Основополагающий вопрос: о чем рассказывают руны? О чем говорят нам Руны.

Слово "руна" означает "секрет" или "тайна". Уже среди самых первых знаков, начертанных человеческой рукой и имеющих явно магический характер, мы находим праобразы некоторых рун - а это аж XVII-XVI тысячелетие (!!!) до рождества Христова.

Постепенно, в течение тысячелетий, эти символы, получаемые в откровениях или какими-то иными путями, собирались, накапливались, классифицировались - и примерно в III-I тысячелетиях до Р.Х. сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты. В то время они осмысливались именно как наборы священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Такое осмысление касается не только рунического алфавита, но и других знаковых систем - для примера можно привести хотя бы древнееврейский алфавит, магическое и священное использование символов которого весьма широко известно.

Сегодня принято считать, что уже к середине II века от Р.Х. был сформирован классический общегерманский рунический строй - . Он был назван так по фонетическим значениям первых шести рун строя. С течением времени Футарк претерпел массу изменений - всего насчитывается до десятка различных его вариаций, отличающихся как по числу знаков в алфавите и их написанию, так и по времени/месту создания. Эти переработанные рунические символы, часто не имеющие с Футарк"ом ничего общего, называются иногда Младшими Рунами. Использовались они в основном для письма, в отличие от символов Старшего Футарк"а, всегда сохранявших свое сакральное значение.
Хочу еще раз обратить Ваше внимание на то, что Футарк - это не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно рунический строй или ряд, то есть жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Классический Футарк содержит 24 знака, но иногда, как это сделал Ральф Блум (Ralph Blum), к ним добавляют Пустую Руну, или руну Одина.

Как и в любой другой магической системе, использующей символы, прежде чем начать работать с рунами, Вы должны понять заключенный в каждой из них смысл. Вы можете сколь угодно долго заучивать наизусть значения рун, но пока каждая из них не будет вызывать у Вас свой собственный, неповторимый смысловой ряд так же отчетливо, как слово "дом" вызывает образ дома, Вы не сможете понять, что означает выпадение этого знака в гадании и не сможете пользоваться ими для формирования реальности. Помните, каждая из рун является лишь символом, обозначением стоящей за ней силы. Вы должны будете осмыслить ее, переработать и усвоить - и только тогда Вы сможете привлекать эту силу в свою жизнь, используя руны.

Достигается эта задача обычно так: во-первых, Вам необходимо будет завести себе набор рун, с которыми Вы будете постоянно работать. Отнеситесь к этой задаче ответственно и не думайте, что сейчас сойдут хоть какие, а вот потом научусь - и заведу себе Настоящие! Это иллюзия, поверьте опыту. Вы вряд ли сможете расстаться со Своими Рунами - а они именно такими и станут за время курса.

Хорошо бы изготовить себе набор рун самостоятельно, но на самом деле, это не есть необходимое условие.

Во-вторых, с рунами необходимо познакомиться. То есть - просто заучить название каждой руны. Написание каждой руны должно прочно соотноситься у Вас с ее наименованием - примерно настолько же прочно, как соотносятся для Вас буквы и звуки русского алфавита. :-)

И, наконец, третье - Вам необходимо установить с рунами прочную эмоционально- духовную связь. Начните с первой руны Fehu - вчитайтесь в описание, постарайтесь почувствовать то общее, что содержится во всех этих разнородных значениях. Вглядитесь в нее внимательно - возможно, ее графическое начертание вызовет у Вас какие-то ассоциации. Вслушайтесь в название руны, попробуйте поискать Ваше личное имя руны - то, как Вам хочется ее называть. Медитируйте над руной, размышляйте над ней, кладите руну под подушку, ложась спать. И тогда через некоторое время Вы ощутите, что руна как бы "встала на место". Все, теперь она Ваша - и можно переходить к усвоению следующей руны.

Кстати, советую Вам даже после того, как Вы усвоите все руны, время от времени перечитывать их описания. Каждый раз Вы будете с удивлением открывать новые грани даже у полностью, казалось бы, знакомой руны.

Происхождение и история рун

Истоки рунического Искусства - как и зарождение самих рунических символов - корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя - Футарка - датируется первыми веками н.э. Действительно, это время можно считать временем, когда руническое Искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе - хотя и не без изменений - до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства - значительно древнее.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до Р.Х. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или “солнечные колеса”, вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до Р.Х. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе - и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.

