Олег Торсунов: Злоба – это хронический гнев.

У гнева множество обличий
И масок, и припрятанных обид.
Наносит скрытно личности увечий
Агрессивно-неудовлетворённый вид.

Кто из нас хоть раз в жизни не гневался? Кого не раздирало негодование, обкатывающее кипятком несправедливости?

А кто из нас не загорался, словно спичка или вдруг не оживал вулкан лопнувшего терпения?

Гнев, безусловно, разрушителен, ибо часто усугубляется агрессией, которая может принимать крайние формы. Но опасен не только видимый и выраженный гнев действия. Подавленный и вытесненный “ментальный”гнев разрушает не так быстро, активно и заметно. Но от этого он не менее губителен.

Как свидетельствует смиренный посланник Закона Одного, Ра : “Г невные мысли становятся теми клетками совокупности физического тела, которые выходят из-под контроля и превращаются в то, что вы называете раком” . Вот почему гнев, как недовольство собой и миром, будучи связанным с биохимией тела наряду со страхом, служит предтечей чуть ли не всех тяжёлых недугов человечества.

Но как же быть с тем, что гнев – естественная реакция нашей природы, а именно, концентрация сил с решимостью и готовностью к преодолению волевым усилием?

Не всё так однозначно, ибо зачастую, вместо желаемого действия мы имеем экспрессивную демонстрацию готовности к преодолению, которая направлена внутрь и наружу или попросту имеем фрустрацию (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», “расстройство замыслов”) со всеми вытекающими из этого биохимическими реакциями тела, приводящим, в свою очередь, к многим и психологическим проблемам.

ПРИРОДА И ДИНАМИКА ГНЕВА

Природу гнева рассматривали задолго до возникновения психологии и современной медицины.

Так в III тыс. до н.э. в Китае гнев считался одной из 7 внутренних причин в возникновении . А в буддизме гнев один из пяти «ядов», которого следует избегать. В более позднем христианстве (католицизме), гнев один из семи главных грехов. В православии – один из восьми грехов. “Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4:13) – апостол Павел.

С этим трудно спорить, тем более что отец медицины Гиппокра т утверждал, что «самые опасные болезни – это те, что искажают лица”, среди которых, безусловно, гнев. Он словно вторил Цицерону , считавшему, что “гнев, есть началом безумия”.

Кому из нас непонятны гневливые реакции личности, если жизнь отбирает у нас что-то ценное, важное, “незыблемое”, когда уходит почва из под ног и кажется, что весь мир ополчился против тебя.

В этом смысле гнев проявляется как отрицательно окрашенный аффект , направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её.

Но, как утверждает Агни Йога : “Действуйте не гневом, но возмущением духа, ибо огонь гнева лишь оставляет дыры в ткани Мира”.

Динамику гнева можно представить в виде трёх самых распространённых эмоциональных реакций:

  • “вспышка” – импульс гнева или его зарождение – состояние эмоционального возбуждения и видимое проявление гнева – “зарделся, вспыхнул от гнева”.
  • “разгорание” – внутреннее агрессивное вовлечение + переход от возбуждения к действию - крик/ссора и/ или проявление гнева вовне – нанесение удара/выражение агрессии. Здесь гнев полностью контролирует человека, “застилая ему глаза и разум”;
  • “вспышка – затухание” – не вовлечение и сдерживание. Возможна и желаема динамика, при которой эмоциональное возбуждение изначально присутствует, но человек ему не поддаётся, не позволяя “выйти из себя”. Кроме того, он не проявляет и не выражает свой гнев, а также и не совершает необдуманных действий. Вместо этого он словно замирает, “снимает чайник возбуждения и гнева с плиты, позволяя ему остыть”, а только после этого совершает необходимое действие. “И гнева умеет сдержать он прилив”. – Саади . При контроле и управлении собой, данный способ чуть ли не единственный, который не подавляет саму возможность гневаться, но нивелирует “попытку” гнева овладеть человеком.

ДУЭТИКА О ГНЕВЕ

В рассматривается этимологически как:

С точки зрения – – это также граница не возврата / грань невоздержанности / глубина неистового возражения или поэтически, – гроза неба Вышнего – колоссальный энергетический выброс, осуществляемый как вовне, так и внутрь, разрушаемый тонкое аурическое пространство гневающегося, и планеты в целом.

“Разница в том - Зевс, порождающий космическую бурю, наполняет пространство озоном, в то время, как ваш Зевс земной, порождающий гнев, наполняет сферу чадом удушья. В этом низшее и высшее не соприкасаются”. – Знаки Агни Йоги. Беспредельность.

Данный список можно продолжить. Но суть от этого остаётся неизменной. Гнев – есть зло.

«Нет ничего ужаснее гнева» – такого мнения придерживался древнегреческий философ Менандр.

И это зло – не просто дуальное противопоставление добру, как таковому, но та часть нашей несовершенной личностной природы, которая должна быть правильно воспринята, осознанна и преобразована в Единство физического, духовного и психического.

ГНЕВ КАК САМОРАЗРУШЕНИЕ

“Солнце да не зайдёт во гневе вашем” (Ефес. 4:26) – апостол Павел .

В чём зло гнева? В его неуёмной и неконтролируемой силе, содержащей в себе энергию разрушения и саморазрушения.

Совместив в себе и с невозможностью удерживать весь эмоциональный напор, гнев подобно пожару охватывает своим пламенем все центры живота, запуская их вулканическую активность. При этом вся телесная материя содрогается от пульсирующих толчков недовольства, готового неистово вырваться наружу, заливая всё вокруг лавой негативности и пеплом деструктивности.

Такова динамика проявления скрытого гнева – одной из базовых эмоций негативной направленности.

“Что началось гневом, кончается стыдом”. – Бенджамин Франклин.

«Стыд – это своего рода гнев, только обращённый вовнутрь» – Карл Маркс.

Гнев также часто формирует злость, приводя к раздражению.

Даже у «справедливого» гнева есть разрушительная энергия, ибо человек поддаётся ей всецело, как бы вживляясь в него, являясь выражением гнева в переживании, действии, слове.

ПСИХОСОМАТИКА ГНЕВА

«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться». -Джон Леббок.

Все наши эмоции имеют «представительство» в теле . Об этом хорошо знали в древности.

Так, к примеру,

Кроме того, рефлекторная зона печени – плечевые и коленные суставы. Причём правая доля печени отвечает, соответственно за правый плечевой и коленный суставы, левая доля – за левый .

В китайской рефлексотерапии циркуляция гнева осуществляется по двум парным меридианам/ каналам – печени и жёлчного пузыря. Причём, по меридиану жёлчного пузыря циркулирует “активный, ян-ский гнев, а по меридиану печени его более пассивный аналог – инь-ский

К примеру, частые головные боли, в особенности в проекции данных меридианов, есть не что иное, как избыточная циркуляция гнева и “застрявание” его в определённых биологически активных точках (БАТ), что при длительной концентрации может приводить к мигренеподобным болям и частым скачкам артериального давления, вегетососудистой или нейроциркуляторной дистонии.

Кроме того, избыток ян-ской энергии гнева будет приводить к артритам плечевых и коленных суставов, включая плече-лопаточную область, а также частично тазобедренные суставы, области голеностопа и суставы большого пальца обеих ног.

Доказательная медицина и современная психосоматика также подтверждают наличие «очагов психоэмоционального реагирования и скрытого напряжения», приводящих к хроническим невротическим реакциям и всевозможным физическим недомоганиям.

