Недоросль подробное краткое содержание. Д.И

Злая и грубая помещица Простакова рассматривает кафтан, сшитый сельским портным Тришкой для её сына, недоросля Митрофана, крича: «Он, вор, везде его обузил».

Явление II

Приводят Тришку. Простакова ругает его за кафтан, обзывая скотом. Тришка оправдывается: «я портняжному делу нигде не учился, самоучка». Простакова вопит: «Портной учился у другого, другой у третьего, да первый портной у кого же учился? Говори, скот!» «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего», – резонно парирует Тришка.

Денис Иванович Фонвизин

Явление III

Приводят хозяина имения, помещика Терентия Простакова. Нерешительный человек, подкаблучник жены, он робко говорит, что кафтан, по его мнению, не узок, а мешковат. Жена начинает ругать его. Простаков униженно оправдывается: «При твоих глазах мои ничего не видят». Госпожа Простакова требует немедленно наказать Тришку.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление IV

Входит брат госпожи Простаковой, Скотинин. Глядя на кафтан, он находит, что тот не узок и не мешковат, а «сшит преизрядно». Однако мысль наказать Тришку всё равно кажется ему правильной: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Простакова велит стоящей здесь же няне Еремеевне накормить Митрофана завтраком. Выясняется, что недоросль уже и так «пять булочек скушать изволил», а вчерашним вечером перед сном уплёл «солонины ломтика три, да подовых то ли пять, то ли шесть». Митрофан рассказывает, что от такого плотного ужина ему «ночь всю така дрянь в глаза лезла».

Простакова интересуется: «Какая ж дрянь?» – «Да то ты матушка, то батюшка. Видел будто ты, матушка, изволишь бить батюшку – так мне и жаль стало». – «Кого, Митрофанушка?» – «Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Обрадованная такой сыновней сострадательностью мать ласково обнимает Митрофана, и тот убегает на голубятню.

Явление V

В имении Простаковых живёт на положении воспитанницы их дальняя родственница, Софья. Отец и мать этой девушки умерли, оставив ей в наследство имение, а дядя, господин Стародум, уехал в Сибирь. Скотинин собирается посвататься к Софье. Главная причина этого его желания в том, что в принадлежащих Софье деревеньках много свиней, до которых Скотинин «большой охотник». Он с восторгом рассказывает: в околотке водятся даже «такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Кроме того, Скотинин давно разорил собственные имения, ибо нещадно драл с крестьян огромные оброки. Софьино приданое может поправить его положение.

Госпожа Простакова с умилением замечает, что её Митрофанушка весь в дядю. «И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты, – говорит она Скотинину. – Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Господин Простаков замечает, что столь сильно пристрастие к свиньям не может возникнуть у людей просто так: «тут есть же какое-нибудь сходство».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Явление VI

Входит радостная Софья и рассказывает: она получила письмо от своего дяди Стародума. Ходили слухи, что тот умер в Сибири, однако из письма явствует: Стародум жив и недавно приехал в Москву.

Госпожа Простакова очень недовольна этим письмом. «Что ты нас путаешь? Разве ты не знаешь, что Стародума уж несколько лет от меня за упокой поминали? Неужто грешные мои молитвы не доходили!»

Скотинин и Простаковы боятся, что Стародум помешает им завладеть имениями Софьи. Из диалогов пьесы выясняется ещё: Простаковы недавно не позволили Софье выйти замуж по любви за одного офицера. Раздосадованная госпожа Простакова возмущается современным образованием, из-за которого многие девушки научились читать и могут разбирать содержание писем.

Простаковы и Скотинин сами неграмотны и не могут прочесть письма. Простакова отбирает его у Софьи и вспоминает об учителях Митрофанушки. Государственные указы требуют обучать всех дворян-недорослей, и из города приходят преподавать Митрофану «арихметику» и грамоту отставной сержант Цыфиркин и дьячок Кутейкин. Есть у него и ещё один учитель: немец Адам Адамыч Вральман, знаток «французского и всех прочих наук». Цыфиркину и Кутейкину Простаковы платят скудно, а иностранец Вральман получает большое жалование и живёт прямо в имении, на полном господском содержании.

Явление VII

Появляется остановившийся недавно проездом в имении Простаковых дворянин Правдин. Госпожа Простакова представляет его Скотинину (который первым делом осведомляется, водятся ли в имениях Правдина свинки), а потом просит, чтобы Правдин прочёл полученное Софьей письмо.