Еще позднее, в III-I тысячелетиях до Р.Х., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее - греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы - т.е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.

С праобразом рун - североиталийским письмом - народы Центральной и, возможно, Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до Р.Х. В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до Р.Х. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая книга - этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как Harigast i Teiva; оба слова, соединенные предлогом (союзом?) i, являются именами собственными, причем последнее - Teiva - чаще всего трактуется как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива (Тюра).

Вероятно, к середине II века от Р.Х. был сформирован классический общегерманский рунический строй - Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Р.Х. относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV - V векам - на континенте.

Предостерегу от возможной ошибки: Футарк - не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы - атта (att); каждый атт состоит из восьми рун. По фонетическим соответствиям рун первого атта - f, u, th, a, r, k,... - этот строй и получил свое название - Футарк.

До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них - это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях.

Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встречаются и камни, содержащие целые “сочинения”.


Такова, например, Эггьюмская надпись, перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайно интересен:

Камень не был (освещен) солнцем,
и нож не коснулся его;
(злые) волшебники не должны обнажить (камень),
ни обманутые,
ни ослепленные колдовством.

Тот сотворил навье море
и смазал им уключины
утомленной от просверливания ладьи.

Кто пришел сюда, в страну коней...
Рыба плывущая...
Птица поющая...
Он погиб коварной смертью.

Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, - единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на "камне Водурида", ставшая классическим примером.

Надпись гласит:

Вив резал этот камень для Водурида.
Три дочери поделили наследство,
как самая близкая его родня
среди оставшихся в живых.
А я, Вив, резал руны
для моего лорда - Водурида.

Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные, изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. от Р.Х.) изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне - Слейпнире - в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая “дева боя”.

Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которых определяется как начало I тысячелетия от Р.Х.. Классические алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех- и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д.. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа. На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это - свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись - или что-то иное?

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса.


По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое изображение и руническая надпись, гласящая: “Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил”. В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести прочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула - своего рода застежка, скрепляющая ворот плаща): “Босо резал руны - тебе, Даллина, он дал [фибулу - авт.]”.

Никогда руны не оставались неизменными.
В V веке от Р.Х руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова - вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака - поздние англо-саксонские, или нортумбрийские, руны.

Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка, последние (XI - XII вв.) - 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше - в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами.

Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными сооружениями.

В качестве примера приведем здесь фотографию рунического камня из Шюсты.


Руны высечены на туловище змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. (Надо отметить, что это достаточно характерно для младшерунических надписей на стоячих камнях - сочетание христианского креста и языческого символа Змея. Впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь - переосмысленный с приходом христианства языческий символ.)

Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова):

Руна велела сделать [этот] монумент по Спьяльбуду и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спьяльбуду, своему супругу. Он умер в Хольмгарде в церкви [св.] Олава.
Эпир резал руны.

Примечание: Хольмгард - Новгород Великий.

С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго.

Несмотря на откровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Как уже говорилось, число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия (т.е. созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример - высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде.

На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: “Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании - rimstok (от rim - “календарь” и stok - “палка”). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России - значительно дольше.

Один из таких календарей изготовлен в начале XIX в. в Карелии и хранится в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1.5 м. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея - вечный.

Другой интересный пример - литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее (XVII в.); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6х8 см.

В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV - XV вв.. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд - еще и в XVII в.. Более того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для особенно важных записей руны изредка использовались и в середине текущего столетия.

Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме сохранялась, как минимум, до XI - XIII веков, в поврежденном и частично деформированном виде - до позднего Средневековья, а в качестве реликтов и “останцев” древней высокой магии - вплоть до текущего столетия...

Нотумбрия - одно из древних англосаксонских королевств в Британии

В Северной Европе руническое письмо было распространено 13 столетий, в одной из шведских провинций — до XIX века. В настоящее время руны — один из объектов для обсуждений. Большое внимание к рунам порождает неправильные исторические теории.

Что это такое?

Общее название символов в давних скандинавских и германских алфавитах — это и есть руны . Разбиты они на 3 группы — атта . В каждый атт входит всего 8 рун . Старший Футарк — наименование первого германского «алфавита».

Появилось такое название по произношению букв первых 6 символов. Писались древние символы на разных материалах (камень, дерево), они были в виде набора прямых полосок. Наиболее удобно было высекать древние знаки на твердых материалах.

