Правила соблюдения личной гигиены больного. Гигиенический уход за лежачими больными

  1. Значение личной гигиены пациента.
  2. Бельевой режим стационара.
  3. Пролежни, места образования, стадии развития. Факторы, способствующие развитию пролежней.
  4. Смена нательного и постельного белья. Размещение пациента в постели в положениях: лежа на спине, Фаулера, лежа на боку, на животе, Симса.
  5. Уход за кожей и слизистыми тяжелобольного пациента.
  6. Подача судна и мочеприемника. Техника мытья рук, ног, стрижки, уход за волосами.
  1. Значение личной гигиены пациента.

Тяжелобольные пациенты не могут осуществить мероприятия по личной гигиене. Медсестра должна осуществить мероприятия по личной гигиене в постели тяжелобольному пациенту. При подаче судна или мочеприемника, при проведении подмывания, пациенты стесняются, т.к. эти мероприятия носят интимный характер. При их выполнении медсестра должна:

Убедить пациента, что причины стеснения нет;

Оградить пациента ширмой;

Попросить пациентов выйти из палаты;

После подачи судна пациента оставить одного.

  1. Бельевой режим стационара

Кровать должна быть металлической для лучшей дезинфекции, между кроватями не менее 1,5 м расстояния, ножки кровати на колесах. Имеются функциональные кровати. Постель больного: простыня, края которой подворачиваются под матрац; две подушки, нижняя подушка должна выступать из-под верхней; одеяло байковое или шерстяное с пододеяльником; полотенце.

Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение пациента было функциональным и удобным. Для этой цели пользуются функциональной кроватью, состоящей из 3-х подвижных секций. С помощью ручек, расположенных в ножном конце кровати или сбоку, можно поднимать головной конец, ножной конец можно согнуть ноги в коленях. Возвышенное положение головного конца можно создать с помощью подголовника или нескольких подушек.

  1. Пролежни, места образования, стадии развития. Факторы, способствующие развитию пролежней.

Пролежень - это дистрофические язвенно-некротические изменения кожи, подкожной клетчатки и других мягких тканей, развивающиеся в результате их дли­тельного сдавления, сдвига или трения.

К предрасполагающим факторам относятся нарушения местного кровообра­щения, иннервации и питания тканей.

Места, предрасположенные к образованию пролежней: область затылка, лопа­ток, крестца, копчика, тазобедренного сустава, пяток.

Существует 3 основных фактора, приводящих к образованию пролежней: давление, «срезывающая» сила и трение.

Давление - под действием собственного веса тела, происходит сдавление тка­ней относительно поверхности, на которую опирается человек. При сдавлении диа­метр сосудов уменьшается, в результате наступает голодание тканей. При полном голодании тканей в течение небольшого времени наступает некроз.

«Срезывающая» сила - разрушение и механическое повреждение тканей про­исходит под действием непрямого давления. Оно вызывается смещением тканей относительно опорной поверхности. Смещение происходит, когда пациент «съез­жает» по постели вниз или подтягивается к ее изголовью.

Трение - является компонентом «срезывающей» силы, оно вызывает отслойку рогового слоя кожи и приводит к изъязвлению ее поверхности.

Показания: Постельный, полупостельный режим.

Оснащение: таз, клеенка, теплая вода, кувшин, мыло, губка, полотенце, ножницы, чистое белье.

Выполнение процедуры:

Процедура проводится в плановом порядке 1 раз в 7-10 дней и дополнительно при необходимости.

1. У головного конца постели матрац подвернуть валиком к лопаточной области больного.

2. На сетку кровати подстелить клеенку, поставить таз.

3. Голову больного слегка запрокинуть над тазом).

4. Мыть голову больного поливая теплой водой из кувшина, применяя мыло.

5. Сполоснуть волосы чистой водой, вытереть, покрыть голову косынкой.

6. Все убрать, верхнюю часть туловища вернуть в исходное положение.

7. Налить в лоток теплую воду, под больного постелить клеенку с пеленкой.

8. Обнажить верхнюю часть тела больного, смочить один конец полотенца, слегка отжав его, протереть больного в следующей последовательности: шею, руки, спину, грудь.

9. Сухим концом полотенца вытереть тело больного в той же последовательности и прикрыть простыней.

10. Таким же образом обтереть живот, бедра, ноги и насухо вытереть.

11. Закатать валиком матрац под колени больного.

12. На сетку постелить клеенку, поставить таз с теплой водой.

13. Вымыть в тазу ноги больного с помощью губки и мыла.

14. Ноги вытереть, подстричь ногти, все убрать.

15. Сменить нательное и постельное белье.

Подача судна.

Оснащение: судно, 2 маркированные клеенки – «для суден» и «подкладная кленка», пеленка, ширма, туалетная бумага, 2 пары перчаток, регламентированный дезраствор в емкостях, с маркировками: «дезинфекция перчаток», «дезинфекция клеенок», «дезинфекция суден».

Выполнение процедуры:

1. По требованию пациента обеспечить удобное положение в постели.

2. Подстелить кленку с пеленкой под таз пациента.

3. Ополоснуть судно теплой водой и оставить в нем небольшое количество воды.

4. Отгородить пациента ширмой (при необходимости).

5. Попросить пациента больного согнуть ноги в коленях или помочь ему сделать это.

6. Подвести левую руку под крестец, помогая больному приподнять таз. Правой рукой подведите судно под таз больного так, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.

7. Убедится, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.

8. Прикрыть больного одеялом или простыней и оставить одного.

9. Снять перчатки, сбросить в дез.раствор.

10. После того, как больной опорожнит моч.пузырь или кишечник надеть перчатки.

11. Убрать судно, накрыть клеенкой, поставить в специально отведенное место (или рядом с постелью).

12. Уложить пациента в удобное положение, укрыть одеялом.

13. Вынести клеенки, судно, вылить содержимое судна в канализацию, ополоснуть, погрузить в дез.раствор.

14. Подмыть больного, осушить промежность.

15. Убрать кленку с пеленкой, расправить постельное белье.

16. Снять перчатки, сбросить в емкость для дезинфекции.

17. Вымыть и осушить руки.

Подача мочеприемника.

Оснащение: Чистый теплый мочеприемник, клеенку, марлевую салфетку, ширму.

Выполнение процедуры:

1. Поставить у кровати ширму.

2. Откинуть одеяло, попросите больного согнуть в коленях ноги и развести бедра (если не в состоянии сделать самостоятельно, то помочь).

3. В левую руку возьмите марлевую салфетку, оберните ею половой член больного, мочеприемник взять в правую руку.

4. Введите половой член в отверстие мочеприемника, поставить его между ног больного, марлевую салфетку снять.

5. Прикрыть больного одеялом и оставить одного.

6. После опорожнения мочевого пузыря убрать мочеприемник, клеенку, укройте больного, убрать ширму.

7. Вылить содержимое мочеприемника в канализацию, ополоснуть, погрузить в дез.раствор.

8. Вымыть и осушить руки.

Подмывание женщин.

Цель. Соблюдение личной гигиены, профилактика восходящей инфекции.

Оснащение. Стерильные: лоток, корнцанг, салфетки, клеенка, пеленка, мыло, судно, кувшин или кружка Эсмарха с водой (температура воды 35-38 о), перчатки.

