Можно ли в храме отпевать покойника. Нужно ли отпевать умершего

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю

Для чего читается «отходная»?

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв - «Канона молебного на исход души» , который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.

Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: “Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы”.

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного – Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью – Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных – лишь начало нового пути. “Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение”, – говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское - по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека – храм его души, а земная жизнь – лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют “усопшим”, потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест – символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб – бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик – предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

и заупокойный икос:

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему - подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле - посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола – кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть – не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Церковь как тело Христово, как совокупность живых и умерших во Христе, может по благодати, данной ей от Бога, молиться за усопших, приносить за них бескровное жертвоприношение (вынимать частицы из просфор на проскомидии литургии), провожать в последний путь особым чином молитв – отпеванием, служить панихиды, литии, вечерние заупокойные службы (парастасы).

На третий день по кончине умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Отпевание – это заупокойное богослужение, единожды совершаемое над телом умершего. Значение этого богослужения настолько велико, что в древности относили его к церковным Таинствам и придавали особое мистическое значение. И, действительно, кроме обычных заупокойных молитвословий, над умершим читается (обязательно священником) разрешительная молитва, в которой прощаются умершему бывшие на нем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Если молитва не прочитана священником над усопшим, а просто вложена родственниками в руку покойного, то она никакой силы не имеет и никакой роли не играет.

Кто лишается церковного отпевания

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

Священник в сомнительных случаях и при отсутствии письменного разрешения архиерея может отказаться от совершения отпевания, особенно при намеренной попытке родственников скрыть истинную причину смерти покойного. При регистрации отпевания в сомнительных случаях представитель церковного совета может ознакомиться со «Свидетельством о смерти», выданным отделом ЗАГСа.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Отпевание младенцев

Над младенцами, умершими по Святом Крещении, совершается особое отпевание как над непорочными, безгрешными, в котором Святая Церковь не молится об оставлении грехов умерших, но только просит сподобить их Царства Небесного.

Над умершими же младенцами, которые не сподобились Святого Крещения, не совершается отпевания, так как они не очищены от прародительского греха. О будущей участи младенцев, умерших без Крещения, святой Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся, ни накажутся от Праведного Судии, как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем не злы, и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как не всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Заочное отпевание

Бывают случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т.д.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. В таких случаях появилась традиция совершать так называемое заочное отпевание. Но допустимо оно только в случае крайней нужды и действительной необходимости, а не по лености и нерадению родственников умершего и не потому, что «так проще».

В последние годы, к сожалению, сложилась совершенно недопустимая практика, когда родственники усопшего приходят в храм, «заказывают» заочное отпевание и тут же уходят по своим делам. Через несколько дней (в лучшем случае) они являются «за земелькой», то есть тогда, когда их близкий уже отпет священником в полном одиночестве, когда, кроме незнакомого священника, ни одна родственная покойному душа даже и не думала молиться о его упокоении. Такое отношение к умершему показывает черствость души его родственников и полное безразличие к загробной участи усопшего. Эти качества не могут быть присущи христианину, а следовательно, такое отношение к церковной молитве за усопшего является предосудительным.

Если все же по каким-либо объективным причинам тело вашего покойного родственника не было принесено в храм для совершения над ним отпевания, нужно прийти в церковь и попросить священника совершить отпевание заочно. Для этого необходимо точно выяснить, когда и в какое время будет совершено это отпевание, для того чтобы вы смогли на нем присутствовать и усердно молиться за своего усопшего.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Несколько слов о «земельке»

В Чине отпевания нет никакого указания на освящение земли, которой священник крестообразно посыпает «мощи» усопшего перед закрытием крышки гроба, произнося при этом слова: (Пс. 23, 1).

Но этому символическому действию наши современники стали придавать магическое значение. Отношение к этой земле превратилось в дремучее суеверие, выражающееся в том, что люди, далекие от Церкви, весь смысл христианского отпевания видят лишь в получении заветной «земельки». Но главное - совершить обряд церковного погребения, чтобы молитвы Церкви исходатайствовали ему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. А сама земля никакой пользы душе усопшего не приносит.

В современной практике (ради утешения скорбящего) сложилась традиция, когда во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося все те же слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако, повторимся, на такое действие нет никаких указаний в церковном Уставе. По окончании заочного отпевания эту землю можно крестообразно высыпать на могилу усопшего, если таковая имеется: яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19).

Если же христианин был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного и таким образом символически предать его земле. Однако и это делать вовсе не обязательно.

Если же могила человека отсутствует или находится очень далеко от места проживания родственников и добраться до нее не представляется возможным, то землю после заочного отпевания брать ни к чему.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Отпевание в морге

В последние годы некоторые ритуальные агентства включают в свой набор «услуг» отпевание в морге. К этой практике нужно относиться очень осторожно.

Если по каким-то уважительным причинам не представляется возможным отпеть покойного в храме Божием, тогда в виде исключения допускается совершить отпевание усопшего на дому. И только в том случае, если и это оказывается неисполнимым, тогда необходимо узнать, где, в какой обстановке совершается отпевание в морге: есть ли для этого специально выделенная ритуальная комната, в которой находятся хотя бы иконы, панихидный столик (канун), подсвечники. Зайдите в эту комнату, убедитесь, что в ней подобающая обстановка.

Затем обязательно узнайте имя и фамилию священника, который обычно отпевает покойников в этом морге: настойчиво поинтересуйтесь, в каком храме он служит, и затем обязательно обратитесь в тот храм, чтобы убедиться, действительно ли названный вам священник - штатный клирик этого храма, а не ряженый самозванец или священник, запрещенный в служении.

Если у вас закрались какие-то сомнения, договоритесь с администрацией морга и пригласите знакомого вам священника из храма, прихожанином которого вы являетесь.