Как утверждал один из известных отечественных психотерапевтов и психосоматиков Марк Воронов: “исходя из идеи голографичности человека застойные явления должные происходить не только в теле, но и других его частях (эмоциональном и ментальном телах или уме, эмоциях – авт.). Они всегда есть. Это скрытые напряжения: подавленный гнев или , подавленная тревога или подавленная агрессия, неприятие прошлого опыта . Это и есть другая сторона языка тела”.

ИСЦЕЛЕНИЕ ГНЕВА

“Если у кого есть гнев,
Дай Мне гнев.
А если дадите пригоршню малых вещей,
Я приму и эти пыльные игрушки
И перелью их в Моей Башне…
Я принял и страх, и сомнение, и гнев, – это Мне.
А вам – путь к Свету,
Ибо хочу чтобы могли подойти ко Мне радостными и светлыми
в день Великого Мрака перед Восходом”. – Листы сада Мории.

У гнева всегда слишком горячее дыхание, свидетельствующее о жаре личности. Нужно охлаждающее действие души, возвращающее разумное и взвешенное восприятие своей эмоционально-чувственной и умственной природы, чтобы избежать дальнейшего возгорания.

“Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста”. – Томас Джефферсон (авт.- один из авторов Декларации независимости США).

Я же предлагаю использовать нашу природную способность дыхания. Ибо каждая фаза является автоматическим механизмом напряжения-расслабления. Вдох – всегда напряжение, выдох – расслабление.

Если вас обуял гнев, сделайте глубокий вдох, тем самым усиливая напряжение/гнев и задержите дыхание на самое продолжительное время на какое способны. После чего сделайте самый медленный выдох из возможных. И так трижды.

Если это не возымело своего действия – сделайте ещё два подхода по три вдоха – выдоха.

“Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать”. – Пифагор.

Вы можете также использовать исцеляющие звуки внутренних органов, предлагаемые в ЦиГу н и, частности, Ци Нейцзан – древних даосских техниках.

Для печени – это звук ШШШШШШ. Вот предлагаемая техника исполнения мастером Мантеком Чиа:

1. Ощутите печень и почувствуйте связь между глазами и печенью.

2. Опустите руки ладонями наружу. Глубоко вдохните, медленно поднимая руки через стороны над головой. Одновременно запрокиньте голову и смотрите на руки.

3. Переплетите пальцы и разверните ладони вверх. Толкните вверх запястьяи почувствуйте натяжение мышц рук от кистей до плеч. Слегка наклонитесь влево, создавая мягкое натяжение в области печени.

5.После полного выдоха разомкните пальцы и, толкая в стороны нижние части ладоней, сделайте медленный вдох в печень; представьте, как она наполняется ярко зеленым светом доброты.

6.Закройте глаза, дышите нормально, улыбнитесь печени, представляя, как будто вы все еще произносите ее Звук. Следите за ощущениями. Чувствуйте обмен энергий.

7.Выполните от 3 до б раз.

Если вы ощущаете гнев, у вас красные или слезящиеся глаза, во рту ощущаете кисловатый или горький привкус, повторите упражнение от 9 до 36 раз. Даосские мастера говорили по поводу контроля гнева: ‛Если ты произнес Звук печени 30 раз и ты все еще сердишься на кого то, у тебя есть право поколотить этого человека“.

Если и эти действия не привели к желаемому спокойствию и стиханию гнева то обратите внимание на причину, его вызвавшую, словно вы хватаете себя сами за хвост, как, к примеру, собака. Только делаете это сознанием.

Несмотря на то, что гнев психосоматическая реакция, целесообразно и уместно будет использовать соматопсихическую практику для его исцеления.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГНЕВА

Как бы не складывалась ваша жизнь, не ищите виноватых. Другие люди и ситуации – лишь катализатор вашего собственного гнева и недовольства. Они словно подсказывают нам, что необходимо изменить в собственном отношении и восприятии.

Безусловно, большинство причин, приводящих к гневу – это недовольство самим собой и оно родом из детства . Ибо “ недолюбленность” в детстве – краеугольный камень большинства взрослых проблем.

Иными словами, недополучение нами любви в ожидаемой форме приводит в последствии к , что естественно затрудняет любые взаимоотношения.

И действительно, любые негативные проявления эмоций, преодолеваются осознанием причин их вызывающих . А это зависит от глубины их «прорастания» в собственное эмоционально-чувственное .

На данное осознание влияет множество факторов. Однако, главной преобразующей энергией является безусловная , проливающаяся на всю природу человека исцеляющими ручьями принятия, благодарности, терпимости, спокойствия, уравновешенности.

Гнев или недовольство, при смене полярности или направленности в позитивную сторону преображается в модель неудовлетворённости как блага .

Кроме того, недопущение формирования гнева намного важнее и эффективнее, нежели подавление его в себе .

Как уже было сказано ранее, гнев потенциально содержит в себе недовольство чем-либо. Поэтому, актуальным будет перенаправление данной эмоциональной реакции в русло изменения отношения или нереагирования / невосприятия.

Это сделать будет трудно только в том случае, если у вас, изначально нет стойкого желания изменения себя с очерчиванием границ своего «Я» и не-я или .

Установив связь со своей душой, начинаешь эффективно использовать её преображающую и уравновешивающую энергию, стабилизирующую центры ниже солнечного сплетения.

Часто проявление гнева – не столько наличие внутреннего, «собственного» гнева, но вхождение в астральный поток или эгрегор, который словно вихрь энергии втягивает в негативное облако, вызывая ответную эмоциональную реакцию.

В таком случае, важно ощутить на себе его энергетическое и магнетическое влияние и, буквально, выйти из его втягивающего потока направленным вниманием / осознанием и силой воли.

Ну, а если ваш гнев часто неконтролируем, с вспышками немотивированной агрессии, то, возможно, что ваше энергетическое тело стало полигоном для . Тогда без помощи извне обойтись будет достаточно трудно.

Гнев как эмоция негативно воспринимается людьми. Человек в гневе редко контролирует себя, как в принципе и при проявлениях других чувств. Однако гнев заставляет человека действовать плохо по отношению к тем, на кого он обижен. У рассматриваемого чувства есть причины появления и способы управления. Как справиться с гневом – главная тема данной статьи.

Многие люди путают гнев с агрессией. Однако эти понятия имеют отличия. Эмоция, которую испытывает человек, одинаковая – возникает возмущение, негодование происходящим. Однако гнев и отличаются тем, как они проявляются.

Гнев можно определить как внутреннее состояние человека, который обижен, чем-то недоволен, ненавидит. Агрессия же часто связана с насилием. Если во время гнева человек старается обидеть своего обидчика, то при агрессии он стремится причинить ему физический или материальный вред.

Сами по себе эти эмоции похожие, но отличия имеются. Все об агрессии можно прочитать на сайте психологической помощи psymedcare.com.

Что такое гнев?

Достаточно нетрудно распознать гнев, поскольку он часто возникает у людей, которые чем-то недовольны. Что такое гнев? Это отрицательная эмоция, которая выражается во вспышке возмущения и негодования в адрес происходящего. Гнев является предвестником агрессии, когда человек непосредственно приступает к совершению негативных поступков.

Можно сказать, что гнев – это эмоция, а агрессия – насильственное действие.

Во время гнева человек отключает свое разумное мышление, правила приличия и мораль. Включаются инстинктивные механизмы, когда человек направляет разрушительную энергию в адрес того, что вызвало у него гнев. В редких случаях человек себя контролирует, поскольку зачастую он считает, что поступает правильно в состоянии гнева. Не он неправ, а других людей следует наказать за ту обиду, которую они ему причинили.