Тот читает (спросив у Софьи разрешения на это). Стародум сообщает в письме, что, нажив в Сибири честными трудами состояние, дающее 10 тысяч рублей доходу, он решил вернуться обратно, взять на себя попечение над Софьей и завещать ей всё своё наследство.

Сумма в 10 тысяч рублей дохода столь велика, что Простаковы и Скотинин застывают от изумления. Скотинин уговаривает сестру побыстрее обделать его брачный сговор с Софьей. Однако у госпожи Простаковой теперь возникает другой план: выдать девушку за своего сына Митрофана.

Явление VIII

Прибегает слуга с известием, что в имение Простаковых вошла для постоя солдатская часть. Правдин и Простаков идут переговорить с офицером, командующим солдатами, а Скотинин отправляется в своё любимое место – на скотный двор.

Классический литературный труд «Недоросль» вдохновил несколько поколений театральных деятелей и был с успехом экранизирован, его построчно разобрали почитатели на «крылатые» фразы, которые постепенно превратились в афоризмы.

Актуальна ли тема этой комедии на сегодняшний день и будет ли пьеса интересна современному читателю, можно разобраться, прочитав «Недоросль»: краткое содержание по действиям.

События повествования развиваются в имении господина и госпожи Простаковых.

Пьеса состоит из пяти действий:

  • в I-м читатель знакомится с главными героями и непростой ситуацией бедной сироты Софьи, которую рвут на части два жениха;
  • во II-м появляется давний возлюбленный главной героини Милон;
  • в III-м после длительного отсутствия возвращается дядя Софьи Стародум;
  • в IV-м д выясняется, что молодой офицер, которого Софье определил в мужья дядя и есть её любимый;
  • в V-м все герои пьесы получают по заслугам.

Ниже изложено более подробное содержание произведения по действиям и можно познакомиться с его основными персонажами.

Действующие лица:

  • господа Простаковы - хозяева имения;
  • Митрофан Простаков - их сын, «недоросль»;
  • Правдин - чиновник, олицетворяющий закон в пьесе;
  • Стародум - дядя Софьи;
  • Софья - главный персонаж, сирота, воспитанница Простаковых;
  • Милон - любимый главной героини;
  • Тарас Скотинин - алчный брат Простаковой;
  • Еремеевна - крепостная нянька;
  • Кутейкин - жадный до денег учитель;
  • Вральман - конюх, выдавший себя за немца-педагога.

Обратите внимание! Три основные темы, раскрытые в содержании пьесы «Недоросль»: воспитание, осуждение деспотичного режима самодержавия, тягость крепостного права.

Хозяйка поместья ругает крепостного за некачественно пошитый кафтан для её сына. Хотя крестьянин предупреждал, что не в ладах с шитьём. Супруг госпожи господин Простаков согласен с женой, а её брат Скотинин уверен, что работа сделано очень неплохо. Слугу выгоняют прочь.

Потом родственники обсуждают Митрофанушку, которому не удалось толком выспаться минувшей ночью. Сам Простаков-младший утверждает, что не наедался перед отбоем, но на деле плотно набил брюхо во время ужина, потому всю ночь напролёт вставал, чтобы выпить квасу. Матушка жалеет своё чадо, после чего он ретируется на голубятню.

Оставшиеся взрослые говорят о сватовстве Скотинина к сироте, находящейся на воспитании Простаковых. У неё оставался лишь дядя Стародум, но он сгинул где-то в Сибири.

Из беседы становится ясно, что будущий жених задумал приумножить своё состояние за счёт партии с Софьей, как женщина она ему мало интересна.

Выходит сама воспитанница, она держит в руках письмо от Стародума. Её родня не желает поверить, что дядька девушки жив и здоров. Софья предлагает родственникам прочитать послание самостоятельно, но выясняется, что они не умеют читать.

Письмо зачитывает Правдин. В нём значится, что за Софью обещано хорошее приданое. Госпожа смекает, что девушка может стать неплохой партией для её сына. Дамы уходят. Вбегает слуга с новостью, что в их деревню прибыли солдаты.