Но все же - приложите все усилия для того, чтобы отпеть вашего дорогого усопшего в церкви.

О кремации

«Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 17, 19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3,16–17)».

Однако в корне неверно считать, что кремированные люди не воскреснут на Суд Божий! «Господь Иисус Христос, говоря о последнем Страшном Суде, который определит участь человека в Вечности, указывает на возвращение к жизни всех когда-либо умерших людей: Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32). Все народы - это все люди, когда-либо жившие на земле: и верующие, и атеисты, и праведники, и грешники, и жившие до Рождества Христова, и наши современники,- абсолютно все.

Христос прямо говорил: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Это означает, что однажды созданная Богом сущность (человеческая жизнь) не может быть уничтожена, а образ Божий, носителем которого является каждый человек, это и образ Божественного бессмертия.

Догмат о Всеобщем воскресении является основным вероучительным положением христианства. В Символе веры, окончательно принятом на II Вселенском Соборе, этот догмат выражен словами: “Чаю воскресения мертвых”».

Поэтому необходимо сказать, что кремация - это грех тех, кто решился на нее; однако душе усопшего она повредить не может. И Церковь не отказывает в отпевании тех почивших, которые впоследствии будут кремированы, или которые уже подверглись кремации.

Напутствие христианина перед смертью

«Во всех делах твоих помни о конце твоем»,- говорит Библия (книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 7, стих 39). Поэтому православные христиане, памятуя о том, что земная жизнь наша временна, а цель ее — достойно соединиться со Христом в Царстве Небесном, стремятся чаще исповедоваться в грехах и причащаться Святых Христовых Тайн. В особенности необходима исповедь и причастие людям, стоящим на пороге вечности.
К умирающему или тяжело больному православному христианину вызывают из храма священника для совершения Таинств исповеди, причащения и елеосвящения (соборования). Важно совершить елеосвящение, т. к. во время этого Таинства человеку прощаются все его невольные грехи, совершенные по незнанию или в которых он забыл покаяться на исповеди (но только не утаенные намеренно).
Если ваш родственник или знакомый тяжко болен, то надо попросить у него прощения и простить ему все, чем он нас обидел или согрешил против вас. Постараться облегчить его страдания и не роптать на его немощь, чтобы он со спокойной душой и в мирном духе отошел ко Господу.
Благоразумно поступают родственники, которые заблаговременно заботятся о христианском напутствии болящего или престарелого. Если болезнь затянулась, то Таинства Исповеди, Причащения и Соборования нужно повторить не единожды.
Очень важно для умирающего последнее напутствие священника, т. к. через Таинство Священства от первых апостолов передается право разрешать грехи кающимся. Апостолам это право дал Сам Христос: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Нельзя откладывать Причащение до самого последнего момента, когда умирающий уже не способен ни слышать слов молитв, ни сказать слов покаяния, а то и вовсе отходит в мир иной, не дождавшись христианского напутствия. Родственники больного, умирающего без Святого Причастия, берут на свою душу большой грех.
К сожалению, существует предрассудок, что причащение больного — признак близкой смерти. Забывается при этом, что час смерти в руках Божиих и что Святое Причастие мы принимаем не только «во исцеление души», но «и тела», и люди верующие нередко выздоравливают после причащения или страдания умирающего значительно уменьшаются, ибо Церковь молится «о безболезненной кончине человека».
Умирающему или тяжело больному нужно ежедневно давать просфору и святую воду натощак, заказывать о его здравии молебны, подавать записку с его именем на литургию. У его постели можно читать акафисты, Псалтирь с поминовением его о здравии на «Славах».
Христианское напутствие помогает человеку отойти в мир иной со спокойной душой и очищенной совестью. Родственники больного должны помнить, что последними часами жизни умирающего во многом определяется вся его загробная участь: в чем застал Господь человека, в том и будет судить. Не лишайте ваших близких возможности достойно подготовиться к переходу в иную жизнь!

Кончина человека

Если положение больного безнадежно, то при явных признаках приближающейся смерти священник читает отходную молитву — «Канон молебный при разлучении души от тела» или более полно он называется «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Родственники сами могут прочитать этот канон, если невозможно пригласить священника, кроме чтения «молитвы, от иерея глаголемой на исход души», которая находится в конце канона. Этот канон читается «от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати» и имеется в православных молитвословах. Чтение канона мирскими людьми начинается возгласом: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас», затем следуют предначинательные молитвы: «Трисвятое», «Пресвятая Троице», ‘»Отче наш» и далее по молитвослову.
При чтении канона возжигается свеча и лампадка перед домашней святой иконой. Если дома иконы нет, то нужно обязательно приобрести в храме иконы Спасителя и Божией Матери. Для умирающих младенцев (детей до семи лет) из-за отсутствия грехов, перечисляемых в каноне, которые несвойственны им по малолетству, канон не читается. Кроме канона при разлучении души от тела еще существует «Чин, бываемый на разлучение души от тела, когда человек долго страждет».
По свидетельству святых отцов, душа человека при выходе из тела испытывает чувство томления и страха, т. к. встречает она при этом не только Ангела-Хранителя, данного ей при Святом Крещении, но и духов злобы (бесов). Вид бесов так ужасен, что душа трепещет при виде их. Чтением отходной молитвы мы укрепляем душу умирающего и просим Господа и Пресвятую Богородицу мирно разрешить ее от земных уз и принять в вечные обители со святыми.
Как ужасна участь некрещеных людей, а, следовательно не имеющих Ангела-Хранителя, остающихся наедине с духами злобы. Жестокосердны и обряды погребения неправославных христиан, не признающих молитв за умерших, и оставляющих без молитвенной поддержки томящуюся и трепещущую душу усопшего брата.
Страшно душе в преддверии Божиего суда, на котором придется отвечать за свои грехи, ибо «нет человека, который бы не грешил»; страшно и одиноко, т. к. вместо покаянных молитв братья по вере в это время радостно поют песни из «гуслей», наивно полагая, что любой верующий во Христа сразу же попадает в райские обители.