Подготовка к процедуре :

1. Установить доброжелательные отношения (если пациентка самостоятельно может выполнить процедуру, предложить ей это сделать).

2. Подстелить клеенку и пеленку под таз пациентке.

3. Попросить пациента согнуть ноги в коленях или помочь ему сделать это.

4. Подвести левую руку под крестец, помогая больному приподнять таз. Правой рукой подведите судно под таз больного так, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.

5. Убедится, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.

6. Приготовить мыльный раствор (сделать стружку из куска хозяйственного мыла, взбить пену в воде).

7. Взять резиновую трубку от кружки Эсмарха или кувшин в левую руку, а корнцанг со смоченной в мыльном растворе марлевой салфеткой, в правую руку.

Выполнение процедуры:

1. обработать наружные половые органы и промежность в следующей последовательности: область лобка, наружные половые органы, промежность, область анального прохода. (Менять салфетки необходимо так же последовательно, как и обработку. (Использованные салфетки сбросить в лоток для дезинфекции).

2. Раздвинуть половые губы одной рукой и вымыть одну половую губу, сменить салфетки.

3. Вымыть промежность в направлении от лобка к анальному отверстию.

4. Ополоснуть промежность пациентки в той же последовательности, как и мытье. (Вытереть кожу насухо в той же последовательности и направлении, меняя салфетки).

5. Вымыть, ополоснуть и тщательно осушить промежность и область анального отверстия пациентки.

Окончание процедуры.

1. Убрать судно, клеенку, снять перчатки.

2. Расправить постельное белье, укрыть пациентку.

3. Вымыть и осушить руки.

Подмывание мужчин.

Подготовка к процедуре: такая же, как у женщины.

Выполнение процедуры.

1. Взять одной рукой половой член, сдвинуть крайнюю плоть.

2. Вымыть головку полового члена круговыми движениями в направлении от мочеиспускательного канала к области лобка, осушить. (Менять салфетки необходимо так же последовательно, как и обработку).

3. Вернуть крайнюю плоть в естественное положение.

4. Тщательно обработать, ополоснуть и высушить остальную часть полового члена, кожу мошонки, анального отверстия.

Окончание процедуры: такое же, как у женщины.

Стрижка ногтей.

Цель. Соблюдение личной гигиены.

Оснащение. Перчатки, емкость для воды, жидкое мыло, крем для рук и ног, ножницы, щипчики, пилочку, щеточку для ногтей, лоток, полотенце.

Выполнение процедуры.

1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки. Попросить пациента опустить кисть на 2-3 мин. В лоток с теплой водой, добавить в воду немного жидкого мыла.

2. Извлечь из воды мизинец, вытереть его и аккуратно обрежьте ноготь.

3. Поочередно извлекая пальцы из воды, вытирайте и аккуратно обрезайте ногти. Когда в воде останется один большой палец, поместить в воду вторую кисть пациента. Проделайте процедуру со второй кистью.

4. Обработать ногти пилочкой и мягкой щеточкой. Нанести крем на руки пациента.

5. Завершая обработку ногтей на руках, поместите в тазик с теплым мыльным раствором стопу пациента на 3-5 мин.

6. Извлеките стопу пациента из воды и вытрите ее и установите на пеленке или полотенце. Другую стопу на это время поместите в тазик с водой.

7. Остригите ногти специальными щипчиками, особенно аккуратно действуйте в углах ногтя.

8. Обработать ногти пилочкой и щеточкой. Нанести крем на стопы пациента.

9. Аналогичным образом обработайте ногти пациента на второй ноге.

10. Убрать тазик, содержимое вылить в канализацию, положить полотенце в мешок для грязного белья, снять перчатки, продезинфицируйте инструменты. Снимите перчатки поместите их в емкость для дезинфекции, вымойте руки.

Бритье.

Брить пациента следует по мере необходимости.

Оснащение. Емкость для воды, салфетка для компресса, полотенце, безопасная бритва, крем для бритья. Все предметы должны находиться в индивидуальном пользовании у больного.

Выполнение процедуры.

1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки.

2. Помочь пациенту принять положение «полусидя».

3. Намочить большую салфетку горячей водой (40-45 о), отожмите и наложите ее на лицо пациенту, оставив ему возможность дышать.

4. Нанести крем для бритья на кожу пациента. Пальцами одной руки натягивать кожу лица, другой осуществлять бритье прямыми движениями от подбородка к щекам.

5. После бритья промокните лицо влажной салфеткой, затем сухой.

6. Вымыть и убрать в тумбочку пациента предметы ухода.

7. Снимите перчатки, поместите их в емкость для дезинфекции, вымойте руки.

Уход за полостью рта.

После каждого приема пищи полоскать рот подсоленной водой ¼ ч/л соли на 1 стакан воды.

2 раза в день (утром и вечером) помочь пациенту, находящемуся на постельном режиме, почистить зубы.

Цель. Предупреждение развития воспалительных и гнилостных процессов в полости рта.

Оснащение. Стерильные: лотки, 2 пинцета, салфетки, 2 шпателя, грушевидный баллончик или шприц Жане, мензурка. Вазелин, фурациллин 0,1% , 1% раствор бриллиантовой зелени. Полотенце, стакан с водой, лоток для использованного материала, емкость с дезраствором.

Подготовка к процедуре.

1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Расположить пациента лежа на спине, повернув голову на бок. Шею и грудь накрыть клеенкой, полотенцем, под подбородок поставить лоток.

3. Попросить пациента сомкнуть зубы (снять зубные протез, если они есть). Отлить в мензурку один из приготовленных растворов.

4. Отодвинуть шпателем щеку пациента и пинцетом с марлевым шариком, смоченным в антисептическом растворе произвести чистку зубов, начиная с задних зубов, и последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность зубов, выполняя движения вверх-вниз (от десны) в направлении от задних к передним зубам. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз. (Обработку начинают от коренных зубов к резцам, слева, затем справа в той же последовательности, меняя марлевые шарики).

5. Обработать язык тяжелобольного: Попросить больного высунуть язык, если он не может этого сделать, то взять левой рукой стерильной марлевой салфеткой кончик языка и вытянуть его изо рта.

6. Обернуть стерильный шпатель стерильной салфеткой, смочить в антисептическом растворе.

7. Снять этим шпателем налет с языка в направлении от корня языка к кончику.

8. Оросить рот пациента или помочь прополоскать рот.

9. Взять стерильный пинцет с салфеткой и обработать небо, внутренние поверхности щек, десны, область под языком. (Менять салфетку необходимо каждый раз, как только она покроется слизью или липкой слюной).

10. Сбросить пинцет в лоток.

11. Помочь пациенту прополоскать рот или провести орошение с помощью грушевидного баллончика: оттянуть шпателем угол рта и поочередно промыть левое, а затем правое защечное пространство струей раствора под умеренным давлением.

Окончание процедуры.

1. Вытереть кожу вокруг рта сухой салфеткой, смазать губы вазелином. (При наличии трещин обработать 1% раствором бриллиантовой зелени).

2. Почистить зубные протезы, если они есть, помочь пациенту одеть их. (Чистить зубной щеткой и пастой, держа над раковиной.