Как правило, направление рунического письма высекалось слева направо, но встречались и другие варианты. Был и такой способ письма, в котором на направление влияла четность строки. Например, 1-я строка писалась справа налево, вторая — наоборот, третья — так же, как и первая. Если направление менялось, то буквы писались зеркально.

Многочисленные исследования показали, что только на территории Швеции специалисты нашли примерно 3000 рунических надписей. Две тысячи таких элементов обнаружены в Норвегии, Дании, Гренландии, Исландии и других странах.

Главное из истории рун

Появилось древнее письмо еще в III веке у северных народов. Самой большой популярностью древние символы начали пользоваться в христианский период Скандинавии. Даже распространение латинских языков, письменности не стало причиной исчезновения древних алфавитов, включая и древнеисландский.

Более того, руническое письмо дополнило латинский алфавит новыми буквами. Позже возникли латиноязычные надписи, для выполнения которых использовался рунический алфавит. Рунами писали целые христианские молитвы или только их начало. В качестве примера можно назвать известные молитвы «Ave Maria «, а также «Pater noster «.

На территории Швеции и Норвегии были найдены записи латинских слов, которые обозначены древними символами. Древнетюркский алфавит тоже ассоциируется с рунами. Ошибочно «рунами» считается письменность кек -тюркская, древневенгерская и «древнеславянский алфавит». Эти письменности имеют лишь внешнее сходство с руническими знаками.

Какие есть руны ?

На языках Северной Европы значение термина «руна» похоже на слово «шептание». В ирландском языке «run » — это «решение» или «секрет». С давних времен жители Ирландии использовали руны для гадания, принятия важных решений. Позже система рун стала основой для алфавита. Есть подтвержденные факты о связи письма и символов, высеченных на камнях. Сегодня в русском алфавите насчитывается 10 букв, которые соответствуют по форме знакам рун . В алфавите римском букв еще больше — 13.

III век до нашей эры — время распространения рун в Скандинавию и на континент. Сегодня ученые различают 7 главных видов рунического письма: датские и общегерманские, англосаксонские, исландские и «маркоманнические «, готские, хельсингские . Есть и другие руны , которые имеют свои характерные особенности. По мнению специалистов, разные виды древних символов относятся к тем или иным эпохам.

А. Листель (норвежский специалист по рунам) доказал, что древняя руника была общедоступной. Использовались руны для любовных записок, курьерских заметок, и это подтверждают многочисленные примеры. В Средневековье жители европейских стран пользовались руническими календарями.

В настоящее время и специалисты, и дилетанты мистифицируют древние записи. На самом деле, руны несут в себе определенный смысл. Именно рунические камни позволили нам узнать о важных исторических событиях. Одни древние записи «рассказывают» о строительстве моста, другие — об истории конкретного поселения. К сожалению, упоминания дат в рунах практически не встречается. В одном из каменных «учебников истории» есть информация о том, что «дренги осадили Хедебю «. Нельзя достоверно сказать, к какому году относятся эти руны . Город Хедеба враги осаждали не один раз.

Древние записи «рассказывали» о событиях, а также содержали отношение к ним. Примером этому можно назвать высеченные на камнях песни: хулительная ода — нид , хвалебная — драпа. Законом было запрещено сочинение хулительных песен.

Создатели рун

Хотя руническое письмо было общедоступным, шедевры правильной формы создавались только профессиональными мастерами. Такие специалисты по-другому назывались эрилями . Это подтверждает надпись на руническом камне, который датируется VI веком. Современным рунологам известно примерно 140 имен древних специалистов. Разумеется, сюда не относятся работы с ошибками, плохим качеством резьбы.

Гуннар (Kunar ) — один из первых мастеров-христиан, которые создавали древние надписи. Гуннар подписал 2 камня, в результате чего удалось установить, что ему принадлежит около 40 работ. К известным мастерам относится и Асмунд Карасон — это автор 22 рунических камней, которые датируются XI веком. Опираясь на языковые особенности и сходство работ, Асмунду Карасону приписывают от 24 до 54 рунических камней. Руны , созданные мастерами, имеют стилистическое, орфографическое и палеографическое сходство.

О русских рунах

Кирилл и Мефодий — основоположники славянской письменности, которая «родилась» в IX веке. В качестве основы они использовали греческий алфавит. Первой азбукой славян считается глаголица, позже она была переработана в известную нам кириллицу. Хоть глаголица и послужила созданию литературного старославянского языка и всей славянской письменности, ее пришлось трансформировать в кириллицу. Объясняется это одной простой причиной — греческое написание букв.