Приготовление усопшего к погребению

Умерших мы именуем усопшими, то есть уснувшими. Называем их мы так по нашей христианской вере, что души после смерти не уничтожаются, не исчезают в небытии, а отлучаются от тела и переходят из этой жизни в другую — загробную. Там пребывают они после частного суда по делам земным в приличествующем им месте до Страшного суда Божия, когда по слову Господа души всех умерших людей воссоединяться с телами и воскреснут. И тогда окончательно определится участь каждого: праведные наследуют Царство Небесное, блаженную вечность с Богом, а грешные — вечное наказание.
Историческое обоснование погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По примеру благочестивой древности и в настоящее время погребение предваряется совершением различных многозначительных символических действий.
Тело усопшего омывают теплой водой, чтобы предстал он перед Богом по воскресении в чистоте и непорочности. При омовении читают «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй». Возжигается лампадка или свеча и горит до тех пор, пока в доме находится покойник. После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды — по званию и служению его, на усопшем обязательно должен быть нательный крестик. Омовение обычно совершают люди старшего возраста, а если таковых нет, то омыть тело усопшего может любой из родственников, за исключением женщин, находящихся в данный момент в естественной нечистоте. Обычай указывает, что в омовении тела женщины участвуют только женщины. Если известно, что почивший был монахом (монахиней) или священнослужителем, то надо о его кончине сообщить в храм.
Тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом — саваном. Затем умершего покрывают особым освященным покровом (погребальным покрывалом), на котором изображены крест, лики святых и молитвенные надписи. Все это означает, что умерший оставался верным Богу и теперь остается под покровом Божиим.
Глаза должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают, чтобы развязать перед последним прощанием. В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери. На лоб умершего возлагают венчик — полоску бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Изображения эти обрамлены надписью «Трисвятого». Венчик, символизирующий соблюдение веры усопшим христианином и совершение им христианского жизненного подвига, возлагается в надежде, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец. Как правило, венчик отпечатан на одном листке с разрешительной молитвой. После приобретения молитвы-венчика в храме венчик отрезается ножницами (после отпевания листок с молитвой будет вложен в руку почившего).
Перед положением усопшего во гроб тело его и гроб окропляют святой водой, причем гроб окропляют извне и изнутри. В гроб покойного полагают лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам. Вокруг гроба возжигают четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на уровне скрещенных рук. Возженные свечи вместе изображают крест и символизируют переход умершего в Царство Истинного Света.
Из-за потери православных традиций во многих семьях следует остерегаться различных суеверий, связанных с покойником — таких, как занавешивание зеркал, убирание вилок, оставление части блюд во имя усопшего за поминальным столом или стакана с водой (а еще хуже с водкой) перед его портретом и т. п. Все эти суеверия никакого отношения к православию не имеют!

Как молиться о человеке в первые дни после смерти

Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «последование по исходе души от тела». Это последование положено читать священнику, для чего он призывается в дом умершего. Если таковой возможности нет, а на практике так часто и бывает, то последование могут прочитать ближайшие родственники и знакомые. Опускаются при этом начальный возглас и начальные молитвы иерея, сугубая ектенья «Помилуй нас, Боже…», молитва иерея «Боже духов и всякия плоти…» а также заключительный отпуст, которые по Уставу Церкви произносят только священнослужители. Читать канон мирянам следует с предначинательных молитв: «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», затем 12 раз «Господи, помилуй», 90 псалом и далее по порядку. Заканчивается канон молитвой «Помяни, Господи, Боже наш…» с упоминанием имени усопшего. Эту молитву читают также при последующем чтении Псалтири после каждой «Славы». Если человек умер не дома и, тела его дома нет, то в час сообщения о смерти все равно нужно прочитать этот Канон и далее читать Псалтирь.
Если смерть наступила в Пасхальную неделю (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели — Радоницы), то помимо «Последования по исходе души от тела» читается Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом покойного вплоть до его погребения. Псалтирь нужно читать сразу по кончине, если даже тело усопшего находится вне дома. Псалтирь читается и в дальнейшем в молитвенную память о почившем в дни поминовения, а особо усиленно в первые сорок дней по кончине.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Именно Псалтирь воспроизводит все многообразие движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше сердце. Чтение Псалтири — молитва Господу об усопшем — утешает скорбящих о почившем и возносит молитвы о нем к Богу. Псалтирь разделена на 20 больших частей — кафизм (от греческого слова «кафизо» — «сижу», что означает возможность сидения при чтении Псалтири). Каждая кафизма делится на группы псалмов, отделяемых словом «Слава».
Если Псалтирь читает мирянин, то чтение начинается с прошения «Молитвами святых отец наших…», затем предначинательные молитвы: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш» и далее по порядку. Каждая кафизма начинается молитвословием: «Приидите, поклонимся Царева нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем самому Христу, Цареви и Богу нашему». Затем читаются псалмы до слова «Слава», что означает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». На каждой «Славе» читается молитва «Помяни, Господи, Боже наш…», находящаяся в конце «Последования по исходе души от тела» с упоминанием имени усопшего. Затем продолжается чтение псалмов до следующей «Славы». По окончании кафизмы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах.
Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели — Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, так как Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают читать Псалтирь в третий день по кончине ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых. Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы» (С. Булгаков «Настольная книга священнослужителя» т. 2 стр. 1295). Если ко гробу умершего приглашен священник, то он совершает заупокойное богослужение — литию или панихиду.
В первый же день нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать сорокоуст — поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. Сорокоуст заказывается в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно. В тех местах, где таких церквей поблизости нет, сложилась практика поминать усопшего в течение сорока Божественных литургий. Если рядом несколько храмов, то можно и в них подать записки с именем усопшего на Божественную литургию. Делать это можно и даже нужно еще до отпевания и погребения.
Усопшие, со дня кончины которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными.
В некоторых церквях существует правило сорокоуст по усопшим заказывать лишь после отпевания. В таком случае нужно в первые дни до отпевания подать заказную записку о упокоении души усопшего, а в сам день отпевания заказать сорокоуст. Не следует забывать заказывать сорокоуст и в дальнейшем.
Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники, друзья, знакомые. И, в большинстве случаев, подойдя ко гробу, не находят нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным знамением, прочитать следующие краткие молитвы:
«Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная»
или:
«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».
При смерти женщины в молитвах соответственно читается «душу рабы Твоей новопреставленной (имя)», вместо «его» — «ея», вместо «ему» — «ей».
Необходимо попросить прощения у почившего и простить ему все обиды.