3. Продезинфицировать инструменты и марлевые салфетки.

4. Снимите перчатки, поместите их в емкость для дезинфекции, вымойте руки.

Примечание: Если пациент находится в бессознательном состоянии, то намотать на указательный палец салфетку, придерживая ее большим пальцем, надежно зафиксировать ее и смочить в антисептическом растворе. Межу зубами ставим шпатель или роторасширитель. Обработать небо, внутреннюю поверхность щек, зубы, десны, язык и пространство под языком, затем губы. (Менять салфетки по мере их загрязнения слизью, налетом, липкой слюной).

Уход за глазами.

Показания. Тяжелое состояние пациента.

Оснащение. Стерильно: лоток, пинцет, марлевые шарики, 0,02 % раствор фурациллина, вазелиновое масло, физиологический раствор, пипетки, перчатки, емкости с дезрастворами.

Подготовка к процедуре .

4. Налить в одну мензурку вазелиновое масло в другую – раствор фурациллина.

5. Смочить шарик с помощью пинцета в вазелиновом масле, слегка отжав его о стенки мензурки.

Выполнение процедуры .

1. Взять шарик в правую руку и протереть одно веко по направлению от наружного угла глаза к внутреннему.

2. Протереть веко сухим шариком в том же направлении.

3. Смочить шарик в растворе фурациллина таким же образом и повторить протирание в том же направлении. Повторить протирание 4-5 раз разными шариками.

4. при наличии гноевидных выделений в углах глаз: промыть конъюнктивальную полость физиологическим раствором, раздвигая веки указательным и большим пальцами левой руки, а правой рукой провести орошение конъюнктивального мешка с помощью пипетки.

5. Протереть веко сухим шариком в том же направлении.

6. Обработать второй глаз таким же способом.

Завершение процедуры. Поместить отработанные шарики, пинцет, мензурки, пипетки в емкость с дезраствором. Снять перчатки, поместите их в емкость для дезинфекции, вымойте руки.

Уход за носом.

Цель. Предупреждение нарушения носового дыхания.

Показания. Тяжелое состояние пациента, наличие выделений из полости носа.

Оснащение. Стерильно: лоток. Мензурка, пинцет, вазелиновое масло, ватные турунды. Перчатки. Лоток, емкость с дезраствором.

Подготовка к процедуре.

1. Установить доверительные отношения с пациентом (или его родственниками).

2. Объяснить пациенту цель процедуры, получить его согласие.

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

4. Налить в одну мензурку стерильное вазелиновое масло.

5. Взять турунду пинцетом, смочить в вазелиновом масле, слегка отжать.

Выполнение процедуры. 1. Переложить турунду в правую руку и ввести вращательными движениями в носовой ход на 1-3 мин., приподнимая кончик носа пациента левой рукой.

2. Извлечь турунду вращательными движениями из носового хода. 3. обработать другой носовой ход таким же способом.

Завершение процедуры.

Примечание.

Уход за ушами.

Цель. Предупреждение снижения слуха из-за скопления серы.

Показания. Тяжелое состояние пациента, находящегося на постельном режиме.

Противопоказания. Воспалительные процессы в ушной раковине, наружном слуховом проходе.

Оснащение. Стерильные: лоток, пинцет, мензурка, ватные турунды, перчатки. 3% раствор перекиси водорода, лоток, емкость с дезрастворами.

Подготовка к процедуре.

1. Установить доверительные отношения с пациентом (или его родственниками).

2. Объяснить пациенту цель процедуры, получить его согласие.

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

4. Налить в стерильную мензурку 3%-ый раствор перекиси водорода.

5. Приготовить емкость с мыльным раствором.

Выполнение процедуры.

1. Смочить салфетку в мыльном растворе и протереть ушную раковину, высушить сухой салфеткой.

2. взять пинцетом ватную турунду и смочить в 3-% растворе перикиси водорода.

3. переложить турунду в правую руку, оттянуть левой рукой ушную раковину, так, чтобы выровнять слуховой проход.

4. Ввести турунду вращательными движениями в наружный слуховой проход на глубину не более 1 см на 2-3 мин.

5. Извлечь турунду вращательными движениями из наружного слухового прохода.

6. Обработать другой слуховой проход таким же способом.

Завершение процедуры.

Поместить отработанные турунды, пинцет, мензурку в емкость с дезраствором. Снять перчатки, поместите их в емкость для дезинфекции, вымойте руки.

Примечание. Нельзя использовать острые предметы ухода.

Профилактика пролежней.

Пролежень- это глубокие поражения кожи и мягких тканей вплоть до их омертвения в результате длительного сдавления. К предрасполагающим факторам относятся нарушения местного кровообращения, иннервации и питания тканей.

Установлены три основных фактора, приводящих к образованию пролежней:

  • Давление – под действием собственного веса происходит сдавление тканей.
  • «Срезывающая сила»- разрушение и механическое повреждение тканей вызывается смещением тканей относительно опорной поверхности.
  • Трение – является компонентом «срезывающей» силы, оно вызывает отслойку рогового слоя кожи и приводит к изъязвлению ее поверхности.

Признаки пролежней : появление бледных участков кожи, затем синюшно-красного цвета без четких границ, затем слущивается эпидермис, образуются пузыри. Далее происходит некроз тканей, распространяющийся в глубь тканей и в стороны.

Личная гигиена пациента – это соблюдение чистоты его тела, нательных и постельных принадлежностей, обуви, одежды, жилища.

Следование правилам личной гигиены способствует скорейшему выздоровлению больного человека, а у здоровых людей позволяет сохранить и укрепить здоровье.

Больше статей в журнале

Принципы и цели гигиенического ухода за больным

Больной человек зачастую не может сам справиться с проведением гигиенических процедур и нуждается в посторонней помощи:

  1. При принятии ванны или душа.
  2. Бритье.
  3. Подмывании.
  4. Уходе за ногтями и волосами.
  5. При выполнении физиологических отправлений.

Руки медицинской сестры при этом становятся руками самого пациента. Однако, оказывая помощь, нужно стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание со стороны больного.

Основными принципами гигиенического ухода за пациентом являются:

  • безопасность – профилактика травм у больного;
  • конфиденциальность – сохранение в тайне подробностей личной жизни больного;
  • уважение чувства достоинства – выполнение всех манипуляций строго с согласия больного, обеспечение уединения в случае необходимости;
  • общение – обсуждение плана предстоящих манипуляций, расположение больного и его близких к беседе;
  • независимость – поощрение стремления больного к самостоятельности;
  • инфекционная безопасность – проведение соответствующих мероприятий.

Помощь в осуществлении личной гигиены пациента оказывается с целью обеспечения его чистоты, комфорта и безопасности. Все гигиенические процедуры должны проводиться под контролем персонала лечебного учреждения.

Что будет, если не обеспечить больного нужными средствами ухода?

Какие средства ухода положены бесплатно тяжелобольным, лежачим пациентам в больницах? Имеет ли право медорганизация требовать от родственников, чтобы они закупали средства ухода за свой счет?

Основные гигиенические мероприятия

Личная гигиена больного предполагает ежедневный утренний и вечерний туалет, чистку зубов 2 раза в день и полоскание рта после каждого приема пищи. Если нет противопоказаний, душ принимается не реже 1 раза в неделю.