Действие II

Оказывается, что Правдин и молодой офицер Милон давно знакомы. Правдин рассказывает приятелю, что отправлен в эти края, чтобы «приструнить» местных помещиков. Милон прибыл сюда в надежде найти свою возлюбленную, с которой утратил связь после смерти её родителей.

Мимо проходит Софья, которая узнаёт своего любимого и рассказывает ему, что её опекуны намерены женить на ней Митрофана.

Появляется Скотинин, озадаченный неприглядной перспективой отъезда восвояси ни с чем: без молодой супруги и её приданого. Милон и Правдин накручивают его на ссору с сестрой.

Проходят Еремеевна и Митрофан, спорят о пользе обучения грамоте.

Скотинин чуть ли не дерётся с племянником из-за Софьи, а затем уходит, задыхаясь от ярости.

Подходят супруги Простаковы. Хозяйка имения льёт ласковые речи в адрес Милона, нахваливает Софью, хвастает, что всё готово к прибытию Стародума.

Чета Простаковых и их воспитанница уходят. Тут же появляются учителя: Цыфиркин и Кутейкин, заводят рассказ о том, как попали в имение.

Обратите внимание! Актуальна ли пьеса Недоросль среди молодежи? Ответ - да! Проблемы воспитания и образования остаются острыми и в современном мире.

Действие III

Приехал Стародум. Его приветствует Правдин. Старый друг вводит важного гостя в курс событий. Без прикрас рассказывает о господствующем безобразии в деревне Простаковых и о том, как Скотинин и Митрофан конкурируют за руку его племянницы.

Стародум считает, что в принятии решений спешка худший враг. Он хочет сначала всё взвесить, а уж после - делать выводы. Затем Стародум рассказывает Правдину о своих приключениях.

Входит Софья. Дядя и племянница беседуют. Простакова и Скотинин устраивают скандал, который заканчивается дракой. Их удаётся разнять Милону.

Заметив присутствие Стародума, Простакова зовёт сына и мужа. На гостя имения льются потоки фальшивой лести.

Стародум заявляет, что заберёт племянницу с собой в Москву и выдаст там замуж. Сирота согласна с волей дяди, хоть и не знает ещё, что в мужья ей выбран Милон.

А Скотинин и Простакова изо всех сил стараются отговорить родственника от этого поступка. Хозяйка имения утверждает, что её сын достойный кандидат в мужья и, в отличие от всего их рода, хорошо образован. Уставший от долгого путешествия Стародум отправляется на отдых. Все расходятся.

Остаются только педагоги младшего Простакова. Оба жалуются на лень и бездарность своего подопечного. Затем состоится забавный урок арифметики, который показывает насколько глуп Митрофан и его мать.

Действие IV

Стародум говорит со своей племянницей о жизни и её истинных ценностях. Он объясняет неопытной Софье, что богатство заключается не в злате, а в добродетели.

Стародум уверен, что любые блага или слава должны быть заслужены честным трудом.

А супруги всегда должны оставаться одним целым и любить друг друга, даже если принадлежат к разным социальным слоям.

Приходит письмо, в котором говорится, что выбранный в мужья Софье мужчина - её любимый Милон.

Беседуя с военным офицером, Стародум выясняет, что назначенный жених человек чести и благословляет брак.

Периодически в разговор вмешивается несостоявшийся жених Скотинин. Он заискивает перед невестой, уплывающей прямо из рук, и её дядей. Старается «выгодно» смотреться, но выглядит смешно.

Приходят Правдин, простакова и Митрофан. Мать настаивает на особой просвещённости своего сына в науках. Но небольшой эксперимент полностью опровергает её слова.

Стародум во всеуслышание объявляет, что завтра уезжает вместе со своей племянницей навсегда. «Дикие» родственнички придумывают похитить девушку.

Действие V

Простакова приказывает Еремеевне силой отвезти Софью из дома, но няньку останавливает Милон.

Правдин выступает с «обвинительной» речью и сулит Простаковым суровое наказание. Тётка бросается воспитаннице в ноги и вымаливает прощение.

Однако она намерена покарать слуг, что упустили возможность вывезти богатую невесту.

Но и здесь хозяйку имения ждёт неудача - Правдин знакомит её с правительственной грамотой, в которой значится, что все её владения и имущество переходят государству.