Вынос тела

За час-полтора перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома, обращая лицо покойного к выходу, т. е. ногами вперед (в таком положении гроб несут всегда). При этом провожающие поют «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». Существуют суеверие, что близкие родственники не должны нести гроб. Это неверно. По церковным правилам гроб с телом несут близкие родственники и друзья. Исключение существует только для священников, которые не имеют права нести гроб мирянина, кем бы он им ни приходился. Если в похоронной процессии участвует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь, ведущий пасомых в последнюю обитель.
В некоторых местностях существует странный обычай класть в гроб с покойным горсть земли, расположенной рядом с домом, якобы для того, чтобы душа усопшего успокоилась и не тревожила близких. Делать этого не нужно. Не земля успокаивает душу усопшего, а наша молитва о нем.
Довольно распространено также поверие, что до 40 дней нельзя ничего раздавать из вещей покойного. Это неверно. Наоборот, в течение 40 дней (до частного Суда Божьего, на котором решается участь души усопшего) нужно усиленно творить милостыню, а раздача одежды нуждающимся — один из видов ее.
Распространенное мнение, что после выноса покойного в квартире необходимо сделать ремонт, не что иное, как обычное поверие, неправославное. Ремонт в своем жилище — личное дело живущих в нем, но к покойному это не имеет никакого отношения. Суждение, что во время нахождения в доме гроба с покойным нельзя мыть и подметать полы, также является предрассудком.
Поскольку в православных богослужениях не используются музыкальные инструменты, то и для похорон православного христианина нельзя приглашать оркестр. Если покойного везут на транспорте, то как положат гроб — ногами вперед или головой — принципиального значения не имеет.

Церковное отпевание

На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств это может быть второй, четвертый или иной день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Отпевание — это заупокойное богослужение, которое совершается ради умершего однажды, в отличие от панихид и литий, которые могут совершаться многократно.
Отпевание (и вообще любое церковное поминовение) не совершается при погребении некрещеных, т. е. тех, кто не принадлежит Церкви. Родные и близкие сами молятся за них в домашних молитвах, подают ради них милостыню, каются на исповеди, что не содействовали их Крещению. Не отпеваются также инославные (люди неправославной веры), а также крещенные, но отрекшиеся от веры, ведущие до кончины богоборческую жизнь или завещавшие при жизни не отпевать их в случае смерти.
Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев, например, при невменяемости того, кто покончил с собой, но и то лишь по благословению правящего архиерея, для чего на его имя пишется прошение с подробным указанием причины смерти и предъявлением справки от врача, если человек был душевнобольным. В прошении не нужно искажать факты в целях оправдать самоубийцу: если вы получите разрешение на отпевание обманным путем, то покойному это не поможет, на вас же ляжет серьезный грех.
Не отпеваются также мертворожденные или убитые во чреве младенцы, т. к. они не были приобщены к Церкви через таинство Крещения. Бытующее мнение, что в храме нельзя отпевать женщин, умерших при родах или во время 40 дневного послеродового очищения, неверно.
Умерших от инфекционных заболеваний в храме не отпевают. Это можно сделать в доме умершего или на месте погребения. Самое же приемлемое в данном случае — отпеть почившего заочно.
В некоторых церквях отказываются отпевать опившихся вином и женщин, умерших от аборта, приравнивая их к самоубийцам. Это неверно. Церковь приписывает отпевать таких людей, если нет оснований считать, что совершено это ими намеренно, с целью лишения себя жизни. От родственников же погибших в данном случае требуется усиленная молитва, т. к. их близкие умерли во грехе без покаяния.
Перед внесением гроба в храм у покойного развязывают связанные руки и ноги, гроб заносят ногами вперед. В церкви тело усопшего ставится лицом к алтарю, т. е. ногами на восток — к алтарю, головой — к западу.
При совершении чина отпевания родственники и близкие стоят у гроба с возженными свечами и усиленно молятся вместе со священником. Если в храм для отпевания привозят сразу нескольких покойных, это не должно смущать их родственников. Лучше совершить полноценное отпевание без спешки сразу нескольких почивших, чем торопливо, из-за отсутствия времени, одного. Не должно смущать близких и перечисление вместе с именем отпеваемого и других имен усопших, для которых было заказано заочное отпевание.
После возглашения «Вечной памяти» по усопшему читается разрешительная молитва. Поскольку человек, несмотря на множество грехов, не перестает быть «образом славы Божией», Святая Церковь молит Господа по Его неизреченной милости простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. Разрешительной молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению (но только не те грехи, в которых он не раскаялся намеренно или из-за чувства ложного стыда) и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в руки усопшего его родными или близкими.
Провожающие усопшего в последний путь, потушив свечи, обходят гроб с телом, совершают крестное знамение с поклоном, просят у почившего прощения за причиненные обиды, целуют венчик на лбу и икону, расположенную на груди.
После прощания икона из гроба вынимается (в некоторых местностях принято оставлять икону в гробу), проверяется, развязаны ли руки и ноги, тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей (погребальный крест, венчик и разрешительная молитва остаются в гробу с покойным). Если умерший перед смертью соборовался, и от Таинства Елеосвящения остался елей (масло), то он также, как и земля, крестообразно, выливается на тело покойного. После этого гроб закрывается крышкой, после чего уже не открывается. В некоторых местах существует обычай оставлять в храме иконы, вынутые из гроба, до исполнения 40 дней по кончине, затем родственники забирают их домой. Во избежание недоразумений, которые часто при этом возникают, лучше от этого воздержаться.
Выносят гроб из храма лицом к выходу (ногами вперед). При этом поется ангельская песнь «Трисвятое».