Умывание

Смена нательного белья

Карта пациента

Форма документа содержится в ГОСТ Р 56819-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Надлежащая медицинская практика. Инфологическая модель. Профилактика пролежней».

Принятие ванны

Личная гигиена больного невозможна без принятия ванны (кроме случаев, когда пациент находится без сознания). Ванны делятся на:

  1. Гигиенические.
  2. Лечебные.
  3. Общие.
  4. Местные.

Ослабленного больного следует погружать в ванну очень медленно, на простыне, которую нужно придерживать с двух сторон. во время принятия ванны пациентом должна неотрывно находиться возле него.

Влажные укутывания выполняются при помощи двух простыней, смоченных горячей водой. Сначала пациента обертывают ими, а затем – клеенкой и двумя шерстяными одеялами.

Особенности организации питания

Лечебное питание предполагает определенный качественный состав пищи, а также количество, сроки и частоту принятия. Наилучший вариант для больного человека – четырехразовое питание в одно и то же время суток.

Нерациональное питание в разное время суток со значительной одномоментной перегрузкой желудка отрицательно влияет на процесс переваривания пищи, ухудшает усвояемость и провоцирует нарушения в работе ЖКТ.

В условиях стационара пищу подается в столовой, где за одним столом находятся больные, получающие одинаковую диету.

Тяжелобольных пациентов кормят в палате с ложки, придав им полусидячее или сидячее положение, под подбородок кладут салфетку или полотенце. Поить больного нужно из специального поильника или небольшого чайника.

Посуду, из которой ел больной, необходимо сразу вымыть горячей водой с мылом и горчицей, а затем ополоснуть кипятком.

Уход за полостью рта и вставными протезами у пациентов, находящихся в сознании

Личная гигиена больного подразумевает уход за зубами и ротовой полостью. Ниже приведен алгоритм ухода за полостью рта и вставными протезами у пациентов, которые находятся в сознании.

Необходимый инвентарь

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

  1. полотенце
Разъяснить пациенту суть и ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Попросить больного прополоскать водой рот (держать лоток у подбородка); Прополоскать зубные протезы в прохладной проточной воде, другой рукой ополоснуть чашку.
  1. две пары перчаток
Попросить пациента повернуть голову в вашу сторону. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента полотенцем. Положить протезы в чашку для хранения в ночное время.
  1. рукавичка
Прикрыть полотенцем грудь пациента до подбородка. Помочь пациенту очистить полость рта при помощи салфетки (если есть собственные зубы, помочь почистить их при помощи зубной пасты и щетки); Закрыть вентиль крана при помощи бумажной салфетки.
  1. марлевые салфетки
Вымыть руки горячей водой с мылом, надеть перчатки, если пациента кашляет – очки и щиток. Помочь очистить небо, десны, язык, область под ним, внутренние поверхности щек (салфетку нужно менять каждый раз, как она покроется липкой слюной или слизью, использованные салфетки выбрасывать в мешок для мусора). Помочь пациенту надеть зубные протезы (если больной не желает их надевать, нужно оставить протезы в чашке, добавив в нее столько воды, чтобы она полностью их покрывала).
  1. стакан с чистой водой
Один лоток поставить на полотенце под подбородок пациента. Попросить пациента прополоскать рот водой (держать у подбородка лоток); Снять перчатки, поместить их в мешок для мусора.
  1. два лотка
Если это возможно, попросить больного придержать лоток. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента. Вымыть руки горячей водой с мылом.
  1. зубная паста и щетка
Попросить больного набрать воды и прополоскать рот (чтобы вода не проливалась, необходимо держать лоток под подбородком). Поднести к раковине чашку с протезами, зубную пасту и щетку, рукавичку, полотенце.
  1. крем для губ или гигиеническая помада
Насухо вытереть подбородок больного при необходимости. Уложить махровую рукавичку на дно раковины.
  1. бумажные салфетки
Попросить больного снять зубные протезы и положить их в чашку (если он не может сделать это самостоятельно, то, используя салфетку, осторожно большим и указательным пальцем захватить протез, осторожно снять его колебательными движениями и положить и чашку). Открыть кран, отрегулировать температуру воды (она должна быть прохладной).
  1. чашка для протезов
Смочить зубную щетку водой, нанести на нее зубную пасту,

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора по УВР

Дубкова Л.В.________

«___»_________2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПМ.07, ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК 07(04).03 ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

ТЕМА: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»

для специальностей

31.02.01 «Лечебное дело»

34.02.01 «Сестринское дело»

Рассмотрено на заседании ЦМК

«клинических дисциплин»

Протокол № ________________

«____»________________2015 г.

___________________________

г. Южно – Сахалинск,

2015 г.

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к практическим занятиям ПМ.07, ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 07(04).03 «Технология оказания медицинских услуг» по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента» подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) медицинская сестра по уходу за больными.

Учебно-методическое пособие включает в себя информационный блок, даются рекомендации по самоподготовке студентов с указанием источника, предлагается перечень контролирующего материала в виде ситуационных задач, проблемных вопросов, «немые» графы, таблицы. Работа предполагает как устные, так и письменные (оформление дневников) ответы.

Методическое пособие по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента» по МДК 07(04).03 «Технология оказания медицинских услуг» предназначено для освоения студентом основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

    Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

    Соблюдать принципы профессиональной этики.

    Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

    Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

    Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

    Обеспечивать инфекционную безопасность.

    Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

    Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

    Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

    Осуществлять сестринский процесс .

Общих компетенций (ОК):

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

    Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

    Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

    Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

    Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Организация-разработчик: ГОБУ СПО «Сахалинский базовый медицинский колледж»

Подготовлено преподавателем Казанцевой О.В.

Тема: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»

Цель:

    Разработать самостоятельно заданную тему

    Сформировать знания о принципах гигиенического ухода, правилах сбора и транспортировки грязного белья

    Изучить особенности ухода за кожей, волосами, ногтями, промежностью тяжелобольного пациента

    Научиться осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в осуществлении личной гигиены и смены белья

    Воспитывать в себе чувство такта и обходительности при работе с людьми

Личная гигиена относится к комплексу мероприятий, которые создают комфортное существование тяжелобольного, и является важнейшим аспектом в работе медсестры. Постельный комфорт и обеспечение личной гигиены создают условия для быстрейшего выздоровления пациента, т.к. являются профилактическими мероприятиями, препятствующими появлению и распространению ВБИ, а также образованию пролежней. Это понятие включает в себя: уход за слизистыми полости рта, глаз, носа, уход за ушами, волосами, кожей, промежностью, а также бритье, мытье головы, стрижка ногтей.

Чем тяжелей пациент, тем сложнее за ним ухаживать, труднее выполнять различные манипуляции. Поэтому необходимо точно знать методику выполнения и четкое освоение этими методиками.

Все манипуляции по личной гигиене пациента медсестра должна выполнять строго в резиновых перчатках.

При выполнении «грязных» манипуляций (Слово «грязные», в данном случае употребляется в переносном смысле, т.е. это манипуляции, подразумевающие под собой контакт с большим количеством микроорганизмов), на медицинской сестре должен быть дополнительных халат, который она снимает по окончании. К «грязным» манипуляциям относятся смена постельного и нательного белья, уборка помещений.