Появляются педагоги Митрофана, они получают расчёт из рук Правдина. Цыфиркин за достойный труд - по полной, а Кутейкин за притворство и лень остаётся ни с чем. Митрофан ругается с матерью и уходит служить в армию. Стародум и влюблённые жених с невестой уезжают. Простакова потеряла всё, она в отчаянии.

Возьмите на заметку! Чтобы прочувствовать литературную ценность пьесы и полностью насладиться языковым совершенством, не достаточно прочитать «Недоросль» в кратком содержании.

В интернете можно слушать аудиоверсию произведения. Читая пьесу Недоросль сегодня целиком или в сокращении, не сложно представить яркую, с исторической точки зрения картину русской жизни 18-го века.

Полезное видео

Подведем итоги

Комедия Фонвизина считается в отечественной литературе первой картиной, которая повествует о социальных типах.

Безобразиями, творящимися в имениях помещиков, Фонвизин проиллюстрировал серьёзные конфликты общества. Финал пьесы расставляет все по своим местам, и каждый персонаж получает по заслугам.

Так в царской России 17 века называли юношу дворянского происхождения, который не достиг совершеннолетия, а потому не может быть принят на службу.

Вконтакте

Но это слово имело и второй смысл. Недорослем называли того, кто достиг шестнадцати лет, но не проявлял желания учиться, недалекого умом, ленивого маменькиного сыночка. Основная проблема комедии состоит в осуждении традиций воспитания дворянских детей, особенно провинциальных .

О подобном молодом человеке рассказал Фонвизин в своей комедии. Митрофан был туповатым, не стремился учиться.

Кто написал это бессмертное и актуальное по нынешний день произведение? Комедия написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в конце 1781 года . Она имеет пять действий.

Краткое описание сюжета

Действие пьесы происходит в поместье помещиков Простаковых, которые отличаются дремучим невежеством и дикими нравами. В доме, конечно, с точки зрения материальной, есть все. Но нет здесь любви, доброты и правды. Дом, как пустая коробочка.

Внимание! Герои представляют различные слои российского общества XVIII столетия: служащий, дворянин, крепостной, учитель.

Основными персонажами являются Митрофанушка с матерью. Эта властная и грубая женщина управляет хозяйством, командует слугами, мужем, руководит воспитанием и образованием сына. Хотя последним его мать себя не особо обременяет, а только старается исполнять модные в то время моральные и нравственные условности.

План произведения

События происходят в имении Простаковых. Первым действием освещаются такие события:

  1. Тришка сдает свой работу: кафтан для Митрофанушки.
  2. Сон любимого сына хозяйки.
  3. Планы Скотинина о женитьбе на Софье.
  4. Послание от Стародума.
  5. Богатую наследницу матушка мечтает сделать невестой Митрофана.
  6. Приезд в деревню солдат на постой.

В следующем действии события примерно таковы :

  1. Разговор Правдина с Милоном.
  2. Встреча Милона со своей любимой Софьей.
  3. Софье стало известно о планах Скотинина насчет ее.
  4. Скотинин с Митрофанушкой ссорятся, поскольку оба желают получить в жены Софью.
  5. Как «занимается» Митрофанушка.
  6. Ссора между Простаковой и Еремеевной.

События третьего действия :

  1. Драка.
  2. Решается судьба Софьи.
  3. Простакова хвалится Стародуму своим сыном.
  4. Кутейкин и Цифиркин.
  5. Учитель Вральман.
  6. Насколько грамотен Митрофанушка.

В четвертом действии :

  1. Софья читает книгу о воспитании светских дам.
  2. На сцене снова жених. На этот раз Скотинин.
  3. Простакова заботится об отдыхе Стародума.
  4. Экзамен Митрофана.
  5. Отказ Стародума отдать Софью за Митрофана.

В последнем действии происходит :

  1. Софьи беседует с дядей о нравственных устоях.
  2. Дядя дает согласие на брак Софьи и Милона.
  3. Стародуму становится известно, что госпожа Простакова намеревалась насильно обвенчать сына и Софью, тайком от всех.
  4. Правдин оглашает документ об опеке над имением Простаковых.
  5. Стародум узнает во Вральмане своего кучера.
  6. Стародум, его племянница и Милон отъезжают.
  7. Разочарование Простаковой.

Для более подробного знакомства необходимо изучить краткий сюжет по действиям.