Нет точной информации о существовании «славянских рун «. До этого времени у многих людей письменность «Велесовой книги» ассоциируется со славянскими рунами. В современном научном сообществе письменность «Велесовой книги» признана мистификацией. Фигурки из храма Ретры якобы подтверждают находку «венедских рун «. Эти фигурки вместе с «Велесовой книгой» признаны ненастоящими.

Руны современности — что это?

Руническое письмо применялось не только в древние времена. Использовались руны для обозначения символики национал-социалистической партии, которая функционировала в Германии. В качестве символики были выбраны две руны S, размещаются они на черном фоне. Указ Гиммлера подтверждает, что в символике СС всего было использовано 14 из 24 древних знаков старшего Футарка. Именно руны служили для обозначения этапов продвижения по карьерной лестнице, личных качеств членов политического объединения.

Джон Р. Р. Толкин — известный английский писатель. Для своих работ он создавал специальные языки жителей Средиземья . Сюда относятся «Лунные руны «, а также «кирт «. Все это писатель придумал на основе Футарка.

Сегодня программистам досконально известно, что древние символы использовались при создании юникода . Версия Unicode 3.0 дополнена руническими символами, которым отведены отдельные позиции. Всего в Unicode есть 76 древних символов, сюда входят также разные формы одного и того же знака.

— очень древняя магия, не разгаданная до конца по сей день. Считается, что родиной этих таинственных знаков является Скандинавия. Но тогда откуда эти магические символы появились в Крыму и в верховьях Енисея?

Время их появления достоверно неизвестно. Но алфавит из Рун появился уже в III веке нашей эры в Германии. Магические символы обычно наносят на камни или кусочки дерева. Считается, что особенно сильными являются собственного изготовления.

Как гадать на рунах?

Из пригоршни рун наугад выбирают несколько Рун и бросают на разостланное белое полотно. Прочтению подлежат только те, которые упали «лицом» вверх. Повернутые вниз не берутся во внимание. Трактовка зависит от положения – прямого или перевернутого. В современных гаданиях используется 25 символов магических знаков.

С помощью Рун можно найти ответ на волнующий вопрос. Для этого необходимо настроившись на энергетику Рун, задать конкретный вопрос и вытащить наугад любую Руну. Это будет Значение Руны будет ответом на вопрос.

Описано много раскладов Рун. Их описание и прочтение можно найти в огромном количестве. Следует сказать только одно, что расклады из нескольких магических знаков читаются не каждый сам по себе, а в комплексе друг с другом. Не надо задавать множество вопросов в один раз.

Следует предостеречь читателей от неразумных манипуляций с этими древними магическими символами. Это очень серьезные практики, которые недопустимо проводить несведущему человеку. В древности считалось, что в Рунах заложено представление людей об устройстве окружающего мира.

Следовательно, — особый мистический процесс, который не все могут совершать. Рунам не нужно задавать вопрос на большой временной промежуток вперед (например, что будет через год?). На такой длительный отрезок времени вперед они, к сожалению, заглянуть не могут.

Как активизировать силу Рун?

Сведущие в этом вопросе эзотерики говорят, что, если Руны изготовлены не самостоятельно, их обязательно нужно «пробудить». Для этого будет достаточно трижды выдохнуть на них, представляя, как поток энергии переходит от человека к Рунам. Лучше представить этот поток сияющим. О чем рассказывают руны

Другим способом является обращение к стихиям (например, к стихии огня) за помощью в пробуждении этих древних мистических символов. Для этого зажигают ладан, проводят Рунами над дымом и призывают силы огненной стихии помочь в их активизации.

Если гадающий будет сомневаться в силе этих древних символов, то гадание правдивым не получится. Их энергия связана с тонким миром, и он в этом случае не откроется.

Так как родиной Рун все же считают Скандинавию, то иногда в процессе гадания на помощь призывают скандинавских древних богов.

У Рун должен быть один хозяин, их нельзя передавать другим людям.

Опасно ли гадать на Рунах?

Опытные рунологи утверждают, что абсолютно безопасно, если применять их во благо. Иначе негативный посыл, словно бумеранг, только с удвоенной силой, может обрушиться на «отправителя». Руны можно носить в качестве амулетов.

Кроме ответов на вопросы, они могут помочь изменить конкретную ситуацию в лучшую сторону. То есть при помощи энергии Рун, которая черпается из энергоинформационного поля планеты, можно даже изменить ход событий, происходящих в жизни людей.