Сегодня Вы должны освоить как правильно сменить нательное и постельное белье, правильно ухаживать за пациентами с недержанием мочи и кала, научиться правильно осуществлять подмывание как мужчины, так и женщины, после физиологических отправлений. А также как практически ухаживать за слизистой полости рта, носа, наружным слуховым проходом, мыть волосы и стричь ногти.

Инструкция:

    Самостоятельно изучите заданную тему в предложенной литературе:

    Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с.408-418, 428-443

    С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 154-180, 200-225

    Конспект лекций

    Ознакомьтесь с текстом предложенного материала в данном пособии по порядку.

    Обдумайте предложенные задания.

    В дневниках запишите изучаемую тему.

    Перепишите алгоритмы манипуляций по изучаемой теме.

    Изучая алгоритмы манипуляций, обратите внимание на обоснования каждого этапа. Обдумайте, согласны ли Вы с данными обоснованиями.

    Выполните письменные задания, предложенные в данном пособии.

Запомните!!!

Самые ценные знания – это знания приобретенные самостоятельно!!!

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Положение пациента

При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели.

Различают:

    Пассивное положение -пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять).



    Вынужденное положение - пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.

Положение пациента не всегда совпадает с назначенным ему врачом двигательным режимом.

Режим активности(двигательный режим)

    Общий (свободный)- пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы.

    Палатный - пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты

    Полупостельный - пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, проведения утреннего туалета в сопровождении с медицинской сестрой.

    Постельный- пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.

    Строгий постельный- пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.

Понятие о функциональной кровати

Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение больного было функциональным, т.е. улучшало функцию того или иного пораженного органа. Легче всего этого добиться, поместив больного на функциональную кровать. Функциональная кровать представляет собой специальное устройство, состоящее из нескольких секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки управления. Головной и ножной концы кровати быстро переводятся в нужное положение. Эти кровати могут иметь специальные вмонтированные приспособления: прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения индивидуального подкладного судна и мочеприемника. Пользование функциональной кроватью осуществляется медицинской сестрой с целью обеспечения тяжелобольному удобного положения и двигательного режима. Полусидячие положение в обычной кровати можно создать с помощью подголовника или нескольких подушек. Для того чтоб больной не «сползал» вниз, в кровать следует положить упор для ног. Создать возвышенное положение для ног можно с помощью подушки, положенной под голени. Не следует длительно оставлять больного в одном положении.

ЗАПОМНИТЕ! В любом случае больному должно быть создано удобное положение в постели. Постельный комфорт является важным элементом лечебно-охранительного режима.

Принципы ухода

Под личной гигиеной понимают очень объемный и каждодневный процесс.

Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приеме ванны, а также при осуществлении продуктов жизнедеятельности. В этой части ухода руки сестры становятся руками пациента. Но, помогая пациенту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание.

Цель помощи пациенту - осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.

Адекватный уход - успех лечения и адаптация к новому качеству жизни.

Рекомендации сестре при дефиците личной гигиены пациента:

    оценить способность самоухода;

    уточнить степень профессионального участия и предпочтения;

    оказать помощь пациенту в проведении утреннего и ве чернего туалета;

    помочь при подмывании, мытье головы;

    проводить своевременную смену нательного и постельного белья;

    побуждать и поощрять пациента на самостоятельные действия;

    привлекать родственников, соседей, социальных работников.

СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ (ПАЦИЕНТ В ПОСТЕЛИ) ПОПЕРЕЧНЫМ СПОСОБОМ (выполняется медсестрой с помощником)

Цель:

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение:

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые.

Объяснит пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2. Подготовить комплект чистого белья. Скатать чистую простыню как бинт, в поперечном направлении.

3. Вымыть руки, при возможном контакте с биологическими жидкостями надеть перчатки.

II . Выполнение процедуры:

6. Опустить пациента на кровать. Сменить наволочку.

Обеспечение безопасной больничной среды.

7. Снять с пациента одеяло, прикрыть его небольшой простынёй.

Снижение дискомфорта у пациента, находящегося без нательного белья.

8. Медсестре приподнять голову и плечи пациента, помощнику скатать грязную простыню со стороны изголовья до середины кровати. На освободившейся части подстелить и расправить приготовленную, свернутую валиком чистую простыню.

9. Положить в изголовье подушку и опустить на неё голову и плечи пациента.

Обеспечение физического комфорта.

10. Поднять таз пациента (активного больного попросить опереться на ноги и приподняться над кроватью), сдвинуть грязную простыню в направлении стоп, следом расправить чистую, опустить на неё пациента.

Обеспечение комфорта и инфекционной безопасности пациента. Активное участие пациента в ходе способствует повышению самооценки.

11.Поместить грязную простыню в мешок для белья.

Обеспечение комфорта.

13. Снять пододеяльник с одеяла, надеть чистый. Грязный пододеяльник положить в мешок. Укрыть пациента. Заправить одеяло.

Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.

15. Вынести грязное бельё из палаты.

Обеспечение инфекционной безопасности.

III . Окончание процедуры:

16. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

17. Сделать отметку о смене белья в документации.

СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ (ПАЦИЕНТ В ПОСТЕЛИ) ПРОДОЛЬНЫМ СПОСОБОМ (выполняется медсестрой с помощником)

Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: комплект чистого белья, мешок для грязного белья, перчатки, ёмкость с дезинфицирующим раствором.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснит пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Оценить возможность пациента участвовать в процедуре.

Внимание! Если к процедуре привлекаются родственники или другие члены медицинской бригады, следует заранее определить объем вмешательства каждого.

Установление контакта с пациентом.

Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Подготовить комплект чистого белья. Скатать половину простыни в виде валика по всей длине.

Обеспечение инфекционно безопасности и гигиенического комфорта.

3. Вымыть и осушить руки, при риске контакта с биологической жидкостью надеть перчатки.

Профилактика ВБИ.

II . Выполнение процедуры:

4. Встать с обеих сторон кровати, опустить изголовье.

Обеспечение безопасности пациента и правильной биомеханики тела.

5. Медсестре подвести руки под плечи и голову пациента, слегка приподнять его; помощнику – извлечь из-под головы подушку.

Обеспечение эффективности проведения процедуры.

6. Опустить пациента на кровать (без подушки). Сменить наволочку с подушки и положить её в мешок для грязного белья. Надеть чистую наволочку.

7. Медсестре снять с пациента одеяло, прикрыть его небольшой простынёй.

Снижение психологического дискомфорта.

8. Медсестре повернуть пациента на бок, лицом к краю кровати и придержать его в этом положении. Одновременно проводить наблюдение за его состоянием.

Обеспечение возможности смены белья. Профилактика падения пациента.

9. Помощнику скатать грязную простыню валиком к спине пациента и расстелить заранее приготовленную и наполовину скатанную чистую простыню, закрывая освободившуюся часть постели.

Обеспечение возможности смены белья.

10. Помощнику повернуть пациента на спину, затем осторожно на другой бок, чтобы он оказался на чистой простыне. Придерживать пациента в положении на боку.

Профилактика падения пациента.

11. Медсестре скатать грязную простыню и убрать её в мешок для грязного белья. Раскатать чистую и заправить края под матрац.

Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.

12. Повернуть пациента и уложить на спину. Под голову и плечи подложить подушку.

Обеспечение комфорта в постели.

13. Помощнику снять грязный пододеяльник, положить его в мешок для грязного белья. Надеть чистый. Накрыть пациента. Заправить одеяло.

Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.

14. Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно.

III . Окончание процедуры:

15. Удалить из палаты мешок с грязным бельём. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

16. Сделать отметку о смене белья в документации.

Обеспечение преемственности ухода за пациентом.

СМЕНА РУБАШКИ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ

Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: чистая рубашка, мешок для грязного белья.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснит пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

Установление контакта с пациентом.

Подготовка пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Оценить физические возможности пациента.

Обеспечение возможности сотрудничества.

3. Подготовить чистую рубашку.

Обеспечение инфекционной безопасности.

4. Вымыть руки, При необходимости надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

II . Выполнение процедуры:

5. Поднять голову и плечи пациента, помочь ему сесть. Собрать рубашку со спины до затылка, переместить её через голову на грудь, затем полностью снять с рук.

Примечание:

- пациенту, испытывающему трудности при сидении, смену осуществлять с помощником, который придерживает пациента за плечи;

- пациенту, прикованному к постели, выполнять процедуру в той же последовательности, только в положении лёжа.

Обеспечение безопасности пациента.

6. Положить рубашку в мешок для грязного белья.

Обеспечение инфекционной безопасности.

7. Надеть чистую рубашку в обратном порядке: вначале на руки, затем переместить на голову и расправить рубашку на спине и груди.

8. Помочь пациенту занять удобное положение. Укрыть пациента. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.

Обеспечение психического и психологического комфорта.

III . Окончание процедуры:

9. Удалить мешок с грязным бельём из палаты. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

10. Сделать отметку о смене белья в документации.

Обеспечение преемственности ухода за пациентом.

УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ ГЛАЗ

Цель: соблюдение правил личной гигиены.

Показания: уход за пациентами при дефиците самоухода.

Оснащение: стерильный лоток; стерильные тампоны (салфетки); стерильный пинцет; ёмкость с антисептическим раствором (0,02% раствор фурацилина или 1-2% раствор натрия гидрокарбоната); влагонепроницаемая пеленка,ёмкость для использованных тампонов; перчатки.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

II . Выполнение процедуры:

Укрыть грудь влагонепроницаемой пеленкой.

5. Поместить в стерильный лоток 8-10 тампонов (салфеток), налить в него антисептический раствор.

Обеспечение инфекционной безопасности.

6. Надеть стерильные перчатки.

Профилактика инфицирования.

7. Взять пинцетом тампон (салфетку) из лотка, слегка отжать его, переложить в руку, обработать им ресницы и веко одного глаза, по направлению от наружного края к внутреннему .

8. Положить тампон (салфетку) в лоток для использованного материала.

Обеспечение инфекционной безопасности.

9. Повторить процедуру 4-5 раз, каждый раз меняя тампоны (салфетки).

Примечание: при наличии инфекции обработку начинать со здорового или менее инфицированного глаза.

Обеспечение инфекционной безопасности.

10. Промокнуть остатки раствора сухими тампонами (салфетками).

Обеспечение гигиенического комфорта.

11. Обработать другой глаз в той же последовательности.

Обеспечение инфекционной безопасности.

12. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно

III . Окончание процедуры:

13. Замочить использованные тампоны (салфетки) в дезинфицирующем растворе.

14. Снять перчатки, поместить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.

Примечание: если это одна из утренних процедур, перчатки снять после завершения всего комплекса мероприятий по осуществлению утреннего туалета пациента.

Обеспечение инфекционной безопасности.

15. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ НОСА

Цель: поддержание личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: стерильные ватные турунды в специальной ёмкости; флакон с физ.раствором или вазелином (растительным маслом, глицерином); стерильный лоток; стерильная пипетка; перчатки; лоток для использованного материала.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Вымыть и осушить руки.

Профилактика ВБИ.

3. Подготовить необходимое оснащение. Налить в мензурку приготовленный раствор.

II . Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять удобное положение.

Обеспечение комфортного состояния во время процедуры.

5. Надеть перчатки. Смочить в одном из растворов ватные турунды.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

6. Ввести в носовой ход (левый) вращательными движениями влажную турунду.

Создание гигиенического комфорта.

7. По истечении нескольких секунд извлечь турунду. Поместить в лоток для использованных материалов.

Обеспечение инфекционной безопасности.

8. Повторить процедуру 2-3 раза (при необходимости больше), меняя турунды.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

9. Завершить процедуру при отсутствии корочек на очередной турунде.

Критерий оценки выполнения процедуры.

10. Подобным образом обработать правый носовой ход.

Примечание: для удаления корочек из носа можно предварительно закапать в нос, для их размягчения, один из вышеперечисленных препаратов или оставить на 2-3 минуты в носовой полости смоченные маслом или глицерином турунды. Далее удалить корочки сухими турундами. Использованные турунды поместить в лоток для использованного материала.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

11. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.

Обеспечение физического и психологического комфорта

III . Окончание процедуры:

12. Продезинфицировать и утилизировать использованные турунды.

Обеспечение инфекционной безопасности.

13. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.

Обеспечение инфекционной безопасности.

14.Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации.

УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ ПОЛОСТИ РТА

Цель: соблюдение правил личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: лоток, шпатель, стерильные марлевые салфетки, шарики, пинцет, емкость с антисептическим раствором (2% раствор натрия гидрокарбоната, фурацилин, раствор перманганата калия) или с кипяченой теплой водой, зубная щетка, клеенка, пеленка, глицерин, перчатки.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Рассказать о предстоящей процедуре пациенту, если он в сознании. Получить согласие на процедуру.

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

3. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

II . Выполнение процедуры:

1. Помочь пациенту занять положение Фаулера, если это не противопоказано.

Обеспечение комфортного положения во время процедуры.

2. Накрыть шею и грудь пациента полотенцем.

Примечание: процедуру можно выполнять в положении: пациент лежит на боку или животе (или спине), повернув голову на бок.

Предупреждение намокания белья пациента. Допустимые положения.

3. Приготовить зубную щетку без пасты, смочить ее в растворе соды.

Примечание: при отсутствии зубной щетки можно воспользоваться марлевой салфеткой, закрепленной зажимом либо пинцетом.

Обеспечение возможности проведения процедуры

4. Обнажить зубы с помощью шпателя. Почистить зубы: последовательно внутреннюю, жевательную и наружную поверхности, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить процедуру не менее 2 раз.

Обеспечение качества выполнения.

5. Удалить остатки жидкости с помощью сухих тампонов.

Профилактика аспирации.

6. Попросить пациента высунуть язык. Если пациент не может это сделать, то обернуть язык марлевой салфеткой и левой рукой вытянуть его изо рта.

Обеспечение эффективности процедуры.

7. С помощью пинцета смочить салфетку в антисептическом растворе и обработать язык, снимая налет в направлении от корня к кончику в случае необходимости. Отпустить язык. Сбросить салфетки в лоток для использованного материала.

Обеспечение качества услуги.

8. Новой салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек в одном направлении: изнутри к наружи. Далее обработать пространство под языком, десны, меняя салфетки по мере загрязнения.