Действие 1

Комедию начинает сцена, в которой хозяйка отчитывает Тришку за плохо сшитый кафтан для ее сына. Тришка отвечает, что сообщал ей о неумении делать эту работу. Барыня собирается наказать портного. Скотинин вмешивается в скандал, защищая Тришку, но портного прогоняют.

У девушки никого, кроме дядюшки нет. Но тот уехал в Сибирь, не дает знать о себе. В беседе обнажается корыстная сущность Скотинина. Ему нужны свиньи в селах, принадлежащих Соне, и достаток.

Софья приходит с посланием от дяди. Простаковы пытаются убедить девушку, что письмо не мог написать Стародум. Когда Софья пытается их убедить в обратном, прочитав письмо самостоятельно, оказывается, что участники разговора не умеют читать. Письмо поручают прочесть вошедшему гостю, Правдину. Из этого послания становится известно, что Софья богата.

В этот момент слуга сообщает о расположившихся в деревне солдатах с командиром Милоном.

Действие 2

Оказывается Милон с Правдиным друзья. Они рассказывают друг другу о целях своего приезда.

Правдин приехал сюда по поручению государя сбить спесь с матушки недоросля. Милон едет в столицу на встречу с любимой, которую не видел несколько лет, поскольку ее забрали под опеку родственники после того, как ее родители умерли.

В это время мимо них проходит Соня. Именно она есть возлюбленная Милона . Девушка жалуется, что Простаковы хотят отдать ее замуж за глупого Митрофана.

Мимо проходят Митрофан и Еремеевна. Няня убеждает воспитанника учиться.

Действие 3

Приезжает Стародум, ему Правдин рассказывает о планах Простаковых относительно Софьи.

Тут подходит племянница, она рада встрече с дядей . За этот период произошла драка между Простаковой и Скотининым.

Простакова видит Стародума и дает указание Еремеевне позвать сына с мужем. Все семейство с напускной радостью приветствует дядюшку Софии, льстиво обнимают его. Митрофанушка повторяет слова матери.

Стародум сообщает, что забирает племянницу, чтобы выдать замуж. Простакова вместе со Скотининым пытаются убедить дядю, что лучше племянницу оставить здесь. Госпожа утверждает, что у них в семье учеба не уважаема, но Митрофанушка усердно занимается. Правдин говорит что гостю нужно отдохнуть. Все уходят по своим делам.

Остаются учителя Митрофана. Они беседуют о том, что Митрофан не желает обучаться ничему.

Входит Митрофан с матерью, которая упрашивает сына хоть немного позаниматься. Но когда Цифиркин задает задачи Митрофану, мать решает их за сына, но по-своему. А как только Кутейкин приступает к обучению юноши грамоте, приходит Вральман, начинает убеждать Митрофана в ненужности такого обучения. Его поддерживает мать.

Действие 4

Стародум беседует с племянницей. Дядя поясняет ей, что знатность и должна не по делам начисляться, а по тому, кто и сколько для отечества сделал. Говорит он о семье: муж с женой обязаны понимать и поддерживать друг друга.

В этом действии происходят события, которые приводят Стародума к решению выдать Софью за Милона.

Действие 5

Логический конец пьесы: Простаковым предстоит ответить за свои поступки и злодеяния.

Краткий пересказ «Недоросля» позволяет понять основную суть произведения даже тем, кто его не читал.

«Крылатые» высказывания Простаковой

Мать Митрофана сама малограмотна, не очень стремится к культуре речи. Она отрицательно влияет на воспитание сына. А цитаты из произведния говорят о ее характере. Вот, например, так она врет Стародуму о себе: «Отроду, батюшка, ни с кем ни бранивалась. У меня такой нрав».

Сына во время занятия с учителем арифметики она поучает так: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».

… «коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…»

В результате ее любимый сынок вырос эгоистом, предает свою мать, показывая пример бессердечия.

Важно! Проблема воспитания всегда была и будет. Потому нынешнему читателю интересно и полезно будет изучить комедию. Она покажет, к каким последствиям может привести недостойное воспитание, заставит задуматься родителей и их детей.

Письмо Митрофану

Что бы написали современные школьники Митрофану? Попробуем привести один из примеров.

Здравствуй, Митрофан! Пишет тебе школьница из 2017 года. Я прочла комедию «Недоросль» и сделала вывод, что ты совершенно не стремишься ничего знать, не любишь учиться. Тебе неинтересна ни одна наука. Такое отношение к учебе недопустимо! В третьем тысячелетии без образования не прожить. Если ничего не знать и ничему не учиться, потом невозможно будет найти работу. А это не даст возможности заработать средства, чтобы можно было жить.