Гнев – это эмоция агрессивного характера, направление в отношении одушевленного или неодушевленного предмета с целью его разрушения, подавления или подчинения. Данная отрицательная эмоция не может длиться долго. Однако она полностью охватывает сознание человека, подчиняя его себе:

  • Мышцы лица и тела напрягаются.
  • Кулаки и зубы сжимаются.
  • Лицо горит.
  • Тело напрягается, как струна.
  • Внутри все кипит.

В любой момент человек может взорваться, а ощущения, которые он переживает, похожи на «закипающий чайник», который уже свистит и готов загореться.

Гнев – один из способов общения людей. Будучи недовольными собственной жизнью, люди выплескивают его на всех, кто только их чем-либо заденет. Естественно, что ответной реакцией будет такой же гнев или даже больше, поскольку задеты чувства уже других людей. Получается замкнутый круг, когда одни выплескивают гнев из-за собственного недовольства на тех, кто отвечает таким же гневом, чем вызывают недовольство первых.

Гнев стал нормой современного общества. Однако это не изменяет того факта, что гнев излучает негативную энергию и приводит к различного рода расстройствам. Несмотря на всю опасность и нежелательность общения посредством гнева, люди продолжают выражать его при любой возможности. И во всем этом сумбуре очень важно умело использовать то чувство, которое обычно разрушает человека и его жизнь. Важно научиться понимать природу гнева и уметь им управлять себе во благо.

Причины гнева

Когда вы наблюдаете гневное поведение другого человека, возникает естественный вопрос: «Почему ты гневаешься?». Каковы причины гнева, которое настолько охватывает человека, что он перестает рассуждать, думать и сохранять спокойствие?

Гнев относят к отрицательным эмоциям, поскольку в условиях современного мира данное выражение чувств является неприемлемым. Однако гнев является природным, естественным чувством, которое направлено на выживание живого существа. Если бы человек не гневался, тогда он не мог бы защитить себя, свое имущество или родню.

Однако со временем общественные устои изменились, были придуманы правила и рамки, которые теперь сдерживают людей в их естественных проявлениях. Гнев невозможно искоренить из человека, поскольку продолжает сохранять его жизнь, целостность и права. Однако общество не приемлет выражение гнева, поскольку оно зачастую связано с совершением плохих поступков, которые ущемляют права и свободы окружающих.

Психологи выделяют главную причину гнева – это агрессию, которая возникает на внешний раздражитель. Иногда гнев может провоцироваться страхом и другими негативными эмоциями. Организм начинает вырабатывать большое количество энергии, учащается пульс, бледнеет или краснеет кожа. Все это является естественными проявлениями гнева.

Привести в состояние гнева и злости может все что угодно:

  • Получение плохой оценки в школе.
  • Критика близкого человека.
  • Отвержение чувств и отказ в создании любовных отношений.
  • Задержка зарплаты.
  • Увольнение.
  • Агрессивное отношение окружающих.
  • Ущемление свободы человека и пр.

К гневу люди относятся отрицательно, поскольку под его влиянием человек редко контролирует свои поступки. А в состоянии злости можно совершать только плохие поступки – причинять вред или совершать насилие. В культурном обществе данное поведение ущемляет права и свободы окружающих, поэтому постоянно происходит пропаганда того, что гневом следует управлять.

Частой причиной гнева называют фрустрацию – когда человек не может достичь своих целей по причине внешних обстоятельств или помех, которые причиняет другой индивид. Фрустрация – это неудача, разочарование, отсутствие цели. Человек в данной ситуации гневается на тех людей или обстоятельства, которые стали препятствиями в достижении желаемого.

Нередко гнев направляется на то, чтобы устранить эти препятствия. Это может быть как словесное, так и физическое воздействие.

Еще одной причиной гнева может стать ситуация, когда человек поддается моральному давлению. Данное явление является распространенным в современном обществе. Как еще можно выразить свой гнев в культурном обществе, где за любое физическое насилие идет наказание? Только словами в виде критики и недовольства. Люди уже научились искусно оперировать словами и так давить на окружающих, что у тех возникает естественное чувство гнева, когда их свобода, права и собственное достоинство подавляются.

В возникновении гнева нередко играет важную роль привязанность к тому человеку, который обижает. Если близкий человек отказывает, оскорбляет, демонстрирует неуважение к чувствам партнера, тогда возникает внутреннее негодование, обида, злость. Чем больше от другого человека ожидается, тем сильнее становится гнев, когда ожидания не оправдываются.

Сильный гнев приводит к нервному истощению. Поэтому в первую очередь с гневом следует научиться справляться самому человеку, который его испытывает.

Управление гневом

Современное общество устроено так, что приемлемыми проявлениями людей являются уважение, добродушие, спокойствие и т. д. Такое чувство, как гнев, относится к ряду тех проявлений, которые следует подавлять. Вот почему активно идет разработка методов управления собственным гневом.

К сожалению, управлять гневом пока у людей не получается, что вполне естественно:

  1. Невозможно подавить то, что дается человеку от природы. Бороться с гневом – все равно что бороться с собственным аппетитом. Рано или поздно человек не выдержит и сорвется.
  2. Невозможно избавиться от того, что подчиняет себе человека. Пока индивид находится в состоянии гнева, он полностью отдается собственным ощущениям.
  3. Невозможно бороться с тем, что кажется правильным. Ни один человек не откажется от того, что кажется ему правильным. Только по окончании действия гнева он может увидеть отрицательные стороны своих поступков.

Управление гневом является возможным только в том случае, когда сам человек в состоянии злости не желает поддаваться собственным эмоциям и не считает верным совершать плохие поступки. В данном случае можно воспользоваться всеми упражнениями, которые предлагают психологи.

Отрицательная эмоция появляется в ситуации, когда кажется, что происходит что-то неправильное и следует это исправить. На этапе начального появления эмоции человек встает перед неосознанным выбором: успокоиться и пойти на спад либо поддаться гневу и дойти до состояния ярости. Именно в этот момент можно управлять гневом, пока он не поглотил человека.

Если же индивид поддается собственному гневу, то он переживает и совершает множество поступков:

  • Сдавливаются нервы, возникает чувство нехватки воздуха.
  • Возникает желание драться, крушить, ломать, прыгать, бежать и т. д.
  • Возникает всплеск недовольства и негодования.
  • Голос становится осипшим и сдавленным.

Обществом осуждаются именно поступки, которые человек совершает в состоянии аффекта. Ведь под влиянием гнева он совершает разрушительные поступки. Вот почему рекомендуется подальше отдалиться от агрессивного или злого человека, пока он не выплеснет всех своих эмоций.

Гнев иногда делят по половому различию:

  • Мужская агрессия воспринимается как проявление силы.
  • Женская агрессия считается проявлением слабости и иррациональности.

Хотя речь идет об одних и тех же причинах и проявлениях гнева. Только в обществе одному полу разрешается его проявление, а другому запрещается.

Гнев быстро возникает и так же быстро проходит. Отношение к нему у общества основывается исключительно на тех поступках, которые человек в состоянии злости совершает. Если они несут разрушение и боль окружающим, тогда гнев был плохим. Если же человек совершил благородный поступок, тогда люди его хвалят.