Профилактика инфицирования околоушных желез

9. Если язык сухой, смазать его глицерином.

Обеспечение качества услуги.

10. Нанести на салфетку вазелин и смазать последовательно тонким слоем верхнюю и нижнюю губы.

Профилактика образования трещин на губах.

11. Убрать полотенце.

Обеспечение инфекционной безопасности.

III . Окончание процедуры:

1. Погрузить предметы ухода, инструментарий в дезинфицирующий раствор, утилизировать использованные салфетки. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

2. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинских документах

Обеспечение преемственности ухода.

УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ УШЕЙ

Цель: обеспечение личной гигиены.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: ватные турунды и тампоны (салфетки); флакон с 3% раствором перекиси водорода; водяная баня, водный термометр, стерильная пипетка; стерильный лоток; ёмкость с чистой водой; перчатки; полотенце; лоток для сбора использованного материала.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, если он с ней незнаком, получить его согласие.

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

3. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

II . Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять удобное положение. Прикрыть его шею и плечи полотенцем.

Обеспечение комфортного состояния во время процедуры.

5. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

6. Попросить его наклонить голову в сторону, противоположную обработке.

Создание гигиенического комфорта

7. Набрать в пипетку теплый 3% раствор перекиси водорода. Оттянуть левой рукой ушную раковину назад и вверх. Правой рукой закапать в наружный слуховой проход 2-3 капли (или ввести смоченную в растворе турунду). Оставить пациента в таком положении 1-2 минуты.

Обеспечивается размягчение серы и облегчается её удаление.

8. Ввести в слуховой проход вращательными движениями сухую турунду, оттянув при этом ушную раковину назад и вверх. Вывести турунду обратно. Повторить процедуру несколько раз, меняя турунды.

Обеспечение физического и гигиенического комфорта.

9. Поместить в лоток использованные турунды для проведения последующей дезинфекции и утилизации.

Обеспечение инфекционной безопасности.

10. Обработать влажным тампоном (салфеткой), смоченным в тёплой воде, ушную раковину, затем тщательно просушить её сухими ватными тампонами (салфетками). Сбросить использованные тампоны (салфетки) в лоток для последующей утилизации.

Обеспечение гигиенического комфорта и инфекционной безопасности.

11. Обработать другое ухо подобным образом.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

12. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.

Обеспечение физического и психологического комфорта.

III . Окончание процедуры:

13. Подвергнуть дезинфекции использованные предметы ухода и металл.

14. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.

15. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

УХОД ЗА НАРУЖНЫМИ ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ И ПРОМЕЖНОСТЬЮ У ЖЕНЩИН

Цель: поддержание личной гигиены.

Показания: дефицит самоухода; профилактика пролежней

Оснащение: ёмкость с теплой (35-37 0 С) водой; почкообразные лотки; перчатки; ширма; клеёнка; пелёнка; судно; марлевые салфетки; корнцанг; кувшин; мешок для грязного белья.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациентке. Доброжелательно и уважительно представиться ей. Уточнить, как к ней обращаться, если медсестра видит пациентку впервые. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить её согласие.

Установление контакта с пациенткой. Обеспечение психологической подготовки пациентки к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациентки.

2. Подготовить необходимое оснащение. Налить в кувшин теплой воды. Положить в лоток марлевые салфетки, корнцанг.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

3. Отгородить пациентку ширмой (при необходимости).

Обеспечение психологического комфорта.

Профилактика ВБИ.

II . Выполнение процедуры:

5. Опустить изголовье кровати. Повернуть пациентку на бок. Постелить клеёнку и пелёнку под пациентку.

Предупреждение попадания воды на постельное бельё пациентки.

6. Поставить судно в непосредственной близости от ягодиц пациентки. Повернуть её на спину так, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.

Обеспечение безопасной больничной среды.

7. Помочь занять оптимально удобное положение для проведения процедуры (положение Фаулера, ноги слегка согнуты в коленях и разведены).

Снижение физической нагрузки на позвоночник и мышцы спины пациентки.

8. Встать справа от пациентки (если медсестра правша). Поместить в непосредственной близости от себя лоток с марлевыми салфетками. Закрепить салфетку корнцангом.

Обеспечение правильной биомеханики тела медсестры.

9. Держать кувшин в левой руке, а корнцанг в правой. Лить воду на гениталии женщины, салфетками (меняя их) осуществлять движения сверху вниз, от паховых складок к гениталиям, затем к анусу, обмывая: а) одной салфеткой – лобок; б) второй салфеткой – паховую область справа и слева; в) далее правую и левую половые (большие) губы; г) область анального отверстия, межъягодичную складку.

Использованные салфетки сбрасывать в судно.

Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.

10. Осушить промокательными движениями с помощью сухих салфеток лобок, паховые складки, гениталии и область анального отверстия пациентки в той же последовательности и в том же направлении, что при подмывании, меняя салфетки после каждого этапа.

Обеспечение гигиенического комфорта и инфекционной безопасности.

11. Повернуть пациентку на бок. Убрать судно, клеёнку и пелёнку. Вернуть пациентку в исходное положение, на спину. Поместить клеёнку и пелёнку в непромокаемый мешок.

Обеспечение инфекционной безопасности.

12. Помочь пациентке занять удобное положение. Укрыть её. Убедиться, что она чувствует себя комфортно. Убрать ширму.

Обеспечение физического и психологического комфорта.

III . Окончание процедуры:

13. Опорожнить судно от содержимого и поместить его в ёмкость с дезинфектантом.

14. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

15. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациентки в документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

УХОД ЗА НАРУЖНЫМИ ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ У МУЖЧИН

Цель: поддержание личной гигиены.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: кувшин с теплой (35-37 0 С) водой; тазик; зажим с салфеткой; почкообразные лотки; перчатки; ширма; клеёнка; пелёнка; судно.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Подготовить необходимое оснащение. Налить в ёмкость (тазик) теплую воду.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

3. Отгородить пациента ширмой (при необходимости).

Обеспечение психологического комфорта.

4. Вымыть руки. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

II . Выполнение процедуры:

5. Опустить изголовье кровати, повернуть пациента на бок.

Постелить клеёнку и пелёнку под пациента.

Обеспечение безопасности сестры и пациента.

Предупреждение попадания воды на постельное бельё пациента.

6. Повернуть пациента на спину. Поднять изголовье кровати. Помочь ему занять оптимально удобное положение для проведения процедуры (положение Фаулера, ноги слегка согнуты в коленях и разведены).

Обеспечение физического комфорта.

7. Взять зажим с салфеткой правой рукой.

Обеспечение эффективного проведения процедуры.

8. Смочить салфетку в ёмкости (тазике) с теплой водой, слегка отжать её. Левой рукой оттянуть крайнюю плоть, обнажить головку полового члена и протереть её влажной салфеткой.

Обеспечение гигиенического комфорта, предупреждение инфекции мочевыводящих путей.

9. Смочить салфетку, слегка отжать её и протереть мошонку.

Предупреждение инфекции мочевыводящих путей. Обеспечение гигиенического комфорта.

10. Выполнить очередное ополаскивание салфетки. Протереть паховые складки, область заднего прохода, межъягодичную складку. По окончании процедуры салфетку поместить в лоток для использованных предметов.