Заочное отпевание

Если случается так, что нет возможности ни отвезти покойного в храм, ни пригласить священника на дом, совершается заочное отпевание. Родственники усопшего, предоставив свидетельство о смерти, заказывают отпевание в ближайшей церкви. Отпевание совершается в день похорон. Заказывать заочное отпевание на дни, предшествующие погребению, нельзя. После чина отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола.
Дома умершему в правую руку кладут разрешительную молитву, на чело возлагается венчик, а после прощания на кладбище тело его, закрытое покрывалом, как и в церкви крестообразно посыпается землей — с головы к ногам, с правого плеча на левое.
Если же к этому времени покойный уже погребен, то землею с панихидного стола также крестообразно посыпается могила. Сделать это можно либо в этот же день, либо в ближайшие дни.
Если по каким-либо причинам погребение было совершено без церковного отпевания, то заочное отпевание можно заказать и через несколько дней. Иногда случается, что отпевают покойного по прошествии нескольких лет. В таких случаях землею с панихидного стола посыпают могилу покойного. Мнение, что эту землю нельзя заносить домой — суеверие, недопустимое по отношению к земле, освященной церковной молитвой.

Погребение

В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь перед зарытием могилы бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле, памятуя Божие определение «яко земля еси — в землю отыдеши» (Бытие, глава 3, стих 19). Не следует бросать в могилу деньги, это грех язычества. Необходимо, по мере возможности, избегать кремации (сжигания останков), т. к. это нарушение христианских традиций.
Надгробный крест, памятник с крестом устанавливают в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест. Украшать надгробие портретами усопшего — обычай неправославный.
Погребальные полотенца, на которые гроб опускается в могилу либо вынимаются, либо остаются в могиле.
В некоторых местностях сложился обычай при похоронах разрезать погребальные полотенца и раздавать присутствующим. Обычай этот чисто бытовой, к православию отношения не имеет, но и языческим не является, потому никого не должен смущать. Разрезанные полотенца используются в домашнем хозяйстве в память о покойном.
Погребение не совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

Поминальная трапеза

В православной традиции вкушение пищи — продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни. После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие, т. е. поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся. Древнехристианские поминальные трапезы постепенно преобразовались в современные поминки, которые устраиваются в 3-й день по кончине (день похорон), 9-й, 40-й дни и в другие дни, памятные для умершего (полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего).
К сожалению, современные поминки мало напоминают православные поминальные трапезы и больше похожи на языческие тризны, которые устраивали древние славяне до их просвещения светом христианской веры. В те дремучие времена считалось, что чем богаче и пышнее проводят умершего, тем веселее он будет жить в мире ином. Чтобы на самом деле помочь душе, отошедшей к Господу, нужно достойным образом, по-православному, организовать поминальную трапезу:
1. Перед трапезой кто-либо из близких читает 17 кафизму из Псалтири (17 кафизма включает в себя 118 псалом). Кафизму читают перед возженной лампадкой или свечой.
2. Непосредственно перед едой читают «Отче наш…».
3. Первым блюдом отведывают коливо или кутью* — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме. Зерна служат символом воскресения: чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего Воскресения восстать нетленным для будущей жизни. Мед (или изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном

* Кутья есть видимое выражение уверенности живых в безсмертии усопших, в воскресении их и блаженной, через Господа Иисуса Христа, вечной жизни.

4. На поминальном столе не должно быть спиртного.
Обычай употреблять спиртное — отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие есть веселие души» и после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходи из нашего сердца и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались — поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями. А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких. И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что по сравнению с этим осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?
Исключите спиртное из поминального обеда, а вместо расхожей атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом», помолитесь кратко:
«Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».
Для женщин:
«Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя) и прости вся согрешения ея, вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.
5. Не нужно убирать со стола вилки — в этом нет никакого смысла. Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества. Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь. Но главное — наша жизнь и смерть зависят не от каких-либо примет, а находятся в руках Божиих.
6. Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.
7. Если поминки пришлись на время Великого Поста, то в буднии дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое встречное поминовение. Делается это потому, что только в эти дни (субботу и воскресенье) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого и за проскомидией вынимаются частицы за усопших и совершаются панихиды.
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются лишь самые близкие родственники.
8. Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую Седмицу (первую неделю после Пасхи) и на первый понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи, в дни же поминовения полезно читать Пасхальный канон.
9. Заканчивается поминальная трапеза всеобщей благодарственной молитвой «Благодарим Тебя Христе Боже наш…» и «Достойно есть…».
10. Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники. Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

Отпевание и панихида - в чем разница? Отпевание - молитва для напутствия и проводов людей в иной мир единожды. Как проходит отпевание, для чего оно нужно?

Смерть и отпевание умершего… Вопросы священнику о смерти

Каждый православный христианин должен понимать важность молитвы за умершего. Ведь ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой!


Смерть родителей и родственников, друзей и близких - трагедия, через которую рано или поздно приходится походить каждому. Важно пережить период горевания, впустив печаль в свое сердце, но не дав отчаянию поглотить себя. В этом человеку помогает вера в Бога и вечную жизнь после смерти. Господь сделает вашу печаль по незабвенным близким светлой, когда вы обратитесь к Нему в домашней молитве или заказав молебен за умершего в храме. Вы можете молиться о прощении грехов усопшего, о помощи ему и за гробом.



