО, реорганизации и ликвидации компании, совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность).

В отношении обществ, 25% голосующих акций которых принадлежат государству или муниципальному образованию, действует правило о сохранении соответствующей доли участия в уставном капитале при осуществлении дополнительной эмиссии акций.

Итак, процесс передачи госимущества в частную собственность завершен. Новый правовой режим имущества предоставляет новому собственнику возможность более эффективно его использовать, что соответствует целям и задачам приватизационных процессов.

Деприватизация

Деприватизация - пересмотр итогов приватизации. На самом деле то, что обычно путают с пересмотром итогов, является решением вопроса о недействительности отдельных сделок купли-продажи государственных предприятий, имущественных комплексов, государственных пакетов акций, приватизация которых проведена с нарушением закона.

С правовой точки зрения в некоторых случаях речь может идти о процессе восстановления нарушенных прав собственника (государства), что предполагает определенные юридические и административные действия. Возврат государству незаконно приватизированного имущества не считается национализацией, поскольку исходя из ст. 301 ГК РФ каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Что может стать причиной такого оспаривания? Обычно это несоблюдение формы сделки, путем заключения которой была проведена приватизация, или особого порядка ее заключения. В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа от 03.12.2003 № КГ-А40/9305-03. Данным постановлением договор купли-продажи признан ничтожной сделкой, поскольку приватизация проведена способами, не предусмотренными законом. В частности, покупатель не имел на тот момент права выкупать арендованное имущество.

Остановимся на сроках исковой давности, в течение которых можно обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной. В соответствии со ст. 181 ГК РФ иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки (о возврате незаконно приватизированного имущества государству) может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда началось ее исполнение.

    дата утверждения плана приватизации;

    дата заключения договора купли-продажи арендованного имущества между Фондом имущества и предприятием;

    при приватизации имущества путем преобразования государственного предприятия в АО - день регистрации акционерной компании. Именно с этого дня организация считается созданной и приобретает способность иметь права и нести обязанности (ст. 49 и 51 ГК РФ);

    в случае приватизации путем внесения государством имущества в уставный капитал АО - момент издания соответствующим комитетом по управлению государственным имуществом распоряжения о преобразовании организации и утверждения акта оценки имущества;

    при преобразовании государственного или муниципального предприятия в ОАО -день учреждения акционерного общества и утверждения устава.

обратите внимание

Такое положение вещей устраивало не всех. Чтобы обойти срок давности при предъявлении исков, истцы на судебных заседаниях ссылались на то, что им стало известно о совершении незаконных приватизационных сделок только в ходе проверки. В этой ситуации срок давности переставал считаться пропущенным.

Однако этот обходной путь пресекли. Пленумы Верховного и Высшего арбитражного судов РФ приняли совместное постановление от 12.11.2001 и 15.11.2001 № 15/18. В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права независимо от того, кто обратился за судебной защитой - само лицо, право которого нарушено, либо другие лица в его интересах, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Значит, если с иском о признании сделки приватизации недействительной обращается прокурор, отсчет срока давности начинается не с того дня, когда он узнал о незаконности приватизации, а с даты, когда об этом должен был узнать компетентный государственный орган, представляющий в приватизации государство (как правило, это комитеты по управлению государственным или муниципальным имуществом, которые должны знать о незаконности сделки приватизации еще в момент ее совершения).

Например, комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области в иске о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора безвозмездного пользования) и администрации г. Иркутска, заявившей встречные требования по делу № А19-14474/06-54 от 29.12.2006, было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.

Особый интерес представляет постановление ФАС Московского округа от 09.01.2004 № КГ-А40/10712-03-П, согласно которому договор купли-продажи был признан оспоримой сделкой и применен годичный срок исковой давности. В то же время Арбитражный суд г. Москвы первоначально признал сделку ничтожной в связи с нарушением порядка приватизации (использовалось ненадлежащее средство платежа), но приобретатель был признан добросовестным.