Гнев проявляется у всех людей. Однако с целью контролирования его выражения придумываются различные манипулятивные лозунги. К примеру, считается, что человек взрослеет, когда он научается управлять гневом. Другими словами, обществу выгодно, чтобы люди стремились сдерживать свою естественную эмоцию, которая нарушает покой граждан.

Как справиться с гневом?

Нужно ли учиться управлять своим гневом? На данный вопрос должен ответить каждый сам себе. Стоит отметить лишь одно преимущество, которое получает человек, когда он научается справляться с гневом, — он теперь может сам контролировать свои поступки в любой ситуации.

Чтобы справиться с гневом, необходимо останавливать его развитие на любом из этапов.

  1. Во-первых, можно остановить гнев еще на этапе появления ситуации, которая вызывает негативные эмоции. Можно прекратить разговор с человеком, который раздражает. Можно ненадолго выйти из помещения, где происходят неприятные события. Как только вы ощущаете, что начинаете агрессировать, следует отгородиться от негативной ситуации.
  2. Во-вторых, можно остановить гнев на этапе, когда он либо стихнет, либо начнет бушевать. Скажите сами себе, что вы не хотите злиться, и начните совершать все возможные поступки, которые помогут вам в этом.

Дополнительными техниками в устранении гнева могут стать:

  • Прослушивание спокойной музыки.
  • Восстановление дыхания.
  • Уединение с целью расслабления.
  • Расслабление всех мышц тела.
  • Обдумывание ситуации с целью ее решить, а не найти виноватых.
  • Медитация.
  • Мысленное перемещение в места, где приятно находиться.
  • Переключение внимания.

Приучите себя видеть в гневе не личное оскорбление, а естественную агрессивность и дикость людей. Люди не приучены управлять своим гневом, поэтому пользуются им, как маленькие дети, которые просто капризничают из-за того, что им что-то не понравилось.

Если вас что-то раздражает, не следует копить это в себе – скажите об этом не грубо и по-человечески. Ваша задача – не проглатывать собственную злость, чтобы быть культурными внешне. Вы должны научиться избавляться от заряда негативной энергии посредством спокойного проговаривания.

Как сделать свой гнев благородным?

  1. Признайте, что вы разозлились.
  2. Поймите свой гнев. Каковы причины его возникновения? Что вас разозлило?
  3. Используйте гнев себе во благо. Сосредоточьтесь на решении проблемы и используйте гнев как источник энергии для дальнейших действий.

Сделайте свой гнев помощником, который будет сопутствовать до тех пор, пока вы не решите возникшую проблему. Ведь во всей ситуации, когда вас что-то раздражает, важно то, что возникла просто какая-то проблема. И пока вы тратите свои силы и время на выражение недовольства в адрес другого человека, вы не решаете проблему. Вы пытаетесь кого-то обидеть, обвинить, унизить, но это никак не связано с той ситуацией, которая вас разозлила. Лучше направьте свой гнев в сторону того, чтобы решить проблему, а не просто оскорбить другого человека.

Итог

Говоря об управлении гневом, люди нередко указывают на то, что необходимо его подавлять. Однако ученые говорят об обратном: итогом подавленных эмоций могут стать психосоматические болезни, связанные с сердечно-сосудистой системой. Инфаркты и инсульты часто связывают с невыраженными отрицательными эмоциями.

В то же время существует мнение, что гнев нельзя выражать каждый раз, как только он появился. Поскольку у человека развивается привычка не сдерживать своих эмоций, а свободно их изливать на окружающих. В свою очередь агрессивный человек начинает получать удовольствие от страданий окружающих, что в будущем заставляет его провоцировать или искать ситуации, когда он снова может быть агрессивным.

Что делать с собственными эмоциями, в любом случае решать каждому человеку. Однако следует понимать, что постоянное переживание негативных эмоций приводит к серьезным заболеваниям, которые могут сказаться на продолжительности жизни.

«Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав» — эта латинская поговорка о гневе сложилась задолго до того, как мы узнали о негативных факторах, напрямую влияющих на наши психику и здоровье: телевидение, Интернет, газеты, журналы, загазованный воздух и загрязненные водоемы, иными словами — психологическое зомбирование и проблемная экология. Но за давностью лет, как видим, афоризм этот не потерял своей актуальности, напротив, он свидетельствует о том, что чувство гнева все более «органично» вживается в нашу психику.

Почти ежедневно мы сталкиваемся с проявлениями гнева как собственного, который видится нам справедливым, так и со стороны близких людей или просто случайных прохожих, — гнева, вызывающего возмущение и потребность ответить тем же. Словом, цепная реакция. Вспомнить хотя бы карикатуру Херлуфа Бидструпа: босс яростно ругает своего подчиненного, тот распекает нижестоящего чиновника, он нападает на мальчишку-посыльного, который от злости пинает собаку, а она вцепляется в того самого босса. Круг замкнулся.

Как бы нам с детства ни пытались внушить, что гневаться плохо, воспитанию поддаются немногие. Ведь умственные операции, которые вырабатывают эту эмоцию, организованы на уровне инстинкта и передаются по наследству, поэтому первые его всплески могут проявляться с раннего детства и год от года прогрессировать. Врожденные качества, усугубленные знаниями о моделях агрессивного поведения, распространенных во многих семьях, среди сверстников или же увиденных с экранов телевизоров, окончательно формируют глубину гнева.

Если бы разъяренный человек мог видеть себя со стороны, он был бы немало удивлен. Взъерошенные волосы, раздувающиеся ноздри, прищуренные глаза, руки, сжатые в кулаки, меняют портрет до неузнаваемости. Хотя надо сказать, что самому человеку подобный «приступ» приносит временное облегчение, отнимая негативную психическую энергию от других эмоций, имеющих более тонкие структуры, таких как, например, страдание, стыд, отчаяние или оскорбление. В гневе человек даже перестает ощущать боль. А за счет резкого освобождения энергии становится сильнее. Фактически организм приходит в состояние боевой готовности. Хотя к агрессивным действиям человек прибегает в тех случаях, когда оценивает уровень опасности таковым, что у него есть шансы вступить в борьбу и победить. Когда, по его ощущениям, опасность слишком высока, он, скорее, склонен выбирать своей стратегией бегство.

Порочный круг эмоций

Когда организм ощущает приближение опасности, в нем возникают физические изменения, которыми управляет автономная нервная система. Назвали ее так потому, что она не подчиняется прямому сознательному контролю. Эта система управляет эмоциональными реакциями на физическом уровне, то есть, по сути, является «мостом между психикой и телом».

Автономная нервная система получает импульсы из средних и нижних отделов головного мозга, которые связаны с его корой, то есть с высшими центрами. Когда мы испытываем гнев, соответствующая команда поступает через гипоталамус к ретикулярной системе, активизирующей головной мозг. Эта система приводит организм в состояние «боевой готовности». В этом процессе участвует еще и таламус (зрительные бугры), который посылает импульсы в кору головного мозга, где они подвергаются интерпретации. Таким образом, переживание гнева во многом зависит от функции коры головного мозга. Или, если говорить на языке психологов, от осознания, поскольку ощущение опасности определяется основным образом тем, как человек рисует в своем воображении опасность. Так, известно, что вызвать сильную ярость может и достаточно безопасная, объяснимая с объективной точки зрения ситуация. В этом случае все зависит от нашей фантазии, которая нередко строится на переживаниях прошлого.