Отпевание и панихида - в чем разница

Отпевание - это молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в иной мир. «Отпевание» по сути – разговорное, народное название, данное потому, что большая часть молитв над гробом поется (для этого приглашается церковный хор). По церковному Уставу название отпевания – «последование мертвенное».


Проведение отпевания совершается над тем человеком, который принадлежал Православной Церкви. Его значение в том, чтобы родные и близкие люди собрались для проводов его «в путь всея земли».


Панихида - заупокойное чинопоследование, но не отпевание. На нем с молитва поминаются умершие, просится им милосердие Божие, прощение грехов и жизнь вечная.



Зачем отпевать человека

Молитва об умершем близком человеке - долг любви верующего христианина. Предание Церкви говорит, что усиленно молиться за усопшего нужно в первые сорок дней после кончины: в это время человек проходит воздушные мытарства, то есть узнает, какие грехи он совершил в жизни, и судится Богом по ним. Затем Ангел-Хранитель, приставленный к каждому человеку после Крещения, водит его по раю и аду. На сороковой день душа получает определение места своего пребывания до Страшного Суда.


Все это время вы своей молитвой и милостыней за усопшего можете помочь ему пережить мытарства и обрести обитель спокойную. Если человек не был крещен - тоже не унывайте, молитесь о нем усерднее. Есть особые молитвы для самых близких: вдовы об ушедшем муже, прошение детей об умершем родителе или родителях.



Виды церковных заупокойных богослужений

Отпевание совершается над новопреставленным до погребения, сразу после него служится панихида. Она совершается затем на третий, девятый, сороковой день. Отмечаются панихидой и годовщины смерти, дни рождения и именины.


Кроме особых, существуют общие панихиды и панихиды по всем усопшим христианам - Вселенские. Совершаются общие и Вселенские панихиды в особо выделенные Церковью дни. Родительские субботы - это дни, когда каждый православный христианин может особо помолиться за своих близких умерших. Русской Православной Церковью установлено семь таких дней в году.


Завершающая часть панихиды - лития. В переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление.


Литию как усердную молитву можно служить трижды в день похорон:


  • при выносе тела из дома;

  • на кладбище во время похорон;

  • перед поминками;

  • а также в любое время на кладбище и дома перед иконами.

    Текст и чин заупокойной литии, которую может совершить самостоятельно каждый верующий мирянин дома и на кладбище, можно читать самому на русском языке.


Гражданская панихида - официальная церемония, не связанная с Церковью. Можно сопоставить ее с гражданским браком в ЗАГСе и венчанием. Такую панихиду проводят для известных людей, чиновников и общественных деятелей, артистов и музыкантов, писателей и прочих.


Она может включать почётный караул, публичные речи, митинги, возложение венков и букетов ко гробу и в гроб, даже салют.


Иногда гражданская и церковная панихида совмещаются, то есть сначала идет часть гражданская, затем отпевание, потом возложение цветов и речи.



Отпевание на кладбище

Отпевание может быть совершено священником и над могилой умершего.


Могила и памятник умершего - долг любви и уважения к нему. Издревле на поминальные дни люди приходили, чтобы привести в порядок могилы своих близких. Крест или памятник обычно ставится в ногах покойного, чтобы лицо его было обращено к Распятию. Если вы хотите заказать памятник не в виде креста - пусть на нем тоже будет выбит, выгравирован или нарисован Крест, сила которого будет охранять умершего.


Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.


Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего.



Все традиционно принятые в обществе вещи: достойный гроб, хорошее место на кладбище, поминки по всем правилам, дорогой памятник - материальны. Они призваны, скорее, отдать дань уважения усопшему и избавить его родных и близких от чувства вины, в той или иной мере остающегося у живых. Всегда кажется, что при жизни мы недодали человеку внимания и любви, так хотя бы после смерти отдадим долг памяти.


Все это необходимо. Но нужно не забывать и о долге духовном. Это молитвы за усопшего, которые вы читаете дома сами и заказываете в храме.



Значение отпевания для души умершего

Ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой! Традиционно подают милостыню нищим и подаяние в церковную кружку «на храм», мысленно молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…»


Боритесь с горечью потери молитвой. Нужно пережить период горя, однако молиться о человеке лучше сразу по его уходе в небесные обители. Конечно, нужно выплакаться, слезы немного облегчат боль, но не тоните в жалости к себе и одиночестве. Действуйте: сейчас нужна ваша помощь душе усопшего.


Дома можно молиться и за самоубийц - увы, человек добровольным уходом из жизни отказался от милости Божией о нем, поэтому Церковь не может поминать его в молитве за богослужением. (Отметим, однако, что по особому благословению правящего архиерея человек, совершивший самоубийство в признанном душевном помрачении или заболевании, ради близких или ради спасения кого-то от смерти Церковью поминается, его загробная участь может быть мирной).


Молясь обо всех умерших близких, вы можете читать их имена по помяннику. Это блокнот небольшого размера, обычно продающийся с заголовком «Помянник» в церковной лавке, куда вписываются имена людей, о здравии и об упокоении которых вы молитесь. Есть благочестивая традиция вести семейный помянник и передавать его из поколения в поколение: так сохраняется память семьи.


Молитва об усопшем, как и любая другая, читается со вниманием, осознанием слов молитвы - это не механический заговор, но общение с Богом, просьба к Нему за близкого человека. Молиться лучше в уединении, но можно и читать молитву онлайн в транспорте или на работе - это не грех, лучше так, чем не читать молитву вовсе, просто старайтесь больше концентрироваться.