Как доказать добросовестность

Еще одна возможность избежать деприватизации - применить статус добросовестного предпринимателя. В постановлении Конституционного суда РФ от 21.04.2003 № 6-П сказано, что содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ общие положения о последствиях недействительности сделки в той части, в которой требуется возвратить другой стороне (государству) все полученное по сделке (то есть полученное предприятием по сделке приватизации), не распространяются на добросовестного приобретателя. Согласно постановлению, если по возмездному договору имущество приобретено у лица, не имевшего права его отчуждать, собственник может обратиться в суд в порядке ст. 302 ГК РФ с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, которое приобрело это имущество (виндикационный иск). Если собственник подаст иск о признании сделки купли-продажи недействительной и применении последствий ее недействительности в форме возврата переданного покупателю имущества и при разрешении данного спора суд установит, что покупатель является добросовестным приобретателем, в удовлетворении исковых требований в порядке ст. 167 ГК РФ должно быть отказано.

Как доказать суду, что именно вы и есть тот самый добросовестный приобретатель? Необходимо доказать, что организация относилась к приватизированному имуществу как к своему, а именно:

    поставила его на баланс;

    платила налоги (на имущество, землю) и иные платежи (например, сбор за техосмотр транспортных средств);

    проводила капитальный или текущий ремонт имущества;

    принимала меры к надлежащему документарному оформлению права собственности (провела топосъемку или межевание земельного участка, техническую инвентаризацию объекта недвижимости и т.д.).

Если суд установит эти обстоятельства, то с высокой долей вероятности он сочтет предприятие добросовестным приобретателем имущества, полученного в порядке приватизации, и откажет в иске о возврате имущества государству.

Решил сам для себя расписать эти вопросы, чтобы потом просто использовать ссылку.

Начать нужно с Гражданского кодекса, который говорит, что: унитарное предприятие это вид коммерческой компании, у которой нет права собственности на имущество, закрепленное за ней владельцем. При этом, владельцами компании могут являться только органы государственной или муниципальной власти.

Для чего может потребоваться создание унитарного предприятия?
Унитарные предприятия формируются для реализации государственных задач на коммерческой основе. Это может быть обслуживание или управление имуществом, приватизировать которое нельзя; решение социальных задач, включая сбыт продукции или оказание услуг по ценам ниже себестоимости; ведение неприбыльных производств или поддержание дотируемой деятельности.

Собственность унитарного предприятия может быть передана ему владельцем, как взнос в уставной фонд, или получена от других источников, но только с одобрения владельца. При этом унитарное предприятие не имеет права распоряжаться своим имуществом без одобрения владельца.
Источниками доходов унитарного предприятия могут быть:
- результаты хозяйственной деятельности;
- субвенции (средства бюджета передаваемые безвозмездно);
- субсидии (средства бюджета выделяемые для целевого финансирования издержек при осуществлении конкретного вида деятельности);
- дотации (средства бюджета выделяемые для финансирования издержек унитарного предприятия в целом).

Вся прибыль унитарного предприятия поступает в бюджет в виде неналоговых поступлений.

На унитарное предприятие накладываются следующие ограничения:
- оно не может быть учредителем дочерних предприятий;
- оно не может самостоятельно заключать крупные сделки (больше 10% от уставного капитала или 50 000 МРОТ);
- оно не может использовать прибыль для материального поощрения сотрудников.

Что меняется при акционировании?
Во-первых, не надо путать акционирование с приватизацией. При акционировании изменяется организационная форма, но собственником предприятия остается государство. А вот передача или продажа принадлежащих государству акций в частные руки - это уже приватизация.

Основные изменения:
- право распоряжения собственностью переходит от владельца к руководству предприятия;
- предприятие получает возможность самостоятельного распределения прибыли, но выплачиваемые по акциям дивиденды по прежнему поступают в бюджет;
- предприятие теряет право на получение прямых выплат из бюджета (субвенций, субсидий или дотаций).

Ключевым вопросом акционирования является вопрос собственности: остается ли она в собственности государства, с передачей его в оперативное управление или аренду предприятию, или оно становится полной собственностью предприятия.
В первом случае не всегда очевидна цель акционирования. Например, если имущество запрещено к приватизации, то смена организационной формы никак не влияет на эту возможность. Во-втором случае всегда будут существовать подозрения в коррупции, так как вопрос установления цены на имущество и последующей цены на акции имеет субъективные составляющие.