Таких глупых людей у нас не уважают. Да и в обществе невозможно будет адаптироваться. Я бы сказала тебе: «Учись, познавай мир. Это ведь так интересно!».

Комедия Фонвизина является знаковым произведением, показавшим острые проблемы общества , современного автору. В пьесе противопоставлены образованность, воспитание, принципы морали тупому невежеству, своенравным и злобным поступками помещиков. Тонкая сатира Фонвизина, его умение показать проблемы общества, позволяет даже сейчас с удовольствием читать комедию.

Денис Фонвизин, Недоросль

Вывод

В 1782 году увидела свет новая комедия Д.И. Фонвизина. Краткий пересказ "Недоросль" поможет разобраться в произведении. Чтобы выявить суть комедии, ознакомимся с ней подробно.

Ниже приведен краткий пересказ "Недоросль" по действиям.

Первое действие. Начало

Ну что же, приступим - краткий пересказ "Недоросль" в сокращении. Действие начинается в деревне, принадлежащей семейству Простаковых. Г-жа Простакова злится, злится на Тришку. Ведь тот сшил узковатый кафтан для ее сына. Муж Простаковой с этим также согласен, он привычен в подчинении мнению жены. С Простаковой согласен и ее брат, Тарас Скотинин.

Кафтан - это то, что необходимо Митрофану для сговора его дяди. Это связано с Софьей, являющейся им родственницей, хоть и дальней. Она уже полгода сирота: отец умер еще в ее младенчестве, а мать совсем недавно "отошла". Софью они решили принять не из-за "семейных уз", а для того, чтобы взять под контроль ее имение. Единственный из оставшихся у нее близких родственников, дядя Стародум, уже давно уехал в Сибирь, откуда от него нет известий. Поэтому в семействе Простаковых считают, что он давно уже погиб.

На Софье хочет жениться Скотинин. Опять же по расчету: он хочет завладеть ее имением, в котором водится много свиней. Эти животные - его страсть. Софья об этом даже не подозревает.

Софья - богатая наследница

Краткий пересказ "Недоросль" (Фонвизин Д.И.) продолжается. Девушка получает письмо. Оно от Стародума. А это значит, что он не погиб. Этим не довольна г-жа Простакова, планы которой были нарушены. Она так просто не сдается: решив обвинить Софью в обмане, Простакова говорит, что это, возможно, какое-нибудь любовное письмо. Правда проверить этого она не может, так как она безграмотна. И муж ее, и брат также не могут похвастаться грамотностью. Правдин приходит к ним на помощь. Постоялец с разрешения Софьи зачитывает письмо. Письмо говорит о том, что Стародум решает назначить Софью наследницей. Тогда она становится наследницей капитала, который будет приносить 10 тысяч в год. Тут же Простакову осеняет идея: ведь Софья теперь выгодная партия, поэтому ее можно попробовать женить на Митрофанушке. Но на этом краткий пересказ 1 действия "Недоросль" не заканчивается.

В деревне Простаковых появляются солдаты, а с ними офицер во главе. Офицера зовут Милон. Это пугает г-жу Простакову. Муж ее успокаивает, сказав, что офицер не допустит беспорядка в стане солдат.

Второе действие

Продолжим краткий пересказ рассказа "Недоросль", где во втором действии офицер Милон повстречал своего давнего и хорошего друга Правдина. От него Милон узнает о том, что он является членом наместнического правления. И тут он находится с одной важной целью: возможностью выявления «злонравных невежд», обитающих по различным деревням да поместьям. Ему необходимо определить тех помещиков, которые жестоко и несправедливо обращаются со своими дворовыми людьми и слугами. В семействе Простаковых он и обнаружил вот таких, нерадивых помещиков.

В свою очередь, Милон рассказывает своему приятелю о том, что у него есть избранница, которую он не видел уже полгода и которую он горячо любит. И вот совершенно недавно он узнал, что его любовь увезли к себе дальние родственники. В это самое время он видит свою любовь.

Претенденты на роль жениха

Софья и Милон рады тому, что встретились. Софья поведала Милону о том, что ее собираются насильно выдать за сына Простаковых, Митрофана. Милона это известие заставляет ревновать, но лишь до тех пор, пока он не узнает больше о своем "конкуренте".