Характерный случай из практики психолога. Женщина обратилась к врачу за советом, как ей перевоспитать взрослого сына, который, по ее словам, себе чашки чая не нальет, а заодно просила помочь усмирить собственные приступы ярости, вызванные его поведением. В ходе беседы выяснилось, что в детстве у нее был сильный ожог и она долгое время лежала в больнице, поэтому очень боялась, что ребенок может ошпариться кипятком или обжечься, и начинала кричать, как только сын переступал порог кухни, и тем самым выработала в нем стойкую привычку этого не делать. Прошли годы, и мать начало раздражать как раз то, к чему она сама его упорно приучала.

Подобная ситуация типична для людей чувствительных и вспыльчивых, которые неопасные ситуации воспринимают как угрозу, а потому стараются упредить ее развитие.

Однако надо сказать, что схожие проблемы возникают не только у людей с легковозбудимой психикой, таковым подвержены и внешне спокойные люди, умеющие скрывать ярость под маской безразличия. И, несмотря на диаметрально противоположные реакции, и в первом, и во втором случаях гнев одинаково разрушительно действует на организм. Повышается артериальное давление, происходят изменения состава крови, нарушается работа внутренних органов: учащается сердцебиение, подавляется процесс пищеварительного тракта, почек и печени. В результате гневной реакции происходит стресс-накопление в тканях свободных радикалов, ведущих к свободному перекисному окислению — разрушению липидов мембран различных клеток, особенно к этому процессу чувствительны нейроны головного мозга.

Частые и длительные реакции гнева переводят организм из состояния активации в состояние дистресса, со всеми вытекающими из этого последствиями. Резко снижаются адаптационные возможности организма, его сопротивление к болезням. Как правило, страдает самое слабое звено в организме, развиваются и обостряются те заболевания, к которым человек предрасположен.

Как ни вреден гнев для других, он более всего опасен для того, кто негодует. Кроме того, привычка реагировать агрессией в гневе может стать особенностью характера и привести впоследствии к психопатологии. Однако выход есть — научиться управлять эмоцией гнева. Для этого необходимо понимать его сущность, особенности проявления и влияния.

От оценки к действию

Науке еще недостаточно хорошо известно, как именно приводится в действие механизм эмоции, однако понятно то, что это происходит автоматически. Вот почему зачастую гнев оказывается и для нас самих неким сюрпризом, «вламываясь» в сознание незваным гостем. Однако существует несколько моментов, когда сознание, осведомленность о том, что происходит, может повлиять на нашу способность контролировать ярость.

Вспышке гнева предшествует некоторый период накопления недовольства. Он зависит от того, как человек оценивает происходящее. А как должна развиваться ситуация, во многом зависит от наших убеждений и ожиданий, которые мы можем пересмотреть и изменить. Например: гнев поддерживается убеждением в том, что другой человек должен вести себя так, как нам надо. При отклонении его поведения от наших ожиданий мы испытываем раздражение. Поэтому уважение права другого поступать так, как он полагает нужным, способствует уменьшению нашей гневливости.

Как только оценка произведена, мы получаем импульс к действию. Между импульсом и действием тоже есть момент, хотя и краткий, когда возможно вмешательство сознания. Этот момент зависит от того, насколько мы отдаем себе отчет о своем состоянии, своих чувствах и о том, что происходит в нашем теле.

Если агрессии все же не удалось избежать, есть возможность проанализировать свои реакции и скорректировать поведение в будущем.

Хорошо известна поговорка: «Гнев отнимает разум». Существует время, в течение которого мы воспринимаем мир только с той точки, которая созвучна переживаемой нами эмоции. В этот момент никакая новая информация недоступна для сознания. А если она все же успевает поступить, то ее интерпретация все равно будет ошибочной. Об этом надо помнить. Этот период иногда длится всего несколько секунд, но может оказаться и гораздо более продолжительным. Пока он не закончится, мы будем находиться во власти эмоции.

Ярость маленьких детей
Припадки гнева характерны и для маленьких детей, еще не умеющих контролировать свои эмоции. Их психика для этого недостаточно созрела. Ярость — это реакция не умеющего преодолеть ситуацию чрезмерного неудовольствия ребенка. Во время припадка граница между «я» и не «я» плохо различается, а в ощущениях преобладают чувства дискомфорта и беспомощности. Все это вызывает боль, растерянность, страх дезорганизации, а порой и утрату контакта с реальностью. Клинические наблюдения показали, что переживание приступов гнева не только ранит ребенка, но и психологически травмирует его. Поэтому взрослым людям надо стараться оберегать ребенка от стресса, блокировать или, по крайней мере, не допускать развития раздражения до критического момента. Припадки бывают скоротечными, но могут развиваться и постепенно, но в любом случае они развиваются по одной и той же схеме. Первым признаком будет неудовольствие, выражающееся в сердитом плаче или нытье, которые не удается погасить. Далее идет нарастание эмоционального накала. Во время этого процесса ребенок почти недоступен внешнему воздействию, так как сами переживания, которые он испытывает, заслоняют от него окружающий мир. На гребне реакции ярость несколько стабилизируется, и ребенок вновь получает возможность реагировать на внешнее воздействие. Максимальная способность реагировать проявляется в период, когда ярость истощается. Поэтому, если припадок нарастает, вмешиваться уже поздно, лучшее, что можно сделать, обезопасить ребенка от травм и не оставлять его в одиночестве. Наиболее благотворны здесь слова заботы, внимания. Надо стараться помочь ребенку, и когда припадок идет на спад, даже если он отвергает помощь родителей, все равно нужно его успокаивать, взять на руки. Говорить с ним. Очень важно, чтобы родители в этих случаях сами сохраняли самообладание и не сердились, понимая, что малыш страдает от острой психологической боли. Когда ребенок успокаивается, с ним необходимо поговорить и обсудить все, что произошло, без лишних обвинений и упреков. Если припадок ярости вызвал какой-либо запрет или ограничение родителей, не стоит его тут же отменять, если считаете его разумным, справедливым и полезным.

Рефлекторная связь

Гнев и страх — эмоции по своей сути противоположные, они не могут сосуществовать одновременно, так как они активизируют разные физиологические структуры. Однако эти реакции взаимосвязаны.

С детства каждое агрессивное поведение встречает наказание. В результате импульс ярости приобретает способность сам по себе вызывать страх, так как этот импульс наказывался, а наказание всегда возбуждает страх. Образовывается рефлекторная связь, когда агрессивный импульс и наказание не осознаются как два разных события. Переживается только результат: гнев превращается в страх. Обычно это бывает у людей, которые в детстве подвергались системному и регламентированному контролю. Хотя, конечно же, страх может иметь и другие причины.

Чувство вины, стыда, зависти, ощущение неудачи являются очень тяжелым переживанием и часто порождают гнев. Если когда-нибудь человек получает удовлетворение вследствие того, что рассердился на того, кого обидел, то в следующий раз вероятность гневной реакции на собственную вину возрастает. Наступит момент, и всякий раз, будучи виноватым, он станет гневаться, искать объект вымещения своей эмоции. Стыд, чувство неполноценности, зависть, ущемленная гордость тоже могут ослабевать, когда мы раздражаемся. В этом случае также накапливается ярость.