Оценка результатов акционирования и последующей приватизации должны проводиться для каждого унитарного предприятия отдельно, с учетов вопрос передаваемого имущества, особенностей ведения хозяйственной деятельности и её результатов.

Сама по себе приватизация государственного имущества как метод по­вышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в воен­ные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных ус­ловиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предпри­ятия или объекты.

Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло опре­деленные шаги в направлении легализации частной собственности в эконо­мической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось со­гласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограниче­ния были сняты.

Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наиболь­шее распространение на Западе получили следующие: продажа государст­венных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекомму­никаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.
В качестве официальных причин, побуждающих к проведению прива­тизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмеша­тельства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных усло­виях, снижение потребности государственных служб в финансовых средст­вах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение кон­куренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.



Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществ­ляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлече­ние капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работ­никами, аренда предприятий.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом сис­темных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой дейст­вие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли част­ного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Первые законодательные акты по приватизации в России были при­няты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент РФ под­писал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разрабо­танные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым доку­ментом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим до­кументом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для актив­ной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моде­лью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная мето­дика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, про­блемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демоно­полизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.

Предусматривалось четыре способа приватизации :

· аукцион,

· коммерческий конкурс,

· аренда с правом выкупа,

· акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер пред­приятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Крите­риями определения размеров предприятия являлись численность работни­ков и стоимость основных фондов.

Малые предприятия, к которым не применялась процедура акциони­рования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или вы­ставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выку­паться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством до­говор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование(преобразование в акцио­нерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-пра­вовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределя­лись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определен­ных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государст­венной или муниципальной собственности. В органы управления таких об­ществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Перечень отраслей, где должны образовываться государственные кор­порации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).
Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании : выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получив­шие наименование холдингов.

Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенные доли, удостоверенные акциями, предоставляющими обязательственные права участникам акционерного общества (акционерам) по отношению к обществу.

Уставный капитал акционерного общества, а также имущество, произ­веденное или приобретенное в процессе деятельности общества, принадлежат акционерному обществу на праве собственности.

Акционирование - одно из главных направлений разгосударств­ления и приватизации собственности в России. Акционирование со­стоит в превращении государственных предприятий в акционерные общества открытого или закрытого типа с возможностью приобретения акций частными физическими лицами, а также юридическими лицами, которым предоставляется право выступать в качестве покупателей приватизируемых предприятий.

Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций, равное номинальной стоимости, которое несет ответственность по обязательствам только своей собственностью. Минимальная величина уставного фонда акционерного общества определяется законодатель­ством Российской Федерации.

При акционерной форме - и она этим хороша - создается опреде­ленное противоречие интересов собственников, акционеров и рабо­тающих, что выступает стимулом саморазвития.

Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые акционерные общества (кратко ЗАО). Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.

В ОАО акции свободно реализуются акционерами. "Акционер-ное общество является открытым, если его акции распространяются путем открытой продажи или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" - гласит федеральный закон "Об акцио­нерных обществах". То есть акции можно подарить, завещать, продать и купить.

В закрытом же акционерном обществе реализация акций ограничена. Акционеры могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок реализации их третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется уставом. Именно ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия закрытого акционерного общества.

В федеральном законе "Об акционерных обществах" указано:"Акционерное общество является закрытым, если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом". Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления. В России ОАО создаются преимущественно в порядке приватизации госпредприятия путем их преобразования в акционерные общества по решению ГКИ (ныне - Министерство госимущества) или местного органа приватизации.

Закрытое акционерное общество создается значительно проще - небольшим количеством учредителей (как правило, не более 50). Исключение из этого правила - создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи и более.

Если число акционеров невелико, то все воп­росы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора, решают сами акционеры на своем собрании и нет смысла создавать правление.

В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание, и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на правление.

Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа путем выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное обще­ство, финансовых органов и трудового коллектива предприятия.

На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.

Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством, и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия. Продажа акций осуществляется в несколько этапов. Вначале работникам предприятия по цене ниже номинальной стоимости на 20 %. Оставшийся пакет акций предлагается для продажи на фондовой бирже.