Краткий пересказ "Недоросль", действие 2, продолжается тем, что Скотинин, вмешавшись без церемоний в разговор, также предъявляет претензии на "руку и сердце" Софьи. Правдин ему сообщает, что он не единственный претендент на Софью. Узнав, что его племянник составляет ему конкуренцию, он приходит в ярость.

Митрофанушка, когда идет на занятия, попадается Скотинину, и тот хочет «выяснить с ним отношения». Он почти что с кулаками бросается на племянника, но того вовремя защищает Еремеевна, прикрывая собой. Ей удается прогнать Скотинина.

Митрофанушка - "горе"-ученик

Краткий пересказ "Недоросль" продолжается тем, что к Митрофанушке являются его учителя: Пафнутьич, по фамилии Цыфиркин, и Сидорыч, по фамилии Кутейкин. Цыфиркин (сержант в отставке) преподает арифметику. Кутейкин же учит Митрофанушку грамоте, с помощью Псалтыря, а также Часослова. Сам Кутейкин - дьячок.

Митрофан не хочет учится. Матери он говорит, что после устроенной дядюшкой «таски» ничего ему не идет в голову. Еремеевна кратко рассказывает о случившемся столкновении, которое произошло между Скотининым и Митрофаном. Простакова же, пытаясь утешить сына, говорит о скорой его женитьбе. Она тут же велит накормить обедом учителей.

Простакова осталась недовольна тем, как за Митрофана заступилась Еремеевна. И она высказала это Еремеевне. От этого она плачет, а ее успокаивают "учителя".

Третье действие

Продолжим краткий пересказ. 3 действие "Недоросль" начинается с того, что приезжает Стародум. Прежде чем увидеться с хозяевами, он решает побеседовать со своим старым знакомцем Правдиным. Стародум предается воспоминаниям, как еще при Петре 1 его отец служил. Он считает эти времена "золотыми". Стародум приезжает в это имение с целью освобождения своей племянницы от "этих невежд". Поэтому он так скоро и покинул свою службу. Также он рассказывает о несправедливости, когда не выслуга, а знатность играют роль. Его в связи с этим «обошли чином». Когда же Стародум вышел в отставку, то переехал ко двору в Петербург, но быстро понял, что это не его.

Драка

Стародум наконец увидел свою племянницу, пообещав увезти ее из простаковских владений. Беседа эта прерывается в связи с внезапным появлением «дерущихся» Скотинина и Простаковой. Милон же пытается их разнять. Стародума это весьма и весьма развлекает, ему забавно смотреть на эту сцену.

Г-жа Простакова в какой-то степени неприятно раздражена тем, что незнакомец веселится, но как только она понимает, кто перед ней, то она изменяется моментально: она сразу же начинает лебезить, в тоне и манере разговора проявляется раболепие. Она хочет склонить Стародума к тому, чтобы он принял решение о женитьбе ее сына на Софье.

Решается судьба Софьи

Стародум, решив не ходить вокруг да около, говорит о своем решении: он хочет отвезти Софью в Москву. Там он собирается выдать замуж ее за хорошего молодого человека, у которого много достоинств. Для многих эта новость была удивительной и даже обескураживающей. Софья больше других была этим известием поражена. Стародум также говорит, что выбор жениха - это то, что зависит исключительно от Софьи. Это многим возвращает частичку надежды.

Недоросль Митрофанушка

Г-жа Простакова решает поведать Стародуму о том, насколько образованный ее Митрофанушка. В этом она во многом обязана Вральману - немцу, находящемуся у нее на службе уже 5 лет. При этом получает он больше, чем другие учителя у Простаковой. Триста рублей в год - это его заработок, тогда как у остальных - всего лишь десять рублей. Вральман учит Митрофанушку французскому и другим наукам.

Мать тоже мешает, часто на уроках прерывая Цыфиркина, который задает Митрофану задачи. Она считает арифметику пустой наукой. По ее мнению: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». В итоге Цыфиркина сменяет Кутейкин. Но тут уже вмешивается Вральман, когда Митрофанушка начинает бессмысленно повторять строки из Часослова. Он говорит, что можно обойтись и без грамоты. По его мнению, Митрофанушке необходимо лишь знать о том, как жить на свете. Поэтому он отпускает Митрофанушку порезвиться. Это очень не понравилось Цыфиркину и Кутейкину, которые хотят побить Вральмана. Но тому удается вовремя сбежать от неминуемой расправы.