Типы гневающихся
Справиться с яростью непросто. Но есть люди, которым это сделать гораздо сложнее, чем другим, потому что склонность к гневу — особенность их характера. Более всего этой эмоции подвержены люди с возбудимым типом личности. У них ослаблено торможение центров коры головного мозга. Им чужда терпимость, они импульсивны и действуют, не задумываясь о последствиях. Проявления гнева очень сильны и неконтролируемы. Представители застревающего типа — люди злопамятные и мстительные. Особенно сильно их задевает все, что касается их личности. Они честолюбивы, подозрительны, болезненно обидчивы и легкоуязвимы. Их гнев накапливается постепенно, возрастая от случая к случаю. И если уж пламя гнева возгорелось, то оно, скорее всего, похоже на пожар, который чрезвычайно сложно погасить. И, наконец, люди астенического типа. Они подвержены быстрой физической и психической утомляемости, частой смене настроения. Плохо переносят сильные раздражители — свет, шум, тесноту, недостаток воздуха. От раздражительности переходят к слезам. Их гнев похож, скорее, на легковоспламеняющуюся спичку, которая быстро сгорает.

Как управлять гневом

Сильные приступы кажутся неодолимыми. Мы считаем, что это единственное средство и у нас нет другого выбора. Но, если разобраться в природе этой эмоции, становится ясно, что есть и другие способы разрешения взрывоопасных ситуаций. Если посмотреть на грозовую тучу, она выглядит твердой, вещественной, но, если попасть внутрь, то там нет ничего, кроме водяных паров. В то же время она закрывает солнце, что доставляет определенные неудобства. То же и с гневом. Есть ряд психотерапевтических методик и практик, в которых исследуется сущность гнева. Они используют рисунок, силу воображения. Человек задается вопросом: «На что похож гнев?» Как показывает практика, чем больше всматриваешься в это чувство, тем быстрее оно исчезает под вашим взором, словно иней, тающий под утренним солнцем. Стоит только посмотреть ярости в лицо, как она внезапно теряет свою силу.

Когда эффективнее всего бороться с ней: после, во время или до появления?

Первый вариант — после ее появления. Это подход наиболее простой, потому что мы осознаем свой гнев только после того, как столкнемся с ним. Здесь есть возможность подключить разум, чтобы проанализировать происшедшее и впоследствии скорректировать свое восприятие, мышление и поведение. Таков подход когнитивных психотерапевтических методов.

Существуют также техники физического отведения гнева. Чтобы справиться с распирающим негодованием, подходят любые интенсивные физические упражнения. Лучше всего, если они связаны с ударами: игры с мячом, ракеткой или ритмичные движения — плавание, бег и т. д. Все, что дает возможность выплеснуть негативную энергию гнева в действие.

Следующим шагом является преодоление эмоции во время ее появления. Цель этого метода сведена к тому, чтобы суметь освободиться от эмоции в тот момент, когда она только начинает набирать силу, лишив ее возможности запустить цепь мыслей и реакций, которые овладевают умом, заставляя причинить кому-то вред. Если это удастся, эмоция проявляется в ослабленном виде. Римский философ Сенека говорил, что для того, чтобы удержаться от ярости, самое лучшее, чувствуя поднимающийся «вулкан», замереть и ничего не делать: не ходить, не двигаться, не говорить.

Этот способ, включающий развитие навыков обратной связи с телом, для получения информации о том, что мы чувствуем и делаем, предлагают психотерапевты и сегодняшним пациентам. Например, ощущая приближение стресса, нужно начинать следить за дыханием или фиксировать свои физические ощущения. Человек не может одновременно испытывать две разные эмоции. На этом принципе построены методы «противоядия».

Есть и другие техники, способные помочь в этот момент. Например, культивирование в себе противоположной эмоции — милосердия и сострадания. Эти эмоции человеколюбия — иммунитет против гнева. Один из способов этого достичь — поменяться местами с другими людьми и попробовать принять точку зрения другого человека.

Вопросы и задания (к стр. 146-148)

Ваши 1-ые впечатления

1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?

Из героев больше всего приглянулся юный Дубровский, неприязнь вызвал Троекуров, его гости и бюрократы, которые делали его пожелания.

2. Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно?

Больше всего запомнилось несколько эпизодов: ответ псаря старшему Дубровскому и гордое поведение Андрея Гавриловича; пожар в усадьбе Дубровского; попытка Владимира Дубровского высвободить Машу и их объяснение.

3. Когда вы догадались, что Дефорж - Дубровский?

Я додумался, что Дефорж - это Дубровский, когда отважный француз хладнокровно убил медведя.

Разберёмся в прочитанном

1. Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?

2. Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

«Соседи рады были угождать мельчайшим его прихотям; губернские бюрократы трепетали при его имени; Кирил Петрович воспринимал знаки подобострастия как соответствующую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно разъяснить огромным богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может всё приобрести, и унижал достоинство людей.

3. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

«В домашнем быту Кирил Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Балованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого собственного характера и всем затеям достаточно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю мучился от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около обширных его владений, в длительных пирах и проказах, раз в день притом изобретаемых...»

4. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, так как «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства собственного бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали частично и в нравах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал внутри себя это чувство пониманием богатства и власти, а Дубровский пониманием древности собственного рода и дворянской чести. У обоих помещиков был жаркий, запальчивый нрав, оба обожали псовую охоту и держали собак.

5. Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне? Можно ли считать ссору Троекурова и А. Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.

Случай на псарне охарактеризовывает Дубровского как человека гордого, не желающего преобразовываться в шута, владеющего чувством собственного плюсы. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

1. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского-старшего и Троекурова?

Бюрократы уездного суда повстречали Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не направил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писаря «встали и заложили перья за ухо. Члены повстречали ег о с изъявлением глубочайшего подобострастия, придвинули ему кресло из почтения к его чину, летам и дородности».

2. Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?

Картина суда пробуждает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и 24 протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчёркивает неестественность этого суда последующими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при всем этом посиживает в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стене. Пушкин выделяет другим шрифтом слово «решением суда», так как не считает, что трибунал вообщем чего-нибудь решал.

3. Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество?

«Внезапное сумасшествие Дубровского очень подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», так как ему не удалось узреть, как унижался Дубровский. Он сошёл с разума, но его гордость и честь не были подломлены.

1. Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?

Владимир Дубровский вёл в Петербурге жизнь, какая, по его воззрению, был благопристойна гвардейскому офицеру. Отец посылал ему средства, для себя не оставляя практически ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый юноша, «позволял для себя шикарные прихоти, играл в карты и заходил в долги, не заботясь о будущем». Он возлагал надежды на отца и на то, что сумеет отыскать для себя богатую жену.

2. Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

Весть о заболевания отца Дубровский воспринял «с необычным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В нраве Дубровского проявились любовь к собственной семье и готовность придти на помощь папе.

3. Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?

Дворовые и крестьяни не обожали и страшились Троекурова. Кучер Антон гласил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с их не только лишь шкуру, ну и мясо-то отдерёт».

Дубровский - человек, который имеет чувство собственного достоинства, и таковой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не желали другого барина.

1. Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал?

Троекуров при известии о вступлении во владение имением Дубровского смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести заманило его очень далековато, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его юности, и победа не веселила его сердца».

2. Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Примирение 2-ух друзей оказалось неосуществимым, так как Дубровского при виде собственного противника разбил паралич, а Владимир Дубровский, ужаснувшийся состоянием отца, отдал приказ изгнать Троекурова со двора. Раскаяние, которое испытал Троекуров, появилось очень поздно.

После погибели отца Дубровский ощущал духовную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было жутко, что он не мог ни рыдать, ни молиться. Создатель не именует прямо тех эмоций, которые испытывал юноша, но мы можем представить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвлённой гордости и желание отомстить за погибель отца. Христианство велит прощать своим противникам, но Дубровский не мог и не желал простить Троекурова и потому не мог молиться.