Обеспечение гигиенического комфорта.

11. Сменить салфетку на сухую. Осушить половой член, мошонку, паховую область и далее в той же последовательности. Салфетку поместить в лоток для использованных предметов.

Примечание: в стационарах уход за наружными половыми органами чаще осуществляется на судне с помощью корнцанга, стерильных тампонов и кувшина с водой.

Обеспечение гигиенического комфорта. Предупреждение инфекции мочевыводящих путей.

12. Опустить изголовье кровати, переместить пациента на бок. Убрать клеёнку и пелёнку в непромокаемый мешок для грязного белья.

Обеспечение правильной биомеханики тела, инфекционной безопасности и психологического комфорта.

13. Переместить пациента на спину, поднять изголовье. Укрыть пациента. Убедиться, что он чувствует себя комфортно. Убрать ширму. Вынести из палаты мешок с бельём, лоток с салфетками.

Обеспечение гигиенического комфорта.

III . Окончание процедуры:

14. Весь использованный материал продезинфицировать с последующей утилизацией.

15. Вылить воду из тазика и продезинфицировать его. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

Ι . Рекомендации по самоподготовке

Инструкция: ответьте на предложенные вопросы, если у Вас возникли трудности при ответе, воспользуйтесь рекомендуемой литературой и повторите попытку.

п/п

Контрольные вопросы к теме

Перечислите принципы ухода.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 155-156

Каково назначение функциональной кровати?

Данное пособие

Какое положение в постели может занимать пациент в постели

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 153

Какие цели ставит перед собой медицинский персонал при подготовке к смене постельного белья тяжелобольному пациенту?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 409

Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости рта пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 428-430

Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости носа?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 432-433

Как осуществить обработку глаз пациенту?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 430-432

Как осуществить обработку наружного слухового прохода?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 433-435

9

Как необходимо уложить пациента, чтобы осуществить мытье ног и головы?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 435, 442

10

Как проводить бритье лица пациента?

С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 210-212

11

Правила ухода за наружными половыми органами.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с.439-441

12

Смена нательного белья тяжелобольному.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 414-415

13

Перечислите современные средства ухода, которыми может пользоваться медицинская сестра.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 417, 437, 441

ΙΙ. Оформление дневников

Инструкция: запишите в Ваших дневника тему занятия и выполните следующие задания:

    Дайте характеристику положения пациента в постели:

    Активное положение ___________________________________________

    Пассивное положение __________________________________________

    Вынужденное положение _______________________________________

    Решите ситуационные задачи:

    Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек.
    Проблемы пациента? Как помочь пациенту?

    У пациентки появился неприятный запах изо рта.

Что необходимо предпринять? Проблемы пациента?

    Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы.
    В чём заключается помощь пациенту? Проблемы пациента?

    Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу.

Ваши действия по оказанию помощи? Проблемы пациента?

    Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные.
    Что предпринять? Проблемы пациента?

Очень важное значение в протекании и исходе болезней имеют условия, в которых находится заболевший. В первую очередь необходимо соблюдать несложные правила личной гигиены и чистоты в палате, также необходимо обеспечивать больного правильным и своевременным питанием. Должно быть удобное местоположение больного в постели, белье постельное должно быть чистым, а матрац ровным, если кровать имеет сетку, то она должна находиться в натянутом положении. Для заболевших с недержанием мочи и тяжелобольных под простыню на наматрасник необходимо постелить клеенку. Женщинам при обильных выделениях необходимо положить пеленку на клеенку, которую нужно заменять не реже двух раз в неделю.
Тяжелобольных размещают на функциональные кровати, где применимы подголовники. Пациенту выдается одеяло с подоодеяльником и 2 подушки. Постель необходимо регулярно перестилать: перед отходом ко сну и после пробуждения. Постельное и нательное белье нужно менять минимум один раз в неделю после каждого приема ванны.
Очень важно выполнять уход за кожным покровом тяжелобольного пациента.
Кожный покров предназначен для выполнения нескольких функций; регуляторной, аналитической, защитной и выделительной. Через кожный покров и потовые железы выделяется мочевая кислота, калий, натрий, мочевина, вода и много иных веществ. При нормальной температуре в состоянии покоя выделяется примерно литр пота в сутки, а у больных с лихорадкой до 10 литров и больше.
При испарении пота на коже сохраняются продукты обмена, которые оказывают разрушительное воздействие на кожный покров. В связи с этим кожа обязательно должна быть чистой, а для этого нужно часто производить смену белья, кожу протирать одеколоном, дезинфицирующими салфетками, и вытирать кожу чистым сухим полотенцем.
Особо внимательно нужно следить за кожей в паховой области, в области подмышек, под грудью у женщин. Ежедневное подмывание необходимо для промежности. Тяжелобольных нужно подмывать после каждого опорожнения во избежание воспалительных процессов кожи. Также у тяжелобольных могут появляться пролежни, представляющие собой омертвение мягких тканей, которое возникает в результате ишемии.
Чаще всего пролежни возникают на лопатках, локтях, пятках, крестце. Сначала возникает болезненность и покраснение, потом образуются пузыри. При наличии глубоких пролежней проявляются сухожилия и мышцы. Формируются язвы, доходящие порой до кости. Сквозь раны проходит инфекция, приводящая заражению крови и нагноению.
Если появились пролежни, значит недостаточно производится личная гигиена тяжелобольного.
При возникновении покраснения кожного покрова необходимо дважды в день протирать раствором камфоры, мокрым полотенцем. При образовании пролежней, нужно их смазать раствором марганцовки, приложить с мазью Вишневского повязку и т.д.
Также необходимо ухаживать за полостью рта, ведь в этом нуждается каждый человек и ничего трудного в этом нет.
Достаточно проводить полоскание рта после еды водой и чистить зубы дважды в день, утром и перед сном.
Необходимо ухаживать за глазами. Нужно промывать глаза для удаления гнойных образований раствором борной кислоты, марганцовки или риванола марлевым тампоном. При наличии воспалительных процессов в глазах нужно закапывать лекарства или втирать глазные мази.
Также тяжелобольному нужно чистить уши дважды-трижды в неделю, чтобы предотвратить образование серной пробки, которые снижают слух, в подобных случаях нужно проводить промывание прохода слухового.
Нужно удалять корочки из носа.
Нужно внимательно следить за тем, чтобы не образовывалась перхоть в волосах тяжелобольных. Для этого необходимо один раз в неделю голову хорошо мыть с использованием шампуней и туалетного мыла. Тяжелобольным людям голову моют прямо в постели. Для данной процедуры необходимо поставить таз у изголовья кровати, а больному необходимо запрокинуть голову над тазом. Ему нужно очень хорошо промыть волосы, намылив голову, затем теплой водой ополоснуть, вытереть насухо и хорошо расчесать. После данной процедуры повязать на голову полотенце или косынку.
Каждый день нужно делать расчесывание волос, применять для этого нужно личный частый гребешок, смоченный в растворе уксуса. Таким образом замечательно вычесывается перхоть. Нужно, чтобы гребешки находились в чистоте, необходимо протирать их спиртом и промывать в горячей воде с содой. После этого медсестра подстригает ногти на ногах и руках.