Краткий пересказ "Недоросль", 4 действие

Краткий пересказ "Недоросль" (Фонвизин Д.И.): Софья читает книгу автора Фенелона, в которой написано о воспитании светских девиц. Стародум решает побеседовать с ней о добродетели, о ее проявлениях. Получив от графа Честана письмо, Стародум узнает, что тот видит своего племянника мужем Софьи. Стародуб размышляет о Милоне, которого считает достойной партией Софье. Софья же признается в своей любви к Милону. Познакомившись с Милоном, Стародум понимает, что это достойный молодой человек. Он рад, что его племянница сделала такой выбор. О лучшем он и мечтать не мог. Он благословляет данный брак.

На сцене опять женихи

Появляется Скотинин, который просит о том, чтобы Стародум благословил его и Софью. При разговоре он показывает себя глупым человеком. Стародум высмеивает его.

Г-жа Простакова интересуется, не мешают ли отдыху Стародума. Чтобы не побеспокоили гостя, она заставляет весь дом ходить на цыпочках. Она просит Стародума проэкзаменовать Митрофанушку. Митрофан показывает свое незнание. Мать же, пытаясь защитить сына, говорит о том, что он и так проживет, без наук.

На вопрос Митрофана о женитьбе, Стародуб говорит, что не бывать этому. Ведь Софья уже «сговорена за другого». Простакова же в злобе бегая по комнате, строит различные планы, как бы не дать Софье уехать.

Пятое действие, последнее

Краткий пересказ комедии "Недоросль" подходит к концу. Правдин и Стародум беседуют. Пытаются решить, как поступить с Простаковой, как бы ее злой нрав изменить. Есть решение: взять под опеку имение Простаковых с целью недопущения подобного в дальнейшем. Дальше они рассуждают о царе, о его добродетели, а впоследствии и о благонравии его подданных - дворянах.

Милон удачно отбивает Софью у Еремеевны и дворовых людей, принадлежащих Простаковой. Они хотели с помощью силы затащить Софью в карету, которая должна была отвезти ее в церковь, для венчания с Митрофанушкой.

Правдин считает, что этот поступок Простаковой дает повод пожаловаться на нее правительству. Это было бы серьезным наказанием для Простаковой. Та умаляет их пощадить ее. Милон и Стародум решают, что она - низкая особа, но жаловаться они не будут. Теперь они понимают, что ее уже не изменить. Да и Простакова тут же это доказывает: поняв, что она прощена, она решает устроить расправу над своими людьми. А все из-за того, что не смогли удержать Софью. Правдин быстро сбивает агрессивно настроенную Простакову тем, что достает бумагу об опеке над ее поместьем.

Скотинин быстро отступает, благоразумно решив, что может сам попасть "под раздачу". Правдин также отказывает Простаковой и в отсрочке, которая, по его мнению, семейству не нужна.

Развязка

Завершается наш очень краткий пересказ "Недоросль" тем, что Стародум узнает во Вральмане своего кучера, которого по его просьбе и берет обратно на службу. Кутейкин требует за свою работу денег, Цыфиркин же отказывается от своей заработной платы, так как, по его мнению, он этого не заслужил. Ведь он не смог обучить Митрофанушку. За такой благородный жест Правдин и Милон награждают Цыфиркина, Кутейкина же стыдят.

Софья, Стародум и Милон прощаются с Правдиным. Простакова же в горе бросается к своей последней надежде, сыну, но тот лишь пытается от нее отвязаться. Простакова от этого еще больше страдает. Софья даже хочет утешить Простакову, она жалеет ее. Простаков думает, что такого недоросля можно исправить только на службе, там ему будет самое подходящее место. Стародум же указывает Правдину на Простакову и говорит, что вот они, "плоды злонравия, достойные своих родителей". Так заканчивается краткий пересказ произведения "Недоросль".

Тема сегодняшнего повествования - история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини - помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей - положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка - круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин - недоучившийся семинарист. Цыфиркин - отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права - основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке - центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи - представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, - Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум - приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова - необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум - авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.