Переживания Дубровского Пушкин передаёт при помощи описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шёл по почаще, не разбирая дороги, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский не разбирал дороги в почаще, так он не мог разобрать и собственных смятенных эмоций: «...мысли одна другой темнее стеснились в душе его... Очень ощущал он своё одиночество».

2. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» К. П. Троекурова? Обратите внимание на их речь: «Просить иных-прочих убираться подобру-поздорову»; «А ты кто такой... мы вас не знаем да и знать не хотим»; «Кто там смел рот разинуть?», «Да это бунт!» и др. Почему они себе это позволяют?

Судейские бюрократы, прибывшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя нахально и вызывающе. Они позволяют хамские выражения в адресок Дубровского, грозят его крестьянам, так как ощущают за собственной спиной силу и власть, подкреплённые средствами Троекурова.

3. Как нарастает гнев и возмущение крепостных крестьян?

Гнев и возмущение крестьян нарастают равномерно, но особое возмущение крестьяни испытывают, когда бюрократ обижает самого Дубровского, барина и легитимного обладателя имения, и внушает крестьянам, что их барин - Троекуров. Поначалу бюрократам отвечает глас из толпы, потом в массе подымается ропот, он усиливается и перебегает в ужаснейшие крики. Масса приходит в движение.

4. Почему Владимир Дубровский не даёт возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?

Владимир Дубровский не даёт разъяренным крестьянам расправиться с бюрократами, так как не желает становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не желает становиться соучастником экзекуции и уповает на справедливость царя.

1. «Нет, нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» - когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришёл к такому решению?

Владимир Дубровский пришёл к решению спалить «печальный дом» после того, как он заного увидел портрет мамы, прочел её письма к папе, где она говорила о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые добивались то 1-го, то другого и своим присутствием и поведением оскверняли светлую память об отце и мамы Дубровского.

2. Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?

Крестьяни присоединились к юному барину. Их побудило к этому возмущение тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чьё право обладать землёй и людьми числилось незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип- кузнец гласит: «...слыхано ли дело, подьячие замыслили нами обладать, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесённое своёму государю, крестьяни принимали как собственное оскорбление.

3. Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

Кузнец Архип гробит подьячих, но с риском для жизни выручает кошку с крыши пылающего сарая. Он гласит детям, которые смеются над ничтожным животным: «Бога вы не боитесь: божия тварь гибнет, а вы сдуру радуетесь...»

Архип принимает кошку как божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не принимает как людей, достойных спасения, так как в его осознании они нарушили установленный Богом и царём закон, что крепостными могут обладать и распоряжаться только дворяне. Помогая Троекурову вершить неправедный трибунал, они нарушили божьи заповеди: посодействовали одному человеку украсть у другого имение, врали и нарушали клятву гласить правду.

1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

Владимира Дубровского принудили стать разбойником погибель отца и отсутствие средств к существованию. Но главное, я думаю, в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, растерял надежду на справедливое решение суда и даже не возлагал надежды отыскать защиту у царя, так как для этого необходимы были средства, а их у Дубровского не было.

2. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

О Дубровском - предводителе разбойников - ведали, что он «славился разумом, отважностью и каким- то благородством. Ведали о нём чудеса...».

Главы VIII-IX

1. О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали? Как это его характеризует?

Одним из возлюбленных «благородных увеселений» Троекурова была забава с медведями. Малеханьких медвежат он стравливал с кошками и щенятами, потом сажал на цепь. Время от времени медведю давали бочку, утыканную гвоздями. Медведь дотрагивался до неё, колол для себя лапы и заходил в совершенное бешенство. Наилучшей шуточкой числилось запереть человека в одной комнате с медведем, привязанным за верёвку.

Эти забавы охарактеризовывают Троекурова как самодура и садиста, злостного и ожесточенного.

2. Подготовьте пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из геро ев.

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица A.C. Глобовой.

После обедни все гости прямо за владельцем двинулись к дому. В столовой уже суетились слуги, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. После приглашения дворецкого владелец занял своё место. Мужчины, как обычно, сели напротив нас. Посреди их не хватало неизменного гостя Троекурова Антона Пафнутьевича Спицына. Он приехал, когда уже все начали обедать, и желал было извиниться, но Троекуров отдал приказ подать ему устройство и благорасположенно выслушал его рассказ. Спицын сказал, что сломалась шина у фронтального колеса, а после ремонта он не осмелился ехать ближним путём через Кистенёвский лес. Спицын признался, что лжесвидетельствовал на суде в пользу Троекурова, типо Дубровские обладают Кистенёвкой без всякого на то права.

Разговор зашёл о Дубровском. Троекуров поставил исправника в неудобное положение, лучше сказать, выставил на посмешище, называя разбойника благодатью для исправника, и спросил, где последний раз лицезрели Дубровского. Я задумывалась, что Дубровский был конкретно у меня, и поведала историю о том, как мошенник-приказчик упрятал средства, которые я желала выслать отпрыску, и приписал это разбою Дубровского. Но разбойник явился ко мне в мундире генерала, раскрыл обман приказчика, отобедал у меня и уехал. Я задумывалась, что это и был сам Дубровский. Но исправник прочитал его приметы, и оказалось, что предводителю разбойников 23 года, а мужчине, который был у меня, около 35 лет. Видно, кто-то действует под его именем.

В конце обеда мы были поражены, когда узнали, что юный француз, нанятый Троекуровым, не растерялся при встрече с медведем и убил его выстрелом из пистолета. Мы все с любопытством на него смотрели (он посиживал на конце стола), но он не понимал по-русски и занимался Сашей, своим воспитанником.

3. Сравните рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына. Какую характеристику Дубровскому даёт каждый из них?

Антон Пафнутьевич Спицын в своём рассказе гласит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт». Анна Савишна Глобова не даёт прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на узнаваемых богачей, да и здесь делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не винит...» Глобова гласит: «Я додумывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы ощущается некая симпатия и почтение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и возвратил ей средства.

4. «Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл» - в связи с чем Троекуров пришёл к такому выводу?

Троекуров решил, что нереально будет выявить Дубровского, даже если будешь гласить с ним три часа попорядку, так как у него не было никаких особенных примет.

5. Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?

5. Никто из гостей Троекурова не додумался, что Де- форж - это Дубровский, так как никто не мог даже ждать, что неприятель Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и говорил только с Сашей и лишь на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает российский язык.

Главы Х-ХII

1. Почему А. П. Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем и каково было его пробуждение?

Антон Пафнутьевич Спицын решил переночевать совместно с Дефоржем, так как он страшился, что его ограбят. Все свои средства он переложил в кожаную сумку и носил её на собственной груди под рубахой. Дефорж показался ему храбрым человеком, и Спицын решил, что в присутствии француза ему нечего страшиться вероятных грабителей.

«Странное было его просыпание, - пишет создатель. - Он ощущал через сон, что кто-то тихонько дёргал его за ворот рубашки». Когда он открыл глаза, то увидел француза, который отстёгивал священную сумку. Француз произнес незапятнанным русским языком: «...молчать, либо вы пропали. Я Дубровский».

2. Как Дубровский стал Дефоржем?

Дубровский на почтовой станции повстречался с французом, который ехал к Троекурову, чтоб служить учителем у малеханького Саши. Дубровский предложил французу средств за то, чтоб он дал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.

3. Какие качества характера Дубровского проявились во время его пребывания в Покровском?

Во время пребывания в имении Троекурова Дубровский показал выдержку, хладнокровие, актёрские свойства, благородство и умение обладать собой.

4. Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от своей мести?

Дубровский отказался от планов мести Троекурову и решил поселиться у него в доме под видом француза, так как он был влюблён в дочь Троекурова Марью Кириловну.

Главы ХII-ХVIII

1. Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чём их различие?

Князь Верейский - человек пятидесяти лет, но кажется «гораздо старее». Пушкин пишет: «Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать. Невзирая на то, внешность его была мила, замечательна, а привычка быть всегда в обществе присваивала ему некую любезность, в особенности с дамами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провёл за границей, жил на средства, которые ему присылал приказчик из имения, и впервой приехал поглядеть на это имение в 50 лет. Этим он отличается от собственного соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своём поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и дважды в неделю мучился от обжорства.

2-ух соседей роднит ещё и то, что любой из их хлопотал только о своём своем благополучии и считал, что все другие сделаны только для того, чтоб прислуживать им и доставлять наслаждение.

2, Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

Кирила Петрович относился к собственной дочери, как к принадлежности, и без её согласия решил выдать её замуж за князя, который старше её втрое. Духовные переживания Маши были для него обидным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого.

3. Перескажите близко к тексту эпизод с кольцом (гл. XVII). Как вели себя Митя и Саша во время допроса? Почему Троекуров и исправник отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство? Как складывались отношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?

Митя и Саша во время допроса вели себя по-различному. Саша выдал сестру. Когда он проговорился, Кирила Петрович сообразил, что в дело замешана Марья Кириловна, и стал угрожать Саше, что отдерёт его розгами. Саша ужаснулся и равномерно, слово за слово, сказал о просьбе сестры.

Когда внимание Троекурова обратилось к Мите, то он отвечал, что он «дворовый человек господ Дубровских». Это был очень смелый ответ, так как после решения суда крепостные Дубровского принадлежали Троекурову. На последующий вопрос Троекурова мальчишка отвечал «с огромным равнодушием», что он «малину крал». После чего Митя не произнес больше ни слова. Он принял на себя «вид реального дурачка» и не отвечал на опасности Троекурова.

Троекуров и исправник выпустили Митю, чтоб выследить, куда он побежит: «Он пособит нам изловить самого атамана». Следствием этого было то, что лагерь разбойников был найден, и его штурмовали бойцы.

После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала прибегнуть к его помощи в случае необходимости. Но она сама в отчаянии поведала папе, что может прибегнуть к помощи Дубровского. Отец сделал всё вероятное, чтоб этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтоб предупредить Дубровского, не смогла впору положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не смогла сказать впору папе, что не желает идти замуж за Верейского, не смогла в церкви сказать «нет». Она ожидала загадочного романтичного освободителя, ничего не сделав для собственного избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми приостановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришёл впору, и произнесла: «Я согласилась, я отдала клятву...»

Она отказалась от его помощи, так как гордость аристократки не дозволила ей признаться, что она в чём-то могла поступить не по собственной воле.

1. А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» своё утверждение?

Пушкин именует крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплату в некую часть собственной одежки, владея иголкой с искусством, обличающим опытнейшего портного». После обеда разбойники вставали и молились, позже некие разбрелись по лесу, а другие прилегли соснуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяни.

Караульщик ведёт себя не как разбойник, привыкший к неизменной угрозы, как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплаткой и, сидя верхом на пушке, поёт во всё гортань печальную песню. Человек, который ощущает грусть и печаль, не станет петь во всю гортань. Он будет петь негромко, вдумчиво. Тем паче не станет петь человек, стоящий в карауле, так как он должен прислушиваться, нет ли где неприятеля.

Естественно, у реальных разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белоснежном чепце, чистоплотно и чопорно одетая».

2. Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Дубровский покинул собственных крестьян по нескольким причинам. Во-1-х, он осознавал, что после штурма его крепости бойцами правительство вышлет более большие силы на то, чтоб устранить разбойничье гнездо, и он уже не сумеет выдержать со своими разбойниками-крестьянами. Во-2-х, у него было уже довольно средств, чтоб обеспечить для себя жизнь за границей (в России он уже не сумел бы жить под своим своим именем) и обеспечить средствами собственных крестьян. В-3-х, пропала основная причина, по которой Дубровский всё ещё оставался в Кистенёвской роще: Марья Гавриловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи.

Литература и другие виды искусства (к стр. 148-149)

1. Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.

Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский»: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить». Озаглавить её можно так: «Кирила Петрович выбирает щенят».

Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского»: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Е.Е. Лансере изображён момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских. Озаглавить эту иллюстрацию можно словами из романа: «Вы свободны, выходите».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре изображён юный барин Владимир Андреевич Дубровский. Он будто бы бы только-только поднёс лучину к сену, которое вспыхнуло ярко, «пламя взвилось и осветило весь дом». Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и глядит на огнь. Слева от него стоит, делая упор на его руку, его нянька Арина Егоровна Бузырёва, в белоснежном платке и переднике, обидно опустив голову. За ней мы узнаём фигуры крепостных господ Дубровских: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, отпрыск Егоровны, и - за фигурой Антона - кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни выручил кошку с крыши пылающего сарая.

Слева мы лицезреем огнь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднём плане стоят лошадки, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к чёрному небу.

Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего плюсы. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрём, не оставим тебя, идём с тобою».

Композиция

Вопросы и задания (к стр. 150)

1. Составьте план основных событий глав VIII-XI в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

1. План главных событий глав \ЧП-Х1.

1) Француз-учитель прибыл в Покровское.

2) Разговор Кирилы Петровича с французом.

3) «Благородные увеселения российского барина».

4) Дефорж убивает медведя.

5) «...гости начали съезжаться».

6) Торжественный обед в Покровском.

7) Рассказы Спицына и Глобовой.

8) Приметы Дубровского.

9) Окончание праздничка.

10) Антон Пафнутьевич ложится спать в комнате Дубровского.

11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.

12) Учитель-француз ждёт лошадок в доме смотрителя.

13) Дубровский покупает у француза документы.

14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.

15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

Пушкин нарушает настоящий ход событий. Поначалу Дубровский повстречал на станции француза, ожидающего лошадок, и купил у него документы. Потом Дубровский с бумагами француза явился в дом Троекурова как учитель для Саши. Через некое время состоялся праздничек в доме Дубровского, после которого пугливый Спицын возжелал ночевать в комнате Дефоржа, потому что веровал в его храбрость. Днем Дефорж, внезапно превратившись в Дубровского, ограбил Спицына, после этого тот уехал восвояси.

Пушкин нарушает временную последовательность событий для того, чтоб сделать тайну, интригу, вызвать напряжённый энтузиазм читателей.

2. Сравните описание двух усадеб: Покровского и Кисте- нёвки (гл. III). Какой вывод можно сделать из этого сопоставления?

Сравнивая описания 2-ух усадеб - Покровского и Кистенёвки, можно сказать, что Троекуров был обеспеченный помещик, а Дубровский- бедный. Усадьба Троекурова размещалась в прекрасном месте, на берегу пруда. На одном из бугров высился большой каменный дом, на другом - пятиглавая церковь и древная колокольня.

Усадьба Дубровского представляла собой серенький домик с красною кровлею, стоящий на открытом месте неподалеку от берёзовой рощи.

По этим описаниям можно отлично представить для себя обстановку, в какой жили и действовали герои произведения.

Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтоб показать представление, которое сложилось у близлежащих помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адресок разбойника поневоле, более много представить читателям вид головного героя.