Особенностью такого способа преобразования государственного предприятия является возможность увеличения уставного капитала и продажи вновь выпущенных акций частным субъектам. Новый выпуск акций может распространяться как по открытой, так и по закрытой подписке. Однако, если средства от продажи акций, принадлежащих государству, идут в бюджет, то от продажи нового выпуска - на предприятие. Это очень важно с позиции всех заинтересованных сторон - государства, акционерных обществ, их работников и частных инвесторов.

Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.), которые обусловливают своеобразие процесса его привати­зации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.

Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться:

сроком начала приватизации;

источниками средств на выкуп (собственные средства предприя­тия, заемные, привлеченные и личные средства) и их сочетаниями;

периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели;

составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).

Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников средств, направляемых на выкуп.

Оптимальным является такой вариант приватизации, который при определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок (период) приватизации.

Обосновать вариант приватизации - значит найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заемными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.

На основании заключения комиссии комитета по управлению имуществом о преобразовании государственного предприятия в акцио­нерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством, и становится правопреем­ником преобразованного государственного предприятия.

Каковы же главные особенности, которые присущи процессу акционирования?

1. Акционирование приводит к разрушению властной пирамиды административно-командной системы управления. Акционерные общества приобретают самостоятельность, независимость от командных структур.

Но достижение этой независимости не происходит автоматически. Вопрос решается в ходе конкуренции различных сил в процессе раз­государствления и в овладении контрольным пакетом акций. Основными борющимися силами, обладающими особыми материальными интересами, являются: старая и новая бюрократия, трудовые коллективы, пред­принимательские структуры (как легальные, так и нелегальные), хозяйственная номенклатура. И часто под новой акционерной вывеской во многом сохраняется традиционный механизм хозяйствования и управления на макроуровне с перераспределением доходов внутри объединения, ценовым диктатом, центральным снабжением и сбытом, подавлением конкуренции.

2. Акционирование способствует совершенствованию отношений собственности. Абстрактная общенародная собственность заменяется коллективной акционерной собственностью. Акционирование позволяет обеспечить более действенный контроль "снизу" за деятельностью руководства предприятий.

Но здесь многое зависит от первоначального распределения акций и их возможного последующего перераспределения. Так как претендентами на акции при акционировании пока выступают государ­ственные предприятия и другие государственные структуры, которые стремятся поделить между собой крупные пакеты акций, появляется серьезная опасность того, что акционирование будет формальным и не приведет к подлинному разгосударствлению и привати­зации.

3. Акционирование приводит к совершенствованию отношений распределения и механизма стимулирования. Главное здесь в том, что усиливается связь между результатами функционирования экономики в целом и деятельностью конкретного предприятия и благосостоянием отдельного работника данного предприятия.

Но распределительные отношения внутри акционерного общества содержат в себе ряд противоречий:

а) Если часть членов трудового коллектива владеет акциями (частичные собственники), а другая часть - нет, то между этими группами могут возникнуть противоречия. Доход одних сводится к заработной плате, других - включает заработную плату и дивиденды.

б) Если все рабочие являются акционерами, но у одних акций больше, чем у других, возникает противоречие и в доходах, и в неравном распределении риска от участия в хозяйствовании.

в) Если рабочим принадлежит больше половины акций, то возни­кает диктат рабочих по отношению к внешним владельцам и к управ­ляющим фирмы во имя сиюминутных выгод и в ущерб решению долго­срочных задач.

4. Акционирование способствует созданию гибкой системы производственно-хозяйственных связей между акционерными обществами путем перекрестного и цепного владения акциями. Строится новая организационная горизонтальная структура - группировка акционер­ных компаний в форме межотраслевой интеграции.

5. Акционирование ускоряет мобилизацию финансовых ресурсов для капиталовложений. С помощью акционирования свободные денежные средства мобилизуются с прибылью для их владельцев, превращаются в инвестиционный капитал и перераспределяются.

6. Акционирование выступает как существенный инструмент сбалансирования денежной и товарной массы. Ценные бумаги - нетрадиционный для нашего общества товар.

7. Важным достоинством акционирования является его универсаль­ность, т. е. применимость акционерной формы практически к любой сфере коммерческой деятельности.

8. Акционирование облегчает привлечение зарубежных инвесто­ров, способствует включению экономики страны в мировое экономиче­ское сообщество.