С их помощью можно вернуть здоровье, достичь успеха в бизнесе, добиться материального благополучия, даже защититься от негативного энергетического воздействия и многое другое. О чем рассказывают руны

Но гарантированно это может сделать только большой специалист в данной области.

– это целая наука, которую по-настоящему можно постичь, потратив на это не один год.

Ученые предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племен (емь, корела) в период разложения родового строя, внедрения земледельческой культуры и железной техники. Карело-финские руны были литературно обработаны только в 30-х годах XIX столетия, когда Э. Лёнротом 1 была составлена эпопея «Калевала». Карело-финские руны - это небольшие песни, из которых и была составлена эпопея «Калевала». Первая композиция (из 32 рун) опубликована в 1835 году, вторая (из 50 рун) в 1849.

Российская Карелия - древняя Олония, в самом имени которой для нас заложено множество волнующих исторических воспоминаний Петровской эпохи, - была, да и сейчас осталась, страною исключительных поэтических народных дарований. Именно среди восточных карелов зародились и выношены были творческой связью из поколения в поколение чудные древние руны о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом чудодее-кузнеце Иль-маринене, о веселом бабьем угоднике и неисправимом драчуне и забияке Лёмминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочек, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом, поражающем воображение слушателя.

Вдохновенно-прекрасные и в то же время удивительно точные картины северной природы; тонкий рисунок человеческих характеров - от маленькой девочки-рабыни, «наймычки из деревни», до легкомысленной красавицы из богатого дома - Кюлликки, от насмешливого запечного мальчишки, вставляющего свое острое словцо в свадебные причитания взрослых, до «верховного бога» Укко, созданного фантазией народной по образу и подобию деревенского деда; поистине потрясающие сцены разыгравшихся стихий - мрака, мороза, ветра, сцены открытия железа, начала сваривания железной руды в железо и сталь, выковывания первых предметов труда, наконец, полная глубокого смысла центральная эпопея создания мельницы-самомолки, чудесного Сампо, приносящего народу благоденствие, - обо всем этом пели руны из века в век, преимущественно в российской Карелии, где их услышал и записал Элиас Лёнрот.

Перед нами разворачивается необычайный мир, полный первобытной прелести.

Северная его точка - мрачная страна Похъёла, где еще свежи черты древнего матриархата, материнского права: там царствует злая старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы. Неподалеку от нее, под землей или под водой, лежит странное царство мертвых - царство Тубни, Тубнела, в черных реках которой люди находят свою кончину. Это - первобытное представление о «том свете», об аде.

Южная точка этих северных пространств - светлая страна Калевы, Калевала, где живут герои эпоса: старый, верный Вяйнямёйнен, «вековечный песнопевец», кузнец Ильмаринен, весельчак Лемминкяйнен. Где-то, по бесконечным озерам-морям, лежат острова Саари, и на одном из них еще сохранился древнейший обычай родового строя - групповая любовь. Тут же, в чащобах могучих скал и лесов, среди водопадов и рек, живет род Унтамо, уничтоживший в братоубийственной войне род своего брата Калерво (чудесные руны о сыне Калерво, юноше Куллерво, проданном в рабство, и о его мести)...

Сыны «Калевалы» сватали красивых, но злых дочерей Лоухи, хозяйки Похъёлы. И вот Лоухи объявила, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для нее волшебную мель-ницу-самомолку Сампо, иначе «пеструю крышку». Лоухи делала свой заказ совершенно точно и приложила к нему рецепт его изготовления:

      Ты сумеешь сделать Сампо,
      Крышку пеструю сковать мне,
      Взяв конец пера лебедки,
      Молока коров нетельных,
      От овечки летней шерсти,
      Ячменя зерно прибавив?

(Руна 10-я)

Рецепт этот повторяется в поэме не один раз и явно носит не случайный характер. Разобрав его, видим, что Лоухи упоминает о четырех основных видах тогдашнего хозяйства. Перо лебедки означает охоту; молоко коровы и шерсть овцы - два вида животноводства; зерно ячменя - земледелие. И кузнец должен эти символы лесного и сельского хозяйства положить на наковальню, сковать из них чудесную машину, то есть соединить с понятием железа, с понятием механизма. Если все описания природы в «Калевале» - описания леса, болот и утесов - предстают перед читателем связанными с хозяйством, с ручным трудом человека, то здесь, в образе Сампо, ручной труд и хозяйство предстают уже связанными с металлом, с наковальней и горнилом кузницы, с первой машиной. Лоухи стремится получить Сампо не для забавы; оно нужно ей для поднятия благоденствия в Похъёле, для облегчения труда, для накопления богатства. И как бы для того, чтоб показать читателю (слушателю) нелегкий труд изготовления такой волшебной машины, руна подробно рассказывает о ходе работы кузнеца Ильмаринена над нею. Приготовив все, что нужно, кузнец со своими рабами (которые в параллельных стихах называются одновременно и поденщиками, работающими за поденную плату) становится у горнила:

      И мехи рабы качают,
      Сильно угли раздувают;
      Так три дня проводят летних
      И без отдыха три ночи;
      Наросли на пятках камни,
      Наросли комки на пальцах.

(Руна 10-я)

Нагнувшись к огню, Ильмаринен стал смотреть, что получилось. И тут из пламени вышел лук для стрел. Он был чудесен на вид, «с золотым сияньем лунным», но «имел дурное свойство»:

      Каждый день просил он жертвы,
      А по праздникам и вдвое.

(Руна 10-я)

Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук. Он сломал его, бросил назад в пламя и велел рабам снова поддувать. Опять они трудятся изо всех сил. И вот второй раз нагибается кузнец к горнилу. Теперь оттуда вышла лодка, прекрасная с виду: с золотым бортом, с медными уключинами. Но прекрасная лодка имела крупный порок:

      Был челнок прекрасен с виду,
      Но имел дурное свойство:
      Сам собою шел в сраженье,
      Без нужды на битву рвался.

(Руна 10-я)

Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук, он изломал челнок в щепки и бросил их в пламя.

Опять поддувают и стараются рабы. Опять, в третий раз, смотрит кузнец - из пламени выходит корова. Все как будто хорошо, корова красива с виду:

      Но у ней дурное свойство:
      Спит средь леса постоянно,
      Молоко пускает в землю.

(Руна 10-я)

Снова изломал кузнец свое детище. В четвертый раз из огня выходит уже плуг, но он не совершенен: он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон. Кузнец сломал и его.

В этих образах лука, лодки, коровы и плуга с «дурными свойствами» народный гений показывает еще не полное подчинение вещи своему творцу, еще тяготение орудий к старому, привычному, примитивному образу действий, к старым, прежним формам хозяйства - к войне как грабежу, к произвольным завоеваниям, к посягательствам на чужое добро, к некультурному животноводству (ленивая корова, пускающая молоко в землю). А Лоухи хочет именно Сампо, хочет машину, которая поднимет ее хозяйство.

И наконец, в пятый раз, Ильмаринен выковывает мельницу-самомолку, чудесное Сампо, которое сразу делает три больших дела:

      И с рассвета мелет меру,
      Мелет меру на потребу,
      А другую - для продажи,
      Третью меру - на пирушки.

(Руна 10-я)

«Калевала». Похищение Сампо у Лоухи, хозяйки Похъёлы. Худ. А. Порет

Сампо, по представлениям народа-крестьянина, - орудие мирного труда, оно дает пищу и создает запас.

Но Сампо приносит с собою вместе с зажиточностью и культуру. На вопрос Вяйнямёйнена, что делается в Похъё-ле, Ильмаринен, обманутый и высмеянный людьми Севера, горько отвечает:

      Сладко в Похъёле живется,
      Если в Похъёле есть Сампо!
      Там и пашни и посевы,
      Там и разные растенья,
      Неизменные там блага.

(Руна 38-я)

И когда все три богатыря Калевы, завершая эпос, отправляются отобрать у Лоухи назад Сампо и похищенная ими мельница разбивается на тысячи осколков, падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы, - Вяйнямёйнен доволен и этими осколками. Он говорит о них:

      Вот отсюда выйдет семя,
      Неизменных благ начало,
      Выйдут пашни и посевы
      И различные растенья!
      Блеск луны отсюда выйдет,
      Благодетельный свет солнца
      В Суоми на больших полянах,
      В Суоми, сладостной для сердца.

(Руна 43-я)

Мариетта Шагинян

Вопросы и задания

Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

  1. Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?
  2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы » ?
  3. О чем рассказывают древние руны?
  4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?
  5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?
  6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?
  7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?
  8. Что случилось с Сампо впоследствии?
  9. Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?
1 Элиас Лён рот (1802-1884) - по профессии врач, собиратель народных песен (рун). Опубликовал разрозненные песни в единый, состоящий из 50 рун, героический эпос «Калевала».