Как заказать очное и заочное отпевание

Нужно подойти в церковную лавку и попросить заказать отпевание. Имя усопшего запишет сам сотрудник лавки.


Отметим, что отпевание, молебен за упокой души и панихида - разные богослужения. Уточните, что вы хотите именно отпевание.


Также скажите, очное или заочное отпевание вы просите заказать: заочно отпевают не над гробом.


Также можно подать записку на Литургию - на проскомидию или на Евхаристию. При подаче записки на проскомидию вам дадут просфору с вынутыми из нее кусочками, а при подаче записки на ектению имена будут прочитаны в центре храма. По сути, записки на проскомидию имеют значение более сильной молитвы, но различие сделано по цене - ведь есть бедные люди, которым нужно экономить и на просфорах, они и подают списке только на ектению.


Проскомидия совершается только за Божественной литургией, которая служится обычно по утрам. По сути проскомидия - приготовление к Литургии. В этом повседневном богослужении и самом его событии - Таинстве Причастия - заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.


Причащайтесь сами и подавайте записку о вашем дорогом умершем на Литургию.



Можно ли отпевать на сороковины

Поминальную молитву на сороковины проводят потому, что, по преданию, душа усопшего в этот день получает свое постоянное место пребывания по смерти - в райских обителях или в аду.


Однако отпевание усопшего, то есть его проводы в иной мир, совершается только один раз. Вы можете отпеть человека заочно, но также только один раз. Если же не отпевали ранее - можно отпеть на сороковой день, но лучше не затягивать это. Также в сороковины вы можете совершить панихиду, литию, подать записку на Литургию в храм об усопшем.


Предание Церкви говорит, что усиленно молиться за усопшего нужно в первые сорок дней после кончины: в это время человек проходит воздушные мытарства, то есть узнает, какие грехи он совершил в жизни, и судится Богом по ним. Ангел-Хранитель, приставленный к каждому человеку после Крещения, водит его по раю и аду. На сороковой день душа получает определение места своего пребывания до Страшного Суда.


В первые же сутки человек проходит испытания, на которых темные духи, бесы, показывают человеку, какие грехи он совершил и в каких не раскаялся. Грехи можно смыть лишь при жизни искренним покаянием в Таинстве Исповеди.


Увидев свои грехи, человек не попадет сразу в рай или ад. О нем должно состояться временное Божие решение - где он будет пребывать до Страшного суда, и в это время ему могут помочь молитвы живых людей. Человек увидит Престол Божий и Господа во время этого решения.


Затем Ангел-Хранитель сопровождает человека, показывая ему райские обители до 9 дня после смерти. Потом человек путешествует по обителям ада до 40 дней и наконец остается в обители, которую отвел ему Господь.


Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.



Молитва дома об умершем

Заказать отпевание умершего в храме - не значит забыть о поминании его. Ежедневно в течение 40 дней после смерти человека и в дни его памяти читайте, кем бы ни приходился вам ваш близкий усопший человек, такую молитву:


«Упокой, о Господь, души усопших рабов Твоих: моих родителей, родственников, благодетелей (имена их - лучше по помяннику, чтобы никого не забыть) и всех православных, прости им все грехи, сделанные по умыслу или случайно, посели их в Царстве Твоем Небесном».


Или ту же краткую молитву:


«Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».


Когда не хватает времени: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего»



«О Господь и Бог наш, не забудь скончавшегося в вере и надежде на жизнь вечную раба (рабу) Твоего (Твою) (имя). Ты Господь Благой и Любящий всех людей, ты прощаешь грехи и разрушаешь ложь, прости и забудь все его грехи и ошибки, случайные и умыслом сделанные, избавь от мук вечных и адского пламени, подай ему причастие и радость Твоих вечных радостей, приготовленных для всех, любящих Тебя. Если он (она) и грешил - не отступал от Тебя, верил без сомнений в Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Святую, Тебя, Господа во Святой Троице Единого и прославляемого, и до своего последнего вздоха исповедовал (а) православно Троицу Святую.
Будь милостив к нему (ней), вознагради хотя бы за веру вместо дел, со всеми святыми Твоими, как Щедрый Бог, упокой: ведь нет человека, прожившего жизнь и не согрешившего. Ты, Господи, он Безгрешен, правда Твоя - Истина во все века, только Ты - Бог милости и щедрости, Тебе все мы, живые и усопшие, да воздадим вечную славу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь».


Молитва об умершем близком человеке - долг любви верующего христианина. Старайтесь не унывать: выплескивайте горе в слезах, в общении, но не забывайте про молитву.


Помочь усопшему и за гробом вы можете


    Ежедневным чтением молитв, которые будут приведены в конце статьи, посещением богослужений с молитвой об усопшем и о своей душе.


    Заказом богослужений в храме: отпевания, заочной панихиды, сорокоуста об упокоении.


Милостыней за упокой души. Это значит, что вы жертвуете свои материальные средства или время в помощь другим людям. Вы можете не просто подавать деньги нищим - тем более, что сейчас всем известно, насколько выпрашивание милостыни стало бизнесом, - а жертвовать деньги в детские дома, хосписы, дома престарелых, благотворительные фонды. Можете про себя говорить или писать, отдавая деньги: «На помин души (за упокой души) (имя)». Кроме того, вы можете некоторое время побыть волонтером одной из благотворительных организаций. Это будет ваш труд для души умершего.


    Если человека похоронили и вы не успели отпеть его, попросите священника приехать на кладбище для отпевания или закажите заочную панихиду: обычно она совершается после утреннего богослужения в каждом храме, на ней поминаются все, за кого подали записки на панихиду в этот день (то есть это не индивидуальное богослужение). Панихиду совершают перед кануном - это небольшой столик-подсвечник, который легко узнать по Кресту с изображением распятого Христа над ним (в некоторых храмах он большой, в человеческий рост). Перед панихидой «на канун» принято приносить жертву за усопшего на храм - это любые продукты, кроме мясных и скоропортящихся; алкоголь не приносят, кроме церковного вина - кагора. Их ставят на обычный столик рядом с кануном.


    Не забывайте при посещении богослужений или просто зайдя в храм помолиться в свободное время ставить на канун свечу с молитвой: «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».


    Сорокоуст об упокоении - это поминание человека за Божественной литургией в течение 40 дней. Можно заказать поминовение на полгода или год.


    Жертвой на кирпичи для строящегося храма. В каждом городе существуют строящиеся церкви, нуждающиеся в средствах. Придя в приход такого храма (обычно при нем стоит маленький деревянный храм, где принимают и записки, и пожертвования), попросите, чтобы у вас приняли пожертвование на именной кирпич, если это возможно. Имя вашего родного человека напишут на кирпиче, который встанет в стену храма, а в самом храме на богослужениях будут всегда поминать вашего усопшего.


    Вечное поминовение. Обычно такую просьбу исполняют в монастырях: об упокоении вашего родного человека будут молиться за каждой Божественной литургией до конца времен. Старайтесь не унывать: выплескивайте горе в слезах, в общении, но не забывайте про молитву. Даже врачи доказывают: это лучшее психологическое средство от горевания. Молитва - не просто беседа с психологом или аффирмация; это общение с Господом, лучшим Врачом и Утешителем. Что невозможно человеку - преодолеть горе безболезненно, без вреда здоровью - то возможно Богу. Только Он может благодатью Своей помочь и вашему близкому усопшему, и вам обрести надежду и радость. Молитва поможет вам понять, что жизнь не только скоротечна и может завершиться внезапно, но что она имеет смысл в вечности. Нужно и самому готовить свою душу, ценить жизнь и близких людей, не творить зла и несправедливости.



Отпевание и поминки - до или после

Стоит, в первую очередь, отдать долг молитвенной памяти усопшему, а затем озаботиться верным проведением поминального мероприятия. Поминают после погребения, а отпевания лучше совершить перед погребением - очное или заочное.


Лучше, если организовать все поминальные мероприятия по следующему расписанию:


  • Отпевание сразу после того, как сотрудники ритуального агентства выдали гроб;

  • Похороны - на кладбище можно также совершить самостоятельное чтение литии и возложить венки и цветы на могилу, живые или искусственные;

  • Также можно на могиле зажечь лампаду - свечу в стеклянном фонаре, которые продаются на кладбищах и в храмах;

  • Дома можно собрать желающих помянуть близкого человека на застолье, но без большого количества спиртного;

  • Можно поставить неподалеку от стола фотографию умершего в траурной рамке и положить перед ней два цветка;

  • Во время застолья завершением традиционных тостов могут стать слова «Вечная память» и «Царствие Небесное ему/ей», пьют при этом, не чокаясь.


Календарь памяти усопших в Церкви

В особо установленные Церковью дни стараются поминать усопших молитвой.


    Вселенские родительские субботы: Троицкую (за неделю до праздника Святой Троицы) и Мясопустную (за неделю до начала Великого поста) - Церковь поминает в этот день всех крещеных христиан от начала времен, даже забытых наших предков и родных. В эти два дня совершаются особые богослужения - вселенские панихиды. Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены для поминовения дорогих нашему сердцу людей.


    Поминальные субботы Великого поста.


    Годовщины смерти.


Если вы не можете посетить кладбище - обязательно посетите храм.


    Также есть праздник Радоницы. Это день особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели - второй недели после Пасхи. В Фомино воскресенье православные вспоминают, что воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть. Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью.


    А еще единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату, и установлен Церковью недавно - 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после Литургии в храмах совершают панихиду обо всех воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.



Греховные обычаи, связанные с похоронами и погребением

Отпевание и панихида - не заговор об изменении жизни. Это молитва Церкви, через которую Господь подает вам благодатную помощь, указывает истинный путь.


    Нет особого смысла в том, чтобы непременно заказать богослужения - панихиду, например - в трех церквях. Отпевание заказывают только единожды. А панихиду в поминальные дни лучше заказывать в ближайшем храме и чаще посещать утренние Литургии, когда будут поминать вас или вашего близкого человека, причащаться.


    Панихида не «очистит энергетику». Молитва - обращение к Богу здесь и сейчас. Церковь будет молиться о помощи Божией вам, о том, чтобы воля Божией действовала в вашей жизни. Ведь дьявол действует без нашего согласия, просто приходя к людям, не защищенным молитвой и церковными Таинствами.


    Заказ отпевания не обязательно держать в тайне. Наоборот, можете рассказать близким об этом и вместе прийти в храм помолиться.


    Правда в том, что зачастую на людей, твердо решивших креститься или крещеных, но решивших начать духовную жизнь, нападают бесы. Это выражается в плохом настроении и раздражительности, внезапной раздражительности у близких, поломках транспорта. Это реальные действия темных духов. Не бойтесь ни в коем случае: вы на верном пути, а они лишь пытаются помешать вам прийти под охрану Господа. Церковь издревле советует в подобных случаях читать псалом «Живый в помощи» (то есть «Живущий с помощью Божией»), где приводится диалог человека и спасающего его Бога.


    Не стоит придавать значения обычаям вроде закрывание зеркал, постановка рюмки водки с хлебом «на помин души», запрещению садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливанию водки на могилу и так далее. Таким ритуалам нельзя следовать, в них верить. Главное - молиться дома и в храм о человеке.


    На могильном кресте не нужно помещать фотографию усопшего, но можно поставить ее к подножию креста, например, или прикрепить внизу.


    Кремировать умершего, по мнению Церкви, можно если нет другого выхода: некуда захоронить, тяжелое материальное положение родственников, далеко везти тело.


Молитвами всех святых да хранит и да утешит вас Господь!